г. Новокузнецк, Российская Федерация
СОЧИНЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ (ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ)
В структуре общего государственного экзамена по русскому языку в 9 классе сочинение на лингвистическую тему (задание 15.1) является важной составляющей наряду с сочинением, связанным с анализом содержания предложенного текста (задание 15.2), и с сочинением на морально-этическую тему (задание 15.3) [3].
Среди трех предложенных вариантов заданий первый является наиболее сложным как для обучающихся в плане осмысления и выполнения, так и для педагогов в плане подготовки, что и определяет актуальность данной работы.
При выполнении задания 15.1 в задачу учащихся входит объяснить смысл высказывания, связанного с каким-либо языковым явлением, и привести два аргумента из предложенного выше текста для подтверждения данного высказывания.
Наша цель – представить систему подготовки к созданию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Данная система может быть использована учителями-словесниками, а также самими обучающимися в качестве самостоятельной работы в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку наряду с основными учебно-методическими пособиями, посвященными сочинению на лингвистическую тему [1, 2].
Подготовка к сочинению на лингвистическую тему ведется в формальном и содержательном аспектах. Формальный аспект подготовки связан с усвоением композиции сочинения, его языкового оформления. Содержательный аспект связан с объяснением смысла приведенного высказывания и подбором аргументов. Для того чтобы ученикам было проще ориентироваться в большом количестве различных высказываний на лингвистическую тему, мы предлагаем разделить эти высказывания на четыре основные группы, которые различаются по ключевым словам и понятиям. Представляем данную классификацию в таблице 1.
Таблица 1. Основные типы высказываний на лингвистическую тему.
№№ |
Ключевые слова высказывания |
Основные понятия |
Примерный шаблон тезиса |
Аргументы |
1 |
Лексика, словарь, словарный состав языка речь героев |
Слова, выразительные средства языка (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения, фразеологизмы, гиперболы, синонимы и др.) |
С помощью языка (метафор, эпитетов, фразеологизмов и т.п.) можно ярко и точно передать чувства человека, его отношение к миру, особенности характера, красоту природы и т.п. (выбрать нужное) |
Два аргумента из лексики |
2 |
Грамматика |
Форма слова, синтаксис, словосочетания, предложения, синтаксические конструкции |
Чтобы верно и точно выразить мысль (передать смысл), построить высказывание, важно связать слова между собой, употребить нужную форму слова, нужную синтаксическую конструкцию. |
Аргументы по видам предложений: Односоставные, неполные, с обособленными и однородными членами, с вводными словами; виды сложных предложений. Или Аргументы по видам связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Или Аргументы по форме слова (падеж, число, лицо, время и т.п.). |
3 |
Грамматика + лексика |
Слова + формы слова и синтаксические конструкции |
С помощью языка (метафор, эпитетов, фразеологизмов, речи героев и т.п.) можно ярко и точно передать чувства человека, его отношение к миру, особенности характера, красоту природы и т.п. (выбрать нужное). В то же время, чтобы верно выразить мысль, построить высказывание, важно связать слова между собой, употребить нужную форму слова, нужную синтаксическую конструкцию. |
Аргумент 1 : из лексики Аргумент 2 : виды предложений, словосочетаний |
4 |
Пунктуация |
Знаки препинания, функции знаков препинания (структурная, смысловая, интонационная); разделительная и выделительнаяфункции запятой, двоеточия, тире и т.п. |
Каждый знак препинания (запятая, тире, двоеточие, многоточие и др.) значим, выполняет ряд функций: смысловую, структурную, интонационную. |
Два аргумента на различные функции одного знака препинания (если говорится о конкретном знаке) Или (если говорится о пунктуации в целом) Аргумент 1 : один знак препинания Аргумент 2 : другой знак препинания |
Однако сложность подготовки заключается в том, что существует большое количество высказываний, которые по своему содержанию не соотносятся ни с одной из указанных разновидностей. Поэтому на протяжении всего учебного года в 9 классе необходимо вести систематическую работу, связанную с анализом различных высказываний, представляющих то или иное лингвистическое явление. Примерный образец такой работы представлен в таблице 2.
Таблица 2. Высказывания, не относящиеся к основным содержательным типам: тезис и аргументы.
№№ |
Высказывание |
Примерный тезис |
Аргументы |
1 |
Орфография есть вещь условная и меняющаяся во времени; но широкие круги грамотных людей считали её покоящейся на каких-то незыблемых основаниях (Л. В. Щерба) |
Выделяются три принципа русской орфографии, обеспечивающие её устойчивость: фонематический, фонетический и исторический. |
1) Приставки на З-С: выражение фонетического принципа орфографии. 2) Безударная проверяемая гласная в корне – выражение фонематического принципа орфографии. |
2 |
В разнообразии приставок таится разнообразие смысла (К.И. Чуковский) |
Каждая морфема (приставка, суффикс) имеет свой особый смысл, помогает выразить лексическое значение слова. |
1) В слове «поднять» приставка выражает значение «движение вверх». 2) В слове «прибежать» приставка имеет значение «приближение». |
3 |
Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, предложение. И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу (М.В. Панов) |
Язык представляет собой систему: из звуков строятся морфемы, из морфем – слова, из слов образуются словосочетания и предложения. Каждая единица значима, участвует в выражении смысла. |
1) В слове «испугалась» постфикс «сь» выражает значение «действие, направленное на самого себя». 2) Слова «рыжий» и «кот» образуют словосочетание с видом связи согласование. |
Таким образом, система подготовки к написанию сочинения на лингвистическую тему в содержательном аспекте включает следующие этапы:
1) усвоение особенностей основных четырех смысловых типов высказывания, отработка умения соотносить конкретное высказывание с определенным типом; 2) работа над языковыми понятиями, не относящимися к содержанию основных типов высказываний: составление таблицы «нестандартных» высказываний.
На каждом этапе также параллельно ведется практическая работа по созданию сочинений по различным высказываниям (не реже одного раза в две недели, последние два месяца подготовки – каждую неделю).
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/argumentyi-k-sochineniyu-na-lingvisticheskuyu-temu/
1. Амелина, Е.В. Русский язык. Готовимся к ОГЭ / Е.В. Амелина. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 192 с.
2. Егораева, Г.Т. ОГЭ (ГИА-9) 2015. Практикум по русскому языку. Выполнение заданий части 3. Сочинение на лингвистическую тему / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 142 с.
3. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 240 с.
© Ю.В. Косицина, А.Н. Косицин, 2015
Адрес публикации: