Оценка сочинений и изложений

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения пра­вильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки уча­щихся.

Сочинения и изложения в IV—VIII классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в IV классе — 100— 150 слов, в V классе—150—200, в VI классе — 200—250, а VII классе —250— 350, в VIII классе — 350—450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VII и VIII классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в IV клас­се— 0,5—1,0 страницы, в V классе—1,0—1,5, в VI классе—1,5—2,0, в VII классе — 2,0—3,0, в VIII классе — 3,0—4,0.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к пример­ному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывай» тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ста­вится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение , пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку , за исключением случаев, когда прово­дится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

12 стр., 5779 слов

Класса сочинения на свободную тему

... Снегурочку. И они придут, как всегда, вовремя. Теленок Борька (сочинение-повествование) На летние каникулы я поехал к бабушке в деревню. Неза­ ... ребячьим шумом. Звенит звонок, и все расходятся по своим классам. В кабинет входит наш учитель истории. Он рассказывает нам ... небо пасмурное, все равно цвета остаются свежими, природными и на вазе можно найти все небесные оттенки от пронзительно голубого до ...

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфо­графических, пунктуационных и грамматических.

Примечания.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, ориги­нальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоя­щих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличен­ных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ста­вится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

8. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям, оно написано удовлетворительно.

однотипных

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме 2. Фактические ошибки отсутст­вуют 3. Содержание излагается после­довательно 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используе­мых конструкций, точностью словоупотребления 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 ре­чевых недочета

Допускается: 1 орфогра­фическая, или I пунктуа­ционная, или 1 граммати­ческая ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незна­чительные отклонения от темы) 2. Содержание в основном досто­верно, но имеются единичные факти­ческие неточности

3. Имеются незначительные нару­шения последовательности в изло­жении мыслей

4. Лексический и речи достаточно разнообразен

5. Стиль работы отличается един­ством и достаточной выразительно­стью

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов

Допускается: 2 орфографи­ческие и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографи­ческая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуаци­онные ошибки при отсутст­вии орфографических оши­бок, а также 2 граммати­ческие ошибки

«3»

1. В работе допущены существен­ные отклонения от темы

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные факти­ческие неточности

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конст­рукции, встречается неправильное словоупотребление

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выра­зительна

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются: 4 орфографи­ческие и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографи­ческие ошибки и 5 пунк­туационных ошибок, или 7 пунктуационных при от­сутствии орфографических ошибок (в IV классе — 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки

«2»

1. Работа не соответствует теме 2. Допущено много фактических неточностей 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выражен­ной связью между ними, часты слу­чаи неправильного словоупотреб­ления 5. Нарушено стилевое единство текста В целом в работе допущено 6 не­дочетов в содержании и до 7 рече­вых недочетов

Допускается: 7 орфографи­ческих и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографи­ческих и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных оши­бок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено более 6 недо­четов в содержании и более 7 рече­вых недочетов.

Имеется более 7 орфогра­фических, 7 пунктуацион­ных и 7 грамматических ошибок