«Не стареют душой ветераны»

Научно - исследовательская работа

Бегут недели, месяцы и годы

И с каждым годом всё быстрей, быстрей.

В мир вечных тайндрузья от нас уходят.

Всё меньше остаётся их – друзей.

Уходят тихо, так же, как и жили,

Заслугами своими, не кичась,

Припоминая юность, фронтовые были

И всех, прощая в свой последний час…

(В.Г.Капустин)

Патриотизм — понятие очень ёмкое. Оно включает в себя глубокое знание исторического прошлого Родины, гордость за её героев, понимание того, что сделано предшествующими поколениями. Оно означает и чувство сопричастности ко всему, что происходит сегодня, осознание своей личной ответственности за судьбу страны. Патриотизм и воспитывается на конкретных делах, и проявляется в конкретном труде. Патриотизм, нравственность, духовность — понятия очень близкие. И чтобы в нашей работе оправдать эти выводы, большое место мы уделяем поисковой, исследовательской работе.

Актуальность

При изучении истории школы, вся работа, естественно, начиналась с поиска. С поиска первых учителей, первых выпускников, строителей школы..

Главной целью нашей работы было найти людей, которые могли бы рассказать нам о тех учителях, которые работали в нашей школе перед началом Великой Отечественной войны. О тех учителях, которые ушли воевать из стен нашей школы. Найти фотографии тех лет, которых тогда почти не было. Обращались и в архив, и в военкомат, но сведений, нужных нам дать не могли, их просто не было.

Большую помощь нам оказали ученики военных лет, от них мы узнали фамилии учителей работавших в то время. С самых первых шагов мы поняли, что нам есть чем и кем гордиться. Это наши учителя и выпускники — участники Великой Отечественной, вернувшиеся с фронтов и погибшие, о которых мы узнавали от их родственников, друзей, знакомых.

Главным героем исследовательской работы стал Вячеслав Григорьевич Капустин. Который, предоставил нам много фотографий, воспоминаний, стихов.

Новизна работы заключается в том, что общение с ветераном происходит через интернет. Сам В.Г.Капустин проживает в городе Калининград поэтому общаться в «живую» мы с ним не можем.

21 стр., 10057 слов

Развитие отечественной культуры в годы перестройки

... и предметов культа. Цель работы: исследовать положительные и отрицательные стороны развития культуры в годы перестройки. Задачи: - рассмотреть школьную реформу времен перестройки - изучить закон об ... характер. С этого периода в системе образования начинается поляризация учебных заведений: наряду с общеобразовательной школой в системе образования начали работать школы с углубленным изучением ...

Научное и практическое значение результатов.

Цель:

Подбор материала об учителях прошлых лет для школьного музея.

Задачи:

— поиск фотографий;

— опрос бывших учеников;

— опрос учителей;

— воспитание патриотических чувств к своей школе;

— привитие интереса к научной деятельности.

— создание в школе музея.

ПИСЬМО ВЕТЕРАНА

Самую большую помощь в поисковой работе нам оказал Капустин Вячеслав Григорьевич. В 2010 году к нам по электронной почте пришло письмо, из которого мы узнал, что в далёком городе Калининграде живёт человек, который работал в нашей школе учителем русского языка и литературы с 1938 года по 1940 год. Это была наша самая большая удача. Вячеслав Григорьевич подполковник в отставке. Ветеран Великой Отечественной войны, ветеран военной службы, ветеран труда. Приложение 1.

Вячеслав Григорьевич родился 2 декабря 1920 года в городе Горно-Алтайске (до 1948 года город Ойрот-Тура).

Окончив в 1938 году школу №12 и получив, как тогда говорили, путёвку в жизнь, каждый из выпускников выбирал свой путь. Многие решили продолжить учёбу и направились искать своё счастье в дали от отчего дома. В 1935 году скоропостижно скончался отец. И Вячеславу Григорьевичу, старшему из братьев, надо было думать не только о себе, но и о своих двоих младших братьях и маме.

При областном педагогическом училище открылись двухмесячные курсы по подготовке преподавателей для сельских школ области на отделениях: русский язык и литература; физика и математика; химия и биология. В.Г. Капустин был зачислен на отделение русского языка и литературы. По окончании курсов было выдано соответствующее удостоверение. Его направили Бело-Ануйскую неполную среднюю школу. Так закончилось его детство. Впереди была неизвестность – и волнующая и немного пугающая. Время вступления во взрослую, самостоятельную трудовую жизнь.

В 1938 году в школе работало 23 учителя, директором был Лазарев Сергей Филимонович, завучем – Семён Митрофанович Евсеев. Они опытные педагоги, никогда и ничем не подчеркивали своего превосходства, они воистину были равными среди равных. Кроме начальных классов, здесь было три параллельных пятых класса, два шестых и один седьмой. Большинство преподавателей старших классов в то время были мужчины. Среди них Пётр Фадеевич Зарубин- учитель русского языка, Гребенкин Алексей Елиферьевич – учитель истории. Приложение2.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ки, ...

«Однажды в праздничный ноябрьский день, мы, девять учителей во главе с нашим директором, поднялись на один из ближайших скалистых отрогов безымянной горы, где Сергей Филимонович сделал снимок на своём ФЭДе. Приложение 3. Мужская часть «альпинистов» решила подняться выше на самый пик. Подъём надо сказать, был не из лёгких. Склон был крутой, к тому же вода и мороз сделали своё дело – щебень так и сыпался из под ног. Кроме редкой пожухлой травы, пробивавшейся в расщелинах скалы, не было никакой растительности. На гору взбирались почти на четвереньках, цепляясь руками за каменные уступы. День был солнечный, на фоне голубого алтайского неба были отчётливо видны дальние горы, казавшимися голубыми»

Вячеслав Григорьевич организовал в школе литературный кружок, в кружке дети читали стихи, некоторые семиклассники пробовали и свои силы. Один из них Иван Березнев. Он прекрасно учился, много читал и вообще был заметен своей аккуратностью, серьёзностью и удивительно красивым почерком.в 1942 году, после окончания 10-го класса, его призвали в армию и направили в лётное училище. Оего ратных подвигах свидетельствуют награды и внеочередные воинские звания. В 1950 году он уже имел чин майора и служил в штабе ВВС Западно-Сибирского военного округа в городе Новосибирске. Приложение 4.

Нагрузка в школе была большая: уроки, проверка тетрадей, подготовка к занятиям, общественная работа… иногда приходило и вдохновение. Написал несколько стихотворений, закончил начатую ещё в школе большую лирическую поэму о строительстве канала Москва-Волга.

Совсем недавно Вячеслав Григорьевич выслал нам по электронной почте «Гимн школы», который сочинил сам. Приложение 5.

В августе 1940 года Капустина В.Г. назначили директором Черно-Ануйской средней школы. А в 1941 году он ушёл на фронт.

Вот уже второй год мы переписываемся с Вячеславом Григорьевичем. Постоянно поздравляем его с разными праздниками, пишем о том, как мы живём, о том, что у нас интересного в школе происходит, о том, какая у нас красивая современная школа. Он же в свою очередь нам с благодарностью отвечает, рассказывает, как он работал в школе, выслал очень ценные для нас фотографии, выслал сборник своих стихов «Память». За что мы ему очень благодарны. Приложение 6.

«За многие годы я прошел, как говорится, огонь, воду и медные трубы, а Бело-Ануйскую школу, где я впервые познал благородство труда учителя – сеятеля доброго, вечного, помню и не забываю, с благодарностью вспоминаю её. Вспоминаю моих коллег учителей-подвижников, многих своих учеников

От всей души желаю всему коллективу школы – и учителям, и учащимся – успехов во всех, больших и малых, делах!

30 стр., 14956 слов

Личность Григория Распутина и его влияние на царскую семью

... роли в принятии государственных решений на основе широкого круга источников. Цель работы — изучение личности Григория Распутина и его влияния на семью последнего российского императора Николая II. В ... 1467, а часть ее протоколов была опубликована в 1920-х гг. П.Е. Щеголевым в 7 томах и по сей день является главным документальным основанием для анализа распутинского ...

Да поможет всем вам в жизни Вера в свои силы, Надежда на осуществление вашей мечты и, конечно же, Любовь». [ 1. С 3 ]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любовь к родному краю, селу, школе воспитывает гордость за свою малую Родину, за свое Отечество. Краеведение, поисковая работа — это все воспитание патриотизма. Это уважение к добрым традициям старшего поколения, уважение и желание помочь ветеранам и всем тем, кому сейчас плохо.

Вот, исходя из этого, интересуясь прошлым нашего села, школы, беседуя со старожилами, используя публикации и литературу разных лет, собрав интересные материалы: фотографии, документы, записав рассказы, написали исследовательскую работу «Не стареют душой ветераны».

Работа эта имеет успех, благодаря пониманию и вниманию администрации школы и всего учительского коллектива. Со всеми этими работами мы выступаем в классных коллективах и делимся с другими, проводим экскурсии, беседы, уроки мужества, они интересны для любой аудитории.

Благодаря этому мы узнали очень многое об учителях, работавших в нашей школе в довоенное время. Рассказали о Вячеславе Григорьевиче Капустине, который предоставил нам много фотографий, сборник стихов и, конечно же, свои бесценные воспоминания за которые мы ему безмерно благодарны. Вячеслав Григорьевич в настоящее время проживает в городе Калининграде и мы надеемся, что связь между нами не потеряется.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/nauchno/na-temu-ne-stareyut-dushoy-veteranyi/

  1. Вячеслав Капустин – сборник стихов «Память».Калининград 2010г.

  2. Информаторы:

— Мария Андреевна Константинова 1928 года рождения, родилась в с.Белый Ануй, в настоящее время проживает в с. Белый Ануй.

— Людмила Алексеевна Тырышкина 1922 года рождения, родилась в с. Белый Ануй, в настоящее время проживает в г. Новосибирске.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Капустин Вячеслав Григорьевич

Приложения 1

Приложение 2.

Приложения 2

Гребенкин Алексей Елиферьевич., Учитель истории., Февраль 1939 год.

Гребенкин алексей елиферьевич  1

Зарубин Пётр Фадеевич., Учитель русского языка и литературы

1939 г.

Приложение 3.

Учителя — «Альпинисты» 13 ноября 1938 г.

Зарубин пётр фадеевич  1

Зарубин пётр фадеевич  2

16 стр., 7742 слов

Сочинения. : Любовь Аксиньи в романе Тихий Дон, Шолохов Григорий ...

... приложение). Если ж подруга неверна, жизнь без любви и верности теряет смысл («Скакал казак»). Обратимся к роману Шолохова «Тихий Дон» ... уже беременна их общим с Григорием ребенком. Далее начинается война и Григория забирают на фронт. Тяжело Аксинье оставаться ... испытаниями, которые приготовила ей судьба. Тема урока «Вечные» темы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон». Любовь и долг». Цель урока Задачи: ...

Приложение 4.

Иван Березнев ученик 7 класса

Декабрь 1938 г.

Зарубин пётр фадеевич  3

Приложение 5.

Гимн школы

Зарубин пётр фадеевич  4

Приложение 6.

Зарубин пётр фадеевич  5

Приложение 6.

Зарубин пётр фадеевич  6

Приложение 6.

Зарубин пётр фадеевич  7

Приложение 6.

Комсомольцы с. Белый Ануй 1939 год

Зарубин пётр фадеевич  8

Слева на право. Сидят: Буньков Маркел, Зарубина Анастасия, Востриков Григорий Иванрвич, Багина Наталья, Евсеев Семён Митрофанович;

Стоят: Капустин Вячеслав Григорьевич, Березнев Иван, Ишкова Анастасия Михайловна, Комлева Александра Михайловна, Тулина Ефимья, Баклыкова, Московская Александра.