Педагогическое «О гражданственности»

Фефилова Эльза Раульевна

Учитель истории высшей квалификационной категории,, Классный руководитель МБОУ «СОШ № 10», Города Набережные Челны Республики Татарстан, Педагогическое эссе

«И жизнь продолжится»

В Евангелие есть знаменитая притча о сеятеле. Вышел сеятель сеять, но у каждого зерна была своя судьба. Одно зерно поклевали птицы, другое упало на каменистую почву, взошло, но скоро засохло, третье попало в терние, то есть в сорняк, и это его заглушило. А иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто раз, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Представьте себе, что жизнь каждого человека – это семя, которое разбрасывает невидимый сеятель. На какую почву оно упадет? Будет ли ему достаточно влаги, тепла и света, чтобы оно взошло, набрало сил и дало жизнь следующему? Каков он будет, тот урожай?

Этот вопрос, хочется верить, задает себе каждый сеятель. Таким сеятелем чувствую себя и я. Мое сердце, моя душа чувствует мир по-своему. Когда я среди детей – своих, чужих, да и, наверное, всех людей, я как будто растворяюсь в них. Мне всегда хорошо среди людей, и особенно детей. Я живу их проблемами. Живу их мечтами, счастьем и горем, забывая часто про время и про другие дела.

А как же организовать жизнь ребенка, чтобы она была настоящим упражнением в нравственных поступках? Что влияет отрицательно в воспитательном отношении опыта ребенка? Как помочь ему стать гражданином России? Сегодняшний подросток – это завтрашнее общество. А как воспитывали нас?

Я из поколения 70-х. Наше детство, юность отличалось заботой о стране. Любой призыв расценивался как боевой приказ Родины. Но в-первую очередь мы учились от своих родителей заботе о других. Я видела, как жили и работали наши родители: заводской гудок, рабочие электрички, а потом камский ветер Челнов – стройка Нижнекамской ГЭС, города, КамАЗа. Мы знали наизусть слова: «Трудность забудется. Чудо свершится. Сбудется то, что сегодня лишь снится!» И мы были горды, что мы – школьники помогаем строить РИЗ – превенец КамАЗа. Мы знали о «сороковых, свинцовых, пороховых…» из рассказов своих родителей. Мой отец в 17 лет из Челнов с ботинками через плечо шел до Бугульмы, чтобы уехать на фронт уже в конце войны. А потом служба по всей России от запада до востока. А маме досталось голодное детство блокадного Ленинграда, потеря родителей, дома. И их поколение не рассуждало, оно верило в светлое будущее, оно знало: «Надо!» И не сравнить сегодняшнюю жизнь с 40-50гг, они подняли страну из разрухи, они любили, они подарили нам жизнь. Об этом знают не только мои дети, но и школьники.

2 стр., 800 слов

Нужны ли России образованные люди?

... пользу России. Так кто же такие образованные люди, и чем они могут помочь родной стране? По моему мнению, образованность является очень широким понятием. Для меня образованность - это не только ... обращая внимание лишь какие-то одни стороны жизни. Для того, чтобы долго и благополучно существовать, России необходимо развивать все сферы и области. Только тогда, как мне кажется, мы поднимемся ...

Нас учили делать все хорошо и доводить до конца. Родители любили свою работу и за это их уважали и ценили люди. Они умели дружить, почитали народные и семейные традиции. И мы это все впитывали, без этого не представляем и свою жизнь сейчас.

Написать родословную своей семьи мне пришлось уже позже, когда не стало уже моих родителей. По крупинкам из рассказов родственников я собирала материал. И хоть внуков еще у меня нет, но дети мои уже могут многое рассказать о своем роде. Надеюсь, это поможет им стать настоящими людьми.

Гражданственность – это высшая ступень развития сознания личности. Именно в детстве закладывается фундамент гражданственности. Воспитать гражданина – это значит на примерах своей семьи, своего отношения к жизни каждую минуту показывать, как надо жить: думать и заботиться о Родине, не оставаться в стороне от проблем людей вокруг тебя, быть честным и порядочным.

Именно от того, кто рядом с ребенком в семье, в школе, именно от того, каков его образ жизни, его мысли, чувства зависит его личность, на сколько в этой жизни он активен, на столько активен он будет взрослым.

Современное общество столкнулось со многими проблемами, в возникновении которых, я считаю, в-первую очередь, само общество и виновато. Когда пришлось сойти с «пути в коммунизм», «сплеча рубили» все: историю, искусство, систему воспитания, саму идею в нового человека. Не забыли и про детей!

Все мы вышли из пионерского детства. Какой был монолит-эта октябрятско-пионерская ватага. На сборах рассуждали о верности Родине, почитали пионеров – героев, тимуровская забота о ветеранах никогда не считалась зазорной. Игры: «Зарница», «Орленок», «зеленый патруль», операции по сбору металлолома и макулатуры-все это сплачивало ребят. Они знали — это все для Родины. А как ждали приема в пионеры! Ты со всеми вместе, значит, мы едины, мы сильны, наша Родина самая могущественная. Ты только заботься о ней, учись, хорошо работай, живи честно, неси радость людям! И Родина тебе поможет, защитит. И вдруг ВСЕ ЭТО разом сломано. Сломать всегда легко, а построить трудно. Что было предложено? Западные диснеевские мультфильмы «Утиные истории», Скрудж (что в переводе – скряга) твердит: «Деньги — это главное». Практически все, что в этом герое положительно, с точки зрения нашей культуры — отвратительно. У него одна страсть – прибыль. Не жалеет ни своих работников, ни своих племянников. Конечно, мультик так сразу не изменил поколение. Какое засилье американской культурой на телевидении, в литературе – одни убийства, разборки или дамские романчики, фэнтэзи.

Внедрение компьютеров в нашу жизнь бесспорно необходимо. Но взять компьютерные игры, где что не игра – «догнать и убить». И что слышно обычно в конце: «Я убит! Я погиб!»

5 стр., 2297 слов

История жизни учителя

... 9, 10, 11 класс История, учительница жизни Большой зал Российской ... ответственность за воспитание детей, кроме родителей, конечно же. И ... учитель в школе, и каждый педагог по своему, повлиял на будущие взгляды человека. В моей школьной жизни, тоже был учитель, ... истории. Только глубокое знание прошлого и само стремление его понять способно формировать историческое сознание и укреплять связь поколений. ...

А читают ли дети русскую классику? Всю программу перечеркнули. Конечно, надо смотреть только вперед, но как изучать произведения по фрагментам, избранно, мозаично?

Ходят ли наши дети в музеи, слушают ли классическую музыку, бывают ли на художественных выставках? Сами – редко, да и порой и классный руководитель быстрее пригласит их на базу отдыха или вечер, чем поведет их в такой культурный центр. А наша русская культура может показать настоящую правду жизни! Библиотеки пустуют. В основном, мужчины — за боевиками, студенты – за контрольными.

А само обучение в школе может скоро перейти на иллюстрированное преподавание. Нет живого слова, нет споров, поиска самостоятельного ответа. Не поймите меня не правильно, это не пессимизм. Я горда, что в большинстве случаев в нашей школе работают учителя — новаторы, учителя – друзья детей. Но ведь и их поколение уходит. В школу приходят учителя – «урокодатели». Отвели урок, а дальше – их не интересует: дошло ли до детей! Произошло ли с ними хоть какое – то изменение?

Урок, сегодня, как обязательное условие к воспитанию. Не главное: напичкать информацией. Смысл жизни – главный вопрос урока! И это зависит от того, кто рядом с тем, кому дальше тянуться к свету, будь-то учитель или родитель – т.е. «учителя жизни». Любим ли мы свою Родину, как мы бережем, относимся к ней, заботимся ли?. Нравственны ли мы сами – взрослые? Подросток видит нас, слушает. Мы – для него пример. Поэтому в воспитании школа должна быть едина с семьей.

Хотя порой это и наоборот. Придет подросток из школы со своими может быть только проглядывающими гуманными идеалами от учителя – «Человека», а дома уже другая почва для своего воспитания. Родители со своим взглядом : «не ходи школу на уборку – запачкаешься», « не ходи к ветерану , или инвалиду – там дурно пахнет», « не ходи на соревнование – без тебя справятся». Зато эти родители стараются удовлетворить все прихоти подростка: и новый сотовый, одежда лучших брендов, карманные деньги измеряются тысячами. Но эти родители не знают друзей своих детей, не знают, какую последнюю книгу их сын прочитал, не знает их ребенок имени своей бабушки и где она похоронена. Вот что губит страну, вот с чего начинается распад государства. С воспитания начинается человек.

Главное в школе – развитие нравственности школьников. Сейчас, к сожалению, брошены под ноги и начали затаптываться такие нравственные качества человека, как честность, милосердие, благородство, учтивость, взаимоуважение друг к другу, почитание общественного мнения, которое веками передавались из поколения в поколение. Мы в ответе за любого подростка. Если я не буду учить его состраданию к крепостному «Герасиму», изучая с ними Россию до 19 века, переживать и гордиться за Родину, ее защитников в разные годы, помогать искать пути развития России вместе с «западниками и славянофилами», помочь понять причины революций и их последствия. И главное, чтобы подросток понял, что и его семья вписала ни одну страницу в историю России. Наш школьник будет иметь всегда свое мнение, желание внести свой вклад в развитие России.

4 стр., 1869 слов

LearnEnglishBest / Рассказы, статьи / Топик The life of modern ...

... по русскому языку, Тема урока: «Какие мы –современные подростки» учитель русского языка и ... других стран. Сочинение на тему » Хобби подростков в нашей стране». Хобби у подростков в ... ходим, но у нас есть электронная библиотека. Не у всех наших родителей есть деньги на ... лучший пример для нас, их детей. А мы рассказываем друг ... молодеть» из-за малоподвижного образа жизни. Во-вторых, напряжённость сильно ...

Сегодня у ребенка сменились ориентиры. А так важно, чем наполнена внутренняя жизнь ребенка: чем заняты его мысли, сердце, на что он тратит свою энергию, что его волнует, каков мотив его поступка. Рассуждая, сочувствуя, переживая, он приучается себя заботе о других, о своей Родине. Это и есть школа гражданственности. А истоки гражданственности в нашем отношении к подростку, в общем, с ним языке. Надо понять каждого ребенка, надо принять его таким, какой он есть, надо быть рядом с ним.

И тогда зерно взойдет, поднимется к солнцу, наберет силу. И жизнь продолжится!