Развитие отечественной культуры в годы перестройки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Исторический

факультет

Истории России

кафедра

Мухина Инна Игоревна

Развитие отечественной культуры в годы перестройки

название курсовой работы (проекта)

Курсовая работа (проект), выполнена в рамках изучения дисциплины

«Новейшая отечественная история»

указывается название дисциплины

Направление подготовки: 050100.62

Педагогическое образование: История и обществознание

Научный руководитель:

доцент кафедры

Истории России

Лебедев С. В.

Астрахань – 2017

На рубеже 80-90-х годов произошли изменения правительственной политики в духовной жизни общества. В результате отказа органов руководства культурой от административных методов литературы, искусства, науки. Факты были опубликованы в периодических изданиях – газетах «Московские новости», «Аргументы и факты», журнала «Огонек». Раскрытие ранее неизвестных фактов русской послереволюционной истории периода вызывало поляризацию общественного мнения. Значительная часть либерально настроенной интеллигенции активно поддержала курс реформ М. С. Горбачева. Некоторые группы населения: специалисты, исследователи, видели в реформах «измену» делу социализма и активно выступали против них. Мнения разных людей, к изменению политики в духовной жизни приводило к конфликтам в руководящих органах творческих объединений интеллигенции.

9 стр., 4246 слов

История храмов России

... Голосовым оврагом. Зачастую она называется Дьяковской, по названию расположенного рядом села Дьяково. Традиционно считается, ... храм в Коломенском. Строительство в Дьякове храма Усекновения главы Иоанна Предтечи (и храма Василия Блаженною на Красной площади и введение обряда коронации в России) ... г. храм был закрыт, затем службы возобновились и более не прекращались.Стоит в контексте работы упомянуть ...

Реформы, начатые партийным руководством во главе с М. Горбачевым в 1985 году, оказали огромное влияние на культуру. Ослабление цензуры вызвало большое количество публикаций на ранее запретные темы. На первый план выдвинулись обсуждение и осуждение деформаций социализма. Быстро росли тиражи журналов и газет.

Произошли изменения в области литературы и искусства. Отменена практика использования сценариев в кинематографе, государственный контроль над производством фильма был ослаблен. Исчез «железный занавес».

Многие члены интеллигенции поддержали реформаторский курс партии, читая статьи журналистов и ученых Попова, И. Клямкина В. Селюнина, Н. Шмелева. Из Академии вышли многие политические деятели. Другая часть интеллигенции придерживалась курса Горбачева, среди них были известные писатели В. Солоухин, В. Белов, В. Распутин, Ю. Бондарев, выступавшие против «вестернизации» страны и отметили наличие гражданской войны в литературе.

Идеологические и политические разногласия привели к расколу единых творческих союзов. Новые творческие объединения и коллективы, научные лаборатории и кафедры университета, которые получили право выбора руководителя. Изменилось отношение государства к религии и Церкви, восстановление закрытых в годы Советской власти монастырей и церквей. Были сняты запреты на религиозное образование, распространение религиозной литературы и предметов культа.

Цель работы: исследовать положительные и отрицательные стороны развития культуры в годы перестройки.

Задачи:

— рассмотреть школьную реформу времен перестройки

— изучить закон об образовании времен перестройки

— охарактеризовать развитие литературы в годы перестройки.

— проанализировать историю развития театра в годы перестройки.

— изучить развитие кино и телевидения в годы перестройки

— рассмотреть развитие музыки в годы перестройки

— изучить развитие живописи в годы перестройки

  1. Школьная реформа.

В 1983 году, в июне 11ленуме ЦК КПСС было отмечено о необходимости проведения школьной реформы. В 1984 году проект реформы был опубликован и после дебатов (3 месяца) на основе документа, озаглавленного «Основные направления реформы общеобразовательной школы». Реформой 1984 года было предложено провести комплекс мер:

Изменение сроков обучения (введение 11-летняя школа) и школы (4+5+2).

  • Обеспечение учащихся 8-11 классов возможностью специализации по таким дисциплинам, как физика, математика, химия, биология, гуманитарные науки.
  • Введение единого типа профессионально-технических училищ: СПТУ на базе слияния общего и профессионального образования.
  • Упорядочение учебной нагрузки учащихся: 1 класс — 20 часов;
  • 2 класс — 22;
  • сл. 3-4-24;
  • 5-8 кл.-31;
  • 9-11 кл. -31 часов.

Уменьшения численности учеников в классах до 30 учеников (1-9 класс) и 25 (10-11 кл.).

10 стр., 4592 слов

Отечественная наука, культура, образование в условиях перестройки

... не выполнялись и непрерывно перекраивались, пропорции в отраслях народного хозяйства нарушались. Достижения в области здравоохранения, образования, культуры утрачивались. Стихийное перерождение системы изменило весь ... и реформ. Таким образом, к началу 80-х годов советская тоталитарная система фактически лишается поддержки значительной части обществе. В условиях монопольного господства в обществе ...

Совершенствование и повышение заработной платы учителей.

Задуманная в министерских кабинетах, неподготовленного реформы начались практически сразу буксовать. Реформа была не проработана, был задумана и реализована в спешке. Ей не хватало четкой концепции, стратегии и механизма реализации. Реформа включала в себя профессионализацию средней школы, слияние общего и профессионального образования, создание новых образовательных учреждение среднего профессионального — среднего профессионального-технических училищ. Как показало время, многие из целей реформы были просто ошибочными.

В ходе Пленумов ЦК КПСС 1986-1987 были неоднократные критические замечания в адрес реформы. В 1988 году, Министерством образования, Министерством высшего и среднего специального образования, Государственного комитета по народному образованию были объединены в Государственный комитет по народному образованию СССР.

К 1986 году, состоялась общественная дискуссия о будущем школы. В газете «учителей» (1986-1988), существует ряд публикаций, посвященных поиску путей обновления школы, подписью учителя-новаторы в. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин, М. П. Щетинин и т. д. Выступления учителей-новаторов в работе совещаний, педагогической общественности, в прессе, вызвало большой общественный резонанс и ознаменовали новое направление в Советской педагогике, как «педагогика сотрудничества». Эта группа учителей, использовавших новые методы обучения, доказавшая свою эффективность, стала катализатором социально-педагогической концепции развития школы в новых социально-экономических условиях. Неприятие новых идей формальной педагогики только подстегнуло общественный интерес. На волне общественного-педагогического движения, большое развитие творческого Союза учителей, школу. В целях подготовки реформы были независимые научные коллективы: Академия педагогических наук СССР и вник «школа» во главе с Д. Э. Днепровым.

В 1988 году в Москве состоялась Всесоюзная конференция работников народного образования, в ходе которой ВНИК «Школа» по школьная реформа получила поддержку. В сентябре 1989 г. Государственным комитетом по народному образованию СССР была утверждена учебная программа новой школы, которая была значительно усилена гуманитарная составляющая (от 41 до 50%).

В этот период начался отход от стандартных моделей школьного образования. К 1989 году относится появление первых гимназий и лицеев в СССР.

В Белоруссии первый Лицей был создан в 1990 году. Созданные на базе специализированных школ, они были предназначены для углубленного изучения предметов и имели в основном гуманитарный характер. С этого периода в системе образования начинается поляризация учебных заведений: наряду с общеобразовательной школой в системе образования начали работать школы с углубленным изучением предметов, гимназии, лицеи.

6 стр., 2810 слов

Система художественного образования и художественной школы Баухауз

... системы в соответствии с современным социально-культурным и историческим уровнем развития общества. Цель работы: формирование знаний о системе художественного образования и художественной школы Баухауз. Задачи: Выявить особенности школы Баухауз; Раскрыть основные моменты образовательного ... художественных школ Германии, но оказал значительное влияние на развитие профессионального образования в ...

С распадом СССР в 90-х годах XX века в постсоветском образовательном пространстве происходят глубокие трансформационные процессы. Получает развитие негосударственный сектор образования. Учебный план средней школы переработаны. Они выделили три компонента: Федеральный, региональный и школьный. Законодательная деятельность активизировалась в области образования, прием документов и законов, которого отражает новые реалии. Важным направлением школьной политики является Деятельность экспериментальных школ, на базе которых апробируются новые модели школ и образовательных технологий, предпринимаются попытки переноса на российскую почву опыта зарубежных школ. В последнее время Российская система образования все больше склоняется к американской модели образования, которое рассматривается как образец для подражания.

  1. Закон об образовании, принятый во времена перестройки.

Федеральный закон «Об образовании» был принят Государственной Думой 12 июля 1995 года, одобрен Советом Федерации 5 января 1996 года. Съезд народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации предложил следующие изменения и дополнения:

Объявить образование приоритетом. Создана Федеральная программа развития образования, которая был утверждена законом, разработанным на конкурсной основе, объявленным Правительством Российской Федерации. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях создание и деятельность политических и религиозных организаций не допускалось.

Государственная политика в области образования основывалась на гуманистическом характере образования, единстве Федерального культурного и образовательного пространства, общедоступностью образования, светским характером образования, свободой и плюрализмом в образовании, демократическом характере управления образованием.

Законодательство РФ в области образования включало: Конституцию РФ, Федеральным законом, принятым в соответствии с другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области образования. Которые разграничивают полномочия и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти субъектов РФ, регулируют отношения в сфере образования, были введены общие установочные положения относительно субъектов РФ и осуществляли правовое регулирование в области образования. Физических и юридических лиц, нарушающих законодательство РФ в области образования, несет ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Задачи законодательства РФ в области образования явились: разграничением компетенции в области образования, обеспечением и защитой конституционного права граждан РФ на образование, создание правовых гарантий, прав и обязанностей физических и юридических лиц в области образования.

Гражданам РФ гарантировалась возможность получения образования независимо от пола, национальности, вероисповедания, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения. Обеспечение социально-экономическими условиями для получения образования. Гарантировался доступ граждан к бесплатному образованию на различных уровнях. Высшее образование гражданин мог получить бесплатно при условии, что он получает его впервые. Нуждающимся в социальной помощи, государство в период обучения выплачивало стипендию. Создавались условия гражданам с ограниченными возможностями в развитии, на получение образования с использованием специальных педагогических подходов. Правительство помогает в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности.

5 стр., 2161 слов

Корпоративная культура в дошкольном образовательном учреждении

... системы управления в практике функционирования дошкольного учреждения; между требованием времени к развитию корпоративной культуры педагогов образовательного учреждения и реальной системой управления в дошкольном образовании; между управлением, обеспечивающим качество деятельности дошкольного учреждения, и состоянием корпоративной культуры педагогов дошкольного учреждения, направленной ...

Граждане РФ имели право на получение основного общего образования на родном языке и на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Языки, на которых велось обучение определялся учредителями образовательного учреждения. Государство поддерживало представителей народов РФ, для получения основного общего образования на родном языке. Во всех учебных заведениях изучение русского языка было обязательным. Вопросы изучения государственных языков республик, входивших в состав РФ, регулировались законодательством этих республик.

В РФ устанавливались ГОСТы, которые включали Федеральный и национально-региональный компоненты, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, Максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. Реализация образовательных программ для учащихся с отклонениями в развитии.

Образовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, развития профессиональных образовательных программ. Обязательный минимум содержания программы был установлен ГОСТОМ.

Была очная, очно-заочная (вечерней), заочная, семейная, экстернат формы обучения. Для всех форм обучения действовал Единый ГОСТ. Перечни профессий, устанавливались Правительством РФ.

Учредители образовательного учреждения во время перестройки эпохи, включали:

1) органы государственной власти, органы местного

самоуправления;

2) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединений (ассоциаций и союзов);

3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

4) общественные и религиозные организации(объединения),

зарегистрированных на территории РФ;

5) граждане РФ и иностранные граждане.

Учредителем образовательных учреждений всех типов могло быть только правительство РФ. Учредитель образовательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением могли быть только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Отношения между учредителем и образовательным учреждением был закреплен договором.

Частные образовательные организации, созданные в организационно-правовых формах, предусмотренные в организационно-правовых формах, предусмотренные законодательством РФ для некоммерческих организаций. Их деятельность регулируется законодательством РФ.

4 стр., 1610 слов

СМК-О-СМГТУ-42-09 ( \/работа). Государственное образовательное ...

... АСУ – Автоматизированная система управления; ГОУ ВПО «МГТУ» - Государственное образовательное учреждение высшего профес- сионального образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»; ГСИ – Государственная система обеспечения единства измерений; ЕСКД – Единая система конструкторской документации; ЕСПД – Единая система программных документов; ЕСТД ...

В период перестройки существовали образовательные учреждения следующих типов: начального, среднего, профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования, учреждений дополнительного образования взрослых, специальных для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений дополнительного образования, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждений дополнительного образования детей и т. д.

Образование, ориентированно на самоопределение личности, создание условий для его самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства. Обеспечение достаточного уровня культуры общества, определяя уровень знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру, стремления к совершенствованию общества, воспроизводству и развитию кадрового потенциала общества.

В области управления образованием РФ в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образования относились:

1) формирование и осуществление Федеральной политики образования;

2) правовое регулирование отношений в сфере образования;

3) Разработка и реализация федеральных и международных программ развития с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей, в том числе содействия организации образования на языках РФ в других государствах;

4) формирование федеральных государственных органов образования и органов ведомственного образования и управления ими, назначение руководителей этих органов;

5) согласование назначений руководителей образовательных учреждений Федерального подчинения;

6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;

7) установление перечней профессий и специальностей;

8) создание, реорганизация и ликвидация образовательных агентств федерального правительства, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений, создание независимых органов управления образованием государственной системы аттестации и диагностических центров;

9) организация и координация логистики Федеральной программы развития образования;

10) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;

11) установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;

12) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, и работников управления образования;

4 стр., 1544 слов

Организационная культура в образовательном учреждении

... новым экономическим отношениям требуют создания образовательных учреждений, использующих новые современные технологии организации труда. Эффективность обновления образовательного процесса во многом зависит от уровня организационной культуры системы образования, характера взаимодействия между ее составляющими, ...

13) регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных стандартов оплаты в образовательных учреждениях;

14) установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и эквивалентности документов об образовании на территории РФ;

15) распределение годового федерального дохода, выделенного на финансирование образования. Формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных средств для развития образования;

16) установление:

налоговых льгот, стимулирующих развитие образования;

Федеральных стандартов для финансирования образования обучающихся,

  • учащихся;

  • финансирования образовательных учреждений;

  • обязательные на территории РФ минимальные

  • ставки заработной платы и должностные оклады работников образовательных учреждений, соответствующих профессиональных групп и работников государственных органов управления образованием;

  • льгот различным категориям обучающихся и воспитанников образовательных учреждений и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся учащихся и учителей;

  • порядка предоставления гражданам и погашения ими личного государственного образовательного кредита;

  • образовательный ценз педагогических работников;

Федеральные требования к образовательным учреждениям в строительных нормах и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и учебного оборудования помещений;

17) прямое финансирование образовательных учреждений Федерального подчинения, если иной порядок не предусмотрен в модели положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;

18) информационно-методической системы поддержки образования, разработка в пределах своей компетенции примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин, организация издания учебной литературы и производства учебных пособий. Создание единого для РФ информационных систем в образовании;

19) организация Федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и государственными органами управления образованием;

20) контроль исполнения законодательства РФ в области образования и Федеральным компонентам государственных образовательных стандартов;

13 стр., 6263 слов

Образование, наука и культура России в первой половине XIX века

... в России солдаты и офицеры «Великой армии» воспитали целое поколение русских дворян. Продолжалось развитие системы женского образования, ... знакомства России с культурой Востока, для подготовки дипломатов, направляемых в восточные страны. К началу XIX в. в России было ... географическое общество, которое сыграло большую роль в развитии географической науки. Крупные географические открытия на русском ...

21) установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования;

22) издание нормативных документов в пределах своей компетенции;

23) лицензирование образовательных учреждений по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выдача лицензии на право ведения образовательной деятельности по этим программам.

Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом образовательного учреждения. Строится на принципах единоначалия и управления. Руководство образовательным учреждением осуществляет директор, ректор, администратор.

Руководство частного образовательного учреждения осуществляется его учредителем или советом попечителей.

Создавались органы образования: Федерального (центрального) правительства, органы управления образованием; федеральные органы ведомственного образования; национальные органы управления образования субъектов РФ.

  1. Развитие науки в годы перестройки.

Для естественных и точных наук годы перестройки стали временем больших потерь личного состава. Перед учеными открылись легальные возможности получить работу в зарубежных университетах и научно-исследовательских институтов. Высокий авторитет Советской научной школы и низкая оплата научно-исследовательской работы в СССР привели к значительной «утечке мозгов», особенно в физике, математике, химии и биологии.

Произошли значительные изменения в социальных науках. Идеологизация сменилась оживлением в обществоведении, научным поиском, частичным открытием архивов. В этих условиях определялось значение исторического образования. В современных условиях важным фактором в общественной жизни возник интерес к «белым пятнам» отечественной истории. Переизданы труды исследователей исторической науки – Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова. В 1989-1997 опубликованы в трудах последователя Г. В. Вернадского, историка, гуманиста и философа Л. Н. Гумилева: «Онкогены и биосфера», «Древняя Русь и великая степь», «от Руси к России» и др. Обосновывая свою теорию, он, как и Н. В. Рерих, подтверждает единство человека и природы, призывая к национальной и духовной терпимости. В научно-техническом плане Россия продолжает отставать от ведущих мировых держав. Кризиса фундаментальной и прикладной науки 1990-х годов по двум причинам. Во-первых, резким сокращением государственного финансирования науки – примерно в 20 раз по сравнению с 80-ми гг. в среднем расходы на науку предусмотрены в размере 2,6 – 2,7% от расходной части бюджета. В среднем в 14 раз сократился объем государственных заказов на военные исследования и разработки. Тенденция к сокращению инновационного потенциала. Очень немногие научные коллективы сумели приспособиться к условиям рынка, организуя собственное производство технических новшеств или путем поиска покупателей за рубежом. Во-вторых, отсутствие государственной стратегии развития науки, что приводит к сохранению прежней системы ее организации. Существует целый ряд академий, в том числе волонтеры, которые удостоены звания академика за набор их денежного взноса практически каждого человека, а также деятелей средней школы, который не может получить звание академика за его отделения РАН.

25 стр., 12331 слов

Духовная и культурная жизнь СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг

... историю СССР под названием "оттепель", хотя инерция развернувшихся в то время процессов давала о себе знать вплоть до начала 70-х гг. ... аргументируют этот тезис плодотворным развитием культуры. «Культурное развитие в Советском Союзе с 1970 по 1985 г. может быть описано ... исследования определяется, таким образом, и потребностями самой исторической науки, так как до настоящего времени эта область была ...

Отсутствие управления и контроля науки привело к серьезным тратам научного потенциала «утечку мозгов» за рубеж и в коммерческие структуры. Количество ученых, работающих в области науки сократилось в 1990-е годы с 4,2% до 2,5% от общей занятости в национальной экономике. Научные исследования и приборной базы российской науки, который соответствует оборудование 26% от оснащения научных учреждений в мире. В конце концов, только около 10% российских научных работ, конкурентоспособных на мировом рынке научной продукции.

Успехи в лечении ряда наследственных заболеваний нервной системы, которые считались неизлечимыми. Полученные препараты, что дает хороший терапевтический эффект при таких тяжелых заболеваниях, как болезнь Галлервордена — Шпатца, торсионная дистония и др. Большое внимание было уделено диагностике гетерозиготных носителей патологических генов некоторых начальных и стертых форм ряда наследственных заболеваний нервной системы.

На основании генетических исследований улучшены методы диагностики и лечения многих наследственных заболеваний. Разработаны и рекомендованы к внедрению диагностической программы массового скрининга на наследственные болезни обмена веществ, биохимическая диагностика эритроцитарных энзимопатий, комплексная диагностика талассемий, муковисцидозом, цитогенетических и патологоанатомических диагностике хромосомных болезней. Предложены методы дифференциальной диагностики различных форм мышечных дистрофий и системных скелетных нарушений, экстрапирамидных заболеваний, раннего выявления глаукомы. Применяются патогенетические методы лечения наследственных метаболических заболеваний, двигательных нарушений, пароксизмальной миоплегии и миотонии и др.

Повышенное внимание к исследованиям в области молекулярной биологии привело к выяснению наиболее важных физико-химических основ жизнедеятельности клеток, чтобы найти общие принципы, которые лежат в основе всех важных процессах жизнедеятельности. Уже известно в общих чертах, механизмах синтеза ДНК, РНК, простых и сложных белков, коферментов, кофакторов и других веществ, необходимых для нормального существования клетки. В процессе осуществления биомедицинских исследований на молекулярном уровне и предоставлять важные данные в области онкологии. В различных аспектах, было проведено исследование молекулярно-биологических основ канцерогенеза, иммунологии рака, метаболизма в раковой клетке. Выделены РНК-содержащие вирусы из перевиваемых клеток человека, установлены и идентифицированы внутриклеточные предшественники некоторых из них.

Российские ученые впервые было показано, что онкогенные вирусы имеют активную вставки своего генома в генетический аппарат клетки, ключевой фермент этой системы кодируется вирусного белка, Т-антигена, может вызвать разрыв молекулы ДНК. Эти данные имеют большое значение для раскрытия механизмов возможного развития рака вирусного происхождения. Признавая некоторые молекулярные механизмы перерождения клеток под влиянием различных факторов, разработаны новые иммунологические методы диагностики. Эта тенденция была общепризнанным и ее дальнейшее развитие позволило создать принципиально новые препараты для лечения ряда заболеваний, включая рак.

Физиологическое направление было также выражено в развитии и широком применении экспериментальных моделей болезни. Одним из ярких примеров метода создания экспериментальных моделей заболевания является исследование Н. Н. Аничкова и С. С. Халатова вопрос о сущности атеросклероза, который начался еще до революции. Путем создания экспериментальных моделей атеросклероза выявлена роль липидного обмена, в частности холестеринового обмена. Н. Н. Аничков показал, что атеросклероз-это особая Нозологическая форма, в основе возникновения которой является основной липидной инфильтрации стенок сосудов. Н. Н. Аничков и его ученики подвергались широкой экспериментальной проверки справедливости теории проникновения атеросклероза, обнаружили, обратимость этого патологического процесса.

Был внесен большой вклад в развитие идей нервизма в патологии, сделанных А. Д. Сперанского и его сторонников. Он доказал значение нервной системы и ее органов в возникновении и развитии различных патологических процессов, в частности, дегенеративных изменений. В лаборатории в. С. Галкин сумел показать изменения в силе и характере патологических процессов при выключении влияний коры головного мозга путем обезболивания; были продемонстрированы рефлекторные механизмы и его значение в функциональном состоянии коры головного мозга во время лихорадки; определена роль нервной системы при кислородном голодании, различия в чувствительности к различным частям мозга, которые имеют непосредственное отношение к изучению проблемы восстановления организмов и комплексного лечения кислородной недостаточности головного мозга.

Прикладные отрасли научных знаний в 1985-1991 получили некоторое развитие, поскольку увеличился спрос на конкретные технологические разработки, как в государственном, так и в частном секторе экономики, но и фундаментальные науки, которые всегда были гордостью нашего Отечества, оказались в очень сложном положении. Вторая половина 80-х годов был временем больших потерь личного состава в научные коллективы страны. Перед учеными открылись легальные возможности получить работу за границей, где авторитет Советской научной школы был весьма высок. В период перестройки была зафиксирована значительная “утечка мозгов” на Запад.

Потеря научного потенциала также произошла из-за оттока ученых в другие, часто не связанные с наукой, сферы деятельности, в том числе различные коммерческие структуры. Все эти явления происходят на фоне общего экономического кризиса и резкого снижения финансирования перспективных научно-исследовательских разработок, которые привели к свертыванию фундаментальных исследований в СССР.

Были осуществлены попытки перестроить общество на основе “Ленинской традиции научного исследования” не удалось. Однако политика гласности инициировало бурные дискуссии о путях развития советского общества.

Перестройка вызвала крах ценностей и социальных мифов “реального социализма”, в рамках которого формировались мировоззрение трех поколений наших соотечественников. Это сформировало в обществе типичное для авторитарных структур власти социальное явление — идеологическая зависимость: однако, на месте одного из мифов пришли другие, необходимые обществоведов, новая парадигма (система взглядов), необходимые для проведения дальнейших исследований и анализа прошлого. В философии, социологии, политологии фазу интенсивного обсуждения и изучения путей дальнейшего развития научной мысли.

Наука в СССР была одной из наиболее развитых отраслей экономики. В научных организациях работало 0,3% населения СССР (1 млн. человек).

Наиболее были развиты Технические науки и естественные науки, имелись значительные достижения и в гуманитарных науках. Научные сотрудники работали в Академии Наук СССР, в отраслевых и республиканских академиях в различных предприятиях министерств. Благодаря высоко развитой науке (6-7 место в мире по Нобелевским лауреатам, 1/4 часть всех научных работников мира), на достаточно высоком уровне находились образование и здравоохранение.

Промышленности, созданные наукой в СССР — атомная энергетика, самолетостроение, космонавтика, вычислительная техника.

  1. Литература. Возвращение в культуру ранее запрещенных произведений.

В области литературы в период перестройки произошли принципиальные изменения. С одной стороны, писатели, художники, актеры, режиссеры и другие представители творческих профессий были полностью освободились от идеологической опеки КПСС и административной цензуры. Однако, с другой стороны, они постепенно были вынуждены подчиняться законам рынка. На первое место вышли в конце 80-х годов проблемы финансирования искусства и творчества.

С января 1987 года в результате политики гласности, страна переживает бум читателя. Тиражи литературных журналов выросли в десятки раз. Возвращалась литература, ранее опубликованных на Западе или пролежавших в столах много времени: проза М. Булгакова, Ю. Домбровского, Д. Гранина, А. Рыбакова, В. Шаламова, в. Набокова, е. Замятина, А. Солженицына; поэзия И. Бродского, О. Мандельштама, М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой.

Литература подняли общество на новый уровень исторического мышления. Безостановочно шел процесс демифологизации общественного сознания, в словах критик л. Аннинский: «…если «Чевенгур» не было, это один народ, и если «Чевенгур» и все-таки это какие-то другие люди.»

На рубеже 80-90-х годов занял ведущую роль в литературном процессе журналистики и критики. Из отдельных статей и всех журналистских сборников, таких как «Другого пути нет», «Погружение в трясину», «На пути к свободе совести».

В творчестве писателей, поэтов, публицистов, критиков обсудила наиболее острые исторические и политические темы (демократия, реформы, как русская культура).

Чрезвычайно острые дискуссии о войне, о судьбе деревни,

В национальной культуре стали возвращаться запрещенные ранее произведения. С середины 80-х годов были напечатаны стихи Н. Гумилева, В. Ходасевича, Г. Иванова, проза и поэзия В. Набокова.

Издавались произведения М. Цветаевой. В список ее произведений вошли сборники стихов: «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», «Юношеские стихи», «Стихи к Блоку», «Конец Казановы», «Царь-девица», «Вёрсты», «Лебединый стан», «Разлука», «Ремесло», «Психея. Романтика», «Молодец», «После России», Поэмы: «Чародей», «На Красном Коне», «Горы», «Поэма Конца», «Крысолов», «С моря», «Попытка комнаты», «Поэма Лестницы», «Новогоднее», «Поэма Воздуха», «Красный бычок», «Перекоп», «Сибирь», Поэмы-сказки «Царь-Девица», «Переулочки», «Мо́лодец». Незавершённые: «Егорушка», «Несбывшаяся поэма», «Певица», «Автобус», «Поэма о Царской Семье». Драматические произведения: «Червонный валет», «Метель», «Фортуна», «Приключение», «Пьеса о Мэри», «Каменный Ангел», «Феникс», «Ариадна», «Федра». Эссеистская проза: «Живое о живом», «Пленный дух», «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв», «Искусство при свете совести», «Поэт и время», «Эпос и лирика современной России», воспоминания об Андрее Белом, Валерии Брюсове, Максимилиане Волошине, Борисе Пастернаке и др. Мемуары: «Мать и музыка», «Сказка матери», «История одного посвящения», «Дом у Старого Пимена», «Повесть о Сонечке.

Издавались запрещенные ранее произведения М. Булгакова. Повести и романы: «Похождения Чичикова», «Белая гвардия», «Дьяволиада», «Записки на манжетах», «Багровый остров», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Великий канцлер. Князь тьмы», «Копыто инженера», «Тайному другу», «Мастер и Маргарита», «Жизнь господина де Мольера», «Театральный роман». Пьесы, либретто: «Зойкина квартира», «Дни Турбиных», «Бег», «Багровый остров», «Кабала святош», «Мёртвые души», «Адам и Ева», «Полоумный Журден», «Блаженство (сон инженера Рейна)», «Ревизор», «Последние дни (Пушкин)», «Необычайное происшествие, или Ревизор», «Иван Васильевич», «Минин и Пожарский», «Чёрное море», «Рашель», «Батум», «Дон Кихот». Рассказы: «№13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна», «Арифметика», «В ночь на 3-е число», «В театре Зимина», «Как он сошёл с ума», «Каэнпе и капе», «Красная корона», «Налёт. В волшебном фонаре», «Необыкновенные приключения доктора», «Ноября 7-го дня», «Остерегайтесь подделок!», «Птицы в мансарде», «Рабочий город-сад», «Советская инквизиция», «Китайская история. 6 картин вместо рассказа», «Сорок сороков», «Воспоминание…», «Ханский огонь», «Полотенце с петухом», «Крещение поворотом», «Стальное горло», «Вьюга», «Тьма египетская», «Пропавший глаз», «Звёздная сыпь», «Богема», «Праздник с сифилисом», «Бубновая история», «Я убил», «Морфий», «Трактат о жилище», «Псалом», «Четыре портрета», «Самогонное озеро».

В честь М. А. Булгакова сотрудником Крымской астрофизической обсерватории Л. Г. Карачкиной названа малая планета 3469 Bulgakov , открытая 21 октября 1982 г. В нескольких городах России и Украины существуют улицы, названные в честь М. А. Булгакова.

Также вернулись в свет произведения А. А. Ахматовой: «Вечер», «Чётки», «Белая стая», «У самого моря». Поэма. «Алконост». и другие.

Рассказы и повести А. Платонова: «Чульдик и Епишка», рассказ «Маркун», брошюра «Электрификация», книга стихов «Голубая глубина», рассказ «Антисексус», повесть «Епифанские шлюзы», повести «Город Градов», «Сокровенный человек», «Эфирный тракт», рассказы «Ямская слобода», «Песчаная учительница», «Как зажглась лампа Ильича», повесть «Происхождение мастера», пьеса «Дураки на периферии», очерк «Че-Че-О» (в соавторстве с Б. А. Пильняком), роман «Чевенгур», рассказы «Государственный житель», «Усомнившийся Макар», «Котлован», «Шарманка», «Бедняцкая хроника» «Впрок», пьесы «Высокое напряжение» и «14 красных избушек», «Счастливая Москва», повести «Мусорный ветер», «Ювенильное море» и «Джан», рассказы «Такыр», «Третий сын» и «Бессмертие», роман «Македонский офицер», «Река Потудань», «В прекрасном и яростном мире», «Фро», роман «Путешествие из Москвы в Петербург», «Июльская гроза», «Родина электричества», «Под небесами родины», вышел в Уфе, «Одухотворённые люди», «Рассказы о Родине», «Броня», пьеса «Волшебное существо», сборник рассказов «В сторону заката солнца», рассказы «Никита», «Семья Иванова» («Возвращение»), книги «Финист — Ясный Сокол», «Башкирские народные сказки», пьеса «Ученик лицея» «Волшебное кольцо», «Ноев ковчег». По просьбе Евгении Таратуты астроном Крымской астрофизической обсерватории Людмила Карачкина назвала в честь писателя астероид (3620) Platonov, открытый 7 сентября 1981 года.

Возвращались произведения А. Солженицына, которые стали использовать в театре и кино.

В октябре 1984 года по решению суда дача Пастернака была изъята и передана в государственную собственность, после чего в 1986 году в ней был основан первый в СССР музей Пастернака. В 1980 году астроном Крымской астрофизической обсерватории Людмила Крячкина назвала астероид, открытый 21 февраля 1980 года 3508-Пастернак. В 1990 году, музей Пастернака открыл свои двери в Чистополе, в доме, в котором поэт жил в эвакуации в годы Великой Отечественной войны (1941—1943) 9 , и в Переделкине, где он жил долгие годы вплоть до своей смерти. Директор дома-музея поэта — Наталья Пастернак, приходящаяся ему невесткой (вдова младшего сына Леонида) 10 .

Литература не иссякла. Изменилась роль, которую она играла в традиционном российском обществе. Художественная литература перестала быть единственным источником правды. Обострение политической борьбы, ухудшение экономической ситуации, конкуренция с телевидением переключали внимание с книжных новинок на текущие события.

Во второй половине 70-х годов были опубликованы многомиллионными тиражами книги Л. И. Брежнева «Малая земля», «Целина» и «Возрождение». Книги-воспоминания, написанные по заданию Генерального секретаря ЦК КПСС, носили публицистический характер и предназначались для чтения в сети партийной учебы. Однако правление Союза писателей СССР сочло возможным принять Л. И. Брежнего в ряды писательского союза.

Запрещенные властями литературные произведения печатались в самиздате. Этим путем впервые пришли к читателю книги А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛПГ», А. П. Платонова «Чевенгур», Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго».

На страницах журналов «Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и других периодических изданий появились произведения поэтов и прозаиков, погибших в годы революции, во время репрессий. Печатались стихи Н. С. Гимилева, О. Э. Мандельштама. Увидели свет произведения русских зарубежных писателей, покинувших Россию в 20-е годы (И. А. Бунина, Г. В. Иванова, Д. С. Мережковского, В. Ф. Ходасеевича, В. В. Набоковой и др.).

В конце 80-х годов несколько московских литераторов сформировали альтернативный Союзу писателей СССР комитет «Писатели в поддержку перестройки» («Апрель»).

Похожее объединение сформировали ленинградские литераторы «Содружество». Создание и деятельность этих групп привлекли к расколу Союза писателей СССР. О поддержке происходивших в стране демократических преобразований заявил созданный по инициативе ученых и литераторов «Союз духовного возрождения России». В то же время часть представителей интеллигенции негативно встретила курс на перестройку, взгляды которых получили отражение в статье преподавательницы одного из вузов Н. Андреевой «Не могу поступаться принципами», опубликованной в марте 1988 года в газете «Советская Россия».

  1. Театр. Творческие союзы театральных деятелей.

В начале перестройки театр переживает настоящую эйфорию, ощущение праздника свободы. На сцене один за другим появляются «крамольные» спектакли: «Говори!» в компании, «Диктатура совести» в Ленкоме, макет возвращается литература («Доктор Живаго», «белые одежды», «дети Арбата», «Собачье сердце», «жизнь и судьба», «факультет ненужных вещей»).

Общественный интерес был очень высоким, о чем свидетельствуют постоянные толпы у кассы и переполненные залы.

В 1986 году состоялся учредительный съезд Союза театральных деятелей, где были приняты решения, обеспечивающие дальнейшее развитие театрального искусства. Предполагалось открыть новую студию, ликвидирован театральной цензуры. Конгресс рассмотрел вопросы, связанные с субъектами социальной защиты.

Но очень скоро театр оказался в трудном положении, а в состоянии глубокого кризиса. «Под цензурой мы не были свободны в выражении, – говорит л. е. Хейфеца. – Теперь я могу выразить все, что вы хотите, но это практически невозможно». Театр не в состоянии заработать достаточно, чтобы покрыть расходы. Для игры вам понадобится, чтобы сшить костюмы, сделать декорации. Во всем мире театры находятся в ведении муниципальных образований или на личное содержание.

Начал ощущаться дефицит хороших режиссеров, даже в Москве. Политическая игра с запретного до недавних пор персонажи были слишком поверхностны. Интерес зрителя в театре падает, часто спектакли идут в полупустых залах.

Московский театр под руководством Олега Табакова появился в детской театральной студии при Бауманском районном Дворце пионеров, где с 1974 года занятия со столичными старшекласниками начал О. Табаков, А. Леонтьев, К. Райкин, в. Фокин, С. Sazontiev, А. Droznin. Спустя два года была приглашена О. Табаковым на курс, группа наиболее способных студентов, набранный им в ГИТИСЕ .

В то же время Студия занимает помещение в подвале жилого дома на улице Чаплыгина, 1-А, где раньше был угольный склад, а позже в агитпункте. Здесь в 1978 году Студия представила регулярных выступлений, таким образом, становится возможно первый независимый театр в Москве. Бюджет молодая команда состояла из гонораров художественного руководителя, был сценическое оборудование практически отсутствовало, а вместо зарплаты актеры получали стипендию Института.

В 1980 году на базе «Табаковской Студии» была попытка создать театр, который не удалось, но это не помешало. Вместе с выпускниками своего «первого призыва» О. Табаков набрал в 1981-1982 гг. новый гитисовский курс, и, спустя четыре года, вновь поднял вопрос об «официальном» открытии театра-студии.

Создание повторного театра было успешным. На основе двух курсов были созданы Московский театр-Студия под руководством О. Табакова — первый из десятков и сотен студийных групп в нашей стране, который получил государственную дотацию.

Олег Табаков двадцать лет назад, набирает студию талантливых подростков, готовит их к поступлению в ГИТИС, но следующее поколение уже в школе-студии МХАТ, где на протяжении более 10 лет он является ректором.

Идея студийной жизни в крови Олега Табакова. В студии были приобретены основателем Московского Художественного театра, Студия была в его более поздних лет, Ефремовский «Современник». Табаков в этой атмосфере воспитываются другие идеи и другие театральные веры. Выросший в «Современник» сирых, с невероятным упорством в разные периоды своей жизни, пытаясь создать театр-студию. Он начал свой первый бизнес еще во времена своего директорства в «Современник», отбирали талантливых подростков на основе старой имперской школы, где считается, что актерский талант — вино не старое, сильнее. Он производится в штабелях романтический обязанности «шлак», перед показом дар учителя. Набирая и выпуская курсы Getsource, он постепенно образовали ядро будущего театра. Не хватало только одного фермента, который бы объединил в театр-студию секты, которые готовы следовать за своим лидером. Время не поддержали идею студии Олега Табакова. Семена были посеяны, но взойти настоящим спасением для многих лет не могли.

Студия Табакова много лет существовала в эмпбриональном виде за счет средств создателя, была расположена в подвале, данным ему секретарем райкома партии Баумана. Дом на улице Чаплыгина, над подвалом, посетил Ленин, слушал там «Appasionato» . Там был писатель Горький, жил полярник Кренкель и нарком НКВД Ежов. Наверху был знаменитый дом, и под ним был склад угля, советские катакомбы, приют для алкашей. Ребята вычистили его, привели все в порядок. В 1978 году занял место в этой пьесе Алексей Казанцев «весной вернусь», а затем — «две стрелы» Володин — спектакли, уместна не только во времени, но в пространстве, в котором они родились. В подвале были сразу же представлены некоторые весьма одаренные молодые люди, преданные новой драмы веры, которая что-то из своей души. Постепенно сложился репертуар, который был близок по духу актеров 14 .

Подвал приобрел своих авторов, критиков, поклонников, и врагов, он творил легенды и мифы, но театра не было.

В августе 1986 года во время перестройки Табаков вырвал Министерский приказ о создании театра-студии. Освободившись от соседей — клуба старых большевиков, раздвинулись вширь и ввысь, а через полгода официально открыли театр, которому весной 1997 года было десять лет.

Важно сравнить десятилетние юбилеи. Молодой Московский художественный театр, «Современник» или «Таганка». Сравнить времена театральной эйфории, с периодами стабильности или упадка. Чтобы увидеть, как люди театра проходят через свои оставшиеся годы. Подвал на Чаплыгина служить в полном объеме. Там были великие русские удачи, ‘ве известны горькие поражения и разочарования. «Снафф» предсказал скорый конец и распад , но подвал уцелел, и с каждым годом обреталвсе более и более уверенный облик. За десять лет табаковская студия взрастила плеяду актеров первой величины, потом режиссерский талант Владимира Машкова, оценил гениальный художник Саша Боровский. Волнение открытия и культивирования талантов, животное, если хотите, чутье на талант, а не зависть к чужому успеху привело к умножению усилий. Табак был приглашен в театр Мария Миронова и Ольга Яковлева, Максимилиан Шелл и Валерий Фокин, Адольф Шапиро и Александр Галин, Василий Аксенов и Сергей Никитин. Он рискует с пьесами молодых 16 . Он сблизил свой театр с Петером Штайном, отдал подвалу бесчисленные контакты на всех уровнях, он провел свой корабль между Сциллой Советского дракона и Харибдой жадный российского капитализма. Сам Савва Морозов и Немировича-Данченко открыл Новое время, как увлекательная часть, где ему интересно играть.

В театре Олега Табакова есть общая история, общая память и боль. В нем уже есть мартиролог, без которого Театральная семья живет. В сказках герой испытать огонь, воду и медные трубы. Прошел испытание водой и огнем «табакерки». Дай ей Бог пройти испытание «медными трубами», то есть славой. Самое трудное испытание для театра.

  1. Кино и телевидение.

Кино и телевидение в разгар борьбы старого и нового. На экране появляется огромное количество документальных, исторических программ. Увидел свет «полочные» фильмы, ранее недоступных произведений мирового кино. Одна за другой появились «застойные» картина режиссера Алексея Германа – «Лапшин», «проверка на дорогах». Опальный директор был удостоен Государственной премии СССР, РСФСР, заслуженного деятеля искусств.

Ощущение праву называется «Покаяние» (Режиссер Т. Абуладзе) и «Собачье сердце» е. Евстигнеева в главной роли. Самые популярные актеры (В. Гафт. Л. Акиджакова, О. Басилашвили, С. Немоляева, л. Броневой, Н. Гундарева, в. Невинный, Р. Карцев) были заняты в «небеса обетованные» Э. Рязанова. Герои этого фильма являются исключительно умный бомж, дурковатые Советской власти, которого можно обмануть. Описаны директор фигня оказалось все наше общество, который должен быть выпущен только в «рай обетованный».

Перестроечное кино, которая началась с выпуска ранее запрещенных фильмов (“Агония” Э. Климова, “комиссар” и «Аскольд», картины К. Муратовой, А. Сабурова и др.) были отмечены интенсивными творческими поисками отечественных кинематографистов. Заметным явлением был сделать то, что ожидается и документальных фильмов. “Больше света” М. Бабак, “власть Соловецкая” М. Голдовской, “так жить нельзя” С. Говорухина был настоящим событием в политической жизни страны. Огромный. общественный резонанс привел к появлению в Советском фильме т. Абуладзе “покаяние” (1987).

Но постепенно, пленка проявляются те же тенденции, как и в других областях национальной культуры. Так, выпущенный, наконец, на широкий экран фильмы великих мастеров мирового кинематографа — Андрея Тарковского, Ф. Феллини, И. Бергмана и др. — не вызывали такого зрительского интереса, как раньше, уступая пальму первенства по посещаемости западным боевикам, комедиям и фильмам ужасов. Кроме того, кинотеатры не могут конкурировать по разнообразию репертуара с видео, которое получило широкое распространение с конца 80-х годов. Киношники столкнулись с острой проблемой нехватки финансирования.

Впервые в Советском кино, есть прокат проблему. Если это было сделано до трех или четырех человек в центре, то сейчас выбор фильмов дал ставленники местных региональных партийных комитетов. На «Ленфильм» картину «»ЧП» районного масштаба». Сенсационный фильм для просмотра только после того, как роспуск партийных комитетов, потому что там были те чиновники, упомянутые в фильме.

Многие фильмы, снятые в период перестройки, была тема социальных проблем. Например, один из самых популярных фильмов в 1988 году фильм «игла» (реж. Р. Нугманов).

В этом фильме впервые была показана так откровенно на тему наркомании.

Ситуация с арендой постоянно ухудшалось. Чем больше свободы, очевидное желание сделать фильм чисто коммерческий. Прокат начал диктовать уровень. На экраны хлынули западные основанию картины насилия, порнографии, прославляя преступность, пренебрежение к законам.

Кинематограф — это форма современного искусства, который был изобретен в 19 веке и ставший самым популярным в 20 веке.

В кинотеатрах показывали фильмы о войне.

Кинематограф Советского периода специализировался по следующим темам:

Документальное кино – «А кукушка куковала…», «А ночка темною была», «Адрес прежний — деревня», «Академик Тарасевич», «Америка. Осень 1971 год», «Женщина, которую ждут», «Живее всех живых», «Как дела, товарищ председатель?»

Научно-популярное кино – «Автоматика и сельское хозяйство», «Алгоритм урожая», «Жизнь в магнитном поле», «Корабль погоды»

Исторические фильмы – «Антарктическая повесть», «Бумбараш», «Долг», «Долгий путь в лабиринте», «Здесь проходит граница», «Квартет Гварнери», «Кавказский пленник», «Как закалялась сталь», «Талант», «Школа».

Фильмы о Великой Отечественной Войне – «А зори здесь тихие…», «Алые погоны», «Был месяц май», «Вечно живые», «Всадники», «Вызываем огонь на себя», «Главный конструктор», «День командира дивизии», «Долгие версты войны», «Мальчишки», «Неизвестная война 8. От Балкан до Вены. Освобождение Польши», «Неизвестная война 9. Битва за Берлин. Союзники», «Семнадцать мгновений весны», «Сто дней после детства», «Сын полка».

Фильмы о любви – «А если это любовь?», «Вам и не снилось…», «Жизнь сначала», «Когда играет клавесин», «Любовь земная».

Во второй половине XX века было создано несколько талантливых «авторских» авангардных фильмов, включенных в ряд шедевров мирового кино. Это фильмы Андрея Тарковского, а позже вынужден был эмигрировать из СССР, Сергея Параджанова, открывшего бездны выразительности на фольклорном материале, и Киры Муратовой, в отличие от двух предыдущих директоров пережившая перестройку и продолжают работать до сих пор. С началом перестройки Советское кино тоже начали менять свой облик. Стали появляться доселе немыслимые откровения фильмов, отражающих изменения в Советском обществе. Эти фильмы стали культовыми для многих поколений советских людей.

После перестройки многие Режиссеры говорили о том, как пострадали от советской власти, Леонид Гайдай? Он был ужасно раздражен разговоры о «жертвах». И он никогда не говорил мне, сколько и что его картины были вырезаны. И цензура с ним, конечно, не церемонились.

Основной задачей комиссии по жалобам — обзор «персональных дел» так называемых «полочных» фильмов с последующим выпуском их в прокат. В некоторых случаях речь идет о восстановлении картин, «заключенные», безоговорочно и навечно, в других — восстановление авторской версии калекой цензурных купюр, третий — на широкий выход на экран фильмов «вечерние прокат», т. е. получил более низкой категории и, соответственно, небольшим тиражом копий.

Добраться до выхода на «полке» картины, комиссия предполагает, что они будут не более двух или трех десятков. Однако, вскоре оказывается, что картины, чьи имена были на слуху, — это только видимая часть айсберга. За четыре года существования комиссии, ее будут легализованы и реабилитирован 250 картин, так или иначе пострадавших от цензуры.

Феномен «полки» мог возникнуть только в стране, где ни одна из Сторон не отвечает за экономический результат. «Сомнительных» случаев, правительственные чиновники предпочитали списывать потери вложенных в производство денег, лишь бы не признать, что зрители оказались «плохие» с идеологической точки зрения, последствия. Но поскольку запрет законченные картины рассматривались как чрезвычайные, крамола пытались уничтожить в зародыше, на уровне сценария, так и «неправильные» эпизоды переснять или вырезать.

Причины для цензуры и запрет вмешательства может быть различным:

  • идеологические ошибки;

  • несоответствие эстетическим канонам «соцреализма»;

  • несоответствие официальному представлению о морали;

  • вмешательство заинтересованных ведомств;

  • давление республиканских кинокомитетов;

  • эмиграция авторов.

Особенно активно «полка» пополнялась в хрущевскую «оттепель»

С 1969 года количество «полочных» фильмов пошло на убыль — функция предварительной цензуры предполагаемого сценария коллегии Госкино и монтажной студии. Проекты пытались довести до состояния «полки», а в студии надо было выполнять план и получать премии, а не выговоры и прочие неприятности. «Серые фильмы», которая в начале 1980-х годов были созданы так называемые «вала» даже самый лучший из студии, было прямым следствием не столько «полка» как крайняя репрессивные меры, как «профилактическая» деятельность экземпляры, старающихся эту «полку» предотвратить.

Режиссеры:

Адольф Бергункер до учёбы в институте в 1925—1926 работал счетоводом Консервтреста в Симферополе. В 1930 окончил Институт истории искусств (мастерская С. И. Юткевича).

Работал ассистентом режиссёра на киностудии «Белгоскино», с 1934 — на киностудии «Ленфильм» в группах С. Герасимова — «Комсомольск»; братьев Васильевых — «Оборона Царицына», «Фронт» и других. Занимался дубляжом.

Александр Алов советский кинорежиссёр, сценарист, педагог. Лауреат Государственной премии СССР (1985 — посмертно).

Народный артист СССР (1983).

Александр Митта советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр. Народный артист Российской Федерации (2004).

Александр Птушко советский кинорежиссёр, кинооператор, мультипликатор, сценарист, художник, мастер сказочного жанра в кино. Народный артист СССР (1969).

Лауреат Сталинской премии первой степени (1947).

Александр Файнциммер советский кинорежиссёр. Лауреат двух Сталинских премий третьей степени (1950, 1951).

Алексей Салтыков советский кинорежиссёр и сценарист. Народный артист РСФСР (1980).

Андрей Кончаловский советский, российский и американский кинорежиссёр и сценарист, общественный и политический деятель. Написал тридцать четыре сценария, в качестве режиссёра снял двадцать семь фильмов, поставил восемь спектаклей, в том числе пять опер, несколько массовых представлений, опубликовал шесть книг и более ста публицистических статей. Народный артист РСФСР (1980).

Президент киноакадемии «Ника». Дважды удостоен премии «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля: за режиссёрскую работу в экзистенциальной драме «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (2014) и в фильме о русском сопротивлении во Франции «Рай» (2016).

Андрей Смирнов советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и драматург. Народный артист России (2003).

Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Член региональной общественной организации российских кинематографистов КиноСоюз.

Андрей Тарковский русский советский кинорежиссёр и сценарист, c 1980 года работавший в Западной Европе. Народный артист РСФСР. Один из крупнейших кинорежиссёров XX века, чьё творчество оказало значительное влияние на развитие отечественного и зарубежного кинематографа. «Кинематографическим богом» назвал его британский режиссёр и продюсер Дэнни Бойл, считающий необходимым каждому кинематографисту посмотреть фильмы Тарковского.

Борис Барнет советский актёр и кинорежиссёр. Заслуженный артист РСФСР (1935).

Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1951).

Лауреат Сталинской премии второй степени (1948).

Василий Ордынский советский кинорежиссёр, сценарист, актёр. Народный артист РСФСР (1974).

Член КПСС с 1952 года.

Владимир Венгеров советский режиссёр и сценарист игрового кино. Народный артист РСФСР (1978).

Владимир Наумов советский, российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, продюсер, педагог. Народный артист СССР (1982).

Вячеслав Котеночкин советский режиссёр-мультипликатор, художник и художник-мультипликатор. Постановщик мультфильмов «Котёнок с улицы Лизюкова», «Попался, который кусался!», «Баня», «Лягушка-путешественница», «Странная птица», «Ну, погоди!», «Старая пластинка». Народный артист РСФСР (1987).

Лауреат Государственной премии СССР (1988).

Георгий Данелия советский и российский кинорежиссёр, актёр, сценарист, публицист. Народный артист СССР (1989).

Лауреат Государственной премии СССР (1978), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1981), Государственной премии России (1996).

Григорий Чухрай советский кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1981).

Обладатель премии BAFTA, номинант на премию «Оскар», трёхкратный номинант на «Золотую пальмовою ветвь» Каннского кинофестиваля.

Динара Асанова (1942 — 1985) — советский кинорежиссёр.

Евгений Ташков

Иосиф Хейфиц советский и российский кинорежиссёр. Лауреат двух Сталинских премий (1941, 1946).

Народный артист СССР (1964).

Герой Социалистического Труда (1975).

Леонид Быков советский актёр, кинорежиссёр и сценарист. Заслуженный артист РСФСР (1965).

Народный артист Украинской ССР (1974).

Леонид Гайдай советский российский кинорежиссёр, актёр, сценарист. Народный артист СССР (1989).

Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1970).

Ролан Быков советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1990).

Лауреат Государственной премии СССР (1986).

Самсон Самсонов советский и российский театральный и кинорежиссёр, сценарист, актёр. Народный артист СССР (1991).

Сергей Урусевский советский кинооператор и кинорежиссёр. Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1948, 1952).

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951).

Член ВКП(б) с 1942 года.

Сергей Эйзенштейн советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).

Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1946).

Профессор ВГИКа. Доктор искусствоведения (1939 год), автор фундаментальных работ по теории кинематографа.

Станислав Ростоцкий советский и российский кинорежиссёр, актёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1974).

Лауреат Ленинской (1980) и двух Государственный премий СССР (1970, 1975).

Член ВКП(б) с 1951 года.

Шакен Айманов казахский советский актёр, режиссёр театра и кино. Народный артист СССР (1959).

Элем Климов советский кинорежиссёр. Народный артист Российской Федерации (1997).

В 1986—1988 годах — первый секретарь правления СК СССР.

Эльдар Рязанов советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, поэт, драматург, педагог, профессор. Народный артист СССР (1984).

Лауреат Государственной премии СССР (1977) и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1979).

Юлий Райзман советский кинорежиссёр, сценарист, педагог, профессор. Народный артист СССР (1964).

Герой Социалистического Труда (1973).

Лауреат шести Сталинских премий (1941, 1943, 1946 — дважды, 1950, 1952), Государственной премии СССР (1983) и Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1986).

  1. Музыка

Эстрада

«Артистами эстрады» в советское время, как правило, называли исполнителей традиционной поп-музыки, которые исполняли песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами. Песни обладали четкими, запоминающимися мелодиями.

Популярными группами в период перестройки были Ласковый Май, Мираж, Комбинация, Кар-Мен, Комиссар, На-На и др.

«Ласковый май» — популярная музыкальная группа конца 80-х и начала 1990-х годов в СССР. Стиль музыки — евродиско. Группа была ориентированн на подростков, приобрела большую популярность и среди людей всех возрастов. Участники были подростками из детских домов, в их песнях задействована тема сиротства. Андрей Разин провел грамотную раскрутку группы. Основатель группы Сергей Кузнецов покинул ее в 1989 году. В настоящее время группа успешно гастролирует, но не в основном составе, солист и руководитель — Андрей Разин. Самые известные песни: «Белые розы» (Ю. Шатунов) «розовый вечер», «Дядя Миша» (посвящается М. С. Горбачеву) и т. д.

«Мираж» — Советская и российская музыкальная группа, поющая в стиле евродиско. Солист группы — Маргарита Суханкина, Светлана Разина и Наталья Гулькина., Инна Смирнова, Наталья Ветлицкая, Ирина Салтыкова, Татьяна Овсиенко, Екатерина Болдышева. В настоящее время группа существует. Самые известные песни: «Музыка нас связала», «Я больше не прошу», «Наступает ночь» и т. д.

«Комбинация» —основана в 1988 году в Саратове Александром Шишининым и Виталием Окороковым. Участники: Алена Апина — вокал, Татьяна Иванова — вокал, Светлана Кашина — вокал, Ольга Ахунова — бас-гитара, Татьяна Долганова — гитара, Марина Балакина — гитара и другие. Самые известные песни: «Бухгалтер», «Вишневая девятка», «Американ бой» и т. д.

Русский рок

С началом перестройки были созданы рок-клубы. На русский рок 1980-х годов оказали влияние Жанр «новая волна». Также появились и первые группы в жанре хеви-метал и панк-рок. Наиболее успешная группа время — кино (Виктор Цой), Алиса (Константин Кинчев), ДДТ (Юрий Шевчук), Ария (Валерий Кипелов), Наутилус Помпилиус (Вячеслав Бутусов).

Алиса русская рок-группа, образованная в 1983 году в Ленинграде. Лидер и автор песен Алисы вокалист Константин Кинчев. По опросам «Ромир», «Алиса» входит в десятку самых популярных рок-групп в России в настоящее время. Наиболее известные песни: «Трасса Е-95», «Жизнь струны», «Шабаш», «Изгой» и т. д.

«Наутилус Помпилиус» — одна из самых популярных советских и российских рок-групп. Основана в СССР, в Свердловске (ныне Екатеринбург), официально в 1982-1983 годах, когда началась совместная работа Вячеслав Бутусов и Дмитрий Уметского над первым альбомом «переезд». Начиная с 1982 года, состав музыкантов и участников неоднократно менялся. Изменения также были внесены и музыкальный стиль группы. Наиболее известные песни группы: «Эта музыка будет вечной», «Взгляд с экрана», «Я хочу быть с тобой», «Дыхание», «Скованные одной цепью», «Шар цвета хаки», «Прогулки по воде», «Крылья». Группа до сих пор существует и активно гастролирует.

«Кино» — одна из самых популярных советских рок-групп 1980-х годов. Лидером и автором текстов и музыки был Виктор Цой. Группа просуществовала девять лет, выпустила более 9 студийных альбомов. Состав: Виктор Цой (вокал, гитара), Юрий Каспарян (гитара), Георгий Гурьянов (ударные), Игорь Тихомиров (бас-гитара).

К 1987 году, группа стала популярной. На своем последнем концерте в Москве в Лужниках 24 июня 1990 года группа собрала 70 тысяч человек. В августе 1990 года лидер группы и автор всех песен Виктор Цой погиб в автокатастрофе. После его смерти группа выпустила последний альбом, который назывался «Черный альбом» и прекратила свое существование. Самые известные песни: «Группа крови», «Звезда по имени Солнце», «Перемен» и т. д.

В культурном развитии страны в период перестройки было положительных и отрицательных черт.

Решающее значение имела политика гласности, смягчения или частичный пересмотр некоторых постулатов официальной идеологии. Был объявлен плюрализм мнений, что привело к тому, что рядовые читатели имеют доступ к литературе, которая годами находилась в «спецхранах». «Железный занавес», отделявший страну от внешнего мира исчезли, как идеологические фильтры, чтобы контролировать информацию извне. Массовая Западная культура поперла в Советском Союзе, осваивая новый рынок. Расширение культурного обмена. В образовании также, есть много нововведений: новые виды учебных заведений (лицеи и колледжи), граждане получили возможность получить второе высшее образование на платной основе. С другой стороны, резко сократилось государственное финансирование образования, науки, учреждений культуры, частично – театров, музыкальных коллективов, библиотек. Фактически утратила государственную поддержку литература, изобразительное искусство, кино. Действовал так называемый «остаточный принцип» финансирования, когда действовала программа «сохранения и развития культуры и искусства». Он был посвящен спасению важнейших объектов национальной культуры. Десятилетия действия «остаточного принципа» привели к глубоким культурным кризисам, осложнившим стремительное развитие рыночных отношений в 90-е годы.

В научно-техническом плане Россия продолжает отставать от ведущих мировых держав. Кризис фундаментальной и прикладной науки 1990-х годов по двум причинам. Во-первых, резким сокращением государственного финансирования науки. Во-вторых, отсутствие управления и контроля науки привело к серьезным тратам научный потенциал «утечку мозгов» за рубеж и в коммерческие структуры. Для молодых российских ученых были вполне реальными, чтобы выразить себя и найти работу за рубежом, где они открывают широкие перспективы для роста.

Культура советского периода – сложное, многогранное явление. По русской традиции, поставив человека в центр своих поисков и надежд она добилась, несмотря на противоречивое развитие, много яркого и уникального в мировую культуру.

Результаты перестройки национальной культуры являются сложными, неоднозначными. Культурная жизнь стала богаче и разнообразнее. В то же время существенными потерями обернулись «перестроечные процессы для науки образования. Начались рыночные отношения проникают в сферу литературы и искусства.

  1. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивхина – МГУ им. М. В. Ломоносова – Проспект, Москва. 2011

Капранова, В.А. Образовательные реформы: отечественный и зарубежный опыт/ В.А.Капранова: монография. – Минск: БГПУ, 2007. – С. 9-22.

  1. Федеральный закон от 13.01.1996 № 12-ФЗ

  2. Федеральный закон от 13.01.1996 № 12-ФЗ

  3. http://www.nedug.ru/ История медицины

  4. Молния Цветаева: суть и путь (биографический очерк о Марине Цветаевой писателя и психолога Владимира Леви)

  5. Фейнберг М. Комментарии в кн. Б.Пастернак, З.Пастернак «Второе рождение». М.: Дом-музей Бориса Пастернака, 2010, с.469

  6. Музей Бориса Пастернака в Чистополе. museum.prometey.org. Проверено 23 августа 2013.

  7. Осквернён памятник на могиле Бориса Пастернака. rosbalt.ru (10 ноября 2006).

    Проверено 23 августа 2013.

  8. http://www.vseokino.ru/ Все о кино

  9. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивхина – МГУ им. М. В. Ломоносова – Проспект, Москва. 2011

  10. Энциклопедия Отечественного кино

  11. http://kino-history.narod.ru/

  12. Адольф Бергункер в Энциклопедии отечественного кино под редакцией Любови Аркус

  13. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.

  14. Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 932 «О награждении государственными наградами Российской Федерации». kremlin.ru. Проверено 24 марта 2013.

  15. Птушко Александр Лукич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. гл. ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

  16. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 27. Ульяновск — Франкфорт. 1977. 624 стр., илл.; 32 л. илл. и карт.

  17. Салтыков Алексей Александрович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. гл. ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

  18. Андрей Кончаловский получил «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля. tvrain.ru (10 сентября 2016).

    Проверено 10 сентября 2016.

  19. Награждён Указом Президента РФ № 283 от 6 марта 2011 года

  20. Баринова, Наталья. Дэнни Бойл считает Тарковского «кинематографическим богом» Режиссёр заявил, что каждый кинематографист должен посмотреть фильмы Андрея Тарковского. TASS.ru. ТАСС, информационное агентство (8 февраля 2017).

  21. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. / Редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др. — М.: ООО «Издательство „Энциклопедия“» Т. 1 А — Баяр, 2005. — 960 с.: ил.

  22. Кино: Энциклопедический словарь. — С. 68.

  23. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1997 года № 532

  24. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 2. Анкилоз — Банка. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.

  25. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. / Редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян и др. — М.: ООО «Издательство „Энциклопедия“» Т. 3 Бруней — Винча, 2007. — 480 с.: ил.

  26. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. Т. 3 Бруней — Винча / Редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян и др. — М.: Энциклопедия , 2007. — 480 с.: ил.