Бегут недели, месяцы и годы
И с каждым годом всё быстрей, быстрей.
В мир вечных тайндрузья от нас уходят.
Всё меньше остаётся их – друзей.
Уходят тихо, так же, как и жили,
Заслугами своими, не кичась,
Припоминая юность, фронтовые были
И всех, прощая в свой последний час…
(В.Г.Капустин)
Патриотизм — понятие очень ёмкое. Оно включает в себя глубокое знание исторического прошлого Родины, гордость за её героев, понимание того, что сделано предшествующими поколениями. Оно означает и чувство сопричастности ко всему, что происходит сегодня, осознание своей личной ответственности за судьбу страны. Патриотизм и воспитывается на конкретных делах, и проявляется в конкретном труде. Патриотизм, нравственность, духовность — понятия очень близкие. И чтобы в нашей работе оправдать эти выводы, большое место мы уделяем поисковой, исследовательской работе.
Актуальность
При изучении истории школы, вся работа, естественно, начиналась с поиска. С поиска первых учителей, первых выпускников, строителей школы..
Главной целью нашей работы было найти людей, которые могли бы рассказать нам о тех учителях, которые работали в нашей школе перед началом Великой Отечественной войны. О тех учителях, которые ушли воевать из стен нашей школы. Найти фотографии тех лет, которых тогда почти не было. Обращались и в архив, и в военкомат, но сведений, нужных нам дать не могли, их просто не было.
Большую помощь нам оказали ученики военных лет, от них мы узнали фамилии учителей работавших в то время. С самых первых шагов мы поняли, что нам есть чем и кем гордиться. Это наши учителя и выпускники — участники Великой Отечественной, вернувшиеся с фронтов и погибшие, о которых мы узнавали от их родственников, друзей, знакомых.
Главным героем исследовательской работы стал Вячеслав Григорьевич Капустин. Который, предоставил нам много фотографий, воспоминаний, стихов.
Новизна работы заключается в том, что общение с ветераном происходит через интернет. Сам В.Г.Капустин проживает в городе Калининград поэтому общаться в «живую» мы с ним не можем.
Развитие отечественной культуры в годы перестройки
... и предметов культа. Цель работы: исследовать положительные и отрицательные стороны развития культуры в годы перестройки. Задачи: - рассмотреть школьную реформу времен перестройки - изучить закон об ... характер. С этого периода в системе образования начинается поляризация учебных заведений: наряду с общеобразовательной школой в системе образования начали работать школы с углубленным изучением ...
Научное и практическое значение результатов.
Цель:
Подбор материала об учителях прошлых лет для школьного музея.
Задачи:
— поиск фотографий;
— опрос бывших учеников;
— опрос учителей;
— воспитание патриотических чувств к своей школе;
— привитие интереса к научной деятельности.
— создание в школе музея.
ПИСЬМО ВЕТЕРАНА
Самую большую помощь в поисковой работе нам оказал Капустин Вячеслав Григорьевич. В 2010 году к нам по электронной почте пришло письмо, из которого мы узнал, что в далёком городе Калининграде живёт человек, который работал в нашей школе учителем русского языка и литературы с 1938 года по 1940 год. Это была наша самая большая удача. Вячеслав Григорьевич подполковник в отставке. Ветеран Великой Отечественной войны, ветеран военной службы, ветеран труда. Приложение 1.
Вячеслав Григорьевич родился 2 декабря 1920 года в городе Горно-Алтайске (до 1948 года город Ойрот-Тура).
Окончив в 1938 году школу №12 и получив, как тогда говорили, путёвку в жизнь, каждый из выпускников выбирал свой путь. Многие решили продолжить учёбу и направились искать своё счастье в дали от отчего дома. В 1935 году скоропостижно скончался отец. И Вячеславу Григорьевичу, старшему из братьев, надо было думать не только о себе, но и о своих двоих младших братьях и маме.
При областном педагогическом училище открылись двухмесячные курсы по подготовке преподавателей для сельских школ области на отделениях: русский язык и литература; физика и математика; химия и биология. В.Г. Капустин был зачислен на отделение русского языка и литературы. По окончании курсов было выдано соответствующее удостоверение. Его направили Бело-Ануйскую неполную среднюю школу. Так закончилось его детство. Впереди была неизвестность – и волнующая и немного пугающая. Время вступления во взрослую, самостоятельную трудовую жизнь.
В 1938 году в школе работало 23 учителя, директором был Лазарев Сергей Филимонович, завучем – Семён Митрофанович Евсеев. Они опытные педагоги, никогда и ничем не подчеркивали своего превосходства, они воистину были равными среди равных. Кроме начальных классов, здесь было три параллельных пятых класса, два шестых и один седьмой. Большинство преподавателей старших классов в то время были мужчины. Среди них Пётр Фадеевич Зарубин- учитель русского языка, Гребенкин Алексей Елиферьевич – учитель истории. Приложение2.
Особенности изучения лирических произведений в начальной школе
... основы изучения лирики в школе, Определить важные особенности восприятия лирических произведений учащимися данного возраста Проанализировать современное состояние работы над лирическими произведениями в начальной школе. В приложении представить конспекты уроков по изучению лирического произведения в начальной школе. ...
«Однажды в праздничный ноябрьский день, мы, девять учителей во главе с нашим директором, поднялись на один из ближайших скалистых отрогов безымянной горы, где Сергей Филимонович сделал снимок на своём ФЭДе. Приложение 3. Мужская часть «альпинистов» решила подняться выше на самый пик. Подъём надо сказать, был не из лёгких. Склон был крутой, к тому же вода и мороз сделали своё дело – щебень так и сыпался из под ног. Кроме редкой пожухлой травы, пробивавшейся в расщелинах скалы, не было никакой растительности. На гору взбирались почти на четвереньках, цепляясь руками за каменные уступы. День был солнечный, на фоне голубого алтайского неба были отчётливо видны дальние горы, казавшимися голубыми»
Вячеслав Григорьевич организовал в школе литературный кружок, в кружке дети читали стихи, некоторые семиклассники пробовали и свои силы. Один из них Иван Березнев. Он прекрасно учился, много читал и вообще был заметен своей аккуратностью, серьёзностью и удивительно красивым почерком.в 1942 году, после окончания 10-го класса, его призвали в армию и направили в лётное училище. Оего ратных подвигах свидетельствуют награды и внеочередные воинские звания. В 1950 году он уже имел чин майора и служил в штабе ВВС Западно-Сибирского военного округа в городе Новосибирске. Приложение 4.
Нагрузка в школе была большая: уроки, проверка тетрадей, подготовка к занятиям, общественная работа… иногда приходило и вдохновение. Написал несколько стихотворений, закончил начатую ещё в школе большую лирическую поэму о строительстве канала Москва-Волга.
Совсем недавно Вячеслав Григорьевич выслал нам по электронной почте «Гимн школы», который сочинил сам. Приложение 5.
В августе 1940 года Капустина В.Г. назначили директором Черно-Ануйской средней школы. А в 1941 году он ушёл на фронт.
Вот уже второй год мы переписываемся с Вячеславом Григорьевичем. Постоянно поздравляем его с разными праздниками, пишем о том, как мы живём, о том, что у нас интересного в школе происходит, о том, какая у нас красивая современная школа. Он же в свою очередь нам с благодарностью отвечает, рассказывает, как он работал в школе, выслал очень ценные для нас фотографии, выслал сборник своих стихов «Память». За что мы ему очень благодарны. Приложение 6.
«За многие годы я прошел, как говорится, огонь, воду и медные трубы, а Бело-Ануйскую школу, где я впервые познал благородство труда учителя – сеятеля доброго, вечного, помню и не забываю, с благодарностью вспоминаю её. Вспоминаю моих коллег учителей-подвижников, многих своих учеников
От всей души желаю всему коллективу школы – и учителям, и учащимся – успехов во всех, больших и малых, делах!
Да поможет всем вам в жизни Вера в свои силы, Надежда на осуществление вашей мечты и, конечно же, Любовь». [ 1. С 3 ]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любовь к родному краю, селу, школе воспитывает гордость за свою малую Родину, за свое Отечество. Краеведение, поисковая работа — это все воспитание патриотизма. Это уважение к добрым традициям старшего поколения, уважение и желание помочь ветеранам и всем тем, кому сейчас плохо.
ПО ЛИНГВИСТИКЕ : «КАЗАНСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА»
... явлений, а также Общие характеристики лингвистической теорией Ф. Де Соссюра. Целью реферата является исследование лингвистических взглядов представителей Казанской лингвистической школы, точка зрения Л.В. Щербы ... Вячеславович Крушевский, как отмечает Байрамова Л.К. (2012 г.) был «одним из талантливых учеников Бодуэна де Куртенэ – яркий представитель Казанской лингвистической школы». Крушевский ...
Вот, исходя из этого, интересуясь прошлым нашего села, школы, беседуя со старожилами, используя публикации и литературу разных лет, собрав интересные материалы: фотографии, документы, записав рассказы, написали исследовательскую работу «Не стареют душой ветераны».
Работа эта имеет успех, благодаря пониманию и вниманию администрации школы и всего учительского коллектива. Со всеми этими работами мы выступаем в классных коллективах и делимся с другими, проводим экскурсии, беседы, уроки мужества, они интересны для любой аудитории.
Благодаря этому мы узнали очень многое об учителях, работавших в нашей школе в довоенное время. Рассказали о Вячеславе Григорьевиче Капустине, который предоставил нам много фотографий, сборник стихов и, конечно же, свои бесценные воспоминания за которые мы ему безмерно благодарны. Вячеслав Григорьевич в настоящее время проживает в городе Калининграде и мы надеемся, что связь между нами не потеряется.
ЛИТЕРАТУРА
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/nauchno/na-temu-ne-stareyut-dushoy-veteranyi/
-
Вячеслав Капустин – сборник стихов «Память».Калининград 2010г.
-
Информаторы:
— Мария Андреевна Константинова 1928 года рождения, родилась в с.Белый Ануй, в настоящее время проживает в с. Белый Ануй.
— Людмила Алексеевна Тырышкина 1922 года рождения, родилась в с. Белый Ануй, в настоящее время проживает в г. Новосибирске.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Капустин Вячеслав Григорьевич
Приложение 2.
Гребенкин Алексей Елиферьевич., Учитель истории., Февраль 1939 год.
Зарубин Пётр Фадеевич., Учитель русского языка и литературы
1939 г.
Приложение 3.
Учителя — «Альпинисты» 13 ноября 1938 г.
Приложение 4.
Иван Березнев ученик 7 класса
Полунин Вячеслав Иванович
... России, традиции которой, оказывается, сохранились на родине Полунина. Первый этап проекта Вячеслав провел на свои средства. На второй этап денег уже ... быть развернут где угодно. Западной прессой русский клоун Вячеслав Полунин назван "лучшим клоуном мира", "лучшим клоуном эпохи", ... уехал из России на гастроли по миру. Гастроли эти продолжаются уже более семи лет. Сегодня Полунин проживает в Лондоне, ...
Декабрь 1938 г.
Приложение 5.
Гимн школы
Приложение 6.
Приложение 6.
Приложение 6.
Приложение 6.
Комсомольцы с. Белый Ануй 1939 год
Слева на право. Сидят: Буньков Маркел, Зарубина Анастасия, Востриков Григорий Иванрвич, Багина Наталья, Евсеев Семён Митрофанович;
Стоят: Капустин Вячеслав Григорьевич, Березнев Иван, Ишкова Анастасия Михайловна, Комлева Александра Михайловна, Тулина Ефимья, Баклыкова, Московская Александра.