Развитие музыкального восприятия в процессе слушания классической музыки у детей старшего дошкольного возраста (2)

Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Выдающийся педагог В.А Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» по этому поводу отмечает: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе» (24, с.3).

По силе своего эмоционального воздействия музыка превосходит любой вид искусства. Глубина этого воздействия зависит от подготовленности слушателя к общению с настоящим искусством, от того, на сколько близка ему музыка. Музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания (24, с.3).

«Умение слушать и воспринимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», – писал он. Организуя музыкальное воспитание ребёнка, важно развить у него потребность в общении с музыкой, способность чувствовать её красоту, интонационное своеобразие и глубокий личностный смысл. Поэтому столь остро стоит в наше время проблема воспитания слушателя ещё с дошкольного возраста, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости (28, c.31).

Восприятие музыки – сложного многоуровневого явления – представляет для дошкольников большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства, что связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой, – с возрастными особенностями ребёнка-дошкольника. В связи с этим в дошкольном детстве, на начальном этапе развития музыкального восприятия, ребёнку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир её образов. Этим объясняется актуальность выбранной темы (10, c.138).

16 стр., 7506 слов

Музыкальные занятия в процессе внеурочной деятельности как условие ...

... работы выступает музыкальное воспитание. ПРЕДМЕТОМ – внеклассная музыкальная работа. Для реализации темы исследования определён ряд ЗАДАЧ: раскрытие особенностей внеклассной работы; выявление основной направленности музыкальной внеклассной работы; представление задач вокального воспитания детей в условиях внеклассной музыкальной работы; 4) описание способов музыкального творческого развития ...

Проблема восприятия музыки – одна из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса, и, несмотря на значительное количество, освещающих ее (наблюдений, специальных исследований), во многом еще не решена (8, с.187).

Проблема развития восприятия музыки на нынешнем этапе приобретает всё более важное значение. К сожалению, у значительной части современной молодёжи отсутствует интерес к так называемой «серьёзной музыке». Одной из причин этого обстоятельства является неразвитое музыкальное восприятие, и как следствие – несформированность музыкальной культуры молодёжи. Причиной тому являются недостатки в воспитании музыкальной культуры детей, серьёзные упущения в формировании восприятия музыки прежде всего в детском саду и начальной школе.

Проблема развития музыкального восприятия – одна из наиболее сложных и недостаточно исследованных в педагогике. Большой вклад в исследование вопросов музыкального восприятия внесли Б. В. Асафьев, Б. М. Теплов, Б. Л. Яворский, В. Н. Шацкая, Н. Л. Грозненская, Д. Б. Кабалевский, В. Д. Остроменский, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Н. А. Ветлугина. В работах этих авторов собран большой научный, теоретический материал, касающийся различных граней музыкального восприятия, его психологических механизмов и педагогических методов развития его у детей.

В последние годы большой вклад в исследовании проблемы развития музыкального восприятия у детей дошкольного и школьного возраста внесли белорусские учёные Л.С. Ходонович, В.П. Рева, Г.А. Никашина, Б.О. Голешевич, Г. В. Савельев. В научно-методических разработках этих авторов раскрыты разнообразные педагогические пути формирования способности к восприятию музыки у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в детском саду.

В связи с актуальностью проблемы темой моей курсовой работы является развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки на занятиях.

Цель работы: определить оптимальные условия развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста при слушании классической музыки на занятиях в дошкольном учреждении.

Объект исследования: процесс развития музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Предмет исследования: музыкальное восприятие у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.

Гипотеза исследования: процесс развития восприятия музыки будет наиболее эффективным, если использовать соответствующие методы 1) контрастного сопоставления произведений и 2) уподобления характеру музыки.

Задачи:

2. Определить, как влияет слушание классических произведений на развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить основные методы работы по развитию музыкального восприятия с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.

22 стр., 10561 слов

Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре

... раннего и младшего дошкольного возраста, отличающийся высокой эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях. Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, ...

Методология: методологической основой исследования явились труды ученых в области музыкальной психологии (Б.М. Теплов, К.В. Тарасова), в области педагогики (Б. В. Асафьев, Б.В. Шацкая, Б.Л. Яворский, Н.А. Метлов, Т.С. Бабаджан, Т.А. Вилькорейская, С.М. Шоломович, И.Л. Дзержинская, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Б.Д. Кабалевский).

Научно-методические разработки по восприятию музыки у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в детском саду внесли ученые (Л.С. Ходонович, В.П. Рева, Г.А. Никашина, Б.О. Голешевич, Г. В. Савельев).

Методы исследования:

  • теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;
  • эмпирические: целенаправленные наблюдения за процессом развития детей.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки

1.1 Понятие «музыкальное восприятие» в психолого- педагогической литературе

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность, музыкально-игровая деятельность.

Все они имеют свои разновидности. Так восприятие может существовать как самостоятельный вид деятельности или предшествовать и сопутствовать остальным видам. Б.В. Асафьев определил музыкальную деятельность как триединство процессов создания музыки композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слушателем. Глубина восприятия музыки зависит от качества самого произведения, уровня исполнения и опыта слушания, культуры восприятия, вкусов человека. Поэтому схему Б.В. Асафьева нужно читать, начиная с конца: восприятие – исполнение – творчество. Обосновывается это тем, что первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери – первое его знакомство с музыкой. Разнообразные музыкальные впечатления, которые ребенок получает в раннем детстве в процессе восприятия музыки, накладывают неизгладимый отпечаток на всю последующую музыкальную деятельность. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Оно пронизывает собой все занятия, так как дети учатся чувствовать и понимать выразительный смысл музыкальных произведений не только в процессе восприятия музыки, специально созданной для слушания, но и в связи с ее исполнением, и в процессе творческих импровизаций под музыку, и получая знания о ней, и создавая свой музыкальный образ в сюжетно-ролевой театрализованной игре-сказке. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонаций, настроений. Известный музыкант-психолог Е.В.Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие – прочувственное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен» (14, c.91).

22 стр., 10610 слов

Развитие музыкального восприятия в процессе слушания классической ...

... Теоретические основы развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки .1 Музыкальное восприятие как основной вид детской музыкальной деятельности Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Приобщая ребенка к музыкальному искусству, мы ...

Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Приобщая ребенка к музыкальному искусству, мы должны решить важную педагогическую задачу, по словам В. А. Сухомлинского, «не кем вырастет, а каким вырастет ребенок». Таким образом, музыка – своеобразный мостик в детскую душу, помогающий нравственному становлению личности.

Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог может управлять процессом музыкального воспитания детей, формировать их эстетические вкусы и потребности. Рассматривая этот вопрос, нужно иметь в виду, что любое восприятие является сложным процессом, в котором участвуют многие органы чувств, образуются разнообразные комплексные условно-рефлекторные связи. В психологии понятие «восприятие» понимается как «отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий» (16, с.222).

Другими словами, это отражение предметов или явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (формы, величины, цвета и т. д.), действующих в данный момент на органы чувств. Восприятие нельзя отождествлять с ощущением. Ощущение есть отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, действующих на наши анализаторы.

Обобщая сказанное, можно прийти к выводу, что восприятие – вид активной деятельности, связанной с другими психологическими процессами, мышлением, воображением, памятью и включающей в себя предшествующий опыт (16, с.222).

В основе восприятия искусства лежит реально существующий эстетический объект – художественное произведение (скульптура, картина, музыкальное произведение), которое и пробуждает эстетические чувства. Эстетическое восприятие можно определить, как особую способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов (гармонию их форм, световую гамму, красоту музыкальных звуков и т. д.), способность различать возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, совершенное и примитивное. Б. М. Теплов отмечал, что для эстетического восприятия важно не столько значение того или иного воспринимаемого объекта, сколько его вид – приятный или неприятный, то есть в эстетическом восприятии преобладает чувственная сторона (3, с.73-74).

Музыкальное восприятие – разновидность эстетического восприятия, его частный вид. Оно обладает свойствами, присущими восприятию искусства в целом, но в то же время имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой музыкального искусства. Воспринимая музыку, человек должен чувствовать ее красоту и совершенство.