Потребность в воспитании и обучении подрастающего поколения существовала уже в далеком прошлом; в каждом народе живет стремление передать накопленный жизненный опыт и мудрость молодым.
Научные исследования проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, — писал он, — имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» [18, с.45].
В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. «О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по-видимому, это принесло много бед педагогике, — писал он. — Я уверен, что народная педагогика — это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах» [17, с.129].
Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психологическими особенностями видение мира. Суждение ребенка, как и его практическое мышление, имеет характер, прежде всего практически – чувственный.
4
Чувственная природа организма ребенка – это первая связь, которая соединяет его с миром. Все многообразие мира дети младшего возраста воспринимают не так, как взрослые. Детская мысль на первых порах связана только с конкретными образами.
Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора, художественного творчества. Поэтические произведения, многие столетия, передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики.
П.Г.Богатырев очень точно охарактеризовал фольклорное произведение, сказав о нем как о «внеличном, существующем независимо от исполнителя». Замечательный русский филолог А.А. Потебня, определяя существо «народного» — фольклорного – творчества, заметил, что оно «возникает из памятных источников (т.е. при передаче из уст в уста, насколько хватит памяти), но непременно прошедших сквозь значительный слой народного понимания».
Воспитание младших школьников на традициях народной педагогики
... общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа. Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил ... воспитания детей школьного возраста на занятиях - с другой. Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как сделать процесс приобщения школьников к традициям родной культуры ...
Проблема фольклора интересовала таких людей, как Яшин Д.А, Долганова Л.Н, Верещагин Г.Н, Владыкина Т,Г, Перевозчикова Т.Г.
В детском творчестве находится ключ к пониманию взрослой психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Народное художественное творчество представляет собой специфическую область, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических, а также художественных жанров народного творчества.
Этим объясняется актуальность выбранной темы курсовой работы «Фольклор как средство формирования этнической особенности и культуры у детей дошкольного возраста ».
5
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия влияния фольклора на этническую особенность и культуру дошкольников.
Объектом исследования являются психологические особенности удмуртского этноса.
Предметом исследования являются особенности удмуртского народа.
Гипотеза исследования: в основу работы положено предположение о том, что процесс повышения этнической культуры будет успешным, если приобщать к ней детей дошкольного возраста используя удмуртский фольклор, в том числе удмуртские сказки.
В соответствии с предметом, целью, гипотезой исследования были определены
1. Изучить состояние проблемы формирования этнической особенности и культуры у детей посредством фольклора в психолого-педагогической литературе и конкретизировать понятие фольклора.
2. Определить особенности влияния фольклора на формирование этнической особенности и культуры у дошкольников.
3. Определить критерии и условия
4. Отобрать и экспериментально проверить условия формирования у детей этнической особенности и культуры посредством фольклора.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение за игрой детей, статистические методы обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе ДОУ «Центр развития ребенка» №56 г. Глазова. В
6
исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 4-5лет . Условия проведения исследования: в нормальной обстановке, в дневное время.
Научная новизна исследования состоит в том, что воспитание этнической культуры у детей дошкольного возраста посредством фольклора рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; теоретически обоснованы перечень и содержание умений детей-дошкольников; экспериментально обоснованы условия воспитания этнической культуры у детей дошкольного возраста.
Особенности звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста
... развития ребёнка. Проанализировать особенности усвоения звуковой культуры речи детьми дошкольного возраста. Оформить рекомендации по воспитанию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Определить взаимодействие в работе всех субъектов воспитательно-образовательного процесса. Для решения проблемы исследования и проверки правильности ...
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ней изучен процесс формирования этнической культуры детей дошкольного возраста посредством удмуртского фольклора.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в системе дошкольного образования. Результаты исследования могут быть использованы для уточнения требований образовательного стандарта дошкольного образования по работе, связанной с развитием речи дошкольников, при проведении аттестации дошкольных учреждений.
Структура и объем курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.
7
Глава 1.Теоретические основы формирования этнической особенности и культуры у детей дошкольного возраста посредством фольклора.
1.1Психологические особенности удмуртского этноса.
Одним из коренных народов Западного Приуралья являются удмурты, представители финно-угорской народности нашей страны. Удмурты – достаточно многочисленный народ России, представители которого, в отличие от других финно-угорских народов монолитны и расселены сравнительно компактно на востоке Восточно-Европейской равнины, в междуречье Камы и Вятки.
Нельзя не заметить своеобразные национально-психологические особенности удмуртского этноса. Современные психологи и этнографы выделяют в национальном характере удмуртов такие качества, как природная сообразительность, доброжелательность, терпимость, скромность, внутренняя культура, тактичность, музыкальность, поэтичность. Особо бросается в глаза их деликатность, которую иногда принимают за пассивность, мнительность, излишнюю стеснительность, замкнутость, некоммуникабельность, хотя часто это не соответствует действительности.
В системе социальных ценностей удмурты всегда отводили важное место оптимальным отношениям со своими близкими и дальними родственниками, соседями, вообще с добрыми людьми. В семейном быту они необыкновенно уживчивы и ради семейного благополучия приносят в жертву свои личные интересы, терпят известное подчинение, лишают себя в некотором роде самостоятельности. Именно от этого, считают они, во многом зависят общая атмосфера жизни, успех в хозяйственной и прочей совместной деятельности. И по этой причине у них никогда не было в чести нищенство и попрошайничество.
Видимо, у нас, финно-угорских народов, есть какая-то общая генетическая программа. Поражает эта удивительно уязвимая хрупкость
8
души. Мы всегда ориентируемся на похвалу. В этом смысле мы художники. С.Л. Рубинштейн говорил: «Художнику нужна похвала и еще раз похвала». В этом смысле мы действительно очень талантливые художники. Когда нас хвалят, мы становимся лучше. Если нас критикуют, мы становимся хуже. В душе происходит надлом, от которого очень больно. Китайцы говорят: критика подобна голубю, она возвращается обратно. Нас не надо критиковать – мы не «китайцы». Нас, вообще-то как и других, лучше не надо критиковать, лучше хвалить. И мы обязательно станем лучше. Кто-то с критикой может как-то сосуществовать, кто-то может уживаться, удмурт – нет. (М.Г. Иванова)
Отражение национальных особенностей характера немецкого народа ...
... немцев. 3.Выявить пословицы и поговорки, отражающие особенности национального характера немцев, подчеркнуть их коммуникативную значимость. Гипотеза: пословицы и поговорки немецкого языка - есть образ мышления и способ изучения национально-культурных ценностей немецкого народа Объект исследования: Пословицы и поговорки в немецком языке Методы исследования: описательный ...
Удмурты чрезвычайно дорожат своей репутацией среди родственников, односельчан, соплеменников. Очень многое, по их мнению, зависит от того, «что говорят другие», «что сказали», «что подумают». Удмурты легко сходятся с людьми и очень трудно расстаются с ними. У них высокая культура межличностных отношений. Издревле самым тяжким преступлением считалось у них инициирование вражды и ссор. Вместе с тем по этой причине часто складывается впечатление, что удмурты излишне застенчивы, нерешительны, мнительны, безынициативны.
1.2.Удмуртскй фольклор как средство формирования этнической особенности и культуры.
Удмуртский народ имеет богатое устно-поэтическое творчество. В сказках и легендах, песнях и загадках, пословицах и поговорках ярко отразились его взгляды на окружающую природу и жизнь, его отношение к различным историческим явлениям и событиям, его внутренний духовный облик. Фольклор – это богатая кладовая народной мудрости многих поколений.