Педагогические условия формирования экономической культуры учащихся на занятиях экономических дисциплин

Значительные социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, затрагивают и систему образования. Инновационные процессы в образовательной среде осуществляются в условиях экономической нестабильности. Негативные тенденции усиливаются в связи с неподготовленностью основной массы населения к вступлению в новые экономические отношения, ориентированные на многообразие форм собственности, личную инициативу, конкуренцию.

Одним из условий подготовки профессионально компетентных, предприимчивых, деловых людей, способных развивать экономику, обращенную к человеку, является экономическое образование, направленное на формирование экономической культуры подрастающего поколения.

Экономическая культура казахстанского общества претерпевает в настоящее время существенные изменения. Ее невысокий уровень препятствует стабилизации и установлению нормального цивилизованного социума. Это проявляется в недостаточной способности многих людей усваивать те модели экономического поведения, которые позволили бы им, успешно адаптируясь, эффективно осуществлять различные виды деятельности. Если до недавнего времени в сознании людей культивировалось мнение, что залогом успеха во всех сферах жизнедеятельности является трудолюбие, честность, исполнительность, добросовестность, то в настоящее время, помимо перечисленных характеристик, востребованными стали такие качества личности, как расчетливость, высокий творческий потенциал, способность к риску и другие деловые качества. Такие существенные изменения в ценностно-нормативной системе общества сопровождаются низкой степенью влияния социальных норм поведения на индивидов, неопределенностью и противоречивостью нормативных предписаний общественного бытия, отсутствием их воздействия в качестве средства социальной регуляции поведения.

Экономика пронизывает почти все сферы жизнедеятельности современного человека, следовательно, формирование высокого, качественно нового уровня экономической культуры у подрастающего поколения является одной из важных задач, стоящих перед педагогами.

Переход Казахстана к рыночным отношениям требует от личности реализации ее экономических и духовных интересов. Поэтому перед педагогическими коллективами учебных, заведений возникла новая задача — помочь учащимся и выпускникам адаптироваться в новых социально- экономических условиях. Одним из основных направлений этой работы, на наш взгляд, является формирование экономической культуры.

При переходе к рынку повышается роль экономической культуры специалиста, его предприимчивости, инициативы, способности принимать решения в различных ситуациях. Соответственно изменились и требования, предъявляемые к выпускникам, — это необходимость совершенствования экономической подготовки молодежи. Специфика учреждений профессионального образования заключается в том, что содержание экономической подготовки в них тесно связано с особенностями отраслей производства, для которых они готовят специалистов.

4 стр., 1840 слов

Пути экономического роста: влияние рынка на экономическую культуру

... которому осуществляется выбор. Поэтому модель рыночного поведения производителя предусматривает формирование рыночной экономической культуры. Рыночная экономическая культура предполагает выбор рыночной модели экономического поведения на основе системы ценностей, норм, потребностей и интересов. ...

Современному человеку приходится ориентироваться в весьма сложной экономической и социальной ситуации. Экономически культурный человек способен правильно понять как суть экономических реформ в Казахстане в целом, так и ее многочисленные конкретные проявления.

Исследование проблем экономической культуры личности активизировалось в последнее десятилетие. Сущность экономической культуры, её место в системе общей культуры определили П.Р. Атутов, Р.Г. Ахметов, В.Д. Демичев, А.В. Дроздов, И.Б. Иткин, В.А. Полякова, В.Д. Попов, И.А. Сасова, Г.Л. Смирнов, А.К. Уледов, М.А. Хроменкова. Проблемы экономической культуры, мышления и сознания находят отражение в трудах экономистов Л.И. Абалкина, Л.С. Бирмана, К.А. Улыбина, В.П. Чичканова. Педагогические аспекты экономического образования и воспитания школьников рассматривались в работах А.Ф. Аменда, К.Ш. Ахиярова, А.Ф. Амирова, В. Боровиковой, Ю.К. Васильева, А.С. Гаязова, Н.П. Рябининой, А.Т. Шпака. Возможности трудовой подготовки и школьного предпринимательства для экономического образования и формирования экономического мышления стали темой исследования П.Р. Атутова, К.Ш. Ахиярова, А.Ф. Амирова, Ф.Ф. Абазова, Н.И. Бабкина, А.С. Гаязова, А. Полякова, Р.З. Тагариева. Теории содержания образования посвящены работы В.В. Краевского, В.С. Леднева, М.Н. Скаткина, Л.В. Занкова. Образовательному процессу в ссузах посвящены работы Л.Н. Алексеевой, В. Васильевой, А.Г. Герасимовой, Г.Г. Городничего, Л.В. Зосимовского, Л.Г. Семушиной, Н.Г. Ярощенко.

Анализ литературы по указанной проблематике показал, что формирование экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности до сих пор не являлось предметом педагогического исследования. Сложившаяся система обучения и воспитания студентов не обеспечивает формирование экономической культуры личности, необходимой в рыночных условиях. Сохраняются безличностные подходы в системе образования, блокируется развитие экономически творческой индивидуальности студента, его готовности действовать в рыночных условиях. От сформированности у будущих специалистов экономической культуры и их подготовленности к будущей эффективной самореализации в условиях рынка независимо от рода деятельности во многом будет зависеть их успешная социализация, формирование гражданской ответственности, полноценная адаптация и деятельностная мобильность. Профессиональное образование тесно связано с уровнем развития науки, техники, производства и социально-культурной сферы, оно подвергается наиболее интенсивным преобразованиям, вытекающим из изменения содержания и характера труда, производственных отношений. Таким образом, возникает противоречивая ситуация: для успешного развития общества необходимо воспитание у его членов ответственности за принимаемые решения, добросовестность и другие качества, но эта потребность не учитывается учебными заведениями. Имеется также несоответствие между объективной необходимостью экономического образования и развитием каждого члена общества в условиях перехода к рыночной экономике и весьма слабой реализацией этого требования в теории и практике обучения студентов колледжа. Мы сталкиваемся с тем, что студенты не обладают достаточным уровнем экономической культуры.

4 стр., 1676 слов

Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие. Взаимосвязь ...

... образом жизни мы понимаем деятельность, направленную на укрепление физического, психического и нравственного здоровья. 2.Взаимосвязь общей культуры студента и его образ жизни. Главной целью образования на современном этапе развития общества является духовное и физическое развитие личности, формирование ...

Все это позволило выявить противоречия между объективной потребностью общества в людях, обладающих высокой экономической культурой, и отсутствием в образовательной среде системы целенаправленной работы по ее формированию у подрастающего поколения; между возросшими требованиями к специалисту и уровнем знаний, навыков выпускников средних профессиональных учебных заведений.

Все это доказывает актуальность проблемы, которую можно сформулировать следующим образом: какие педагогические условия необходимы для эффективного формирования экономической культуры у студентов технического колледжа в процессе образовательной деятельности?

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование экономической культуры студентов колледжа.

Объект исследования: процесс формирования экономической культуры студентов технического колледжа.

Предмет исследования: комплекс педагогических условий формирования экономической культуры студентов колледжа.

В соответствии с целью исследования была сформулирована, гипотеза исследования, которая заключается в том, что формирование экономической культуры студентов технического колледжа будет осуществляться успешно и эффективно, если выявлен и реализован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования экономической культуры студентов технического колледжа, предполагающий:

  • информационную обеспеченность образовательного процесса успешного восприятия студентами экономики как научной системы и приобретение минимального уровня экономических знаний и умений, необходимых для успешной жизнедеятельности на этапе перехода общества к рыночным отношениям;
  • интегрированный подход к экономическому обучению с установлением межпредметных связей в процессе обучения;
  • организацию и включение студентов в совместную экономическую деятельность.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

Уточнить понятие «экономическая культура студентов колледжа».

Определить структуру и характеристики экономической культуры студентов.

Разработать и обосновать модель, формирования экономической культуры студентов технического колледжа.

Выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования экономической культуры студентов технического колледжа.

Теоретико-методологической основой нашего исследования являются философские положения об экономических закономерностях развития общества, о ведущей роли деятельности в формировании личности, диалектическом единстве теории и практики; труды психологов и педагогов о всестороннем развитии личности; идеи гуманизации и демократизации учебного процесса; основные положения концепции целостного подхода к организации педагогического процесса и формирования личности.

11 стр., 5095 слов

Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в ...

... человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, ... занятий. Необходимо взять за правило приходить в аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка, производит впечатление несобранного, необязательного и ...

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют следующие научные положения и концепции: концепция, деятельности как фактора формирования личности, рассматривающая, психическое развитие в качестве результата собственной активности ребенка (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев; С.Л. Рубинштейн и др.); идеи гуманизма и демократизации обучения (Л.В. Занков, Б. Эльконин и др.); основные положения и выводы современной теории развития познавательной и творческой активности (В.В. Афанасьев, В.И. Лозовая, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.); концепция деятельностного подхода к формированию личности (В.Г. Афанасьев, В.В. Краевский, Э.Г. Юдин и др.); теоретические основы экономической подготовки (Б.А. Райзберг, И.А. Сасова и др.); теория целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, Б.С. Гершунский и др.); системный подход к анализу экономических категорий развития общества, вставшего на путь рыночных преобразований (В.Г. Афанасьев, И.О. Котлярова, А.М. Новиков и др.); развитие профессионального образования Казахстана в условиях реформы образования, концепция модернизации и развития среднего профессионального образования Казахстана на современном этапе, роль и место среднего профессионального образования в казахстанском образовании (В.М. Демин); социализация личности в условиях СПО — ФДО; теория и методика воспитания (М.И. Рожков).

Методы исследования. В соответствии с поставленными задачами был применен комплекс методов исследования, направленный на выявление особенностей различных компонентов и уровней развития экономической культуры студентов в колледже, который включал в себя эмпирические и теоретические методы.

Теоретические: изучение и анализ философской, экономической, психологической, культурологической литературы по вопросам экономического образования и воспитания; анализ собственной педагогической деятельности и передового педагогического опыта, систематизация и обобщение, моделирование.

Эмпирические: опытная работа, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом, беседы, тестирование, анкетирование студентов, графическое представление результатов, системный анализ материалов, полученных в ходе эксперимента.

Экспериментальной базой исследования явился Западно-Казахстанский инженерно-технологический колледж (г. Уральск).

Исследование проходило поэтапно в 2012 — 2013 гг.

На первом этапе (октябрь — декабрь 2012 г.) изучалась научно-педагогическая, психологическая, социологическая литература в избранной для исследования области. На этом этапе осуществлялось формирование понятий аппарата исследования, выдвижение рабочих гипотез, была выявлена актуальность, цель, объект, предмет и задачи исследования.

На втором этапе (январь — март 2013 г.) разрабатывалась модель формирования экономической культуры студентов колледжа, проверялись основные положения формирующего эксперимента, уточнялись педагогические условия, способствующие эффективному функционированию данной модели.

7 стр., 3401 слов

Культура речи студентов

... актуальность данной работы. Изучение культуры речи студентов дополняет и продолжает системные исследования разговорной речи, речи молодёжи и состояния речевой культуры российского общества. Цель работы - изучить субъект речи студентов СГУПСА в аспекте речевой ...

На третьем этапе (апрель 2013 г.) проводились анализ и теоретическое обобщение данных опытно-экспериментальной работы, корректировалась и завершалась проверка эффективности модели формирования экономической культуры на основе выработанных критериев и педагогических условий.

На каждом этапе в зависимости от решаемых задач применялись различные методы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • уточнено содержание и определена структура экономической культуры студентов колледжа, включающая в себя потребностно-мотивационный, информационно-познавательный, личностно-ценностный и деятельностный компоненты;
  • разработана модель формирования экономической культуры студентов технического колледжа;
  • определен комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования экономической культуры студентов технического колледжа, в состав которого входят: информационная обеспеченность образовательного процесса для успешного восприятия студентами экономики как научной системы с целью приобретения минимального уровня экономических знаний и умений, необходимых для успешной жизнедеятельности на этапе перехода общества к рыночным отношениям; интегрированный подход к экономическому обучению с установлением межпредметных связей в процессе обучения; организация и включение студентов в совместную экономическую деятельность;
  • разработаны критерии определения уровней сформированности экономической культуры студентов технического колледжа:

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в ходе исследования уточнено понятие «экономическая культура»; определены критерии сформированности экономической культуры студентов колледжа; выявлены показатели и уровни сформированности экономической культуры студентов; разработана модель формирования экономической культуры студентов технического колледжа.

Практическая значимость исследования заключается в апробировании в процессе формирующего эксперимента комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования экономической культуры студентов технического колледжа. Структурирован процесс становления экономической культуры студентов технического колледжа. Разработаны практические рекомендации для успешного формирования экономической культуры студентов колледжа посредством создания студенческих фирм.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались методологической непротиворечивостью исходных теоретических позиций, их анализом, сопоставлением, использованием комплекса методов исследования, широкой базой исследования, длительностью экспериментальной работы, успешным внедрением полученных результатов в практическую деятельность.

Личный вклад автора в исследование заключается в выявлении комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования экономической культуры студентов технического колледжа; в разработке модели формирования экономической культуры студентов технического колледжа; в разработке практических рекомендаций для успешного формирования экономической культуры студентов колледжа посредством создания студенческих фирм.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

технического колледжа и определен комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность формирования экономической культуры студентов технического колледжа включающий: информационную обеспеченность образовательного процесса для успешного восприятия студентами экономики как научной системы для приобретения минимального уровня экономических знаний и умений, необходимых для успешной жизнедеятельности на этапе перехода общества к рыночным отношениям; интегрированный подход к экономическому обучению с установлением межпредметных связей в процессе обучения; организацию и включение студентов в совместную экономическую деятельность.

28 стр., 13879 слов

Формирование навыка публичного выступления как составляющей коммуникативной ...

... коммуникативной культуры педагога. Объект исследования: процесс формирование навыка публичного выступления у студентов педагогического колледжа как составляющей коммуникативной культуры педагога. Предмет исследования: приемы формирования навыка публичного выступления у студентов педагогического колледжа как составляющей коммуникативной культуры педагога. Цель ...

В ходе формирующего этапа эксперимента было осуществлено педагогическое влияние на студентов колледжа, которое способствовало развитию и совершенствованию экономической культуры. Эксперимент показал положительную динамику уровня сформированности экономической культуры в экспериментальных группах, в контрольной же группе произошли незначительные изменения. Результаты констатирующего и формирующего этапов эксперимента показали положительную динамику уровня сформированности экономической культуры у студентов колледжа, что свидетельствует об эффективности выделенных нами педагогических условий. Количество студентов, имеющих, низкий уровень сформированности экономической культуры, в экспериментальной группе снизилось на 44%, а достигших высокого уровня данного вида культуры повысилось на 41% по сравнению с первоначальным срезом. В контрольной группе существенных изменений не произошло, так как процесс формирования экономической культуры в этой группе проходил без выделенных нами условий.

Фрагмент работы для ознакомления

1.1 Теоретический анализ проблемы формирования экономической культуры у студентов колледжа

В период усложнения общественной жизни, когда наша страна находится в новых экономических отношениях, первостепенное значение приобретают проблемы культуры, духовного и нравственного возрождения человека и страны в целом. Без такого возрождения общество не может стать цивилизованным, даже при условии успешного преодоления экономического и политического кризиса. Роль культуры в жизни каждого человека и общества огромна: образ мыслей и действий, общие культурные воззрения, и ценности выступают основными средствами интеграции обособленных человеческих индивидуумов в разумно организованное сообщество. Культура представляет собой сложную интеграционную систему, где ценности, которые утверждаются обществом, взаимосвязаны, так как при изменении того или иного компонента этой системы неизбежно изменяются многие культурные традиции.

Обратимся к определению понятия «культура». Таких определений насчитывается большое количество. Совершенно приемлемой оказывается широко распространенная и устойчивая в научной литературе трактовка культуры как совокупности материальных и духовных ценностей.

Культура — это сложная интегрированная система, а не случайная коллекция обычаев и воззрений. Ценности, утверждаемые обществом, взаимозависимы, и, если меняется что-то одно, вслед за этим меняются все культурные традиции.

1.2 Содержание и структура экономической культуры. Теоретические основы формирования экономической культуры у студентов колледжа

Социально-экономическое развитие общества во многом зависит от уровня экономического образования студентов и учащихся в целом. Переход к рыночным отношениям в экономике, изменение условий учебы и труда, усиливающаяся взаимосвязь между обществом и личностью требуют адекватного изменения учебного процесса.

30 стр., 14779 слов

Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного ...

... сад является многонациональным. Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, накладывает большой ... культур народов, представленных в ДОУ, независимо от доминирующей нации Задачи: 1. Прочитать и проанализировать психолого-педагогическую ... этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в повседневной жизни. Очевидно, что если ...

Результаты исследования и реальная жизнь свидетельствуют, что большинству учащихся не хватает экономических знаний, практических умений и навыков, позволяющих быть конкурентоспособными на рынке труда.

Таким, образом, взаимосвязь экономических отношений и экономической культуры является содержанием подготовки, будущего специалиста, его способности для продолжения образования в течение всей дальнейшей жизни, с целью обеспечения уровня компетентности, умения реагировать на быстро меняющиеся условия жизни, быть востребованным. Важно подчеркнуть и такие свойства экономической культуры, как связь с практической деятельностью, конкретность, системность, целенаправленность, непрерывность и всеобщность. Всеобщность состоит в том, что формирование экономической культуры должно идти непрерывно, при участии педагогов, воспитателей, специалистов. Непрерывность этого процесса заключается в воспитании внутренней организованности, заботливости, бережливости, аккуратности, дисциплинированности.

1.3 Теоретическое обоснование построения модели формирования экономической культуры студентов колледжа

На основе теоретического анализа, сделанного в предыдущем параграфе, нами установлено, что изменения в сфере жизни приводят к перестройке образовательной системы, следовательно, практика, в том числе педагогическая и образовательная, должна перестраиваться применительно к новым условиям. Поэтому надо создавать педагогические (образовательные) системы, моделировать будущее профессиональное применение.

Процесс моделирования есть воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения.

В нашем случае объектом моделирования является учебно-воспитательный процесс, способствующий формированию экономической культуры студентов. Но для того, чтобы авторская, модель была эффективной, ее необходимо тщательно спроектировать, то есть необходимо заранее все спланировать, предусмотреть последствиями т.д.

Приступая к экспериментальной деятельности по проблеме исследования (каким образом обеспечить, формирование экономической культуры студентов колледжа в условиях преобразования социально- экономических отношений) в развивающейся образовательной системе колледжа, принимая во внимание специфику деятельности образовательного учреждения среднего профессионального образования, мы вместе с тем опирались на общепринятые и научно обоснованные положения о педагогическом исследовании. Как всякий целенаправленный процесс, научное исследование опирается на ряд принципов, в том числе сформулированных В.И. Загвязинским, а именно:

Таблица 1 — Уровень экономической культуры студентов

2.1 Построение модели процесса формирования экономической культуры студентов колледжа

Среднее профессиональное образование в Казахстане является важным звеном непрерывного образования, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Среднее профессиональное образование в Казахстане имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) и начального профессионального образования.

10 стр., 4606 слов

Особенности психологической культуры студентов пользователей Интернет

... обзор по проблемам психологической культуры пользователей Интернет 1.1 Анализ исследований по проблеме «психологическая культура» 1.1.1 Подходы к понятию «психологическая культура» «Психологическая культура» — понятие многомерное и ... задач школы является формирование общей культуры и, следовательно, имплицитно ее внутренней составляющей, то есть психологической культуры, что в определенной ...

В настоящее время среднее профессиональное образование занимает значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности, общества и государства.

В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы происходит рост потребности в специалистах среднего звена, так как оно является практико- ориентированной, изменение их роли, места и функций, повышение требований к компетентности, технологической культуре и качеству труда.

Среднее профессиональное образование не только обеспечивает получение специальности, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в образовательной среде.

2.2 Педагогические условия эффективного функционирования модели формирования экономической культуры студентов колледжа

На основе теоретического анализа и моделирования формирования экономической культуры мы установили, что это целостный процесс, слабо разработанный в педагогической науке. Реформирование системы образования в целом и образования в сфере педагогике, подготовка специалистов среднего звена в частности связаны с изменениями в политике и экономике страны. Система образования из унитарной становится разнообразной — разноуровневой, многоуровневой.

В этом разделе мы предпринимаем попытку определения комплекса педагогических условий формирования, экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности.

В философии понятие «условие» определяется как категория, выражающая отношения к предмету, к окружающим его явлениям, без которых существовать он не может. В нашем исследовании речь идет о педагогической системе, поэтому мы используем понятие «педагогические условия». Под педагогическими условиями понимается совокупность мер учебно-воспитательного процесса, обеспечивающая достижения студентами профессионально-творческого уровня.

2.3 Обоснование критериев, показателей и уровней сформированности экономической культуры студентов колледжа при выполнении экспериментальной работы

Мы уже рассмотрели теоретические проблемы формирования экономической культуры, а также определили педагогические условия ее формирования у студентов колледжа.

Целью опытно-экспериментального исследования являлась проверка эффективности выделенных педагогических условий, обеспечивающих функционирование модели формирования экономической культуры студентов колледжа.

Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт воспитания или обучения в точно учитываемых условиях, сопоставляемый с аналогичным опытом, который проводится в других условиях или на другом контрольном объекте.

Эксперимент — одна из сфер человеческой практики, в которой подвергается проверке истинность выдвигаемых гипотез.

Таблица 2 — Показатели сформированности экономической культуры

Таблица 3 — Технологический уровень экономической грамотности

Таблица 4 — Критерии уровня экономического образования обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях

Таблица 5 — Оценка усвоения экономических знаний студентов колледжа контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе эксперимента

1 стр., 455 слов

Учащихся к конкурсу «Экономическая культура»

... шить, то он может всегда сшить на заказ что-то из одежды, продать и тем самым иметь с этого доход, пополнив ... свой семейный бюджет. Наша семья относится к тем семьям, в которых Пассивы превышают Активы, так как семейный бюджет ... прокормить и одеть семью, ищут дополнительные заработки, работают по совместительству на двух, трех работах. Многие дети не могут получить высшее ...

Таблица 6 — Оценка уровней экономического образования (умений) студентов колледжа контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе эксперимента

Таблица 7 — Оценка уровней сформированности экономической культуры студентов колледжа контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе эксперимента

Таблица 8 — Структура изучаемых качеств и методов их изучения

Таблица 9 — Результат — (самооценка) изменения

Таблица 10 — Экономическая воспитанность

2.4 Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы

Анализ данных, полученных в результате первоначального среза, позволяет нам сделать вывод о том, что если процесс формирования экономической культуры у студентов колледжа не вести целенаправленно и систематично, то сформированность экономической, культуры будет на низком уровне, а экономические знания и умения будут носить отрывочный характер.

Таким образом, основной целью опытно-экспериментальной работы явилась реализация разработанной нами модели формирования экономической культуры и проверка комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирование экономической культуры студентов колледжа. Для этого требовалось проведение экспериментальной проверки предположения об эффективности, протекания работы по формированию экономической культуры у учащихся колледжа на основе выделенных педагогических условий, которыми являются:

Таблица 11 — Уровень экономических знаний студентов колледжа контрольной и экспериментальной групп на формирующем этапе эксперимента

Таблица 12 — Уровень экономического образования (умений) студентов колледжа контрольной и экспериментальной групп на формирующем этапе эксперимента

Таблица 13 — Уровни сформированности экономической культуры студентов колледжа контрольной и экспериментальной групп на формирующем этапе эксперимента

Таблица 14 — Уровни сформированности экономической культуры у студентов колледжа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При переходе к рынку повышается роль экономической культуры специалиста, его предприимчивости, инициативы, способности принимать решения в различных ситуациях. Соответственно, меняются и требования, предъявляемые к выпускникам, в первую очередь, необходимо совершенствовать экономическую подготовку молодежи. Специфика учреждений профессионального образования состоит в том, что содержание экономической подготовки в них связано с особенностями отраслей производства, для которых они готовят специалистов.

Проведенное исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и задач, что позволило сформулировать ряд обобщенных выводов теоретического и рекомендаций прикладного характеров.

1. В дипломной работе рассмотрены теоретическое обеспечение и практические вопросы формирования экономической культуры у студентов колледжа, изучен уровень разработанности проблемы формирования экономической культуры студентов колледжа и определены особенности формирования экономической культуры студентов колледжа.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Анкета

Формирование экономической культуры молодежи в новых социально- экономических условиях является актуальной проблемой. Вместе с тем исследования показали, что большинство современных молодых людей слабо владеют экономическими знаниями и умениями. Проводимое нами исследование в условиях колледжа позволит выявить уровень сформированности экономической культуры студентов, будущих специалистов. В связи с этим просим Вас ответить на следующие вопросы.

1. Краткие сведения о себе: курс, возраст, группа;

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Анкета

Уважаемый студент! Известно, что экономическая культура является неотъемлемым компонентом профессиональной культуры любого специалиста. Экономическая культура проявляется в следующих уровнях: экономическая грамотность — экономическая образованность — экономическая культура.

Прочитав характеристики уровней экономической культуры, оцените на каком уровне развита у Вас экономическая культура.

Экономическая грамотность

Список литературы [ всего 90]

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/evristicheskiy-metod-vospitaniya-ekonomicheskoy-kulturyi-studentov/