Данная работа посвящена исследованию экспертной рецензии на кинофильмы.
Под рецензией (от лат. Recensio, нем. Rezension, англ. review — «рассмотрение») — принято понимать отзыв, разбор и оценку художественного, научного, научно-популярного произведения, произведений театрального искусства, кинематографа, пластических искусств, выставки, шоу и т.д.; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.
Рецензия относится к числу аналитических жанров. А. Тертычный пишет, что «одной из наиболее примечательных черт отечественных СМИ традиционно является нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций». Рецензирование стало актуальным постепенно, с развитием книгопечатания и переходом от экстенсивного чтения к интенсивному. Ближе к началу XIX века количество изданий — книг и журналов — распространилось настолько, что появилась нужда в экспертах, людях, ставших медиумами между миром книг и обществом. Такое положение дел обусловлено необходимостью выбора: из всех изданий человек должен выбрать именно то, что заслуживает его внимания. Рецензия предназначается не только читателям, но и автору — как оценка проделанной им работы
Объектом исследования стали немецкоязычные рецензии на современные кинофильмы.
Предметом исследования стала их жанровая особенность.
Цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа выявить основные особенности, характеризующие кино-рецензию как жанр.
Цель работы предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать структуру экспертной рецензии.
2.Проанализировать языковое оформление структурных элементов рецензии.
Цель и задачи определили структуру работы.
Во введении формулируются цели и задачи, определяется объект и предмет исследования.
В теоретической части рассматривается понятие функционального стиля и их классификация, определяется место рецензии в системе функциональных стилей.
В исследовательской главе анализируется структура экспертной рецензии и языковые особенности.
В заключении мы подводим итог исследовательской работы.
1. Жанр рецензии в системе функциональных стилей
1.1 Понятие функционального стиля. Классификация функциональных стилей
Язык, являясь продуктом развития общества, выполняет в этом обществе ряд функций. Характер и формы использования языка так же разнообразны, как и области человеческой деятельности [1], т.е. в разных коммуникативных сферах способы реализации языка различны. В этой связи принято говорить о функционально-стилистической дифференциации в рамках литературного языка.
Рецензия и отзыв как оценочные жанры
... отзыва: Прозаическая форма общественно значимые темы краткое цитирование эмоциональная речь выраженность авторской позиции сочетание информации и впечатлений, оценки «Рецензия и отзыв как оценочные жанры» ... поскольку очень хочу повлиять на содержание работы Первого канала. Особое ваше внимание хочу ... выпишите те, которые относятся к отзыву публицистического стиля речи. 4. Неэмоциональная речь/ ...
Основной единицей стилистической системы является функциональный стиль. [2]
Термин «функциональный cтиль» подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции, которую выполняет язык в каждом конкретном случае.
Стили литературного языка чаще всего сопоставляются на основе анализа их лексического состава, так как именно в лексике заметнее всего проявляется различие между ними.
Становление современного учения о функциональных стилях русского языка связано с именами таких ученых, как Б.Н. Головин, М.Н. Кожина, О.А. Лаптева, О.Б. Сиротинина, О.Н. Шмелёв и др.
В самом общем виде основы функциональной стилистики были заложены в 20-30-е годы М.М. Бахтиным, В.В. Виноградовым, Г.О. Винокуром. Внимание исследователей было направлено не только на функционирование языка внутри языковой системы, но и на закономерности функционирования языка под влиянием экстралингвистических факторов, стремление рассмотреть многообразие форм и видов речевого общения.
В целом ряде работ Г.О. Винокур доказывал, «что речь устная и письменная, ораторская и разговорная, канцелярская и парламентская, докладная записка или указ, беседа с приятелем и дипломатический обмен любезностями — все эти языковые задания требуют и своих средств выполнения» [Винокур 1929:7]. Основой современного учения о функционально-стилевой дифференциации языка является понятие функциональных стилей как типов функционирования языка. Стили языка — это типы его функционирования, его структурно-функциональные варианты, соотнесенные с типами социальной деятельности и отличающиеся друг от друга совокупностями различий в степени активности средств языка, достаточными для их интуитивного опознавания в процессе общения [Головин 1988:261].
О.Б. Сиротинина и В.Е. Гольдин объясняют выделение стилей в языке тем, что «разнообразие применений литературного языка приводит к появлению в нем его функционально-стилевой дифференциации». При этом стиль определяется как разновидность литературного языка, каждая из которых предназначена для общения в определенной сфере человеческой деятельности [Русский язык и культура общения 1998:37].
Экстралингвистические факторы, условия, в которых используется язык, влияют на отбор речевых средств, вероятность употребления тех или иных лексем, грамматических форм и конструкций, т.е. формируют систему функциональных стилей.
Понятие стиля общения, виды стилей общений
... Одним из таких критериев оценки являются стили общения, который использует человек при общении с себе подобными. стиль общение лидерство левин Стиль общения присущ каждому из нас. Он не ... замыкаются на руководителе группы. Совместно с понятием «стиль лидерства» используется понятие «стиль общения». Под коммуникативными стилями общения подразумевают способы взаимодействия особей друг с другом в ...
Следуя концепции Кожиной назначение того или иного «…вида деятельности (а следовательно — и сферы общения) …обуславливает специфику определяемых ими функциональных стилей речи, закономерности функционирования в них языковых средств и их речевую организацию» [3].
В зависимости от принципов классификации различные ученые выделяют различное количество стилей.
Так А.Н. Гвоздев и лингвисты, считающие функции языка главным стилеобразующим фактором, выделяют 3 стиля: научно-деловой, художественно-публицистический и разговорный [4].
Лингвисты, которые отдают предпочтение сфере функционирования языка, выделяют количество стилей соответственно количеству выделяемых сфер общения. Так, В.А. Аврорин выделяет 12 таких сфер и, соответственно, стилей [5].
Исследователи, исходящие из первенства в ряду стилеобразующих факторов типа работы сознания (Б.Н. Головин, М.Н. Кожина), выделяют научный, деловой, публицистический, художественный и разговорный стили. М.Н. Кожиной была предпринята попытка связать обе системности (языковую и ситуативную) посредством выявления влияния типа сознания на языковую избирательность, проявляющуюся, в том числе в выделении основной черты, стилевой доминанты [6].
Другая теория выражается в выявлении соответствия языковых особенностей стиля коммуникативным запросам и в выделении на этом основании двух сфер использования языка: строгой и нестрогой — по данному признаку конституируются доминанты функциональных стилей — от требований максимальной точности и однозначности (официально-деловой стиль) до минимума заботы о форме выражения (разговорный стиль) [7].
В строгие сферы использования языка включаются научный и официально-деловой стили. В нестрогие входят разговорная речь, публицистический стиль и язык художественной литературы.
Выделение или невыделение разговорного и художественного стилей стало предметом дискуссии ведущих отечественных лингвистов. В ее основе — различные взгляды на проблему типологии речи и проблему системности стиля. Книжно-письменным стилям, представляющим кодифицированный литературный язык, у Д.Н. Шмелева и сторонников его концепции противопоставлены разговорная речь и язык художественной литературы. Открытость языка художественной литературы для иностилевых вторжений, его особая предназначенность и разительное отличие разговорной речи от книжно-письменных стилей, обусловленное неподготовленностью и спонтанностью речи, определили самостоятельный статус этих функциональных разновидностей национального языка. Саратовская лингвистическая школа под руководством О.Б. Сиротининой решает проблему стилевой дифференциации комплексно. Представление о функциональной разновидности языка опирается на системность экстралингвистических факторов. О.Б. Сиротинина убедительно доказывает в своих научных работах, что именно совокупное действие всех этих факторов формирует стилевую доминанту, вокруг которой и на основе которой происходит системная организация всех параметров стиля, его специфических и наиболее вероятных свойств. [8]
Реферат основные жанры научного стиля их языковые особенности
... Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах: сообщение, ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка), рассуждение, языковой пример, объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование). Многообразие видов научного стиля речи базируется на ...
О.Б. Сиротинина к факторам выделения стилей, например, относит сферу общения (сфера правового регулирования жизни общества, науки, обучения, общественно-политическая, обиходно-деловая и т.д.), функции коммуникации (общение, сообщение, воздействие), характер адресата речи (массовый, публичный и т.д.), самих условий речи (одминальность / неодминальность, наличие / отсутствие непосредственного контакта и т.п.).
Функциональные стили не имеют четких границ. В каждом из них выявляется ядро с наиболее ярко выраженной спецификой и периферия, в которой специфика стиля ослаблена и наблюдается пересечение с характеристиками иного функционального стиля. В настоящее время наблюдается тенденция к интенсивному взаимопроникновению стилей, усилению влияния одних стилей на другие, в результате чего происходят заметные изменения в соотношении стилей литературного языка в современную эпоху. Вместе с тем выявляется тенденция к усилению дифференциации языковых средств внутри отдельных стилей, что позволяет говорить о формировании новых, таких, как научно-популярный, производственно-технический, эпистолярный и др. Некоторые учёные выделяют научно — популярный стиль в качестве самостоятельного, другие считают его одной из разновидностей научного. В последние годы активно обсуждается выделение особого религиозного стиля [9].
Отделение стилей связано, в основном, с выделением новых сфер использования языка.
1.2 Понятие жанра. Жанр рецензии
Каждый функциональный стиль современного литературного языка — это подсистема, которая определяется условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности и обладает совокупностью стилистически значимых языковых средств. Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме.
Функциональные стили неоднородны. Каждый стиль представлен рядом жанровых разновидностей, имеющих собственные особенности. Так, научный стиль представлен жанрами научной монографии и научной статьи, диссертационных работ, научно-учебной прозы (учебники, учебные и методические пособия и т.п.), научно-технических произведений (различного рода инструкции, правила техники безопасности), аннотаций, рефератов, научных докладов, лекций, научных дискуссий, а так же жанрами научно-популярной литературы.
В газетно-публицистическом стиле существуют жанры статьи, репортажа, рецензии, заметки, отчета, интервью, обзора, хроники. М. Бахтин многократно и настойчиво акцентирует внимание на стилистическом аспекте понятия жанра, на неразрывной связи этих понятий: «стиль входит как элемент в жанровое единство высказывания, то есть функциональные стили… жанровые стили определенных сфер человеческой деятельности и общения» [10].
В лингвистике жанр понимается как «род, разновидность речи, определяемая данными условиями ситуации и целью употребления». Специфика жанров, как и стиля в целом, определяется экстралингвистическими факторами и создается особенностями функционирования языковых средств в конкретных условиях общения. Например, хроникальная информация существенно отличается от очерка, интервью, репортажа не только своей структурой и композицией, но и характером употребления языковых средств.
Работа над м — описанием природы (на материале произведений живописи)
... Л.А. Ходяковой, посвященную методике сочинения по картине. I. Теоретические проблемы использования произведений живописи на уроках ... свободная беседа) и сознательным выбором жанра речевого произведения (описание, повествование, рассуждение). В экстралингвистическом плане ... построению содержательных высказываний определенного типа и стиля речи. операционный механизм долговременной памяти этапе ...
Каждый текст на основе его содержания, композиции, специфики отбора и организации в нем языковых средств можно отнести к определенному стилю, подстилю и жанру. Например, даже такое краткое высказывание, как «Прошу предоставить мне очередной отпуск», содержит приметы официально-делового стиля, административно-канцелярского подстиля, жанра заявления. Но каждый текст в той или иной степени индивидуален, в нем находят отражение индивидуально-стилистические особенности автора, так как выбор языковых средств из ряда возможных осуществляет говорящий (или пишущий) с учетом особенностей того или иного жанра. Богатые возможности проявить индивидуальность предоставляют разные жанры литературно-художественного стиля, большинство жанров публицистики. Что же касается хроникальной информации, жанр которой требует полной устраненности авторского «я», то она лишена индивидуально-стилистических особенностей, так же как и многие жанры официально-делового стиля, не допускающие варьирования.
Многообразие жанровых разновидностей создается разнообразием содержания речи и ее различной коммуникативной направленностью, т.е. целями общения. Именно цели общения диктуют выбор стилистических приемов, композиционной структуры речи для каждого конкретного случая.
Жанр рецензии существует в научном и публицистическом стилях.
Под рецензией (от лат. Recensio, нем. Rezension, англ. review — «рассмотрение») — принято понимать отзыв, разбор и оценку художественного, научного, научно-популярного произведения, произведений театрального искусства, кинематографа, пластических искусств, выставки, шоу и т.д.; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.
Рецензия относится к числу аналитических жанров. А. Тертычный пишет, что «одной из наиболее примечательных черт отечественных СМИ традиционно является нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций». Рецензирование стало актуальным постепенно, с развитием книгопечатания и переходом от экстенсивного чтения к интенсивному. Ближе к началу XIX века количество изданий — книг и журналов — распространилось настолько, что появилась нужда в экспертах, людях, ставших медиумами между миром книг и обществом. Такое положение дел обусловлено необходимостью выбора: из всех изданий человек должен выбрать именно то, что заслуживает его внимания. Рецензия предназначается не только читателям, но и автору — как оценка проделанной им работы.
Основная задача рецензии — это обращение к произведениям литературы, театрального искусства, кинематографа, также к любым явлениям и предметам окружающего мира, о которых еще никто не писал (по возможности), по поводу которых не успело сложиться определенное мнение. При разговоре о таком произведении (предмете, явлении) пишущему нужно рассмотреть его в контексте современной жизни: оценить его именно как новое явление. Это является непременным признаком любой рецензии.
План рецензии на книгу
... – видеозапись. Если говорить о литературных произведениях, то план рецензии на рассказ и книгу будет практически неотличим. В нем также необходимо будет указать название рассказа, автора и дату выхода. Написать несколько ... фильме. Если для книги нужно было указывать автора и дату выхода, то для фильма необходимо написать о режиссере, жанре, актерах (только имена основных героев) и, конечно ...
Если же «предполагаемые обстоятельства» не допускают свободы выбора текста (предмета), то возможен иной путь: заострить полемический аспект рецензии, столкнув разные суждения критиков и предложив свой вариант взгляда на произведение (предмет, явление).
Импульсом к созданию рецензии всегда служит потребность выразить своё отношение к прочитанному (увиденному, услышанному), это попытка разобраться в своих впечатлениях, вызванных произведением (предметом, явлением), но на основе:
элементарных познаний в теории литературы (либо других искусств, наук, естествознания);
подробного анализа произведения (предмета, явления).
Рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом.
Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать объективно.
Авторское «я» проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.
Принято различать следующие виды рецензии:
Экспертная рецензия (англ. Expert review) — это рецензия, написанная кем-либо, кто протестировал несколько продуктов или услуг для определения, который из них предлагает лучшее соотношение цены и качества или лучший набор особенностей.
Купленная рецензия (англ. Bought Review) — это система, где создатель (обычно компания) нового продукта платит рецензенту, чтобы он прорецензировал данный продукт. Прежде всего используемая в автомобильной индустрии, фильмах и компьютерных играх, эта система создаёт своего рода тайную рекламу. Как правило, купленные обзоры являются предубеждёнными, хотя бывают и исключения.
Потребительская рецензия (англ. Consumer review) — это рецензия, написанная владельцем продукта или услуги, или же написанная теми пользователями продукта или услуги, которые имеют достаточный опыт для того, чтобы прокомментировать надёжность товара / услуги и его соответствие заявленным производителем спецификациям.
Структура зависит от вида рецензии. Как правило, рецензия включает:
а) минимальную информацию о содержании произведения (либо о предмете анализа и оценки, не имеющем текстового выражения);
б) явное или «подводное» соотнесение произведения (предмета) с другими, сходными по тематике и проблематике;
в) характеристику произведения (предмета) с точки зрения проблематики; места в творчестве отдельного автора, в творческом процессе эпохи, в жизни общества;
г) оценку произведения рецензентом.
Контрольная работа : «Этапы работы над художественным произведением. ...
... работа, выразительное первоначальное чтение произведения педагогом или детьми, вторичное чтение текста школьниками, анализ прочитанного при повторном чтении, составление плана, пересказ, работа над выразительными средствами художественного произведения, ... обучения школьника всем другим предметам напрямую зависит от того, ... и словарная работа, которую следует проводить на разных этапах урока. В ...
Рецензия на кинофильм обычно включает следующие составляющие:
Жанр фильма.
Кто является автором сценария, кто поставил фильм.
Ключевые актеры и их герои.
В какое время и где происходят события.
Краткое описание завязки.
Если в основе фильма лежит литературное произведение, то сравнивается режиссерский замысел с литературным произведением.
Если фильм является самостоятельным произведением, он сравнивается с другими, указываются сходства и различия.
Личное впечатление.
Поэтика рецензии
Зачин. Он должен содержать зерно будущей работы, нести достаточно большой объем информации. Однако начинать, например, с фразы о том, что великий русский писатель родился, категорически нельзя. Начало рецензии должно быть точным и емким.
Вариантами зачина могут быть: цитата из рецензируемого текста; впечатления рецензента; высказывание критика, суждение которого автор рецензии «с текстом в руках» решил опровергнуть; вопрос, требующий разрешения; наконец, биографические или библиографические сведения, но только если они существенны для развития дальнейшей мысли автора.
Тон и стиль рецензии должен соответствовать жанру произведения. Не пишется о юмористическом рассказе теми же словами, что и о тексте с драматической фабулой.
Литературоведческая этика требует от рецензента, чтобы он кратко познакомил читателя с содержанием текста (фильма, спектакля).
От такого краткого пересказа требуются не просто продуманность, целостность, но и ориентированность на главные проблемы работы.
Рецензии на фильмы, спектакли и произведения художественной литературы (когда речь идет о новинках, а не классических, широко известных работах) несут в себе интригу; в подобных случаях не рассказывается весь сюжет произведения, иначе читатели потеряют к нему интерес. Наиболее интересно читать рецензию, в которой есть завязка и развитие сюжета, без упоминания о том, что происходит в кульминации.
Обязательно отмечаются интересные, необычные моменты, например, нетрадиционная манера изложения, какие-то аспекты стиля и т.д., — иными словами, прежде всего, останавливаются на анализе самых существенных элементов произведения вне зависимости от отношения к ним автора рецензии.
К субъективной оценке произведения приступают лишь после объективного анализа. Оценка может быть сколь угодно спорной, но в случае если субъективный взгляд базируется на понимании сущностных моментов произведения, он не будет производить впечатления надуманности.
Рецензия — жанр, носящий обязательный оттенок публицистичности и в силу этого требующий включения некоторых приемов «оживления» текста (риторические вопросы, стилистические фигуры, тропы, обращения, использование модели «по моему мнению» и т.д.).
Экранизация как визуализированный текст: к постановке проблемы
... Проблема третья: союз кино и литературы. Результат союза кинематографа и литературы спустя несколько десятилетий стал пищей для ведения споров между критиками о критериях адекватности оригинального (литературно-художественного) текста и ... находиться в одном смысловом пространстве одновременно с автором произведения, текстом, экранизацией и ее создателем — режиссером. Уровень подготовленности зрителя ...
Рецензия имеет ряд близких ей жанров.
Рецензия и аннотация
Рецензию можно сравнить с развёрнутой аннотацией. И у рецензии, и у аннотации близкие задачи — рассказать, о чём произведение, а главное — чем оно интересно. Если сформулировать кратко — информация и реклама. Но рецензия близка и к литературно-критической статье, поскольку пишущий должен иметь свою идею, видеть проблему, в свете которой он и будет рассматривать художественное произведение. Аннотация раскрывает содержание произведения, особенности композиции.
Рецензия и статья
А. Тертычный предлагает строить рецензию по тому же принципу, что и общеисследовательскую статью: «Независимо от того, каким путем идет рецензент, основу его выступления будет составлять какая-то вполне определенная мысль (идея).
Поэтому рецензия в известном смысле — это доказательное рассуждение, аргументирование главной идеи автора».
Разница между статьёй и рецензией (небольшая критическая или публицистическая) — в предмете анализа и его объёме. Рецензия должна охватывать произведение (предмет, явление) в целом, статья — лишь одну определенную грань, аспект (напр., в художественном произведении: сюжетно-композиционный, пространственно-временной, речевой).
В статье рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем.