Педагогическое общение как средство эмоционального развития в семье

По терминологии А.Н.Леонтьева, средства общения равнозначны операциям, они представляют собой нити живой ткани деятельности общения.

Потребности и мотивы общения удовлетворяются с помощью определенных средств. М.И. Лисина выделяла три категории средств общения: 1) экспрессивно-мимические ( взгляды, улыбки, гримасы, различное выражение лица); 2) предметно-действенные ( позы, жесты, действия с игрушками и т.д.); 3) речевые. Первые- выражают, вторые- изображают, третьи- обозначают то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому или получить от него. Как отмечают исследователи, экспрессивно-мимические средства возникают в онтогенезе первыми, они одновременно служат проявлением эмоциональных состояний ребенка, а так же выражают содержание общения, не передаваемое с такой четкостью и полнотой другими средствами общения (внимание, интерес, доброжелательность), поэтому продолжают играть большую роль на протяжении всей жизни человека. Предметно-действенными средствами ребенок овладевает позднее, они имеют знаковую функцию, без которой невозможно взаимопонимание. Это средства высокой степени произвольности. Наиболее эффективны речевые средства общения, позволяющие ребенку выйти за пределы частной ситуации, именно они играют ведущую роль в общении детей с взрослыми.

Развитие разных компонентов общения — потребностей, мотивов, средств- в совокупности порождают интегральные ценностные образования, представляющие собой уровни развития коммуникативной деятельности. Эти специфические образования А.В. Запорожец, МИ. Лисина назвали формами общения. Ими были выделены четыре генетически последовательные формы общения ребенка со взрослыми, каждая из которых характеризуется особым содержанием коммуникативной потребности, ведущими мотивами и средствами общения:

  1. ситуативно-личностная (младенческий возраст);
  2. ситуативно-деловая (ранний возраст);
  3. внеситуативно-познавательная (младший и средний дошкольный возраст);
  4. внеситуативно-личностная (средний и старший дошкольный возраст).

Классификация форм общения с взрослыми позволяет рассматривать развитие общения в единстве с развитием других сторон психики, которое зависит от изменения других видов деятельности и само в значительной степени обусловливает эти изменения. Важно подчеркнуть, что каждая новая форма общения надстраивается над прежними, в известной степени их преобразует, но ни в коем случае не отменяет. Чем старше ребенок, тем более гибко он пользуется всеми коммуникативным средствами и тем легче он изменяет форму общения соответственно условиям деятельности.

30 стр., 14779 слов

Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного ...

... - педагогические условия формирования межличностных отношений в поликультурной среде ДОУ. Цель исследования: определить содержание и формы формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ. Объект исследования: процесс общения детей ...

Таким образом, нормальный ход развития общения у детей дошкольного возраста заключается в последовательном и полноценном проживании каждой формы общения в соответствующем возрасте. Главным показателем развития общения является при этом не преобладание тех или иных контактов, а возможность и способность общаться по поводу различного содержания — в зависимости от ситуации и от партнера.Психолого – педагогические исследования доказывают, что формы общения до сих пор являются практически единственным инструментарием, позволяющим дать четкую, целостную и содержательную картину общения на каждом возрастном этапе, и поэтому именно ее должен учитывать педагог, организующий педагогическое общение.

1.1.3. Сущность педагогического общения в семье

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное.

Как показывают многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов, каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Между тем, современная наука, располагая многочисленными психолого-педагогическими исследованиями, посвященными проблеме педагогического общения в образовательных учреждениях ( ), недостаточно исследует вопрос о сущности педагогического общения в семье. Содержанием педагогического общения является социальный опыт (знания, умения, отношения), накопленный человечеством.

Содержание социального опыта, которое должно быть усвоено обучаемыми и воспитываемыми в различных образовательных учреждениях, определяется на основе « Закона об образовании», «Государственным образовательным стандартом», «Национальной доктриной образования в Российской Федерации», «Декларацией прав ребенка», в соответствии с которыми разрабатываются образовательные программы (комплексные и парциальные), прошедшие государственную экспертизу и обязательно реализованные на практике. Проведенный анализ программ (« Детство», « Радуга», « Истоки» и др.) показывает, что в каждой из них предусмотрена реализация задач по эмоциональному развитию детей. Однако ни в одном нормативном документе не предусмотрены аналогичные программы для семейного воспитания, хотя Конституция Р.Ф., Закон об образовании (1992), Конвенция о правах ребенка (1989) предусматривают ответственность семьи за воспитание ребенка. Поэтому каждая семья определяет содержание этого опыта, который передает своим детям, исходя из традиций собственной семьи, из своих ценностных ориентаций. Кроме этого, специфика семейного воспитания заключается в том, что только небольшой процент родителей получает специальное педагогическое образование и, как следствие, большинство родителей испытывают трудности в понимании развития ребенка, в том числе эмоционального, в выборе форм, методов, приемов работы с детьми, знания новых технологий и т.д.

В теории педагогики, в том числе дошкольной, имеются многочисленные исследования, посвященные проблеме работы образовательных учреждений с родителями. В этих работах предусмотрено психолого-педагогическое просвещение родителей. Как следствие, можно предположить, что уровень компетентности родителей по вопросам организации педагогического общения в семье зависит от конкретного родителя, его личной заинтересованности, т.к. возможности профессионального роста родителей по воспитанию детей существенно ограничены. Анализ работ по педагогическому просвещению родителей показывает, что образовательное учреждение уделяет внимание вопросам просвещения родителей, вопросам эмоционального развития детей, однако недостаточно внимания уделяется вопросам формирования у родителей умений применять полученные знания. Кроме этого, чаще рассматривается вопрос о воспитании в семье родителями без учета того, что здесь идет взаимодействие всех старших членов семьи, включая детей- школьного возраста, влияние которых на дошкольников огромно. В качестве средств, влияющих на повышение педагогической культуры родителей, исследователи рассматривают средства массовой информации (радио, телевидение, газеты, журналы), самообразование родителей, педагогическое просвещение в условиях образовательного учреждения, которое посещает их ребенок, т.е.

14 стр., 6921 слов

Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

... внимание в психолого-педагогической литературе, проблема воспитания культуры речи детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной. Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования - выявление наиболее эффективных приемов воспитания культуры общения дошкольников. ...

школа и дошкольное учреждение. Спецификой семейного воспитания, по мнению Т.А. Марковой, является и то, что сила и стойкость семейного воспитания определяется следующими факторами: глубоким эмоциональным интимным характером; постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день; объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности. Но если бы даже система образования была совершенной, она не смогла бы обеспечить ребенка той особой родительской заботой и любовью, которые присутствуют в семье. Поэтому в условиях семьи происходит первичная социализация детей, особенно в сфере интимности и доверительности детско-родительских отношений, не имеющих аналогов в других типах неформальных групп, что требует осознанного педагогического общения родителей со своими разновозрастными детьми. То есть одна из задач создания благоприятного психологического климата может быть максимально обеспеченна в условиях семьи.

Кроме этого, представляя собой малую группу, семья, в отличие от образовательных учреждений наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора, опыта общения. При этом следует учитывать, что семья — не однородная , а дифференцированная социальная группа, состоящая из старших, младших членов семьи, различных по полу и профессиональным интересам. Как доказывают исследования Ю.П. Азарова, И.В. Гребенникова, А.Г. Харчева и др., это является благоприятным условием более широкого проявления своих возможностей, быстрой и полной реализации потребностей в общении. Более полному, плодотворному общению детей способствуют семьи, ориентированные на организацию досуга. Такой семейный уклад имеет общие интересы, хобби, способ времяпровождения. В подобной семье главными задачами будут эмоциональная поддержка, теплота, сочувствие и сопереживание, вызывающими у детей чувство доверия.

Анализ современных психологических исследований С.Е. Кулачковской, Т.И. Комиссаренко, А.Б. Николаевой, В.О. Переверзева, С.П. Тищенко дает возможность утверждать, что от установления правильных отношений взрослого с детьми, от особенностей его общения с ними во многом зависит эффективность педагогического воздействия на детей. В частности, характер общения взрослых с детьми существенным образом влияет на развитие личности ребенка. На проблему особенностей стилей руководства, стилей общения взрослого с детьми впервые указал К.Левин. Им была предложена следующая классификация стилей общения: авторитарный, либеральный, демократический

25 стр., 12106 слов

Развитие культуры общения ребенка, воспитывающегося в условиях детского сада

... культуры общения ребенка, воспитывающегося в условиях детского сада. Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста. Предметом исследования выступают процессы речевого развития и культуры общения детей дошкольного возраста. ... диагностируется уровень развития культуры общения При воспитании детей будут учитываться типологические и индивидуальные особенности детей. Программа будет ...

В исследованиях В.А. Кан-Калика, Я.Л. Коломенского, С.В. Кондратьевой, А.В. Мудрика, Е.И. Панько и др. рассматриваются особенности стилей взаимоотнош ения взрослых с детьми. Так, по их мнению, авторитарный (императивный) стиль общения, который предполагает безусловное неукоснительное подчинение ребенка, неприемлем в педагогической работе, т.к. определяет для него только пассивную позицию. Взрослый стремиться манипулировать ребенком, одной из главных задач ставя организацию дисциплины. Не разъясняет детям необходимости нормативного поведения, не учит управлять своим поведением, оказывает психологическое давление. Этот стиль общения по своему механизму ставит взрослых членов семьи в позицию отчуждения от ребенка, а эмоциональная холодность лишает ребенка близости и доверия. Такая форма поведения взрослого быстро дисциплинирует детей, но вызывает у них эмоциональное состояние покинутости, незащищенности, тревоги. Этот стиль общения антипедагогичен.

Наиболее приемлем для большинства родителей демократический стиль общения, предполагающий полную включенность взрослого в состояние ребенка. Этот стиль общения определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми в обсуждении семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

По мнению исследователей, не смотря на то, что этот стиль требует больших душевных напряжений от взрослого, именно он является самым продуктивным условием развития личности ребенка.

Либеральный стиль общения взрослого с детьми, по мнению исследователей, в воспитании детей так же нежелателен, как и авторитарный, т.к. представляет собой недопустимую терпимость, снисходительную слабость, вредящее ребенку попустительство. Этот стиль не обеспечивает возможности осуществления совместной деятельности, т.к. у ребенка происходит постоянное нарушение поведения, он не осознает своих обязанностей, что в конечном итоге приводит к возникновению конфликтов, вызывает у детей негативные эмоции.

По мнению исследователей, в реальной действительности каждый родитель в практику своего общения с детьми вносит элементы всех стилей, однако какой-то стиль доминирует в его деятельности.

Рассмотренные стили общения предполагают самоизменение личности взрослого, бережное отношение к ребенку, непрямое воздействие на ребенка.

20 стр., 9577 слов

Особенности общения подростков со взрослыми и сверстниками

... ­ности личности детей подросткового возраста. 1.2. Особенности общения со сверстниками. Развитие ... общение со сверстниками – очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. ... на которых он ориентируются. А.В. Мудрик отмечает, что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей ...

Данные стили общения, по мнению В.А. Петровского, родитель может использовать при выборе моделей взаимодействия с ребенком, — это модель «невмешательства» в жизнь ребенка, учебно-дисциплинарная модель общения, личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. Личностно-ориентированная модель является альтернативой двум первым. Ее характерные черты:

  • цель общения: обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье);
  • формировать начала личности (базис личностной культуры);
  • развивать его индивидуальность. Воспитывающий не подгоняет развитие детей к заранее известным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков их личностного развития, координирует свои ожидания и требования, предъявляемые ребенку, с задачей создать максимально благоприятные условия, чтобы обеспечить наиболее полное развитие замечаемых в ходе общения с детьми способностей каждого;
  • разрешается все, что не противоречит нравственным нормам и не угрожает здоровью и жизни ребенка;
  • не «программирование», а прогнозирование и содействие развитию личности;
  • не реализация некоего первоначального заданного смысла, а динамическое проектирование, подобно перестройке движения сюжета в романе по мере выявления собственной логики характера действующих в нем лиц;
  • формирование знаний, умений и навыков не цель, а средство полноценного развития личности;
  • способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на способности взрослых к децентрации ( умение становиться на позицию другого учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции);
  • тактика общения: сотрудничество;
  • создание и использование ситуаций, требующих о детей интеллектуальной и нравственной активности;
  • динамика стилей общения с ребенком (многообразие стилей общения и их варьирование);
  • личностная позиция взрослого: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития ; взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

Таким образом, благоприятная обстановка в семье, повышающая эффективность семейного педагогического воспитания, эмоциональное общения, через которое дети присваивают социальный опыт взрослых членов семьи, овладевая формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми, предполагающими наличие демократического стиля общения между взрослыми и детьми составляет сущность педагогического общения в семье.