Рассмотрим важные характеристики речи и голоса человека и определим их влияние на формирование благоприятного имиджа и карьерного роста.
Человек участвует в процессе создания имиджа всей своей телесной, психологической и духовной сущностью. Речь – центральный элемент личного имиджа, поскольку воспринимается в совокупности с внешностью, манерой одеваться, двигаться.
Речь и голос могут создавать свой исключительный шарм. Вспомним, например, ведущего телепередачи «Что? Где? Когда?» Владимира Ворошилова, в течение нескольких лет он вел передачу и не присутствовал в кадре. Однако создал зримый, живой образ азартного игрока, организующего и направляющего действия. Его голос творил имидж на экране. Мы всегда узнаем голоса великих актеров «старой» школы – Высоцкого, Смоктуновского, Леонова, Миронова и др. Да многих из них уже нет в живых, но живы их образы, их голоса. Таким образом, в оценке индивидуальной манеры общения « не иметь своего голоса», значит почти тоже, что не иметь своего лица. Эти два понятия тесно связаны с личностью человека. 21
Выводы к 1 главе, Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы:
До сих пор не существует точного определения феномена «языковая личность», хотя этот термин уже достаточно длительное время используется учеными, работающими в русле
Структура языковой личности привлекает внимание не меньше, чем само определение языковая личность. Наиболее широко и полно структура языковой личности была разработана в работе Ю.Н. Караулова, которая представляет собой трехуровневую модель, где самым высоким уровнем является прагматический (мотивационный), т.к. именно на этом уровне языковые элементы и связи становятся на порядок выше и полностью реализуется языковая картина мира.
Личность твориться не человек слышит. : личность творится не ...
... социальное окружение, образование, воспитание, армия, церковь и др. Темы эссе. "Личность творится не тем, что человек слышит и говорит, а трудом и деятельностью" (А. Эйнштейн) "Без социализации человек не может существовать как член общества" ( ... основой для подобных публикаций, ведь некоторые содержательные линии сочинения по русскому языку и эссе по обществознанию пересекаются (речь идет о пособии: ...
Мы считаем, что понятия «языковая личность» и «речевой портрет» тесно взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Под целостным речевым портретом языковой личности понимается иерархически организованная структура, которая включает следующие компоненты: социопсихолингвистический
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЯЗЫКОВОГО ПОРТРЕТА ТЕЛЕВЕДУЩЕГО (НА ПРИМЕРЕ ТИНЫ КАНДЕЛАКИ
Культура речи
Для стиля речи телеведущего характерны: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства.
строится как рассуждение
Выступления отличаются описанием фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. С другой стороны, для нее характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, речи телеведущего — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.
образные средства
Для стиля речи
Все эти особенности мы подробно разберем на примере речи телеведущей Тины Канделаки.
2.1. Лексические особенности языкового портрета ведущей
Образность речи – это выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими. Образные средства это лексико-грамматические категории, для выражения которых используются все единицы языка (слово, словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое).
Для лексики характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской. Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно эмоциональное воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений 23 [см. видеоприложение 1].
фразеологизмы
назовешь вещи своими именами
сошли на нет
принимают за дурочку
последней каплей,
Сюда относится использование:
а) пословиц: «Вспоминается хорошая восточная пословица: «Главное – не в том, чтобы мне было хорошо, главное, чтобы вам было плохо».35
Культура речи и средства эффективного общения
... 3. Выявить средства эффективного общения. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. 1. Теоретический анализ проблемы культуры речи и общения Культура речи – ... новой области знания, задачей которой оказывается изучение культуры речи как совокупности её реальных свойств и особенностей. Признание новой лингвистической дисциплины нашло выражение не ...
б) поговорок: «Чтобы тебя любили, приходится быть со всеми хорошим каждый день. Чтобы ненавидели, напрягаться не приходится вообще».36 «Поэтому, как говорится, сами выбирайте – или шашечки, или ехать».37 « Плоха та власть, которая своего народа боится».38
в) разговорных оборотов речи: «Надо понимать, что больше не будет как в сказке — сел на печку Емеля, и ему по щучьему веленью или по чьему-то хотенью открылся прекрасный мир со всеми его возможностями». 39
бандитских, ментовских и других войн
чморить меня, травить и отфолловить, побить
г) просторечных выражений:
Для речи Тины Канделаки очень характерно использование литературных образов:
д) цитат: «Ад – это мы сами» (Данте).45 «Как говорит мой партнер Василий Бровко, не нужно пытаться выстроиться в чью-то компанию — нужно создавать компанию вокруг себя».46 «Великие учителя! Произнося речи, не затыкайте ушей». (Б. Брехт)47 «Однажды Жаклин Кеннеди сказала: «Если хочешь, чтобы что-то было сделано правильно, ты должна сделать это сама». Иногда желание стать первой леди определяет, кто станет следующим президентом Америки».48
е) языковых средств юмора:
«Но тут в самый неожиданный момент появился мой папа, внезапно вернувшийся из командировки, со словами «А куда мы, собственно говоря, идем?». Поэтому под белы рученьки, с бантами, под барабаны, прославляя по пути всех родственников и попивая грузинское вино, родня отвела меня в 121 среднюю школу».49
— иронии:
«Вся моя родня пела и играла на музыкальных инструментах, как это принято в грузинских семьях. У меня же не было ни одного из этих талантов, и, чтобы хоть как-то пристроиться, я на семейных вечерах объявляла номера. Наверное, это тоже оказало влияние на мою последующую профессию. (Смеется.)50
«Тебе смотрят в глаза и говорят: «Нет песка, но сейчас мы насыплем». А обещали песчаный пляж! Люстра заклеена скотчем: «Сейчас поменяем!» Приносят люстру за 1 доллар. Первый день мы с иронией все воспринимали. Ну, а потом стало не до смеха. Неприлично за такие деньги предоставлять такие услуги».51
по-элитному
— Сатиры:
«Болото я еще в школе проходила. Помнишь фильм «Буратино» и песню черепахи Тортилы? «Затянуло бурой тиной гладь старинного пруда». Меня в седьмом классе еще Тиной Болотной дразнили. До тех пор, пока по утрам в программе «Доброе утро» не начали показывать клипы Тины Тернер. И тогда «Тина Болотная»
Эмоциональные средства языка телеведущей сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания. Для выразительности речи
Адвокат и его защитная речь
... переоценить общественное и воспитательное значение защитительной речи, она служит высоким ... для исследования послужили различная юридическая литература, монографии, законы и ... как произнесение судебной речи. Успешное выступление в суде невозможно ... речи прокурора и защитника. Своими речами они оказывают психологическое воздействие ... которая отличает подлинное искусство. Сейчас сфера приложения ораторского ...
Для речи телеведущей характерна живость, наглядность, красочность., Живость речи.
«Мы находимся в преддверии тектонического сдвига». 54
«Дипломат пересказывал мне анекдот о том, как Билл и Хиллари как-то зашли в «Макдоналдс» и встретили за прилавком бывшего бойфренда Хиллари. Повернувшись к жене, он заметил, что если бы она осталась с этим парнем, то он бы наверняка стал хозяином «Макдоналдса». Хиллари усмехнулась и ответила: «Дурачок, тогда бы он стал президентом, а не ты».55
«Издевательство. Я считаю, что люди, которые это делают, — это, знаете, у Бориса Акунина есть прекрасная книжка — «Сказки для идиотов», читали?» 56
«А вы просто поставьте себя на его место». 57
Наглядность
«Десятилетние дети пишут в социальных сетях «семейное положение — в поиске». При этом их страницы доступны кому угодно, в том числе педофилам. И вот что важнее — научить детей информационной безопасности или заставить зазубрить кусок из какой-то книжки? У нас учат правилам английского языка, но не учат бегло говорить на нем. Наше образование абсолютно не заточено под запросы рынка».58
«Я сейчас очень интересную сцену читаю у Мережковского, знаете, читали «Александр I»? Аракчеев там все время напоминает, что надо заговорщиков судить. У него есть такой шкафчик, в нем у него донесения, которым уже много лет. И он сам все время говорит: «Это же я возглавлял Тайное общество, это же я был первым импульсом, это же я воодушевил этих людей, это же я в душе республиканец» — и так далее». 59