Актуальность работы. Сегодня в современном образовании эстетическому, художественному воспитанию подрастающего поколения придаётся большое значение, так как оно способствует всестороннему развитию человека, активному познанию им окружающего мира, становлению личности и формированию его чувств и сознания.
Подчёркивается необходимость развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Сегодня актуальной является проблема эстетического воспитания детей через образы родной природы.
В современном образовании этой проблеме отводится значимое место, так как основная цель эстетического воспитания детей и молодёжи рассматривается как гармоничное духовно-эстетическое формирование личности. [4]
Отсюда и основная задача эстетического воспитания — целенаправленное развитие разносторонних качеств личности ребёнка.
Известные педагоги и психологи, такие как В. А. Левин, Б. М. Теплов, М. П. Сакулина, Е. А. Флёрина и др., отмечали, что формирование высокоразвитого, гармонического человека трудно даже представить без воспитания у него любви к природе, умение глубоко и тонко понимать и чувствовать её красоту.
Поэтому первостепенной эстетической школой, подготавливающей ребёнка к восприятию искусства, является природа.
Природа со своими неповторимыми живописными местами, богатством и гармонией цветовой гаммы.
В настоящее время на практике учёными, педагогами и психологами доказано, что возникают трудности восприятия детьми природы.
Известный педагог Л. В. Кампанцева обуславливает это тем, что у детей, особенно городских, мало знаний о явлениях природы и её образах и поэтому они не могут активно принимать свой опыт в изобразительной деятельности. [8]
К сожалению, развитию эстетического восприятия природы и окружающего мира в дошкольных учреждениях отводится второстепенное место, так как основное обучение приходит на усвоение детьми знаний и умении. Решением данной проблемы занимались известные педагоги и психологи А. В. Запорожец, Э. И. Залкинд, Н. М. Зубарева, В. Б. Косминская и др.
Работа по эстетическому восприятию образов природы дошкольников имеет различные формы, основными из них являются занятия по изобразительной и художественно-речевой деятельности: экскурсии и беседы, в процессе которых дети приобщаются к искусству, художественной литературе; организованная самостоятельная деятельность, где ребёнок может проявить творческую инициативу, реализовать воображение. Это указывает на необходимость систематической, целенаправленной работы педагога.
Содержание, формы, методы эстетического воспитания детей
... тему курсовой работы: «Содержание, формы, методы эстетического воспитания детей». Цель данной работы состоит в изучении и обобщении методических и теоретических взглядов на вопросы эстетического воспитания детей ... Нами были проанализированы педагогические разработки и исследования, освещающие проблемы эстетического воспитания личности ребенка, мы опирались на выводы философии, эстетики и психологии ...
Сама природа является средством эстетического воспитания, а картины рек, леса, поля, луга, переданные живописными средствами и передающие настроение художника, его отношение к изображаемому, — еще более сильный фактор эстетического воспитания. [15]
Таким образом, эстетическое восприятие средними дошкольниками образов родной природы и отображение их в своих рисунках — это необычайно интересная проблема, которая требует особого внимания и решения.
Цель работы: изучить особенности развития эстетического воспитриятия природы у детей среднего дошкольного возраста при работе с природным материалом на занятиях изобразительной деятельностью.
Объект работы: природа в сюжетном рисовании средних дошкольников.
Предмет работы: зависимость успешности рисования природы от наличия у детей изобразительных навыков.
Задачи работы:
1. Изучить особенности развития эстетического восприятия природы у детей среднего дошкольного возраста при работе с природным материалом на занятиях изобразительной деятельностью.
2. Исследовать изобразительные навыки детей среднего дошкольного возраста при работе с природным материалом на занятиях изобразительной деятельностью.
3. Разработать занятие, способствующее обогащению эстетического восприятия природы средних дошкольников впечатлениями об объектах и явлениях окружающей природы, и на этой основе создание у них устойчивых представлений.
База исследования: детский сад № 118 ВАО г. Москвы, средняя группа № 2. Количество детей — 13 человек в возрасте 4 — 5 лет.
Гипотеза исследования: обобщение и усложнение сюжетного рисования природы средних дошкольников способствует правильному эстетическому воспитанию детей и повышению уровня изобразительных навыков в рисовании природы.
Методы работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; психолого-педагогический эксперимент.
Работа над путями и условиями реализации творческого обучения и эстетического восприятия образов родной природы дело важное и необходимое.
Поиск новых путей активизации творческой деятельности дошкольников является одной из неотложных задач современной психологии и педагогики.
Эстетическое восприятие образов природы средними дошкольниками, способствует более полному и глубокому познанию окружающего их мира, а так же накоплению знаний, впечатлений, опыта, развитию наблюдательности и творческих способностей детей. И это та основа, без которой невозможно эстетическое воспитание дошкольника. [3]
Эстетическое воспитание в процессе внеклассной работы
... и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства. 2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству. 3. Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства. Методы исследования: ...
Курсовая работа состоит из оглавления, введения, двух глав с подглавами, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРИРОДЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ РАБОТЕ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
1.1 Особенности эстетического восприятия детей среднего дошкольного возраста образов родной природы
Одним из важнейших условий формирования человека является эстетическое воспитание.
Оно предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а так же умений и навыков творческой деятельности.
Многие художники, искусствоведы, философы, педагоги, психологи подчеркивают, что важнейшим средством эстетического воспитания является изобразительная деятельность.
Она имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей.
Остановимся более подробно на том значении, которое имеет эстетически направленное восприятие образов родной природы для изобразительной деятельности средних дошкольников.
Ведь проблема эстетического восприятия детьми окружающей природы является актуальной в настоящее время.
Зубарева указывает, что развитие и воспитание творческих качеств личности связано с постановкой эстетического воспитания, в том числе с развитием у детей эстетического восприятия природы.
Формирование высокоразвитого, гармонического человека трудно даже представить без воспитания у него любви к природе, умения глубоко и тонко принимать и чувствовать её красоту и обаяние.
Эстетическое восприятие природы развивает и обогащает способность к эстетическому переживанию, облагораживает человека, прививает ему любовь ко всему истинно прекрасному, к Родине.
Данный вопрос о развитии эстетических чувств к природе и её эстетического восприятия принадлежит к числу наименее разработанных в психологической и педагогической литературе.
А так же слабо отражён этот вопрос и в практике эстетического воспитания.
Кампанцева так же отмечает, что первостепенной эстетической школой, подготавливающей человека к восприятию искусства, является природа.
Нужно с детства начинать учить детей воспринимать красоту окружающей нас природы, так как эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними.
Ведь природа составляет постоянное окружение человека, ту естественную среду, в которой он живёт и которая накладывает существенный отрезок на его жизнь.
Природа напоминает человеку о нём самом и в силу этого является для него предметом эстетических переживаний.
Только человеку свойственно загораться эмоцией и испытывать радость от восприятия окружающей его природы.
Как известно эстетическое восприятие природы, как чувство красоты вообще, не является врождённым.
Его надо развивать с раннего возраста, ибо богатая природа сама по себе не обеспечивает эстетическое развитие.
На это указывает Зубарева, утверждая, что слепота к красоте природы, неумение её видеть — результат воспитания, а точнее его отсутствие.
Эстетическое воспитание школьников на х искусства
... подходы к проблеме эстетического воспитания школьников. 1.1 Сущность эстетического воспитания Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в ...
Это говорит о том, что важную роль в развитии эстетического восприятия ребёнка играет взрослый, педагог. [2]
Он организует такую деятельность, через которую ребёнок накапливает знания о природе, обогащает свой опыт.
Чем больше знания и опыта, тем ярче и богаче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность.
Эстетическое восприятие и чувство красоты формируется, через непосредственное наблюдение за живой природой, подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотром картин (репродукций) и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими произведениями описания природы.
Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия.
Со средними дошкольниками работа по развитию эстетического восприятия природы усложняется, так как у дошкольника уже имеется некоторый опыт восприятия образов живой природы, ему понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции.
Кампанцева пишет, что средние дошкольники знакомятся с пейзажной живописью, так как пейзажные картины учат по-настоящему видеть природу, понимать её красоту, видеть неповторимый колорит живописных мест и те средства выразительности, которые используют художники.
Ведь в пейзаже есть знакомые детям предметы и явления природы.
При помощи рисунка, цвета, освящения художник показывает такие особенности предметов, явлений, каких мы прежде не замечали.
Из этих слов можно вывести задачу педагога, воспитателя — помочь детям увидеть знакомые им предметы с какой-то новой неожиданной для них стороны.
Но, что бы работа была целенаправленной, интересной и познавательной с детьми проводятся чаще экскурсии в природу, что позволяет подготовить детское восприятие к опосредованному знакомству с пейзажами.
То есть непосредственное соприкосновение с природой.
О значении наблюдений в природе писали многие выдающиеся учёные, писатели и художники. [6]
Все они указывают на огромную значимость навеянных родной природой и сохранившихся с детства впечатлений для их творческого материала.
Чем больше наблюдений, тем глубже восприятия произведения. Наряду с этим живое наблюдение природы подготавливает восприятия её в стихах.
Эстетическое восприятие природы в поэтическом описании помогает дошкольнику осмыслить жизненные наблюдения, побуждает отображению своих впечатлений в рисунке.
Ведь поэтическое слово, как сигнал второй сигнальной системы помогает ребёнку обобщить впечатления от наблюдений, а так же тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребёнку увидеть волнующую прелесть белоствольных берёзок, пёстрых лугов, дубовых рощ, и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.
На основе наблюдений, художественного слова, бесед мы учим детей понимать содержание произведения, рассказывать о нем и сравнивать изображённое на полотне с реальным пейзажем, замечать детали. [11]
У детей пятого года жизни формируют умение всматриваться. Что значит «всматриваться». Это научить детей внимательно слушать рассказ по картине, смотреть и видеть детали, выделять главное в содержании произведения, устанавливать связи между предметами и явлениями, изображёнными на картине.
Так, постепенно, у детей развивается эстетическое восприятие искусства на основе его осмысления, что порождает эстетические чувства и эмоционально положительное отношение к воспринимаемому.
Роль ИЗО – деятельности в развитии творческих способностей ребенка ...
... увлеченность процессом творческой деятельности; радость и предвосхищение радости общения с окружающими людьми по поводу своего творчества и др. В этом случае изобразительная деятельность становится самодеятельной. Это означает, что ребенок - ее инициатор, ...
Эстетическое восприятие детьми природы способствует более глубокому познанию реальной действительности, природы, на котором базируется и детское творчество.
В процессе разнообразных видов активной деятельности происходит зарождение важнейших “новообразований” развития, подготавливающих его к школе, что очень важно. [5]
1.2 Работа в ДОУ по обучению дошкольников рисованию природы
Одной из задач изобразительной деятельности является развитие эстетического восприятия дошкольников в умении различать и понимать своеобразие пейзажной живописи.
Вся педагогическая работа должна выполняться систематически, целесообразно включать различные методы и приёмы.
Одной из форм такой работы являются занятия по сюжетно-тематическому рисованию, основная цель которых развитие умственной активности и творческого воображения детей.
Для развития эстетического восприятия и творческого подхода средних дошкольников к пейзажному рисованию предлагаются следующие методы и приёмы в данной последовательности:
- Наблюдение явлений природы, передающих общее содержание стихотворения, беседа о средствах выразительности поэтического произведения с последующим обсуждением содержания рисунка;
- Предшествующее наблюдению рассматриваемых картин, иллюстраций, отражающие поэтические образы;
- Рисование только на основе восприятия поэтического произведения;
- Рисование с натуры картин природы, описанных в стихотворении.
А также показ некоторых приёмов изображения, анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребёнка при передаче поэтического образа.
Наблюдение природы проводится не только для получения детьми знаний о ней, для развития эстетического восприятия, но и с целью сопоставления пейзажей, описанных в поэтическом произведении и пейзажных картинах с существующими в природе.
Наблюдения способствуют чуткости, восприимчивости к изобразительному и поэтическому описанию природы.
Для более целенаправленного знакомства детей с произведениями о природе проводятся беседы о их содержании и различных средствах выразительности.
Цель беседы — вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.
Она осуществляется через вопросы репродуктивного характера и в большей степени поискового.
Они должны стимулировать живой обмен впечатлениями, способствовать пониманию выразительных черт образов картин природы.
Ещё одним из важнейших методов является рассматриванием картин или иллюстраций.
Это один из важных методов в обучении детей рисованию природы.
Картины и иллюстрации вводятся для того, чтобы средства выразительности поэтического образа стали более понятные детям, а так же для знакомства с разными способами изображения природы.
Для правильной организации учебной деятельности стоит помнить основные требования к отбору художественных произведений.
Произведения должны быть реалистическими и высокохудожественными.
По своей тематике произведение должно быть близко и понятно детям. Дети должны иметь запас представлений и знаний о явлениях и предметах, художественно отражённых в картине.
Художественные картины должны отражать эмоциональное воздействие на детей, вызывать живой отклик.
Только высокохудожественное произведение доставить подлинное эстетическое настроение и воспитывать вкус. [22]
Для того чтобы развить эстетическое чувство, необходимо дать детям произведения, сколько возможно доступные для их, но изящные, согретые теплотою чувства и ознакомленные большею или меньшею степенью истинного таланта.
Практический метод позволяет детям овладеть, усовершенствовать технику рисования разными материалами и на основе этого закрепить полученные умения и навыки.
Задача воспитателя — так организовать изобразительную деятельность детей, чтобы она была активной, творческой и решала множество задач.
Одной из ведущих форм организации учебной деятельности в детском саду являются занятия.
Правильная разработка системы занятий позволит обучить детей изображению окружающих предметов и явлений в природе, усовершенствовать изобразительные навыки и умения, развить детское художественное творчество. [19]
Эффективность обучения зависит от целого ряда условий.
Главные из них: построение процесса обучения в соответствии с дидактическими принципами, методами обучения, направленными на овладение детьми всеми компонентами деятельности и отвечающими современным требованиям жизни.
При разработке планов в проведения занятий необходимо постоянно помнить о специфике изобразительной деятельности, носящей образно-творческий ярко эмоциональный характер, главная задача которой — эстетическое отражение действительности.
Поэтому так важно обеспечить развитие образного, эстетического восприятия, образных представлений, воображения, развития эстетических чувств и эмоциональной отзывчивости на изобразительную задачу.
Ветлугина указывает на то, что успех работы воспитателя в основном зависит от методического оборудования.
Роль оборудования наглядных пособий действительно велика, но лишь сопровождает педагогический процесс.
В свою очередь, внешний вид оборудования, наличие качественного ассортимента материалов и организация пространства в детской деятельности является важным средством эстетического воспитания детей.
Большую помощь воспитанию в развитии представлений детей о многообразии явлений в окружающей нас природе оказывают репродукции картин, гравюр и книжной иллюстрации следует, чтобы картины были разных художников, но с изображением одного и того же.
Например, картина Бротской «Золотая осень» и Левитана «Золотая осень».
А так же разные репродукции картин с отличающейся манерой исполнения, различным изображением линий, мазков, обобщённостью или детализацией изображённых предметов и образов.
Воспитатель должен придерживаться требований к отбору художественных произведений.
В педагогической практике детского сада воспитатели забывают о таком важном моменте, как организация самостоятельной деятельности детей вне занятий по изобразительному искусству.
Обычно оборудование, используемое на занятии, часто применяется и в самостоятельной деятельности детей.
В часы досуга, проявляются индивидуальные интересы, симпатии и возможности детей, которым не следует препятствовать.
Такое желание иногда говорит о наличии способностей у ребёнка, и надо содействовать их выявлению и развитию.
Полноценное развитие творческих способностей, эстетического восприятия, чувства и вкуса, а так же усовершенствование технических приёмов, умений и навыков в рисовании родной природы, осуществляются лишь в условиях правильной организации педагогической работы.
Она проводится целенаправленно и систематически, строится на различных видах деятельности (экскурсии в природу, наблюдениях на прогулках, занятия), которые включают в себя различные методы и приёмы.
Именно эстетическое воспитание создаёт предпосылки для последующего полноценного художественного развития каждого ребёнка, в том числе и для формирования изобразительного творчества.
Одной из основных причин, которая позволяет средними дошкольникам проявить творческую активность в процессе изображения пейзажной лирики в своих рисунках, является организация различных видов их деятельности.
Из этого следует, что эстетическое воспитание личности и развитие творческих способностей активно формируется в ходе учебно-воспитательного процесса.
Поэтому главная задача детского сада состоит в создании условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. [21]
1.3 Развитие творчества детей при работе с природным материалом на занятиях изобразительной деятельностью
Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности — играх, рисовании, рассказах и так далее.
Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер.
Ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
В среднем дошкольном возрасте восприятие основывается на зрительных ощущениях, с их помощью ребёнок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него невелик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления.
Учить ребёнка видеть мир — вот одна задача воспитателя. А это значит развивать в детях наблюдательность, умение осознавать увиденное, то есть развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. Это основа для развития творчества.
Одна из основных задач дальнейшей работы заключается в том, чтобы научить детей свободному отражению окружающего, выражению своего отношения к изображаемому миру, развить детское изобразительное творчество, научить их создавать изображение по замыслу. Для этого необходимо проанализировать, как формируется и развивается замысел в изобразительном творчестве, что собой представляет творчество, чтобы затем правильно и целенаправленно построить педагогический процесс, свою работу по развитию творчества в процессе изображения природы. [17]
В работах философов, психологов, педагогов, искусствоведов рассматривается вопрос о развитии творчества в процессе изображения природы, а так же роль педагогического влияния, обучения в развитии этого процесса.
Обязательным признаком творчества, по мнению учёных, являются преобразования предметов, явлений, новизна, оригинальность, полученные в процессе работы.
Анализируя постановку вопроса о творчестве детей, его возникновении и развитии, можно выделить разные направления в их решении.
В одном случае источник творчества видится во внутренних самозарождающихся силах ребёнка, то есть творческие способности рассматриваются как возникшие спонтанно, а, следовательно, они не управляемы, педагогически направленное формирование их невозможно. Такого мнения придерживались такие учёные как Багушинский, Вентцель, Шмит и другие.
Сторонники другого направления считали источником развития детского творчества окружающую жизнь, искусство.
В связи с этим для развития детского художественного творчества необходимо создание соответствующих условий, усвоение детьми художественного опыта, обучение приёмам творческой работы. На это указывали такие известные учёные, педагоги и психологи как Лабунская, Левин, Теплов, Сакулина, Флёрина и другие.
Их исследования, наблюдения и практическая работа указывают на необходимость организованного процесса обучения, как важного условия развития детского художественного творчества, в том числе и изобразительного.
Влияние обучения на развитие творчества отмечала и Флёрина. Нарастание творческих задач прямо пропорционально закреплению и росту учебных достижений, то есть, чем более закреплено то или иное учебное достижение в рисовании, лепке, тем шире оно может обрастать и замыслами ребёнка, и наоборот. [12]
Исследования Сакулиной показывают, что обучение не препятствует развитию творчества. Оно способствует его становлению, развитию.
Не освоив на занятиях под руководством педагогов, необходимых для изображения знаний, навыков и умений, не получив достаточно отчётливых представлений об изображаемом, ребёнок чувствует себя беспомощным, вынужден рисовать не то что задумал, а то, что получается.
Надо отметить и то, что творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образным представлениями и желаниями передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения.
Усвоение детьми в процессе обучение различных вариантов изображения, технических приёмов будет способствовать их творческому развитию. Это ещё раз указывает на влияния обучения на развитие творчества в изобразительной деятельности детей.
Исследования Кампанцевой указывают, что на развитие и проявление творческих способностей дошкольников существенное влияние оказывают три основных фактора: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотром картин (репродукции) и иллюстрации, знакомство с лучшими поэтическими образцами описания природы.
Поэтические произведения о природе являются наиболее эффективным и специфичным средством развития творческого подхода ребёнка к изображению окружающего мира. Такое свойство поэзии, как изобразительность, обогатит и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми.
Поэтическая характеристика цвета, формы предметов, композиций, индивидуальных особенностей образов, действий способствует отражению этих качеств и в детских рисунках.
Дети могут создавать творческие рисунки и не только на основе наблюдений природных явлений, но и если проводить с ними целенаправленную работу по развитию воображения и знакомить их при этом с поэзией.
То лирические образы природы обязательно будут присутствовать в любом детском рисунке, обогащая и дополняя его характерными деталями.
Кампанцева указывает, что творческий процесс у детей протекает по-разному. Она приводит такие примеры. Четырёх или пятилетние дети рисуют исходя из личного опыта непосредственного восприятия природы, но тема их рисунков определена поэтическим произведением.
По подведённым итогам исследований в детском саду изобразительной деятельности Флёрина дала такое определение изобразительного творчества.
Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражении, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатления полученных им через слово, картину и другие виды искусства.
Творчество детей дошкольного возраста мы понимаем как умение, приобретаемое в процессе воспитания и обучения, не только воссоздавать наблюдаемое, но преобразовывать воспринятое, внеся свою инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого. [7]
Продолжая эту мысль, можно сказать, что творчество в дошкольном возрасте проявляется на разных этапах изобразительной деятельности: при задумывании и осуществлении замысла, при поисках средств для выражения задуманного и в конечном результате в рисунке.
Творческая выразительность детских рисунков не является чем-то неизменным, застывшим. Она развивается под влиянием обучения, нужно только найти наиболее эффективную систему педагогических воздействий.
Воспитатель постоянно должен помнить о влиянии эмоций, как движущей силе воображения, а, следовательно, и выразительности детского творчества.
Выготский указывает на то, что эмоции являются одним из видов связи воображения с действительностью. Именно эмоции вызывают у ребёнка стремление передать своё отношении к изображаемому.
В то же время, не владея реалистическими способностями рисования, не зная в достаточной степени самой действительности, ребёнок не может передать это в рисунке. Он ищет посильные средства изображения, знакомиться с объектами окружающей действительности.
Детское воображение создаёт определённые образы, опираясь на опыт, который ребёнок получает через восприятие.
Для выразительного изображения природы важно овладеть рисованием линий разной интенсивности, создавая различным нажимом на карандаш или использование различных кистей, линейным и пространственным ритмом, который помогает передать дошкольникам пространственные взаимоотношения предметов.
Использование всех этих средств для достижения выразительности является показателем развития художественно-творческих способностей детей в изображении природы.
Развитию творчества у дошкольников обучение не препятствует. Наоборот, оно способствует его становлению и развитию.
Умело руководя процессом развития детского художественного творчества, учитываются возможности и интересы каждого ребёнка, обогащая его умственную и духовно эмоциональную среду. [1]
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ РАБОТЕ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Нами была выдвинута следующая цель: изучить возможности обогащения пейзажных рисунков детей среднего дошкольного возраста при работе с природным материалом на занятиях изобразительной деятельностью, исходя из уровня сформированности у них изобразительных навыков в рисовании объектов природы.
Исследование проводилось на базе детского сада № 118 ВАО г. Москвы. В нем принимали участие 13 детей средней группы № 2, воспитатели. Выборка исследования девочек — 44 %, мальчиков — 56 %.
Первый этап исследования — констатирующее исследование, направленное на выявление уровня сформированности изобразительных навыков детей в процессе выполнения рисунка природы.
Для решения этой задачи было проведено констатирующее занятие на тему «Мой любимый уголок природы». Материалы, полученные в результате проведения данного занятия (детские работы), послужили основой для проведения анализа уровня сформированности у детей изобразительных навыков. В качестве параметров оценки детских работ мы выделили следующие:
Композиционное решение работы.
Колористическое (цветовое) решение изображения.
Создание эмоционального настроения в рисунке.
Изобразительные навыки.
Все работы в процессе анализа были распределены нами по трём уровням: низкий, средний, высокий.
Таблица 1
Уровень сформированности изобразительных навыков в рисовании природы
№ |
Имя ребёнка |
Композиционное решение |
Колористическое решение |
Создание эмоционального настроения |
Изобразите-льные навыки |
|
Даша Т. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Сред. |
||
Никита З. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
||
Маша К. |
Выс. |
Сред. |
Выс. |
Выс. |
||
Настя С. |
Выс. |
Сред. |
Сред. |
Выс. |
||
Алиса Р. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
||
Рома К. |
Выс. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
||
Наташа З. |
Сред. |
Сред. |
Выс. |
Сред. |
||
Влад О. |
Сред. |
Сред. |
Низ. |
Сред. |
||
Максим Р. |
Сред. |
Сред. |
Низ. |
Низ. |
||
Никита Д. |
Выс. |
Сред. |
Выс. |
Выс. |
||
Илья В. |
Сред. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
||
Богдан О. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Сред. |
||
Женя Ч. |
Выс. |
Выс. |
Сред. |
Сред. |
||
Анализ материалов данной таблицы позволил сделать следующие выводы.
Колористическое и композиционное решение рисунков, достаточно высокие изобразительные навыки характерно для детей 1 группы (высокого уровня): 4 человека, что составляет 31 %.
Среднему уровню соответствуют пейзажные рисунки детей 2 группы. Для этих работ характерно, в отличие от работ 1 группы, более низкий замысел, композиционное решение, а так же изобразительные навыки: 6 человека, что составляет 46 %.
Низкому уровню соответствуют рисунки детей 3 группы. Для этих работы характерно отсутствие или очень низкий, неустойчивый замысел пейзажного рисунка, изобразительные навыки находятся на очень низком уровне, что и позволило отобрать данные работы в 3 группу: 3 человека, что составляет 23 %.
Таким образом, проанализировав полученные данные мы пришли к выводу, что в целом в группе сложилась неблагоприятная ситуация с созданием рисунков природы. Необходимо провести соответствующую обучающую работу, направленную на повышение уровня изобразительных навыков в рисовании объектов природы, а так же на обогащение замысла дошкольников и на усложнение построение композиции и их цветового решения.
С этой целью на втором этапе нашего исследования нами была разработана серия обучающих занятий, которая позволит достичь поставленной цели.
Второй этап — исходя из полученных данных констатирующего исследования, нами был выявлен общий уровень сформированности у детей изобразительных навыков и, на основе этого, была выдвинута следующая цель: повысить уровень изобразительных навыков в рисовании объектов природы, а так же обогатить замысел дошкольников.
Третий этап — констатирующее исследование, целью которого является подведение результатов работы на основе анализа детских рисунков на тему «Мой любимый уголок природы».
Полагаем, что данная структура работы позволит нам реализовать необходимую логику исследования: диагностика обучение повторная констатирующая диагностика.
Особого внимания заслуживает второй этап работы, на котором реализуется основная обучающая задача исследования, т. е. создание у подгруппы испытуемых необходимых технических навыков и развития их замысла по средствам сюжетного рисования природы.
Для решения задач обучающего этапа нашего исследования мы выбрали такую форму работы, как формирующий эксперимент.
Задачи формирующего эксперимента:
Развить у детей эстетическое видение объектов природы.
Развить творческие способности детей посредством создания интересного замысла рисунка.
Учить воспринимать и улавливать главное в картине, воспринимать используемые художником средства выразительности, как средства характеристики образа.
Совершенствовать изобразительные навыки.
Для решения поставленной цели и реализации данных задач нами был разработан план работы, и составлены на его основе конспекты занятий.
План работы включает в себя следующие направления:
Знакомство с творчеством художников пейзажистов.
Непосредственная работа с детьми над созданием рисунков природы.
На основе плана нами были разработаны следующие модели изображения деревьев кустов, предлагаемые детям.
Рис.1. Варианты изображения хвойных деревьев.
Рис.2. Варианты изображения берёз.
Рис.3. Варианты изображения кустов.
На основе плана были разработаны занятий и дидактических игр. В процессе их реализации дети выполняли соответствующие пейзажные изображения. Именно проведённая практическая работа убедила нас в том, что были выбраны правильные формы работы и правильная общая её направленность.
После проведения второго этапа исследовательской работы мы пришли к её третьему этапу — констатирующему итоговому обследованию. Для этого использовалось повторное творческое пейзажное рисование на тему «Мой любимый уголок природы».
После проведения контрольного занятия, направленного на выявление уровня сформированности изобразительных навыков у детей, полученные материалы (детские работы), послужили основой для выполнения анализа уровня сформированности у детей изобразительных навыков.
Все работы были распределены нами по двум уровням: средний и высокий.
Таблица 2
Уровень сформированности изобразительных навыков в рисовании природы
№ |
Имя ребёнка |
Композиционное решение |
Колористичес-кое решение |
Создание эмоционального настроения |
Изобрази-тельные навыки |
|
Даша Т. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
||
Никита З. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
Низ. |
||
Маша К. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
||
Настя С. |
Выс. |
Сред. |
Сред. |
Выс. |
||
Алиса Р. |
Выс. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
||
Рома К. |
Выс. |
Сред. |
Выс. |
Выс. |
||
Наташа З. |
Сред. |
Выс. |
Выс. |
Сред. |
||
Влад О. |
Выс. |
Выс. |
Сред. |
Выс. |
||
Максим Р. |
Сред. |
Выс. |
Выс. |
Сред. |
||
Никита Д. |
Выс. |
Сред. |
Выс. |
Выс. |
||
Илья В. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
Низ. |
||
Богдан О. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
||
Женя Ч. |
Выс. |
Выс. |
Сред. |
Выс. |
||
Анализ материалов данной таблицы позволил сделать следующие выводы.
1. Колористическое и композиционное решение рисунков, достаточно высокие изобразительные навыки характерно для детей 1 группы (высокого уровня): 10 человек, что составляет 77 %.
2. Среднему уровню соответствуют рисунки природы детей 2 группы. Для этих работ характерно, в отличие от 1 группы, более низкий замысел, композиционное решение, а так же изобразительные навыки: 3 человека, что составляет 23 %.
Таким образом, проанализировав полученные данные мы пришли к выводу, что проведённая нами работа, направленная на повышение уровня изобразительных навыков в рисовании объектов природы, а так же на обогащение замысла дошкольников и на усложнение построения композиции и её цветного решения, была успешной. Был достигнут высокий уровень изобразительных навыков в рисовании родной природы, о чём свидетельствуют полученные результаты: средний уровень 23 % и высокий 77 %.
Анализ итоговых работ позволил выявить следующее:
Усложнился сюжет детских работ за счёт включения в рисунок разнообразных видов деревьев, кустов, других дополнительных элементов — небо, солнце, облака и т. д. — 7 человек (54 %).
Присутствуют изменения в композиции детских пейзажных рисунков. Она стала многоплановой по средствам изображения больших по размеру предметов переднего плана с постепенным их уменьшением к линии горизонта. Дети научились передавать воздушную перспективу, т. е. прорисовать предметы заданного плана общей массой — 9 человек (69 %).
Изменился и усложнился общий колорит детских рисунков. Он стал более выразительным, ярким, соответствующим по цветовому решению реальным объектам — 8 человек (62 %).
Таким образом, полученные результаты позволяют нам утверждать, что проведённая работа, имеющая своей целью обогащение эстетического восприятия природы средних дошкольников впечатлениями об объектах и явлениях окружающей природы, и на этой основе создание у них устойчивых представлений, а так же формирование у средних дошкольников необходимых изобразительных навыков при рисовании объектов природы, завершилась удачно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимым является создание условий для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
Поэтому такая работа проводится целенаправленно и систематически, включая в себя множество задач.
Она строится на различных видах деятельности, которые требуют применение разнообразных методов и приёмов.
Роль воспитателя сводится к тому, чтобы организовать и направить работу ребёнка так, чтобы она позволяла развить способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а так же умений и навыков творческой деятельности, при этом, учитывая индивидуальные и возрастные возможности дошкольников, их потенциал.
Это помогает формировать эмоционально-ценностный опыт отношения к природе и её изображению в своих рисунках.
Известно, что формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащения их представлений об окружающем, развития воображения. [24]
В работе основное внимание уделено развитию эстетического восприятия и его влиянию на уровень изобразительных навыков в рисовании объектов природы, а так же на обогащение замысла и сюжета пейзажных рисунков средних дошкольников.
В процессе констатирующего эксперимента нами был исследован и установлен у испытуемых уровень сформированности изобразительных навыков в рисовании объектов природы.
На основе полученных данных был выдвинут ряд задач, по которым был составлен план работы, дидактические игры.
Данные материалы экспериментальной работы показали, что обучающие занятия прошли успешно, о чём говорят высокие результаты, полученные в контрольном эксперименте.
На этой основе можно сделать вывод, что важным условием в решении поставленных задач является создание благоприятных условий для того, что бы ребёнок научился воспринимать красоту родной природы, через непосредственные наблюдения в природе и анализ пейзажных картин художников, а так же через игровую деятельность.
Занятия по изобразительной деятельности требуют от воспитателя тщательной подготовки, знания использования разнообразных методов и приёмов — что способствует эффективному развитию у дошкольников творческих и изобразительных навыков в рисовании.
Данная работа доказывает, что дети начинают лучше воспринимать и приобщатся к миру природы, к миру искусства, на основе чего возрастает интерес дошкольников к изобразительному виду деятельности, где они могут себя проявить и получить высокий результат, и что очень важно, положительные эмоции от выполненной работы.
Одной из важнейших задач сегодня и в перспективе на будущее, является необходимость и далее разрабатывать и усовершенствовать приемы и методы обучения на занятиях.
Анализируя проделанную работу можно сделать ряд выводов:
Нам удалось достичь основной цели данного исследования — изучить особенности развития эстетического воспитриятия природы у детей среднего дошкольного возраста при работе с природным материалом на занятиях изобразительной деятельностью.
Анализ теоретического материала, предшествующий практической части работы, позволил структурировать отобранный материал наиболее логичным и приемлемым способом, в соответствии с целью исследования.
Таким образом, работа над развитием детских изобразительных навыков в рисовании природы дело важное и необходимое.
Поиск новых путей активизации творческой деятельности дошкольников в рисовании является одной из неотложных задач современной психологии и педагогики.
Полученные результаты позволяют утверждать, что выдвинутая гипотеза исследования верна.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/razvitie-esteticheskogo-vospriyatiya-detmi-prirodyi/
Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика. М.: Издательство Сфера, 2007. — 208 с.
Бордовская Н.В. Педагогика. М.: Издательство Питер, 2011. — 304 с.
Ветлугина Н. А. Художественное творчество в детском саду. — М.: Издательство Просвещение, 1974. — 175 с.
Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. — М.: Издательство Просвещение, 1978. — 207 с.
Доронова Т. Д. Волшебная красота русской зимы // Дошкольное воспитание, — 2000. — № 7, — с. 64 — 72.
Доронова Т. Д. Занятия по изобразительной деятельности с детьми 5 — 6 лет // Дошкольное воспитание, — 1999. — № 10, — с. 59 — 61.
Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей. — М.: Издательство Просвещение, 1969. — 111 с.
Ивченко С.Т. Картинки — помощники // Дошкольное воспитание, — 2005. — № 2, — с. 57 — 59.
Кампанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. — М.: Просвещение, 1985. — 96 с.
Кокоткина О.Д. Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством // Дошкольное воспитание, — 2004. — № 2, — с. 35 — 40.
Комарова Т. С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание, — 2005. — № 2, — с. 80- 86.
Комарова Т.С. О взаимосвязи дидактических игр в изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание, — 1997. — № 6, — с. 25 — 29.
Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. — М.: Издательство Педагогика, 1984. — 120 с.
Коротких С.Н. Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью как часть эстетического и художественного воспитания // Дошкольное воспитание, — 1999. — № 9, — с. 69 — 71.
Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Издательство Академия, 2010. — 414 с.
Луканова Г.Л. Изобразительное искусство. Фрагмент программы художественного образования и эстетического воспитания // Дошкольное воспитание, — 2004. — № 2, — с. 26 — 31.
Мацкевич М.О. Войдя в мир искусства. Программа эстетического воспитания // Дошкольное воспитание, — 1998. — № 6, — с. 16 — 22.
Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Под ред. В. А. Езикеева, Е. В. Лебедева и др. — М.: Издательство Просвещение, 1985. — 271 с.
Микляева Ю. В. Дошкольная педагогика. М.: Издательство Владос, 2008. — 264 с.
Саккулина Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Издательство Просвещение, 1982. — 208 с.
Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. М.: Издательство Детство-Пресс, 2010. — 272 с.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. — М.: Издательский центр Академия, 2002. — 368 с.
Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. / Под ред. В. Б. Косминской, Е. И. Васильевой, Р. Г. Казаковой и др. — М.: Издательство Просвещение, 1985. — 255 с.
Турченко В. И. Дошкольная педагогика. М.: Издательство МПСИ, 2011. — 256 с.
Чумичёва Р.М. Дошкольникам о живописи. — М.: Издательство Просвещение, 1992. — 126 с.