ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА М.И.ГЛИНКИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
1.1. Особенности стиля М.И. Глинки
М.И. Глинка — гениальный русский композитор. Подобно Пушкину в поэзии, он был основоположником русской классической музыки – оперной и симфонической. Стиль М. И Глинки — это истинная баркарола, созданная под впечатлением итальянских народных песен.
Истоки музыки М.И.Глинки уводят в русское народное творчество. Любовью к Родине, ее народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения. «С Глинкою русская народность вступила как самостоятельная сила в музыкальную композицию,— писал Г.А. Ларош, впервые давая глубокий анализ второй оперы М.И.Глинки в своей знаменитой статье «Глинка и его значение в русской музыке» [32, 211]. Как А. С. Пушкин, М.И Глинка проник до полной самобытности русского содержания. Как Пушкин создал русский стих, так М.И.Глинка создал русское голосоведение, являя народность не только в общем духе своих творений, но и в их технической постройке. Отмечая, что в стиль Глинки вошли основные свойства русской песни: «ее безбрежная размашистость, ее резко величавая простота, ее первобытная грация», Ларош подчеркивал, что Глинка сумел сохранить эти свойства среди богатейшего развития современных музыкальных средств[33, 211]. Он, сумел слить их с элементами новейшей жизни и высокой индивидуальности. Он сумел быть народным не по заранее принятому и объявленному намерению, не в виде исключения; для него народность. была плотью и кровью его сочинений, она одна способна дать объяснение их яркой своеобразности. У Глинки впервые мы видим превосходную и богатую музыку, целиком обращенную на служение поэтической идее. Может быть, что он лишь по гениальному чутью, без придумываний и изощрений, находил такие дышащие правдой звуки для передачи мыслей, настроений, для обрисовки характеров и ситуаций.
М.И. Глинка, впитав достижения западноевропейской музыкальной культуры, в совершенстве овладев высоким мастерством, выработал свою систему эстетических взглядов, которой подчинён его стиль. Он создал национальный стиль и язык русской классической музыки, который явился фундаментом всего будущего развития русской классической школы.
«Русская салонная музыка» учебно-методический материал
... искусства посредством русской музыкальной салонной музыки (домашнего и салонного музицирования), особенности и специфика становления музыкального искусства XVIII – начала XIX века, интерес к творчеству композиторов, представителей салонной музыки – эти ... не был известен нигде помимо России. Возникнув в 50-х годах 18 столетия, роговые оркестры просуществовали около 80 лет, а затем исчезли совершенно ...
Определяющим элементом его музыки является мелодия. Мелодия характеризуется распевностью, плавностью, типичны обороты: секстовые и гексахордовые попевки, опевание квинтового тона, нисходящий ход от квинты к тонике лада. Песенность свойственна его вокальным и инструментальным сочинениям, где «поющая гармония» пронизывает всю оркестровую ткань.
М.И.Глинка глубоко проник в самую природу народной музыки, поняв существенные особенности народного музыкального мышления, народной мелодии, лада и ритма. Язык народной песни стал для него своим, родным языком.
Плавность голосоведения, рельефность мелодического рисунка — всё это коренные традиции народной подголосочной полифонии. Свобода, нескованность голосоведения характерные для гармонического и полифонического мышления Глинки, его техника расслоения голосов, любовь к прозрачному двух и трёхголосию — всё это связано со стилем народного многоголосия. Глинка в совершенстве владел методом вариантного развития. Полифония Глинки и похожа и не похожа на классические образцы. Композитор использует классические западноевропейские формы фуги, канона, имитации, подвижного контрапункта, но они национально-русского характера. Приёмы вариантно-попевочного развития вслед за Глинкой применяли Чайковский, Рахманинов и многие другие композиторы следующих поколений.
Глинка поэтически претворил русский народный колорит, применив оригинальные ладовые обороты, принцип ладовой переменности, типичные лады русской народной песни-миксолидийский мажор, натуральный минор.
Стиль М.Глинки отмечен певучей полифоничностью средних голосов и баса на подголосочной или контрапунктической основе при экономном использовании неаккордовых звуков и мелодической фигурации. Тонка и прозрачна фактура (трехголосие без баса или певучий бас).
Преобладает средний регистр, крайние регистры используются редко, экономно. Оркестровая фактура Глинки всегда полифонична. Педаль обычно реальная, часто мелодическая. Органные пункты и ритмические педали имитируют народные инструменты — русские, восточные, испанские.
Функциональная сторона гармонии обогащается, прежде всего, утверждением мажора-минора, как ладовой основы многих произведений М. Глинки, включением аккордов одноименного минора в мажор, а мажорных в минор. Тональный план в операх М. Глинки продуман функционально и часто строится на основе мелодических звуков основной темы (Пролог «Руслана»).
Подчеркнуты колоритные резкие тональные контрасты разделов — терцовые, секундовые.
Русско-восточный ориентальный колорит сочетает гармонический мажор и минор, мелодический мажор с низкой II ступенью последования септаккордов, в том числе уменьшенного, диатоническое и объединение параллельных строев употребляется=с=хроматическими=подголосками. Особенно часто используется гармоническая S — мажора, иногда в связи с восточным или испанским колоритом. Обороты гармонического мажора и мажоро-минора (а иногда и мелодического мажора с низкой II ступенью) обычно чередуются с введением тех же ступеней натурального лада. Это вызывает несмежный хроматизм, мягкие переченья=внутри=тональности.
Романсы Михаила Ивановича Глинки
... тогда печальные романсы на слова этого поэта «Светит месяц на кладбище» и «Бедный певец». Весной 1828 года А. С. Грибоедов сообщил Глинке мелодию одной грузинской народной песни, на основе ... Петербурге. Свой первый «удачный» романс Глинка написал только зимой следующего, 1825 года. Действительно, романс «Не искушай» - одно из лучших, проникновенных по музыке сочинений. В том же году, трудясь ...
Излюбленная последовательность — I — мягкий II2 гармонический, V65 или отклонение=в=VI=ступень.=Встречаются гибкие мелодико-гармонические модуляции или модулирующие секвенции, цепочка септаккордов или хроматические последования. Часто образуется цепь отклонений по тональностям I степени родства. Прямолинейно автентические кадансы вуалируются. D7 редко берется в основном виде перед тоникой. Он падает на слабую долю такта или же разрешается=в=прерванный=каданс=или=в=унисон.
В эпизодах, характеризующих крестьянский колорит, встречаются параллельные терции и децимы, имитирующие хоровые подголоски («Славься» из «Ивана Сусанина»), а также ладовое объединение параллельных строев в мелодии и в гармонии.=Тонко=выявлены=секундовые =объединения мажора и минора, образующие секундовую переменность ладотональности. Трихордные квинтовые обороты вызывают применение трезвучий побочных ступеней. Возникают переменные функции, подчеркивающие натурально ладовые обороты. Вводятся последовательности натурального минора, реже дорийского, миксолидийского, фригийского=ладов.
Многим темам Глинки присуща переменно ладовая гармония, часто с гибкими мелодико-гармоническими модуляциями и хроматизмами в средних голосах. В этом плане характерно выделяются последования II — VI в мажоре или плагальный оборот I — II 6 — I (увертюра «Руслана и Людмилы»).
Это смягчает прямолинейность функциональных связей, высвечивает побочные ступени как равноправные функции, даже как тоникальные аккорды, побочные тоники переменного=лада.
В сочинениях романсного, городского жанров большое значение имеет формула бытового романса с автентическими кадансами, с подчеркнуто напряженной функциональностью и мелодическим ходом V — VII — (внизу) I, присущим эмоционально-открытым мелодиям А. Варламова и А.Гурилева. Здесь возможны задержания, напряженный певучий бас, нередки хроматизмы. Фактура в романсах и танцах городского характера часто выдержана в традициях гитарного, арфообразного=аккомпанемента.
В испанских романсах и увертюрах М. Глинки типичны имитации гитар в аккомпанементе, имитируются народные духовые и ударные инструменты, появляются стилевые черты испанской музыки — доминантовый лад, фригийские обороты=и=кадансы,=остинатные=ритмы=испанских=танцев.
Нередки в аккомпанементе изобразительные, жанровые ритмические и тембровые элементы. Часты в сочинениях Глинки ритмы вальса («В крови горит»), болеро («О, дева»), мазурки («Кубок», «К ней»), иногда пейзажная звукопись («Ночной зефир»), плясовые ритмы и притоптывания (в «Камаринской», лезгинки=»Руслана»).
В фантастических сценах изобразительные элементы насыщаются необычными тональными сдвигами, неопределенными гармоническими последованиями, увеличенными трезвучиями, целотонной гаммой, несмежным хроматизмом тональных сдвигов, необычными унисонными музыкальными фразами в особых ладах (марш Черномора).
Впервые в истории музыки появляется целотонная гамма, формирующая атональный звукоряд из шести тонов.
Гармония М. Глинки определяет две последующие линии развития русского гармонического мышления: 1) линия древнерусских и остросовременных ладов, автономных гармонических характеристик, 2) линия напряженных гармонических и полифонических тяготений. Первая линия подхвачена петербургской школой М. Балакирева, вторая — П. Чайковским.
Вначале был ритм — МУЗЫКА — ОТКРЫТЫЙ УРОК — ...
... импровизации. 3. «Отгадай песенку» – развитие долговременной ритмической памяти. По ритму отгадывают знакомые песен. 4. «Часы» – понятие о ... в задумчивость и пульс стал гораздо медленнее (звучит музыка Парцхаладзе «Размышления») Обыкновенное чудо, – сказал волшебник, – ... «Размышление». Оборудование урока: ХОД УРОКА 1. Вход в класс (Прокофьев «Марш») Учитель (поет): Здравствуйте, ребята! Дети ...
Таким образом, музыкальный язык Глинки отличается классической ясностью, законченностью формы, мягким прозрачным звучанием, богатством средств музыкальной выразительности. Мелодический язык композитора делится на 2 типа:
а) мелодика романсов (объединяющая песенную и речевую интонации
б) оперная мелодика (насыщенная русской песенностью, обогащенная традициями бельканто (связное, красивое).
Начиная с Глинки, все большим признанием у композиторов начинает пользоваться принцип темброво-фактурного варьирования. Вариации композитора взяты из традиций русского фольклора – народного творчества. «Музыку создает народ, а мы, композиторы ее лишь аранжируем», – М.И.Глинка.
Вариации – главный метод в развитии музыки Глинки. Это и есть отголосок народности в его музыке. Вариации – музыкальная форма, в которой за изложением темы следуют ее видоизмененные повторения. Тема, благодаря различным изменениям (мелодичным, ритмичным, ладовым, гармоническим, фактурным) появляется в каждой вариации в новом варианте, в новом освещении, не теряя существенных черт, по которым она узнается.