Использование музыкально-компьютерных технологий на х музыки

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

1.1.Особенности составления презентаций

Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.

На этапе создания мультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты:

  • Психологические особенности учащихся данного класса.
  • Цели и результаты обучения.
  • Структуру познавательного пространства.
  • Местоположение учащихся.
  • Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока.
  • Цветовую гамму оформления учебного материала.

При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо, прежде всего, учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами 14.

При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

  • Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.
  • Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.
  • Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.
  • Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.
  • Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.
  • Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.
  • Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

— На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.

4 стр., 1888 слов

Особенности работы журналиста с аудиторией на телевидении

... и ведущих 11 . Глава II. Особенности работы журналиста с аудиторией на телевидении на примере ведущих программы «Время» Юлии Панкратовой ... Таким образом, при работе с аудиторией необходимо помнить данную логику телезрительского восприятия информации, следовательно, уделять ... делают каждого телезрителя участником событий, которые происходят на экране и заставляют их сопереживать. Доверительность. Юлия ...

  • Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:

  • избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
  • ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е.

развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.

  • дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;
  • учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной).

    Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.

Любые средства обучения важны не сами по себе, а только как средства, помогающие усвоить содержание урока. Это значит, что урок с использованием таких средств должен быть привычным и удобным и для учащихся и для учителя, не отвлекать на форму, на таком уроке важна каждая мелочь: неудобно стоящий проектор, заслоняющий 30% учеников экран или часто меняющиеся «декорации».6.

Особенности подготовки учебных мультимедиа презентаций

При подготовке учебных мультимедийных презентаций необходимо учитывать, с одной стороны, общедидактические принципы создания обучающих курсов, требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе (поскольку любой текст может быть выведен с помощью принтера на бумагу), эргономические требования, а с другой, максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий. Отталкиваться, естественно, надо от дидактических и познавательных целей и задач, ибо средства информационных технологий — суть средство реализации дидактических задач.

Другими словами, эффективность мультимедийных презентаций зависит от качества используемых материалов (учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация мультимедийных презентаций (как на этапе проектирования презентации, так и в процессе его использования) является приоритетной. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный урок с использованием мультимедийных презентаций.

При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать следующие требования:

Мотивация. Мотивация — необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса урока. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед школьниками. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки школьника.

28 стр., 13851 слов

Современные учебные интернет-ресурсы на х иностранного языка

... обучение иностранному языку с помощью учебных интернет ресурсов протекает эффективнее, если: используются специальные учебные интернет-ресурсы; они применяются систематически, целенаправленно и своевременно; они соответствуют тематике урока и учебному материалу учителя; учитываются образовательные ...

Постановка учебной цели. Школьник самого начала работы за компьютером должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в ходе урока.

Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства для школьника), входящие в комплект учебника или подготовленные самим преподавателем.

Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея. Необходимо использовать известные принципы удобочитаемости.

Оценка. В ходе работы с компьютером школьники должны знать, как они справляются с учебным материалом. Наиболее важным является организация коммуникаций «школьник — учитель — школьник». Для этих целей рекомендуется организация работы школьников в проектах или «обучение в сотрудничестве», дискуссии.

При создании мультимедийной презентации нужно учитывать не только соответствующие принципы классической дидактики, но и специфические принципы использования компьютерных мультимедийных презентаций.

В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о методах, приемах, технологиях организации образовательной деятельности, направленных на применение мультимедиа. Методы и приёмы использования мультимедиа на уроке — разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок интересным. Преимуществом таких уроков является повышение качества обучения за счет новизны деятельности. Мультимедиа презентация служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно успешно выполняет дидактические функции.

Использование презентаций в учебном процессе обеспечивает возможность:

  • дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;
  • повысить роль наглядности в учебном процессе;
  • удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;
  • экономит учебное время, нежели при работе у классной доски.

С помощью презентаций эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи. Особенно:

  • при изучении нового материала, предъявления новой информации;
  • при закреплении пройденного, отработки учебных умений и навыков;
  • при повторении, практического применения полученных знаний, умений навыков;
  • при обобщении, систематизации знаний.

На этапе объяснения нового материала стоит позаботиться о том, чтобы презентация не стала заменой учителя и классной доски, а чтобы в презентации были уникальные факты, которые нельзя объяснить словами или продемонстрировать другими средствами. Например, видео-, аудиозаписи выступлений ученых, экспериментов и т.п. При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора. При этом существенно меняется технология объяснения — учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями, примерами и записями у доски.

25 стр., 12259 слов

Мультимедийные технологии аппаратные средства создания проектов

... мультимедиа безграничны. В бизнес-приложениях мультимедиа в основном применяются для обучения и проведения презентаций. ... развития мультимедийных ... материале ... мультимедиа обладают потрясающей эффективностью и существенно повышают мотивацию обучения. Уже давно появились программы, обучающие пользователя иностранным языкам, которые в интерактивной форме предлагают пользователю пройти несколько уроков, ...

На таких уроках желательно присутствие презентации, но при ее создании необходимо опираться на следующие дидактические принципы:

  • научности;
  • наглядности;
  • доступности;
  • системности и последовательности;
  • сознательности и активности;
  • прочности;
  • связи теории и практики;
  • интерактивности;
  • индивидуализации;
  • перманентности комплексного восприятия информации.

Целью и результатом применения презентации как составляющего компонента дидактической структуры урока является формирование у учащихся знаний, умений и навыков.

Мультимедийные обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и позволяют удобно и наглядно представить материал. Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным средством. Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе. Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Если перестараться, то снизится эффективность презентации в целом. Необходимо найти баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами. Это правило справедливо для всех мультимедийных презентаций вообще, но особенно: для обучающих презентаций 23.

При создании учебных мультимедийных презентаций необходимо учитывать, с одной стороны, общедидактические принципы и методы проведения урока, а с другой, максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий. Необходимо четко придерживаться поставленным дидактическим и познавательным целям и задачам, так как мультимедиа — это всего лишь средство реализации дидактических задач. Иными словами, успешность проведения урока с использованием мультимедиа зависит от качества используемых материалов и конструкторских умений педагогов. Поэтому педагогическая, содержательная организация мультимедийных презентаций (как на этапе проектирования презентации, так и в процессе его использования) является приоритетной. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный урок с использованием мультимедийных презентаций. Инструмент этот настолько мощный, что вмести с ним приходят в школу новые методы и формы обучения.

При использовании мультимедийных презентаций необходимо учитывать следующие требования:

Роль и место презентации на данном уроке, на данном этапе урока.

Мотивация — необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего урока. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед школьниками. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки школьника.

Постановка учебной цели и учебных задач с использованием презентации.

Подача учебного материала. Эффективность воздействия учебного материала на учащихся.

Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.

30 стр., 14576 слов

Виды уроков по литературе в зависимости от их содержания, цели ...

... урока литературы. Объектом данного исследования явился процесс становления урока литературы в системе школьного литературного образования. урок литература нестандартный компьютерный Теоретические проблемы урока ... наиболее успешного ведения уроков", которые и определили дидактическую основу урока: образовательные цели; характер преподаваемого материала; психологические особенности развития детского ...

Внедрение новых технологий требует постоянного обновления идей и содержания школьного образования, а также подготовки новых педагогических кадров, способных детально изучать и внедрять эти технологии в образование. При этом возникают трудности внедрения интерактивных мультимедийных технологий в процесс обучения: учителям приходится работать с программным обеспечением, созданным инженерами для всеобщего использования. Как правило, оно не учитывает ни психолого-педагогических, ни методических, ни организационных особенностей учебного процесса, не поддерживает школьных стандартов, не связано с учебными и рабочими планами. Учителям для использования мультимедийных технологий самим приходится адаптировать их для интеграции в учебный процесс.

Можно рекомендовать следующие основные методические особенности организации урока с использованием мультимедиа компонентов:

1) уроки с применением мультимедийных презентаций проводятся в любом предметном классе с использованием мультимедиа проекторов;

2) должен использоваться индивидуальный подход, включающий широкое использование дополнительного обучающего и развивающего материала;

3) четкая постановка триединой цели урока;

4) мультимедиа выступает в роли сопровождения объяснения учебного материала, но не заменяет живого общения учитель — ученик на уроке;

5) широкий подбор иллюстрирующего материала для всестороннего, детального раскрытия темы урока;

6) роль и место мультимедиа на данном уроке, на данном этапе урока.

Применение мультимедиа технологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:

  • допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;
  • допускает возможность постоянного обновления;
  • имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;
  • допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;
  • допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;
  • допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;
  • устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах.

При создании мультимедийной презентации нужно учитывать не только соответствующие принципы классической дидактики, но и специфические принципы использования компьютерных мультимедийных презентаций 22.

Интерактивные мультимедийные обучающие презентации — один из способов реализации такого подхода. Творческое сочетание в учебном процессе мультимедийных презентаций и изучения на практике обычно дает прекрасные результаты.

Со сценарием. Являются совершенным средством представления информации для учебной аудитории. Материал в такой презентации, как правило, хорошо организован, ее можно отрепетировать заранее, чтобы обеспечить безупречную презентацию.

Интерактивные. В таких презентациях реализована возможность выбирать, как способ изучения учебного материала, так и степень подробности изложения материала, позволяют адаптировать информацию и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому. С помощью интерактивных презентаций удобно реализовать индивидуальные «экскурсии» по учебному материалу, которые позволяют пользователю самостоятельно ознакомиться с информацией о предмете.

3 стр., 1129 слов

«Новые информационные технологии в обучении» материал

... творческих способностей многих всех , кто хочет и умеет работать . Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников на моих уроках происходит , как правило , двумя ... работы с изучаемым материалом, учит структурировать и систематизировать информацию, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи. Современная школа ориентирует педагогическое сообщество ...

Самовыполняющиеся. Законченные информационные продукты. Можно адресовать самовыполняющуюся презентацию аудитории, если поместить ее на сайт, дискету, компакт — или видеокассету и использовать для самостоятельного изучения школьником в ходе урока или дома.

Обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и обучаемому и позволяют удобно и наглядно представить материал. Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным.

Интерактивная презентация — это диалог между компьютером и человеком, в котором человеку предоставляется возможность искать и находить для себя информацию самостоятельно, по мере необходимости.

Пользователь управляет интерактивной презентацией, принимая решение о том, какой материал для него важен, и осуществляя на экране компьютера выбор, т.е. указывая курсором на нужный объект и выполняя щелчок кнопкой мыши или нажимая клавишу на клавиатуре. Компьютер отвечает на действия пользователя выдачей запрашиваемой информации.

Все интерактивные программы имеют общее свойство: они управляются событиями. Это означает, что когда происходит некоторое событие: нажатие клавиши, позиционирование курсора на экранный объект, программа в ответ выполняет соответствующее событию действие 23.

Для пользователя интерактивная презентация — это реализованная в удобной и занимательной форме возможность осуществлять поиск нужной информации, углубляясь в нее настолько, насколько это было предусмотрено создателем презентации. Например, пользователь может приступить к изучению темы урока с того, что прочтет на экране компьютера общие сведения о нем; затем по щелчку на гипертекстовой связи (подчеркнутое или выделенное цветом слово или фраза), на кнопке или на пиктограмме ему представляется более подробная информация о конкретных вопросах по данной теме.

Другой отличительный признак качественной интерактивной презентации — это заложенное в ней свойство увлекать пользователя и удерживать в нем интерес к представляемому материалу. Лучшие активные презентации содержат элементы неожиданности, которые способствуют стимуляции интереса пользователя к дальнейшим исследованиям.

Интерактивные средства мультимедиа позволяют значительно расширить аудиторию получателей информации и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому. С помощью интерактивных презентаций удобно реализовать индивидуальные «экскурсии» по уроку, которые позволяют пользователю самостоятельно ознакомиться с информацией о структуре, теме и информации об уроке.

Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

  • При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
  • При закреплении новой темы

— Для проверки знаний Компьютерное тестирование — это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для учителя — это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.

4 стр., 1827 слов

Саша-творческий проект ночная сорочка

... №7 Ночная сорочка с необычными бретельками Ночная сорочка с необычными бретельками. Бретелька на этой сорочке выполнена в виде одной бретельки из ленты. 8.Модель №8 Ночная сорочка на тоненьких бретельках Ночная сорочка на тоненьких ... за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура. Следить за правильной установкой положения терморегулятора. По окончании работы выключать утюг. ПРИ РАБОТЕ НА ШВЕЙНОЙ ...

  • Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.
  • При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным, визуальный контроль результатов.
  • При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану

— Средство эмоциональной разгрузки. Во время проведения блочных уроков или длительных консультаций перед экзаменами — стоит включить видеозаставки экспериментов или мультфильмы при этом у учеников исчезает усталость, появляется заинтересованность, они ищут ответы, обращаются к учителю с вопросами, заряжаются новой энергией. Мультимедиа — программы смотрятся как видеофильм, но с возможностями вмешиваться в ход действий и вести диалог.

  • Как средство для изготовления раздаточного дидактического материала, кодограмм и карточек. Персональный компьютер в руках учителя, в дополнении со сканером и принтером — это мини-типография педагога.

В учебной деятельности применение компьютера возможно в трех формах, 1) машина как тренажер, 2) машина как репетитор, выполняющий определенные функции за преподавателя, причем такие, которые машина может выполнить лучше, чем человек. 3) Устройство, моделирующее определенную среду и действия специалистов в ней.

Тренировочные системы наиболее целесообразно применять для закрепления ранее приобретенных навыков. Репетиторские системы лучше всего использовать при условии, что цели и задачи обучения четко определены. Имитационное учебное моделирование наиболее пригодно тогда, когда учебный материал не носит системного характера и его границы четко не определены.

При использовании мультимедийной презентации ее можно использовать в классно-урочной системе либо использовать новые модели ее применения.

Можно отметить метод проектов как наиболее перспективную педагогическую технологию, которая позволяет раскрыть наиболее полно творческие способности школьников, сформировать умение ориентироваться в огромном море информации, акцентируя внимание на главном, брать ответственность на себя и принимать решения.

Безусловно, метод проектов требует высочайшей квалификации учителя, творческого подхода к школьной программе, умения агрегировать знания по нескольким предметам и, конечно, организаторских способностей. Использование информационных технологий при проведении проекта в школе и, безусловно, при разработке материалов для него, стало определяющим, вдохнуло новую жизнь в известную уже давно проектную методику. Главными составляющими метода проектов являются исследовательская работа школьников и оценка этой деятельности

Из всех инструментов познания мультимедиа наилучшим образом позволяет представлять знания различными способами, включая все модальности восприятия. Работая с мультимедийным инструментарием, школьники получают в распоряжении богатейший арсенал для самовыражения изучаемого материала. Мультимедиа реализует более творческий подход к процессу усвоения и представления знаний.

26 стр., 12513 слов

Содержание и организация проектной и исследовательской деятельности ...

... После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. В настоящее время вопросом проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка занимается Ерохина Елена Ленвладовна. В своей работе «Исследовательская и проектная деятельность школьника: разграничение ...

Система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные и прочие методики.

На наш взгляд наиболее прогрессивные возможности мультимедиа заключаются в использовании их в учебном процессе в качестве интерактивного многоканального инструмента познания. Исследовательский, проектный подход в системе обучения школьников, разработка ими собственных мультимедиа/гипермедиа проектов, постоянное использование мультимедиа учебного назначения по всем блокам дисциплин общекультурной и предметной подготовки, позволяют трансформировать традиционный процесс обучения в развивающий и творческий.

Информационные технологии позволяют дать ученикам уникальную возможность самим в процессе обучения независимо от преподавателя узнать новое понятие, подметить закономерность, выдвинуть собственную гипотезу, прочувствовать, как возникают математические вопросы.

Умение пользоваться методом проектов- показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предполагающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

Методы обучения имеют тесную связь с характером подачи и восприятия информации как для обучающегося так для обучающего. И в связи с этим фактом следует отметить, что использование мультимедийных технологий существенно влияет на характер подачи информации, а, следовательно, и на методы обучения

Появляются возможности использования методического приема «Делай как я» — речь идет о совместной деятельности учителя и ученика.

Или вариант презентация не доводится до конца, а предлагается ученику самому иллюстрировать текст 13. Находят широкое применение игровые методы обучения.

Мультимедийные элементы создают дополнительные психологические структуры, способствующие восприятию и запоминанию материала, например, подведение итогов в каждой презентации предваряется определенным звуком или мелодией, настраивающими обучаемого на определенный вид работы.