Актуальность темы исследования в курсовой работе определяется тем, что старший дошкольный возраст представляет собой важный и значимый период в формировании личности ребенка. Именно в этом возрасте происходит подготовка маленького человека к новому и важному этапу его жизни — обучению в школе.
В процессе школьного обучения ребенку придется активно взаимодействовать со сверстниками и педагогами. Следовательно, формирование у дошкольников такого качества как отзывчивость представляет собой большое значения и важность.
Целью курсовой работы является изучение вопросов формирование элементарной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия народной сказки.
Для достижения поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи: рассмотреть психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста; описать основные особенности воспитательной работы со старшими дошкольниками; рассмотреть проблему развития отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста; дать описание роли сказки в формировании отзывчивости у детей; рассмотреть вопросы определения сформированности элементов отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста; описать примеры использования методов и приемов воспитания элементарной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические основы формирования отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста
В современной психологии нет какой-либо единственной общепринятой теории личности. Существует множество теорий личности, которые рассматриваются в таких направлениях, как психоанализ, неофрейдизм, когнитивно-бихевиоральный подход, психосоциальный подход, гуманистическая психология, аналитическая психология и другие.
Обобщая определения понятия «личность», можно сказать, что под личностью традиционно понимается синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида. Эта структура определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде.
» Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» ...
... аспектов развития игровой деятельности дошкольников. Задачи: - изучить литературу по данной теме. - рассмотреть теоретические предпосылки развития игры - показать значение игры в дошкольном возрасте, в качестве ... творческая деятельность, и как каждое настоящее творчество не может осуществляться без интуиции. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими, или ...
В психологии понятие «личность» используется в двух значениях: личность — любой человек, обладающий сознанием; это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием.
элементарная отзывчивость сказка дошкольный
Нами личность рассматривается как социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно — потребностных отношений, опосредствующих взаимодействия субъекта и объекта.
Сущность личности характеризуется объектом и субъектом общественно-исторического процесса, субъектом познания, общения и деятельности. Она проявляется в позиции, взаимоотношениях человека с людьми, раскрывается в жизненных целях, мотивах и способах поведения.
В психологии личности определяется детерминант, движущие силы и структура:
1) биоцентрический (акцент на преобладание биологических начал);
2) социоцентрический (детерминация личностных образований внешними социальными факторами);
3) интерактивный (детерминация взаимодействующими внутренними и внешними факторами и собственной активностью субъекта) .
Общим во всех теориях личности является направленность — сложное личностное образование, определяющее все поведение. Психологи рассматривают личность как особую самоуправляемую систему, осуществляющую ряд специфических функций: согласование побуждений; вызов, задержка процессов, действий, поступков; переключение психической деятельности; ускорение или замедление психической деятельности; контроль за ходом деятельности путем сличения намеченной программы с осуществляемыми действиями; координация действий.
Для реализации функций, личность должна иметь структуру. Это — совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.
Согласно З. Фрейду, личность, функционируя как единое целое, включает в себя ид (биологическая составляющая), эго (психологическая составляющая), суперэго (социальная составляющая).
По мнению К. Юнга, личность состоит из дифференцированных систем: эго; личное бессознательное и его комплексы; коллективное бессознательное; архетипы коллективного бессознательного; установки; функции; самость.
У Э. Фромма структуру личности определяют экзистенциальные потребности — зто установление связей, в преодолении, в корнях, в идентичности, в системе взглядов и преданности.
Структура личности в зависимости от ее базовых потребностей рассматривается в гуманистической психологии А. Маслоу. Это — физиологические потребности, потребности в безопасности и защите, в принадлежности и любви, в признании и самоуважении, в самоактуализации и личном самосовершенствовании. Над ними возвышаются метапотребности как бытийные ценности — потребности в познании и понимании, эстетические потребности.
В отечественной психологии К.К. Платонов предложил иерархическую структуру личности, взяв за основу отношения биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного.
По мнению А.Н. Леонтьева, личность возникает лишь в человеческом обществе, а человек начинает свою историю как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями. Поэтому в ее структуру, по мнению автора, не следует включать биологически обусловленные предпосылки человека (темперамент и характер, способности и знания).
Воображение и творческая деятельность человека
... людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения ...
В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью, общим уровнем развития, структурой личности, динамикой нервно-психической реактивностью. Структура личности — одно из определений ее единства и целостности.
Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят следующие свойства: определенный комплекс коррелируемых свойств индивида, таких как поло — возрастные, нейродинамические, конституционно-биохимические; динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам; статус и социальные функции — роли; мотивация поведения; ценностные ориентации; структура и динамика отношений.
И.С. Кон использует для описания понятия: «социальная позиция» — место индивида в системе социальных отношений; «социальная роль» — социально значимая функция индивида; «социальные интересы» — единство выражения деятельностной сущности и отражения объективного мира; «ценностные ориентации».
В структуре личности выделяются мотивационный, интеллектуальный и деятельностный компоненты: Мотивационный компонент направленности личности — избирательное отношение к действительности. Он включает разные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Одни компоненты доминируют и имеют ведущее значение, а другие выполняют опорную роль. Доминирующие компоненты направленности определяют всю психическую деятельность личности. Интеллектуальный компонент определяет возможности личности и включает систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Деятельностным компонентом в структуре личности является характер или стиль поведения человека в социальной среде.
В процессе формирования личности можно выделить два этапа. Первый относится к дошкольному возрасту. Он характеризуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первых подчинений непосредственных побуждений социальным нормам. В дошкольный период ребёнок учится преодолевать собственные непосредственные побуждения. Мотивы социально значимы.
На втором этапе развивается способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов, целей и принципов. Данный этап предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.
Д.Б. Эльконину принадлежит фундаментальная и развернутая концепция психического развития, ориентированная на становление когнитивных и мотивационных образующих психики. Он разделил психическое развитие человека на эпохи, состоящие из закономерно связанных между собой двух периодов. Начальный период каждой эпохи характеризуется усвоением задач и развитием мотивационно-потребностной стороны деятельности, а следующий период — усвоением способов деятельности. Каждому периоду соответствует ведущая деятельность: непосредственно-эмоциональное общение (от рождения до 1 года), предметно-манипулятивная деятельность (от 1 года до 3 лет), сюжетно-ролевая игра (от 3 до 7 лет), учеба (от 7 до 12 лет) интимно-личное общение (от 12 до 15 лет), учебно-профессиональная деятельность (от 15 до 17 лет).
Развитие человека (2)
... становления личности» (А. Маслоу) Данная проблема актуальна в условиях глобализации общественных отношений. Смысл данного высказывания состоит в том, что человеком рождаются, а вот личностью становятся в процессе социализации. ... более двух детей физически, и зачастую, дети рождаются не особо здоровыми. Человек – существо биосоциальное, и мы должны об этом помнить в процессе нашего развития и не ...
Л.Ф. Обухова под развитием личности понимает регуляторные и относительно стойкие изменения в организме, мыслительных процессах, эмоциях, формах социального взаимодействия.
В качестве предпосылок развития личности выступают потребности, вступающие в противоречие с реальными возможностями их удовлетворения. Развитие личности представлено как процесс вхождения человека в новую социальную общность.
А.Н. Леонтьев выдвинул предположение об иерархии соподчинения друг другу мотивов деятельности человека впервые появляющихся в дошкольном возрасте. По выражению А.Н. Леонтьева, — это возраст первоначального фактического складывания личности.
Л.И. Божович сформулировала ряд положений, относящихся к центральным психологическим образованиям личности ребенка от 1 года до 17 лет. Новообразованием первого года являются «мотивирующие представления», превращающие его в субъект деятельности. Образованием в 3 года является «система Я» и «Я сам». У семилетнего ребенка личностное образование сложившаяся внутренняя позиция, связанная с переживанием себя в качестве социального индивида».
На протяжении дошкольного периода развивается новый социализированный уровень психофизиологических функций в индивидной системе с новыми свойствами (произвольность, вербальность, опосредованность) и складываются сложные психические образования. Формирование обусловлено включением ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Происходят качественные изменения поведения: из непосредственного оно становится опосредованным нормами и правилами.
Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Ребенок вступает во взаимодействие с окружающей действительностью, овладевая достижениями человечества.
В дошкольном возрасте ребенок, стремясь к реализации своего «Я», в общении с другими людьми широко пользуется идентификацией и обособлением.
Ребенок начинает воспринимать мир через систему мер и ценностей, принятых в обществе, и у него формируется «правильное видение мира», закладываются основы детского мировоззрения.
В данном возрасте складывается механизм смысловой коррекции побуждения к действию. Его волнуют вопросы личностных взаимоотношений, связей и процессов в мире людей. Он учится руководствоваться общественными интересами. Появляется игра
по правилам. Нравственные чувства постепенно превращаются в устойчивые образования личности.
Эволюция учений о детском развитии шла по пути осмысления влияния социума на развитие ребенка. Современные теории рассматривают психическое развитие детей в системе отношений «ребенок — общество».
Детство понимается как период социокультурной подготовки человека к взрослой жизни полноправного члена общества. Приобщение ребёнка к социальной действительности способствует зарождению общественной и нравственной направленности детской личности. Это период первоначального фактического складывания личности, развития личностных механизмов поведения.
Кукольный театр как средство социализации детей в условиях общеобразовательного ...
... по проблеме рассмотрения кукольного театра как средства социализации детей в условиях общеобразовательного учреждения. По итогам данной курсовой работы можно сделать следующие выводы: Социализация - это ... духовных качеств детей ранних возрастов и в целом способствует развитию социально адаптированной личности из еще несформировавшейся до конца психики ребенка. Кукольный театр развивает моральные ...
На данном этапе происходит постепенная перестройка сознания ребёнка, что зависит от социальной ситуации развития. Она является основным условием личностного развития, которая по словам Л.С. Выготского, выражается в отношении ребенка к окружающей его социальной действительности.
В исследованиях А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Р.В. Овчаровой, Л.Ф. Обуховой, О.А. Шаграевой и др. отмечается, что социальная ситуация развития — это система отношений ребенка и социальной среды, определяющая содержание, направление процесса развития и формирование его новообразований, которые, в свою очередь, совершенствуют нравственное развитие. Социальная ситуация развития способствует приобретению ребенком из социальной действительности новых свойств личности.
Для того, чтобы ребенок стал человеком, он должен расти среди людей и получать человеческое воспитание.
Условия жизни не влияют на непосредственное психическое развитие ребенка, так как в одинаковых условиях могут формироваться противоположные особенности психики. Итог будет зависеть от взаимоотношений ребенка с окружающей средой.
Решающую роль в психическом развитии ребенка имеют деятельность и общение с окружающими людьми.
Д.И. Фельдштейн в концепции социального развития личности ребенка отмечал, что важнейшим критерием социализированости личности выступает степень ее независимости, а не степень ее приспособленчества, конформизма.
Основными механизмами социального развития детей дошкольного возраста являются: социальный опыт, социальная ориентация, рефлекторная регуляция, подражание, эмоциональная идентификация, нормативная регуляция, индуктивная регуляция, культуротворчество, контроль, рефлексия, оценка.
Процесс развития ребенка связан с его ведущей деятельностью и специально организованным процессом воспитания и обучения.
В старшем дошкольном возрасте преобразуется характер взаимодействия со сверстниками. У ребенка расширяется представление об умениях и знаниях партнера по игре и деятельности. Он способен к выделению устойчивых характеристик сверстника, формированию целостного образа.
С понятием «развитие личности» связано понятие «социализация». В процессе социализации психофизиологические задатки человека превращаются в социально значимые свойства личности. В процессе социализации формируется личность человека как носителя общественных отношений, что является важным методологическим моментом. Люди являются элементами множества социальных систем, каждая из которых оказывает на них систематизированное воздействие. К главным социогенным слагаемым личности можно отнести: социальные роли личности; субъективное «Я»; отраженное «Я».
Термин «социализация» введен американским социологом Ф.Г. Гиддингсоном в 1887 в книге «Теория социализации», где он определяет сущность этого процесса как «развитие социальной природы и характера индивида», как «подготовку человеческого материала к социальной жизни». Одну из первых попыток дать развернутую характеристику социализации осуществил Г. Тард. Социализацией он обозначал включение индивида в нацию, народ, достижение сходства в языке, образовании, воспитании с другими индивидами, составляющими общество. Согласно Э. Дюркгейму, общество выживает с помощью общепризнанных норм и ценностей, которые усваиваются в процессе социализации.Г. Спенсер считал, что человек становится социальным существом благодаря прохождению социальных институтов: домашних, политических, церковных.
Социализация и личность
... на человека с целью выработки у него определённых социальных свойств и качеств. Стержнем и воспитания, и формирования личности, и её развития является процесс, который называется социализацией. Разные ...
Такие ученые, как М. Мид и Ч.Х. Кули, провели аналогию между социализацией и процессом освоения ролей. Они выделили три стадии социализации: имитация — механическое повторение наблюдаемых действий; игра — переход из роли в роль; групповое членство — освоение своей роли, но глазами группы. Работы З. Фрейда заложили основы подхода к социализации как к насильственному включению человека в социальное взаимодействие и подчинению его социальным законам.
Л.С. Выготский определил социализацию как преобразование интерпсихического в интрапсихическое в ходе общения и совместной деятельности. И.С. Кон определяет социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность».
«Социализация — процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте».
А.В. Петровский термин «социализация» объясняет как «исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидов социального опыта».
Социализация — это приобретение в процессе воспитания социально — значимых свойств личности, отражающих общественное сознание, субординирующих биологически приобретенные ее свойства.
Концепция Д.И. Фельдштейна определяет социализацию как «сложный процесс социализации — индивидуализации, объективно задаваемой социальной действительностью, социальными задачами, требованиями общества», который «выступает одновременно и как процесс имманентного саморазвития психики и личности ребенка».
Психологические механизмы социализации: имитация; идентификация; стыд; чувство вины. Социально-психологические механизмы социализации: подражание; внушение; социальная фасилитация; конформность. Существуют социологические механизмы социализации: традиционный — усвоение человеком норм, эталонов поведения, стереотипов, характерных для его ближайшего окружения микросоциума; институциональный — функционирует при взаимодействии человека с институтами общества и социальными организациями; стилизованный — действует в рамках определённой профессиональной, возрастной, социальной субкультуры; межличностный — функционирует при взаимодействии человека с субъективно значимыми для него лицами.
Выделяются следующие стадии социализации: первичная — адаптация, усвоение социального опыта, приспособление, подражание; индивидуализации — выделение себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения; интеграции — появление желания найти свое место в обществе; трудовая — усвоение социального опыта и воспроизведение его за счет активного воздействия на среду через собственную деятельность; послетрудовая — воспроизводство социального опыта в процессе передачи его новым поколениям. В рамках изучения социализации большое внимание уделяется периоду детства.
Социализация — процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Индивид становится личностью и приобретает необходимые навыки общения и взаимодействия с другими людьми. Факторами социализации выступают: мегафакторы — космос, планета, мир, которые через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей нашей планеты; макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию людей, живущих в определённых странах; мезофакторы — большие социальные группы, выделяемые по типу поселения; по субкультуре; микрофакторы — семья, группы сверстников, общественные, государственные, религиозные и другие организации.
Воспитание чуткости у детей через сказку
... детская книга. А именно сказки. Сказка — это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка — его ум, ... человечности, из которых складывается совесть. Воспитание чуткости, отзывчивости к горю и страданиям других людей – ... 4. c.29]. Цель этой работы – исследовать процесс воспитания чуткости у детей на основе сказки. Задачи исследования таковы: проанализировать ...
Итак, социально-личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Качества и свойства личности приобретает в процессе формирования и воспитания. Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации, только включаясь в процесс социальной практики.
Старший дошкольный возраст — важнейший период в становлении детской личности. В этот период формируются начальные звенья самосознания. Дошкольник овладевает нормативной деятельностью и поведением, первыми этическими понятиями. Интенсивно формируется нравственность личности.
Обостренная чувствительность к нравственно — психологическим нормам и правилам поведения является важной особенностью психического развития старшего дошкольника. У ребенка складывается определенная нравственная позиция, возникает стремление к признанию и одобрению со стороны взрослых и сверстников, возникает целеустремленность, потребность в достижении успехов, чувства уверенности в себе, самостоятельности.
Процессе социализации старших дошкольников сопровождается появлением личностных новообразований, составляющих комплекс готовности к школьному обучению: новые формы памяти, внимания, восприятия, представлений, произвольная регуляция эмоциональной сферы и другие психофизиологические образования.
Статус личности, ее социальные роли, потребности и мотивы, установки и ценностные ориентации переходят в систему устойчивых свойств личности, выражающих его отношение к людям и самому себе.
1.2 Особенности воспитательной работы со старшими дошкольниками
Цель воспитания — развить в ребенке личность, отличающуюся мудростью, самостоятельностью, творчеством и любовью к окружающим. При этом надо помнить, что насильно это сделать нельзя — можно только содействовать ребенку в выработке определенных качеств и идеалов.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает знания о мире, нормах поведения, взаимоотношениях между людьми. Часто дошкольники не имеют правильного представление о нравственности или у них не сформированы нравственные качества и, взаимодействуя с другими детьми или взрослыми, они встречаются с трудностями.
Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей. Воспитания гуманных качеств и отношений доброжелательности, отзывчивости, справедливости, заботливости, внимательности у детей начинается с раннего возраста.
Пик развития всех психических процессов приходится на возраст 4-5 лет. Этот возраст, его ещё называют «золотым возрастом», самый продуктивный период жизни дошкольника. Именно на этом этапе складываются многие познавательные способности и личностные особенности. В процессе развития он в значительно большей степени приближается к старшему возрасту и в меньшей сохраняет черты предшествующего младшего возраста.
Важнейшее образование этого периода — произвольное поведение: импульсивное и непосредственное, оно теперь опосредуется нормами и правилами. Впервые возникает вопрос: как надо себя вести? Иными словами, создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми; осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания — желания, предпочтения, настроения; способен произвольно регулировать поведение, принимать и понимать речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполнять задание в том случае, если оно не противоречит его интересам.
Липай М.Н. СКАЗОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ...
... устных сочинений» [1, с. 95]. Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется ... составление рассказа по набору картинок и сочинение сказки из личного опыта. В эксперименте принимало участие 18 детей старшей группы. Возраст детей составил от 5 до 6 лет. ...
В этом возрасте созданы наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками.
В поступках детей, в их взаимоотношениях проявляются и положительные качества, которые, укрепляясь, создают основу доброжелательности, деликатности, правдивости, организованности.
У детей 4-5 лет развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости, смелости.
В эмоционально — чувственной сфере ребенок учится понимать переживания свои, других людей или литературных персонажей. Дети 4-5 лет обычно эмоционально оценивают поступки сверстников, героев литературных произведений. Они улыбаются, смеются при оценке положительных поступков или возмущаются, размахивают руками, когда видят отрицательный поступок.
В сфере развития нравственного поведения продолжается формирование умений, навыков и привычек культурного поведения, которые проявляются в умении считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, уступать место, играть вместе общими игрушками, регулярно участвовать в труде, самостоятельно выполнять порученное дело, трудиться в природе.
Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: вежливое, внимательное отношение к взрослым, умению дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного, помогать товарищам, проявлять заботу о маленьких, проявлять щедрость, уметь правильно оценивать поступки свои и своих друзей, корректировать свое поведение в общении со сверстниками.
Постепенно дети начинают понимать суть понятий: вежливый, аккуратный, заботливый, справедливый, честный. Отрицательные поступки сопровождаются оценкой: «Это стыдно» — и объяснением почему. Дети понимают, что стыдно обижать другого, обманывать, дразнить; гордятся тем, что научились выполнять определенные правила: «Я не жадный», «Я не лентяй», «Я послушный», «Я честный». Следовательно, они уже утвердились в тех нравственных ценностях, которые поощряются взрослыми.
«Ребенок должен с детства стремиться делать добро близким, всем людям, приносить им радость, понимать, когда нужно прийти на помощь когда высказать участие, а когда и промолчать, чтобы не бередить душевные раны человека. Ему должны быть доступны понятия о достоинстве и чести человека. Только на основе этих простых понятий и привычек вырастает «желание быть хорошим» — стремление к нравственному самосовершенствованию».
В средней группе, основной путь социально-нравственного воспитания состоит в активном практическом приобщении дошкольников к доступным формам гуманного культурного поведения. Необходимо организовать жизнь детей так, чтобы у них неуклонно накапливался положительный опыт добрых чувств, поступков, взаимопомощи.
Музыкально обогащенная среда как средство развития эмоциональной ...
... как один из эффективных путей нравственного обогащения формирование личности ребенка. Активизации его умственной деятельности, повышение жизненного тонуса. Влияние музыки объединяет детей в едином переживании, становится средством общения между детьми. Музыкальный опыт детей ... называемой «детской музыки» - произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес П. ...
Воспитывая доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, педагог постоянно обращает внимание детей на эмоциональное состояние того или иного сверстника, объясняет, какие чувства он испытывает и почему возникли такие переживания. Вызвав сочувствие к сверстнику (скучает по дому, огорчен болезнью друга, «новенький» не может сам справиться), воспитатель побуждает детей активно проявить заботу, радуется добрым по ступкам детей.
Основой социально-нравственного воспитания является доброжелательное отношение воспитателя к каждому ребенку, умение поддержать в группе спокойную, жизнерадостную обстановку. Добрая улыбка воспитателя, искренний, доброжелательный тон, образная, эмоциональная речь становятся для средних дошкольников образцом культуры общения, которому они подражают.
В привычной обстановке ребенок должен самостоятельно выполнять знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»).
В новой обстановке соблюдать правила по напоминанию и примеру взрослого. нарисовать рисунок, подарить открытку, обнять, спеть песенку, прочесть стихи).
Говорить со старшими в доброжелательном тоне, приветливо отвечать на вопросы, в свою очередь задавать вопросы, рассказывать о событиях в детском саду. По примеру старших реагировать на состояние и настроение окружающих. Таким образом, надо сделать так, чтобы все, что достигнуто детьми к концу пятого года жизни, ложилось в основу дальнейшего нравственного, умственного и эстетического развития ребенка.
1.3 Проблема развития отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста
В воспитании детей с первых лет его жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослых.
Эмоциональная отзывчивость является основой полноценного развития личности. Она определяется как способность переживания своего отношения к себе, к другим, к окружающему миру, ориентирующая ребенка на положительные качества, на нравственные нормы и ценности в контексте реальной жизни.
В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам воспитания детей дошкольного возраста, указывается на то, что эмоциональная отзывчивость особенно поддается развитию в раннем детстве (Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерев и др.).
В этом возрастном периоде, в связи с развитием и усложнением эмоциональной сферы, усложняется и содержание эмоционального общения. Мотивы такого общения полностью сливаются с эмоциональным состоятием ребенка. На рубеже раннего и дошкольного возрастов оно может сохраняться длительно и оставлять более глубокий след в психике ребенка (Г.М. Лямина, Г.В. Пантюхина, А.М. Фонарев и др.).
Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, не всегда умеют распознавать эмоции и выражение чувств другого человека, особенно, когда речь идет об эмоциональной отзывчивости на эмоции и чувства другого — взрослого или сверстника.
А.В. Запорожец, Я.З. Неверович понимают отзывчивость как эмоциональную реакцию дошкольника на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие. М.С. Лисина, А.Е. Ольшанникова рассматривают отзывчивость в качестве главной эмоциональной единицы, проявляющейся в отношениях и общении между людьми. Т.П. Гаврилова считает, что отзывчивость является составляющим компонентом эмпатии и проявляется в сопереживании, сочувствии другому человеку.В. В. Абраменкова рассматривает отзывчивость в качестве показателя развития гуманных чувств и коллективистских отношений.
Решающая роль в становлении эмоциональной отзывчивости принадлежит конкретным условиям, в которых живет и воспитывается ребенок, и тому широкому практическому опыту, который он приобретает в этих условиях. Формирование отзывчивости и простейших видов взаимопомощи должно протекать на широкой гуманистической основе детского взаимного расположения, в атмосфере, поддерживающей положительное эмоциональное состояние дошкольников, при постоянной опоре на пример взрослого, его отзывчивого и внимательного отношения к детям.
Показателями эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста выступают: ребенок проявляет интерес к эмоциональному состоянию других; эмоционально реагирует на состояние другого, заражается им; тонко реагирует на настроение другого: идентифицируется с эмоциональным состоянием другого, выражает сочувствие, сопереживание; проявляет заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным; осуществляет эмоционально-утешительные действия.
Решение проблемы развития эмоциональной отзывчивости является насущной необходимостью современной педагогической теории и практики. Развитие этого значимого качества личности особенно важно в детском возрасте, когда закладывается базис личностной культуры, формируется эмоционально-чувственная направленность ребенка на мир другого человека. Существенную помощь в этом процессе оказывает искусство, в том числе и музыка. Будучи временным видом искусства, она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний, богатство чувств, существующих в реальной жизни и тем самым непосредственно воздействовать на эмоциональную, интеллектуальную, коммуникативную, социально-нравственную сферы ребенка.
2. Исследование влияния сказки на формирование элементарной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Роль сказки в формировании отзывчивости у детей
Сказка — это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными. Недаром известная русская пословица гласит: «сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и Н.В. Гоголь, и М.Е. Салтыков-Щедрин. Но все-таки сказка ярче и показательнее демонстрирует своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству.
Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдётся такого человека. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Сказка — это особый мир, где возможно всё. Повзрослев, начинаешь понимать, что не так-то всё просто. Да и дети попозже понимают, что сказка — это всего лишь выдумка, но всё равно её любят. Интересно знать, почему? Сказковед В.П. Аникин замечает: «Сказочная фантастика утверждает человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты».
Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что «первый воспитатель — это народ, а народные сказки — первые и блестящие попытки создания народной педагогики».
Ребёнок получает жизненный опыт на примере сказочных персонажей. Сказки являются важным воспитательным средством, выработанным в течение столетий проверенным народом. По мнению Г.Н. Волкова «дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого народа».
Несмотря на то, что в сказках, как и в жизни, много предательства, зла, всё же торжествует всегда добро и справедливость, а зло наказывается. Положительные сказочные герои в борьбе с врагами пользуются различными волшебными предметами, в борьбе со злом им помогают птицы, животные, рыбы и даже сама природа. Тем самым сказки внушают уверенность в торжестве правды и добра.
Сказка рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, она учит быть добрыми. Первый воспитательный аспект сказки — это её содержание. В них рассказывается о жизни, быте, занятиях, обычаях и нравах народа. Сказка помогает ребёнку поверить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом.
Сказочные персонажи воспринимаются не только как звери, птицы, но и как люди с определёнными чертами. У ребёнка не возникает сомнения в том, как относиться к герою сказки: ленивому, жадному, доброму, смелому. Элементарные, но важные представления об уме и глупости, хитрости и прямодушии, добре и зле, героизме и трусости, щедрости и жадности, почерпнутые из сказок, складываются у него в нормы поведения.
Небольшие сюжетные произведения дают маленькому слушателю полезную информацию о растениях и природных явлениях, объясняя суть многих вещей в природе и обществе. Бесхитростные истории о животных легко запоминаются и воспроизводятся детьми, дают им простые, но жизненно важные представления о мире. Доставляя эстетическое наслаждение, сказки приучают мыслить, обобщать, проводить сравнения. Развивается речь, образное и логическое мышление, умение кратко, ёмко и красиво выражать мысль.
Персонажи сказок со своими невероятными приключениями учат, как следует и не следует вести себя в простейших жизненных ситуациях. Удача, богатства выпадают героям сказок прежде всего за их нравственные поступки, за умение делать добро окружающим, не ожидая за это вознаграждения.
В сказках осуждается насилие, разбой, коварство, разоблачаются козни против добра. Прямо или косвенно в них выражается одобрение или осуждение поступков героев.
Сказка оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на ребёнка: сопереживая сказочным героям, он как бы становится соучастником событий, обретает эмоциональный опыт, в чём и состоит особая ценность сказочного вымысла.
Рассматривая сказку как учебник жизни, можно сделать некоторые выводы. Дети не могут жить и расти без сказок. Педагогическое значение сказок состоит в их эмоциональной силе воздействия на детей.
2.2 Выявление уровня сформированности элементов отзывчивости у старших дошкольников
В данной части работы мы опишем методы, с помощью которых можно определить уровень сформированности отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Обследование лучше проводить в индивидуальной форме, оно может включать в себя беседу, использование сюжетных картинок, наблюдение.
К диагностическим методикам предъявляются следующие требования: материал и условия выполнения с расчетом на максимальную доступность для детей по всем параметрам, в методику включаются однородные задания, что исключает влияние случайных причин.
В каждом задании даются четкие инструкции и ход их выполнения ребенком. Материалом для обследования являются: вопросы, сюжетные картинки, геометрические фигуры. Наглядные и словесные инструкции, предъявляются ребенку четко и точно.
Используя метод «Беседа», можно подготовить вопросы следующего типа:
1. Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
2. Кого можно назвать честным (обманщиком)? Почему?
3. Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
4. Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
5. Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Используя методику «Сюжетные картинки», ребенку предъявляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Детям, например, предлагается разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие.
Методика «Сделаем вместе» помогает выявить уровень развития отзывчивости ребенка, проявляющийся во взаимодействии со сверстниками. Детям можно предложить какую-нибудь совместную игру.
Таким образом, мы охарактеризовали основные методики, которые могут помочь выявить уровень отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. После проведения данного исследования необходимо строить работу по развитию элементов отзывчивости у дошкольников в процессе ознакомления со сказкой.
2.3 Примеры использования методов и приемов воспитания элементарной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки
В практической части работы мы исходим из теоретических положений о содержании и методах работы по развитию отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста при помощи сказки.
Для достижения поставленной цели необходимо подобрать сказки, которые способствуют развитию гуманных чувств и помогают определить отрицательные поступки героев.
Для воспитания и развития такого качества, как доброта подходят сказки: «Хаврошечка», «Золушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Красная шапочка». Нравственный урок в этих сказках таков, что добро всегда побеждает зло.
Сказки «Заяц — хваста», «У страха глаза велики», «Тараканище», «Зимовье», «Жихарка», воспитывают дружбу, отзывчивость.
Для распознавания хороших и плохих поступков можно изучать такие сказки, как «Рукавичка», «Петушок — бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «Морозко».
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» воспитывает у детей добрые чувства по отношению к близким людям и чувство сострадания к тем, кто попадает в беду, но также учит быть внимательным не доверять людям злым, лживым.
Беседуя с детьми после прочтения сказки нужно обращать внимание на то, чтобы детям было интересно, поучительно, весело. Например, прочитав сказку Т.А. Шорыгиной «Добро и зло», можно подготовить вопросы:
Куда и зачем шла старушка?
Как помогло ей добро?
Как зло старалось навредить старушке?
Удалось ли это злу?
Как вы думаете, почему победило Добро?
Для закрепления знаний о сказках, а также для развития нравственных качеств проводятся викторины, где дети угадывают сказки, называют героев, разыгрывают эпизоды.
Во время занятий и вне занятий можно предлагать детям нарисовать любимую сказку, понравившийся эпизод. Дети рисуют героев сказок, в которых они смелые, добрые, честные.
Использовать изобразительную деятельность в воспитании гуманных чувств очень важно, ведь рисунок включает весь опыт ребенка: то, что он видит, знает и чувствует.
В работе по формированию нравственности отводится важная роль игре-драматизации. В них дети объединяются общими переживаниями; они учатся согласовывать свои действия, подчинять свои желания интересам других детей.
Прежде чем инсценировать сказку с детьми готовят атрибуты (шапочки, детали костюмов).
Затем ещё раз прослушивают текст сказки, распределяют роли. Далее дают детям образец речи персонажей, разъясняют особенности их поведения, показывают, как надо использовать ту или иную роль. Детям предлагают назвать их любимые сказки («Теремок», «Колобок», «Гуси-лебеди и другие).
Спрашивают, в какую бы сказку они хотели поиграть и почему?
Инсценировка таких русских народных сказок, как «Теремок», «Кот и петух», «Лиса и заяц», «Петушок — золотой гребешок», «Пузырь, соломинка и лапоть», поможет утвердиться в необходимости дружить и беречь дружбу.
А вот пример инсценировки и игры по сказке Г. — Х. Андерсена «Гадкий утенок». Сначала дети слушают эпизод сказки, где утенка прогоняют со двора.
Далее воспитатель предлагает каждому превратиться в какую-либо птицу с птичьего двора (дети надевают маски, один ребенок — утенок).
Каждая из птиц по очереди, а затем и вместе хором прогоняют «Гадкого утенка» со двора. Затем птицам дается знак уснуть. Остается утенок, который меняет свою походку, выражение лица и превращается в лебедя. После слов: «Я лебедь» все птицы просыпаются, подлетают к нему по очереди, гладят и говорят: «Какой красивый и сильный лебедь!» В роли гадкого утенка может побывать любой желающий.
Потом воспитатель задает вопросы:
Как вы думаете, какие чувства испытывал утенок в начале игры и потом, когда стал лебедем?
А у вас были случаи, когда вам было обидно и хотелось плакать?
Какие слова слышать приятнее вежливые или обидные? Почему?
Эта игра воспитывает у детей чувство сострадания, сопереживания, учит вежливым словам.
Интересен прием использования старой сказки на новый лад, т.е. детям предлагают самим сочинять сказки. Героям сказок даются новые черты.
Например, Золушка — злая, властная девчонка. Мачеха и две ее дочери стараются ей во всем угодить. Они собирают ее на бал.
Дети сначала придумывают сюжет, а затем разыгрывают понравившуюся его часть. Объясняют детям, что обязательно надо выполнять инструкцию:
«Злая волшебница заколдовала Золушку и ее сестер. Теперь Золушка злая, грубая, ленивая, а ее сестры превратились в трудолюбивых добрых девочек. Ты будешь Золушкой, а вы ее сестрами. Вот ваш дом. Обстраивайтесь и живите».
Изобразить злую Золушку — это не такое простое задание, потому что у детей сложилось мнение, что Золушка всегда добрая, мачеха и ее дочери — злые, вредные.
Для формирования правильного эмоционального отношения к разным поступкам мы также обращаемся к сказкам. Например, к сказке «Царевна Несмеяна». Чтобы развеселить Царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая. Этот прием позволит узнать, как дети умеют проявлять гуманные чувства.
Таким образом, с помощью вышеизложенных приемов можно научить детей быть добрыми, отзывчивыми, а также показать, что с помощью слова можно пожалеть, согреть, приласкать, ободрить.
Заключение
В заключение работы можно сделать следующие выводы.
Старший дошкольный возраст — важнейший период в становлении детской личности. В этот период формируются начальные звенья самосознания. Дошкольник овладевает нормативной деятельностью и поведением, первыми этическими понятиями. Интенсивно формируется нравственность личности.
Обостренная чувствительность к нравственно — психологическим нормам и правилам поведения является важной особенностью психического развития старшего дошкольника. У ребенка складывается определенная нравственная позиция, возникает стремление к признанию и одобрению со стороны взрослых и сверстников, возникает целеустремленность, потребность в достижении успехов, чувства уверенности в себе, самостоятельности.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает знания о мире, нормах поведения, взаимоотношениях между людьми. Часто дошкольники не имеют правильного представление о нравственности или у них не сформированы нравственные качества и, взаимодействуя с другими детьми или взрослыми, они встречаются с трудностями.
Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей. Воспитания гуманных качеств и отношений доброжелательности, отзывчивости, справедливости, заботливости, внимательности у детей начинается с раннего возраста.
Сказки входят в жизнь ребёнка с момента, как он обретает способность понимать речь. Грустные и весёлые, страшные и добрые, они знакомят детей с огромным миром, с первыми представлениями о добре и зле, справедливости и порядке и становятся любимой забавой.
Сказка — сильное средство воспитания нравственных качеств детей.
Нравственное воспитание ребенка начинается с того, что слышит, видит и что вызывает отклик в его душе.
Особенно эффективна сказка для дошкольников, которые могут удивляться миру, стремятся познать и изменить его. Благодаря воспитанию через сказку у детей развиваются границы их внутреннего мира. Способность к сопереживанию и воображению рождает самостоятельную творческую речевую деятельность, будит их фантазию. Сказки учат детей добру, мудрости, умению делать выбор, принимать самостоятельное решение в жизни, находя самые непредсказуемые решения в стандартных ситуациях.
Сказка помогает воспитывать гуманные чувства у детей такие, как доброта, отзывчивость, уважение к старшим, милосердие, а также умение определять, где хороший или плохой поступок.
Методы работы по развитию гуманных чувств у дошкольников 4-5 лет позволяют обогатить опыт детей, закрепить знания о нравственных качествах, изменить поведение их в лучшую сторону.
После прочтения сказки, рекомендуется провести беседу с ребенком, во время, которой можно раскрыть характер персонажей, дать оценку их действиям, поговорить о положительных и негативных его сторонах.
Главная цель педагога — это использование нестандартных методов и приемов обучения способствующих воспитанию гуманных чувств у детей. Все, что мы даем слушать детям, должно давать только положительный эффект. В этом случае наша работа будет эффективной и необходимой альтернативой всему негативному и разрушительному.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/osobennosti-vospriyatiya-skazki-v-doshkolnom-vozraste/
Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире [Текст] /В.В. Абраменкова // Вопр. психологии. — 2002. — № 1.
Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. — М.: Академия, 1997. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977.
Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник / Г.М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2001.
Аникин В.П. Русская народная сказка. — М., 1977
Бехтерев, В.М. Личность и условия её развития и здоровья [Текст] / В.М. Бехтерев // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликова. — СПБ: Питер, 2001.
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1978. № 4.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования) [Текст] / Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 1996.
Бунятова А.Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста. // Успехи современного естествознания. №6 — 2010
Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М., 2006
Возрастная и педагогическая психология. /Под. ред. Гамезо М.В. и др. — М., 1984
Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М., 2000
Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991
Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: АПН, 1960.
Давыдов, В.В. Деятельность ребёнка должна быть желанной и радостной [Текст] / В.В. Давыдов // Дошк. воспитание. — 1998. — № 5.
Дошкольная педагогика / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. — М.: Просвежение, 1978.
Запорожец, А.В. Психология развития ребенка / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1986.
Зинкевич — Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб., 2000 Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Философия и культура. М., 1991.
К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности [Текст]: сб. науч. тр. — Вып.1 /под ред.В.С. Мухиной. — М.: МГПИ им.В.И. Ленина, — 1979.
Ковалев А.Г. Психология личности. — Л.: ЛГУ, 1963
-Краткий психологический словарь. под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского М.: Прогресс, 1985.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
Леонтьев, А.Н. Основные процессы психической жизни // Леонтьев А.Н. Философия психологии. МГУ, 1994.
Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.
Мельникова, Н.В. Социализация детских чувств [Текст] / Н.В. Мельникова, Р.И. Канунников // Новейшие психологические технологии и методики воспитания, обучения и развития личности: материалы Рос. научно — практ. конф. — Екатеринбург, 2004. Мотков О.И. Интегральная модель личности/Ежегодник Росс. психол. общества. Мат-лы конф.120 лет РПО. Том 3. М., 2005
Мухина В. С, Счастная Т.М. Проблема активности личности в советской психологии // Формирование социальной активности личности в условиях развитого социализма. СНГ. — М., 1983
Накайн С. «Особенности развивающейся личности». М.: 2006 г.
Николаева Н.Д. Возможности волшебного мира сказок в обучении и воспитании. // Этнопедагогика в условиях модернизации российского образования. — Якутск, 2004
Новикова В.И. Использование традиций народной педагогики при воспитании доброты у младших школьников. — Таганрог, 2000.
Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова // Учебник. — М.: Педагогическое общество России, 1999.
Обухова, Л.Ф. Пути научного изучения психики ребёнка в XX веке. [Текст]: дисс. в виде науч. докл. на соиск. учён, степени докт. психол. наук. — М., 1996.
Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования. — М.: ТЦ Сфера, 2001.
Петровский, А.В. Основы теоретической психологии. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский — М., АСАДЕМА, — 2001.
Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже. — М.: Просвещение, 1969.
Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. С.138
Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. — М.: Высш. Школа, 1977
Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения. // Дошкольное воспитание. №1 — 1989
Психологический словарь-справочник. Минск Москва Харвест АСТ, 2001
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека.М., Школа-Пресс, 1995.
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. — М., 1979
Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004.
Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада /А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; Под ред.А.Д. Кошелевой, — М.: Просвещение, 1985.