«Творчество Е.И.Носова»

М. Еськов, назвавший Е.И. Носова «Бояном земли русской», писал: «Однажды Носов сказал о Льве Николаевиче Толстом, что тот голой пяткой чувствовал всю Россию. В полной мере сказанное относится и к самому Евгению Ивановичу» .

Все лучшие произведения Е.И. Носова: «Потрава», «Домой за матерью», «Храм Афродиты», «Не имей десять рублей», «Красное вино победы», «Шопен, соната номер два», «Усвятские шлемоносцы», «Алюминиевое солнце» — да и все остальное его творчество представляют читателям сокровенные горести и беды народа, воспринимаются как самый оголенный нерв России.

Михаил Еськов отмечал, что Евгений Носов писал не повести и рассказы, он «создавал поэмы, был современным Бояном, чья грустная, омытая слезами, но возвышающая песня была слышна во всех пределах, где только обитала славянская душа, ибо все написанное им было Сказанием о Земле Русской» .

Носовская проза, не говоря уже о присущей ей злободневности, широте охвата и глубине проникновения в суть деревенской жизни, многомерна и гармонична. Особенность авторского стиля заключается в том, что картины, представляемые писателем, необыкновенно зримы: под стать реальному предмету или художественному классическому полотну.

Каждое слово — это не только определенный смысл, но и звук, а страница — это нотная запись богатырской музыки. Воскрешенная как из небытия исконно русская речь корнями своими уходит во времена «Слова о полку Игореве», она так и просится в речитатив под неторопливый аккомпанемент древних гуслей.

Ценность носовской прозы М. Еськов определил просто: «его прозой можно лечиться. Сам строй ее без надрыва и искусственности, картины природы, всепроникающее добро, внутренняя красота героев — это божественный эликсир для любой увядающей души, лишь бы она была способна воспринимать жизнь, а не довольствоваться существованием» .

От имени писателей-курян М. Еськов признавал, что «Носов поставил на крыло не один десяток писателей. А уж нам, курянам, везение выпало несусветное. Нам завидовали, но нас и ценили. Побывав в носовском творческом горниле, мы обретали хорошую литературную устойчивость».

Ценность книг Носова можно определить словами Пушкина: «здесь русский дух, здесь Русью пахнет».

14 стр., 6581 слов

Анализ рассказа огурцы носова (2)

... раскаивается. Попросив прощение, становится легче на душе. Пример отзыва о рассказе «Огурцы» Николая Носова для 3 класса: Хитрый мальчик Павлик испугался и отдал свои огурцы наивному Котьке, который с радостью ... ошибки, но еще сложнее суметь их исправить. Источник: Краткое содержание Носов Огурцы Котька и Павлик вместе пошли на рыбалку. Однако клёв в тот день был плохой. ...

Отталкиваясь от замечательной статьи М. Еськова, проведем исследование по теме «Фольклорные мотивы в творчестве Евгения Ивановича Носова».

Актуальность обращения к данной теме объясняется тем, что среди огромного количества произведений российских писателей, написанных во второй половине XX века, не каждое имеет в наши дни такое высокое идейное, эмоциональное и воспитательное значение, как проза Е.И. Носова.

Цель работы – определение значения фольклорных мотивов, включенных в творчество писателя.

Исходя из цели, были определены следующие задачи:

  1. Познакомиться с творчеством Носова.

  2. Определить особенности художественного стиля писателя.

  3. Провести анализ повести «Усвятские шлемоносцы».

  4. Выявить фольклорные мотивы в повести Носова.

  5. Определить их значение в художественном стиле писателя.

При анализе прозы попытаемся установить ее связь с традицией древнерусской литературы и фольклором, о наличии которой неоднократно упоминалось многими исследователями, такими как Л. Дудина, В. Васильев, А. Кондратович, Н. Подзорова, Ю.Л. Филиппов и другие.

Объект изучения – процесс воплощения фольклорной тематики в прозаический текст.

Предмет – методы и приемы выражения фольклорных мотивов в рассказе.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал может быть использован при изучении курсов «Русская литература XX века», «Литературное краеведение», а также при освоении обзорных тем «Военная проза XX века», «Деревенская проза XX века», «Курские писатели».

Структура работы: введение, 4 параграфа, заключение, список литературы.

  1. Творческий путь писателя Е.И. Носова

Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачево Курского района Курской области. В доме деда, в многодетной крестьянской семье он провел детские годы. Его отец трудился в Артемовске на строительстве хлебозавода, но главным образом — слесарем на Курском механическом заводе. Будущий писатель хорошо помнит все тропы своего детства, когда еще ребенком торил в город и обратно. «Хлеба стояли вровень с моей головой, при каждом порыве ветра колосья щекотали мне шею и ухо», — пишет Евгений Носов в одном из рассказов.

21 стр., 10033 слов

Яблочный спас как был одет герой произведения. Рецензия- на рассказ ...

... Е.Носова “Яблочный Спас”) (Слайд №1) Урок завершающий. Вами проведена большая предварительная работа: все учащиеся прочитали несколько рассказов этого писателя, анализировали ... осени. Народные приметы на Яблочный Спас. Если на Яблочный Спас угостить нищего своим урожаем, следующий год вы будете жить в ... установлена еще в Иерусалиме в начале XX века. До 19 августа не разрешалось есть яблоки, потому ...

В 1933 году Евгений поступил в среднюю школу города Курска и до войны успел окончить 8 классов. С приходом немцев он вместе с матерью и сестрой перебрался к бабушке в Толмачево.

С октября 1943 года он находился на передовых позициях в артиллерийской батарее истребителей танков. Его боевой путь пролег через Брянск, Могилев, Бобруйск, Минск, Белосток, Варшаву. На этом пути рядовой Носов подбил немало вражеской военной техники, был награжден орденами Красная Звезда и Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией».

В феврале 1945 года в сражении под Кенигсбергом (сейчас это Калининград) Евгений Носов был тяжело ранен. День Победы встретил на госпитальной койке в городе Серпухове, и лишь в июне 1945 года демобилизовался по инвалидности.

После войны семье жилось нелегко: Евгений и отец стали инвалидами. Тем не менее за один год, он сдал экзамены за среднюю школу и отправился в город Талды-Курган. Там он стал работать в областной газете «Семиреченская правда» художником-оформителем. Позже в нем обнаружились явные литературные задатки, и редакция возложила на него другие обязанности. Вначале в качестве специального корреспондента разъезжал по городам и весям, потом ему доверили вести отдел промышленности, транспорта и торговли.

В 1951 году Евгений Носов вернулся в Курск, где стал трудиться в редакции газеты «Молодая гвардия», заведуя отделами рабочей молодежи, сельской молодежи и комсомольской жизни.

В 1957 году серьезно занялся литературным трудом. Выступал с небольшими рассказами в периодической печати. К началу 1958 года составил сборник «На рыбачьей тропе», и Курское литературное объединение послало его на Всероссийский семинар в Ленинград. Руководители группы во главе со Всеволодом Рождественским высоко оценили опыты молодого прозаика, по выходу книги рекомендовали его в Союз писателей СССР.

После окончания Высших литературных курсов (1961-1963) Евгений Носов перешел на профессиональную писательскую работу. В пору творческой зрелости увидели свет его книги «Где просыпается солнце» (1965), «В чистом поле за проселком» (1967), «Берега» (1971), «Шумит луговая овсяница» (1973), «Мост» (1974), «И уплывают пароходы» (1975), «Красное вино победы» (1979), «Усвятские шлемоносцы» (1980), «Моя Джомолунгма» (1982), «Избранные произведения» в 2 томах (1983).

Литературная критика причисляет Евгения Носова к писателям-деревенщикам.

В его лучших произведениях читатели находят не только узкое понимание природных и житейских процессов на родной земле, но и масштабное философское осмысление бытия людей и жизни Отечества.

Мастерство и реалистический опыт Евгения Носова помогают легко, свободно и художественно создавать картины трудовой деревни и жизнь городскую, фабричную. В его произведениях находим горькие картины отступающей грозным летом 1941 года армии, поднимающегося на священную борьбу народа, так и не возродившейся после войны деревни.

Литературно-творческую работу Евгений Носов неизменно совмещал с большой и плодотворной общественной деятельностью, являясь членом правления Союза писателей СССР, секретарем правления Союза писателей России, членом редколлегий журналов «Наш современник», «Подъем» и «Роман-газеты».

3 стр., 1171 слов

«Война и дети», отзыв о произведении)

... произведения? Тема детей войны, сиротства. Почему Приставкин назвал свой рассказ «Фотографии»? Фотографии - реликвия, память, связь поколений., В конце рассказа фотографии ... стихотворения собственного сочинения учащихся, которые, не зная текста, попробовали создать произведения на тему «Война и дети». ... - Какой вы представляете Людочку? ( Ей 6 лет, хлопает в крошечные синеватые ладони, у неё чистые ...

За книгу «Шумит луговая овсяница» ему присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1975).

За рассказы 90-х годов XX века он отмечен Международной литературной премией имени М.А. Шолохова (1996), а в 2001 году удостоен премии имени А. Солженицына.

За выдающиеся заслуги в развитии советской литературы и плодотворную общественную деятельность Евгению Носову присвоено звание Героя Социалистического Труда (1990), он награжден двумя орденами Ленина (1984, 1990), орденами Трудового Красного Знамени (1975) и «Знак Почета» (1971).

Приведенные сведения позволяют нам говорить о Носове как о талантливом человеке.

В жизни Евгений Иванович, по свидетельству многочисленных почитателей его таланта, – бывал разным: неразговорчивым и хмурым, смотрящим на всех исподлобья, когда дают знать о себе старые фронтовые раны, бывает преисполненным ласки и юмора, и тогда весь он, крупный, кряжистый человек, светящийся добротой и хитроватым умом, заполнял собою сердца и умы родных и друзей, бывал изумительным устным рассказчиком, зачаровывающим или повергающим в хохот приятелей и слушателей .

  1. Тематика и проблематика творчества Е.И. Носова

По устоявшейся традиции имя Е.И. Носова связывается в первую очередь с деревенской прозой. Большинство исследователей рассматривали творчество писателя преимущественно в рамках эстетики деревенской прозы, военная же тема оттеснялась на второй план, а сам писатель говорил, что «вообще-то тема войны у меня не главная, как, например, у Василия Быкова или у Юрия Бондарева… Главной темой была и остается деревня, ее насущные проблемы… Но война жива в истории деревни. Ведь общество не привело себя в порядок после войны, Я вглядываюсь в человека деревни, который прошел войну, знает ее суровую правду» .

А. Ланщиков в статье «На переломе десятилетия» (1975) писал: «И если говорить о нашей «деревенской» прозе, то она давно уже решает не какие-то специфические деревенские проблемы, а проблемы общенародного масштаба, связанные как с духовной, так и с материальной жизнью народа. И внешний интерес нашей литературы к деревне, к ее судьбе объясняется прежде всего тем, что талантливые писатели, естественно, наиболее чуткие к важнейшим проблемам современности, увидели в настоящей деревне узел таких противоречий, которые нельзя не назвать историческими» .

Носов заявил о себе как о талантливом писателе с выходом сборника «На рыбачьей тропе» (1958), где изображены поэтические картины природы, окрашенные философскими размышлениями автора. В живописных зарисовках и картинах из крестьянского быта звучит сильное жизнеутверждающее начало, огромный гуманистический смысл.

4 стр., 1703 слов

Тема гражданской войны на примере произведений «Тихий Дон» Шолохова ...

... на Дону гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества. В произведении тесно ...

С середины 60-х годов

Являясь мастером короткого рассказа и небольшой повести, Носов внес неоценимый вклад в развитие малых литературных жанров русской прозы, а по оценке В.Васильева, «значение Е. Носова в разработке жанров рассказа и короткой повести для советской литературы можно сравнить с открытием новых возможностей в «малой прозе» для XIX века И.С. Тургеневым» .

В ранних военных произведениях писателя «Красное вино победы», «Шопен, соната номер два» и в повести «Усвятские шлемоносцы» автор избегает батальных сцен, но концентрируется на психологическом изображении русского крестьянства в самый страшный в истории человечества момент.

Этой творческой цели он остался верен на протяжении всей жизни. Описание событий войны, окопного быта, страшных боев в поздних произведениях подчеркивают нравственную основу героев. Им пришлось сражаться на «трех фронтах» – с фашизмом, «всякой сволочью рядом» среди своих же карьеристов командиров и с собственным естеством, которое патологически не воспринимало войну, и которому не было чуждо ничто человеческое, в том числе и элементарный страх смерти.

Народная трагедия в произведениях Е.И. Носова продолжилась и после войны. Просто необходимость сражаться с фашизмом отпала, но осталась необходимость сражаться с местной и государственной властью, равнодушной к судьбе своего народа-победителя.

Внутренние силы ветеранов войны были теперь направлены на противоборство с окружающей их душевной черствостью, нравственным оцепенением, на то, чтобы сохранить внутренний кодекс чести, усвоенный на войне, которая помогла осознать истинную цену жизни.

Авторскую боль вызывает унизительное положение, в котором оказалось русское крестьянство после войны и особенно в 90-е годы. Герои Е.И. Носова заброшены собственной страной, обречены на убогое существование в умирающих деревнях. Между тем эти старики и старухи обладают великим богатством – высочайшим нравственным потенциалом, ведь именно война научила их самому главному – ценить жизнь, осознавать ее краткость. Они являются хранителями морали, стараясь противостоять невежественным внукам, пренебрегающим их наградами и забывающими священные даты.

Военная проза Е.И. Носова – проза авторского сочувствия, участия, но отнюдь не отчаяния и безысходности, и об этом свидетельствует все творчество писателя с начала 60-х до последнего 2002 года.

В творчестве Е.И. Носова нет места для негодяев, потому что у него другая миссия: воспеть во всем его былинном величии коренной русский народ, на котором испокон веков держится Россия.

Прав А.И. Солженицын, отметивший, что «в каждом рассказе Носова сюжет просочен затопляющим настроением, теплой любовью к людям, их обстоятельному быту и неутихающей привязанностью к природе. Ощущение часто сравнимо с ощущением от рассказов чеховских, каждый малозначительный эпизод ласково высвечен, лучится от пропитанности теплотою» .

Это наследство классиков русской литературы Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Н.В. Гоголя, подтверждается и утверждается всей прозой Е.И. Носова.

2 стр., 803 слов

Мотив мимолетности жизни в лирике Тютчева

... жизни, и всю неизбежность своего личного уничтожения. Мотив мимолетности жизни, эфемерности существования развивается во многих, произведениях Тютчева. ... Былое - было ли когда? * Что ныне - ... на исчезновение, на погружение в безликую темную пучину жизни, на ... веком век * Что ж негодует человек, * Сей злак земной!» Перед лицом неустойчивости и эфемерности личного существования поэтическое сознание Тютчева ...

Многие исследователи считают, что «деревенская» проза писателя 60-х – 70-х годов была предварительной работой для воплощением главной писательской цели – показать миру русский крестьянский характер, особенно ярко проявивший себя в годы Великой Отечественной войны.

Е. Носову оказалась посильна сложнейшая творческая задача – объединить в своем творчестве темы войны и деревни. Соотношение этих тем на разных этапах творчества писателя разное, что сказывается в особенностях построения сюжета.

В прозе 60-х – 70-х на первом плане находится деревня, ее «насущные проблемы». Война обозначена схематично, как недавнее прошлое героев, как роковой рубеж в их судьбах («На рассвете», «Шумит луговая овсяница», «Во субботу день ненастный», «Холмы, холмы…»).

В произведениях 90-х годов в центре повествования – воспоминания о войне, а скупые упоминания о пустеющих деревнях лишь подчеркивают трагичность судеб фронтовиков («Костер на ветру», «Памятная медаль», «Яблочный Спас»).

Наконец, чисто военный рассказ «Фагот» тематически с деревней вообще не связан.

С течением послевоенных лет все глубже приходило постижение всей истинной трагичности войны, всех тех роковых последствий, которые она за собой повлекла. К концу жизни фронтовики приходят с осознанием того, что война – это главное, что было в их жизни и в жизни их страны, что все они стали частицей мировой истории.

Уже было сказано, что Е.И. Носов не раз был отмечен наградами за свое творчество и активную жизненную позицию. Знание народного, просторечного языка, курских диалектных слов, проистекающее из постижения глубинных основ крестьянской жизни, живого общения с обитателями русской деревни, во многом унаследованное писателем от бабушки – хранительницы старинных сказаний, преданий, легенд, обычаев, традиций, придает его творчеству красоту и жизненность.

Литературными учителями писатели были русские классики. Можно с уверенностью утверждать, что пейзаж писателя не уступает пейзажам И. Тургенева и И.Бунина, а по степени психологического проникновения в душу своего героя его можно сравнить с А.Чеховым и К.Паустовским.

Выучка у русских классиков, в первую очередь у Л.Толстого, ощущается в главном эстетическом принципе писателя – сделать литературу равной жизни; она же позволила Е.И.Носову даже на страницах трагической военной прозы излучать добро, свет, надежду.

Большая филологическая культура писателя, глубокое постижение основ национального крестьянского характера и собственный жизненный опыт, приобретенный на фронте и в послевоенные годы, позволили Е.И. Носову сформировать особый подход к художественному изображению Великой Отечественной войны.

Незатейливая, но мудрая народная философия крестьянина-воина унаследована героями поздних произведений Е.И.Носова от персонажей русской батальной прозы XIX века В. Крестовского, В.Гаршина и Л.Толстого. Да и сам подход к изображению войны как огромного физического труда, борьбы за выживание в тяжелейших походных условиях в произведениях этих писателей оказался близок Е.И.Носову.

12 стр., 5937 слов

Библейские мотивы произведения Булгакова «Мастер и Маргарита»

... присущи произведениям писателя. Мотив Антихриста и связанный с ним мотив дьявольской насмешки над человеческой историей, фиксируемый в "Дьяволиаде", станет у Булгакова сквозным, предсказывая московскую дьяволиаду романа "Мастер и Маргарита" Особое место занимают в творчестве Булгакова библейские мотивы, ...

Творчески используя эти традиции, писатель привносит собственное видение народного подвига в Великой Отечественной войне с учетом конкретной исторической и социальной обстановки.

В прозе Носова предельно расширяется проблематика, а на первый план выдвигаются сложные этические, философские, социально-исторические вопросы, при постановке которых в своих произведениях писатель сохранил присущие ему достоинство и интеллигентность, такт, уважение к памяти павших и живых.

Сложные социально-исторические и философские вопросы, связанные с событиями Великой Отечественной войны и последующей судьбой народа-победителя, поднятые в прозе Е.И.Носова, оказались воплощены в художественно совершенной форме.

Поэтому, можно с уверенностью утверждать, что проза Е.И.Носова о Великой Отечественной войне представляет собой значительное и яркое явление в литературном процессе второй половины XX века. Проблематика и оригинальная стилевая манера писателя не только значительно обогащают русскую военную прозу, но и вносят существенный вклад в развитие малых прозаических жанров, что позволяет Е.И.Носову занять достойное место в ряду больших русских писателей. Безусловно, творчество такого мастера слова как Е.И.Носов дает большие возможности для дальнейшего его изучения .

У Носова в «Усвятских шлемоносцах» видим эпическое изложение событий военного времени. По первому зову идет крестьянский народ на войну: с той же покорностью и мужеством, с каким он уходил век за веком на многие уже минувшие войны. Уже в самом содержании заложен былинный смысл. Это впечатление усиливается тем, что хотя в повести формально и даны черты колхозной жизни, но в какой-то расплывчатости, а проступает вечность мужика на земле, в своём родном краю и грозность предвоенного расставания с семьями и детьми. Не высказан вопрос: сколько их вернется?

Евгений Носов день Победы встречал в госпитале. Свое военное четырёхлетие представил в рассказе «Красное вино Победы» — о госпитальной жизни, об израненных людях, тяготившихся неизвестностью выздоровления или смерти.

Даже через сорок лет, касаясь военной темы, с едкой горечью пишет Носов о том, что «больно и сегодня, что досталось никому уже не нужным ветеранам-фронтовикам, израненным, больным и нищим, когда невежественная молодёжь высмеивает их боевые ордена, пренебрегает их терпеливой скромностью» , замечает А. Солженицын.

Обычные задушевные рассказы Носова — это истории из жизни обыкновенных тружеников деревни: мечты молодой крестьянки, любовь сельской старшеклассницы и одиночество старика. Все они наполнены добротой, созерцанием красоты природы, вниманием к загадкам окружающей человека жизни, доступными только внимательному глазу и чуткому уху. Проза Носова – «простая народность, самый тип народного восприятия» , отмечает А.Солженицын.

2 стр., 855 слов

«Патриотизм». По мотивам повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

... своей территории, обязательно должны войти в сочинение на тему «Патриотизм повести "Тарас Бульба"». Привезенные на Сечь главным героем, полковником казачества Тарасом Бульбой, сыновья его были ... Тарас сгорел у всех на виду с патриотичными репликами о русской земле на устах. Почему патриотизм всегда в моде? Сочинение на тему «Патриотизм» сможет написать любой семиклассник, изучив это произведение в ...

  1. Особенности художественного стиля Е.И. Носова

«Повесть «Усвятские шлемоносцы» впервые была опубликована в журнале «Наш современник» в номерах № 4 – 5 за 1977 год, вышла отдельной книгой в издательстве «Молодая гвардия» .

В своей диссертации И.Ю. Порублева говорит об исследованиях, проведенных в отношении языка произведений Е. Носова о войне в работе И.С. Климас «Концепт «победа» и его языковое воплощение в произведениях Е. Носова и курском фольклоре». Анализируя фольклорную лексику произведений Е. Носова на примере текста повести «Усвятские шлеменосцы», И.С. Климас делает вывод о том, что данное произведение «создано по канонам фольклорной поэтики» .

Писатель обращается к жанру, характерному для данной эпохи и способному воплотить его эстетическую концепцию в художественном мире. В военной литературе основными жанрами являются воспоминания: очерк, рассказ, мемуарные записки.

Хотя жанры — всеобщие формы, но каждое конкретное произведение — это индивидуальный способ реализации того или иного жанра, важнейшими факторами которого являются хронотоп и концепция личности. Такие художественные средства, как время-пространство, тип героя, особенности сюжетосложения, композиции сюжета и различные формы изображения, как отмечает В.М. Головко, играют жанрообразующую роль и «непосредственно реагируют на процессы жанровой динамики» .

Жанровой доминантой рассказов Носова являются социально-психологические и хроникальные произведения. Среди рассказов о войне следует выделить такие разновидности, как рассказы на очерковой основе, автобиографические, лирические рассказы и миниатюры.

Тема войны предполагает историческую обусловленность изображения в них событий и героев. Однако глубина психологизма героев произведений Носова приводит к тому, что повесть «Усвятские шлемоносцы» содержит признаки романа, а рассказы, такие, например, как «Шопен, соната номер два», «Памятная медаль», «Яблочный Спас» и другие, явно «перерастают» рамки своего жанра , отмечает И.Ю. Порублева.

Характеризуя ранний этап творчества Е. Носова, Л. Дудина отмечает, что в ранних сборниках Носова «границы очерка и рассказа аморфны, размыты, за жанровой формой рассказа легко угадываются черты очерка, очерк принимает форму рассказа» . Следует отметить, что эта тенденция — создавать произведения синтетических жанровых форм — наблюдается на протяжении всего творчества Носова.

В зрелой прозе Е. Носова социальная проблематика очерка обрела органичную лирико-психологическую форму выражения. И больше всего, по мнению А. Кондратовича, в публицистических произведениях Е. Носова потрясает «непреднамеренность правды, «как бы» ее фактологичность» .

Для произведений Е. Носова о войне, жанр которых изначально определялся как очерк, справедливо утверждение Е. Журбиной, считающей, что помимо публицистики очерк имеет и художественное начало, и это, в основном, дает основание считать его жанром художественной литературы .

21 стр., 10271 слов

Фольклорные мотивы в творчестве Н.В. Гоголя

... отметим специфические стилевые черты повести "Вий" в контексте раннего творчества Н.В.Гоголя, рассмотрим реализацию сказочных и фольклорных мотивов в повести. 1. Жизненный путь Н.В. Гоголя В литературе о Н.В.Гоголе закрепилась ... писателей, прежде всего романтиков. Однако Н.В.Гоголь и фольклор- это особая стать. Нет, наверное, такого человека, который в детстве бы не зачитывался "Вечерами на ...

В интервью «Гармония стиля» в 1968 году Е. Носов говорил: «Значение темы очень важно: если знаешь и любишь народ, нужно знать и «болезни» его» .

Если сравнивать произведения Носова 50-70-х годов с более поздними, то можно увидеть усложнение стиля писателя, полемичность в изображении всех сторон бытия, в том числе и общественно-политической, повышение роли прямой и скрытой иронии. Автор одновременно призывает и обличает.

С 1970 по 1985 годы писателем был создан ряд ярких статей и эссе о войне, в это время мощно проявилась публицистизм произведений Носова о войне, что сказалось на его художественном стиле.

«Повесть «Усвятские шлемоносцы» – это не сражения, а летопись сборов на войну Касьяна, мужика из деревни Усвяты, его прощаний с женой, детьми. Летопись, то есть эпически-монументальное произведение, хотя в повести и описано-то всего два-три дня, а события не вышли из рамок села, избы, нескольких семей» .

От типа повествования и жанра произведения зависит истолкование сюжетной функции мотива, тесно связанной, по утверждению А.Б. Есина, «с пониманием сюжета то как цепи внешних событий, то как развития действия, из которого не исключаются внутренние побуждения человека» . Сюжет художественного произведения имеет в своей основе событие как нерасторжимую единицу сюжетного построения, которую многие исследователи определяют как мотив.

АА.Б. Есин формулирует роль мотива по отношению к сюжету: «В одном случае мотив больше объясняет поступок, действие героя, в другом — его состояние. Мотив … организует сюжетную ситуацию в произведении. Он связывает все ее основные элементы: обстоятельства, характеры, действие» .

Б.В. Томашевский также соотносит мотив с темой и считает мотивом неразложимую часть темы. С точки зрения объективного действия он выделяет такие разновидности мотивов, как свободные (при их устранении не нарушается причинно-следственная связь), неисключаемые (связанные), динамические (изменяющие ситуацию) и статические . Последние три вида мотива играют значительную роль в построении сюжета. Кроме того, он выделяет такую разновидность мотивов, как вводящий — требующий дополнения, например, мотив рассказывания, который затем наполняется другими свободными мотивами.

Ю.М. Лотман выделяет в мотиве двуединую сущность (словесное выражение и идейно-бытовое содержание) и его повторяемость .

Двойственность природы мотива рассматривает и Н.Д. Тамарченко: с одной стороны, это элемент сюжета, «который повторяется в его составе и (или) известен из традиции», с другой стороны, это «словесное обозначение такого рода событий и положений, которое входит в качестве элемента уже не в состав сюжета, а в состав текста» .

Мотив, таким образом, имеет непосредственную словесную и предметную закрепленность в самом тексте произведения. Мотивы могут образовывать оппозиции и комплексы.

В «Кратком словаре литературоведческих терминов» говорится, что «Мотив (от лат. movio – двигаю) – устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста. Мотив может быть выделен как в пределах одного или нескольких произведений писателя (например, определенного цикла), так и в контексте всего его творчества. Мотив наиболее связан с миром авторских мыслей и чувств, нежели другие компоненты художественной формы» .

Б.И.Ярхо в «Методологии точного литературоведения» … определяет мотив как «образ в действии (или состоянии)» . Исследователь объявляет мотив не более чем понятийным конструктом, помогающим литературоведу устанавливать степень подобия различных сюжетов: «Ясно, что мотив не есть реальная часть сюжета, а рабочий термин, служащий для сравнения сюжетов между собой» .

Из всех толкований термина «мотив» примем определение Б.Гаспарова: «…В роли мотива в произведении может выступать, любой феномен, любое смысловое «пятно» – событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т.д.; единственное, что определяет мотив, – это его репродукция в тексте».

Главный мотив помогает выразить основную художественную тенденцию произведения, «повышает интенсивность художественного выражения…», вбирает в себя и характеристику героя, среды, и действие, то есть обобщает несколько сюжетных мотивов. Такое единство и целостность может быть рассмотрено, на наш взгляд, как свойство стиля автора.

Произведения Е. Носова отличаются многообразием художественных мотивов, которые помогают раскрыть идею, тему произведения. В отдельных случаях это мотив, реализующийся в одном произведении, а иногда — в целом ряде произведений, посвященных военной тематике.

В этой связи нам кажется целесообразным рассмотрение фольклорных и мифопоэтических мотивов в произведениях Е. Носова о войне на примере повести «Усвятские шлемоносцы».

4.Фольклорные мотивы в повести «Усвятские шлемоносцы»

Для того, чтобы говорить о фольклорных мотивах в прозаических произведениях Носова, определим значение понятия «фольклор».

Возьмем за основу определение С.И. Ожегова, где под фольклором понимается народное творчество, подразделяющееся на словесный, музыкальный и танцевальный фольклор . К фольклору академик С.И. Ожегов относит также совокупность обычаев, обрядов, песен и прочих явлений народного быта.

В ходе работы предстоит выявить использование фольклорного материала как словесный фольклор, то есть только словарные выражения, и как совокупность явлений народного быта, где имеет место связь с обычаями, обрядами, суевериями, колдовскими пророчествами, заговорами, которые несут на себе печать народного творчества, но стилистически обработанные писателем для формирования сюжета своего произведения.

Обычно фольклор сохраняет и несет в себе некоторые свидетельства его связи с определенными историческими периодами его возникновения или его отнесенности к определенной территории.

В повести «Усвятские шлемоносцы» раскрывается масштабность и историзм мышления писателя, а образ главного героя повести считается художественным открытием писателя .

Эта повесть, судя по рукописям автора, первоначально должна была называться «Касиян — шлемоносец», что сразу же определило бы место данного героя в системе художественных образов произведения, но при этом сузился идейно-художественный ракурс всего произведения, масштабность, ведь не один только Касьян — шлемоносец, а весь народ.

Первые же страницы повести Е.И. Носова, на которых описывается нехитрая жизнь крестьян, устанавливают ощущение вечной естественной жизни идеальной «Касьяновой вселенной». Жизнь в особом ритме существующей деревни насыщена цветом, запахами, удивительными звуками.

В восприятии пейзажа героем Носова демонстрируется традиционно русское, нравственное, ценностно-символическое, связанное с национальным, неделимыми категориями пространства и времени. Касьян, однажды покидавший зримые отеческие пределы, имеет свое представление о продолжении обжитых просторов за привычной чертой: где-то за лесом находится далекий, неведомый город Ливны, потом Москва, за ней – Козлов-город, еще далее Муром, а там и Куликово поле… Перечисление включает, с одной стороны, географическое, линейное, одномерное пространство, с другой – историческую перспективу.

В результате «белый свет» в «Усвятских шлемоносцах», кроме привычных трех, предметно воспринимаемых, обретает четвертое измерение – временное, присоединяющее к реальному еще и пространство былинное.

Это особенность традиционного представления о времени замечена еще Ф.И. Буслаевым, утверждавшим, что иногда одна и та же мера принималась для обозначения времени и пространства в Ипатьевской и Новгородской летописях.

Для Касьяна, его односельчан и в двадцатом веке речка Остомля течет не из дальних далей, а из «дальних веков». И пересекает она не поля и покосы, а «жизнь каждого усвятца».

Для Носова важно, что, сколько себя помнил, Касьян без труда и видимых усилий довольствовался необходимыми и досягаемыми отеческими земными пределами, распадавшимися для него, несмотря на сущностное единство, на несколько кругов, очертания которых совмещались по принципу «матрешки».

Центр «вселенной» – прочно приковывающий героя к жизни родной дом, в котором его сердечные привязанности – жена Натаха, сыновья и старуха-мать. За домом – «столешная гладь лугов», «утешная речка», дюжина деревенек с Усвятами в центре, а дальше – «необжитая сторона» с «потаенными старицами» и «диким чернолесьем».

Очевидно, что изображаемое писателем пространство лишено географической определенности, наделено фольклорными деталями: калина, дикая смородина и глухое чернолесье. И вся эта «былинная благодать» разместилась под сенью «свечечки колоколенки» да старой мельнички на вековом могильном кургане. Этот земной круг «Касьяновой вселенной» осеняется символами веры и хлеба насущного и пищи духовной, которые в останутся в глазах покидающих Усвяты шлемоносцев зримыми приметами отчего мира.

Вслед за знаками основного круга – уровня земли – в повествовании возникает символ пространства небесного – солнце, несущее свет стороне, в которой царили «покой… и извечная благодать».

В древнерусской литературе главным защитником родной земли является крестьянин-пахарь, труженик, наделенный высокими духовными качествами, которые помогают ему победить, – эта традиция лежит в основе всего военного творчества Е.И. Носова.

Писатель обращается и к некоторым поэтическим приемам героического эпоса и воинской повести. Использование им фольклорных мотивов и христианского подтекста подтверждает нравственную чистоту героев, святость и правоту их дела защиты слабых, спасения родины от врага.

Фольклорные мотивы, исторически присущие народной сказке, можно усмотреть и в ходе самого сюжета повести, и в речевой характеристике персонажей.

Исследователи отмечают живую связь повести «Усвятские шлемоносцы» с фольклором, пишут о стихии народной речи в произведении Носова, характеризуют стиль писателя как сказовый, основанный на включении народных диалектных и ярких метафоричных образов, использовании постоянных эпитетов, явной гиперболизацией явлений.

Обратим внимание на такую форму завязки сюжета, как беда – в рассказе это известие о войне. Если в сказке этот элемент сюжета связывается с мотивом змееборства и похищения и изгнания, то в повести он проявляется в нашествии завоевателя и отторжении героя от родных и дома, что является своего рода похищением. Не случайно в тексте фашисты сравниваются со змеем: «А змей тот немецкий об трёх головах …. . Из ноздрей огонь брызгает, из зелёных очей молоньи летят» . Невольно соотносишь с бабкиной присказкой о трех змеях, которую слышал Касьян от своей бабки.

Думы и речь героя неодинаковы: если в душе Касьяна мысль складывается ярко и поэтично красочно, то на слова он скупее – не подобает мужику вести речь как красной девице.

Проследим, что испытывает Касьян, узнав, что его беременная Натаха пришла на покос и как он это выражает.

«Вот она: мелькает белыми шерстяными носками в легких чуньках, белый узелок в руке, в другой руке грабли, а живот выше мостковых перилец. По животу, по кургузой фигуре и узнал свою.

Сергунок с Митюнькой следом. Сергунок, старшенький, восьми годов, смело бежит впереди по лавам, хворостинкой, играючи, постукивает по встречным столбикам. А Митюнька, белоголовенький, как луговой молошник, за мамкин подол держится, видать, высоты боится. Третий годочек пошел только, впервой ему и мосток этот, и сама Остомля, и вся дорога в займище. Все ж молодец парнишка: три версты от дому своим ходом пробежал, мать-то уж наверняка не пособляла, на руки не брала.

Вон как пыхкает, куда бежит такая, дурья голова, мало ли чего с ее положением… Ох и упорна, все по-своему повернет — говори, не говори… Побранил Касьян Натаху за своенравие, а у самого меж тем при виде ее полыхнуло по душе теплом, мужицкой гордостью: пришла-таки!

Работать, конечно, он ей не дозволит, пусть под кустом с ребятами посидит, в кои-то разы поваляется на воле, какая с нее помощница, но зато, как и другие, всей семьей вместе будут.

Чего пришла-то? — запоздало строжась, глянул Касьян на жену остывшими от забавы глазами.- Говорил же…»

Все многообразие народнопоэтических жанров — легенды, сказки, пословицы и поговорки – органически входит в творчество Носова и ярко проявляется в повести «Усвятские шлемоносцы».

Взять хотя бы эпизод на покосе, когда решают, стоит ли «промочить горло». Спор между бабами и мужиками ведется в метафоричной форме. Одна поговорка следует за другой, ответ на нее – еще поговорка. Причем, чувствуется, что это не столько спор, сколько состязание между знатоками народной мудрости. И каждая реплика произносится как по правилам хорошей игры.

«- Ох ты, пир-то какой! — подал из-под куста голос косец Давыдко. — Тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом! Ужли все одолеем?

— А чево ж не одолеть? — откликнулись бабы.- Враз и умолотим.

— Ой ли…- засомневался Давыдко, дочерна запеченный мужик в серебре щетины по впалым щекам. — Оно ведь о сухую траву и коса тупится…

Мужики сразу поняли Давыдкин уклон, оживленно поддержали:

— Да уж надо бы… тово… для осмелки.

— Оно, конешно, смочить начатое дело не помешало бы.

— Ох! Сразу и за свое! — дружно накинулись, зашумели бабы.- Мочильщики! Сперва управьтеся, а тади и замачивайте. Сказано: конец всему делу венец.

Но Давыдко тут же оборол бабью присказку своим присловьем:

— Однако и говорится: почин дороже овчин. А уж почин нынче куда с добром!

— Да уж чево там! — закивали мужики.- В кои годы такое видано. По таким сенам оно бы от самого правления магарыч поставить.

— За таким-то столом и чарка соколом,- вставил свое слово и дедушко Селиван, одинокий старец, тоже поохотившийся наведаться в покосы — кому в чем помочь поелико возможно, а больше пообтираться среди мужиков, вспомнить и свое былое, прошедшее.- Не перечьте, бабоньки. Дорого не пиво, а изюминка в ем. В одном селе живем, а за одним столом не каждый день сиживаем» .

Уже первые страницы повести завораживают нас мелодичностью повествования, огромным количеством непонятных, но таких емких и колоритных слов, нисколько не раздражающих тем, что постоянно надо догадываться об их значениях. Обращение к диалектным, а то и архаичным словам в художественном произведении не новость для нас, однако всегда определяющим является уместность и дозированность использования.

Благодаря введению в канву повествования местечковых слов и выражений обнаруживаешь неразрывную связь человека с природой, которая приводит к пониманию мира как живого.

Память героев обнаруживает неразрывную связь со сказками, преданиями и легендами. Даже сон Касьяна о желанной покупке швейной машинки перекликается с легендами о волшебстве, превращениях, о ведьмах.

«Касьян разрезал на ровном аккуратном кирпичике опояску, поплевал на пальцы, метнул на стол первую денежку. Новенький червонец перевернулся в воздухе и лег на самой середине скатерти другой стороной. Глянули, а это вовсе и не червонец, а король червей! Переглянулись они с Натахой: что за притча? Касьян метнул еще раз — шестерка крестовая! «Глянь-ка,- всплеснула руками Натаха,- да ведь король — это ж ты, Кося! А шоха — это тебе дорога будет. А ну кинь, кинь еще». Кинул Касьян очередной червонец — и опять все своим чередом: лощеная бумажка повернулась и выложилась на стол тузом: посередине бубна, вроде подушки-думки, а от нее в разные стороны красные перья, будто огонь брызжет, жаром пылает. «Во! — опять изумилась Натаха.- Туз — это письмо, казенную бумагу означает, какую-то контору».- «Нет, это не контора,- не согласился Касьян.- А ежели казенка, дак не иначе, как магазин. Я, откроюсь тебе, в самый раз туда собирался. Швейную машинку хочу купить. Хочешь швейную машинку?» — «Ой, родненький! — обрадовалась Натаха.- Да как же не хотеть? Я и сама про нее все время мечтаю, да боюсь тебе сказать».- «Ну вот, родишь сына, и куплю. Истинное слово!» — «Ну тогда дай я еще выну карту, у меня рука легкая». Натаха перехватила пачку, принялась перетасовывать, тесать остренькие червонцы промеж собой, а потом весело зажмурилась и потянула ощупью из самой середки. «Ну-ка, гляди, Кося, какая?» Она подкинула бумажку, чтобы подольше летела, и та заходила над столом кругами. Кружит и не падает, вьется и все никак не ложится. А потом вертанулась и объявилась дамой пик: белая невестина фата на ней, а сама желтый цветок нюхает. Увидела даму Натаха, покраснела, смутилась вся: «Нет, Кося, не ту карту вытянула. Я ж другую хотела».- «Как же не ту?- возразил Касьян.- Все верно: это же наша Клавка-продавщица. Все сходится у нас с тобой!» — «Ну как же ты не видишь? Это же ведьма! Пиковая дама завсегда ведьмой считалась» .

То ли сон-предупреждение, то ли усталый от жары мозг выдал фантастические картины, но происходящее после пробуждения заставляет Касьяна вспомнить, что в народе принято остерегаться таких вот сновидений.

Уже после получения повесток, собравшись вместе, мужики обсуждают предстоящую отправку, грустят, а дедушко Селиван запел народную застольную песню, желая их приободрить, а затем, показав им орден «Егория», « повел ломким заклеклым голоском:

Белеют кресты — это герои спят,

Прошлого тени кружатся вновь,

О жертвах в бою твердят…»

Да, испокон веков так и было: с песней в поле отправлялись, с песней невеста замуж выходила, с песней прощались, песней дух укрепляли – много их народ сложил.

Метафоричность народной речи присутствует в повести на каждой странице: спрятав орден, дедушко Селиван «заговорил укоризненными бормотком:

  • Приспел и ваш черед «ура» кричать. Теперича выкрикивайте свои ордена-медали.

Мужики молча переглянулись, словно бы оценивая, примеряя каждого к грядущему. Для старика были они сейчас как серые горшки перед обжигом: никому из них еще не дано было знать, кто выйдет из этого огня прокаленным до звона, а кто при первом же полыме треснет до самого донца» .

В конце повести возникает образ коршуна и он воспринимается как тревожный предвестник беды.

«Усвятские шлемоносцы» — это повесть о нескольких днях жизни обыкновенного русского села Усвяты с момента объявления войны. О людях, обживших свой край до каждого камешка и клочка угодий, ухоженных не одним поколением крестьян. О людях, буквально сросшихся с неизменностью и незыблемостью не ими еще установленного жизненного уклада – с обязательным севом по весне, раздольной косьбой в начале лета, уборкой урожая по осени. Никто из них не хотел ничего более, как только достойно прожить и умереть на этой земле, ставшей для каждого и родиной, и всем белым светом – не в метафорическом, а в самом прямом и настоящем смысле» .

«Уникальность «Усвятских шлемоносцев» в том, что в этом произведении Евгений Носов предстал как эпический художник, возвысившийся до создания народного эпоса, сказания-повествования о глубинном селе Усвяты в первые после объявления войны дни, о том, как усвятские мужики, миролюбивые по самой крестьянской сути, психологически переламывали себя для ратного дела и готовились к священной роли «шлемоносцев» – защитников своего Отечества» .

Заключение

Литературное творчество Е.И. Носова разнообразно обилием тем и мотивов, среди которых тема войны и тема деревни.

Гуманистическая основа творчества писателя, чистота нравственного чувства, социальная и философская насыщенность, художественное мастерство писателя представляют подлинный интерес для тщательного изучения.

Е.И. Носов сформировал особый подход к художественному изображению Великой Отечественной войны.

Сложные социально-исторические и философские вопросы, связанные с событиями Великой Отечественной войны и последующей судьбой народа-победителя, поднятые в прозе Е.И.Носова, оказались воплощены в художественно совершенной форме.

Е.И. Носову удалось занять достойное место в большой литературе благодаря блестящему владению русским литературным языком. Чрезвычайно важны для понимания творческой концепции автора мотивы его творчества, включающие такие, как фольклорные или религиозные мотивы.

Использование им фольклорных мотивов и христианского подтекста подтверждает нравственную чистоту героев, святость и правоту их дела защиты слабых, спасения родины от врага.

Общее в творчестве Е.И.Носова и в древнерусской литературе является то, что главным защитником родной земли является крестьянин-пахарь, труженик, наделенный высокими духовными качествами, которые помогают ему победить. Писатель обращается к некоторым поэтическим приемам героического эпоса и воинской повести.

В повести «Усвятские шлемоносцы» писатель ярко и убедительно раскрывает истоки народного героизма, показывает русский национальный характер во всем его величии и красе.

Духовные традиции русской деревни определяют решающую роль в воспитании и становлении не только обитателей Усвят, но и всех героев писателя, представляющих великую русскую нацию – народ, победивший фашизм.

Зрелая проза Е.И. Носова приобрела органичную лирико-психологическую форму выражения. Представляя летопись сборов на войну Касьяна, мужика из деревни Усвяты, его прощаний с женой, детьми, писатель раскрывается масштабность и историзм мышления и создает новый образ главного героя повести.

Фольклорные мотивы, исторически присущие народной сказке, видны в ходе самого сюжета повести и в речевой характеристике персонажей, они приводят к пониманию мира как живого организма.

Все многообразие народнопоэтических жанров органически входит в творчество Носова и ярко проявляется в повести «Усвятские шлемоносцы».

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/nosov-evgeniy-ivanovich/

  1. Бондарев Ю. Читать его истинное удовольствие / Предисловие к книге Е.Носова. Усвятские шлемоносцы. — М., 1980.

  2. Васильев В. Чувство Родины // Книга о Мастере. — М., 1998. С. 469-482.

  3. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. — М., 1988. 176 с. Еськов М. Боян земли русской. Электронный ресурс: . Дата обращения 27.12.2015г.

  4. Головко В.М. Историческая поэтика русской классической повести. — М., 2001. 204 с.

  5. Горбулипа Т. Четки российской судьбы. Книга о Мастере. – Курск, 1998. Деревенская проза. Электронный ресурс: . Дата обращения 29.12.2015г.

  6. Дудина Л. Эпическое, историческое, героическое // Книга о Мастере. — Курск, 1998. С. 507-521

  7. Журбина Е. Искусство очерка. — М., 1957. 221 с.

  8. Калюжная Л.С. Большой стиль эпохи / Л.С. Калюжная.: Вступит. ст. // Русская проза второй половины XX века. В 2 т.: Т. 1. – М.: Дрофа: Вече, 2002.

  9. Кондратович А. На прочных устоях в кн. // Книга о Мастере. — Курск, 1998. С. 11-34.

  10. Конорев Л. Ф. Люди, которых я знал: из литературных мемуаров / Л. Ф. Конорев. – Белгород: КОНСТАНТА, 2008. – 176 с.

  11. Краткий словарь литературоведческих терминов // Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 2. / В.А.Чалмаев, О.Н.Михайлов, А.И.Павловский и др.; Сост. Е.П.Пронина; под ред. В.П.Журавлева. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1999. – 384с.

  12. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970.

  13. Носов Е.И. Гармония стиля. // Комсомольская правда. М., 1977. 8 июля. С. 4

  14. Носов Е.И. Усвятские шлемоносцы. Сочинения: В 5 т. Т. 4. — М., 2005.

  15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992. Электронный ресурс: . Дата обращения 02.01.2016г.

  16. Порублева И.Ю. «Военная» проза Е.И. Носова: проблемы идиостиля. Электронный ресурс: . Дата обращения 04.01.2016г.

  17. Силантьев И. Поэтика мотива / отв. ред. Е.К.Ромодановская. / И.Силантьев. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 296 с.

  18. Солженицын А.И. Слово при вручении литературной премии Константину Воробьёву и Евгению Носову 25 апреля 2001 г. // Новый мир. 2001, 5. Электронная версия: . Дата обращения 29.12.2015г

  19. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. — М., 1996. 334 с.

  20. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. — М., 2004.

  21. Щербаков С.И расцветают маки. Электронный ресурс: http://ruskline.ru/analitika/2011/06/18/i_rascvetayut_maki/. Дата обращения 29.12.2015г.