В детском саду проводят много интересных занятий, на которых дети получают знания, умения, навыки, развиваются физически и умственно. Воспитатели формируют на этих занятиях отношение ребенка к событиям и явлениям реального мира, учат понимать форму, цвет, величину, число, пространственные отношения, учат видеть и понимать прекрасное в жизни, природе, искусстве.
Основой обучения детей является ознакомление их с окружающей жизнью, с миром предметов и явлений.
Полученные знания дети закрепляют в речи, уточняют в разнообразной деятельности, отражают в игре. Чтобы подвести ребенка к лепке, к скульптурному изображению предметов, воспитатель знакомит детей с предметами, показывает их особенности, помогает понять форму, строение предметов, характеризующие их особенности.
Воспитатель показывает детям, как передаются знакомые им предметы и явления в различных видах искусства, показывает, как передает поэт впечатления о жизни в стихах, как художник отражает явления и предметы в живописи, в графике, скульптор — в монументальной и станковой скульптуре, в скульптурной миниатюре, в игрушке.
На занятиях лепкой дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. [16;3]
Изображать предметы, явления в лепке задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным, тем не менее овладение правильной техникой необходимо.
Поэтому перед нами стоит проблема : какие формы и методы ознакомления детей младшего дошкольного возраста на занятиях лепкой будут способствовать формированию технических умений и навыков.
Объект исследования:, Предмет исследования:, Цель исследования:
В настоящем исследовании были поставлены и решались следующие задачи :
1) Изучить история возникновения лепки, как вида изобразительного искусства;
2) изучить особенности лепки в детском саду;
3) рассмотреть методику обучения лепки детей младшего дошкольного возраста.
Гипотезой исследования
1. Лепка — вид изобразительной деятельности
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет изображается относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл… Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного — тела от приставных частей — все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».[10; с.35]
Диплом ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ КАК ВИДУ ХУДОЖЕСТВЕННО ...
... росписи для старших дошкольников. Гипотеза: Методы исследования: Изучение и анализ литературы о хохломской росписи, о тематическом планировании кружковых занятий. Разработка плана занятий. Общение и работа с детьми. 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ...
Мир скульптуры многообразен. На протяжении многих веков талантливые скульпторы создавали свои произведения — статуи, скульптурные группы, бюсты.
В скульптуре художник выражает духовный мир человека и представления об окружающем, воплощает свои эстетические идеалы.
Скульптура как вид искусства играет значительную роль в нашей жизни. Она выполняет разные задачи, пропагандирует большие идеи, сложные мысли и чувства. Как и другие виды искусства, скульптура имеет свою специфику, которая выражается и в содержании, и в выборе материала и выразительных средств.
Отличительной особенностью скульптурного изображения является его объемность, трехмерность. Основные виды скульптуры — это круглая скульптура и рельеф. Если изображение можно обойти кругом, рассмотреть со всех сторон, то такая скульптура называется круглой (примерами подобной скульптуры являются памятник Минину и Пожарскому И. П. Мартоса, памятник А. С. Пушкину А. М. Опекушина и др.).[6; с.524] В том случае, если предмет изображен с одной стороны и представляет из себя выпуклое изображение, выступающее над плоскостью, — перед нами рельеф.
Рельефное изображение имеет две разновидности: барельеф и горельеф. Фигуры, изображенные в барельефе, выступают над плоскостью не более чем на половину своего объема, в горельефе они возвышаются над плоскостью изображения более чем наполовину, а иногда бывают и полнообъемными и лишь прикасаются к фону отдельными деталями. Поэтому барельеф иногда называют низким рельефом, а горельеф — высоким. Наряду с выпуклым рельефом существует еще одна его разновидность — углубленный рельеф, или контррельеф. Этот вид рельефа приближается к графическому изображению, он был распространен в Древнем Египте, но сейчас встречается редко.
Характер скульптуры, выбор изобразительных средств, материала зависит, прежде всего, от цели создания произведения. По назначению скульптурные произведения делятся на монументальные и станковые.
Монументальные произведения рассчитаны на массовое восприятие, они пропагандируют значительные общественные события, часто воплощают положительный образ своего времени. К монументальной скульптуре относятся памятники исторических событий, памятники героям. Монументальные произведения предназначаются для украшения площадей, парков, больших общественных зданий. Если монументальная скульптура, как правило, превышает изображаемый объект в два-три раза, то станковая скульптуру по своим масштабам занимает промежуточное положение, так как предметы, изображенные в станковой скульптуре, почти совпадают с размерами натуры (они бывают чуть меньше или немного больше оригинала).
Станковая скульптура не связана с каким-либо художественным ансамблем. Ей свойственна тонкая психологическая многогранная характеристика образов и богатство формы. Это скульптурные портреты, фигуры, скульптурные группы, которые мы часто видим в музеях и художественных салонах.
Скульптура как вид искусства
... скульптуре. Скульптурный станок - деревянный треножник с вращающейся круглой или квадратной доской-подставкой, на которую помещают создаваемое произведение круглой скульптуры. Статуэтка - вид ... есть как бы обратным. Такой рельеф называется "койланоглиф". Он был распространен в искусстве Древнего ... процесс, сделал скульптуру подвижной и проходимой для Лаконичность скульптуры связана с тем фактом, что ...
Разновидностью станковой скульптуры является скульптура малой формы. Она включает в себя статуэтки из камня, дерева, кости, металла. Хорошо известны античные терракотовые статуэтки IV—V вв. до н. э., в которых изображены мифологические герои или древние божества. К скульптуре малой формы можно отнести и мелкую декоративную пластику современных народных мастеров.
Произведения скульптуры создаются из разных материалов: твердых (камня, дерева, металла) или пластичных (терракоты, стекла и т. д.).
Выбор материала дает возможность скульптору выявить особенности создаваемого образа.
Говоря о художественном образе в скульптуре, нужно отметить, что в этом виде искусства в основном изображается человек. Различные свойства материалов используются для передачи всего комплекса особенностей человеческого тела, его мягкости, упругости, динамики, плавности движений и т. д. Человек — главная тема скульптуры, но не единственная. Художники-скульпторы в своем творчестве отражают и весь многообразный мир, окружающий человека.
Изображение растений, предметов быта часто встречается в рельефной скульптуре, так как композиция в рельефе располагается на плоскости, которая позволяет изображать не только многофигурные сцены, но и пейзаж.
Круглая скульптура, всегда связана с определенной средой, в которой она находится. Свет, естественный или искусственный, окружает скульптуру и служит средством выявления ее пластических особенностей.
Эту особенность света и тени усиливать характер формы умело использовали греческие скульпторы. Рассматривая скульптурную группу Лаокоон, мы видим, как мастер сумел показать страдания, которые испытывают герои. Светотень помогает автору усилить внутреннее состояние героя, она углубляет морщины лица, глазные впадины кажутся очень глубокими и темными — все вместе создает впечатление тяжелых страданий.
Выразительность любого скульптурного произведения зависит от того, насколько умело скульптор использует в своем художественном творчестве различные средства выразительности, свойственные этому виду изобразительного искусства. Если сравнивать скульптуру и живопись, то мы увидим, что как в одном, так и в другом виде искусства изображается объем предметов; но живописцу при передаче объема приходится создавать иллюзию объемности, которая достигается при помощи света и тени.
Скульптурный же художественный образ действительно существует в пространстве и обладает реальной объемностью, которая вызывает у зрителя желание рассмотреть его со всех сторон. Рассматривая скульптуру и обходя ее кругом, зритель каждый раз по-новому воспринимает постановку корпуса в пространстве, поворот головы; кроме того, создается ощущение, что фигура движется, изменяется.
Многие скульптурные произведения, рассчитанные на восприятие взрослых, могут быть интересны и для детей дошкольного возраста. Воспитатели детских садов и родители в доступной форме могут разъяснить детям содержание того или иного произведения, рассказать о его художественных достоинствах.
Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.
Внеклассная работа по русскому языку как форма организации учебно-воспитательной ...
... внеклассной работы рассмотреть методические приемы проведение внеклассных мероприятий Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Глава 1. Внеклассная работа по русскому языку как форма организации учебно-воспитательной работы в национальной школе 1.1. Организация внеклассной работы по русскому языку ...
Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.
Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей. На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе.
2. Особенности лепки в детском саду
Дети видят в детском саду резные фигурки, выполненные богородским и или городецкими мастерами, фарфоровые статуэтки, глиняные скульптуры дымковских искусниц, с интересом рассматривают их со всех сторон, ощущая руками гладкую или шероховатую поверхность.
Своеобразной скульптурой является игрушка из папье-маше (бумажно-древесных масс), керамическая, деревянная токарная, из различных пластических масс.
Халезова Н.Б. писала: «Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей»[20;с.25]
Куклы, животные имеют мягкие пластические формы, большую обобщенность образа, условность изображения, что очень, близко к возможностям детей в ваянии, к особенностям их представлений о реальных предметах.
Воспитатель рассказывает детям об искусных мастерах, художниках, которые создали эти предметы, показывает, какие интересные формы придал скульптор своему произведению, вызывает желание лепить, пытаться передать свои впечатления в работе с пластическими материалами.
Лепка — увлекательное занятие. Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из мягких, податливых материалов. Однако долгое время пластилин и глина остаются в руках ребенка материалом для изображения предельно простых предметов «лепешек», «конфеток»— и только.
Чтобы подойти к лепке более сложных форм, ребенок должен найти какие-то способы, приемы. Задача взрослых — педагогов, воспитателей, родителей — облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, с тем, чтобы дети научились лепить, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру, к его явлениям.
Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки.
Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.
Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.
Пробуждает особый интерес к детской речи, к законам словообразования ...
... Чуковского и современных детей. При составлении данной работы автор использовал книгу «Жизнь и творчество Корнея Чуковского» [2], где дается описание жизни и творчества К.И. Чуковского. ... весьма привлекательными такие, например, анекдотические корявые формы, как: «Обрывбление пруда карасями», «Обсеменение ... зло, может привести – и приводит! – наш язык к худосочию и хилости. «… канцеляризация речи ...
Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.
Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.
Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию руки даже 2—3-летнего ребенка. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время. Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином в основном вне групповых занятий.
2.1 Задачи по лепке в (возрастной) группе
Задачи обучения лепке в данной группе четко распределены по кварталам и решаются на занятиях по заданию и по замыслу детей. Эти задачи предусматривают: побуждать детей лепить, вызывая у них эстетические чувства, а также учить во время лепки ориентироваться в форме предметов, величине и их количестве.
I квартал
Для осуществления указанных задач проводится ряд упражнений, связанных с раскатыванием кома глины между ладонями прямыми движениями.
Основная задача этих упражнений — научить детей согласованно работать обеими руками, соразмерять нажим ладоней на ком глины. Детям предлагаются различные задания: вылепить столбик или несколько столбиков, палочки, карандаши.
Следующий этап — это изменение знакомого предмета для получения другого, а именно колечка, баранки, бублика.
Лепка кольца требует осуществления зрительного контроля, а для того чтобы форма получалась округлой, ребенку нужно соединить два конца столбика и плотно прижать их один к другому. От знакомых действий ладонями дети переходят к работе пальцами, что также является важным моментом как для создания данного предмета, так и для всей последующей работы по лепке: только пальцами создается живая интересная форма. Одновременно с умениями изобразительного характера ребят учат правилам работы с глиной: не пачкать стол и одежду, лепить на доске, засучивать рукава перед лепкой, по окончании мыть руки. После того как дети усвоят лепку столбика и кольца, их учат лепить предметы округлой формы, т. е. скатывать ком глины между ладонями круговыми движениями. Тут нужна координация движений обеих рук, зрительный контроль за этими движениями, чтобы ком глины принял округлую форму, а не овальную или расплющенную. При упражнениях детям предлагают вылепить шар, мяч, яблоко, апельсин, вишни. Изображение разнообразных предметов одной формы поддерживает интерес к лепке и способствует выполнению задач изобразительного характера — дети постепенно начинают передавать некоторые особенности различных предметов округлой формы. В одном случае они будут лепить большие яблоки, а в другом — много маленьких шариков, чтобы затем, прикрепив их к сосновым иголочкам, получить вишенки.
«Изобразительная деятельность как средство подготовки детей к ...
... подготовки ребенка к школе, но нужно освоить возможности ее внедрения с данной целью. На занятиях изобразительной деятельностью в дошкольном учреждении находят решение задачи всестороннего становления детей, которое нужно для эффективного обучения в школе. ...
Дети должны получить удовольствие от вылепленных фигур и усвоить действия, которые образуют форму шара.
II квартал
В этом квартале детей вначале обучают изображению дискообразных предметов приемом расплющивания шарообразной формы между ладонями. Изображением диска дети овладевают быстро, а разная тематика дает возможность закрепить это умение. Дети могут изобразить лепешку, печенье, пряник и украсить их, делая углубления на поверхности
пальцем или специально приготовленными палочками — печатками, которые в сечении могут иметь разную форму: круг, квадрат.
При украшении следует предоставить детям самостоятельность. Сначала дети хаотично располагают элементы (кружочки или квадратики), но постепенно при соответствующем обучении начинают украшать ими свои изделия более ритмично. Помимо плоскостного украшения, дети могут делать и объемные. Так, можно приготовить торт для кукол: шарики побольше располагаются посередине, а маленькие — по краю. Украшение из столбиков дети размещают на поверхности торта лучами, расходящимися от центра к краям, или в виде сетки.
Таким образом при изображении печенья, торта дети закрепляют технику лепки, а также учатся создавать образ предмета по собственному замыслу.
III квартал
После того как дети усвоили получение шара, цилиндра, диска, они могут перейти к изображению предметов, состоящих из нескольких частей. Дети делают самолет, снеговик, башенку из шариков, колец или дисков, мишку-неваляшку, куклу-неваляшку, зайку-неваляшку и птичку. Детям данной группы еще трудно создавать предметы из большого количества частей, размещать части в нужном конструктивном порядке, поэтому следует предложить вылепить снеговика только из двух шаров: большого и маленького, а
самолет из трех валиков глины.
Изображение этих предметов даже в таком упрощенном виде требует от детей умственного напряжения, разрешения целого ряда довольно сложных задач. Так, например, лепка снеговика предусматривает передачу его структуры, а для этого следует вылепить два шара разной величины, в основание положить большой, а сверху маленький шар. Кроме того, нужно плотно прижать одну часть к другой, не нарушая их форму. Лепка снеговика является предварительной работой перед изображением куклы-неваляшки, которая состоит из большего числа частей — добавляются маленькие шарообразные руки. Еще более сложным является изображение мишки-неваляшки, так как дети должны сделать круглые уши путем прищипывания их от верхнего шара, изображающего голову. А если они лепят зайца-неваляшку, то уши можно вылепить из столбиков, немного расплющенных пальцами.
Лепка любого предмета — это создание образа, обладающего определенной выразительностью, которая складывается из формы, правильно переданных пропорций, дополнительных деталей и фактуры, поэтому начиная с младшей группы детей нужно подводить к использованию выразительных средств. Например, снеговики, куклы-неваляшки, мишки, зайцы будут намного выразительнее, если дети не только передадут форму и пропорции, но и подрисуют им палочкой глаза, нос, рот. Прием нанесения этих деталей детям знаком, так как они подобным способом уже делали украшения на вылепленных пряниках и печенье.
Консультация для воспитателей » Обучение дошкольников сочинению ...
... справляются дети 4- 5 лет. Сочинение сказки может быть в коллективной форме с воспитателем. Метод-игра ... обучения предлагают: продолжить рассказ воспитателя, сочинить на самостоятельно выбранную тему, введение фантастических элементов в реальный сюжет. Сочиняя сказку, детям ... волшебных предметов, дети придумывают предмет - помощник); 3. Игры на моделирование: " Где чей дом" ( дети учатся придумывать ...
Постепенно в процесс лепки включается работа пальцев, и детям можно предложить вылепить пряник, пирожное с украшениями, выполненными путем защипывания краев.
IV квартал
В летнее время идет закрепление умений, полученных детьми в течение трех кварталов. Они могут вылепить вишни (глиняные шарики, скрепленные сосновыми иглами), ягоды, грибы, некоторые овощи и фрукты. Обучение лепке строится так, чтобы к моменту перехода в среднюю группу дети владели необходимой техникой и умениями для создания выразительного образа. Дети 3—4 лет могут уже в большей степени, чем дети третьего года жизни, лепить по собственному замыслу: их жизненный опыт стал больше и они более осознанно могут использовать знакомые темы и способы лепки.
Однако замысел детей еще неустойчив, и они, выбирая тему, в процессе лепки часто отклоняются от нее. Объясняется это тем, что ребенку бывает трудно довести до конца задуманное из-за незнания способов лепки. Иногда в процессе лепки получившиеся фигурки вызывают у ребят ассоциации с другими знакомыми предметами, и они дают своим изделиям совсем другие названия. Например, ребенок задумал изобразить снеговика, но вылепленные шарики напомнили ему яблоко. В результате ребенок вылепил несколько шариков и назвал их «яблочки». Или: ребенок, задумав лепить погремушку, стал соединять шар с палочкой-ручкой, но, скрепляя части, расплющил шар; получившееся изделие напомнило ему грибок, и первоначальный замысел был изменен.
На первых этапах обучения воспитатель может одобрить и эту работу, чтобы поддержать ребенка, но постепенно, по мере овладения способами лепки, должен направлять детей на выполнение первоначально задуманной темы, предлагать переделать фигурку.
Постепенно, под влиянием обучения замыслы ребят становятся более устойчивыми, и, несмотря на то что форма предмета еще неотчетлива, они могут на протяжении одного занятия вылепить одну или две фигурки на самостоятельно задуманную тему.
3. Материалы и оборудование для лепки
Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребенка большую сложность, и это заставляет воспитателя с особой ответственностью подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения.
Обычно в детском саду используют глину и пластилин. Глина — наиболее ценный материал, имеющий нейтральные и удобные для работы цвета. Она может быть грунтовой коричневого, белого, серого цвета с зеленым и голубым оттенками. Можно использовать специально подготовленную цветную керамическую глину, которая пригодна для обжига в муфельной печи. Глина приятна в работе. Большой кусок ее создает хорошую основу для интересной лепки. Хранить глину лучше в пластмассовом сосуде, так как в металлическом она покрывается ржавчиной. Чтобы глина всегда была пригодна для работы, ее необходимо держать в прохладном, сыром помещении под влажной тряпкой.
Пластилин — упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Он может быть однотонным и цветным. Первый дает возможность лучше понять цельность формы и строения предмета. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности.
Особенности лепки в детском саду
... находится недалеко от детского сада, дети рассматривают вместе с воспитателем во время экскурсии. Но предварительно воспитатель должен сам ... для обучения детей композиции. Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и ... и для детей дошкольного возраста. Воспитатели детских садов и родители в доступной могут разъяснить детям содержание того ...
К вспомогательным материалам лепки относят каркасы.
Для обучения детей лепке в качестве каркасов можно использовать обыкновенные палочки разной длины и толщины. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными.
Работы из глины, выполненные на каркасах, часто дают трещины, а поэтому, как только изделия подсохнут, каркас можно осторожно удалить, вытягивая его из формы, чтобы дальнейшее высыхание шло без него.
В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Они могут быть деревянными, которые легко сделать самим, и металлическими. Самая простая форма стеки — палочка, заостренная с одной стороны и закругленная с другой, но может быть она и в виде петли, палочки с петлей из проволоки.
Используется стека для обработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой, с ее помощью снимается лишняя глина с формы, делаются надрезы.
Для успешного обучения детей лепке хорошо иметь небольшие по размеру доски, которые размещаются на столе. Их размер определяется величиной лепки. Если фигура размером 15 Х 10 см, то доска может быть размером 35 X 22 см. Если фигура больше, то и доска должна быть большего размера. Наиболее удобная форма доски — круг, но она может быть и квадратной.
4. Методы и приемы обучения по лепке
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».
Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:
- наглядные;
- словесные;
- практические.
Это традиционная классификация.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:
- информативно — рецептивный;
- репродуктивный;
- исследовательский;
- эвристический;
- метод проблемного изложения материала.
В информационно — рецептивный метод включаются следующие приемы:
- рассматривание;
- наблюдение;
- экскурсия;
- образец воспитателя;
- показ воспитателя.
Словесный метод включает в себя:
- беседу;
- рассказ, искусствоведческий рассказ;
- использование образцов педагога;
- художественное слово.
Репродуктивный метод — это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
Мой выбор профессии «Воспитатель» в форме сказки
... ребёнка это сказка . И я жила как в сказке , пока не пришло время выбора . И здесь началось самое интересное! Я ещё не открыла ... то, что земля ещё не впитала в себя солнечное тепло мне не холодно, мне хорошо, легко и спокойно. Потому что ... Я вышла из детского сада уверенная в своём будущем и оглянулась. Полянка с нежной изумрудной травкой вся в одуванчиках, здание детского сада, как домик из сказки ...
- прием повтора;
- работа на черновиках;
- выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком — либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую — либо часть, а всю работу.
Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.
В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.
Так в рисовании основной прием для первой младшей группы — показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием — пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью. Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «туда — сюда», «сверху — вниз» и т.д. Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.
Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях — важнейший методический прием. Еще один прием работы в первой младшей группе — сотворчество педагога с детьми.
Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно — рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.
Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения применяется только в том случае, данная форма встречается впервые.
4.1 Методика проведения занятий лепкой в младших группах детского сада
Занятия лепкой начинаются в группе детей третьего года жизни. В «Программе воспитания в детском саду» конкретно указаны задачи воспитания и элементарные задачи обучения, осуществляемые на этих занятиях.
На третьем году жизни в развитии ребенка происходят важные качественные изменения. В этом возрасте ребенок хорошо понимает словесную инструкцию, с помощью которой взрослый руководит его действиями и поведением. У двух-трехлетних детей хорошо развита и способность подражать действиям, игра начинает носить сюжетный характер. Большие изменения происходят в развитии руки, движения ребенка становятся более координированными (что подготовлено различными видами деятельности).
К этому возрасту происходят существенные накопления в сенсорном опыте детей. Они четко различают основные геометрические формы, устанавливают их сходство и различие. Все это делает возможным проведение занятий лепкой.
В первой младшей группе воспитатель подводит детей к пониманию изобразительного характера лепки. Но прежде всего, необходимо познакомить детей с материалом (глиной или пластилином).
А отношение к материалу у детей младшего возраста бывает очень разным. Одни отказываются брать глину в руки, резко отодвигают ее от себя. Эта реакция чаще всего связана с тем, что предлагаемый материал по своим внешним свойствам непривлекателен для ребенка. У других детей можно наблюдать и совершенно противоположную реакцию: им доставляет большое удовольствие просто мять глину, размазывать ее по столу, т. е. многократно производить такие действия, которые в дальнейшем не только не имеют особого значения в процессе лепки, а, наоборот, оказывают отрицательное влияние, если дети слишком долго задерживаются на этих способах использования материала. Поэтому очень важно знакомство с материалом провести правильно.
Наиболее целесообразно проводить знакомство детей с материалом в процессе выполнения элементарного действия, при помощи которого дети могут сразу получить видимый результат.
Знакомство с глиной лучше всего проводить следующим образом. Воспитатель, показывая детям глину, говорит: «Это глина. Сделаем из нее палочку. Глина мягкая, от нее можно оторвать кусочек» (отрывает от общей массы глины кусочек и раскатывает его между ладонями).
Таким образом, знакомя детей с материалом, воспитатель обучает детей первому формообразующему движению — раскатыванию. Такой прием обучения связан с особенностями развития движений у ребенка на данном возрастном этапе: движения еще недостаточно координированны, ему трудно одновременно работать двумя руками.
Для младшего дошкольного возраста характерно создание объемных форм — цилиндра, шара, диска, поэтому обучение формообразующим движениям следует проводить через лепку простейших предметов: цилиндрической формы — палочка, колбаска; круглой — мяч, яблоко, блинчик, лепешка и др.
Следует отметить, что большинство детей, раскатывая глину пальцами, не умеют соразмерять силу движений, поэтому или раскатывают слишком слабо и у них ничего не получается, или раскатывают с такой силой, что все размазывается по столу. Для того чтобы у детей формировалось чувственно-двигательное представление о результатах своих действий с глиной во время раскатывания, а в какой-то степени они научились влиять на силу движений, детям предлагают сначала раскатывать палочку, уже вылепленную воспитателем. Учитывая значение зрительной и преобладающую роль кинестетической ориентировки в выработке двигательного навыка, следует не только подсказывать ребенку тот или иной способ действия, но и производить движение его рукой, обращая внимание на движение и положение руки, что дает возможность сформировать правильное представление о необходимом действии.
Одновременно воспитатель обращает внимание на зрительный контроль, чтобы дети усвоили способ работы: надо раскатывать ладошкой.
После того как дети освоят формообразующее движение по созданию цилиндрической формы, следует научить детей преобразованию цилиндра — сделать из палочки кольцо. Дети обязательно рассматривают готовое кольцо, а затем воспитатель последовательно показывает, как его лепить. При этом следует обратить внимание детей на то, что сначала надо найти концы у палочки, а затем показать, как их соединить. «У колечка должна быть дырочка, и его можно будет надеть на палочку или пальчик», — говорит воспитатель. Этот момент очень важен для воспитания у ребенка способности контролировать свои действия.
Обычно дети быстро справляются с этим заданием. Поэтому можно в дальнейшем научить их изображению более сложного предмета — конуса или простой игрушечной пирамидки. На первый взгляд может показаться непонятным, почему для начального изображения рекомендуется такой сложный предмет. Однако этот предмет можно составить конструктивным путем, из известных детям форм — колец разного диаметра. В раннем дошкольном возрасте данный прием является наиболее целесообразным, так как лепка из целого куска требует от детей более сложной формы представления об образе в целом, что на третьем году для детей еще сложно.
Прежде чем обучить малышей изображать предмет, надо научить их рассматривать его, обследовать, уметь выделить его основные свойства. Обучение изображению следует вести через показ реального предмета или игрушки — в данном случае рассматривается пирамидка. При рассмотрении предмета воспитатель должен ставить следующие цели:
- сделать процесс восприятия предмета преднамеренным (воспитатель говорит детям: «Мы с вами сейчас рассмотрим пирамидку, а потом будем ее лепить»);
- вызвать у детей ориентировочную деятельность, внимание, интерес к обследуемому предмету;
- научить выделять основные части предмета;
- установить связь воспринимаемого с уже имеющимся умением.
Эти задачи решаются при обследовании всех предметов, к изображению которых мы подводим детей.
Необходимо эмоционально объяснить детям, почему надо рассматривать предмет. У детей всегда есть огромное желание что-то делать, поэтому слова воспитателя; «Мы будем лепить с вами пирамидку, давайте ее внимательно рассмотрим» — вызывают у детей интерес. Кроме того, хорошо известно, что внимание и интерес к окружающим предметам у детей усиливаются, если их активно направляет взрослый, если он обращает внимание на такие свойства предмета, которые сам ребенок не заметил бы.
Обследование предмета следует проводить, исходя из принципиально важной последовательности, а именно: восприятие целостного образа предмета, вычленение основных частей этого предмета, повторное целостное восприятие.
Эти принципы надо соблюдать при обследовании всех других предметов, которые выбираются для изображения. Учитывая поставленную задачу, воспитатель должен стремиться установить связь между частями рассматриваемого предмета и теми формообразующими движениями, которыми раньше уже овладели дети, установить связь воспринимаемого с прошлым опытом детей и с предстоящей задачей — слепить. Например, воспитатель, показывая палочку от пирамиды, задает детям вопрос: «А вы умеете лепить палочку» — или, рассматривая кольцо, говорит: «Смотрите, какое колечко, у него дырочка есть, чтобы надеть на палочку. А вы умеете лепить колечко?»
Такой способ рассматривания предмета, предназначенного в дальнейшем для изображения, целесообразен, так как он не только стимулирует детей на активное восприятие предмета в данный момент, но и устанавливает связь с тем, что дети делали на предыдущих занятиях, т. е. активизирует память детей и способствует развитию у них целенаправленного восприятия.
После рассматривания дети начинают лепить предмет. Пирамидка остается на столе. Во время работы воспитатель должен постоянно руководить процессом изображения предмета, используя для этого различные приемы. Например, он подсказывает ребенку, как выбрать правильное действие: «Раскатывать палочку из целого куска неудобно. Сначала надо оторвать кусочек, а потом раскатывать». Большое место должны занять замечания типа: «Ты слепил палочку, а еще надо слепить колечки», уточняющие представление об изображаемом предмете. Иногда замечанию целесообразнее придать форму вопроса: «Ты слепил палочку, а еще что надо слепить, чтобы получилась пирамидка?»
Во время занятия можно наблюдать, как дети, сделав много колечек, которые уже не умещаются на палочке, начинают ломать сделанное, приговаривая: «Еще слеплю». Они очень увлекаются самим процессом лепки и, начав правильно выполнять задание, в процессе действия забывают о нем. Поэтому воспитатель может сказать ребенку: «Ты слепил пирамидку кукле, а теперь слепи мишке». Тем самым будет удовлетворена характерная для этого возраста потребность в повторности действия и в то же время ребенок выполнит поставленную перед ним задачу изобразить предмет.
После того как дети научатся изображать хотя бы один предмет и овладеют определенными формообразующими движениями, можно проводить занятия на свободную тему. Цель этих, занятий — проверить, могут ли дети перенести и свободно использовать освоенные на занятиях умения в своей самостоятельной деятельности.
Следующий предмет, который желательно дать для изображения, — гриб. Детям необходимо овладеть новым формообразующим движением — сплющиванием (создание диска).
Овладение этим движением следует проводить во время лепки простого предмета — блинчика. Взрослый показывает, как нужно оторвать кусочек пластилина и сплющивать его пальцами. Это движение вполне доступно детям, так как предыдущие занятия способствовали развитию более тонких движений пальцев руки. Затем дети лепят гриб, который состоит из двух частей: диска — шляпки и цилиндра — ножки. Эти формы уже известны детям.
Рассматривание предмета следует вести по той же методике, которая описана выше: сначала это целостное восприятие предмета, а затем — рассматривание составных частей (ножки, шляпки).
Воспитатель объясняет, что ножка у гриба должна быть толстой, тогда гриб будет устойчивым и к нему можно прикрепить шляпку. После рассматривания дети лепят грибы, которые потом будут сложены в корзинку. Воспитателю надо активно руководить процессом лепки. Не давая прямого показа, он может указаниями направить действия детей при изображении отдельных частей предмета. Например: «Таня, посмотри внимательно на свою палочку, ты сильно ее раскатываешь. Она будет тонкой и не удержит шляпку». При таком указании дети обращают внимание на качество своей работы, у них появляются элементы контроля за своими действиями.
После лепки гриба можно предложить детям 1—2 занятия на свободную тему и перейти к изображению нового предмета — неваляшки, требующему обучения новому действию с глиной — скатыванию кругообразными движениями, которым надо научить детей при лепке шара. Это наиболее сложный вид движения. Многие дети, начав его, переходят на обычное раскатывание глины между ладонями так, как они действовали при выполнении палочки. лепка занятие детский скульптура
Поэтому сначала целесообразно предложить детям покатать готовый шарик. Воспитателю желательно произвести это действие вместе с руками малыша. Дети еще раз чувственно воспринимают форму, упражняются в кругообразных движениях, которые потом им легче будет воспроизвести.
Только после овладения скатыванием можно перейти к изображению неваляшки. Обучение лепке этой игрушки проходит через те же этапы, что и обучение лепке предыдущих предметов.
Неваляшка состоит из двух одинаковых форм — шариков, отличающихся по величине. Воспитателю надо показать детям эту разницу в величине (головка у неваляшки маленькая, а туловище большое).
Так как дети в процессе лепки увлекаются и могут слепить оба шарика одинаковыми, следует обращать внимание детей на это. Слепленную неваляшку можно предложить покатать на игрушечной машине.
В процессе работы с глиной дети постепенно начинают понимать, что из глины можно слепить изображения разных предметов.
Подбирая предметы для изображения, нужно исходить из общих дидактических принципов и особенностей возраста. Предмет, во-первых, должен быть хорошо знаком детям — на знакомом предмете легче уточнить представления детей. Во-вторых, предмет должен вызывать у ребенка положительное эмоциональное отношение, быть интересным для него. И, наконец, в-третьих, предмет должен быть прост по форме и строению, состоять из небольшого числа частей (не более двух).
Учитывая это, можно подобрать для изображения и другие простые предметы, в основе которых лежат геометрические формы — цилиндр, диск, шар.
Таким образом, при обучении детей изображению предметов все определяет правильная организация процесса восприятия предмета, который дети затем будут лепить, получения ими точного представления о предмете, о его основных частях.
Ведущим методом обучения формообразующим движениям должен быть показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий. Образное слово усиливает эффективность показа, создает возможность в дальнейшем перейти к словесным инструкциям. Слово как метод руководства обязательно применяется и при организации восприятия предмета: слово помогает фиксировать внимание детей на тех качествах, которые в дальнейшем они должны изобразить.
Занятия лепкой следует начинать с детьми в возрасте 2 года 4 месяца — 2 года 5 месяцев. Первые занятия, знакомящие детей с материалом, целесообразно проводить индивидуально с каждым ребенком во время их самостоятельной деятельности. После того как у малышей появится заинтересованность в материале, их можно объединить в группы по 5, 8, 10 человек. Во время занятия воспитатель учит детей лепить, сидя за столом, не разбрасывать материал, убирать его после занятий.
Для успешного проведения занятия требуются определенные условия. Когда занятия проводятся с группой, в ней может быть не больше четырех детей. Они должны свободно лепить на столе. Не следует подкладывать специальные доски, клеенки, так как движения детей этого возраста еще недостаточно координированны и им трудно работать на ограниченной поверхности.
Для лепки можно применять пластилин и глину с условием, чтобы они были правильно приготовлены. Пластилин, глину следует давать детям в виде колбаски длиной 5—6 см. Постепенно воспитатель привлекает детей к подготовке занятия (они могут поставить стулья).
Глину или пластилин дают детям после объяснения задания. В конце занятия вылепленные фигурки убирают на дощечку, разделенную на ячейки. После занятия воспитатель вместе с детьми рассматривает, что у них получилось, дает положительную оценку работам, сравнивает их с изображаемым предметом, еще раз уточняет его основные части.
На занятиях лепкой во второй младшей группе воспитатель решает ряд программных задач. Прежде всего это формирование целенаправленного и устойчивого интереса к пластической деятельности, к ее результату и качеству самой работы. Это очень важная задача, так как именно интерес приводит к накоплению необходимых для изобразительной деятельности знаний, умений и навыков, он тесно связан с воспитанием активности. Интерес к лепке возникает и укрепляется, если процесс обучения организован так, чтобы возбудить в детях чувство радости, удовольствия, удивления перед возникающим образом. Чем чаще у детей в процессе занятий возникают положительные эмоции, тем устойчивее их интерес к этой деятельности.
Серьезной задачей во второй младшей группе является формирование наблюдательности, способности сосредотачивать внимание на предмете, замечать его форму, величину, некоторые характерные особенности (например, особенности формы клюва у птички, ушей и хвоста у животных).
Воспитатель учит детей изображению несложного предмета, состоящего из 2—3 частей, сначала одинаковых форм, позднее — разных (например, изображение снеговика состоит из трех одинаковых по форме частей, изображение гриба — из двух разных частей).
Новой в этой группе является задача сформировать у детей умение задумать тему изображения и выполнить ее, подвести их к самостоятельному поиску способов изображения, к элементам творческого решения задания.
Технические умения, которые дети приобрели в первой младшей группе, закрепляются в первом полугодии. Затем детей обучают новым, более сложным умениям: раскатыванию под углом и в вертикальном положении рук, соединению, свертыванию, примазыванию, сплющиванию, защипыванию, прищипыванию; учат регулировать силу нажима руки на материал, координации и плавности движений; развивают произвольность движений ладоней с постепенным включением пальцев, особенно указательного и большого.
Воспитатель формирует у детей некоторые навыки учебной деятельности: умение слушать и слышать поставленную взрослым задачу, удерживать ее в памяти, следить за показом способов выполнения действий или самостоятельно находить их; выполнять работу спокойно и в отведенное время; аккуратно пользоваться материалом. Детей учат оценивать работу товарища, интересоваться тем, как выполняют работу другие дети, радоваться результатам совместной деятельности.
Значительное внимание уделяется формированию у детей эстетических переживаний, чувств, умения видеть красивое в окружающем, видеть элементы выразительности образа.
Содержание занятий по лепке определяется с учетом знаний детей, их технических и изобразительных навыков, времени года и местных условий, задач, которые стоят на данном этапе в работе с детьми.
Тематика занятий в этой группе имеет в основном предметный характер. Дети лепят ягоды, фрукты, овощи, печенье, конфеты, булочки, блины, чашки, блюдца, вазы, мячи, шары, башенки, неваляшек и т. д. Основное требование к заданию в этой группе — множественность и повторность изображения одной формы.[Приложение 1]
Последовательность занятий обеспечивает постепенное освоение детьми различных форм, приемов и способов изображения, основанных на технике работы ладонями рук с постепенным включением пальцев.
Детей второй младшей группы постепенно подводят к сюжетной лепке. Первые сюжеты воспитатель придумывает сам, после того как малыши вылепят какой-либо предмет.
Декоративная лепка в этой группе не проводится, но детей следует учить элементам украшения вылепленных предметов. Они создаются с помощью различных штампов (шляпки гвоздя, печатки, круглого отверстия трубочки и т. д.) или с помощью наложения небольших кусочков глины, пластилина. Например, слепив булочку, ребенок может украсить ее небольшими продольными полосками, а пряник — маленькими шариками и т. д.
В начале года во второй младшей группе детям дают задание типа «Мы умеем лепить», которое ставит цель выяснить, чему научились дети, что могут вылепить, как пользуются материалом, какие приемы изображения предметов помнят по прошлому году. Проведя такое занятие, воспитатель получает представление об уровне развития изобразительных навыков детей своей группы и имеет возможность на основе этого наилучшим образом спланировать последующую работу.
Первые занятия посвящены закреплению и обучению детей техническим приемам (раскатывание, скатывание, свертывание, соединение).
Содержание работы должно быть интересным для детей, поэтому 2—3 занятия лучше посвятить лепке по замыслу. Предметы, которые дети лепят, просты по форме и состоят из одной части. Так, несколько занятий дети закрепляют прием раскатывания: они лепят колбаски, сосиски, столбики. Основное в этих упражнениях — научить ребенка согласованно работать обеими руками, соизмерять нажим ладоней на материал (глину, пластилин).
Следующий этап обучения знакомит детей с видоизменением уже известной им формы для получения иного предмета, например, они свертывают цилиндрическую форму так, чтобы получились баранка, бублик, сушка, кольцо, крендель и др. Это задание предусматривает закрепление приема раскатывания и упражняет в другом — соединении концов цилиндрической формы и скреплении их путем прижимания одного к другому.
Следующее упражнение связано с получением шарообразной формы. Детей учат скатывать материал между ладонями кругообразными движениями. Они лепят яблоки, орехи, мячи, конфетки, ягодки.
Одновременно с обучением умению изображать решаются и воспитательные задачи. Детей учат аккуратно пользоваться материалами (глиной, пластилином), закатывать рукава перед работой, лепить на дощечке, выслушивать объяснения воспитателя до конца, отвечать на его вопросы.
Следующим этапом обучения лепке является видоизменение шара — расплющивание и сплющивание шара между ладонями для получения диска (лепешки, печенье, пряники и т. д.).
Изображая эти предметы, дети могут самостоятельно украшать их, делая углубления с помощью приготовленных палочек-печаток или накладывая на поверхность различные мелкие формы из глины, из которых составляются узоры.
Когда дети усвоят изображение основных форм (шар, цилиндр), усвоят технику их создания, можно перейти к лепке более сложных предметов, состоящих из 2—3 одинаковых по форме, но разных по величине частей. Это предметы, имеющие в основе шарообразные и цилиндрические формы (игрушки, изображающие животных: цыпленок, утенок, зайчик, мышка, птичка и т. д.; людей: кукла-неваляшка, снеговик и др. — или предметы: башенка, самолет, лесенка и др.).
В лепке игрушек-животных дети учатся делить кусок глины на три неравные части (большая — для туловища, поменьше — для головы, совсем маленькая — для ушей, хвоста) и составлять предмет из отдельных частей (конструктивный характер лепки).
Например, они лепят туловище животных из шаров разной величины, но при этом передают некоторые характерные особенности формы ушей, хвоста, клюва. Новыми техническими приемами являются присоединение, прищипывание, оттягивание.
Лепку животных можно начинать с лепки цыпленка.
Например, воспитатель показывает детям игрушечного пластмассового цыпленка и говорит: «Какой красивый желтенький цыпленок! У него туловище как шар (обводит рукой форму) и головка тоже шарик (движение рукой), но поменьше, а клюв маленький и остренький. Вот мы сейчас и слепим цыпленка. Для этого нужно разделить ком глины на два куска, один должен быть больше, а другой меньше, вот так. (Показывает.) Возьму большой кусок глины и скатаю шар. (Делает и поясняет свои движения.) Ладонями нужно скатывать круглый, ровный, гладкий шарик. Вот какой красивый получился шар! А теперь нужно из маленького куска скатать шарик поменьше — это будет голова цыпленка. После этого маленький шарик положим на большой и немного прижмем его, только не сильно, чтобы не сломать шарики. Вот и получился цыпленок, осталось только прищипнуть клюв. Это делается так. (Показывает положение пальцев правой руки, указательного и большого, прикладывает их к голове цыпленка и прищипывает глину.) Клюв у цыпленка маленький и острый». Точно так же лепится утенок, но клюв выполняется по-другому. Клюв у утенка широкий, поэтому используется не только прием прищипывания, но и оттягивание (лучше тремя пальцами правой руки, большой палец снизу, а указательный и средний — сверху).