Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала, который изучает. Если зоологи, например, классифицируют животных по классам, видам и подвидам, а языковеды раскладывают по полочкам все составляющие изучаемого языка, то специалисты теории журналистики занимаются разбором журналистских материалов, объединяя их в группы по жанрам.
Журналисты-практики активно используют в своей работе много разных жанров. Откройте любую газету: вы найдете и хронику, и заметки, и репортажи, и интервью, и статьи, и обзоры, и очерки, и так далее. При этом человек, не имеющий отношения к журналистике, любой материал может назвать статьей или заметкой — как уж он привык. Но профессионалы должны четко узнавать в публикациях признаки того или иного жанра и ни в коем случае не именовать зарисовку, к примеру, статьей. А пока, если вы не уверены в том, что можете правильно классифицировать тот или иной текст, лучше называйте свои произведения нейтральным словом «материал».
Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых «бульварных» изданиях).
Понятно, что не может существовать точного стандарта для журналистского материала, иначе газету или журнал мог бы целиком делать компьютер. И все-таки журналисты, тем более, начинающие, обязаны знать, какие есть жанры журналистики, каковы особенности каждого из них и в чем их различие. Как музыкант должен сначала научиться играть гаммы, как художник-абстракционист должен уметь написать реалистическую картину, так и журналист, прежде чем отправиться в «свободный полет», должен научиться писать в любом жанре.
Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические (см. схему).
В данной курсовой работе будут рассматриваться специфические особенности аналитического жанра в современной журналистике.
аналитический жанр журналистика газетная статья
ГЛАВА 1. Зарождение аналитических жанров
1.1 История возникновения аналитических изданий в США
В 18 и первой половине 19 в. газеты обычно отражали точку зрения одного человека — их издателя. Хорас Грили, один из самых талантливых и умных журналистов Америки, начал издавать свою «грошовую» «Нью-Йорк трибюн» в 1841, беззастенчиво используя ее для выражения своих аболиционистских и республиканских воззрений. «Геральд» Беннета отражал симпатии издателя к Демократической партии. Генри Реймонд, который в 1851 основал «Нью-Йорк дейли таймс» («New York Daily Times»), прямую предшественницу «Нью-Йорк таймс» («New York Times»), стал заметной фигурой в Республиканской партии. Еженедельные выпуски этих нью-йоркских газет, особенно «Трибюн», имели множество читателей по всей стране, что придавало мнениям их издателей дополнительный политический вес.[1]
Интервью как жанр журналистики
... данной курсовой работе является система жанров журналистики, а предметом – жанр интервью. Целью данной курсовой работы является определение жанровой принадлежности интервью, построение классификации интервью и выявления его особенностей как жанра в ... Теория и практика советской периодической печати», вышедшей в 1980 г. Под редакцией В.Д. Пельта [18]. Также жанр интервью рассматривают в своих работах ...
Пламенный аболиционист Уильям Ллойд Гаррисон в 1831 начал издавать «Либерейтор» («The Liberator»).
Джон Руссворм и Сэмюэл Корниш в 1827 выпустили первую в США негритянскую газету «Фридомз джорнэл» («Freedom’s Journal»).
«Мы желаем защищать наше дело, — писали они, — слишком долго от нашего имени говорили другие». Выдающийся негритянский писатель Фредерик Дуглас в 1847 начал издавать «Норт стар» («The North Star») — «дабы вести борьбу с рабством во всех его формах и проявлениях».
Однако по мере того, как массовые тиражи превращали газеты в крупные предприятия с большим штатом сотрудников, их все меньше воспринимали как рупоры чьих-то мнений и все больше — как каналы информации. Развитие телеграфных агентств, которые снабжали своими материалами газеты различной политической ориентации, провоцировало отход от доминирования личных оценок в репортажах; этому способствовал и новый культ факта, обозначившийся в конце 19 в. в связи с ростом влияния позитивной науки и развитием реализма в художественной литературе.
Новомодное преклонение перед фактом было связано и с широким распространением после Гражданской войны репортажа в стиле «перевернутой пирамиды», когда отдельные факты вырывались из логической и хронологической цепочки, а наиболее существенные из них — кто, что, когда, где, а иногда и почему — выносились в начало статьи, в «аннотацию». Журналистика постепенно стала восприниматься как особое ремесло, подчиненное своим профессиональным стандартам. Первая школа журналистики была создана при университете Миссури в 1904. Американское общество газетных редакторов в 1923 выработало «Каноны журналистики», среди которых был и такой: «Сообщения о новостях должны быть свободны от мнений или пристрастий любого рода».
Абсолютная объективность — недостижимая цель, ведь любая проблема имеет слишком много граней, одни и те же события — слишком много способов рассмотрения, чтобы их можно было адекватно представить в передаче новостей. Общепринятое предпочтение, отдаваемое факту перед личным мнением, не помешало «разгребателям грязи» — Линкольну Стефенсу, Айде Тарбелл и Джейкобу Риису — использовать газетные полосы, журналы и книги как орудие в борьбе с несправедливостями американского общества конца 19 — начала 20 вв.; точно так же и издатели, такие как Уильям Аллен Уайт, купивший в 1895 канзасскую «Эмпориа газетт» («Emporia Gazette»), использовали свои издания в качестве рычага воздействия на американскую политическую жизнь. Во второй половине 19 — первой половине 20 вв. газеты постепенно ограничили выражение мнений редакционными статьями и специальными «полосами мнений», стараясь исключить личные оценки из информационных материалов.
История журналистики
... веяния в американской журналистике -- аккумулировал в себе ДЖОЗЕФ ПУЛИТЦЕР (написал сердитую статью в «Вестлихе пошт»). Начал свою журналистскую карьеру репортера в германоязычной газете «Вестлихе пошт». Всегда ... производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция), заключенной в 1961 г. История рекламы. Реклама сегодня Развитие производственных и социальных отношений уже в древних ...
Уже на заре газетной истории многие сообщения были посвящены преступлениям, кровопролитию, насилию, сексу — словом, разного рода сенсациям. Подобные сообщения можно обнаружить даже в древнеримских acta, в первых сборниках новостей и балладах-листовках, а также в первой американской газете «Паблик оккеренсиз». Однако в истории американской журналистики бывали периоды, особенно в пору бурного расширения читательской аудитории и обострения конкурентной борьбы, когда сенсационность играла слишком большую роль в подаче новостей, — отсюда упреки в упадке серьезности и торжестве дурного вкуса. Эра дешевых газет, начавшаяся в 1830-1840-х годах, была одним из таких периодов. Криминальная и скандальная хроника заполонила в те годы газетные полосы. Джеймс Гордон Беннет, любивший углубляться в детали кровавых убийств и распространять сплетни о сексуальных скандалах, в 1840 стал даже мишенью «моральной войны», развязанной против него рядом газет. «Геральд» стала самой раскупаемой газетой США.
Второй период вспышки сенсационности в американской прессе начался в эпоху «новой журналистики» Джозефа Пулитцера. Пулитцер, основавший в 1878 «Сент-Луис пост-диспетч» («St. Louis Post-Dispatch»), а в 1883 приобретший «Нью-Йорк уорлд» («New York World»), был весьма напористым, требовательным и интеллигентным редактором, который развернул кампании в поддержку рабочих, иммигрантов и бедняков. Он проявил себя и как новатор, в частности в своей воскресной газете, где стали печататься специальные женские и спортивные полосы, а также первые цветные комиксы. Пулитцер понимал, что репортажи о насилии и сексе помогут увеличить тиражи, что подтверждается заголовками его газет: «Последняя ночь Коннетти», «Любовники малышки Лотты».
Уильям Рэндолф Херст, поклонник таланта Пулитцера, в 1887 взял бразды правления в газете своего отца «Сан-Франциско икзэминер» («San Francisco Examiner»), а в 1895 купил «Нью-Йорк джорнэл». В борьбе за нью-йоркских читателей Херст и Пулитцер снизили цену своих газет до цента, перекупали друг у друга редакторов и репортеров и заполняли полосы своих газет репортажами о кровавых и диковинных происшествиях. Также Пулитцер и Херст призывали к войне с Испанией из-за Кубы, вынося на первые полосы провокационные, нередко надуманные репортажи под аршинными заголовками. «Как вам нравится война „Джорнэл ?», — вопрошала газета Херста, как только началась испано-американская война 1898. Тиражи некоторых номеров обеих газет иногда достигали 1 млн. экз.
В ходе битвы между Херстом и Пулитцером за права на героя комиксов «Желтый Малыш» («Yellow Kid») родился новый термин для обозначения дешевой сенсационности: «желтая пресса». Это была также эпоха «трюковой» журналистики: в 1889 Пулитцер отправил репортера Элизабет Кокрин, писавшую под псевдонимом Нелли Блай, в кругосветное путешествие, задавшись целью выяснить, можно ли обогнуть земной шар менее чем за 80 дней. Джеймс Гордон Беннет младший, возглавивший «Геральд» после смерти отца в 1872, послал Генри Мортона Стэнли в Африку на поиски Дэвида Ливингстона. Однако это было и время расцвета серьезной журналистики — военных репортажей Стивена Крейна и Ричарда Хардинга Дэвиса (их материалы печатались в «Джорнэл» и «Уорлд») и принципов газетного дела, которые исповедовал издатель Адольф Окс, который в 1896 купил «Нью-Йорк таймс» и придал ей не утраченную до сих пор респектабельность. Другим важнейшим новшеством того периода стало регулярное использование в газетных репортажах фотографий, начало чему было положено в 1897.
М. Твен об американской журналистике («Журналистика в Теннеси», ...
... он поступил репортером в "Территориэл Энтерпрайз" - газету в Вирджиния-Сити, куда уже посылал написанные ... культурные центры США этих лет - Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон. Вернувшись из скитаний, двадцатидвухлетний наборщик ... очерки из жизни старателей. Твен быстро выдвинулся как фельетонист "Энтерпрайз". В это же время ... Бывало, что Твен приходил в отчаяние. "Если я не умру еще два года, - сказал ...
Стиль журналистики, внедренный Херстом и Пулитцером, с тем же успехом эксплуатировался в Лондоне Алфредом Хармсуортом, который в 1896 начал издавать «Дейли мейл» («Daily Mail»).
В 1903 он создал первую малоформатную газету-«таблоид» (термин позаимствован из фармацевтики) «Дейли миррор» («Daily Mirror»).
Когда Джозеф Паттерсон и Роберт Маккормик, владельцы «Чикаго трибюн» («Chicago Tribune»), увидели «Миррор» Хармсуорта, выходившую ежедневно миллионным тиражом, они решили внедрить в США таблоидный тип газеты, и в 1919 в Нью-Йорке появилась «Иллюстрейтед дейли ньюс» («Illustrated Daily News»), ознаменовавшая начало третьего периода в истории американской журналистики. Таблоиды вроде «Дейли ньюс» и ее конкурентов — «Дейли график» («Daily Graphic») Бернарра Макфаддена и херстовской «Дейли миррор» — было удобно читать в вагонах новой городской подземки, и их полосы были заполнены криминальной и скандальной хроникой. В этот же период начали издаваться и другие таблоиды — «Лос-Анджелес ньюс» («Los Angeles News»), «Филадельфия дейли ньюс» («Philadelphia Daily News»), «Детройт дейли» («Detroit Daily») и более серьезная «Чикаго таймс» («Chicago Times»).
К 1940 тираж «Нью-Йорк дейли ньюс» («New York Daily News») достиг 2 млн. экз.
Многих крупнейших мировых писателей в начале их литературной карьеры работа в газете привлекала возможностью заработать деньги, завоевать широкую аудиторию или воздействовать на общественные недуги. В 1844 Хорас Грили нанял в «Нью-Йорк трибюн» даму-философа Маргарет Фуллер, участницу кружка трансценденталистов, и поручил ей писать рецензии и исследовать социальные язвы. Чарлз Диккенс в 1830-е годы работал репортером в «Морнинг кроникл» («The Morning Chronicle») и писал очерки, в духе своих знаменитых романов, для лондонской «Ивнинг кроникл» («Evening Chronicle»).
В 1846 он основал и редактировал «Дейли ньюс» («Daily News») в Лондоне. В 1862 Марк Твен писал, хотя и без особой радости, для «Территориал энтерпрайз» («Territorial Enterprize») в Вирджиния-Сити (шт. Невада), в 1866 — для «Сакраменто юнион» («Sacramento Union») и ряда других газет. Линкольн Стеффенс, разоблачавший в журнале «Маклюрз» («McClure’s») коррупцию в американских городах, в 1892-1897 работал репортером «Нью-Йорк ивнинг пост» («New York Evening Post») и в 1897-1902 был редактором нью-йоркской «Коммершиал адвертайзер» («Commercial Advertiser»).
Чернокожий активист У.Дюбуа был корреспондентом «Спрингфилд рипабликен» («Springfield Republican») и «Нью-Йорк эйдж» (New York Age»), а с 1910 стал издавать собственный журнал «Крайсис» («Crisis»).
Эрнест Хемингуэй перед Первой мировой войной был репортером «Канзас сити стар» («Kansas City Star»), а после войны — иностранным корреспондентом «Торонто стар» («Toronto Star»).
Писатели Брет Гарт, Стивен Крейн и Теодор Драйзер также работали в газетах, и вообще журналистика дала немало крупных мастеров пера, в том числе Генри Менкена, Дэймона Раньона, Бена Хекта, Уолтера Липпмана, Дороти Томпсон, Эрни Пайла, Джона Херси, Эбботта Либлинга, Лилиан Росс и Томаса Вулфа.
По основам творческой деятельности журналиста «Жанр интервью ...
... – будет второй целью этой работы. Третья цель данного исследования - выявить классификацию интервью в современной газете. Ну и последнее – подготовка, проведение и печать интервью в газете. Материалом для данного исследования ...
«По моим оценкам, пройдет совсем немного времени — лет пять, может быть десять, и издательский бизнес в нашей стране будет контролироваться несколькими концернами — тремя, самое большее четырьмя», предрекал в 1893 издатель Фрэнк Манси. Прошло больше времени, да и выживших издательских фирм оказалось куда больше, но все же пророчество Манси в основном сбылось. В первой половине 20 в. количество газет в США начало стремительно уменьшаться, причем в этом процессе не последнюю роль сыграл тот же Манси. Когда-то в одном лишь Нью-Йорке насчитывалось 20 ежедневных газет, а к 1940 их осталось только 8; в том же году 25 американских городов с более чем стотысячным населением имели лишь по одной ежедневной газете. И все больше выживших городских газет принадлежали не местным издателям, а крупным общенациональным концернам.
Снижение числа городских газет создавало, безусловно, преимущества тем, кто выживал, поэтому в начале 20 в. все больше издателей стали объединяться со своими конкурентами или просто покупать их предприятия. В 1914 в Чикаго «Интер оушн» («Inter Ocean») слилась с «Рекорд-геральд» («Record-Herald») и назвала себя «Геральд». Затем в 1918 эта же газета слилась с «Икзэминер» («Examiner»), и в Чикаго остались лишь две утренние газеты. В Нью-Йорке Манси объединил свою «Пресс» («Press») с заслуженной «Сан», которую в 1868-1897 редактировал Чарлз Дэйна. В 1920 Манси присовокупил к своему концерну старую беннетовскую «Геральд» и «Ивнинг телегрэм» («Evening Telegram»).
В 1924 он продал «Геральд» владельцам «Трибюн» — так появилась «Геральд трибюн» («Herald Tribune»).
Затем Манси, которого уже прозвали «великим газетным палачом», купил «Глоб» («Globe») и «Мейл» («Mail»), в результате этой консолидации уничтожив обе газеты. Самой печальной потерей в этот период стала смерть нью-йоркской «Уорлд», которую наследники Пулитцера продали в 1931 концерну «Скриппс-Хауард ньюспейперс». Утренний выпуск «Уорлд» почил в бозе, а «Ивнинг уорлд» («Evening World») слилась с «Ивнинг телигрэм», которую «Скриппс-Хауард» приобрел у Манси, и превратилась в «Уорлд-телегрэм» («World-Telegram»).
Первый в США крупный газетный концерн был создан Э.У.Скриппсом. К 1914 концерн «Скриппс-Макрей», который начал с издания «Кливленд пресс» («Cleveland Press») и «Цинциннати пост» («Cincinnati Post»), выпускал уже 23 газеты. Издания возникали, перекупались, сливались, продавались и умирали. К 1929 тот же концерн, переименованный в «Скриппс-Хауард», владел 25 газетами. Уильям Рэндолф Херст после успешного начала своей деятельности в Сан-Франциско и переезда в Нью-Йорк стал создавать аналогичную сеть. В 1904 Херсту принадлежало 6 газет, затем он начал быстро расширять свою империю: в течение 1917-1921 она увеличивалась на одну газету в год. В 1922 Херст добавил к своей сети еще 7 газет. К концу того же года помимо 20 ежедневных и 11 воскресных газет он владел двумя телеграфными агентствами, шестью журналами и кинокомпанией — это был первый конгломерат средств массовой информации, обладавший значительной политической властью, что многие в то время решительно не одобряли. В дальнейшем, однако, подобные конгломераты все больше разрастались.
Становление и развитие татарской периодической печати на территории ...
... и общественного мнения татарского народа, обусловлена тем, что на сегодняшний день в России функционируют более 135 газет и журналов на татарском языке, во многих регионах действуют радио и телепередачи для ... В настоящее время в Башкортостане издаются три республиканские газеты, два журнала, более тридцати районных и городских газет на татарском языке. В то же время вопросы зарождения, становления и ...
Альтернативная журналистика и критика прессы. Даже при существовании в больших городах множества массовых ежедневных газет многие социальные группы считали, что они не отражают их мнений и интересов. Решением этой проблемы, особенно для иммигрантов, которые комфортнее чувствовали себя в родной языковой стихии, было издание собственных газет. Первым успешным иноязычным изданием в Америке была немецкая газета в Джермантауне под Филадельфией, в создании которой принимал участие Бенджамин Франклин. В Филадельфии в 1794-1798 выходила и ежедневная французская газета «Курьер франсэ» («Courrier Français»).
Испаноязычные газеты появились в 1808 в Новом Орлеане и в 1813 в Техасе. Первая газета индейцев «Чероки феникс» («Cherokee Phoenix») печаталась в Джорджии в 1828. Еврейская «Дейли форвард» («Daily Forward») на языке идиш появилась в Нью-Йорке в 1897, а к 1923 ее местные издания выходили еще в 11 городах. В первые десятилетия 20 в. на волне мощной иммиграции возник емкий рынок иноязычных газет. Судя по статистическим данным, приводимым историками журналистики Эдвином и Майклом Эмери, в 1914 в США выходило 160 ежедневных иноязычных газет, а в 1917 общее число иноязычных газет достигло 1323.
Афроамериканцы, начиная с «Фридомз джорнэл» и «Норт стар», также искали альтернативу общенациональным газетам. Айда Уэллс боролась за права чернокожих и женщин в мемфисской «Фри спич» («Free Speech»), а затем в «Нью-Йорк эйдж» («New York Age») и «Консерватор ин Чикаго» («Conservator in Chicago»).
В 1905 стала выходить «Чикаго дифендер» («Chicago Defender»), крупнейшая негритянская газета. В 1909 появилась нью-йоркская «Амстердам ньюс» («Amsterdam News»), в 1910 — «Питтсбург курьер» (Pittsburgh Courier»).
Среди первых женских газет — «Лайли» («The Lily»), издававшаяся Амелией Блумер с 1849 по 1859, и «Революшн» («The Revolution») Элизабет Стентон (1868-1871).
Социалистические газеты в США также пережили период бума — в 1913 их общий тираж составил 2 млн. экз. Однако многие из этих газет, в том числе и «Нью-Йорк колл» («New York Call»), сильно пострадали в годы Первой мировой войны после принятия закона о шпионаже, который лишил их почтовых льгот.
В попытке уйти от прессинга рекламодателей Ралф Ингерсолл в 1940 стал выпускать нью-йоркскую ежедневную «ПМ» («PM») вообще без рекламы. После ряда перемен издательской политики и смены названия газета в 1949 прекратила существование. Журналист А.Ф.Стоун, публиковавшийся в крупнейших ежедневных газетах, решил, что единственный способ освободиться от ограничений — это начать издание газеты, где он будет издателем, редактором и автором в одном лице. Появившаяся в 1953 «А.Ф.Стоунз уикли» («I.F. Stone’s Weekly») предлагала своим немногим читателям разоблачительные материалы, которые были основаны на анализе правительственных документов и выдержаны в духе критики «холодной войны», чего не могли себе позволить крупные газеты того времени.
Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере газет
... газета «Территория» и женский интернет – журнал «Beautytime.ru». Предмет исследования - гендерное разнообразие интернет-изданий. Цель моей работы - охарактеризовать гендерную структуру периодических интернет-изданий и выявить оригинальные жанры онлайн-журналистики. ... исповедь, рекомендацию (совет), аналитический пресс-релиз; а к художественно- ... в том, что в России существует небольшое количество ...
Движение против вьетнамской войны и культурные сдвиги 1960-х годов породили целый веер экспериментальных альтернативных газет, в том числе «Беркли барб» («Berkeley Barb»), «Сан-Франциско орэкл» («San Francisco Oracle»), чикагскую «Сид» («Seed»), нью-йоркскую «Ист-Виллидж азер» («East Village Other») и «Лос-Анджелес фри пресс» («Los Angeles Free Press»).
Старейшая и наиболее популярная в этом сонме радикальных газет — нью-йоркская «Виллидж войс» («Village Voice») — была основана Дэниелом Вулфом, Эдуардом Фэнчером и писателем Норманом Мейлером в 1955.
С течением времени многие газеты умирали, те же, что выживали, прибирались к рукам крупными корпорациями, так что практика одностороннего освещения новостей в монополизированной прессе вызвала рост критики, пионером которой в конце 1940-х годов стал постоянный автор журнала «Нью-Йоркер» («New Yorker») Эбботт Либлинг. «Свобода прессы существует лишь для тех, кто ею владеет» — это, вероятно, самое знаменитое из его изречений. В 1961 он заявил, что США, где ежедневные газеты тогда конкурировали лишь в 61 городе, обречены иметь «одногласую, одноглазую, монополизированную прессу». «С уменьшением количества и разнообразия газетных голосов, — писал Либлинг, — уменьшается число и разнообразие репортерских глаз, что само по себе столь же плачевно». В 1961 начал выходить журнал «Коламбия джорнализм ривью» («Columbia Journalism Review»), посвященный анализу и критике современной американской печати.[2]
.2 Возникновение аналитических изданий в России до ХХ века
Основные типы русских газет одним из первых па основе скрупулезного статистического анализа определил А.В. Пешехонов в 1901 г., оговорив тот факт, что эти типы еще недостаточно развиты. По его мнению, в столице можно выделить три типа газет: «большие» — самые дорогие и влиятельные газеты, рассчитанные на образованные, подготовленные круги читателей; «малые» — газеты, небольшие по объему и более доступные по цене, ориентированные на широкие круги читателей; «дешевые» — газеты, отличающиеся от других не только низкой ценой, но и качеством. Наиболее дифференцированной по типам он считал петербургскую прессу. О трех типах русских газет несколько позже, в 1904 г., писал и С.Н. Кривенко: «…газеты начали дифференцироваться на большую и так называемую малую прессу. Пяти- и четырехрублевые газеты приспосабливаются уже на всякую потребу, стараясь больше всего о разнообразии содержания, а специально уличные листки, с их совершенно особой разухабистостью, сенсационными заглавиями, описанием убийств и уголовными романами, имеют в виду городскую полуинтеллигенцию, до приказчиков, швейцаров и дворников включительно… теперь появилась недавно в Петербурге даже трехрублевая газета, предлагая которую, газетчики кричат: Русская газета стоит только одну монету» (то есть 1 копейку)[1].
Медиаобраз музыканта-селебрити в печатных СМИ (на примере образа ...
... и такое обстоятельство, как ее многоязычность. Газеты и журналы выходят на 57 языках народов России и на 20 языках народов Европы, ... восприятия, размытость ценностных ориентиров, потеря идентичности, виртуализованность сознания. Так, медиаобразы, будучи симбиозом объективной действительности и авторского субъективного представления о ... Структура. Работа состоит из двух глав, введения, заключения и ...
С.Н. Кривенко тоже отмечал наличие трех типов русских газет. Но если «большую» газету он оставляет практически без характеристики как уже известный в России тип газетного издания, то «малую» и «специальные уличные листки» описывает достаточно подробно, так как это было явление новое для русской журналистики. Пяти- и четырехрублевые газеты отличаются низкой ценой подписки (напомним, подписка на «большие» стоила от 8 до 12 рублей), разнообразием содержания, снижением уровня публикаций («приспосабливаются на всякую потребу»), размером и форматом. По терминологии Пешехонова — это «малая» газета.
«Уличные листки» — совсем низкая цена («дешевые», по определению Пешехонова), специфическая аудитория (городская полуинтеллигенция, швейцары, приказчики, дворники), особое содержание и форма публикуемых материалов (сенсационные заголовки, разухабистость, уголовные публикации и т.д.).
Этот тип быстро получил название бульварных изданий. Для более полного ознакомления с такими газетами журналисты обратили внимание на французские издания, предназначенные для «кабаре и бульваров», статьи о которых появились в русской прессе.
Если перевести принятое на рубеже XIX и XX вв. деление газет на «большие», «малые» и «дешевые» на современную терминологию, используемую при анализе европейских и американских газет, то «большая» соответствует понятию «качественная», «малая» — «массовая», а «дешевая» — «бульварная» газета. Таким образом, русская журналистика, приблизившаяся в начале XX в. к мировому уровню развития, и в газетном деле повторяла путь, уже пройденный наиболее развитыми странами.
Первыми в России возникли качественные газеты, которые рассчитывали на интеллигентного читателя. Они являлись изданиями четко выдержанного единого направления, печатали серьезные статьи.
Массовые газеты — продукт рубежа XIX и XX вв., первые из них возникли в самом конце XIX в., когда к активной общественной жизни приходит новый читатель, не подготовленный к восприятию публикаций серьезной, качественной газеты. Это издания с нечетким, хотя в большинстве случаев обличительным направлением, более востребованным широкой аудиторией, учитывающие момент определенной развлекательности, необходимый для привлечения внимания «улицы» — так называли тогда читателей массовых, малых газет.
И, наконец, бульварные, дешевые газеты. В 1900 г. они существовали только в Петербурге (по подсчетам Пешехонова их было 13), в 1904 г. появилась одна, стоившая 1 копейку, а в 1908-1910 гг. они распространились по всей стране в форме многочисленных «Газет-Копеек», сразу же нашедших своего читателя.
Но в последней четверти XIX в. с разницей в 20 лет возникли две газеты, которые по своим характеристикам «не вписывались» ни в одну из типологических групп. По влиянию на русское общество, по распространению среди читающей публики они быстро вышли на первое место в системе газет России. Речь идет о «Новом времени» А.С. Суворина и о «Русском слове», имевшем самый большой тираж после 1902 г., когда издатель газеты И.Д. Сытин пригласил редактировать газету В.М. Дорошевича. Определение типов этих газет вызывало споры в начале XX в., нет единства по этому вопросу и в современной исследовательской литературе.
Джордж Оруэлл. В двух томах. Том 2: , статьи, рецензии
... годов, я написал патриотическое стихотворение, которое было напечатано в местной газете, как и другие, два года спустя, на смерть Китченера. Став ... с ними было куда меньше, чем с самыми примитивными газетными статьями сегодня. Но наряду со всем этим в течение пятнадцати ... прочего в книге этой есть длинная глава, полная выдержек из газет и других материалов, которая защищает троцкистов, обвиненных в то ...
И ту и другую газету отличала большая насыщенность информацией. Вот как определял своеобразие издания Суворина В.В. Розанов, сотрудничавший в газете около 30 лет и хорошо знавший основные принципы ведения этой газеты ее редактором-издателем. «Ничего — специального, ничего — частного, ничего — личного, ничего — особенного и партийного, все для всей России, для целой России». То есть аудитория газеты самая широкая (вся Россия), и для этой аудитории важно, чтобы она была «общераспространенною, первой по величине, живости и подписке». Розанов отмечает особый способ изложения материала: «Все целесообразно — и скандал и шутка, введено в газету, чтобы она была… первой по величине, живости и подписке». По его мнению, именно эти качества «Нового времени» способствовали тому, что Суворин добился такого внимания публики, «какого он никогда не мог бы получить, говоря со страниц малообразованной газеты или заслуженного академического органа печати»[2].
Значит, Розанов говорит о таком типе газеты «Новое время», который находится посредине между «малообразованной» газетой и «академическим» органом прессы. Так же сложно определить тип «Русского слова» под редакцией В.М. Дорошевича. «Анализ не только содержания, но и социального состава корреспондентов (авторов писем), проведенный в начале века самой же редакцией «Русского слова», убедительно характеризовал издание как орган привилегированных классов и слоев русского общества»[3].
Но если это верно для начала XX в., то после первой русской революции тиражи газеты стремительно растут, достигая сотен тысяч и даже миллиона в 1917 г. — показателей, для России невиданных. Говорить о привилегированной публике, читающей газету, уже не приходится. Пытаясь понять феномен «Русского слова», один из исследователей прессы того времени Н.Я. Абрамович упрекал издание Сытина — Дорошевича прежде всего за то, что в газете не было «духовной возбудимости, резкого отклика, нервного повышенного тона», т.е. всего того, к чему привык читатель качественной газеты.
Автор отмечал также, что в «Русском слове» нет академизма и сухости, свойственных большим серьезным газетам, но нет в нем и типичной для малой прессы «желтизны», убийств, пожаров, скандалов. Задача газеты, по определению памфлетиста, — «осведомитель», ее «могущество и служение» — выполнение информационной функции. И в этом Абрамович был прав. Современники называли «Русское слово» «фабрикой новостей».
Таким образом, на рубеже XIX и XX вв. современниками был замечен, но не назван четвертый тип русских газет. Газеты, относящиеся к этому типу следует назвать информационными. Если определять историческое место информационных газет, то они возникали вслед за качественными, почти одновременно с массовой прессой. Информационные газеты вводили в орбиту влияния периодики более широкие слои достаточно образованных читателей, создавали привычку ежедневного чтения газет для получения ежедневной информации о событиях, происходящих в стране и в мире. Массовые газеты эту привычку закрепляли, вовлекали в сферу воздействия периодики совсем не подготовленные к чтению слои населения. Ту же задачу, хотя и на самом примитивном уровне, выполняла бульварная газета.
В начале XX в. в деятельности и информационных, и массовых, и бульварных газет начали проявляться тенденции, пугавшие журналистов и всю русскую интеллигенцию, привыкших видеть и оценивать идейное служение обществу газет и журналов XIX в. Речь шла о проникновении капиталистических отношений в журналистику, и в первую очередь, в газетное дело.
«Ареною желанного господства для капиталистов является именно ежедневная печать, проникающая повсюду, доставляющая не только огромные денежные обороты и доходы, но и возможность значительного промышленного влияния на многочисленные массы потребителей», — писал в 1910 г. один из известных публицистов «Вестника Европы» Л.З. Слонимский в статье «Периодическая печать и капитализм»[4].
Ему вторил С. Мельгунов: «…приспособление газет к новым задачам меняет и самый облик печати. Там, где на первый план, как в капиталистическом предприятии, выдвигается вопрос о товарообмене — нет места идейному служению общественным и политическим задачам. Современная газета начинает оправдывать свое итальянское происхождение… сорока. Этот сорочий стрекот не стесняется средствами, т.к. его единственная цель подладиться под вкусы обывательского мира и иметь успех»[5].
Тип такой газеты, «как теперь признано», констатировал С. Мельгунов, олицетворяется «Русским словом». Действительно, неприятие многими современниками и «Русского слова», и «Нового времени» объяснялось еще и тем, что обе газеты издавались предпринимателями капиталистического толка. Абрамович упрекал Дорошевича в том, что он несет «знамя служения рынку», а не обществу, что он насытил газету «воздухом улиц, театральных фойе и ресторанных зал»[6].
Представители идейной прессы, гордящиеся направлением своих изданий, пытались доказать, что русская журналистика, в отличие от европейской, сможет противостоять проникновению капитала в издание периодики. «В этом своеобразном товаре, который пускается в оборот литературно-газетной промышленностью, всегда остается нерастворимый, неуловимый для капитала, не поддающийся его захвату, остаток духовности, индивидуального творчества», — писал Слонимский, доказывая таким образом, что журналистика никогда до конца не будет подвластна капиталу. Кроме «заряда духовности», захвату прессы капиталом в России препятствуют и чисто русские условия: гнет цензуры, постоянный риск закрытия газеты или журнала не дают уверенности в получении стабильного дохода и делают вложение капитала в периодику невыгодным.
Слонимский не мог, конечно, не видеть, что целый ряд газет, в том числе крупных, уже издается на основе новых предпринимательских принципов, но он утверждал, что издавать газеты могут только «идейные капиталисты», и «между издателями, редакторами и главными сотрудниками больших газет часто устанавливаются товарищеские отношения, и все участники общего дела нередко действительно становились товарищами по несчастью». Кстати, таким «идейным капиталистом» Слонимский считал А.С. Суворина — редактора-издателя «Нового времени». Автор «Вестника Европы» выражал уверенность всех старых русских журналистов в том, что «газетное и журнальное издательство является у нас поприщем не для выгодного помещения капитала, а для самоотверженного общественного служения». Это и давало возможность закончить статью на оптимистической ноте: «Твердо установившиеся традиции русской журналистики позволяют надеяться, что в ней никогда не удастся восторжествовать чисто коммерческому капиталистическому духу, и что, избавившись от внешнего гнета, печать никогда не подпадет под другое иго, еще худшее, отравляющее самую ее духовную сущность, ее душу»[7].
В этих словах отразилось огромное уважение к журналистике, характерное для русского общества, вера в то, что пресса сохранит свои лучшие традиции. Но общий итог статьи не соответствовал реалиям жизни: капиталистические отношения проникали в прессу все активнее, как и в других сферах деятельности. Московские ведомости — старейшая в Москве газета, начала издаваться Московским университетом в 1756 г., выходила два раза в неделю до 1842 г., затем три раза в неделю до 1859 г., после чего стала выходить ежедневно. Сначала это был листок тиражом 600 экземпляров, публиковавший московскую хронику, российские и зарубежные новости, информацию университета. С 1865 г. газета имела подзаголовок «Газета земского и думского дела». В 1900 г. газета выпускалась типографией на Страстном бульваре, где находилась и редакция.
Московские губернские ведомости — ежедневная официальная газета, публиковавшаяся с 1837 года. На страницах газеты помещались правительственные распоряжения, информация о событиях в стране, мире, Московской губернии, материалы по краеведению, этнографии, фольклору.
Ведомости Московской городской полиции — ежедневная (кроме двунадесятых праздников) газета начала издаваться в 1848 году. Кроме приказов по московской полиции и официальных сообщений публикует информацию о событиях в стране и за рубежом. Много статей в 1900 г. посвящались войне с Китаем. В одной из них говорилось, например, следующее: «По дополнительно полученным сведениям, 13 сентября отряд генерала Субботича тремя колоннами атаковал китайские войска на укреплённой Аль-шань-чжанской позиции и обратил противника в бегство». В другой статье рассказывается об успехах российской научной экспедиции на острова Шпицбергена, в которой русским учёным удалось сделать то, что не сумели их коллеги шведы.
Русские ведомости — одна из крупнейших русских газет политического и литературного направления, выходившая в Москве с 1863 года, орган либеральной интеллигенции. До 1868 г. выходит три раза в неделю, затем ежедневно. Среди авторов 1900 г. такие писатели, как Л.Н. Толстой, А.М. Горький, А.П. Чехов, К.М. Станюкович и др.
Московский листок — одна из первых ежедневных газет для обывателей, выходившая с 1881 г. Публиковала в основном объявления и новости Москвы. Среди последних 22 января 1900 г. под рубрикой «Из обыденной жизни» поместили такую информацию: «Ходят совершенно невероятные слухи о предполагаемых с будущего года реформах в наших театрах. Когда у нас заговаривают о театральных реформах, то артисты сейчас же начинают пугливо переглядываться, и каждый из них с душевным трепетом вопрошает самого себя: — Чей оклад теперь будет уменьшен?» Годовая подписка на это издание составляла аж 9 руб.
Новости дня — ежедневная газета, выходившая с 1883 года. Контора располагалась в доме купеческого общества на Кузнецком мосту. В газете можно было прочесть новости из различных регионов России и о зарубежных событиях. Печатались также фельетоны и романы с продолжениями.
Кремль — ежедневная газета, выходившая с 1897 г. под редакцией известного историка Д.И. Иловайского. В основном публиковала статьи самого издателя. В одной из них, например, давалась пространная критика книги С. Платонова «Очерки по истории Смуты в Московском государстве». Но газета помещала, как писалось в её программе, правительственные распоряжения, руководящие статьи, телеграммы от собственных корреспондентов, хронику событий, известия и некрологи, материалы по искусству, спорту, беллетристике, биржевые известия.
Русское слово — ежедневная либерально-буржуазная газета, издание которой возглавлял крупнейший издатель и просветитель России И.Д. Сытин, выходила с 1897 г. Современники называли газету «фабрикой новостей». В 1900 г. тираж достигал почти 30 тысяч экземпляров. В том же году начало выходить воскресное приложение газеты под названием «Искры», в котором печаталась беллетристика, политическая и театральная хроника, научно-популярные статьи, фоторепортажи. Цена одного номера 3 копейки, годовая подписка 5 рублей.
Русский листок — большая ежедневная политическая, общественная и литературная газета, выходившая с 1888 г., единственная, в заголовке которой сообщалось — «ежедневная газета без предварительной цензуры». (Во всех других писалось: «Дозволено цензурою» или «Печать утверждена Московским Обер-Полицмейстером генерал-майором Д.О. Треновым» и т.д.).
В газете публиковалась оперативная информация, такая как «Астрахань. 25 марта. Волга ниже города вскрылась, лёд тронулся выше Астрахани на 40 вёрст». И в том же номере можно было встретить оригинальные объявления, явно не прошедшие цензуру: «За 1 рубль прихожу выпить и закусить. Могу рассказывать анекдоты. Расстоянием не стесняюсь». У газеты было иллюстрированное приложение под названием «Русский листок. 2-й лист». В нём публиковались стихи, рассказы, множество иллюстраций с обязательной подписью «Рисунки дозволены цензурою».
Искра — первая общерусская политическая марксистская нелегальная газета, выпускавшаяся с 1900 за границей, но читавшаяся и в Москве. В первом же номере в рубрике «Хроника рабочего движения и письма с фабрик и заводов» в разделе «Московская губерния» была помещена статья «Пробуждение кирпичников», в которой, в частности, рассказывалось: «Среди различных категорий рабочих, если не меньшим, то, во всяком случае, чрезвычайно малым вниманием к себе пользуются рабочие кирпичных заводов… В начале мая на большом заводе Якунчикова (близ деревни Черёмушки, в 15 верстах от Москвы) рабочие устроили стачку и потребовали повышения заработной платы. Заводчик отказал в прибавке. Работы не возобновлялись несколько дней и, когда после настойчивых требований рабочих, плата не была повышена, они удалились с завода. Никаких бесчинств со стороны рабочих не было допущено. Стачка на заводе Якунчикова была сигналом. Последовала стачка на заводе Челнокова в Мытищах (более 1000 рабочих), а затем почти на всех заводах рабочие отказывались приступать к работам. Заводчики упорствовали, а рабочие ходили с завода на завод и, встречая нежелание владельцев повысить платы, не начинали работ. Благодаря такому положению дела, в течение почти двух недель ни один более или менее крупный завод не работал. Наконец, хозяева сдались, и рабочие торжествовали победу. Цена за выделку тысячи кирпичей была повышена с 2 р. 65 к. до 3 р. 10 к. (тысячу кирпичей могут сделать двое рабочих в день)».
ГЛАВА 2. Современные аналитические жанры
.1 Аналитические жанры, цели и виды
Аналитические жанры — это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования.
Современная жанровая направленность по мнению Тертычного А.А. разделяется на следующие виды: аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, обозрение, журналистское расследование, обзор СМИ, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, аналитический пресс-релиз.
.2 Специфика аналитических жанров
Корреспонденция — жанр, предметом которого выступает отдельно взятое, социально значимое событие, изложение которого дается журналистом детализировано. Журналист не обязательно должен являться непосредственным свидетелем произошедшего, он может воссоздавать картину по рассказам очевидцев или документам.
Некоторые исследователи (например, А. Тертычный) выделяют две группы корреспонденций — информационные и аналитические. Однако даже в информационной допускают присутствие «элементов оценки, предписания, прогноза» [Тертычный 2000: 76], т. е. операций, присущих аналитике.
Таким образом, на наш взгляд, корректнее относить корреспонденцию к аналитическим жанрам. В качестве жанрообразующих признаков назовем следующие:
«- отдельная ситуация в ее проблемном целом как предмет исследования;
выявление закономерностей развития текущей действительности на основе анализа конкретной ситуации;
факт как основа текста, как повод для его интерпретации; соединение лично наблюдаемых журналистом фактов с фактами «вторичного» использования;
авторское рассуждение, вытекающее из обобщения описываемых фактов;
явно или неявно демонстрируемая цепочка: тезис — аргументация — демонстрация — вывод» [Корконосенко 2000: 149-150].
Колонка — жанр, получивший широкое распространение только в постперестроечный период российской журналистики. В газетно-журнальную практику она пришла вместе с модой на западные формы подачи аналитики. На полосе колонку легко распознать формально. Тексты колумнистов (так на западный манер называют авторов колонок, от англ. column) выходят регулярно, на одном и том же месте, имеют, как правило, постоянный объем до 200 строк.
В жанровом плане колонка может включать элементы эссе (главное жанровое требование к колонке — «содержать лишь одну точку зрения, характеризоваться своим «голосом» и стилем» [Михайлов; 1998]; фельетона (критический, ироничный тон колонки).
Подчас колонка может являть собой произведение, полностью написанное в каком-либо аналитическом (рецензия, обозрение, комментарий) или художественно-публицистическом (эссе, фельетон) жанрах, что затрудняет жанровый анализ колонки.
Образ автора в колонке может быть интересен публике благодаря авторитету колумниста (на Западе эта роль крайне почетна и предоставляется исключительно ведущим сотрудникам редакции, а также признанным политикам, экономистам, ученым, культурологам) либо благодаря избранной им «маске», типической или парадоксальной.
Слово «рецензия» латинского происхождения. В переводе означает «сообщение», «пересмотр», «оценка», «отзыв». Рецензия как жанр выделяется по следующим содержательным признакам: она имеет строго заданный предмет исследования (произведение искусства, публицистики, науки) и направление его анализа (идея произведения, ее актуальность и способы выражения).
Как будет воплощено содержание рецензии, целиком зависит от автора. Отсюда и разнообразие жанровых форм. Выделяют такие виды рецензий:
рецензия-статья (традиционная форма);
рецензия-интервью (диалог, круглый стол);
рецензия-фельетон (остро критическая);
рецензия-очерк (объемная рецензия с включением очерковых элементов — из истории искусств, из биографии творческих деятелей);
рецензия-заметка (мини-рецензия, близкая к аннотации).
В задачи автора рецензии входит сообщение читателю о новом произведении и оценка его, тем самым журналист способствует верному (с точки зрения рецензента) восприятию. Учебники и пособия отмечают, что рецензия — жанр не субъективный, а основанный на аргументированном разборе источника. В действительности ситуация сложнее. Очень часто оценки одного и того же произведения оказываются диаметрально противоположными — даже у признанных, авторитетных критиков. Таким образом, рецензент преследует две цели: информационно-познавательную и исследовательскую, подразумевающую анализ произведения.
Главная особенность рецензии заключается в том, что объектом исследования в ней выступает отраженная действительность, другими словами, рецензия является информацией об информации. Основу критического отзыва составляют факты, но берутся они, в отличие от других жанров, не из жизни, а из произведений литературы, живописи и т. д. То есть факт в рецензии подвергается вторичной обработке.
Каждый вид критики (литературная, театральная и т. д.) имеет свои особенности, обусловленные спецификой того вида искусства, которое находится в ее компетенции. Решающее значение в рецензии имеет авторская осведомленность в данной теме. Чем фундаментальнее знания критика, тем содержательнее рецензия, убедительнее аргументация, авторитетнее оценка.
Глубина критического анализа зависит от предполагаемого места публикации рецензии. На страницах специализированного издания рецензия полнее, серьезнее, сложнее для понимания человеку «со стороны», дилетанту. В рецензиях, предназначенных для массовых газет и журналов, форма изложения и содержание должны быть проще, ориентированы на массового зрителя, читателя, слушателя.
Объем критического произведения также зависит от места его публикации. Дать исчерпывающий, полностью аргументированный анализ в рамках небольшой газетной рецензии невозможно. Есть два пути решения этой проблемы. Первый — это ограничение круга рассматриваемых аспектов (например, в кинорецензии говорим о сюжете, игре актеров, режиссерском замысле, умалчиваем об операторской работе, монтаже, возникающих культурных и идейных ассоциациях).
Второй — концентрация содержания, пропуск рассуждений рецензента, изложение уже готовых оценок. Кстати, основной признак газетной популярной рецензии — предельная сжатость элементов исследования. Характеристика путем кратких выводов — широко распространенный в газетной практике прием. Аргументированное исследование, когда читатель соприкасается с мыслительным процессом критика, свойственно обстоятельным, профессиональным рецензиям, публикуемым в специализированных изданиях.
Воспроизведение предмета разбора — важная задача, стоящая перед рецензентом. От нее в немалой степени зависит эффективность рецензии. Воспроизведение конкретизирует процесс анализа, придает ему доказательный характер. Однако только литературная критика способна в точности воспроизводить объект исследования — цитируя его фрагменты. В прочих областях искусства вербальное воспроизведение предмета рецензии не дает стопроцентного сходства. В рецензии можно выделить два основных типа воспроизведения объекта; описательный, дающий конкретную «картинку», и абстрактный, передающий эмоциональную реакцию рецензента и направленный сразу на оценку.
Использование в рецензии специальной терминологии обусловлено предназначением текста — для специалистов или для массового читателя. Перегруженный узкоспециальной терминологией или профессиональным жаргоном текст демонстрирует осведомленность автора, но не всегда может быть уместен, т. к. простой читатель не знает этого языка. Если рецензент употребляет подобные слова, он должен стараться их пояснять.
Термином «статья» объединены весьма разнообразные газетные тексты, среди которых различают следующие типы: общетеоретическая статья, практико-аналитическая статья, научно-популярная статья, полемическая статья, передовая статья.
Общетеоретическая статья посвящается глобальным вопросам общественного развития.
Практико-аналитическая статья предназначена для разбора конкретных ситуаций и процессов, которые могут служить положительным или отрицательным примером как для всего социума, так и для отдельных его сегментов.
Научно-популярная статья в доступной форме освещает вопросы и проблемы научной сферы.
Полемическая статья представляет собой дискуссию, которую автор разворачивает со своим оппонентом, конкретным или обобщенным. Полемика может вестись как на глобальном уровне, касающемся вопросов развития общества, так и на частном, затрагивающем отдельно взятую проблему и взгляд на нее.
Почти вымерший вид — передовая статья — носит ярко выраженный пропагандистский характер, формулирует основные задачи, стоящие перед обществом, и пути их разрешения с точки зрения идеологии, отражаемой редакцией.
Статья характеризуется широтой анализируемого материала, обобщение которого дает автор. Если в корреспонденции журналист освещает конкретное явление, то в статье он исследует целую социальную ситуацию или процесс, то есть несколько групп фактов и явлений, тесно взаимосвязанным между собой.
При подготовке статьи, как и других аналитических материалов, очень важно учитывать требования, которые предъявляются к материалам такого характера. Использование аналитических операций, логических методов познания действительности — без этого текст не может претендовать на звание аналитического.
А. Тертычный следующим образом формулирует задачи, признаки и этапы создания статьи [Тертычный 2000].
Задачи, стоящие перед автором статьи:
. Разъяснение сути различных общественных событий, феноменов, демонстрация тенденций их развития, оценка их значимости.
. Анализ и распространение передового опыта решения социальных проблем.
. Критика неэффективных или ложных путей развития, ложных установок и вредных ориентиров.
Признаки статьи:
. Выявление взаимосвязи различных явлений и, как следствие, содействие аудитории в постижении этих взаимосвязей.
. Использование аналитико-синтетических операций: сравнения, оценки, детализации, разъяснения, предсказания, обобщения.
. Использование коммуникативных операций: диалогичность, ситуативность.
. Выявление и изложение связей, направленных в прошлое и будущее явления.
. Построение от простого к сложному, от видимого к невидимому, от известного к неизвестному, от бесспорного к спорному.
Успешность аналитической публикации определяется следующими параметрами. Во-первых, отбором «новых сторон» действительности, адекватных задачам аналитического выступления (крайним представлением «новых сторон» действительности являются сенсации: реальные; инициированные прессой; «утки»).
Во-вторых, выбором предметно-тематической направленности, адекватной интересам аудитории (привязкой содержания к конкретному актуальному виду деятельности; выявлением функциональной роли описываемой деятельности; выявлением соответствия описываемого с нормативными требованиями и идеалами аудитории).
В-третьих, соотнесенностью анализа с предварительной информированностью о нем аудитории.
Предметом отображения в статье может выступать событие, процесс, социальная ситуация.
Первый этап толкования объекта отображения в статье — знакомство с ним. При этом используются методы группировки данных (упорядочивание, систематизация) и типологизации данных (определение устойчивых сочетаний свойств предметов).
Второй этап толкования — объяснение, т. е. установление причинно-следственных связей.
Третий этап толкования — прогнозирование. Здесь используются метод экспертных оценок; метод сценариев (изучение публикаций о предмете на основе контент-анализа, ведущее к прогнозированию); метод экстраполяции (распространение выводов об одной или нескольких частях явления на другие части или другие явления, отнесенные в будущее).
Четвертый этап толкования — оценка. Могут быть применены методы избирательного показа (цитирование, пересказ); прямой авторской оценки, экспертных оценок. К некорректным, манипулятивным, методам относятся метод домысла и «передержек» (искажение явления в надежде на неосведомленность публики); апелляция к «личности»; апелляция к «публике»; «навешивание ярлыков».
Пятый этап толкования — программа действий, предлагаемая журналистом в существующих условиях. Как достичь цели, обладая определенными ресурсами, или какие ресурсы нужно задействовать, чтобы достичь нужной цели.
Композиция статьи, как правило, определяется тем, какой способ исследования действительности выберет автор. Пойдет ли он по пути дедуктивного умозаключения (от общего к частному) или индуктивного (от частного к общему).
В первом случае рассуждения будут предшествовать фактам, во втором — наоборот.
По стилистическим особенностям статьи можно разделить на две большие группы.
. Статьи, ориентированные на научный стиль изложения. Такие тексты характеризуются строгостью языка, обилием терминов, сложным синтаксисом, передающим логический характер размышлений автора и позволяющим «сжимать» информацию.
. Статьи, ориентированные на непринужденное, «беллетризованное» изложение. В таких текстах активизируется авторское «я», используются экспрессивные приемы (ирония, гипербола), разговорная лексика. Заметно изменяется синтаксис, приобретая разговорную окраску — увеличивается число недлинных предложений, бессоюзных связей. В современных условиях «интимизации» газетной речи удельный вес статей этого типа заметно возрос.
По своему стилистическому строю к статье примыкает обозрение. Однако от статьи его отличает концентрация не на логических связях, а на эффектных и наглядных примерах, деталях. Обозрение призвано, во-первых, давать панораму событий, и только во-вторых — отыскивать связывающие их нити. Предмет обозрения — осмысление системы событий какой-либо сферы общественной жизни, ограниченных тематическими и (или) пространственно временными рамками. Обозрения — своего рода итог определенного периода жизни, что вызывает необходимость четкой периодичности их выхода; еженедельные, ежемесячные и т. п.
Близко к обозрению примыкают такие жанры, как обзор редакционной почты и обзор СМИ.
Обзор писем в редакцию, как и обозрение, может базироваться на тематической и временной основе.
Основные формы обзора СМИ:
- информационный обзор, содержащий сообщение о наиболее важных материалах одного или нескольких изданий [Грабельников 2001: 229];
Тематический обзор, демонстрирующий широкий спектр мнений, высказанных различными изданиями по определенной теме [Тертычный 1999:190].