Медиаобраз музыканта-селебрити в печатных СМИ (на примере образа Игоря Сорина в газетах «Живой звук» и «Комсомольская правда», а также журнале «Cosmopolitan»)

Курсовая работа

Современная журналистика стремительно развивается. В неё входят новые понятия, которые раньше до этого нигде не использовались, многие из них даже не существовали. К таким понятиям относится и «медиаобраз». Но трудов по изучению этого понятия ещё недостаточно.

Объект исследования: медиаобраз музыканта-селебрити в печатных СМИ.

Предмет исследования: «Живой звук» (июль 1997 г, сентябрь 1999г) и «Комсомольская правда» (конец 1997, сентябрь 1998г), а так же в журнале «COSMOPOLITAN» (Апрель 1997г)

Цель исследования. Анализ медиобраза музыканта-селебрити в печатных СМИ.

Методы исследования. В работе в основном используется такой метод исследования, как контент-анализ публикаций (статьи, интервью в газетах «Живой звук» и «Комсомольская правда», журнале «COSMOPOLITAN».

Структура. Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы. Первая глава содержит два параграфа, вторая глава содержит три параграфа.

1.1 Печатные СМИ

Печатные средства массовой информации — газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Согласно статье 2 закона РФ от 27 декабря 1991 го № 2124-I «О средствах массовой информации»

Печатные издания — самый распространённый вид СМИ в РФ. К началу 2009 года в Российской Федерации было зарегистрировано 27 425 газет и еженедельников, но в постоянном обороте находятся не более 14 тыс. из них. Также, зарегистрировано 20 433 журнала, 787 альманахов, 1297 сборников, 1519 бюллетеней и 214 изданий на магнитных носителях. Всего к началу 2009 году зарегистрировано свыше 51 тысячи печатных СМИ. В России работают меньше половины зарегистрированных СМИ. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 13.01.2009. 15:59. URL: http://gtmarket.ru/news/media-advertising-marketing/2009/01/13/1890

Российские печатные СМИ отличаются тем, что они независимы не столько юридически, сколько в социальном плане (от читателей): издания практически полностью не реагируют на письма читателей, не поддерживают «обратной связи» с ними, не изучают оценку читателями своей деятельности, не стремятся удовлетворить читательские информационные потребности, предлагая лишь своё видение печатных полос и сюжетов, излагаемых в публикациях журналистов. Аверина Ю. В. Городская печать в процессе социальных трансформаций // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2009. — № 4. — С. 6 В постсоветский период произошло резкое сокращение читательской аудитории российских газет: по данным опросов в 1990 году регулярно прессу не читали 4 % опрошенных, в 2002 году — 13,5 % опрошенных, в 2006 году — 30 % опрошенных. Аверина Ю. В. Городская печать в процессе социальных трансформаций // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2009. — № 4. — С. 5

15 стр., 7385 слов

Типы предложений по цели высказывания в печатной рекламе

... предложения по цели высказывания. В зависимости от тематики, именно в этом заключается актуальность выбранного нами исследования. Объектом исследования стало предложение, как единица синтаксиса. Предметом нашей работы являются типы предложений по цели высказывания в печатных СМИ (на ... тему (исходный пункт высказывания) и рему (то, что сообщается по этой теме). Поэтому типология предложения делится на ...

В настоящий момент в России более или менее регулярно выходят около десяти тысяч периодических изданий. Дать более точные цифры затруднительно, потому что в этой сфере до сих пор не налажена система отчетности. Основная масса периодических изданий России выходит в столицах республик — субъектов Федерации, а также краевых, областных центрах (52.8%) и относительно крупных городах (14.8%).

Есть республики (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия), в которых свыше 70% периодических изданий сосредоточены в местной столице, что, естественно, не может не накладывать отпечаток на их тематику и позицию. Практически все издания, ориентированные на распространение по России в целом, выходят в Москве. Таким образом, можно констатировать высочайшую централизацию общероссийских информационных потоков и их отчетливый столичный отпечаток.

По своим тиражам российские издания преимущественно малотиражные. Практически половина изданий имеют тираж до 10 тысяч экземпляров. В Карелии, Удмуртии, Бурятии, Марий Эл, Дагестане, Адыгее около 50% изданий имеют тиражи до 3 тысяч экземпляров. В Краснодарском крае свыше 80% изданий также имеют тиражи менее 3 тысяч, в Астраханской области очень немногие издания имеют тираж свыше пяти тысяч экземпляров. Разумеется, есть регионы, в которых выходят достаточно многотиражные газеты (Алтайский и Хабаровский края, Свердловская, Челябинская, Тюменская, Кемеровская, Липецкая, Новосибирская, Самарская и некоторые другие области).

Что касается общефедеральных (центральных) изданий, то здесь ситуация несколько иная: наиболее распространенными являются тиражи от 40 до 100 тысяч экземпляров. Практически все издания с тиражом свыше 500 тысяч экземпляров выходят в центре.

Характеризуя российскую периодику, следует отметить и такое обстоятельство, как ее многоязычность. Газеты и журналы выходят на 57 языках народов России и на 20 языках народов Европы, Америки, Ближнего и Дальнего Востока.

В большинстве регионов издаются прежде всего общественно-политические газеты (кое-где, например, в Мордовии, Хакассии, Республике Саха, их доля превышает 80%).

Содержательное наполнение периодических изданий, проводимая ими политическая линия в значительной степени определяются тем, кто является учредителем средств массовой информации. В целом по России в качестве учредителей печатных средств массовой информации доминируют различные профессиональные коллективы и органы власти. До октябрьских событий 1993 года активно выступали в качестве учредителей Советы различных уровней. После ликвидации Советов учредителями большинства изданий стали либо администрации соответствующих регионов, либо редакционные коллективы, либо те и другие вместе.

17 стр., 8208 слов

Рекламные издания

... Для таких объявлений рекламные службы изданий разрабатывают специальную модульную сетку полосы. Часто наряду с модульной рекламой газеты и журналы публикуют ... впустую, потратить дополнительные деньги даром. К сожалению, в России, как и во всем мире, рекламодатели пользуются многостраничной рекламой ... т.к. ее можно заказать, не выходя из дома или офиса, в ближайшем номере газеты по телефону, по обычной ...

Относительно небольшая часть периодических изданий учреждена физическими лицами. Среди них есть представители практически всех социальных групп и слоев населения. Наиболее активно физические лица выступают в качестве учредителей печатных изданий общефедерального уровня. Много частных изданий в Петербурге, Москве, Кемеровской, Ленинградской, Мурманской областях.

Переходя от общесистемных характеристик печатных СМИ к анализу их места в информационно-коммуникационной системе общества, следует заметить, что журналы и газеты по-прежнему играют достаточно значимую роль в жизни россиян. Ежедневно читают газеты 64% мужчин и 54% женщин. В возрастном интервале 35-55 лет большая часть населения (70%) ежедневно знакомятся с прессой, затем этот интерес ослабевает и среди людей старше 55 лет уже каждый пятый читает газеты не чаще 2-3 раз в месяц. Наибольшее внимание прессе уделяют те, кому по роду деятельности приходится принимать решения и руководить людьми: владельцы собственных предприятий, директора, руководители госучреждений, колхозов и их заместители; специалисты на производстве, а также кадровые военные. Вполне объяснимым высоким спросом пользуется пресса среди сотрудников государственных и местных органов управления, общественных и политических организаций. Дзялошинский И. М. Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности // «ВИКОН» Москва 2000

1.2 Понятие «медиаобраз»

Термин медиа (англ. media, mass media) в широком смысле этого слова трактуется как средства массовой коммуникации — технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией).

Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности: гл. ред. А. В. Федоров. — Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. — С.86.

Образ — это живое, наглядное представление о ком-нибудь или о чем- нибудь. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 2000. — С. 435

Понятие образа широко разработано в литературоведении как художественная категория с такими важнейшими характеристиками, как присутствие вымысла, обобщенность и типизация. Для СМИ эти свойства абсолютно не присущи, так как журналистские требования достоверности и объективности основаны на привлечении реального, фактического материала из окружающей действительности, вымысел, обобщенность и типизация категорически не приемлемы для журналистских публикаций. Однако, принимая во внимание место и роль СМИ как посредника между реальностью и аудиторией, следует признать логичность использования данного термина в аспекте журналистской деятельности и формирования информационного пространства. Действительно, медиаобраз можно рассматривать как представление об объекте действительности, формируемое СМИ. Любое событие или явление, любая персона, вызвавшие интерес у СМИ, попадают в медиапространство в качестве ментальных образов, черты которых интерпретируются журналистами. Чаще всего внимание исследователей привлекают создаваемые журналистами медиаобразы государств, политических лидеров, представителей мира культуры и искусств и т.д. Причем требования формата издания влияют на формирование медиаобраза так, что он за счет выделения отдельных характеристик типизирует их и обобщает, приближаясь к художественному воплощению.

4 стр., 1528 слов

Газета будущего 2013 год

... началось все с указа от 2 декабря 1702 года об издании первой русской газеты. Вскоре появился первый экземпляр газеты «Ведомости». Газета писалась преимущественно от руки и предназначалась для прочтения ... имеет нравственные установки и моральные принципы? Такую картину уже представить сложней, не правда ли? Мне не сложно привести простой пример, показывающий, почему первая картина реальней, ...

Медиаобраз сочетает в себе этнический, культурный, идеологический и политический аспекты. Основная цель формирования медиаобразов — это управление общественным сознанием. С помощью медиаобразов, искусственно сформированных журналистами, массмедиа влияют на сознание и мировоззрение аудитории, корректируя нравственные и ценностные ориентиры общества. Внедряя в сознание аудитории медиаобразы, СМИ становятся инструментом манипуляции общественным сознанием, для которого характерны фрагментарность мышления и мозаичность восприятия, размытость ценностных ориентиров, потеря идентичности, виртуализованность сознания. Так, медиаобразы, будучи симбиозом объективной действительности и авторского субъективного представления о ней, отдаляют аудиторию от реальной действительности. Сезонов Т. В. Диссертация на соискание ученой степени «Концептуализация медиаобраза IT-girl в российском медиапространстве глянцевых журналов» РУДН Москва 2015

1.3 Понятие «селебрити»

Селебрити (англ. celebrity — «знаменитость»).

Человек, снискавший себе популярность и известность благодаря частым упоминаниям в желтой прессе, глянцевых журналах, газетной светской хронике. Люди-селебрити обычно принадлежат к так называемым «сливкам» общества, более чем зажиточны, отличаются необычностью, иногда скандальностью поведения, эпатажем, часто они талантливые литераторы, журналисты, телеведущие, актеры и актрисы театра, эстрады, кино, политические деятели, но бывает, принадлежат к «золотой молодежи» и фигурируют в СМИ участиями в скандалах.

«Селебрити — это люди, знаменитые тем, что они знамениты» культуролог Дэниел Бурстин.

Согласно словарю Oxford English Dictionary, понятие celebrity означает: «A famous person, especially in entertainment or sport: he became a sporting celebrity» (знаменитый человек, особенно в сфере развлечений и спорта: он стал спортивной звездой).

Из вышеназванного определения следует вывод о том, что celebrity — это известный человек, который имеет огромную популярность в какой-либо сфере деятельности. Лукьянова М. В., Таранова В. В. «Создание образа celebrity на основе его речевого поведения в американской лингвокультуре» Северо-Кавказский федеральный университет.

2.1 Общая характеристика газет и журнала

2.1.1 Газета «Живой звук»

Газета «Живой звук» — единственная цветная музыкальная газета в России периода конца 90-х. Выпускалась ежемесячно издательским домом «Новый взгляд». Материалы «Живого звука» отличались нестандартными подходами. С самых первых номеров среди авторов появились музыканты. Среди них были: певец и композитор Леонид Агутин, теле- и радиоведущая Ксения Стриж, поэт и автор текстов песен «Наутилуса Помпилиуса» Илья Кормильцев и многие другие.

2.1.2 Газета «Комсомольская правда»

Одно из старейших и самых популярных изданий России _ общественно_политическая газета «Комсомольская правда» издается с 1925 года. Первый номер центральной ежедневной газеты ЦК комсомола «Комсомольская правда» вышел 24 мая 1925 года тиражом 31 тыс. экземпляров. В 1990 году разовый тираж газеты составил 21 миллион 900 тысяч экземпляров. Этот рекорд стал абсолютным мировым достижением ХХ века и вошел в Книгу рекордов Гиннеса.

1 стр., 442 слов

«Юность комсомольская моя»

... решались все накопившиеся вопросы. Я, наверное, была активной комсомолкой весь свой комсомольский возраст (до 28 лет), так как и в школе, и в фармучилище, и, работая ... вел? Отвечаем на эти вопросы мы - Это ты, это ты, комсомол!» Моя бабушка Федосеева М.И.

В 1999 году газета стала выходить в новом формате, а с ноября 2001 года в Москве ежедневная «Комсомолка» начала выходить в цвете.

До октября 1990 года газета являлась органом ЦК ВЛКСМ, 29 октября 1990 года она была зарегистрирована в Госкомитете СССР по печати. С 1 декабря «Комсомольская правда» стала выходить под шапкой «Всесоюзная ежедневная газета».

В 1991 году создано акционерное общество «Комсомольская правда».

С ноября 1992 года «Комсомольская правда» _ независимое издание; акционерное общество закрытого типа, учредителем которого стал журналистский коллектив газеты.

Сегодня «Комсомольская правда», по сути, единственная общенациональная российская газета. Она издается в 44 городах России, большинстве бывших республик СССР и распространяется на всей территории СНГ, а также в Западной Европе, США, Израиле.

Это одна из немногих центральных газет, которая сохранила сеть собственных корреспондентов во всем бывшем СССР и за рубежом.

«Комсомольская правда» активно сотрудничает с ведущими мировыми компаниями mass_media из Японии, Германии, США. Рейтинг цитирования публикаций «Комсомолки» в западных и отечественных средствах массовой информации _ один из самых высоких.

С декабря 2004 года газета выходит в PDA и WAP_версиях.

26 сайтов региональных представительств входят в проект «Страна «КП».

На страницах газеты освещаются новости политики, культуры, экономики, спорта, светской жизни и многое другое.

Постоянные темы: «Картина дня», «Здоровье», «Автомобили», «КП _ Спорт», «Клуб потребителей», «Живой уголок», «Досуг», «НЭП», «Светская хроника», «Из жизни спецслужб», «Студгородок», «Ваш дом» и др. Ежедневно над созданием газеты работают 63 региональные редакции. Это дает возможность читателям быть в курсе не только столичных, но и местных новостей. Выходят специальные проекты: «Ваш дом», «Живой уголок», «За покупками», «Доходное место».

Газета выходит ежедневно тиражом 655 тысяч экземпляров, а также 1 раз в неделю выходит КП «Толстушка» тиражом 3 млн экземпляров.

Главный редактор «КП» _ Сунгоркин Владимир Николаевич.

2.1.3 Журнал «COSMOPOLITAN»

«Cosmopolitan» — международный женский глянцевый журнал. Выпускается ежемесячно. Содержание включает в себя статьи о взаимоотношениях и сексе, здоровье, карьере, самосовершенствовании, знаменитостях, а также моде и красоте.

Выпущен впервые в США в 1886 году, в России «Cosmopolitan» издаётся с 1994 года ИД Sanoma Independent Media.

На обложке «Cosmopolitan», как правило, представлены знаменитые женщины: актрисы, певицы, фотомодели.

2.2 Анализ медиаообраза Игоря Сорина в газетах «Живой звук» и «Комсомольская правда», журнале «COSMOPOLITAN»

Игорь Сорин — российский поэт, актёр, музыкант, экс-солист поп-группы «Иванушки International».

Медиаобраз Игоря Сорина в прессе можно анализировать исходя из различных публикаций, статей, заметок о нём, его жизни, увлечениях. Но наиболее чёткий медиаобраз этого человека иллюстрируется в его интервью.

21 стр., 10057 слов

История отечественной журналистики -2007 год

... В 1918 году советская журналистика наращивает темпы роста. В марте 1918 года создана газета «Беднота», редакционный ... то время в России капиталистическому строю. Издание газет в дореволюционной России давало быстрые финансовые ... года запрещена газета «Пролетарий», а в дальнейшем и отдельные другие большевистские газеты. Однако, на смену закрытым газетам приходили новые («Деревенская правда» ...

Рассмотрим публикацию газеты «Живой звук» №7 1997г под названием «Эстет из подворотни». В ней представлено не только интервью с героем, но также интервью с его другом и однокурсником Антоном Дёровым, а также с отцом Игоря Сорина — Владимиром Семёновичем Райбергом, что помогает сложить более полную картину представления о герое статьи.

Анализируя этот материал вырисовывается такой медиаобраз эпатажного, непредсказуемого, любящего быть в центре внимания, временами даже кичливого человека, которому нравится быть иным, непохожим на остальных, чувствовать себя более духовно-наполненным. Однако он старается невелировать это неравенство, и даже подчеркнуть, что он ничуть не лучше остальных. В то же время, если не придавать материалу эмоциональную окраску, становится видно, что человек абсолютно грамотный, начитанный, образованный, любопытный к жизни, старающийся развиваться в различных направлениях искусства.

Для сравнения возьмём другую статью из того же «Живого звука» сентябрь 1999года под названием «Последнее интервью Игоря Сорина «Новые знания приходят через жертву»». Анализируя эту публикацию сразу становится заметна разница. Складывается впечатление, что человек вырос. Вырос не по возрасту, вырос духовно и морально. Стал говорить о тех глубоких вещах, о которых задумывался и раньше, но не с целью эпатировать своих слушателей, а потому что ему это стало действительно близко. После интервью остаётся в голове медиаобраз философа, хоть его раньше часто именовали так различные издания и журналисты, но в полном смысле этого слова он таковым не являлся. Глубокий, одухотворённый, полный надежд на светлое будущее.

Если взять интервью группы «Иванушки International» для газеты «Комсомольская правда» 1997 года под названием «Игорь Сорин не хочет быть Иванушкой» можно увидеть такой медиаобраз: очень непостоянный человек, который сам точно не знает, чего хочет, но твёрдо уверенный в том, что поступает правильно. Ранимый, как и в предыдущих примерах, человек с тонкой душевной организацией, претендующий быть непонятым или понятым не до конца для рядового читателя.

Интервью в апрельском номере «COSMOPOLITAN» 1997 г с названием «Иванушки. Победить дракона» раскрывает Игоря несколько с другой стороны. Он предстаёт перед читателями таким весёлым, практически беззаботным человеком, который несомненно мыслит глубже своих товарищей по группе, однако старается не слишком выделяться из них. В то время ещё ищущий себя герой.

Если обобщить все примеры, получается яркий, неординарный медиаобраз, а поэтому и более интересный, чем остальные, потому что таких людей меньшинство.

1. Аверина Ю. В. Городская печать в процессе социальных трансформаций // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2009.

2. Дзялошинский И. М. Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности // «ВИКОН» Москва 2000

3. Лукьянова М. В., Таранова В. В. «Создание образа celebrity на основе его речевого поведения в американской лингвокультуре» Северо-Кавказский федеральный университет.

4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 2000

20 стр., 9777 слов

По основам творческой деятельности журналиста «Жанр интервью ...

... и экстралингвистических факторов. Изучение терминологии – будет второй целью этой работы. Третья цель данного исследования - выявить классификацию интервью в современной газете. Ну и последнее – подготовка, проведение ... сказать, что нынешнее общество зависит от информации. Если на минуту представить современного человека на необитаемом острове, то сразу станет заметно, что кроме мечты о еде, ...

5. Сезонов Т. В. Диссертация на соискание ученой степени «Концептуализация медиаобраза IT-girl в российском медиапространстве глянцевых журналов» РУДН Москва 2015

6. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности: гл. ред. А. В. Федоров. — Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010.

Электронные ресурсы

1. В России работают меньше половины зарегистрированных СМИ // Центр гуманитарных технологий. — 13.01.2009. 15:59. URL: http://gtmarket.ru/news/media-advertising-marketing/2009/01/13/1890