Курс лекций по Журналистики

Дипломная работа

1. Пражурналистские явления Античности

Важнейшие истоки журналистики, прежде всего европейской, надо искать в культуре Древней Греции и Рима. Это мифология, поэтика, театр, историческая проза, риторика, философия, наука.

Пражурналистские явления можно разделить на устные, письменные.

Устные – это межличностное и групповое общение, культовое общение (ритуалы), ораторское искусство (риторика), информирование через глашатаев, гонцов, посланцев.

Письменные

Истоки журналистики следует искать в мифологии, религии, риторике, литературе, истории, философии, театре древности. Интересы римлян подчинялись интересам государства. Античная культура – тип и прообраз европейской рациональной культуры, в том числе литературы, истории, журналистики.

Основные этапы развития культуры Античности:

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (3-2 тыс.лет до н.э. – 3-1 в. до н.э);

  • ДРЕВНИЙ РИМ (1 в.до н.э. – 4 в. н.э.).6

Пражурналистских явлений было немало, Политическая деятельность великих ораторов древности, Мифология.

Напротив, полная информированность считалась неотъемлемой чертой божественного могущества. Покровителем «службы новостей» в греко-римской мифологии считался Меркурий-Гермес. Он сам занимал в штатном расписании Олимпа должность вестника, не расставаясь с крылатыми сандалиями.

Анналы можно считать первыми периодическими изданиями-ежегодниками. В переводе – это «белые доски», которые выставляли в Древнем Риме около дома верховного понтифика (жреца) с информацией для граждан. Сначала сведения касались изменений в календаре, поэтому они и были названы «ежегодники» (от латинского слова год – annus).

Позднее тематика информации стала шире и анналы превратились в хроники: сведения о войнах, стихийных бедствиях, внутриполитических событиях, деятельности сената, выборах, погоде. В 130 г. до н.э. были изданы «Большие анналы» – это 80 книг со сводками погоды. Таким образом, «анналы» можно считать прообразами современных газет. С 1 века до н.э. в римском государстве по указанию Юлия Цезаря почти пять веков «издавались» сводки различных известий – «Acta Senatus» (сокращенные протоколы заседаний сената – верховного правительственного органа Римской рабовладельческой республики) и «Acta diurna populi Romani» («повседневные известия для римских граждан»).

Риторика –, Риторика сформировалась в V в. до н.э. в Древней Греции. «Наука о произнесении публичной речи»

В теорию красноречия внесли вклад Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг.до н.э.).

2 стр., 688 слов

Риторика_20 век

... в мире наблюдается настоящий риторический бум — выходит множество книг по риторике, риторике начали широко обу- чать во всех странах. Создана Российская ассоциация исследователей, ... пре- подавателей и учителей риторики, ежегодно проводится международная конференция по проблемам риторики. Современная риторика — это наука о публичном речевом воздействии, ...

Последний – автор трактата «Риторика» .Выделил три частириторики, отвечающие на вопросы: как принудить к чему-либо слушателей? Какиеличные качества оратора помогают вызвать доверие слушателей и достигнуть цели?Как технически построить речь? В речи 4 части – предисловие, рассказ,доказательство, заключение. Демосфен (384-322 гг. до н.э.) – оратор, защитник демократического устройства государства в период борьбы Греции с Македонией. Он автор «филиппик» – гневных обличительных речей против царя Филиппа Македонского. Цицерон (106-43 гг. до н.э.) – великий римский оратор Его книги: «Об ораторе» (теория ораторского искусства), «Брут» (идеал оратора), «Оратор» (историческое развитие ораторского искусства).

Квинтилиан (36-96 гг. н.э.)

2. Особенности коммуникативной среды Средневековья. Первые рукописные газеты

особенности коммуникационной среды Средневековья

Христианское сознание – основа менталитета Средневековья.

3. Начало книгопечатания и его влияние на информационные процессы в обществе, Книгопечатание., До изобретения книгопечатания существовало несколько способов воспроизведения книг., Печатный станок

Изобретение бумаги и развитие бумажного производства стало важной предпосылкой распространения книгопечатания. Бумага была изобретена в Китае во 2в., затем изготавливалась в Корее. В 6-7 вв. появилась в Японии, Индии, Персии иСредней Азии. Производилась сначала из хлопка, потом из тряпок. В 10 в. Производствобумаги было освоено в Египте и Северной Африке. Изготавливали оберточную, писчуюбумагу и тонкую для голубиной почты. В Каире был целый квартал бумагоделов. Послезахвата арабами Испании бумага проникла в Европу в 1150 г. Здесь впервыезаработали бумажные мельницы, производившие бумагу высокого качества из хлопка.Потом ее стали делать из тряпья, парусов, оческов. Качество бумаги снизилось. Позжебумага проникла в Италию, где работало 40 бумажных мельниц. Европейцыусовершенствовали технологию. В 1189 г. бумагу начали производить во Франции. В 13 в. – в Германии. В начале 14 в. – в Англии. Плохое качество бумаги ограничивало сферу ее применения. Появление печатного станка требовало бумаги особого качества – более гладкой, ровной, прочной, упругой и эластичной, хорошо впитывающей краску. Именно в этом направлении она и была усовершенствована.

Книгопечатание способствовало распространению разнообразных идей

Большую роль в развитии информационных процессов сыграли переводы «Библии» на национальные языки, в частности, на немецкий язык, сделанный Мартином Лютером. Он создал современную немецкую прозу. Технические предпосылки печати стали складываться в Европе с 30-40 гг. 15 в. Уже в 1510 г. в Париже было 10 типографий. В Европе печатались календари, сборники известий – непосредственные предшественники газет и журналов. Решающими оказались социально-экономические причины. Рубеж 16-17 вв. – время складывания капиталистических отношений, развития международной торговли. Это породило необходимость распространения коммерческой и торговой информации, различных сведений о внутреннем положении и международных отношениях стран. Выход на арену истории класса буржуазии с ее экономическими интересами, а потом и политическими притязаниями сопровождался становлением и развитием журналистики. Именно буржуазия впервые использовала печатную технику для издания газет, распространяющихся за деньги. Первые печатные газеты: Германия – «Aviso-relation, oderZeitung» – 1609 г.; Англия – «WeeklyNews» – 1622 г.; Франция – «Gazette» – 1631 г., создана при участии Ришелье. Первые газеты, рассчитанные на купцов, содержали сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, движении товаров, внутренней жизни стран, межгосударственных сообщениях и т.д. Эти издания отвечали запросам молодой буржуазии. «Gazette»печатала и политические новости. Английская буржуазная революция 17 в. Породила издания брошюрного типа («памфлеты»).

19 стр., 9163 слов

Журналистика как профессиональное призвание и ремесло

... определить особенности журналисткой творческой деятельности; выявить этапы становления журналистики как профессии; соотнести понятия «профессия», «призвание» и «ремесло» в рамках деятельности журналиста; ... определённого согласия создаёт проблемы при определении специфики журналистского труда, журналистики как социального института и духовно-практической деятельности – такое положение приводит к ...

Во второй половине 17 в. Появились журналы, затем – ежедневные газеты. Накануне Великой французской революции народилась политическая пресса.

4. Первые европейские журналы. Персональный журнализм эпохи Просвещения

Особенность первых европейских журналов — преимущественно научная ориентация., Первый европейский журнал— «Journal des Savants» («Журнал ученых», 1665-1828)

В 1665 г. с опозданием в несколько недель в Англии появился журнал «»Philosophical Transactions of the Royal Society» («Философские труды Королевского общества» ) под редакцией Генри Олденберга. Этот журнал, официальный орган Лондонского королевского общества, выходил ежемесячно.

В 1668 г. в Риме появился первый итальянский журнал его редактором Надзари по образцу французского «Journal des Savants «, а в дальнейшем сам послужил образцом для итальянских литературных журналов. Журнал, в котором помещались работы литературоведческого, языковедческого, философского характера, просуществовал до 1679 г.

В 1682 г. Отто Менке предпринял в Лейпциге издание латинского журнала «Acta Eruditorium» («Ученые записки»), который быстро приобрел известность, став столь же популярным, как и «Journal des Savants». Журнал «Acta Eruditorium» просуществовал до 1731 г.

Журналы литературно-критического содержания во Франции ведут свое начало от периодического издания «Mercure galant» («Галантный Меркурий»), основанного в 1672 г. Королевскую «привилегию» на издание этого журнала получил популярный в то время драматург и полемист Жан Донно де Визе . В первые годы «Mercure galant» выходил нерегулярно, однако с 1677 г. де Визе сделал это издание ежемесячным. Особенным успехом у читающей публики пользовался раздел новостей, который можно было назвать разделом светской хроники.

Начало европейского Просвещения связано с идеями английских деистов и философов конца XVI столетия. Принятие в 1689 г. «Билля о правах» (учитывающем некоторые философские концепции Джона Локка) стало знаменательным событием не только для Англии, но и для всей Европы, ибо в «Билле о правах» была заявлена новая модель взаимоотношения личности и государства. Задача просветительской журналистики исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым максимально большему числу читателей.

В английской просветительской журналистике выделились два подхода к исправлению нравов — сатирический и морально-дидактический . Их не всегда можно разъединить, но если выделять крайние стороны, то нравоучительная журналистика Джозефа Аддисона и Ричарда Стиля оказываются с одной стороны, а едкая сатира Джонатана Свифта и Даниэля Дефо — с другой.

9 стр., 4397 слов

Сообщение про великобритания на английском с переводом. Краткое ...

... scenery is amasing. Типично английский пейзаж — равнины (the Lowlands). Фото автора two main regions The Highlands Шотландия. Бен Невис — самая высокая точка Великобритании. Фото автора the ... Hills [‘ʧiːvɪət] — Чевиот-Хилс (горы, отделяющие Шотландию от Англии) the Midlands — Мидлендз (центральные графства Англии) the Lake District — Озерный край the Lake School of poets. ...

Сатирическое направление:

1) Дефо — прославился как опытный памфлетист и полемист, сатирические выпады которого не раз достигали цели. Его памфлет «Кратчайший способ расправы с диссидентами» (1702) был направлен против религиозных преследований со стороны англиканской церкви, но Дефо написал его так, что ввел в заблуждение тех, против кого этот памфлет был направлен. Ответом на меткую карикатуру стал суд над памфлетистом, публичное сожжение обнаруженных экземпляров, штраф и троекратное выставление к позорному столбу Дефо удалось превратить гражданскую казнь в собственный триумф. В тюрьме Дефо написал «Гимн позорному столбу» (1703), который поступил в продажу как раз в момент исполнения приговора, — и собравшаяся на площади толпа приветствовала Дефо рукоплесканиями и осыпала его цветами.

После выхода из заключения Дефо становится независимым журналистом и издает собственный журнал. Но всего более занимало его издание «Обозрения (Review) отношений Франции и всей Европы, насколько простирается влияние Франции» выходившего четыре раза в неделю, которое было народным листком в истинном смысле этого слова. Дефо продолжал издавать журнал, заполняя его в основном материалами собственного сочинения, вплоть до 1713 г и даже получил прозвище «господин Ревью»

еженедельника «The Examiner» («Исследователь»

Морально- дидактическое направление:, Журналу Стиля, получившему название «The Tatler» («Болтун»)

Только в Англии количество подражаний исчислялось десятками.

«Шептун» (The Wisperer, 1709), «Ворчун» (The Grumbler, 1715), «Брюзга, или Диоген, выгнанный из бочки» (The Grouler, or Diogenes robb’d of His Tub, 1711), «Болтунья» (The Female Tatler, 1709-1710), «Развлекатель» (The Entertainer, 1717-1718), «Критик на 1718 год» (Critick for the Year MDCCXVIII, 1718), «Осведомитель» (The Intelligencer, 1728), издававшийся Томасом Шериданом, отцом знаменитого драматурга, при участии Свифта; «Попугай» (The Parrot, 1728), «Всеобщий зритель» (The Universal Spectator, 1728-1746), издававшийся Генри Бейкером, зятем Дефо, и множество других листков оспаривали друг у друга внимание публики» [102]. Более того, журналы Аддисона и Стиля переиздавались несколько раз в виде отдельных книг в течение XVIII в. и были переведены на большинство европейских языков.

Во Франции журналистские идеи Аддисона и Стиля использовались Пьером де Мариво и аббатом Прево. В таких журналах Мариво, как «Le Spectateur francais» («Французский зритель», 1722-1723), где само заглавие перекликается с английским «Зрителем», «L’indigent philosophe» («Неимущий философ», 1728) и «Le Cabinet du philosophe» («Кабинет философа», 1734), заметно стремление познакомить французского читателя с английскими культурными традициями. Мариво не был подражателем — изысканно-метафоричный, полный неологизмов язык его журналов получил наименование «мариводаж». В свою очередь, творчество Мариво пользовалось большим успехом в Англии.

14 стр., 6902 слов

Сочинения об авторе дефо

... Даниэль Дефо. Творчество писателя Другие сочинения по теме: Величие духа человека. Даниэль Дефо Робинзон Крузо Даниэль Дефо, ... просветительский роман Англии. Основой для создания романа послужил очерк английского журналиста ... В 30-40-х годах XIX века продолжали появляться многочисленные переработки ... Англии политической газеты “Обозрение французских дел” (1704-1713) он выпускал множество сочинений ...

Антуан Франсуа Прево, более известный под именем аббата Прево, создателя знаменитого романа «История кавалера де Грие и Манон Леско». В 1733 г. Прево в Лондоне основал по образцу «Зрителя» еженедельный журнал «Le Pour et le Contre» («За и против», 1733-1740). Журнал, который создавался в Англии, но распространялся в Париже, стал заметным явлением в журналистском мире Франции. Само заглавие журнала Прево манифестировало приверженность к объективности. Достоверность и надежность информации, качество критических выступлений внушали доверие. В Германии линия английской просветительской журналистики была продолжена такими нравоучительными изданиями, как «Der Vernunfter» («Разумник», 1713-1714), «Die lustige Fama» («Веселая молва», 1718), «Discourse des Mahlern» («Беседы живописцев», 1721-1723) швейцарских издателей Бодмера и Брейтингера и выступающим против них журналом Готшеда «Der Bidermann» («Честный человек», 1728-1729), «Der Freigeist» («Вольнодумец», 1745), «Der Hypochondrist» («Ипохондрик», 1762).

Английская пресса в период буржуазной революции 1640-1660 гг.

Английская революция (1642-1660) вызвала всплеск общественной мысли и стала важной вехой в развитии английской печати, которая в короткий срок выросла как количественно, так и качественно. В революционную эпоху спрос на новости резко возрастает, да и важных новостей становиться намного больше. Дополнительным стимулом прогресса английской журналистики стало фактическое уничтожение цензуры. С началом революции печать становиться активной участницей политической борьбы. Коммерция, не утрачивая своего важного значения, отходит, однако, на второй план по сравнению с другой задачей — политической агитацией.Английская буржуазная революция была одной из первых. Она развивалась довольно долго, охватив середину 17 столетия. Самые бурные и яркие события относятся к 40-м годам. В этот же период активно развивалась английская журналистика, представленная главным образом памфлетной публицистикой. Периодические издания — газеты, журналы — были ещё слишком слабо развиты и тяготели к коммерческому и информационно-рекламному стилю. Политическая же дискуссия велась с помощью памфлетов, которые с полным правом могут быть представлены в качестве основной формы журналистского творчества эпохи английской буржуазной революции.

Несколько еженедельных изданий, выходивших в Лондоне в 40-е годы, владельцы которых вступали в политические дискуссии. Это, уже известный вам, «Mercurius Britanicus» («Британский вестник»), издававшийся в период с 1643 по 1646 год Марчмондом Нидхемом. Со страниц этого издания Нидхем выступал с критическими статьями против короля, что послужило поводом для его привлечения к судебной ответственности. С 1647 года Нидхем направляет свое оружие против Кромвеля, используя новое издание «Mercurius pragmaticus» («Полезный вестник»), за что после казни короля в 1649 году был судим Кромвелем. Но и из этой ситуации «хамелеон английской революции» выходит благополучно и с 1650 года приступает к изданию «Mercurius Politicus» («Политический вестник»), который продолжает выходить до 1660 года. От имени генерала Т. Ферфакса издавался довольно популярный еженедельник «A Perfect Diurnal», или «Journal». Взгляды левеллеров отражала «Moderate», издававшаяся Мобботом.

6 стр., 2659 слов

Литература постмодернизма конца XX века

... реальной стране - Великобритании. В этом случае литература постмодернизма высветила одно из ... газета «Таймс», гомосексуализм, футбольный клуб «Манчестер Юнайтед», пиво, пудинг, Оксфорд, империализм, крикет, и т.п. Дополнительно в ... век. Такая характеристика постмодернизма может найти множество подтверждений в теоретических работах и художественных текстах. В то же время определение постмодернизма ...

памфлетной публицистики

Генри Паркер,, Джон Мильтон, Джон Лильберн,, Джерард Уинстенли, Во второй половине 17 века в Англии возникла и сатирическая печать

6. Основные тенденции развития английской периодики в XIX в.

«Морнинг кроникл»

«Таймс» — стало основание в 1785 году «Таймс» (до 1788 называлась «Юниверсал реджистер»).

Отличительной особенностью «Тайм» всегда было то, что она не связывала себя постоянными политическими симпатиями. На ее страницах бывали представлены различные точки зрения, но в целом она склонялась к поддержке того правительства, которое в данный момент находилось у власти. Если в сфере политики газета не отличалась особым радикализмом, то в вопросах техники печати она была прямо-таки революционной. Ее основатель Джон Уолтер пытался внедрить новую систему печати — логографию, при которой текст набирался не буквами, а целыми словами. Джон Уолтер — сын, унаследовавший «Таймс», после смерти отца (1803), оставил опыты с логографией, а ввел действительно важное новшество — паровой печатный станок (1814).

«Морнинг пост»

Перечисленные выше издания — «Морнинг кроникл», «Таймс», «Морнинг пост», и «Курьер» — наиболее влиятельные английские ежедневные газеты начала 19 века. Всего в Лондоне в первом десятилетии 19 века выходило 16 ежедневных газет: 8 утренних и 8 вечерних. Эти газеты обычно выходили на четырех полосах сравнительно большого формата (формат «Таймс» — 44 на 28 см.).

С ростом формата увеличилось и число колонок: с двух в начале 18 в. до четырех к концу века. Заметно возросла роль рекламы. Если раньше рекламные объявления печатались в конце газеты, то теперь они перемещаются на первую полосу и занимают ее почти целиком. Такое положение продлится до второй половины 19 в., когда рекламы с первой полосы вытеснят различные сенсационные новости. На второй и третьей полосах размещались нерекламные материалы. Среди них заметно преобладали информационные, хотя также встречались статьи, рецензии и др. Большое место отводилось отчетам о парламентских дебатах. Заголовки были пока еще весьма бледными и невыразительными. Они отражали основное содержание материалов, но были лишены той броскости, которая характерна для современных заголовков. Часто встречались рубрики, в которые группировались новости, объединенные общим местом происхождения или сферой жизнедеятельности. Имелись постоянные рубрики. Среди них наиболее важными были новости суда и биржи. Неизменным атрибутом ежедневных газет был также список банкротов. Рубрики занимали значительную часть второй и третьей полос. На четвертой полосе, как и на первой, размещалась реклама.Существенным недостатком газет того времени был примитивный макет. Текст шел в вертикальной последовательности из колонки в колонку. Если, например, материал прерывался внизу первой колонки, то продолжение следовало искать наверху во второй. Группировки текста на смежных частях соседних колонок не проводилось. В разделе рекламы нередко помещались ксилографические иллюстрации: всевозможные эмблемы, значки. Однако картинки встречались крайне редко: процесс их печати был весьма трудоемким.

9 стр., 4347 слов

Становление и развитие татарской периодической печати на территории ...

... РФ. В настоящее время в Башкортостане издаются три республиканские газеты, два журнала, более тридцати районных и городских газет на татарском языке. В то же время вопросы зарождения, становления и ... и общественного мнения татарского народа, обусловлена тем, что на сегодняшний день в России функционируют более 135 газет и журналов на татарском языке, во многих регионах действуют радио и телепередачи ...

существенные изменения в еженедельной прессе

Наиболее распространенными стали эссеистический и памфлетный жанры. Эссе изобиловали ссылками на античных поэтов, философов, историков. Публицистика имела преимущественно обличительный характер. Цензурные ограничения нередко заставляли авторов прибегать к аллегории, которая способствовала созданию яркого, запоминающегося и доступного читателю образа.

«Экземинер» братьями Хантами.

Одновременно с воскресными газетами появляются специализированные еженедельники. «Уикли диспетч» была первой спортивной газетой, а «Уикли мессенджер» издавалась специально для фермеров. Наряду с развитием столичной печати происходил быстрый рост провинциальной английской прессы. Она зародилась в начале 18 века, а век спустя в английской «глубинке» выходило свыше ста периодических изданий. Не отставала от нее и журналистика Шотландии и Ирландии. Еще в 17 веке в Лондоне издавались специальные газеты для этих стран. Первой собственно шотландской газетой была «Эдинбург газетт», основанная в 1699, а к концу 18 века в Шотландии выходило уже 13 периодических изданий. В Ирландии первая газета «Пьюз оккеренсиз» появилась в 1700 и сразу же стала выходить ежедневно. Через столетие в этой стране издавалось 35 газет. В Шотландии и Ирландии, как и в самой Англии, шла упорная политическая борьба. Особой остроты она достигла в Ирландии, где пресса находилась под влиянием национально-освободительного движения. Наиболее радикальные газеты издавались подпольно, среди них — «Юнион стар», выходившая под редакцией Артура Юнга в конце 18 века. Правительству долго не удавалось основать в Ирландии официальный печатный орган, поскольку журналисты опасались за свою жизнь. Когда наконец в 1780-е годы специально приглашенная из Англии редколлегия попыталась издавать проправительственную «Волонтиер ивнинг пост», то ее существование было недолгим, а с журналистами поступили в духе обычаев того времени: их обмазали дегтем, обваляли в перьях и носили по улицам на радость толпе. Вот это и есть пример «обратной связи» журналистов и аудитории.

В течение всего 18 века происходит быстрый рост общего тиража английских периодических изданий. Всего в 1753 вышло 7,4 млн. экземпляров газет и журналов, в 1775 — 9,5 млн., а в 1820 — 30,3 млн. Английская журналистика была самой массовой, во многих отношениях превосходила континентальную печать и служила для нее образцом.

Произошли важные изменения в издательском деле, которые ознаменовали собой конец эпохи «персонального журнализма». Издание газеты стало результатом совокупного труда коллектива сотрудников, где каждый отвечал за свой участок работы. Разделились функции издателя и редактора. Издатели ведущих газет, включая Стюарта и Уолтера, все чаще передавали непосредственное руководство газетами редакторам, работавшим по найму. Исключением был лишь Перри, до конца жизни (1821) редактировавший «Морнинг кроникл». Новая техника и большой штат сотрудников требовали больших капиталовложений, что было не под силу одному владельцу. Создаются акционерные общества. В 1820-е «Таймс» принадлежала 14-ти пайщикам, «Курьер» — 12, «Глоуб» — 64. Вместе с «персональным журнализмом» в прошлое отошла и традиция, когда каждая газета придерживалась строго определенной точки зрения. Большинство газет еще сохраняет приверженность одной из 2 основных партий в стране, но на их страницах все чаще можно встретить сопоставление различных позиций, разные подходы к проблемам общества. «Бульварной» прессы в то время еще не было, но качественная печать современного типа сложилась в Англии именно к началу 19 века.

5 стр., 2312 слов

М. Твен об американской журналистике («Журналистика в Теннеси», ...

... литературной судьбе Марка Твена. По рекомендации Артимеса Уорда нью-йоркская газета "Сатердей Пресс" напечатала небольшой рассказ Твена "Джим Смайли и его ... делом юмористические очерки из жизни старателей. Твен быстро выдвинулся как фельетонист "Энтерпрайз". В это же время он окончательно останавливается ... мертвых". Бывало, что Твен приходил в отчаяние. "Если я не умру еще два года, - сказал он однажды ...

7. Современные СМИ Великобритании

Одна из причин – перестройка рекламного бизнеса и его переориентация на телевидение.

владельцем 300 периодических изданий, а также массовых ежедневных английских газет «Дейли миррор», «Дейли геральд» и воскресных «Санди миррор», «Пипл» и др. Этот концерн провел реорганизацию структуры концерна, «прореживание» издаваемой им периодики, были закрыты дублирующие издания, созданы новые. Но в результате число подписчиков, привыкших к традиционной периодике, сократилось. Возникли финансовые трудности. Произошло слияние с ведущей бумагоделательной компанией «Рид пейпер груп», которая стала фактическим владельцем ИПК. В жесткую конкуренцию на информационном рынке Великобритании в 60-70-х гг. включились и выходцы из других стран – канадец Р. Томсон, взявший под контроль сначала шотландские СМИ, затем и другие печатные издания Англии, в том числе крупнейшие «Санди таймс» и «Таймс»; австралиец Руперт Мэрдок, основавший популярную «массовую» газету «Сан», и новые британские дельцы газетного бизнеса, например, Роберт Максвелл, создавший транснациональную монополию «Максвелл-хауз». Нововведения Р.Томсона, приведшие его к успеху, состояли в реорганизации СМИ как многоотраслевого бизнеса, требующего вложения средств не только в новую технологию печати, но и в предприятия радио и телевидения, организации газетного дела как поточного производства, стандартизации новостей и комментариев, издании в разных городах сходных по содержанию, но под разными названиями газет, управляемых из единого центра, создании сети дочерних предприятий. Во времена «тэтчеровской революции» (1979-1990) на английском рынке появилось сразу около десятка новых общенациональных изданий – «Дейли стар» (1978), «Тудей» (1986), «Индепендент» (1986), спортивные «Дейли спорт» (1986),воскресные «Санди спорт» (1986), «Мейл он санди» (1982), «Индепендент он санди»(1990), «Корреспондент он санди» (1990), «Лондон дейли ньюс», «Ньюс он санди»(профсоюзная).

Это был своеобразный рекорд. Часть новых газет не выдержала конкуренции и быстро сошла со сцены, другие остались.

Экономический спад 90-х гг. отрицательно сказался на прессе:, Преимущества получили издания, выходящие в цветном оформлении. Первой это сделала «Сан», с 1991 г.

1. «Ньюс интернейшнл» (Руперт Мэрдок): ежедневные «Сан» (3,5 млн.экз.),

«Тудей» (0,5 млн.), «Таймс» (375 тыс.), а также воскресные «Ньюс оф уорлд»

(4,6 млн.) и «Санди таймс» (1,2 млн.).

2. «Миррор групп ньюпейперс» (после смерти Р.Максвелла, управляется

консорциумом из представителей корпораций Сити, главный менеджер

Д.Монтгомери): ежедневная «Дейли миррор» (2,6 млн.), шотландская «Дейли

рекорд» (700 тыс.), а также воскресные «Санди миррор» (2,6 млн.) и

18 стр., 8988 слов

Экологическая проблематика в региональной прессе

... экологической журналистики в России., Изучить особенности экологической прессы. Проанализировать номера газеты ... журналистику и другие. Эмпирический материал. В работе анализировались публикации газеты « Комсомольская правда в Благовещенске» об экологии и окружающей среде за 2002, 2007, 2012 гг., как ежедневные, ... отечественной печати. В стране издаются специализированные экологические издания, ...

«Пипл» (2 млн.).

3. «Юнайтед ньюпейперс» (лорд Стивенс): ежедневные «Дейли экспресс»

(1,5 млн.), «Дейли стар» 770 тыс.), воскресная «Санди экспресс» (1,7 млн. ).

4. «Телеграф груп» (Конрад Блэк): ежедневная «Дейли телеграф» (1,1 млн.),

воскресная «Санди телеграф» (565 тыс.).

5. «Ассошиэйтед ньюпейперс» (лорд Ротермир): ежедневная «Дейли мейл»

(1,7 млн.) и воскресная «Мейл он санди» (2,7 млн.).

6. «Ньюпейперс паблишинг» (А.Уиттем-Смит и др.): ежедневная

«Индепендент» (350 тыс.) и воскресная «Индепендент он санди» (400 тыс.).

7. «Пирсон»: ежедневная «Файнэншл таймс» (300 тыс.) и еженедельник

«Экономист» (500 тыс.).

8. «Гардиан медиа груп»: ежедневная «Гардиан» (400 тыс.) и воскресная

«Обсервер» (530 тыс.).

Сегодня английский рынок характеризуется предельной насыщенностью, возможности увеличения тиражей печатных изданий исчерпаны, возможен только «передел» читательского спроса за счет каких-либо изданий, не выдержавших конкуренции. Больше шансов у финансово устойчивых корпораций, которые для привлечения читателей могут существенно снижать цены на газеты, как сделал Р.Мэрдок в 1993 г. на газету «Таймс». Это увеличило тираж и соответственно прибыли от рекламы. Таким образом, сегодня в Великобритании в сфере СМИ на смену «национальному империализму» пришел наднационально-корпоративный. Британские газеты издаются и рассылаются во многие ведущие финансовые столицы мира. В Великобритании, как и во всем мире, идет процесс слияния (конгломерации) СМИ. Р.Мэрдок одним из первых взял под контроль спутниковое телевидение «Би-скай-би». Группа «Пирсон» («Файнэншл таймс», «Экономист») полностью контролирует компанию «Темз телевижн», имеет крупные вложения в спутниковые, кабельные телевизионные каналы, является совладельцем 5-го канала коммерческого телевидения («Ай-ти-ви).

То же самое сделали и другие газетные группы. Великобритания является страной, где реализуется доктрина «естественного права», т.е. права присущи человеку с момента рождения. В том числе свобода мысли и слова, право на информацию и публичное выражение своего мнения. В Англии нет цензуры, нет специального закона о средствах массовой информации. Для того, чтобы печатать какое-либо регулярное издание, не нужно иметь лицензию. Надо лишь отправить в главное почтовое ведомство уведомление с выходными данными издания и получить регистрационный номер. Соблюдение норм свободы печати и ответственность за злоупотребление ими регулируется общим законодательством страны, прежде всего законы о клевете и диффамации, о государственной тайне, о рекламе, а также о непристойностях. Этику журналистов и редакторов газет и журналов регулирует «Кодекс практики». Существуют нормативные акты лишь относительно регулирования радиовещания, телевидения и рекламного дела, а также размеров собственности в газетном бизнесе. За этикой прессы следит Совет по печати, созданный в 1953 г. В 1965 г. Парламент принял закон о монополиях и слияниях, который позволяет слияние газет, если их общий тираж не превышает 500 тыс.экз., только с санкции министерств, торговли и промышленности.

8. Первые немецкие газеты. Становление журнальной периодики

В течение нескольких последующих лет подобные еженедельные издания распространились по всей Европе.

Номера составлялись исключительно из корреспонденций их различных участков Европы и дальних земель, которые размещались на полосе совершенно произвольно, без всякой связи. Корреспонденции представляли собой простое изложение фактов без какого-либо анализа или комментария. Авторская позиция проявлялась в исключительно редких случаях. Сухой язык газет Германии 17 столетия, их аполитичность объясняется, с одной стороны, строгой цензурой и, с другой – традицией вести политические дискуссии с помощью памфлетов. Индифферентность первых немецких газет – следствие их функциональной ограниченности, что вполне объяснимо в период становления. Газета не обрела ещё своё истинное лицо. Даже внешне она напоминала книгу, формат страниц равнялся четверти листа. Но в отличие от книг качество печати было более низким. Огромное количество ошибок и опечаток можно объяснить поспешностью, которая требовалась от издателей. Бумага была, как правило, невысокого качества. Первые газеты выходили еженедельно. Ежедневная пресса появилась несколько позже.

Несмотря на отмеченные недостатки, газеты довольно быстро завоевали популярность и получили широкое распространение. В 1616 году Иоганн Мейер приступил к изданию «Еженедельных ведомостей» в Гамбурге. В 1630 году у него появился конкурент, почтмейстер Клейнгауз, хозяин гамбургских «Почтовых известий». В1640 году к ним добавилась «Новая еженедельная Гамбургская газета». И, наконец, в 1673 году была основана самая удачная и популярная гамбургская газета «Курьер», основатель которой Фома фон Виринген сумел использовать опыт не только немецкой журналистики, но и французских, и английских «интеллигентских листков».

Интенсивно развивалось газетное дело и в Лейпциге. В начале века оно находилось в руках шведов. Но после 1650 года шведо-фильские газеты исчезли и стала развиваться независимая печать. В 1659 году книготорговец Рицци получил от саксонского правительства концессию на издание газеты, которая стала выходить с 1 января 1660 года. Это была одна из первых немецких политизированных газет. Первая ежедневная газета в Европе появилась также в Лейпциге в 1650 году.

К концу 17 столетия газета завоевала Германию. В её пользе и необходимости уже не сомневались. Более того, просвещенные люди подчеркивали особое значение газеты. Но дальнейшее развитие журналистики в Германии было приостановлено на долгое время в силу причин экономического и социально-политического порядка. Немецкие газеты долго оставались информационно-коммерческими. Идеологическую, пропагандистскую функцию журналистика в Германии по-настоящему стала выполнять только с приходом в неё К.Маркса и Ф.Энгельса. А английская и французская печать, возникшая несколько позже, обогнала её в 18 столетии и по темпам развития, и по уровню содержания, и по качеству подготовки представителей этой профессии.

Первые еженедельные издания появились в Германии в 1609 г. – «Авизо» («Объявления») и «Реляцион». В конце 30-х гг. 17 в. издавалось уже около 30 газет, а к началу 18 в. – около 200. Многие из них выпускались представителями почтовых ведомств, ибо в их руках скапливалось большое количество информации. Тиражи в 17 в. колебались от 350 до 400 экз., гамбургские еженедельники «Педант» и «Франкфуртен журналь» выходили тиражом 1,5 тыс.экз. Первая ежедневная газета «Ляйпцигер цайтунг» («Лейпцигская газета») вышла в 1661 г. Периодические издания отражали политическую жизнь Германии, но были уже и развлекательные издания («Цайтунг дуст унд нутц» («Газета для радости и удовольствия», 1695 г.).

В 1712 г. в Гамбурге была создана и несколько десятилетий издавалась газета «Гамбургский непартийный корреспондент». В газетах публикуются объявления и экономическая информация. Некоторые газеты создаются по императорским указам: в 1763 в Кельне «Императорская почтово-ведомственная газета», в 1795 г. переименованная в «Кельнскую газету».

С начала 17 в. в Германии издаются журналы, особенно много во Франкфурте-на-Майне: «Акта публика» (1621), «Театрум ойропеиум» (1634-1635), «Диариумойропеиум» (1659-1681).

Это предшественники историко-политических журналов. Формировались основы специализированных литературных и научно-популярных

изданий. В Нюрнберге в 1641-1649 гг. выходил женский журнал «Фрауэнциммер гешпрехсшпиле» («Женская комната – игры в разговоры»), а в Гамбурге – ежемесячник «Монатсгэшпрехе» («Ежемесячные беседы», 1663 г.).

В конце 17 в. появились два научных журнала «Акта эродиторум» (1682 г. на латинском языке) и «Монатсгэшпрехе» (1688) на немецком языке. В 18 в. формируется в Германии такой тип изданий, как литературные газеты и журналы. В конце 18 в. появилась популярная «Всеобщая литературная газета» и

художественный журнал «Атенаум», а также «Журнал люкса и моды».

9. Немецкая печать в XIX в.

Причина — раздробленность Германии, суровая цензура

В начале XIX века немецкая пресса довольствовалась бесстрастным изложением фактов, скупа и сдержанна в комментариях. Значительную часть материалов составляли письма, авторы которых рассказывали о тех или иных событиях.

Толчок развитию политической прессы — Великая французская революция

« Рейнский Меркурий» Йозефа Гёрресома — проповедовала национальные чувства, разбудила политический инстинкт в Германии (Гёррес проив рестарации).

Впервые публикует передовые статьи с продолжением в нескольких номерах газеты. Стремление к более тесному контакту с читателем, что побуждало его придавать своим статьям разговорную форму, рассчитанную на чтение вслух.

Начало домартовского периода (1830—1848 гг.) связано с Июльской революцией 1830 г. во Франции. 28 июня 1832 г. верховный орган Германского союза Союзный сейм принял постановление, отменяющее свободу печати, политических союзов и народных собраний. «Союз печати», провозгласивший своей главной целью борьбу за свободу печати.

либерально-демократического

В 1840 г. Фридрих Вильгельм IV ответил репрессиями (запрещен «Рейнская газета»).

В Германии появились первые иллюстрированные журналы с карикатурами. Отменил цензуру на изображения в печатных изданиях. В 1843 г. первое немецкое периодическое издание с иллюстрациями «Иллюстрированная газета» И.Я. Вебера . В 1843 г. вновь цензура на изображения .

В 1845 г. Каспар Браун иллюстрированный юмористический журнал «Летучие листки» (полит. сатира) ( Готтфрид Бидермайер — филистер).

К концу 1840-х гг. ситуация в Германии продолжала обостряться. Раскол в среде либерально-демократической интеллигенции. Ее умеренное крыло группировалось вокруг «Немецкой газеты», у левых радикалов — журналы «Немецкий зритель» и «Мангеймский журнал».

Революция 1848 г. вызвала подъем немецкой прессы. 3 марта 1848 г. Ассамблея немецкой Конфедерации отменяет цензуру и объявляет о свободе прессы (по усмотрению княжеств). Эти послабления к появлению многочисленных новых периодических изданий. Многие из возникших в послереволюционную эпоху газет имели либеральную и радикально-демократическую направленность. Демократические венские газеты: «Прямодушный», «Конституция», «Радикал». Все венские демократические газеты выступали за проведение избирательной и судебной реформы, за отделение церкви от государства, отмену дворянских привилегий, освобождение крестьян от феодальных податей и т. д. Другая важная тема немецкой прессы: объединение Германии (либеральные «Национальная газета», «Берлинская всеобщая газета», «Северонемецкая всеобщая газета»).

Раздробленность к тому, что огромную роль — провинциальная пресса. Наиболее влиятельные из немецких провинциальных газет в XIX веке — «Франкфурте цайтунг», «Магдебурге цайтунг» и особенно «Кёльнская газета». Главным оппонентом демократической и либеральной прессы — «Новая прусская газета» (монархическое издание, выражавшее интересы прусской верхушки).

Особое место в немецкой политической периодике послемартовского периода занимает ежедневная революционно-демократическая газета Карла Маркса «Новая Рейнская газета». В состав редакционного комитета «Нойе Райнише цайтунг» вошел Ф. Энгельс (руководил всеми иностранными отделами газеты, курировал ее внешнеполитическую стратегию, военные вопросы).

На страницах газеты были представлены различные жанры: статья, информационная заметка, рецензия и корреспонденция, фельетон, обзор печати. Часто авторами статей, международных обзоров и литературных рецензий выступали Маркс и Энгельс. «Новая Рейнская газета» регулярно печатала материалы о рабочем движении в Германии и революционном и рабочем движении в других странах. Выступала за свободу прессы. Критика охранительной, консервативной и реакционной немецкой прессы. Свой стиль: ясность и сжатость изложения материала в сочетании с публицистической страстностью, иронией, сарказмом и другими приемами сатирического изображения своих политических противников. В 1850-х гг. немецкая публика на неполитические издания, популяризировавшие естественно-научные и историко-культурные знания. Среди неполитических журналов выделялся ежемесячник «Вестерманус монатсефте» (серьезные научные статьи соседствовали с новеллами и повестями писателей-реалистов).

Журналы для семейного чтения, в которых научно-популярные статьи соседствовали с нравоучительными публикациями и развлекательной литературой. С 1852 г. К. Гуцков издавал журнал «Развлечения у домашнего очага», большой популярностью пользовались «Родной дом», «Друг семьи», «Беседка». 6 июля 1854 г. были опубликованы «Общие Союзные определения, касающиеся злоупотребления прессы». Новый закон существенно ограничивал свободу слова. Бисмарк финансировал правительственную прессу. Официальным органом «железного канцлера» стала некогда либеральная «Норддойче альгемайне цайтунг». Курировал выработку нового законодательства о печати. 7 мая 1874 г. рейхстаг принял закон о печати (один экземпляр в полицейское управление).

Сведения о редакторе и т.д. Три случая, когда печатные издания могли быть конфискованы (отсутствие сведений об издателе, ответственном редакторе и владельце типографии, публикация в военное время информации о передвижении войск, публикация материалов, содержащих признаки нарушения уголовного кодекса).

В конце 70—80-х гг. XIX века политика Бисмарка в области печати более репрессивна. Запрет периодических изданий немецких социал-демократов. Ежедневная газета «Вперед» и журнал «Новое время» (для рабочих).

Накануне и после Первой мировой войны усилились национализм и шовинизм прессы. Популярность либеральных изданий падает.

10. Начало французской журналистики. Т. Ренодо

Первая типография появилась в Париже в 1470 г., а первая газета была издана в 1604 г. – «Газетт франсуаз» («Французская газета»), но она не имела постоянной периодичности. В 1611 г. был основан первый ежегодник «Меркюр франсуа» («Французский вестник»).

В 1631 г. Теофраст Ренодо основал еженедельную газету «Газетт»,

в 1635 г. в его руки перешел и «Mercure français».

«Журналь де саван» («Журнал ученых», 1665) – первое в мире издание журнального типа. Основные его черты – энциклопедичность содержания, многообразие форм и жанров уже обнаружились в появившемся в 1672 г. журнале «Меркюр галан» («Галантный вестник»).

Первым периодическим частным изданием стал ежемесячный журнал «Спектатэр франсэ» («Французский зритель», 1722).

Когда появилась первая ежедневная газета «Журналь де Пари» («Парижская газета», 1777) в Париже уже издавалось 27 газет. Газеты подвергались официальной предварительной цензуре, введенной в 1629 г. Людовиком ХIII. В соответствии с ее требованиями, ничто не могло быть напечатано без санкции полиции и цензора, а также запрещалось распространять издания, враждебные религии, королю, государству, чистоте нравов, чести и репутации частных лиц. За совершение «преступлений печати» в 1660-1765 гг. было заключено в Бастилию 869 авторов, типографов, книготорговцев и газетчиков

11. Печать Франции в период Великой французской революции и эпохи Наполеона.

Французской буржуазной революцией открывается новый период в истории Европы. Демократические традиции печати Великой французской революции получили свое развитие в прогрессивной журналистике первой половины XIX столетия (большие политические преобразования: Бурбоны – Орлеаны — Вторая республика).

И не последнюю роль в этом сыграла демократическая печать Франции.

В истории печати этого времени можно также выделить три наиболее характерных периода., На первом этапе

1789 год — политическая печать.

12 сентября 1789 г. Жан Поль Марат в Париже качал издавать газету «Парижский публицист»

«Революции Франции и Брабанта» Демулена

В начале 1791 г. — ежедневная газета «Папаша Дюшен» Жака Рене Эбера

Сначала королевский двор спокойно реагировал на возникавшие газеты. «Газетт де Франс» ограничивалась публикацией правительственных актов (ни словом не обмолвилась о падении Бастилии).

Королевский двор забил тревогу и начал поход против революции. Обратили внимание на печать. «Газета двора и города» (более известная под названием «Маленький Готье»), сразу же обрушившаяся на революцию и демократическую печать. Позже к ней присоединились «Друг народа» и «Деяния апостолов», другие газеты антидемократического направления (прозвучали угрозы «обновить Францию в кровавой купели»).

Вопрос о свободе печати (нашло отражение при обсуждении «Декларации прав человека и гражданина »).

Учредительное собрание 26 августа 1789 г. проголосовало за статью о печати, органически вошедшую в «Декларацию прав человека и гражданина». Свобода печати — естественное право человека и гарантировано законодательно.

Второй этап

Повышенный интерес либеральных публицистов того времени к истории парламентов и их борьбы против королевского абсолютизма. Антидворянские и антиклерикальные памфлеты либерального публициста Поля Луи Курье (памфлет «Дипломатический документ», перепечатанный из английских газет», написанном в форме вымышленного письма Людовика XVIII королю Испании).

Издание политических брошюр

Период Июльской монархии — рост периодики. В 40-х годах — проникновение в рабочую среду коммунистических и социалистических идей (демократическая печать). Пропаганда идей и традиций революции в демократической печати.

К концу 1847 г. во Франции — революционная ситуация, Франсуа Ноэль Бабёф (Гракх) — публицист Великой французской революции., Французская журналистика XIX в.

12. Основные тенденции развития французских СМИ в XX в.

всего в Париже в 1910 г. выходило около 60 ежедневных газет, причем 25 из них с тиражом менее 500 экз. Основную массу периодики составляли многочисленные специализированные издания. В «Ежегоднике французской прессы» за 1914 г. их перечень занимает 300 страниц: это были газеты для авто- и авиалюбителей, для посетителей ипподромов, юристов, военных всех рангов, финансистов, торговцев, коммивояжеров и пр. и пр. Существовала даже «Газета кормящих женщин». В поисках аудитории парижские газеты еще активнее обращаются к провинциальному читателю. «Пти паризьен» и «Пти журналь» налаживают специальные выпуски (вечерние) для провинции. Бесспорным лидером здесь была «Пти паризьен», которая значительную часть своего полуторамиллионного тиража продавала в 30 тыс. коммун из 36 тыс., насчитывавшихся во Франции. Другие газеты пользовались для этой цели услугами «Мессажери Ашетт», которая располагала огромной сетью распространения благодаря монополии на продажу газет в вокзальных киосках по всей стране. Сама провинциальная пресса отличалась еще большим разрывом в тиражах между лидерами и остальной массой. Только 8 из 251 ежедневной газеты превышали тираж в 100 тыс. – «Депеш де Тулуз» (250 тыс.), «Птит Жиронд» (215 тыс.), «Пти Марсейе» (215 тыс.), «Прогре де Лион» (200 тыс.), «Лион репюбликен» (200 тыс.), «Эко дю Нор» (160 тыс.), «Ревей» (100 тыс.), «Франс де Бордо» (100 тыс.), в то же время 190 газет из общего числа не превышали тиража в 10 тыс. экз.Выросла печать и в колониях Франции. К 1914 г. на французском языке в Алжире выходили 9 ежедневных газет, 3 – на Мадагаскаре, 7 – в Индокитае, по одной в Гваделупе, Сенегале и Новой Каледонии.

Накануне первой мировой войны Париж и провинция выпускали ежедневно более 8 млн. экземпляров газет, каждый из которых предположительно прочитывался в среднем пятью читателями. Подобный «избыток» газет сопровождался небывалым ростом их саморекламы в погоне за читателем, профанацией профессии журналиста в погоне за сенсационностью, коммерциализацией прессы в погоне за прибылью.

Война 1914 г. вызвала как резкое сокращение числа выпускаемых газет и их объема,

все это приметы 20-х и 30-х годов.

накануне 1914 г. «большую пятерку», образуют в 1915 г

  • «Пти паризьен»

«Эко де Пари»,

«Журналь»,

«Матэн», будучи основной конкуренткой «Журналь» внутри «пятерки», занимала столь же правые позиции и отличалась особыми симпатиями к Муссолини и Франко, а также своей ненавистью к Народному фронту, что в немалой степени привело к падению ее тиража от 1 млн. в 1919 г. до 300 тыс. в 1939 г.

«Пти журналь»

Еще в 1919 г . в рядах сатирической прессы появляется новичок в названии которого звучала и фамилия его создателя Эжена Мерля. «Мерль блан» («Белая ворона») быстро завоевывает успех при сохранении ярко выраженных левых позиций. Начав со скромных 34 тыс. экземпляров, этот сатирический еженедельник через год уже имеет 110 тыс., а в 1922 г. его тираж достигает 812 тыс.!

Э . Мерль организует издательское общество, которое в феврале 1923 г. начинает издавать ежедневную вечернюю «Пари-суар» сначала как «финансовую газету», а спустя семь месяцев, превращает ее в «газету общей информации». На первых порах с тиражом 120–150 тыс. «Пари-суар» держится в первой пятерке парижских газет, но острая конкуренция со стороны другой вечерней, но более крупной газеты «Энтрансижан» (400 тыс. в 1930 г.), занимавшей правые, националистические позиции, не позволил Мерлю развить успех. В 1927 г. Мерль оставляет редакцию «Пари-суар», а в 1930 г . газету покупает Жан Пруво , когда тираж ее уже упал до 60 тыс.

Жан Пруво, стоявший во главе семейства промышленников (шерстепрядильные предприятия, сахарные заводы, бумагоделательные фабрики) был к этому времени не новичком в газетном деле. Используя свои капиталы, он купил в 1924 г. ежедневную «Паримиди» (40 тыс. экз.), удвоив ее тираж к 1930 г. После приобретения «Пари-суар» Пруво стремительно набирает темпы на пути к триумфу: в 1931 г. тираж «Пари-суар» более чем удваивается, в 1933 г. достигает 1 млн., в 1934 г. – 1,5 млн., в 1938 г. – 1,8 млн., наконец, в 1939 г. превышает два миллиона, покоряя тем самым вершину, которой иногда лишь достигала «Пти паризьен» во время Первой мировой войны.

С 1937 г. она выходит на 10–14 полосах, а по воскресеньям на 20-ти. Штат ее редакции накануне Второй мировой войны составлял около 1000 человек, из них журналистов и фоторепортеров около 150.

марте 1937 г. он основывает «Мари-Клер»

13. Первые американские газеты. Журналистика Б. Франклина

В английских колониях на американском континенте, которые назывались Новой Англией, действовали законы метрополии: сначала авторитарные, а затем Билль о правах. В 18 веке американская журналистика не оказывала практически никакого влияния на мировую журналистику и в целом носила местный характер. Важно, что она формировалась в условиях отмены предварительной цензуры.

американская газета «Public Occurences» («Общественные события») вышла 25 сентября 1690 года,

В 1719 году появилась первая конкурирующая газета «Boston Gazette» («Бостонская газета»), а через два года вторая – «The New England Courant» («Вести Новой Англии»). Обе газеты редактировал Джемс Франклин . В 1730 году в Филадельфии он начал издавать «Pennsylvanya Gazette» («Пенсильванскую газету»).

Вообще, все отцы-основатели Соединенных Штатов были журналистами и публицистами.

В середине 18 века типичная американская газета содержала новости, рекламу, политические статьи, публиковала нравственные очерки, письма читателей редактору, помещала отрывки из книг, памфлетов, стихи, а также обширные перепечатки из английских периодических изданий. Общей чертой американских газет был эклектизм. Печать в колониях развивалась очень быстро. В первой половине 18 века любой автор мог получить доступ на газетные страницы за определенную плату. Такая практика у многих вызывала протест, однако Франклин в памфлете «Апология печатника» отстаивал право своих коллег предоставлять место в газете всем авторам, независимо от их взглядов, лишь бы они платили деньги.

Пресса всех английских колоний представляла собой по сути отростки собственно британской прессы, так как сами колонии не имели своей культурной базы, которая могла бы послужить основой для собственной печати. Английские газеты пришли в Америку в самом начале 18 в. Старейшая из них “The Boston News Letter” вышла в 1704 г. в Бостоне. Позже в 1719 г. газета появилась в Филадельфии и в 1725 г. в Нью-Йорке. Все эти газеты были еженедельными и лишь спустя полвек появилась первая ежедневная газета “American Daily Advertiser”. Особенностью американской печати того времени было наличие вечерних газет, сообщающих то, что произошло за день. Сильный толчок прессе Америки был дан изобретением Б. Франклином печатного станка усовершенствованной конструкции. Франклин, движимый желанием распространять просвещение в широких кругах населения, приложил много труда для поднятия печатного слова. Однако в целом, в период предшествующий войне за независимость США, американская пресса была развита достаточно слабо. В Австралии печать также печать подражала английским газетам и была лишена всяких черт самобытности. Тамиздавалисьгазеты “South Australian Advertiser”, “Morning Herald” идр.

Бенджамин Франклин

8 ноября 1725 г. Уильям Брэдфорд — «The New-York Gazette».

Франклин открыл типографию и задумался об издании собственной газеты.

Сэмюел Кеймер — еженедельная газета «Универсальный наставник во всех искусствах и науках, или Пенсильванская газета»

Франклин стал помешать в газете Брэдфорда

Франклин сократил название газеты «The Pennsylvania Gazette»., сделав его простым и легко запоминающимся. Убрал перепечатки из энциклопедии, заменив их собственными эссе, отдельными эссе Аддисона и Стиля, а также произведениями местных авторов. Новостной блок строился на публикациях о пенсильванских событиях, что повысило интерес. Удалось совместить информационность и развлекательность, что соответствовало просветительской программе воспитания нравственной личности. Центр интеллектуальной и журналистской жизни колоний переместился в Филадельфию, влияние на культурную жизнь. Разумная и дальновидная политика (новости из жизни колоний и зарубежные новости, связывая интересами пенсильванцев).

Писал письма самому себе как редактору. Литературное качество (эссе, сатирические памфлеты, объявления, рекламные и стихотворные тексты).

«Philadelphische Zeitung

К 1732 г. Франклин стал общественным печатником Пенсильвании.

Реализовал себя и в издании альманахов. Составители альманахов — «филоматы» («любители знания»).

Выпуск альманахов — коммерчески выгодное предприятие. Тематика расширилась – они включали стихотворные и юмористические тексты, загадки, пословицы, эссе. Распространялись через книжные лавки. «Альманах Бедного Ричарда» — от имени нового образа, сохранил традиционную форму издания, но использовать решил ее в просветительском ключе. Игра с читателями. Родоначальник американских журналов. В качестве образца — лондонский «Журнал джентльмена». 6 ноября 1740 г. Эндрю Брэдфорд издал «Американский журнал, или Ежемесячное обозрение политических дел в Британских колониях». Франклин же издал «Всеобщий журнал и хроника событий всех британских колоний в Америке». Началась конкурентная гонка . Брэдфордовский журнал — прообраз политического обозрения (обзор парламентских событий, комментарии о политических делах в колониях).

Франклин предпочел форму литературно-политического журнала.

Франклин — создание первой карикатуры в истории американской журналистики

Поводом к повсеместной политизации и радикализации колониальной прессы послужил принятый в 1765 г. британским парламентом Закон о гербовом сборе, согласно которому налогами облагались все печатные и периодические издания и юридические документы. Американская пресса отреагировала целым каскадом антибританских публикаций, в которых значительное место занимали памфлеты – наиболее подходящая к предреволюционной ситуации журналистская форма выражения мнений.

14. Коммерциализация печати. «Пенсовая пресса» США в первой половине XIX в., Массовая аудитория США имела свою специфику.

Первой массовой «бульварной» газетой стала ежедневная нью-йоркская «Сан», основанная в 1833 г. Бенджамином Дэем. Содержание газеты строилось на трех китах: сенсации, анек­доте и криминальной хронике. Сенсационные сообщения сильно потеснили рекламу на первой полосе, в результате чего она сжа­лась до одного столбца.Одним из первых Дай нанял штатного судебного репортера, который мог проводить самостоятельные расследования в допол­нение к полиции. Однако эти расследования обычно ограничива­лись выуживанием пикантных подробностей из биографий под­судимых и потерпевших.25 августа 1835 г. она опубликовала сообщение о якобы имевшем место удивительном открытии астронома Джона Гершеля, увидевшего через мощный телескоп на Луне маленьких человечков. К 1860 г. тираж «Сан» составлял 60 тыс. экземпляров. Политические новости занимали в «Сан» достаточно скром­ное место.Изредка в «Сан» помещались и аналитические статьи по со­циальным и политическим вопросам. Эти статьи примерялись ко вкусам и настроениям аудитории, состоявшей из бедняков. Газе­та выступала против повышения цен, долговых тюрем, выража­ла сочувствие обездоленным. На страницах «Сан» впервые появился новый жанр, так на­зываемые истории «человеческого интереса», представлявшие собой очерки, зарисовки из жизни простых людей . В заслугу «Сан» можно поставить то, что она впервые стала уделять вни­мание жизни «маленького человека». Этот интерес к «маленько­му человеку» впоследствии перешел на страницы других изда­ний, в литературу и кинематограф.

массовой газетой стала ежедневная нью-йорская «Геральд», созданная в 1835 г. Джемсом Беннетом.

Первая массовая ра­бочая газета,

Кроме социализма разных толков, читателям предлагался еще ряд идей и проектов, иногда весьма гуманных (отмена смертной казни, порки во флоте), порой даже «слишком» гуман­ных (сухой закон), а время от времени — и вовсе экзотических (пропаганда специальной диеты по системе С. Грэхема — изоб­ретателя крекера).

Читателям советовали не пить спиртное, пи­таться крекерами, создавать фаланстеры — и все это, судя по успеху газеты, их нисколько не пугало. Писал о социализме, печатал Маркса и Энгельса: В «Нью-Йорк Трибюн» часто публиковались К. Маркс и Ф. Энгельс. Большая часть их произ­ведений, вошедших в тома 8—15 второго издания, была впервые напечатана именно там. Это значит, что в течение 15 лет (1851— 1864) эти авторы писали преимущественно для Грили. Главным достоинством — «Нью-Йорк Трибюн» и заслугой ее издателя была критика рабства в южных штатах. Гуманизм Гри­ли проявлялся в признании равенства всех людей, независимо от цвета кожи. «Нью-Йорк Трибюн» была исключительно серьезной политической га­зетой. И, тем не менее, эта серьезность не отталкивала массово­го читателя. В 1860 г. тираж газеты составил 40 тыс. экземпля­ров — третье место после «Геральд» и «Сан». А «Уикли Три­бюн», ее еженедельное приложение, нацеленное преимуществен­но на западные районы страны, выходила 200-тысячным тира­жом.

15. Массовая и качественная пресса США второй половины XIX-начала XX вв., Массовая пресса.

Решающим событием в журналистской биографии Пулитцера явилось приобретение им в 1883 году газеты «Нью-Йорк уорлд» («Мир Нью-Йорка»), которую он и сделал моделью «нового» журнализма. Эта газета, не выделявшаяся ничем до Пулитцера, при нем как бы обрела второе дыхание. За один год новый издатель поднял тираж газеты с 15 до 100 тыс. экземпляров, а за три года – до четверти миллиона. Двухцентовая вначале, газета «Нью-Йорк уорлд» в 1895 году стоила один цент.

Пулитцер является основоположником «желтой» прессы (журналистики) в Америке, Уильям Ренфольд Херст

Основным предметом своей журналистики Херст считал эксплуатацию любопытства народной публики во всем том, что касается самых глубин человеческой психики, и в первую очередь проблем сексуальных отношений. Вот правила, которые позже (в 1927 году) он рекомендовал своим журналистам:

«Читатель интересуется, прежде всего, событиями, которые содержат элементы его собственной примитивной природы. Таковыми (элементами) являются:

1) самосохранение,

2) любовь и размножение,

3) тщеславие.

Качественная пресса.

Одним из наиболее примечательных явлений американской газетной жизни конца XIX – начала XX века было быстрое возвышение газеты «Нью-Йорк таймс», до этого пребывавшей в безвестности. Все дело в том, что в августе 1896 года ее купил Адольф Окс .Он тут же во всеуслышание заявил, что изменит характер этой газеты и вслед за этим уточнил, что он имеет в виду изменение не редакции и не ее прежней политической линии, но читательского адресата, ибо отныне собирается адресовать «Нью-Йорк таймс» «думающей публике». Независимая от правительства источник, основательной и систематичной информации о положение дел в мире и городе. Окс рассчитывает на читателей интеллигентов.

Начался неуклонный подъем этой газеты: 25 тыс.экз., 75 тыс., 82 тыс. (1900 год), 121 тыс. (1905 год), 192 тыс. (1910 год) и 343 тыс. экз. (1920 год).

Если «Нью-Йорк таймс» получила от рекламы в 1898 году 2,4 млн. долларов, то рекламные доходы от нее составили 6 млн. долларов в 1905 году; 7,6 млн. долларов в 1910 и 23,4 млн. – в 1920 году 17 .

Таким образом, в лице «Нью-Йорк таймс» концепция «высокого журнализма», отстаивавшаяся Оксом, восторжествовала, оправдав надежды издателя на достаточно широкие круги читателей, заинтересованных в ней. И в то же время газета регулярно помещала «все Адольф Окс — в 1896 приобрел «The New York Times» (изменение облика газеты, девиз: «All the News That’s Fit to Print», сбалансированные достоверные новости, определенные моральные критерии для их отбора, привлечение подписчиков, создание конкурентоспособного респектабельного издания, соответствующего стандартам «качественной» журналистики ).

В 1897 «The New York Times» резко выступила против эстетики «желтых» изданий (ряд программных публикаций) . «Газета призвана быть спутником читателя, и интеллигентному читателю, конечно же, не нужен порочный и развращенный спутник». Газета провозгласила отказ от публикации скандальных или непроверенных новостей ради создания сенсации, отказ от сомнительных методов добывания информации, от чрезмерно драматизированных иллюстраций и фотографий, от сюжетов, ориентированных на низкие вкусы, от вмешательства в частную жизнь, от низкопробной рекламы. Стиль «качественной» журналистики «The New York Times» был принят влиятельными интеллектуальными и издательскими кругами США, чтение этой газеты — признак респектабельности. К 1920-м гг. «The New York Times» стала котироваться наряду с такими признанными «качественными» и влиятельными изданиями как «The Times» и «Frankfurter Zeitung».

16. Основные тенденции развития американских СМИ в XX в.

На стыке двух веков заметным явлением в американской журналистике было движение социального прогресса — «прогрессивизм», направленное против стяжательства и коррупции, соче­тающее в себе социальную критику с требованиями реформ. Иног­да историю «прогрессивного» десятилетия определяют также как историю «макрекерства» («разгребательства грязи»).

В периодической печати нарастали процессы концентрации и монополизации.

В 1919 г. в периодической печати США появился таблоид — новый тип дешевой прессы, отличающейся уменьшенным объемом, половинным форматом и фотографией во всю первую полосу (удо­бен для читающих в баре, трамвае, автобусе. Первым таблоидом стала газета «Нью-Йорк дейли ньюс». Господствующее положение в системе прессы, естественно, занимала массовая пресса, хотя и качественные газеты — «Нью-Йорк Таймс», «Нью-Йорк геральд трибюн», «Крисчен сайенс монитор» («Наставник христианской на­уки») и др. также значительно расширили свою аудиторию.

Глубокие перемены происходят и в мире журналов. В 1923 г. в Нью-Йорке появился первый журнал новостей — еженедель­ник «Тайм» («Время»).

Организаторы журнала молодые выпускни­ки колледжа Генри Люс и Бритон Хадден стремились дать инфор­мацию сжатую, ясную и точную. В 1930 г. Люс создает второе из задуманных ими изданий — ежемесячный журнал «Форчун» («Богатство»), дав «бизнесу» литературу, а в 1933 г. поку­пает журнал «Лайф» («Жизнь»), который стал образовывать, привлекать, развлекать и забавлять публику. По образцу «Тайма» в Америке были созданы еженедельные издания — другие журналы ново­стей — «Ньюсуик» («Новости недели», 1933), «Юнайтед Стейтс ньюс» («Новости Соединенных Штатов», 1933).

Перед первой мировой войной в США появились первые проб­ные радиостанции. К 1920 г. несколько станций начали регулярные радиопередачи. В 1926-1928 гг. возникли сети Си-би-эс («Колумбий­ская вещательная система») и Эн-би-си («Национальная вещатель­ная компания»), которые создали формат поддерживаемых рекла­мой развлекательных передач, характерный для системы электрон­ных СМИ в Америке и поныне. Радиовещание, а не пресса было важнейшим каналом массовой информации в годы второй мировой войны.

В период 1945-1970 гг. закрепились особенности газет США: преобладание воскресной прессы над ежедневной, вечерней над утренней, регио­нальной и местной над центральной. Доля рекламы в ежедневной газете выросла.

В 50-60 годы американские газеты переживали серьезный кризис, связанный с утратой доверия многих читателей и экспан­сией телевидения. Сказывались и финансовые трудности. Кризис привел к тому, что из семи крупных ежедневных газет в Нью-Йорке к концу 1960-х осталось лишь три («Нью-Йорк Таймс», «Нью-Йорк дейли ньюс» и «Нью-Йорк пост»).

углублялся процесс концентрации и монополизации средств массовой информации.

Заметным явлением американской журналистики 1960-1970 гг. стал «новый журнализм», возникший на стыке журналистики и ли­тературы. Выразительные средства журналистики в сочетании с приемами художественной литературы привлекали для того, чтобы ярче выразить сомнение в справедливости многих американских представлений и ценностей. Отвергая все рутинное и косное в кон­формистской журналистике США, «новые журналисты» полагали, что достоверно изобразить свое время можно с помощью художе­ственного вымысла.

В системе СМИ Америки подлинную революцию соверши­ло телевидение.

Информационная инфраструктура журналистики США представлена информационными агентствами АП, ЮПИ и ЮСИА.

В современных США к числу самых престижных и распро­страняемых ежедневных газет можно отнести «Нью-Йорк Таймс», «Вашингтон пост», «Лос-Анджелос Таймс». Они следуют в рус­ле официальной политики, хотя и не скрывают своих симпатий к демократам («Нью-Йорк Таймс») или к республиканцам («Лос-Анджелос Таймс»).

Правые реакционные взгляды проповедуют «Нью-Йорк дейли ньюс», «Чикаго трибюн», «Вашингтон Таймс», «Нью-Йорк пост». Из журналов выделяются «Тайм» и «Ньюсуик». Выражая интересы правящих кругов, они конкурируют меж­ду собой на внутреннем и международном журнальном рынке. Сильные позиции занимают специализированные издания, преж­де всего, деловая и финансовая пресса (в частности, общенацио­нальная ежедневная политико-экономическая газета «Уолл-стрит джорнел»).

18. История развития и современные СМИ Японии

до 1868 г.

начале 17 века в Осаке

Самый старый сохранившийся листок такого рода относится к 1615 г . Газетное дело в Японии зародилось в 19 веке. Известно, что в 1861 г . дважды в неделю в Нагасаки выходила газета, которая представляла собой информационный листок , содержащий сведения о кораблях и грузах.

1865 – 68

Буржуазная революция Мэйдзи 1868 г.

«Йокогама симбун»

нач. 1930-х гг,

В 1945 г . была создана Ассоциация издателей и редакторов газет «Нихон Симбун Кёкай» в которую входили представители всех СМИ. Основные принципы: Установление стандартов новостной информации и редакционных комментариев, предполагающих точную и правдивую передачу фактов; Исключение из репортажа мнения репортера; Фиксирование принципов редакционного комментария; Большое внимание рекламе.

Японская пресса в 21 веке., Система пресс-клубов

более 1000 пресс-клубов.

газеты самым надежным СМИ,

Местные делятся на региональные и префектурные. В настоящее время в стране издается более 100 ежедневных газет, в том числе 5 общенациональных: «Асахи»; «Ёмиури»; «Майнити»; «Никкэй»; «Санкэй».

Самым популярным видом издания газет в Японии считается сэтто – комплект утреннего и вечернего выпусков. В отличие от европейских стран и США (где утренние и вечерние издания одной компании выходят под разными названиями и представляют собой независимые друг от друга издания), в Японии оба выпуска тесно связаны между собой, причем вечерний является как бы продолжением утреннего. Еще одна отличительная черта: использование газет в качестве распространения рекламы.

Общенациональные газеты Японии

1)«Асахи»

В 1945 г . редколлегия «Асахи» опубликовала декларацию «Оставаться с народом» , основные положения которой были сформулированы как кредо газеты в виде принципов, действующих и сегодня. Это 4 принципа: Быть беспристрастными, справедливыми, защищать свободу слова. Быть преданными благосостоянию народа во имя справедливости и гуманизма. Отвергать все формы правонарушения, насилия, жестокости и коррупции. Сообщать правду точно и немедленно, сохранять за редакцией право на собственную точку зрения. Хранить терпимость, защищать чувство ответственности и собственного достоинства. С 1972 г . газета выходит утром и вечером (объем утреннего выпуска – 40 полос, вечернего — 16 ).

В настоящее время «Асахи» — газета с ярко выраженной либеральной ориентацией , которую читают интеллектуалы и люди, придерживающиеся современных взглядов . В Японии существует определение «человек Асахи» . В основном это молодежь.

2)«Ёмиури»

Ежедневно

3)«Майнити»

18 отделов

4) «Никкэй»

5) «Санкэй»

основана в 1933 г.

20. Характерные черты прессы Латинской Америки

В Латинской Америке первые национальные издания появились еще в период антиколониальных войн первой четверти XIX в., которые закончились освобождением большинства бывших испанских и португальских колоний, вышедших из-под контроля ослабевших метрополий. Одним из ярчайших примеров национальной прессы этого периода явилась газета «ElDespertadorAmericano» («Пробудитель Америки»), созданная в 1810 г. мексиканским священником, инициатором вооруженной антиколониальной борьбы Мигелем Идальго. Она сыграла важную роль в распространении идей освобождения и немало способствовала преодолению настроений апатии и покорности, господствовавших в Мексике в колониальный период. Выдающийся политик, полководец и публицист периода антиколониальных войн Симон Боливар, именуемый в Латинской Америке Освободителем, использовал газету «ElCorreodeOrinoco» («Почта Ориноко», 1818–1821 гг.) для пропаганды целей и действий сторонников независимости в период войн за ликвидацию испанского господства в Южной Америке.

Периодическая печать в Латинской Америке

22. СМИ Австралии

Первыми европейцами, вступившими на землю Австралии, были голландцы В. Янсзон (1606 г.) и А. Тасман (1642 г.).

В 1770 году австралийский континент исследовал английский мореплаватель Джеймс Кук. А в 1788 году английский капитан А. Филлип основал первое поселение, положившее начало Сиднею. Вместе с ним на одиннадцати кораблях прибыли 750 заключенных и 220 моряков и офицеров с женами и детьми. Причина возникшего интереса Великобритании к Австралии довольно проста: в 18 веке в Англии существовало две высших меры наказания — смертная казнь и высылка из страны, на которую она иногда заменялась. Местом депортации служила Америка. Но после завоевания независимости в 1783 году она отказалась принимать английских заключенных. Возникла необходимость найти новое место, так как тюрьмы Англии очень скоро оказались переполнены. Эта ситуация послужила толчком к заселению Австралии. Поэтому первоначально Австралия служила местом ссылки для уголовных преступников из Великобритании. Колонизация осуществлялась преимущественно путем создания английских военно-каторжных поселений. Всего в Австралию было сослано до 1868 (когда ее окончательно перестали использовать как место ссылки) около 155 тысяч человек.

Первая газета появилась в Австралии в 1803 году, спустя 15 лет после

«Сидней Газетт» (

В 1824 году Вильям Уентворс

В 1831 году

В 1841 году газета была продана другому типографщику Джону Фэйрфаксу

На протяжении всего XIX века появлялось огромное количество газет, которые переживали несколько выпусков и через некоторое время закрывались. В 50-х годах нашего столетия было подсчитано, что за предшествующие 100 лет в Нью-Саус Уэльсе начинали издаваться по меньшей мере 800 газет, и 163 из них дожили до сегодняшних дней . Ниже приведены наиболее известные.

«Дэйли Телеграф» (The Daily Telegraph), появившаяся в1879 году

В 1851 году в Австралии были обнаружены россыпи золота . Как следствие, в течение последующих десяти лет страну в буквальном смысле слова наводнили переселенцы-золотоискатели.

В 1865 году население викторианской Австралии «пост-золотолихорадочного» периода (post-goldrush) уже составляло более 500 тысяч английских, ирландских и шотландских эмигрантов, которые привезли на новую родину свои старые «читательские» привычки. Легко понять, что большинство переселенцев уже были знакомы с penny press*, и они соответственно искали нечто похожее — «ведущее к родине» (homeward), т.е. газеты и журналы, писавшие об экономических, политических и литературных новостях Великобритании . Вот почему австралийские журналисты отчаянно конкурировали друг с другом, пытаясь первыми подняться на корабль, только что вошедший в порт, чтобы раздобыть английские газеты со «свежими» новостями и немедля перепечатать их.

Торговый журнал «Тэсмэниэн Уолш Литэрари Ителлидженсэр» (The Tasmanian Walch’s Literary Intelligencer) посвящал целые страницы рекламе журналов «Блэквудс» (Blackwood’s — У Блэквуда), «Уанс э Уик» (Once a Week — Раз в неделю), «Ол зэ Йеа Раунд» (All the Year Round — Круглый год), «Пунч» (Punch — название лондонского еженедельного юмористического журнала) и «Иллюстрэйтид Лондон Ньюз» (Illustrated London News — Иллюстрированные новости из Лондона).

Помимо вышеназванных журналов, в книжном магазине Уолша (Walch’s) можно было приобрести еще свыше 30 других, не считая тех, на которые была открыта постоянная подписка. Все английские издания продавались по себестоимости, создавая большую конкуренцию местным изданиям. В 1876 году в передовой статье первого номера «Мельбурн Ревью» (The Melbourne Review) было выдвинуто предположение, что журналы, посвященные художественной литературе, заранее обречены на провал из-за изобилия английской периодики на австралийском рынке. Правда, это не сильно пугало местных издателей, которые продолжали попытки создать свои собственные издания.

Вдохновленные феноменальным успехом английской прессы, они попытались публиковать новые периодические издания, большинство из которых, к сожалению, не переживали и нескольких выпусков. Тем не менее, некоторые ранние австралийские журналы, были настолько удачными, что даже искушенные гости из Англии, довольно часто посещавшие Австралию, были удивлены их качеством и количеством.

Причина существования таких журналов более чем проста: в Австралии не было такого количества специалистов, ориентация на которых требовала бы издания отдельного специализированного журнала. В свою очередь, издания, подобные вышеназванным, удовлетворяли любого самого взыскательного и требовательного читателя.

Исследование 25 периодических изданий колониального периода показало, что в них до 1890 года было опубликовано более 800 «новелл с продолжением» (serialized novels), около двухсот из которых «австралийского производства», пятьсот — ввезены из-за границы, авторство оставшихся ста определить затруднительно. Эти цифры показывают тенденцию проникновения художественной литературы в австралийскую периодическую печать. И действительно, многие еженедельники используют перепечатку художественных произведений для привлечения постоянного читателя. Романы и повести, растянутые на несколько еженедельников, обеспечивали писателей по всему миру постоянной работой, и Австралия в этом отношении не была исключением*. Более того, несовершенство книготорговли давало колониальным писателям еще несколько альтернатив. Местные авторы могли немедленно реагировать своими произведениями на местные дела и проблемы. Однако то, что продукция была местной, не всегда обеспечивало успех. Так, например, имитатор «Иллюстрэйтид Лондон Ньюс» (Illustrated London News), названный » Иллюстрэйтид Сидней Ньюс» (Illustrated Sydney News (ISN)), первый выпуск которого вышел в свет 8 октября 1853 года, поначалу опасно балансировал между «домом» (намек на Англию) и молодой колонией.

Из периодических журналов-долгожителей следует отметить » Острэйлиэн Джорнэл» (The Australian Journal (1865-1962)) — журнал, страницы которого были заполнены приключениями, любовными историями и сенсациями. Этот журнал был не только действительно первым литературным еженедельником, но и первым изданием, в котором с удовольствием публиковали произведения местных авторов, а также помещали лестные отзывы в их адрес. В «Острэйлиэн Джорнэл» (the Australian Journal) работали «самые сильные колониальные перья, которые фиксировали гениальные фразы колониальной литературы» . В журнале в первую очередь печатали произведения, которые рассказывали о жизни местных поселенцев или вообще каким-то образом были связаны с жизнью колонии. Это факт подтверждают цифры: половина романов «с продолжениями», опубликованных в период с 1865 по 1890, принадлежала перу местных писателей.

Особенности СМИ Австралии в XX веке и журналистики послевоенного периода

80-е годы ХХ века

Журналистское расследование 80-х годов было поистине беспрецедентным явлением, хотя стиль как таковой появился сразу после Второй Мировой войны или даже ранее.

Наиболее полная историческая работа на тему расследовательской журналистики была написана в США Робертом Миралди (Robert Miraldi), который утверждал, что в данном роде журналистики существуют две традиции — объективизм и тяга к сенсации. Эти американские термины захватывают самую суть явления. Под объективизмом Миралди подразумевал беспристрастную и непредубежденную журналистику, а под тягой к сенсации — приписывание журналистике функций сторожевого пса, дело которого разоблачать и, как следствие, перестраивать общество (в большей или меньшей степени).

Разгребание грязи (muckraking) в австралийской журналистике обнаруживает схожие черты с разоблачительской журналистикой США. Как правило, muckraking возникает в то время, когда социальная реформа уже назрела и готова к реализации. В США классический «разоблачительский» период прошел между 1900 и 1915 годами, в эру Прогрессивизма.

Что касается Австралии, то здесь мы видим три «всплеска разоблачительства»: до войны, сразу после второй мировой войны, когда надежды на появление новых порядков были очень высоки, послевоенный период.

«Смис Уикли» (Smith’s Weekly), существовавшая с 1919 по 1950, содержала целый «отдел расследований» (Investigation department), в котором работали журналисты «с наклонностями ищейки» (with a bent for sleuthing).

Одним из дел, приписываемых этому отделу, стал разгром the New Guard, зарождавшегося фашистского движения в 30-х XX века.

После войны основными для прессы стали проблемы нехватки жилья и психической полноценности. Особенно ясно эту тенденцию можно проследить на примере газет «Сидней Трус» (The Sydney Truth) и «Мельбурн Геральд» (The Melbourne Herald).

Причем нужно сразу отметить, что подача материалов в этих изданиях отличалась — «Трус» (The Truth) являлась типичной представительницей таблоидной (массовой) журналистики с тягой к скандалам и muckraking, в то время как «Мельбурн Геральд» (The Melbourne Herald) исследователи причисляют к так называемой broadsheet*.

Журналистские расследования на тему психической неполноценности проводила, как уже было указано выше, газета «Мельбурн Геральд» (The Melbourne Herald).

В конце 1946 года в «Мельбурн Геральд» опубликовали одно из первых серьезных расследований условий содержания больных в Викторианских психиатрических больницах. Денис Ворнер, позднее широко известный зарубежный корреспондент, написал серию из четырех статей — первая называлась «Условия в психушках ужасают».

Грянувшие культурная и политическая революции в начале 60-х приводят к третьему «всплеску muckraking’a», но на этот раз, как ни странно, в качественной прессе и на телевидении.

Объектами разоблачения и «перестройки» становились разные люди и явления. В массовой прессе личность отдельного, провинившегося в чем-то человека (военного врача, например) в 70-80 годах стали подменять личностью начальника (министерства Здравоохранения).

В 80-е годы, в так называемую «золотую» эру журналистского расследования, происходит глобальное изменение объектов, на которые направлены стрелы «макрэкеров». Все внимание журналистов брошено на проблемы системы в целом: коррупция в правительстве и правительстве, расизм, превышение служебных полномочий, — одним словом, на все, что журналисты-ищейки поствоенного периода обходили стороной.

Причем, именно в 80-х годах как никогда раньше становится ярко выраженной тенденция представлять проблему читателю с двух разных сторон: одну точку зрения ему преподносит одна газета, другую — другая соответственно. Данная тенденция объясняется захватом основных средств массовой информации Австралии двумя крупнейшими концернами — News Corp. Ltd и Fairfax Holdings Ltd, мнения которых почти в любом случае были диаметрально противоположными.

Современное состояние СМИ Австралии

Все крупнейшие медиа-корпорации контролируются определенными семействами: во главе News Corp. стоит сын Руперта Мёрдока Лэчлэн (Lachlan), корпорацией Broadcasting and Publishing Ltd. управляет сын Кэри Пакера Джэймс, а Джон Фэйрфакс находится в совете директоров Fairfax.

В свою очередь, исследователи австралийской журналистики выделяют ряд других проблем, таких как: давление «власть имущих» на редакторов и распространение «слезливости» в подаче новостей — вот то, что существует на медиа-рынке Австралии и что следовало бы уничтожить .

В данной работе я рассматриваю тенденцию концентрации и монополизации капитала.

Все крупнейшие газеты и журналы находятся в тисках трех газетных концернов, которые контролируют практически весь тираж австралийских ежедневных газет и журналов, между которыми, естественно, идет жесткая конкурентная борьба. Этимитремятитанамиявляются: News Corp. Ltd, John Fairfax Holdings Ltd. и Australian Consolidated Press.

Еще в 1976 году справочник «Современная Австралия» утверждал: «Свыше 40 процентов тиража австралийских ежедневных газет контролируется четырьмя газетными концернами» . Сегодня, а именно — 25 лет спустя, 90 (!) процентов ежедневного газетного тиража Австралии приходится на долю News Corp. Ltd и Fairfax Holdings . Australian Consolidated Press сталачастьюPublishing & Broadcasting Ltd., теперь она контролирует 60 процентов журнального рынка страны и владеет крупнейшей телевизионной сетью в Австралии.

23. Становление и развитие радио как средств массовой информации (на примере одной из западноевропейских стран или США)

Изобретенный А. Поповым и Г. Маркони способ бескабельной передачи информации посредством электромагнитных волн привел к рождению нового средства связи – радио.

В 1906 г. американец Ли Де Форест изобрел аудион – электронно-ваккуумную лампу, применение которой в радиоустройствах позволило передавать голосовые сообщения, музыку, шумовые эффекты. В 1908 г. изобретатель организовал первую в истории музыкальную передачу: радиосигналы, посланные с Эйфелевой башни в Париже, распространились в радиусе 500 миль.

Во время первой мировой войны потребности в обеспечении радиосвязи между частями действующих армий и кораблями ВМС, а также первые попытки использования радиопередач в целях пропаганды и дезинформации противника вызвали бурный рост производства радиооборудования. С наступлением мира фирмы – производители радиотехники стремились переориентировать созданные в годы войны обширные производственные мощности на массовый выпуск и сбыт передатчиков и приемных устройств на гражданском рынке. Одновременно происходило быстрое совершенствование технической базы радиовещания.

В начале двадцатых годов в США и странах Западной Европы были введены в действие сотни экспериментальных и любительских передатчиков. В ноябре 1920 г. экспериментальная радиостанция RDKA (Питтсбург), принадлежавшая электротехнической корпорации «Вестингаус», провела трансляцию первой заранее объявленной передачи о ходе президентских выборов в США, ознаменовавшую начало регулярного вещания. Вслед за ней регулярное вещание начали станции в Спрингфилде (Массачусетс), в Ньюарке (Нью-Джерси) и других городах.

Переломными в развитии радиовещания как средства массовой информации стали 1922–1923 гг., когда во многих странах мира начались экспериментальные и регулярные передачи. В 1922 г. в США начинается стремительный подъем радиоиндустрии. Если к маю этого года было выдано всего около 300 лицензий на право вещательной деятельности, то к концу года количество выданных лицензий достигло уже 570. В начале двадцатых годов наблюдался стремительный рост числа регулярно вещающих радиостанций.

В 1923 г. в пользовании находилось около полумиллиона радиоприемников, а через три года приемные устройства имелись уже в каждой шестой американской семье. Выдающуюся роль в распространении и развитии радио в США сыграл выходец из России Д. Сарнов – управляющий коммерческой Радиокорпорацией Америки (RCA), созданной в 1919 г. электротехнической корпорацией «Дженерал Электрик». RCA быстро наращивала производство и сбыт радиоприемников. В 1926 г. под руководством Сарнова и при участии корпораций «Дженерал Электрик», «Вестингауз» и RCA была образована Национальная вещательная компания (NBC), на базе которой была создана крупнейшая сеть из 24 коммерческих радиостанций.

Часть радиостанций была специализирована на ведении образовательно-просветительских, а также религиозных передач. Но важнейшую роль в формировавшейся системе радиовещания США играли коммерческие частные станции. К 1925 г. 43% всех созданных радиостанций вели вещание на коммерческой основе. В это число входили самые крупные и наиболее хорошо оснащенные станции. В 1927 г. сформировалась вторая крупная сеть коммерческих станций – Колумбийская вещательная система (CBS).

В 1930 г. уже более 6 тыс. радиостанций вели передачи, прием которых осуществлялся 12 миллионами приемников. Радиовещанием были охвачены (в той или иной форме) свыше 40% американских семей.

Принятый в 1927 г. в США закон о радио был призван упорядочить хаотическое развитие вещательной деятельности в рыночной среде. В соответствии с законом была создана федеральная комиссия, в обязанности которой было вменено решение технических проблем вещательной деятельности, распределение частот вещания (предотвращающее наложение радиосигналов разных станций в эфире), а также выдача лицензии в соответствии с классификацией станций по их вещательному формату (типу).

В Европе становление массового радиовещания также происходило в начале двадцатых годов. Успешные опыты по передаче радиосигналов привели к существенному расширению количества действующих станций в Великобритании. В 1922 г. группой предпринимателей при участии Маркони была образована Британская вещательная компания – предшественница Британской вещательной корпорации (Би-Би-Си).

В декабре 1922 г. компания начала ежедневное радиовещание – вначале в Лондоне, затем в Бирмингеме и Манчестере.

В начале 1920-х гг. регулярно вещающие радиостанции почти одновременно появляются и в других западноевропейских странах. В Германии, однако, процесс распространения радио искусственно сдерживался вплоть до 1926 г. ввиду того, что не только вещатели, но и лица, имеющие приемные радиоустройства, должны были сдавать обязательный экзамен по радиотехнике, а при покупке радиооборудования необходимо было уплатить высокий налог. После отмены этих ограничений Германия стремительно превратилась в одну из стран с высоким уровнем радиофикации: в 1929 г. там было зарегистрировано более 2,5 млн. радиоприемников. Большой интерес в радиовещанию проявили восточноевропейские страны, возникшие после первой мировой войны на обломках Австро-Венгерской и Российской империй. Так, в Чехословакии регулярные радиопередачи пражского радио ведутся с мая 1923 г. В наиболее отсталых странах тогдашней Европы (например, Болгарии) регулярное радиовещание было организовано лишь в конце десятилетия.

На рубеже двадцатых-тридцатых годов радиовещание осуществлялось в более чем 70 странах мира, а всемирная аудитория радиослушателей составила около 140 миллионов человек. Таким образом, в течение всего лишь одного десятилетия радио уверенно заявило о себе как о новом, стремительно развивающемся средстве массовой информации.

Оформившись как новое средство массовой информации, радио продолжало стремительно развиваться в 1930-е годы . Организационное становление радиовещания зависело от того, какие интересы доминировали при создании вещательных организаций – коммерческие либо политические, а также от господствующих в обществе отношений собственности, ценностных и идеологических установок. В предвоенные годы оформились три основных модели организации и финансирования радиовещания, основы которых были заложены в предыдущее десятилетие: частная коммерческая, государственная, общественная.

Частная коммерческая модель радиовещания

В 1930-е годы радиопередачи приобретают регулярную структуру, становятся более устойчивыми их жанровые характеристики. В предвоенное десятилетие наряду с хроникальными передачами получает распространение жанр радиокомментария. Широкую популярность завоевывают родоначальники этого жанра – журналисты CBSX. Фон Калтерборн и Э.Р. Мурроу (впоследствии известный телевизионный обозреватель).

Наряду с жанрами информационной радиожурналистики (заметкой, радиорепортажем, радиоинтервью), получают развитие жанры шоу (различные вариации музыкальных, юмористических и иных развлекательных программ), ток-шоу, викторин. Развиваются жанры драматического вещания, приобретающие в условиях коммерческого радио отчетливо специфичные характеристики. Господствующей формой драматического вещания становятся так называемые «мыльные оперы» – претендующие на психологичность радиоспектакли, предназначенные для женщин-домохозяек (основной категории женской части населения того периода).

Одновременно широкое распространение получает другая форма драматического вешания – триллеры (от английского глагола « to thrill » –волновать, будоражить, повергать в трепет), основным адресатом которых являлась мужская аудитория. Напряженное действие радиоспектакля-триллера разворачиваюсь обычно вокруг преступлений, чрезвычайных и сенсационных событий. Рост финансовых поступлений от публикации рекламы благоприятствовал процессам создания крупных объединений в сфере радиовещания. К 1934 г.коммерческая радиосеть CBS насчитывала уже 97 станций, а обе сети NBC – 127. В 1938 г. 341 из 660 американских радиостанций входила в ту или иную сеть. В США сложилась фактически децентрализованная система внутреннего радиовещания. Большинство радиостанций с силу их коммерческого характера оказалось «привязано» к определенному региону (или, вернее, региональному или локальному рекламному рынку) и действовало в соответствии с конъюнктурой, складывающейся на этом рынке. Наличие крупных «сетевых» радиостанций со штаб-квартирами и студиями в Нью-Йорке, Вашингтоне и других городах не подтверждает централизованный характер вещания, так как структура управления внутренним вещанием в национальном масштабе была лишена единого центрального звена.

В 1920-е годы в США часть первых радиостанций была создана университетами и колледжами, которые организовали образовательное и просветительское вещание. Однако впоследствии из-за экономических трудностей и из-за давления со стороны коммерческих вещателей, которые были заинтересованы в том, чтобы отобрать у образовательных учреждений принадлежавшие им дефицитные частоты вещания, количество таких станций существенно сократилось. В конце второй мировой войны в эфир выходили всего 25 средневолновых общественных (некоммерческих) радиостанций. В 1945 г. Федеральная комиссия по коммуникациям США (FCC) выделила 20 каналов ультракоротковолнового вещании для некоммерческих станций. Однако развитие общественного радио сдерживалось из-за дефицита средств, поскольку финансировалось оно преимущественно из благотворительных фондов (главным образом – фонда Форда).

До 1963 г. государство не оказывало финансовой поддержки образовательным станциям. Ситуация существенно изменилась в 1967 г., когда разрозненные общественные радиостанции были объединены в единую общенациональную систему – Национальное общественное радио (NPR).

К началу 1990-х годов общественное (некоммерческое) радиовещание в США представляли примерно 1400 станций, около 250 из них – в большинстве своем наиболее крупные и лучше финансируемые – были связаны с NPR.

Трансграничное радиовещание в годы холодной войны.

В 1946 г., на год раньше «Голоса Америки», Би-Би-Си начала вещание на Советский Союз. После произведенной в 1948 г. реорганизационной перестройки иновещания, приведшей к объединению Заморской и Европейской служб, повышению степени централизации и координации передач на зарубежную аудиторию, передачи Би-Би-Си велись уже более чем на 40 языках народов мира. В начале 1950-х годов для вещания на СССР была создана радиостанция «Свобода». На ведении передач на страны Восточной Европы и балтийские республики СССР была специализирована радиостанция «Свободная Европа». Вплоть до средины 1970-х годов обе станции, имеющие штаб-квартиру в Мюнхене (ФРГ), действовали под вывеской независимых информационных учреждений. После того, как конгресс и правительство США признали реальный статус станций, в 1976 г. произошло их слияние в единую организацию (RFE/RL, Inc.).

«Свободная Европа/Свобода», имеющая статус самостоятельной вещательной компании, но финансируемая по решению конгресса США из госбюджета, стала ведущей службой внешнего вещания на СССР и страны советского блока.

В 1953 г. начались передачи иновещательной радиостанции ФРГ «Немецкая волна» («DeutscheWelle»), уделявшей существенное внимание воздействию на восточноевропейскую аудиторию. Из семи наиболее развитых государств мира крупные службы иновещания создали также Франция и Япония.

Основным компонентом иновещания западных стран в годы холодной войны были передачи, адресованные аудитории в СССР и странах советского блока. Стержень их содержания составляли программы, характеризующие идейные и политические основы западных демократий, сущность прав человека и либеральных ценностей, преимущества рыночной экономики и соответствующего ей образа жизни. Они сочетались с передачами, призванными информировать радиослушателей о негативных явлениях и проблемах во внутренней жизни и внешней политике государств советского блока – и восполнить таким образом «фигуры умолчания», созданные в этих странах официальными СМИ, а также продемонстрировать тоталитарный характер социалистического строя, несоблюдение демократических прав и свобод граждан при социализме. Для привлечения внимания аудитории и формирования эмоциональных мотивов к постоянному прослушиванию передач использовались музыкальные программы и пласты информации, апеллирующие к «человеческому интересу» (новинки моды, жизнь знаменитостей, курьезные происшествия и пр.) Особое внимание уделялось расширению охвата молодежной аудитории.

В 1948 г. по решению сталинского руководства было начато глушение передач иновещания Би-Би-Си и «Голоса Америки» на СССР и страны Восточной Европы. В периоды «потепления» международной обстановки масштабы глушения иновещания сокращались. Так, с 1973-го по 1980 гг. единственной западной радиостанцией, передачи которой подвергались глушению со стороны СССР, была «Радио Свободная Европа/Свобода». В 1980 г., в связи с обострением международной напряженности, последовавшим за введением советских войск в Афганистан, СССР вновь начал глушение передач Би-Би-Си, «Голоса Америки» и «Немецкой волны». В то же время иновещание Советского Союза, осуществлявшееся на 82 языках общей продолжительностью 2200 час. в неделю, глушению со стороны западных стран не подвергалось. Единственной страной, производившей глушение передач советского иновещания, была КНР. Попытки глушения передач зарубежных радиостанций, предпринимавшиеся в послевоенный период, продемонстрировали неэффективность этой весьма дорогостоящей меры информационной изоляции. Так, осуществляемое британскими колониальными властями во второй половине 1950-х годов глушение радиопередач сторонников независимости Кипра, организовавших вещание для киприотов с территории Греции и Египта, не смогло предотвратить крушение колониального режима на острове.

В разгар горбачевской перестройки, в январе 1987 г., Советский Союз прекратил глушение передач Би-Би-Си. В мае того же года было объявлено об окончании глушения передач «Голоса Америки». Освобожденные мощности установок по глушению были переключены на создание помех передачам «Радио Свободная Европа/Свобода». Ответом стала техническая модернизация этой службы иновещания с целью повысить мощность передаваемых радиосигналов. Падение Берлинской стены, распад Советского Союза и другие геополитические изменения конца 1980-х – начала 1990-х гг. знаменовали окончание холодной войны и начало нового этапа развития трансграничного радиовещания.

«Голос Америки» (VOA), который в 1990-е годы вел передачи 1300 часов в неделю на 43 языках для аудитории, ориентировочно насчитывающей 120 млн. человек, сыграл существенную роль в подготовке процессов либерализации и рыночных экономических реформ, происходящих ныне в бывшем СССР и странах, ранее входивших в советский блок

24.Становление и развитие телевидения как средства массовой информации (на примере одной из западноевропейских стран или США)

Производившиеся в 1920-е – 1930-е годы в ряде стран мира эксперименты по передаче изображения на расстояние привели к началу регулярных телепередач в канун второй мировой войны в Великобритании, Франции, Германии, США. В Германии телевещание было начато в 1935 г. под нацистским контролем. Осуществленная в следующем году телевизионная трансляция с Летних Олимпийских игр в Берлине была использована нацистами для пропаганды превосходства немецкой науки и технологий. Во время войны Берлинский телевизионный комплекс был разрушен.

Начавшиеся в ноябре 1936 г. регулярные телепередачи Британской вещательной корпорации прекратились в сентябре 1939 г. в связи со вступлением Великобритании во вторую мировую войну. Развитие телевещания во Франции, стартовавшего в 1935 г., также было прервано с началом войны.

Уже в довоенный период были осуществлены первые прямые телерепортажи с места событий (на германском ТВ – о спортивных состязаниях берлинской Олимпиады 1936 г., на Би-Би-Си – о регате в 1938 г.).

Началось становление других телевизионных жанров и форм: так, в предвоенные годы телевидение Би-Би-Си предлагало своим зрителям выпуски новостей, драматические, оперные и балетные спектакли, кабаре – шоу, концерты, мультипликационные фильмы для детей.

Во время войны телевизионные передачи в европейских странах не велись, техническое совершенствование телевещания было заморожено. В Соединенных Штатах, не испытавших прямых последствий военных действий на своей территории, массовая телеаудитория также не сформировалась: на момент окончания войны в стране насчитывалось лишь около пяти тысяч телевизоров. На развитии американского ТВ сказалась также позиция ведущих радиокорпораций, осуществлявших научно-технические разработки в области телевещания: руководители радиобизнеса считали несвоевременным ускоренное развитие ТВ в условиях, когда еще не были полностью освоены богатые ресурсы радио.

Становление телевидения как средства массовой информации происходило в Европе и Северной Америке в основном в течение двух послевоенных десятилетий.

частная коммерческая, общественная и государственная.

Наиболее быстрыми темпами в послевоенный период телевидение прогрессировало в США, где в 1939 г. в столице штата Нью-Йорк, г. Олбани, начались первые регулярные телепередачи на базе станции, созданной радиокорпорацией NBC. Существенный импульс развитию телевещания в США, основы которого были заложены при участии выходца из России инженера В. Зворыкина, придало решение Федеральной комиссии по коммуникациям (FCC), разрешившей в 1941 г. использовать коммерческую рекламу в телепередачах. В том же году начала телепередачи радиокорпорация CBS, а двумя годами позже их стала вести и третья из крупнейших в стране вещательных корпораций – ABC. Именно эти коммерческие компании, располагавшие научно-техническими разработками в области телевидения, стали лидерами телевизионной индустрии США. Закрепить лидерство им позволило решение FCC, согласно которому с сентября 1948 г. по апрель 1952 г. был временно прекращен прием заявок на выдачу лицензий новым вещательным организациям под предлогом наведения порядка в телевещании и в связи с необходимостью определить национальный стандарт цветного ТВ. Это позволило действующим телекомпаниям консолидироваться, усилить свои позиции и подготовиться к отражению напора новых конкурентов, ринувшихся осваивать многообещающую область телевизионного вещания. После окончания моратория на выдачу лицензий корпорации NBC, CBS и ABC настолько прочно утвердились в сфере эфирного телевидения, что вплоть до 1980-х годов доминировали в качестве головных структур национальных телесетей.

Именно эти корпорации внесли решающий вклад в формирование коммерческого телевидения в США, представленного тремя организационными вариантами:

  • национальные телесети

филиалы сетей (телестанции, «ассоциированные» с сетями) –отдельные телестанции, не находящиеся в собственности владельцев телесетей, но связанные с сетями договорными отношениями. Как правило, это местные станции, не располагающие собственной мощной производственной базой. Сети обеспечивают их на коммерческой основе набором программ вещания, оговаривая право включать в них свою коммерческую рекламу. Это избавляет партнеров от необходимости формировать своими силами всю сетку вещания, однако они обязаны предоставлять эфирное время для демонстрации рекламы национальных телесетей. До 1996 г., когда был принят новый закон о коммуникациях, каждая из ведущих национальных телесетей США имела отношения партнерства примерно с 200 телестанциями;

независимые станции не связаны с телесетями и формируют вещательные программы собственными силами или закупают их у других телекомпаний (иногда – обмениваются программами).

Как правило, уровень прибыльности независимой местной станции ниже доходов сетевых структур, пользующихся преимуществами партнерства. Их выживание и прибыльность обеспечивается главным образом близостью к локальному рекламному рынку и хорошим знанием его специфики.

Исходя из необходимости использовать телевещание для образования и просвещения аудитории, в США в начале 1950-х годов было принято решение зарезервировать ряд частот вещания для образовательного общественного ТВ. Первая некоммерческая образовательная телестанция была создана в Хьюстоне в 1953 г. Однако вплоть до конца 1960-х годов этот вид телевидения был развит весьма слабо – главным образом, из-за дефицита финансирования, поскольку вещание осуществлялось в значительной мере из средств, пожертвованных частными «донорами» – отдельными лицами, благотворительными фондами и корпорациями. В 1967 г. была учреждена Служба общественного вещания (PBS), объединившая разнообразные некоммерческие телестанции страны в целях улучшения производства культурно-образовательных программ и налаживания более эффективного обмена ими. В течение многих лет ведущие позиции в производстве программ занимали несколько крупнейших некоммерческих телестанций, расположенных в Бостоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско и Вашингтоне. Создание PBS позволило улучшить обмен программами в общенациональном масштабе между ведущими производителями и остальными некоммерческими телевещателями. PBS первой в США применила возможности спутникового ТВ для регулярной доставки информационно-публицистических, культурных и образовательных программ некоммерческим станциям, разбросанным по территории страны. Ограничено и количество некоммерческих телевещателей: в 1990-е годы только 350 из 1450 телевизионных станций США имели этот статус. Большинство некоммерческих станций примыкает к PBS. В последние годы происходит коммерциализация наиболее успешных общественных телестанций США, которые стали использовать коммерческую рекламу, спонсорство и пр.

Основную часть зрительской аудитории в Соединенных Штатах привлекают коммерческие каналы, общественное же ТВ популярно среди определенных категорий зрителей – в основном среди образованных американцев, что дает его критикам поводы для утверждений об «элитарном характере» его передач. Содержание вещания некоммерческого ТВ в Соединенных Штатах свидетельствует об относительности его характеристики как «образовательного» или «общественного». В нем представлены передачи трех основных категорий:

  • телепередачи, которые не желают спонсировать рекламодатели и которые по этой причине не имеют шансов появиться на коммерческом телевидении. Этот блок может включать не только и не столько образовательные программы, но и информационные, публицистические передачи, в подготовке и трансляции которых заинтересованы различные общественные группы, а также низкорейтинговые программы, «отбракованные» редакциями коммерческих станций. Это дало основание некоторым критикам PBS назвать некоммерческое ТВ «свиным корытом», куда сбрасывается некачественная телепродукция. На деле же ряд «образовательных» станций обеспечивают высокий профессиональный уровень передач, предлагая аудитории набор содержательных научно-популярных и публицистических программ, посвященных острым общественным проблемам;
  • передачи прямого обучающего назначения, предназначенные для непосредственного использования в образовательном процессе (в классе, аудитории колледжа, университета, при дистанционном самообразовании), иллюстрирующие и расширяющие содержание текстового учебного материала;

— – передачи, способствующие развитию личности, удовлетворению ее духовных и творческих способностей, воспитанию стремления к овладению знаниями. PBS активно сотрудничает с британской Би-Би-Си, пополняя запас качественных программ развивающего назначения за счет высопрофессиональных образовательных и просветительских программ, созданных этой общественной корпорацией.

Тенденции дерегулирования вещания.

Спутниковое телевидение.

На заре развития космического телевидения для приема передач со спутников связи требовались громоздкие и дорогостоящие наземные комплексы. Чтобы телевизионная «картинка», переданная из космоса, появилась на экране домашнего телевизора, сигнал со слабомощного спутникового передатчика принимался наземным комплексом, а затем ретранслировался по каналу эфирного ТВ или кабельной телесети. Громоздкость, дороговизна и ненадежность первых систем космического ТВ объясняют их ограниченное использование: так, в 1965 г, по линии Intelsat были проведены прямые телевизионные трансляции общей продолжительностью всего лишь 80 часов.

В результате технического усовершенствования коммуникационных спутников, существенного увеличения мощности генерируемого ими сигнала и изобретения в середине 1970-х годов американским инженером Т. Хауардом компактного приемного устройства, которое позволило принимать телепередачи со спутников, были созданы предпосылки для обеспечения просмотра программ космического ТВ индивидуальными пользователями. Но широкое распространение непосредственного доступа к космическому ТВ сдерживалось из-за технического несовершенства первых индивидуальных приемных устройств и их высокой стоимости. К тому же для применения наземной приемной станции требовалось получить специальное разрешение Федеральной Комиссии по коммуникациям и пройти сложную процедуру оформления. Вследствие этого в 1980 г. в США в индивидуальном пользовании находилось лишь около двух тысяч индивидуальных спутниковых приемных устройств стоимостью до 10 тыс. долл. каждое.

С середины 1980-х годов начинается период массового распространения непосредственного спутникового телевизионного вещания, не требующего постройки дорогостоящих наземных приемных комплексов и позволяющего принимать сигнал на небольшие и недорогие индивидуальные приемные устройства, оснащенные параболическими антеннами – «тарелками». В 1984 г. ограничение на использование этого оборудование было снято, и уже в следующем году в США ежемесячно устанавливалось до 60 тыс. индивидуальных приемных устройств. В течение нескольких лет населению было продано 2,5 млн. приемных станций. Массовое производство усовершенствованных устройств по приему спутниковых телепередач позволило сделать их более компактными и дешевыми: средняя цена одного комплекта составляла в середине 1980-х годов уже примерно 2500 дол. – и затем неуклонно снижалась.

Быстрыми темпами шло формирование массовой аудитории непосредственного спутникового ТВ. В 1990-е годы прямой доступ к космическому телевидению имели уже миллионы американцев и европейцев. Так, в Европе к концу десятилетия свыше 10 млн. семей были обладателями индивидуальных приемных спутниковых устройств, лидерами же по их распространению стали Германия и Великобритания. Аудитория спутниковых каналов непрерывно расширялась также за счет телезрителей, получавших программы космического ТВ в трансляции по кабельным сетям и эфирным каналам.

CNN

К 1985 г. CNN располагала девятью корпунктами на территории США и зарубежными бюро в Риме, Лондоне, Каире, Иерусалиме, Найроби, Франкфурте-на-Майне и Москве. На следующий год количество бюро увеличилось до 18, а в 1991 г. достигло 29. В 1989 г. было начато вещание на Западную Европу через спутник Intelsat в формате PAL. Первоначально передачи принимались в штаб-квартирах крупных европейских телекомпаний и в диспетчерских студиях кабельных сетей, а также в 1550 международных отелях люкс во многих странах мира. Благодаря использованию коммуникационных возможностей советского спутника связи CNN расширила зону приема своих передач, ее программы в конце 1980-х годов распространялись на 89 государств мира. Передачи CNN стали доступными в странах Африки, Ближнего Востока, Индостана и Юго-Восточной Азии.

По сравнению с другими телекомпаниями, которые готовили один основной вечерний выпуск новостей, круглосуточная новостная служба CNN имела преимущества, которыми не располагали конкуренты. Особенно наглядно эти преимущества проявлялись в ходе освещения кризисных ситуаций мирового значения в форме прямого репортажа с места событий. В таких случаях происходящее отражается от начала и до конца в режиме реального времени (примером может служить освещение бомбардировок иракской столицы в 1991 г. или октябрьских событий 1993 г. в Москве).

Оснащенные компактным спутниковым приемно-передающим оборудованием, мобильные репортерские группы CNN обычно передают с места событий телевизионную «картинку» с нескольких камер, что позволяет сформировать впечатление полноты отображения разворачивающихся драматичных процессов. Манера освещения событий, применяемая репортерами CNN, создает у телезрителя эффект особой достоверности репортажа: происходящее почти не комментируется, отсутствуют обобщения, превалирует четкий подробный отчет о том, что происходит в зоне видимости телекамер. Не случайно, что после начала прямых репортажей из Ирака, организованных CNN во время войны в Персидском заливе (1991 г.), количество зрителей, постоянно смотрящих передачи этой телекомпании, возросло вдвое.

Успех концепции CNN как круглосуточной службы теленовостей побудил конкурентов применить аналогичные схемы при создании новостных каналов. В 1995 г. появился испаноязычный аналог CNNInternational – проект «Telenoticias», реализованный консорциумом испанских, испано-американских и латиноамериканских телекомпаний. В 1996 г. корпорация Р. Мердока «NewsCorp.» запустила в США канал FoxNews, передающий новости 24 часа в сутки. Корпорациям «Майкрософт» и NBC принадлежит еще один круглосуточный новостной кабельно-интернетный телевизионный канал – MSNBC, созданный в 1996 г.

Конкурентами CNN стали и многочисленные спутниковые службы новостей, образованные в разных регионах мира в 1990-е годы и в начале нового века. Появление служб новостей, конкурирующих с CNN не только в США и Европе, но и в других регионах мира, существенно осложнило положение компании – первопроходца в области глобального новостного космического ТВ. В 1997 г. передачи CNN смотрели в 170 млн. семей в 210 странах мира. Затем наблюдалось постепенное, но существенное сокращение зарубежной аудитории CNNInternational. И не только из-за усиления конкуренции с другими новостными службами, удорожания международного сбора информации и производства программ, нестабильности рынка рекламы, необходимости организации многоязычного вещания на разные регионы мира (с сентября 1997 г. CNNInternational вещает по пяти отдельным каналам, специализированным по региональной ориентации).

Эти трудности испытали все компании – производители международных теленовостей. Потеря позиций произошла в значительной степени вследствие просчетов в управлении CNN, приведших к утрате ряда оригинальных наработок, определявших своеобразие ее программной политики – например, еженедельной передачи «Всемирный репортаж», которая состояла из видеоматериалов, предоставляемых телекомпаниями многих стран мира.

Новатор в области телевизионного бизнеса, основатель CNN Тэд Тернер, в 1996 г. продал свою телекомпанию концерну «TimeWarner» (по мнению некоторых экспертов, эта продажа была вынужденной).

После слияния в 2000 г. «TimeWarner» с крупнейшим Интернет-провайдером – корпорацией AOL Тернер стал вице-президентом образовавшегося мегаконцерна, обладая немногим более трех процентов его акций. В последующие годы в прессе неоднократно появлялись сообщения, что он недоволен информационной политикой «AOL-TimeWarner» и своей (во многом символической) ролью в его управлении. В начале 2003 г. Тернер принял решение оставить пост вице-президента этого концерна и фактически уйти из большого бизнеса.