По культурологии

Генезис культуры, Культура древнего Востока, Дихтомия востока и запада, Культура античности, Культура средневековья, Культура эпохи Возрождения

ВУЗ: УРФУ

Что дает нам типологизация культуры?

Необходимость типологизации культуры следует из сложности и многогранности самого понятия культуры и ее разнообразных феноменов. Типология (от греческого τιπός – отпечаток, образ, λόγός – слово, понятие, учение) – упорядочение, классификация, систематизация сложных объектов, связанных между собой сходством черт или генетически. Типология культуры позволяет разобраться среди множества явлений, относимых к культуре, обобщая их по тем или иным признакам, выделяя различные типы культур. Конечно, любая типология представляет собой упрощение действительной исторической картины бытия культур. Но эти упрощения могут служить стрелками, указывающими на важные моменты.

Типологизация – один из методов научного исследования, она способствует постижению сущности культуры в ее многообразных проявлениях. Она важна для решения задач, встающих перед обществом и человеком в сложном современном мире, где сосуществуют и тесно взаимодействуют различные культуры.

В культуре высоко ценятся первооткрыватели идей. Кому из авторов идеи культурно-исторических типов принадлежит первенство?

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) стал автором первой подобной культурологической концепции. Эта концепция изложена в книге «Россия и Европа» (1869).

Поскольку Данилевский принадлежал к кругу «почвенников» (поздних славянофилов), его целью было обоснование особого места России в истории человечества. Он хотел доказать, что у России — собственный путь развития самобытной культуры, отличающийся от европейского пути, следование по которому было бы гибельным для России.

Исходным пунктом его теории стал отказ от традиционного рассмотрения исторического процесса как охватывающего все страны и народы мира единого эволюционного потока. Не согласен он и с точкой зрения, считающей современную европейскую цивилизацию и культуру вершиной развития и оценивающей культуру других народов но ее соответствию европейской культуре. Данилевский отвергает эту европоцентристскую позицию, навязывающую всем странам также чисто европейское деление истории на древнюю, среднюю и новую.

18 стр., 8797 слов

Политическая культура России: традиции и современность

... идентичной 'политической культуре СССР. Вместе с тем сам подход к анализу политической культуры, основанный на сравнении «реальных» политических культур с идеальными типами, следует признать достаточно плодотворным. Г. Алмонд предложил и другую типологию политической культуры, а ...

Человечество, по мнению Данилевского, – отвлеченное понятие, реальными носителями исторической жизни выступают «естественные» системы, обособленные «культурно-исторические типы», которые он понимает как сочетание этнических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков.

Развитие и увядание различных культур отмечали многие исследователи, но важно понять источники и основные факторы культурно-исторических изменений. В соответствие с изучаемым вопросом, обоснуйте и аргументируйте свое мнение: традиции развивают или сдерживают развитие культуры?

На мой взгляд, традиции способствуют развитию культуры. С помощью традиций не только сохраняется материальный и духовный опыт предшествующих поколений, но и воспроизводится ценное в культурном наследии, имеющий общее значение для представителей того или иного общества. Традиции обеспечивают постоянство материальной и духовной культуры; новаторство является источником ее развития. Однако преемственность обязательно предполагает критический анализ и творческое преобразование ценностей, унаследованных от наших предков. Важно не механическое использование духовных и материальных богатств прошлого, а диалектический процесс, когда они трансформируются грядущими поколениями, переосмысливаются ними и превращаются в нечто новое, обогащенное предыдущим опытом.

Особенно большую роль традиции играют в сохранении нации, которую определяют как целостность поколений прошлых, современных и будущих. Благодаря традиции сохраняется и развивается национальный язык, без чего невозможно существование нации, сохраняются религия, обычаи, достижения художественного творчества, мировоззрение, народные идеалы — все то, что создает лицо народа, что отличает его от других народов.

Отказ от национальных традиций равносильно отказу от своей национальности. Пока нация существует, можно сказать, что она в какой степени придерживается своих традиций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/chelovek-i-kulturakulturologiya/

  1. Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. — М., 2002. – 232 с.
  2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: учебник для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2010 – 688 с.
  3. Культурология: учебное пособие / Д.А. Лалетин. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — 264 с.
  4. Лекции по культурологии // Электронный ресурс. Режим доступа: http://worlds-culture.ru/index.php?action=list_category&id=2
  5. Прорешная О. В. Встреча двух онтологий культуры: Н.Я. Данилевский и О. Шпенглер // Вопросы культурологии. – 2009. – №1. – С.14-17.

Прикрепленные файлы: