Данная курсовая работа посвящена изучению языковых и стилистических особенностей жанра «очерк». Понятие «очерк» в качестве названия жур-нали-стских публикаций определенного типа имеет неясное происхожде-ние. Хотя существует мнение, что к его появлению причастен А. М. Горь-кий, ко-торый в одном из своих писем коллеге по словесному ремеслу указы-вал, что исход-ным в определении текста, имеющего известную литератур-ную форму, как «очерка» является глагол «очерчивать» [1, c. 145].
Точность этого мнения установить трудно. Однако то, что публикации, которые А.М. Горький называл «очерком», появились отнюдь не в тот мо-мент, когда у него возникла мысль назвать их именно этим «именем», сомне-ния не вызывает.
Среди родоначальников отечественного очерка исследователи россий-ской журналистики называют имена В.Г. Короленко («В голодный год»), А.П. Чехова («Остров Сахалин»), Г.И. Успенского («Разорение»), Н.В.Успенского («Без языка») и др. Немалое число выдающихся мастеров этого жанра про-славили советскую журналистику, например А.М. Горький, М.Е. Кольцов, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Бек, А.А. Аграновский, В.В. Овечкин, Г. Н. Бочаров и многие другие.
Очерк считается «королем» художественно-публицистических жанров, но с точки зрения подготовки его — он один из наиболее трудоемких. И это действительно так, поскольку написать хороший очерк журналист сможет только в том случае, если он уверенно владеет разными методами отображе-ния действительности, существующими в его ремесле [2].
При подготовке очерка мало, например, суметь найти подходящий предмет выступления, ус-пешно собрать материал, проанализировать его. Надо еще и соответствую-щим образом переосмыслить информацию и воплотить ее в такую форму, ко-торая будет признана, действительно очерковой, что указывает на актуаль-ность исследования
Целью данной работы является изучение язы-ковых и стилистических особенностей жанра «очерк». Для достижения по-ставленной цели необходимо решить следующие задачи :
Осветить сущность и разновидности очерка.
Изучить особенности структурной организации очерков различных ви-дов.
Описать художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портрет-ная характеристика.
Выявить лексические, морфологические, синтаксические особенно-сти жанра
Предметом
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования; обобщение опыта; общенаучные и специфические или ча-стные методы: анализа и синтеза; сравнительного анализа и др.
Исследования. Методы проведенных исследований
... правшей доминирует логическое мышление. Вывод: исследование показало, что мышление правшей отличается от мышления левшей . В энциклопедии мы прочитали, что левши от правшей ... по теме исследования. Методы проведенных исследований: Теоретический метод (работа с информационными источниками, анализ, синтез). Эмпирический метод (наблюдение, сравнение). Математический метод (составление диаграммы). ...
послужил проблемный очерк, опубликован-ный в сентябре 1999г., в газете «Комсомольская правда», автором которой яв-ляется М. Матвеева. При этом использованы труды таких авторов как Г.В. Ла-зутина, Р.П. Овсе-пян, В.Ф. Олешко, О.Р. Самарцев, А.А. Тертычный, В.Л. Цвик, Н.Э. Шиш-кин и др.
Структура
1. ГЛАВА. Теоретические основы изучения языковых и стилистических особенностей жанра «очерк»
1.1 Очерк как жанр публицистического стиля.
Одним из распространенных жанров публицистики является очерк.
Очерк -1. Небольшое литературное произведение, краткое описание жиз-нен-ных событий (обычно социально значимых).
Документальный, пуб-лици-сти-ческий, бытовой очерк. 2. Общее изложение какого-нибудь вопроса. Очерк русской истории. (Толковый словарь)
Очерк — 1) В художественной литературе одна из разновидностей рас-сказа, отличается большой описательностью, затрагивает преимущественно соци-альные проблемы. 2) Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором. (Эн-циклопедический словарь)
документальность, достовер-ность фактов, событий,
Очерк — наиболее характерный для публицистики жанр , построен по за-конам драматургии и основан на фактах, он максимально приближается к ху-дожественным жанрам. Глубина авторского осмысления — отличительная черта очерка. Он не только описывает, комментирует или анализирует факт, но и переплавляет его в творческое сознание автора. Личность автора не ме-нее важна в очерке, чем факт или событие. Сюда можно отнести творческий портрет. Правильный выбор выразительных средств имеет принципиальное значение. К выразительным средствам относятся:
- стиль;
- язык;
- подбор образов, сравнений и эпитетов;
- композиция и т.д.
Личность в очерке приобретает особое качество литературного героя, она обособляется. Очерк, как правило, строится по жестким драматургиче-ским законам. Очерк полифоничен — в нем много различных линий.
Сущность очерка во многом предопределена тем, что в нем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) на-чало. Причем «развернутость» репортажного начала воспринимается как пре-обладание художественного метода, в то время как упор автора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает как домини-ро-вание исследовательского, теоретического метода. Соответственно в ходе их применения создается или преимущественно-художественная, или пре-имуще-ственно-теоретическая концепция отображаемого предмета. И уже в рамках той или иной концепции собираются или «перерабатываются» эмпи-рические факты. Именно непроясненность названного обстоятельства дол-гое время служила исходным моментом горячих споров о том, относить ли га-зетный (журнальный) очерк к художественным произведениям или же — к докумен-тально-журналистским.
Преобладание в ходе подготовки очерка того или иного метода зависит прежде всего от цели и предмета исследования. Так, если предметом иссле-до-вания выступает какая-то проблемная ситуация, то целесообразным для ее ис-следования будет теоретический метод. Если же предметом журналист-ского интереса стала личность, то более подходящим для выявления ее ха-рактера будет художественный метод, позволяющий, так сказать, более есте-ственным путем проникнуть в психологию личности, без представления о которой трудно судить о достоинствах или недостатках любого человека, в том числе и героя очерка.
II. предмет «музыкальная литература» в училище: значение и направленность курса
... музыкальной литературы в училище. Следующая грань – рассмотрение предмета в качестве комплекса гуманитарных наук. Четвертый раздел – Формы и методы работы на уроках музыкальной литературы ... Литературы по вопросам методики преподавания музыкальной литературы в ДМШ много, хуже обстоит дело с разработанностью методики преподавания этого предмета в среднем звене. Что касается методической литературы по ...
Несмотря на то что во многих случаях (например, в публикациях ши-роко известного в недалеком прошлом талантливого очеркиста — извес-тинца Ана-толия Аграновского) аналитическое, исследовательское начало в очерках яв-ляется ведущим, все же представление об очерке в основном свя-зано с су-ще-ствованием в нем применением художественного метода.
Современному очерку чаще всего свойственна документальная насы-щен-ность, часто — в ущерб художественности. Это, очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические события, о которых сообщает очер-кист, часто настолько драматичен, сюжеты их настолько непредска-зуемы, раскры-ваемые тайны настолько заманчивы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне ин-формации, черпаемой из самых интересных художественных про-изведений. В этом слу-чае потребность в интенсивной художественной пере-работке ис-ходной ин-формации нередко становится излишней.
Рассмотрим основные черты наиболее распространенного на сегодняш-ний день типа очерковой публикации (см. приложение 1).
Рассматривая приведённую в приложении 1 публикацию, можно отме-тить, что, несмотря на высокую насыщенность ее фактическим материалом, она не превращается, скажем, в статью или корреспонденцию, а остается очерком. Почему? Прежде всего потому, что журналист действует по «алго-ритму» творчества, присущему именно очеркисту («писателю в газете», как его называли раньше).
В чем это проявляется?
Во-первых, он избирает в качестве предмета отображения типичный для сегодняшней действительности случай. Причем выбран случай (при всей его типичности) — наиболее яркий, показательный, обладающий «набором» гра-ней, характеризующих самое главное в явлении. На это автор указывает спе-циально: «Если бы я писала учебники для будущих судей, я бы непре-менно целую главу посвятила бы именно этому многотомному делу. По-чему? Да по-тому, что, во-первых, это классическое дело конца 90-х годов, и, во-вто-рых, потому, что в этом деле было все для того, чтобы вынести приго-вор, равно как и все для того, чтобы вернуть дело на дополнительное рас-следова-ние. Все, как всегда, зависит от человека. Одного человека — су-дьи».
Во-вторых, драматургия этого произведения строится на классическом для художественных творений конфликте добра, справедливости, закона (с одной стороны) и зла, несправедливости, преступности (с другой стороны).
Первую сторону этого конфликта представляет судья Чудова, вторую — ре-цидивист Боровков и его дружки-бандиты. И хотя конфликт этот в какой-то мере остается «за кадром», поскольку автор акцентирует свое внимание пре-жде всего на описании преступлений банды, но он в очерке присутствует. И автор дает об этом знать, уже начиная с «врезки», предваряющей текст.
В-третьих, автор достаточно скрупулезно, подробно «разворачивает» деятельность банды Боровкова. И делается это не случайно. Именно путем детальной проработки наиболее значимых и эмоционально насыщенных эпи-зодов, подробного описания преступлений и действий каждого из банди-тов автор высвечивает характеры преступников, показывает их бесчеловеч-ность и глубину нравственного падения. Подобного рода задачи характерны именно для произведений художественно-публицистического и художест-венного планов.
Портретный очерк мамы примеры сочинений
... нарисовать» человека с помощью слов. Чаще всего это портретный очерк мамы, так как дети могут описать внешние данные, чем ... следующему примеру текста, проблемному очерку. Содержание эссе: Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями: 1. мысли автора эссе ... самые мелкие детали. Они помогают трактовать те или иные события, создавать символические образы. Даже несущественные моменты ...
Портретный очерк.
Публикации, подобные изложенной в приложении 2, исключительно ха-рактерны для современной российской периодической печати. Они лежат на границе художественно-публицистических и аналитических (или даже ин-формационных) жанров и напоминают собой скорее корреспонденцию, пред-метом отображения в которой является человек, нежели очерк.
Художественный анализ качеств героя может приводить автора-худож-ника к несколько иным выводам, нежели анализ, скажем, с позиции полити-ческих, деловых, интеллектуальных его характеристик. Автор-художник и ав-тор-мыслитель как бы вступают в полемику друг с другом. Художествен-ный метод помогает автору сделать свой образ более типичным, очистить его от всего случайного, наносного, поверхностного, дает возможность вы-явить глу-бинные, духовные начала личности, что не всегда будет совпадать с зада-чами политического, делового, профессионального, экономического или ка-кого-то иного анализа.
Различие в выводах, следующих из художественного анализа и из ана-лиза иного вида (например, профессионального), выступает как различие, су-ществующее между целями нравственно-эстетического и иного (того же про-фессионального) развития людей, общества. Порой это различие может дос-тигать степени конфликта. И в этом случае автор публикации может раз-ре-шить этот конфликт «силовыми» способами, подчинив, например, художе-ст-венный анализ политическим целям. В этом случае он может спе-циально «выпячивать» какие-то характеристики своего героя, с тем, чтобы использо-вать их для убеждения аудитории, скажем, в нравственности своего полити-ческого вывода.
Проблемный очерк.
В этом жанре публицистического стиля речи могут использоваться порт-рет-ные зарисовки, но главным здесь оказывается не характер того или иного че-ловека, а его отношение к данным вопросам, различные точки зре-ния, раз-личные взгляды. В таком очерке можно встретить и путевые за-метки, зари-совки. Но они тоже служат подтверждением позиции автора в споре, выра-же-нием определенного взгляда, одним из средств доказатель-ства. Очерк та-кого типа носит полемический характер.
По своей логической конструкции проблемный очерк может быть схо-ден с таким представителем аналитических жанров, как статья. Причиной та-кого сходства выступает, прежде всего, доминирование в ходе отображе-ния про-блемной ситуации исследовательского начала. Как и в статье, в про-блем-ном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной про-блемы, пы-тается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения [3, c. 259-269].
В то же время проблемный очерк всегда можно достаточно легко отли-чить от проблемной статьи. Наиболее важное отличие состоит в том, что в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представля-ется, так сказать, «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерно-стей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются пре-одолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. На по-верхности той или иной деятельности, которую исследует очеркист, про-блема очень часто проявляется через конфликт (или конфликты), через столкновения ин-тересов людей. Исследуя эти конфликты, их развитие, он может добраться до сути проблемы.
Сочинение портретный очерк
... меня есть такой очаровательный друг… Портретный очерк пример. Портретный очерк друга. Сочинение портретный очерк. Портретный очерк человека. Портретный очерк девушки. Очерк пример. Как написать портретный очерк Термин «портрет», первоначально означающий ... анкетных данных или описанием технологии труда героя . В удачном портретном очерке характер героя дается, как правило, в нетривиальной ситуации. ...
При этом наблюдение за развитием конфликта в очерке обычно сопро-во-ждается всевозможными переживаниями, как со стороны героев очерка, так и со стороны самого автора. Пытаясь осмыслить суть происходящего, журна-лист часто привлекает всевозможные ассоциации, параллели, отступ-ления от темы. В очерке — это обычное дело, в то время как в проблемной статье они неуместны. Написать проблемный очерк, не разбираясь в той сфере деятель-ности, которая в нем затрагивается, невозможно. Лишь глубо-кое проникнове-ние в суть дела способно привести автора к точному понима-нию той про-блемы, которая лежит в основе исследуемой ситуации, и соот-ветствующим образом описать ее в своем очерке [3].
Путевой очерк
Именно на этот полностью сформировавшийся замысел или, как его еще по-иному называют, основную идею будущего произведения и должны рабо-тать все собранные автором в ходе творческой командировки факты и впе-чат-ления. Если же они выходят за рамки такого замысла, то их прихо-дится оста-вить в журналистском блокноте.
Путевые очерки могут преследовать самые разные цели. Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных городах, районах, че-рез которые он проезжает, решается какая-то одна проблема (например, как го-су-дарство заботится об инвалидах).
Он может поставить перед собой и цель иного плана, например исследовать, как население разных городов проводит свободное от работы время, какое хобби предпочитает. Может рассказать о том, как сохраняются памятники культуры на том маршруте, которым он сле-дует. Или он может встретиться с проживающими в населен-ных пунктах, че-рез которые проезжает, участниками Великой Отечествен-ной войны, имею-щими звание Героя Советского Союза или являющимися полными ка-вале-рами ордена Славы. Таких целей существует бесконечное множество. В ре-зультате их реализации могут появиться самые разные по содержанию пу-те-вые очерки. В любом случае журналист должен уметь ис-пользовать те пре-имущества, которые предоставляет ему путевой очерк.
1.2. Структурная организация очерка
Специфика структуры газетного очерка вытекает из особенностей этого жанра, имеющего сложную и многогранную природу. С одной стороны, очерк строится по законам художественной литературы, а с другой — публи-цистики и науки. Говоря о «двойной подсудности» очерка, Е.И. Журбина в свое время писала, что «особенность художественности очерка… состоит в том, что пуб-лицистическая мысль в нем акцентирована, поднята, хотя и опирается на изо-бразительные моменты». По ее мнению, в «очерке должно произойти орга-ничное слияние публицистической мысли и художественного приема» [4, c. 24] http://evartist.narod.ru/text/81.htm — _ftn16 . Чтобы достичь такого слияния, автору нужно позаботиться не только о создании очеркового об-раза, но и о его на-сыщении публицистической мыслью. В данном «сцепле-нии» значительная роль отводится различным композиционным приемам.
Пейзаж и его функции в литературном произведении
... конференции ОГУ в апреле 2013 года. 1 Пейзаж и его основные функции в литературном произведении 1. 1 История становления пейзажа в литературе Проблема изучения функций пейзажа в художественном произведении с давних ... раскрытие характера героя. В соответствии с этими функциями можно говорить о пейзаже-фоне, об эмоциональном пейзаже и пейзаже психологическом [39]. В целом же пейзаж может выполнять ...
Основные типы композиционных форм должны соответствовать типам связей, характерным для окружающей действительности — временным и при-чинно-следственным. В соответствии с этим выделим следующие типы очер-ковых структур:
1. Хроникальное построение очерка (описание явлений, событий, чело-ве-ческой жизни в их временной последовательности).
2. Построение, основанное на логике причинно-следственных связей (очерк-исследование, анализ, где нет рассказа о событии, явлении или ка-ком-либо отрезке жизни героя «во времени», а все повествование строится по принципу не временной, а логической последовательности. В основе этих структур лежит не логика изложения, как в первом случае, а логика иссле-до-вания.
3. Так называемая эссеистская, свободная форма построения, основан-ная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях. Эта форма наибо-лее распространена в практике газетного очерка. Она, как правило, со-вмещает в себе элементы обоих предыдущих типов и характеризуется наи-большей по-лифоничностью, многогранностью, многообразием употребляе-мых компози-ционных приемов и средств [5, c. 75] http://evartist.narod.ru/text/81.htm — _ftn17 .
Рассмотрим, как же в очерке используются подобные типы связей.
хроникальный
прямом хронологическом отображении
Портретный очерк, построенный как хронологическое описание жизни героя, требует от журналиста особого мастерства. Здесь, справедливо заме-чает Т.А. Беневоленская, прежде всего необходим самый тщательный отбор биографических фактов. При этом «очеркиста всегда подстерегает опас-ность увлечься чисто внешними (которые могут быть яркими, даже сенса-ционными) подробностями быта, перипетиями судьбы в ущерб главному, основному — раскрытию внутренней сути современника, его мироощущения, его социаль-ного лица, без чего нельзя представить социальную роль героя — его профес-сию, его дела» [11, c. 67] http://evartist.narod.ru/text/81.htm — _ftn19 . Осо-бенно часто по-добного рода ошибки журналисты допускают в портретных очерках с ост-росюжетным событийным началом. Увлекшись развитием сю-жета, авторы порой забывают донести до читателя мысли героя, собствен-ные размышления по поводу описываемого события.
Хронологический принцип построения произведения присущ не только портретному, но и путевому очерку. В данном случае автор может поде-литься собственными впечатлениями в прямой хронологической последова-тельно-сти. Это могут быть записи «изо дня в день», дневник наблюдений и т.д. Главное при этом — отобразить фрагмент действительности через це-почку по-следовательно сменяемых друг друга впечатлений.
В очерках со смещенной хронологией наряду с событием, отображаю-щим некий фрагмент действительности, может присутствовать и метасобы-тие. Данным термином обозначается «деятельность журналиста по изуче-нию явления действительности». Эпизоды метасобытия могут, по мнению Л.М. Майдановой, «насыщаться элементами метатекста, т.е. пояснениями, почему об этом говорится теперь, а не после или раньше, о чем будет ска-зано в сле-дующих строках и т.п. При конкретно-чувственной позиции пове-ствователя обилие метатекстовых замечаний приводит к тому, что говоря-щий существует для читателя в двух временных планах: как собеседник в настоящем и как действующее лицо прошлых эпизодов» [15, c. 85] http://evartist.narod.ru/text/81.htm — _ftn20 . Благодаря метатекстовым элементам ав-тор может объединить в метасо-бытии очень разнородные по времени впе-чатления. Если в очерке от-сутствует метасобытие, то разные события объе-диняются общей темой.
Роль пейзажа в поэзии М.Ю. Лермонтова
... “Осень” чуть ли не ученически воспроизведены основные детали пейзажа: тут и пожелтевшие листья, и мрачная зелень елей, и ... природе, помогающее раскрыть единство душевного мира лирического героя и мира природы. Лирический герой поэта в своем одиночестве тянется ... удивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических произведений. В лирике зрелых лет картины природы как ...
логический
описательную логи-ческую схему
эссеистская
Основная трудность в выстраивании подобного рода материалов заклю-чается в необходимости наиболее гармонично расположить в очерке разно-родные содержательные элементы. Чтобы достичь такой стройности, жур-на-листу необходимо: 1) четко продумать замысел произведения; 2) рассмот-реть различные варианты размещения тематических и образных единиц тек-ста; 3) определить, какие связки и отступления будут использованы в очерке; 4) про-думать основные способы монтирования разнородных компо-зиционных эле-ментов и т.д. Все это позволит избежать небрежности в изло-жении, вынуж-денных провалов между различными частями текста, а также фрагментарно-сти повествования.
Таким образом, разноплановая компоновка содержательных элементов зависит в очерке от различных способов тематического развертывания мате-риала.
1.3. Художественные элементы очерка:
Как известно, очерк обладает многими признаками, присущими художест-венным произведениям. Впрочем, вобрав в себя лучшие художест-венные приемы в изображении действительности, очерк отличается наличием собствен-ного инструментария публицистической поэтики.
К художественным средствам изображения, как правило, относят пейзаж, художественную деталь, речевую характеристику, диалог, портрет, и т.д. Их «служебные» функции — выступать в виде своеобразных связующих мости-ков, скрепляющих текст в единое целое. Очеркист, пользуясь разнообразными худо-жественно-выразительными средствами изображения, имеет широкие возможно-сти в показе жизненных явлений, в передаче тончайших состояний человеческой души, в обрисовке внешней среды, в характеристике героев по-средством ярких деталей и особенностей речи, и т.д. Так воссоздается «кусо-чек» реальности во всех своих многообразных проявлениях. Кроме этого, за-кладываются важные предпосылки для эстетического восприятия действи-тельности читателем. «При-рода художественной выразительности, — отмечает В.В. Учёнова, — реализуется главным образом в формировании специфиче-ского эстетического феномена, в вовлечении читателя, слушателя, зрителя в эстетическое переживание, в ком-плекс эстетического восприятия. Подобное вовлечение в сопереживание предпо-лагает не только знакомство читателя с документально-выразительными фак-тами, не только логически убедительное выяснение их социально полезных и со-циально-негативных связей, но и ис-пользование документальных данных в осо-бой художественной интерпрета-ции. Последняя предполагает стремление и спо-собность автора поставить до-кументальные фрагменты в такой контекст их ав-торского восприятия, в кото-ром эти фрагменты приобретают дополнительный объемный и многозначный эстетический смысл» [6, c. 161] http://evartist.narod.ru/text/79.htm — _ftn14 .
Выполнение осеннего и зимнего пейзажа кубанского предгорья в ...
... пейзажа. Предметом данной дипломной работы является художественно-образное выражение пейзажа в технике масляная живопись. Для работы над дипломным ... свои произведения пейзажные детали лишь в ... без внимания и пейзаж. На многих его ... дипломном проекте запечатлеть однажды увиденное состояние природы и опоэтизировать его средствами масляной живописи . В ходе работы мы, как и положено, после определения темы ...
Пейзаж в очерковых произведениях применяется не только в качестве ук-рашения или своеобразного фона. Его «служебные» функции очень ши-роки. Пейзаж может использоваться в качестве обрисовки места и обста-новки, жиз-ненной ситуации, разрядки напряженного повествования, поста-новки социально значимых проблем, передачи читателям определенного на-строения и показа внутреннего состояния героя произведения, наконец, как композиционный эле-мент. Формы и приемы использования пейзажных зари-совок во многом зависят от стоящих перед журналистом целей и задач.
В путевом очерке Николая Климонтовича «Румяный город» нет разверну-тых пейзажных зарисовок, но каждый пейзажный штрих имеет в произведении свое конкретное назначение. В первом случае пейзаж использу-ется для обри-совки местности. «День клонится к ранним потемкам, вьется первая поземка, по-рывами налетает ветер, вы стоите перед запертой гостини-цей, в которой уповали принять горячий душ, и податься вам ровным счетом некуда…; поземка тем вре-менем превращается натурально в метель, мороз под двадцать, дело к пяти, и, озираясь по сторонам в поисках хоть такси, ко-торых здесь, конечно же, не заве-дено, вы замечаете невероятную картину: из всех углов в валенках с галошами, телогрейках и ушанках едут по снежным мостовым люди — на велосипедах…» [16] http://evartist.narod.ru/text/79.htm — _ftn15 . Во втором — для передачи непосредствен-ных авторских впечатлений: «Сквозь занавесь на окне низко било солнце, я от-дернул ее. Снегопад стих. Прямо пе-редо мной темнела вода не замершего еще озерного затона, на берегу вверх истертыми днищами одна на другой лежали старые лодки. Напротив — из плотно пригнанных стоймя темных сырых досок забор, переходящий в стену сарая, и стена эта уходила в воду. И прямо в воду же отворялась в этой стене дверца — российская Венеция». В третьем — для сопос-тавления: «Прежде, в слепцовские времена, Осташков славился раками, снетком и маринованными налимами. В наши дни раков, как и налимов, сделалось мало, им нужна чис-тая вода, зато далеко за пределами окрестностей гуляет слух о не-вероятном обилии в озере угрей». В четвертом — для описания пути: «Обитель — на ост-рове Столобенском, туда ведет живописная дорога, вьющаяся сквозь со-сно-вый бор. Она ныряет в какой-то овраг, выныривает в каком-то весьма благо-образно глядящемся в снежном покрове селе, огибает его по околице, и, не заме-тив как, вы въезжаете на узкий мост и взбираетесь круто вверх, оказыва-ясь вдруг под монастырскими стенами. Вокруг на соседних островах видне-ются и сям и там запорошенные деревеньки, а монастырь вознесен над озе-ром. Заливчики и заводи уж заморозило, хотя вода на самом озере еще чиста, и в затоне видна одинокая фигура рыбака. Пейзаж самый умиротворяющий». Эти и другие пей-зажные зарисовки, которые словно золотые россыпи обна-руживаются во многих частях очерка, создают не только своеобразный фон журналистского путешест-вия, но и поэтичность повествования. С помощью пейзажа автор воссоздал кар-тину старинного русского города, его характер-ные черты и особенности, а также обрисовал быт людей.
В путевых очерках пейзаж необходим:
- для географического обозначения места действия;
- для обрисовки местности, чтобы читатели могли лучше ознакомиться с при-род-ными условиями проживания людей, с экзотическими красотами и т.п.;
- для динамичного описания сменяющихся картин путешествия;
- для запечатления различных явлений природы и т.д.
портретном очерке
Романтизм в литературе. Природа и человек в романтической лирике ...
... каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного направления изображались герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризовались ярким накалом страстей, природа изображалась в одухотворенном и ...
Используя пейзажные зарисовки, автору удалось, во-первых, красочно и сочно обрисовать место действия (природный фон), во-вторых, через контраст-ные сравнения передать всю опасность предпринятого альпинист-ками перехода; в-третьих, выразить их чувства, начиная от горестного отчая-нья и кончая надеж-дой; в-четвертых, показать, как преодоление естественных труд-ностей привело людей к духовному единению; в-пятых, продемонстрировать не только силу их духа, но и характера.
Наличие развернутых пейзажных зарисовок в портретных очерках скорее исключение, чем правило. Ведь внимание очеркиста в большей степени на-прав-лено на биографические аспекты жизни человека, на раскрытие его ха-рактера, на показ его душевных особенностей и т.д. Поэтому пейзажные ком-поненты если и присутствуют в произведении, то обычно выступают в каче-стве фона, характери-зующего место действия. Введение пейзажных элемен-тов в портретный очерк необходимо только в тех случаях, когда без этих вы-разительных средств невоз-можно передать атмосферу происходящего, про-никнуть в суть человеческого мировосприятия, выяснить отношение человека к окружающему миру и т.д. В этом случае пейзаж становится смыслообра-зующим элементом.
В портретных очерках пейзаж применяется:
- в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окру-жающей его природой;
- как средство в раскрытии человеческого характера;
- в качестве фона для портрета героя;
- как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т.д.
проблемных очерках
В проблемных очерках пейзаж может выступать:
- в качестве художественного средства в постановке социально значимых про-блем;
- для воссоздания социальной жизни людей и т.д.
Таким образом, пейзаж в очерковых произведениях применяется не только в качестве украшения или своеобразного фона. Его «служебные» функции очень широки. Пейзаж может использоваться в качестве обрисовки жизненной ситуа-ции, постановки социально значимых проблем, передачи чи-тателям определен-ного настроения и показа внутреннего состояния героя произведения, наконец, как композиционный элемент. Формы и приемы ис-пользования пейзажных зари-совок во многом зависят от стоящих перед жур-налистом целей и задач, а также от вида очерка.
Деталь в очерковом произведении является одним из средств художест-вен-ной типизации. Посредством удачно найденной детали можно передать харак-терные черты внешности человека, его речи, манеры поведения и т.д.; выпукло и зримо описать обстановку, место действия, какой-либо предмет, наконец, целое явление. Конечно, это требует от очеркиста особой наблюда-тельности. Истин-ный художник, отмечал Гоголь, добивается того, «чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крепко в глаза всем» [цит. по: 7, c. 36]http://evartist.narod.ru/text/79.htm — _ftn18 . Именно с целью воссозда-ния таких «мело-чей» многие писатели и журналисты ведут записные книжки, куда заносятся наиболее примечательные детали, которые в даль-нейшем могут быть использо-ваны в очерке. Посредством яркой детали можно заме-нить целые описательные фрагменты, отсекая лишние и заслоняющие суть дела подробности. К основным признакам детали можно отнести ее изобрази-тельную емкость и конкретность. «Конкретные детали показывают жизнь не в абстрактных, а в индивидуальных проявлениях, — отмечает Г.В. Колосов. — Отдельные, пусть даже интересные мелкие наблюдения только тогда находят себе место в очерке, когда их связы-вает сила обобщения. Описание различ-ных картин жизни, определенных черт людей с помощью конкретных деталей дается для раскрытия их внутреннего со-держания, состояния сущности, для выявления психологии и мировоззрения ге-роев. Конкретная деталь способст-вует законченности портрета, делает образ ося-заемым, зримым». И далее: «Живыми герои станут тогда, когда очеркист в лю-бом из них найдет, отметит и подчеркнет характерную, оригинальную особен-ность речи, жеста, фигуры, лица, улыбки, игры глаз и т.д. Правдивая деталь по-могает полнее изобразить предмет, повышает художественность произведения, конкретизирует его» [7, c. 35-36]http://evartist.narod.ru/text/79.htm — _ftn19 .
Деталь служит также эффективным средством типизации очерковых обра-зов. По мнению В.В. Учёновой, «без обращения к детализации, предмет-ности, конкретизации, индивидуализации элементов бытия попытки создания художе-ственно-образного представления обречены на неуспех» [6, c. 172] http://evartist.narod.ru/text/79.htm — _ftn20 . Чтобы деталь заняла в произведении дос-тойное место, стала «ключевой», способствовала созданию художествен-ного об-раза, характеристике героев и художественно-эстетическому осмысле-нию дейст-вительности, журналист должен овладеть различными методами обыгрывания детали. В.В. Учёнова выделила несколько этапов работы над де-талью.
Первый этап — вычленение опорной детали из обилия впечатлений, окру-жающих журналиста в процессе сбора материала. Как может происходить дан-ный процесс? На наш взгляд, многое зависит от использования тех или иных ме-тодов сбора информации, многое в отборе жизненных фактов опреде-ляется пер-воначальным замыслом произведения и, конечно, определенными навыками профессиональной работы [19, c. 28-35] http://evartist.narod.ru/text/79.htm — _ftn21 . Журна-лист, отправляясь на задание, должен четко представлять не только то, ка-кого рода информацию ему необходимо собрать, но и на какие стороны объекта обратить особое внимание. Таким образом, вычленение вы-разительных деталей из обилия впечатлений предполагает не только опреде-ленную зоркость, но и умение соотнести их с замыслом произведения.
Второй этап связан с выбором опорной детали, способной стать сердцеви-ной не только логической, но и художественной концепции произве-дения, — оп-ределяющий момент художественно-образного решения в журна-листике и мик-родетализацию избранной опорной детали [6, c. 172-173] http://evartist.narod.ru/text/79.htm — _ftn22 . Таковы основные этапы отбора художе-ст-венно-выразительных деталей для публицистических произведений.
Приемы обыгрывания деталей в очерке могут быть самыми разнообраз-ными. В одних случаях детали используются для образной трактовки тех или иных событий, в других — для создания символического образа, в третьих — для ассоциативных связок, в четвертых — для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений. Вот как через опорную деталь-образ с яб-локами обыгрываются в очерке Л. Лейнер различные эпизоды из жизни худож-ницы Е. Ненастиной: «Однажды зимой она работала во дворике, ук-рывшись от ветра в складочке старого дома, и вдруг окно над ней раствори-лось, из него про-тянулась рука с румяным яблоком, и чей-то голос ласково произнес: “Мерзнешь, художница? Вот тебе яблочко. Я его давно берегу, с лета — оно теплое”. В другом месте тот же мотив с яблоками рассказывается героиней: «А в другой раз, летом, в Васильевке, куда Бунин к брату ездил из своих Озерок, сижу в садике, рисую. Теплый дождик накрапывает. Смотрю на мольберт, но смутным зрением вижу — какая-то женщина не спеша идет ко мне. Подходит. И вдруг на траву ложатся ог-ромные яблоки — будто падают с неба. Поднимаю голову и вижу лучистые глаза. И это голубое сияние, и запах яблок, и предчувствие надвигающейся грозы за-полнило все пространство кар-тины ощущением счастья!» [20] http://evartist.narod.ru/text/79.htm — _ftn23 . Обозначив в сердцевине этих двух примеча-тельных эпизодов деталь с яблоками, автор кроме образной трактовки событий охарактеризовал необычайно свежее вос-приятие мира своей героини. Интересна и форма передачи данной детали. Она «выхвачена» не из непосредст-венных авторских впечатлений, а из рас-сказов художницы. При этом в одном случае журналист, описывая данную деталь, повествует о случае с яблоками от третьего лица, а в другом — приво-дит прямую речь героини.
Деталь-символ
несущественные