Роль пейзажа в поэзии М.Ю. Лермонтова

Курсовая работа

Данная курсовая работа посвящена изображению природы в творчестве М.Ю. Лермонтова.

По нашему мнению, Лермонтова можно назвать певцом русской природы. К образам природы М.Ю. Лермонтов обращался многократно на протяжении своего творческого пути. Описывая природу, поэт передавал самые тонкие, почти неуловимые оттенки эмоциональных состояний лирического героя. М.Ю. Лермонтов беспредельно любил Родину, русский народ, тонко чувствовал красоту русской природы. Неудивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических и прозаических произведений. С одной стороны, картины природы в лирике Лермонтова выполняют служебную функцию: они либо выступают фоном, на котором развертывается действие стихотворения, либо служат метафорой, сравнением и помогают раскрыть образ лирического героя, выявить те или иные оттенки его переживаний. Это проявляется в таких стихотворениях, как “Выхожу один я на дорогу…”, “Горные вершины”, “Три пальмы”, и в других.

Степень исследованности

Объектом исследования является изображение природы в творчестве М.Ю. Лермонтова. Предметом нашего исследования являются способы и приемы ее изображения в творчестве великих поэтов. Материалом для исследования послужили произведения стихотворения из сборников. Выбор текстов продиктован поставленными целями и задачами и обусловлен внутренней логикой научного изыскания. Методологической базой нашей курсовой работы являются стихотворения М.Ю. Лермонтова, теоретические положения такого исследователя как И.Ф. Анненский( «Об эстетических отношениях М.Ю. Лермонтова к природе»).

В работе применяются различные методы исследования, выбор которых обусловлен характером материала и конкретными задачами анализа. Нами использовались системно-целостный, сравнительно-исторический методы. Актуальность нашей работы обусловлена не достаточной изученностью данной темы в литературе. Это определило цель нашей работы. Цель:

раскрыть значение темы природы в творчестве М.Ю. Лермонтова. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи :

32 стр., 15922 слов

"Воспитание бережного отношения к природе младших школьников ...

... Цель исследования – разработать и апробировать программу деятельности по формированию у младших школьников бережного отношения к природе во внеклассной работе. Задачи: 1. Изучить психолого-педагогические основы формирования бережного отношения к природе. 2. Описать методы формирования бережного отношения к природе у младших школьников на ...

1. познакомиться с литературой по творчеству М.Ю. Лермонтова .

  • рассмотреть поэзию в целом и выделить ее основные особенности изображения природы рассмотреть сходство и различия.

  • дать более детальный анализ творчества писателей по данной теме.

Цели и задачи нашей работы определили её структуру , которая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Практическая значимость

Вхождение Михаила Юрьевича в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Его знаменитое стихотворение «Смерть поэта» известно всем. Но писал Лермонтов уже многие годы. Очень точно Лермонтов использует прием одушевления. Прием одушевления — не редкость в поэзии, но, по наблюдениям исследователей, Лермонтов впервые в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. “Он был похож на вечер ясный”, — пишет поэт о Демоне.[18;53]

Лермонтов очень любил родную природу. В своих произведениях “Когда волнуется желтеющая нива”, “Прекрасны вы, поля земли родной”, “Родина” Лермонтов с любовью и нежностью описывает природу своей Родины. Он стремится подчеркнуть особенности природы. “Родиной” поэт завершает свое творчество и прощается с Россией. В этом “удивительном” стихотворении поэт создает русский пейзаж, который пройдет через всю нашу литературу и живопись и станет как бы эмблемой России:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи кочующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез [17;145].

По стихотворению “Когда волнуется желтеющая нива” можно судить о том, что Лермонтов очень любил лето. Он с таким восхищением описывает увиденную им природу, что его настроение невольно передается читателю:

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка…

Даже небольшие мелочи приятны Лермонтову. Кажется, что в этом стихотворении природа как бы оживает. Стоит Лермонтову появиться где-то, и все вокруг начинает с ним разговаривать:

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

28 стр., 13779 слов

Природа в творчестве русских поэтов

... душой страдает, замечая на каждом шагу, как оторвался человек от природы, в каких неестественных ... исследования – люди, труженики, населяющие Сибирь, и первозданная сибирская природа. Читая книгу, мы видим сибирскую природу ... книгу писатель. Он мучается тем, как сохранить в этой новой, цивилизованной, благополучной ... жизнь без поэзии, красоты, радости. Именно все это писатель утверждает в своем романе. ...

Приветливо кивает головой…

Когда же путник устает или его замучит жажда, то:

…студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он…

Все это делает поэта очень счастливым. Он спокоен за родную природу. Теперь ему не страшна даже смерть. Лермонтов еще больше любит жизнь и старается не тратить время на пустяки, а как можно больше находиться в общении с природой:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога… [28;21].

Наступление осени не страшит Лермонтова. Этот “дымок спаленной жнивы” напоминает ему о чем-то родном, близком сердцу. Ему нравится ночевать в чистом поле в обозе. Когда поэту бывает одиноко, он любит смотреть на холм, где “средь желтой нивы чета белеющих берез”. В раннем стихотворении “Осень” чуть ли не ученически воспроизведены основные детали пейзажа: тут и пожелтевшие листья, и мрачная зелень елей, и туман, сквозь который проглядывает тусклый месяц, и воспоминание о летнем многоцветье, и сожаление об ушедшей весне с ее радостями. В сущности это описание того чувства утраты, которое охватывает человека поздней осенью при созерцании увядающей природы. Но здесь описание природы и само чувство грусти переданы приблизительно, без указания конкретных примет эпохи или без связи с особенными событиями в жизни лирического героя. По мере того как мужал Лермонтов, содержание лирических произведений о природе обогащалось. В них начинают появляться не только элегические или патриотические, но и откровенно политические мотивы, а также философские раздумья о важнейших проблемах. Так, в небольшой зарисовке “Когда волнуется желтеющая нива…” поэт выразил целую концепцию бытия.

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка [8;17].

Пейзаж словно бы заслонил всевозможные житейские дрязги, влил в душу успокоение и вызвал уверенность. Жизнь природы представляется гармоничной, и это помогает преодолеть противоречия духовной жизни человека. Природа познается поэтом как источник прекрасного, разлитого повсюду вокруг нас, и как воплощение целесообразного.

Человек дитя природы, человеческое общество не должно выпадать из-под власти всеобщих законов бытия — именно так созерцание природы помогает поэту уяснить, что высшая целесообразность и красота должны восторжествовать и в человеческом обществе. Человек рожден не для страданий, иначе природа или Творец зря наделили его чувством справедливости, стремлением к правде и жаждой счастья. Желтеющая нива, лес, порыв ветра, ландыш серебристый — все это не разрозненные и тем более не изолированные явления. Это грани цельного бытия. Лермонтов умел одухотворять, оживлять природу: утес, тучи, дубовый листок, пальма, сосна, дружные волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы и радость встреч, и горечь разлук, и неутолимая грусть [14;63].

5 стр., 2062 слов

Конспект по литературе в 9 классе : М. Ю. Лермонтов: обзор жизни и творчества

... По Лермонтову, «любить стоит только невозможное – тот идеал или в будущем («бесплотное видение»). Тоска, тревога лирического героя раскрываются и через мир природы. ^ См. приложение. 6. Выводы учителя по уроку: ... «Ангел» мы чувствуем настроение светлой грусти ожидания чуда, удивление перед тайной человеческой жизни. ^ Стихотворение рассказывает о том, что как ангел нес молодую человеческую душу, ...

Как и всякий поэт, Лермонтов в своих произведениях выразил ту эпоху, в которой он жил; а дух этой эпохи — рефлексия, сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее. Сознание своей исключительности в мире, где блаженствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, посвященных природе [16;85].

В лирике Лермонтова звучит постоянное обращение к природе, помогающее раскрыть единство душевного мира лирического героя и мира природы. Лирический герой поэта в своем одиночестве тянется к природе, умеет видеть ее красоту. Природа словно подчеркивает одиночество лирического героя. Одиноко растет “на севере диком” сосна, мечтая о далекой пальме; одиноким остается утес-великан в стихотворении “Утес” [9;21].

Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей. “Тихонько плачет” покинутый тучкой одинокий старый утес. А как близок к лирическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторванный от ветки, никому не нужный, не знающий сна и покоя. Как характерно то, что “до срока созрел он”. Ведь так Лермонтов напишет и о целом поколении, сравнив его с ранними плодами (“Душа”).

Стихотворения такого типа основаны на олицетворении, их можно назвать аллегорическими. Даже перевод стихотворения Гейне звучит совершенно оригинально: “На севере диком…” Очень точно Лермонтов использует прием одушевления. Прием одушевления — не редкость в поэзии, но, по наблюдениям исследователей, Лермонтов впервые в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку [19;172].

поэзия природа фет лермонтов

Лермонтов тонко чувствует красоту родной природы. Не удивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических произведений. В лирике зрелых лет картины природы как бы очищены от эмоциональных словесных украшений и преувеличений — в них все просто, правдиво, точно и экономно. В его лирике “чистый” пейзаж почти отсутствует. Он чаще всего рассказывает о том, какие мысли и чувства

вызывает природа. “Желтеющая нива”, бегущий по оврагу “студеный ключ”, “серебристый ландыш” — все это успокаивает поэта, снимает душевные тревоги. Лермонтов любит землю: “Как землю нам больше небес не любить”. Он весь на земле и весь земной. И поступает подобно герою поэмы “Исповедь”, который в небесном видит только земное, и не боится ни ада, ни “вечности”:

Он оправданья не искал;

Он знал людей и знал закон…

2 стр., 704 слов

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт

... из лучших его стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии. Произведение наполнено горьким пафосом, и ... в конце стихотворения. Данное произведение написано ямбом с обилием пиррихия. Это позволяет автору создать плавную, тягучую речь. Таким образом, стихотворение Лермонтова «Поэт» является одним ...

И ничего от них не ждал.

Лермонтов воспевает природу своей Отчизны: это любовь к стране и природе и ненависть к тем людям, что являются рабами самодержавия [12;37].

Созерцание природы помогает поэту уяснить, что высшая целесообразность и красота должны восторжествовать и в человеческом обществе. Ведь не для одних же страданий родился человек? Иначе зачем природа или Творец наделили его чувством справедливости, стремлением к правде и жаждой счастья? Желтеющая нива, лес, порыв ветра, ландыш серебристый — все это не разрозненные и тем более не изолированные явления. Это грани цельного бытия. Лермонтов умел одухотворять, оживлять природу: утес, тучи, дубовый листок, пальма, сосна, дружные волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы и радость встреч, и горечь разлук, и неутолимая грусть. К 1841 году лирика Лермонтова достигла высшего расцвета. В последний год жизни поэт создал ряд произведений удивительного мастерства. Среди них особое место занимают “Родина”, “Прощай, немытая Россия”, “Выхожу один я на дорогу”. Природа здесь символизирует образ Родины. В стихотворении “Выхожу один я на дорогу” пейзаж занимает всего пять строк из двадцати. Причем это очень необычный пейзаж, имеющий символическое значение. Вся картина жизни лирического героя представлена на космическом фоне и оттого приобретает вид сложного образа-символа, напоминающего о мучительно сложных вопросах, над решением которых бились современники Лермонтова:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

Кремнистый путь — образное воплощение судьбы поэта, пытавшегося найти отклик у современников, но оставшегося безответным, осознавшего полнейшее одиночество в пустыне безлюдья. Кремень напоминает о крови, о ранах, страданиях. Но отчуждения и непонимания не должно быть! Ведь во вселенной все связано друг с другом. Даже звезда с звездою говорит… [6;т.7,37]

В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…” для создания картины идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: “сладостный листок”, “душистая роса”, “таинственная сага”, “мирный край”. Все средства направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога… [8;85]

Природа в творчестве Лермонтова всегда была символом свободы. В своих стихотворениях и поэмах он воспевал природу Кавказа. То были романтические зарисовки, поражавшие читателя необычными красками. Лермонтов делится с нами своими мыслями, рассказывает о своих радостях и печалях, восторгах и скорби, вызванных теми или иными событиями личной или общественной жизни [1;52].

М.Ю. Лермонтов утверждает свою любовь к русской природе, к русской земле, возделанной народным трудом. Здесь можно проследить связь темы природы с темой Родины. Тема Родины проходит через все творчество Лермонтова. Воплощение этой темы в лермонтовских произведениях связано с художественным методом. Лермонтов — романтик, поэтому помимо конкретного образа России в его лирике появляется обобщенно-символический образ Родины. Лермонтов называет свою любовь к отчизне “странной”. “Странность” заключалась в двойственном отношении поэта к Родине. М.Ю. Лермонтов осуждает казенный официальный патриотизм, и в то же время “с отрадой, многим незнакомой”, поэт смотрит на безбрежные леса и нивы, на степи и реки:

22 стр., 10585 слов

Сравнение философской лирики тютчева и фета. Изображение времен ...

... главной частью сочинения. Прежде всего внимательно вчитаемся в формулировки тем и постараемся выявить их сходство и различие. Для этого нужно уточнить, "расшифровать" их содержание. Основными темами творчества Тютчева и Фета являются природа, любовь, философские ...

Но я люблю — за что, не знаю сам —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье… [3;17]

М.Ю. Лермонтов беспредельно любил Родину, русский народ, тонко чувствовал красоту русской природы. Неудивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических и прозаических произведений. С одной стороны, картины природы в лирике Лермонтова выполняют служебную функцию: они либо выступают фоном, на котором развертывается действие стихотворения, либо служат метафорой, сравнением и помогают раскрыть образ лирического героя, выявить те или иные оттенки его переживаний. Это проявляется в таких стихотворениях, как “Выхожу один я на дорогу…”, “Горные вершины”, “Три пальмы”, и в других.

С другой стороны, мир природы обладает самостоятельностью, и мир этот дисгармоничен, расколот на землю и небо, низ и верх. С землей связано все конечное, преходящее, временное. Небо воплощает в себе вечность. Своеобразным связующим звеном между землей и небом выступают горы. Они незыблемы, не подвластны разрушениям. Именно здесь возможно достижение гармонии. В молодости М.Ю. Лермонтов описывает “бури шумные”, величественные явления природы:

Ревет гроза, дымятся тучи

Над темной бездною морской,

И хлещут пеною кипучей,

Толпяся, волны меж собой [25;63].

Стихотворение “Родина” — попытка поэта собрать все, что ему дорого в родной стране. Поэт любит “ее степей холодное молчанье”. Наверное, внутреннее одиночество побуждает его особенно ценить эту суровость родной природы. И горячая душа поэта, зовущая к безграничности, замечает что-то родное в колыханье безбрежных лесов. Любовь к морю, мятежному, изменчивому, волнующему, бесконечному, переходит в любовь к “разливам рек ее”. Жизнь поэта была вечным скитанием и поиском родного тепла, которое где-то брезжило, но не приближалось [22;22].

Произведения поэта, проникнутые любовью, нежностью к природе, к человеку, вызывают у меня восхищение.

Выводы по 1 главе

М.Ю. Лермонтов один из самых замечательных русских поэтов.

Его пейзажи — не просто картины природы, они отражают мысли и чувства, которыми наполняется сердце поэта. Луна, «царица лучших дум певца», восхищает его, он пребывает в «чудесном забытьи», когда любуется, как «туманный месяц» осыпает «серебристым блеском» гриву его коня.

Из этой главы можно сделать вывод, что два великих поэта М.Ю. Лермонтов любил разные времена года, Лермонтов любил лето.

3 стр., 1218 слов

По стихотворению Лермонтова «Смерть Поэта

... прославленных отцов». .Они хорошо были известны Лермонтову. В его архиве найдена рукопись «Смерти Поэта» с перечислением на последней странице фамилий обличаемых Лермонтовым «надменных потомков». Кто они? Это «графы ... его в Царском Селе. Вступление к этому сочинению дерзко, а конец — бесстыдное вольнодумство, более чем преступное. По словам Лермонтова, эти стихи распространяются в городе одним из ...

Лермонтов подчеркивал особенности природы, для этого он создавал различные пейзажи, которые можно проследить через всю литературу и живопись, а стихотворение «Люблю дымок спаленной жнивы» можно сделать как бы эмблемой России.

Исходя из вышеизложенного, мы сделали такой вывод, что олицетворение природы отражено в творчестве М.Ю. Лермонтова. У него природа изображена символом свободы, для этого он использует эмоциональные эпитеты, которые направлены на то, чтобы показать поэтичность и успокоительное воздействие природы на человека. В стихотворениях зрелых лет у Лермонтова картины природы как бы очищены от словесных украшений и преувеличений, рассказывал о чувствах, которые вызывала у вызывала природа.

Иннокентий Анненский в своей статье «Об эстетическом отношении Лермонтова к природе» пишет о том, что много причин способствовало развитию в Лермонтове чувства природы. Природа Кавказа подействовала на него в годы самого раннего детства, когда духовный мир его еще складывался; над ней выучился он мечтать и думать, так что позже, в следующие свои поездки на Кавказ, он останавливался не на новом, а как бы углублял свои ранние впечатления.

Изображения же Кавказской природы в произведениях Лермонтова необыкновенно точны. Иннокентий Анненский пишет об этом: «Один живописец Кавказа мне говорил, что нередко поэзия Лермонтова служила ему ключом в кавказской природе».

По словам Анненского, в природе Лермонтов особенно любит движение: вспомним чудных его лошадей у Измаил-Бея, у Казбича или Печорина, вспомним его горные реки:

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

облака, змеи, пляску, локон, отделившийся от братьев в вихре вальса. Лермонтов в своих описаниях не был ни ботаником, как Гете (у него нет этой детальности описаний), ни охотником, как Тургенев и Сергей Аксаков (у него нет в описаниях ни выжидания, ни выслеживания, — скорее что-то открытое, беззаветное).

Из поэтических изображений Кавказской природы видно, что Лермонтов любил день больше ночи, любил синее небо, золотое солнце, солнечный воздух. «Если из 43 описаний в его поэмах дневных меньше, чем ночных и вечерних — 18 и 25, то это лишь дань романтическому содержанию» — пишет Анненский. Голубой цвет неба заставляет того самого Печорина, который понимал чувство вампира, забывать все на свете. Если же говорить о Лермонтовских описаниях утра — достаточно вспомнить утро перед дуэлью, голубое и свежее («Княжна Мэри»):

Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его луче с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебристым дождем. Я помню — в этот раз, больше, чем когда-нибудь прежде, я любил природу.

8 стр., 3703 слов

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

... одухотворенности. Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке. Для каждого большого поэта вопрос о назначении поэта и поэзии не просто одна из традиционных поэтических тем, ... это вопрос о смысле жизни, о своём предназначении. И все поэты решают его по-разному, потому что по-разному понимают саму природу поэзии, ...

Но тут было и не только непосредственное наслаждение: синий цвет неба уносил мысль Лермонтова и его героя в мир высший. К чему тут страсти, желания, сомнения… Небо рождало в поэте и райские видения (Мцыри видит ангела в глубоком синем небе), и мучительные вопросы: в «Валерике» поэт говорит:

«…Небо ясно…

Под небом много места всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он… зачем?

Чудные сады в «Мцыри» и «Демоне», будто все пропитанные райским сиянием, рисуются поэту под солнцем и синим небом. Во всех волшебных снах (а Лермонтов любит этот мотив) над поэтом непременно день:

Надо мной чтоб вечно зеленея [зелень дуба видна только днем]

Темный дуб склонялся и шумел.

Таков и волшебный сон при плеске фонтана в поэтичнейшем «Мцыри» на речном дне, где:

Солнце сквозь хрусталь волны

Сияло сладостней луны.

Как певец гор, Лермонтов любил краски. Поэт любит розовый закат, белое облако, синее небо, лиловые степи, голубые глаза и золотистые волосы. «Цветов» в его поэзии почти нет. Розы и лилии у него — это поэтические прикрасы, а не художественные ощущения: «бела, как лилия, прекрасна, как роза» — все это только мелкая монета поэзии. Конь поэта топчет цветы, пока сам поэт смотрит на облака и звезды. Цветы являются у него разве в виде серебряного дождя. Но главная прелесть лермонтовских красок в их сочетаниях. Кроме того, поэту доставляло особенное эстетическое наслаждение соединение блеска с движением — в тучах, в молнии, в глазах; поэзия его «полна змей»; чтоб полюбоваться грациозной и блестящей змейкой, как часто прерывает он рассказ. У него змейка то клинок, донизу покрытый золотой надписью:

…лишь змея,

Сухим бурьяном шелестя,

Сверкая желтою спиной,

Как будто надписью златой

Покрытый донизу клинок,

Браздя рассыпчатый песок,

Скользила бережно…,

(«Мцыри»)

то «сталь кольчуги иль копья, в кустах найденная луною». Он видит змей в молнии, в дыме, на горных вершинах, в реках и в черных косах, в тонкой талии, в тоске, в измене, в воспоминании, в раскаянии.

Как пишет М.Логиновская, из-за изобилия картин экзотической природы Кавказа в наиболее знаменитых лермонтовских поэмах, поэта часто обвиняли в чрезмерном подражании романтическим течениям того времени. Между тем, кавказский материал в «Мцыри» и «Демоне» — не экзотическое обрамление в стиле традиционных «восточных повестей» романтиков (хотя у Лермонтова «Демон» и назван «восточной повестью»), а органическое претворение непосредственных переживаний и наблюдений, благодаря которым прежние сюжеты приобрели новое качество. Кавказские пейзажи как сами по себе, так и в качестве «декораций» к поэмам Лермонтова занимают немалую часть его творчества.

3 стр., 1050 слов

Реферат родословная лермонтова поэта биология

... воеводой г. Саранска. Именно он был дедом Юрия Петровича Лермонтова (родился в 1722 году), отца поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, на котором оборва­лась ветвь. Юрий Петрович закончил ... ). Эти мысли М.Ю. Лермонтова, его колебания относи­тельно своего происхождения и родословной нашли отражение в его стихотворениях «Баллада» («Берегись! Берегись!»), «Гроб Оссиана», «Желание»: .. На ...

Рассмотрим чуть ближе то, как необыкновенно выразительно Михаил Юрьевич рисует нам кавказскую природу в поэме «Демон». Известно, что изначально действие поэмы должно было происходить в Испании, но, вернувшись из первой кавказской ссылки, поэт переделывает свое творение, перенося действие на Кавказ. В этой «кавказской» редакции, созданной в 1838 году, «Демон» становится одним из самых замечательных произведений русской поэзии. Лермонтов не мог бы создать новую, окончательную редакцию «Демона», столь разительно отличающуюся от первоначальной редакции поэмы, если бы не нашел нового, еще не открытого поэзией материала, который помог ему воплотить отвлеченную философскую мысль в конкретных поэтических образах.

Как пишет Ираклий Андроников «горы Кавказа, Казбек, который кажется пролетающим над ним демоном «гранью алмаза», «излучистый Дарьял, Кайшаурская долина, зеленые берега светлой Арагвы, угрюмая Гуд-гора оказываются самой подходящей обстановкой для лермонтовской поэмы».

Мир же, увиденный Демоном и есть те самые вершины Кавказа, увиденный издали Казбек, чернеющий «глубоко внизу» Дарьял и Терек, это скалы, облака и башни замков — как бы неотделимые от мира фантастической дикой природы, одушевленной лишь присутствием горного зверя или кружащей в «лазурной вышине» птицы. Использованные здесь сравнения взяты исключительно из царства животных и минералов:

Под ним Казбек, как грань алмаза,

Снегами вечными сиял,

И, глубоко внизу чернея,

Как трещина, жилище змея,

Вился излучистый Дарьял

И Терек, прыгая как львица

С косматой гривой на хребте

Ревел…

Таков же и мир олицетворений:

И золотые облака

Из южных стран, издалека

Его на север провожали;

И скалы тесною толпой,

Таинственной дремоты полны,

Над ним склонялись головой,

Следя мелькающие волны;

И башни замков на скалах

Смотрели грозно сквозь туманы —

У врат Кавказа на часах

Сторожевые великаны!

Далее рисуются иные — еще более земные, еще более «живые» красы — «роскошной» Грузии. Поэт показывает нам уже не отдельные фрагменты и детали, увиденные Демоном с высоты полета, а целый «край земной» — во всем богатстве бесконечных картин природы — эта строфа рассыпает перед изумленным взором читателя яркие краски, насыщает рисуемые картины богатством звуков и голосов, одушевляет их новой жизнью — жизнью человека. Все это прорывается в эпитетах «счастливый край земли», «сладострастный зной полдня, и в образах, воспроизводящих экзотический мир Востока со «столпообразными» руинами, «звонко-бегущими ручьями», с красавицами, внимающими пенью соловьев, и в заключительном сравнении, необычно, парадоксально сопоставляющем не глаза со звездами, а звезды — с очами земной красавицы, и, наконец, в прорывающейся авторской эмоции:

И блеск, и жизнь, и шум листов

Стозвучный говор голосов,

Дыханье тысячи растений.

После завершения экспозиции автор переносит нас из мира поднебесных сфер, в которых летает Демон, и видит земные красы с высоты своего полета, в мир людей:

Высокий дом, широкий двор

Седой Гудал себе построил…

Трудов и слез он много стоил

Рабам послушным с давних пор.

С утра на скат соседних гор

От стен его ложатся тени.

В скале нарублены ступени;

Они от башни угловой

Ведут к реке, по ним мелькая,

Покрыта белою чадрой,

Княжна Тамара молодая

К Арагве ходит за водой.

Посредством такого простого движения взгляда автор как бы приближает нам Кавказ все ближе и ближе — сначала с высоты полета Демона, затем уже в более мелких деталях, а после кавказский пейзаж изображает нам уже жизнь обитателей этой горной страны.

Во второй части «Демона», третьей и четвертой строфе мы также видим картины природы, но уже в сопоставлении с внутренним миром героини.

Земная природа изображается теперь «изнутри», увиденная глазами заключенной в монастырь Тамары:

Кругом, в тени дерев миндальных,

Где ряд стоит крестов печальных,

Безмолвных сторожей гробниц,

Спевались хоры легких птиц.

По камням прыгали, шумели

Ключи студеною волной,

И под нависшею скалой,

Сливаясь дружески в ущелье,

Катились дальше, меж кустов,

Покрытых инеем цветов.

Этот контраст двух частей подчеркивает, что природа Кавказа (и, в частности, изображаемая Лермонотовым) может быть не только буйной, но и спокойной, безмятежной.

Такой же спокойной, по мнению Ираклия Андроникова, изображается природа в знаменитом стихотворении «Из Гете»:

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнешь и ты.

Содержание Лермонтовского стихотворения и его основные мотивы не совсем совпадают с переводимым оригиналом. Некоторые исследователи считают, что обращение к Гете послужило поводом для создания собственного произведения.

Но возможно, оно навеяно Лермонтову службой на Кавказе. Представьте такую картину: вечер в горах. Устало тянется по дороге колонна войск. Застыли в молчании окрестные вершины, зажигаются первые звезды. И угасают дневные заботы, мелочными кажутся земные страсти, тревоги и желания. Остается ощущение бренности нашей жизни на земле. «Подожди немного, отдохнешь и ты…»

Выводы по 2 главе

Невозможно до конца понять роль Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова, не зная, какую роль Восток играл в его жизни. Кавказский край занимает исключительное место в жизни Лермонтова. Как писал критик Белинский «… поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов».

Во время работы над второй главой я открыла для себя Кавказ, каким его видел и изображал в своем творчестве Михаила Юрьевича Лермонтов. Юг у поэта — это воплощение движения. Даже природа в его произведениях живет своей жизнью, зачастую очень похожей на жизнь человеческую.

В данной курсовой работе мы рассмотрели изображение природы у Михаила Юрьевича Лермонтова. С помощью каких приемов он это делал, как выражали любовь к родной природе. В.Г. Белинский увидел в стихотворениях Лермонтова “все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия”. Лермонтов, по его словам, “поэт русский в душе — в нем живет прошлое и настоящее русской жизни”. Поэтому в его творчестве большое место занимает природа. Природа в стихотворениях Лермонтова полна одушевления, огромной таинственной жизни. Сознавая трагический характер своего одиночества, поэт не может ощутить полного слияния с природой. С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении “Выхожу один я на дорогу”, принадлежащий к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Блаженство умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли “в сиянье голубом” Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной. В лирике Лермонтова звучит постоянное обращение к природе, помогающее раскрыть единство душевного мира лирического героя и мира природы. Лирический герой поэта в своем одиночестве тянется к природе, умеет видеть ее красоту. Природа словно подчеркивает одиночество лирического героя. Одиноко растет “на севере диком” сосна, мечтая о далекой пальме; одиноким остается утес-великан в стихотворении “Утес”. По мере того как мужал Лермонтов, содержание лирических произведений о природе обогащалось. В них начинают появляться не только элегические или патриотические, но и откровенно политические мотивы, а также философские раздумья о важнейших проблемах. Природа в лирике Михаила Юрьевича олицетворена, полна драматизма, она «активно участвует» в судьбе поэта, отражает его настроение, чувства, переживания, мотивы одиночества преобладают над всеми остальными. На севере диком стоит одиноко /На голой вершине сосна /И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим/ Одета, как розой, она. Чутко вслушиваясь в окружающие звуки, Лермонтов умеет наполнить ими свою лирику, расцветить ее яркими красками, отражающими великолепие и гармонию в природе. М.Ю. Лермонтов беспредельно любил Родину, русский народ, тонко чувствовал красоту русской природы. Неудивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических и прозаических произведений. С одной стороны, картины природы в лирике Лермонтова выполняют служебную функцию: они либо выступают фоном, на котором развертывается действие стихотворения, либо служат метафорой, сравнением и помогают раскрыть образ лирического героя, выявить те или иные оттенки его переживаний. Это проявляется в таких стихотворениях, как “Выхожу один я на дорогу…”, “Горные вершины”, “Три пальмы”, и в других.

С другой стороны, мир природы обладает самостоятельностью, и мир этот дисгармоничен, расколот на землю и небо, низ и верх. С землей связано все конечное, преходящее, временное. Небо воплощает в себе вечность. Своеобразным связующим звеном между землей и небом выступают горы. Они незыблемы, не подвластны разрушениям. Именно здесь возможно достижение гармонии.

В ходе работы мы доказали что поэт старается показать лучшие стороны южного края: преданных женщин, отважных мужчин, дикую, необузданную, но в то же время прекрасную природу — под стать людям. Продолжая рисовать перед нашим взором романтические картины, поэт не изменяет достоверности – многие местности, описанные в его произведениях, существуют на самом деле.

Новым для меня явилось то, что в основе многих южных поэм М.Ю. Лермонтова лежит любовь к природе Кавказа, а не только фантазия автора.

В ходе данной курсовой работы мы пришли к выводу, изображение природы в творчестве М.Ю. Лермонтова невозможно раскрыть до конца, так как мы не можем понять, что чувствовал поэт в момент написания своих стихотворений, какие мысли его посещали в тот момент и что бы ему хотелось ещё написать.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/liricheskiy-peyzaj/

  1. Анненский И.Ф. Об эстетическом отношении Лермонтова к природе ,Литературные памятники [Текст]. — М., «Наука» 1979. — 52 с.

  2. Анненский И.Ф. Об эстетическом отношении Лермонтова к природе//Русская школа. — 1891г. — Кн2. — 249 с.

  3. Андреевский С.А. Очерк о Лермонтове// Литература в школе. — 1995 №7. — 17 с.

  4. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений [Текст]. -М., 1834- 1848

  5. Голованова Т.Б. Наследие М.Ю. Лермонтова в советской поэзии [Текст]. — М.: «Наука» 1978. — 21 с.

  6. Дружинин А.В. Прекрасное и вечное [Текст]. — М., 1989. — 71 с.

  7. Золотусский И. “Гоголь. Лермонтов. Жуковский. Литературные очерки [Текст]. — М., 1986. -37 с.

  8. История русской литературы в 4-х томах, [Текст]. — Л.: «Наука», 1980. — 254 с.

  9. Литературная энциклопедия в 11томах [Текст]. — М., 1929- 1939. — Т.7. — 378 с.

  10. Лермонтов М.Ю. Стихотворения, поэзия. — М., 1957. — 145 с.

  11. Лермонтовская энциклопедия [Текст]. — М., Большая энциклопедия 1999. — 53 с.

  12. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова [Текст]. — М.- Л.: «Наука» 1964. — 174 с.

  13. Немзер А.С. Пейзаж в творчестве Лермонтова// Литература в школе. — 1998 №3. — 22 с.

  14. Сборник статей М.Ю. Лермонтова в русской критике [Текст]. — М., Советская Россия 1985. — 63 с.

  15. Ходасевич В. Фрагменты о Лермонтове// Литература в школе. — 1997 №4. — 14 с.

  16. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений в 15-ти т., [Текст]. — М., 1949. — Т.12. — 695 с.