История создания и анализ стихотворения «нищий» лермонтова. Нищий анализ стихотворения

История создания , Он содержит и другие произведения поэта:

  • «Благодарю!»;
  • «Черноокой»;
  • «Стансы»;
  • «У ног других не забывал»;
  • «Зови надежду сновиденьем»;
  • «Я не люблю тебя, страстей…».

Когда Михаил Юрьевич встретил эту девушку, ему было всего 15 лет, а ей 17,5. У Екатерины было много ухажеров, поэтому юный поэт ее не интересовал. Лермонтов посвятил ей множество строк, вложил в них всю свою тоску и разочарование в первой любви.

Девушка выбрала себе жениха — кузена поэта, Алексея Лопухина. А юный писатель решил отомстить возлюбленной. Он все-таки сумел влюбить в себя Екатерину, заставил ее расторгнуть помолвку, а после сам разорвал отношения.

А на создание стихотворения поэта вдохновил один случай. Однажды вместе с родственниками он ездил в Троице-Сергиеву лавру. У ее порога сидел слепой нищий. И когда Лермонтов подал ему денег, тот рассказал, как жестоко с ним кто-то пошутил — вложил в его кружку для подаяний камни.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Озеро Чад Гумилева

    Как известно, Гумилев довольно много путешествовал, том числе предпочитал и экзотические страны, которые служили для него не только источником отдохновения, но и вдохновения. Озеро Чад относится к 1907 году, когда Гумилев

  • Анализ стихотворения Мечты Гумилева

    Произведение Гумилев закончил в 1907 году, напечатали же его в 1908 году в сборнике Романтические цветы. В 1906 Гумилев учился во Франции и много путешествовал по Европе

  • Анализ стихотворения Край любимый! Сердцу снятся Есенина

    У Есенина количество любовной лирики вполне сопоставимо с количеством лирики пейзажной, причем эта пейзажная лирика наполнена неимоверной любовью к природе, в частности к родному краю. Характерное название по первой строчке

    6 стр., 2571 слов

    Анализ стихотворения суриков детство. Анализ стихотворения Ивана ...

    ... читается удобно и рифмовано. 3 класс Анализ стихотворения Детство по плану Анализ стиха №2 У каждого человека ... Сурикову помогает поэт Плещеев, он опубликовывает в журнале «Развлечение» его стихи. В том же году ... наполняется запахом смолы и копоти. Вся семья собирается возле большой теплой печки, всем ... – детство, самое ясное воспоминание, которое сразу поднимает ему настроение. Еще в совсем юном возрасте, ...

  • Анализ стихотворения Тютчева Как хорошо ты, о море ночное… 5 класс

    Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» Фёдора Тютчева написано в 1865г. И посвящено памяти возлюбленной Елене Денисьевой. Денисьева умерла годом ранее и поэт, как утверждают современники

  • Анализ стихотворения Кузнечик дорогой Ломоносова 6 класс

    Произведение относится к многочисленным переводам, осуществленных автором, и является переложением одного из сочинений древнегреческого поэта Анакреона с добавлением в финале стихотворения двух строк собственного текста.

Другие материалы по творчеству Лермонтов М.Ю.

  • Краткое содержание поэмы «Демон: восточная повесть» Лермонтова М.Ю. по главах (частях)
  • Идейно-художественное своеобразие поэмы «Мцыри» Лермонтова М.Ю.
  • Идейно-художественное своеобразие произведения «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М.Ю.
  • Краткое содержание «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М.Ю.
  • «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» В.Г. Белинский

Истерия создания.

Стихотворение «Нищий», написанное в 1830 году, относится к ранней лирике Лермонтова, когда в его творчестве преобладали романтические тенденции и связанные с ними мотивы тоски, одиночества, разочарования в мире и окружающих людях. Но это не было только данью литературной моде на романтизм, во многом подобные настроения отражали реальные обстоятельства жизни юного поэта. Особенно это проявилось в лирике любви и дружбы: ее биографичность зачастую становилась причиной того, что автор не стремился публиковать такие произведения даже много лет спустя. Все это относится и к стихотворению «Нищий»: оно, как и многие другие произведения поэта, не было опубликовано им при жизни — ни как отдельное стихотворение, ни в составе собраний. Впервые оно было напечатано лишь после смерти поэта — в 1844 году в «Библиотеке для чтения».

История, положенная в основу сюжета этого произведения, известна по воспоминаниям Е.А. Сушковой — адресата этого и ряда других любовных стихотворений Лермонтова раннего периода. Знакомство поэта с этой девушкой состоялось летом 1830 года, когда большая молодежная компания стала вместе выезжать в подмосковное имение Середннково, которое принадлежало Дмитрию Алексеевичу Столыпину, покойному брату бабушки Лермонтова Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Соседями Столыпиных по имению были Сушковы, а дочь хозяина этого имения Екатерина дружила с родственницей Лермонтова Александрой Верещагиной, которая также проводила лето в Середнико-ве. Девушка двумя годами старше Лермонтова, одетая по последней модной картинке в журнале, уже побывавшая на великосветских балах в Петербурге, Сушкова была очень красива: тонкое одухотворенное лицо, великолепная коса, дважды обвивавшая голову, и огромные миндалевидные черные глаза. За эти глаза ее в компании друзей так и.звали — Блэк-айз, то есть по-английски «черноокая». Пятнадцатилетний Лермонтов пылко увлекся семнадцатилетней красавицей, но она считала его еще мальчиком и относилась к нему немного свысока.

Сушкова много лет спустя вспоминала о том, как они вместе с Верещагиной, молодым Лермонтовым и его бабушкой 14-17 августа 1830 года пошли в прославленные русские монастыри, находящиеся неподалеку от их имения: Троице-Сергиеву лавру и Воскресенский монастырь. В лавре на паперти к ним подошел слепой старик нищий со своей деревянной чашечкой. Когда компания щедро одарила его, он пожаловался на «шалунов — молодых господ», которые как-то на днях жестоко обидели его, насыпав полную чашечку камешков. Рассказ старика потряс Лермонтова, который увидел в нем своеобразную аналогию своих отношений с Суш-ковой. Вернувшись домой, он взял карандаш и тут же почти без помарок написал стихотворение, названное «Нищий».

Жанр и композиция.

В отличие от многих стихотворений Лермонтова, относящихся к любовной лирике, «Нищий» не является посланием, и адресат его для читателя остается неясным. Это позволяет автору, несмотря на явное следование реальному жизненному эпизоду в сюжете стихотворения, добиться высокого уровня обобщения; он говорит не только о конкретной женщине и конкретной ситуации, а выражает через проводимое сопоставление чувство разочарования и тоски, связанное с непониманием и обманом в любви. Соответственно этому стихотворение строится как развернутое сравнение. Главный композиционный прием — антитеза. Первые два четверостишия посвящены изображению той ситуации, которая происходит «у врат обители святой». Заключительная, третья строфа выражает глубоко личные переживания лирического героя, которые в сопоставлении с предшествующим сюжетным рассказом вырастают до значения символа коварности и обмана в любви.

Основные темы и идеи.

Как и во многих стихотворениях Лермонтова о любви, в «Нищем» показано не светлое, гармоничное чувство, а полное страданий и обид, непонимания и коварства. Для юного романтика весь мир предстает как враждебное окружение, в котором он чувствует себя бесконечно одиноким. Стремление к универсализации этих тем и мотивов выражается здесь в том, что поэт соотносит вполне определенную историю своих отношений с конкретной женщиной с евангельским текстом. Не случайно действие первой части стихотворения разворачивается «у врат обители святой». Сама ситуация насмешки над нищим отсылает читателя к фрагменту из Евангелия от Матфея, где Христос проповедует о необходимости добра и милосердия — «всякий просящий получает». Он показывает эту важнейшую нравственную категорию на ярком примере: «Есть ли между вами человек, который, когда сын его просит у него хлеба, подал бы ему камень?» Ситуация из стихотворения Лермонтова служит прямым ответом на этот вопрос:

Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку.

Это для поэта является убедительным свидетельством того, что мир несовершенен, в нем забыто все самое святое, а потому и любовь из светлого, высокого чувства, соединяющего близкие души, превращается в обман, несущий только разобщение, боль и страдания. Такие идеи были в целом характерны для лермонтовской любовной лирики, причем не только для ранней. Так, в стихотворении, написанном незадолго до смерти, поэт признается:

Они любили друг друга так долго и нежно, С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной! Но, как враги, избегали признанья и встречи, И были пусты и хладны их краткие речи.

Мир настолько жесток, что даже после смерти этим влюбленным не дано соединиться — «в мире новом друг друга они не узнали». Может быть, этот мотив оказывается настолько устойчивым в любовной лирике Лермонтова, потому что и в жизни ему довелось не раз испытать разочарование и разрыв с возлюбленной, не способной понять его. И тогда несбывшиеся надежды вызывали негодующие, горькие слова, которыми в стихах поэт обвинял коварных возлюбленных:

Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!

Чувства, связанные с Сушковой, вскоре прошли. Всего через четыре года Лермонтов писал: «Эта женщина — летучая мышь, крылья которой зацепляются за все встречное. Теперь она почти принуждает меня ухаживать за нею… но не знаю, в ее манерах, в ее голосе есть что-то такое резкое, издерганное, надтреснутое, что отталкивает; стараясь ей нравиться, находишь удовольствие компрометировать ее, видеть ее запутавшейся в собственных сетях». Это признание звучит жестоко, но ведь, по мнению поэта, таков весь мир. Недаром своего «героя времени» он наделяет сходными чертами. В одной из сюжетных линий романа «Герой нашего времени» эта давняя история любви нашла свой отклик: любовная игра Печорина с капризной Мери чуть» было не обернулась трагедией как для него самого, так и для девушки.

Художественные особенности.

В небольшом лирическом стихотворении юного поэта поражает сила и яркость образов, созданных с подлинным мастерством. Первая часть насыщена эпитетами, которые создают не просто образ нищего, а почти евангельскую картину («у врат обители святой», «бедняк иссохший, чуть живой», «и взор являл живую муку»).

Интонация этой части чуть замедленная, четырехстопный ямб хорошо передает состояние сосредоточенности и внимания. В последней части после резкого перехода, обозначенного дважды повторенным словом «так», звучат гнев и обида, которые выражены как насыщенная пафосом обвинительная речь.

Значение произведении.

Стихотворение «Нищий» благодаря ярким, запоминающимся образам даже в ряду прекрасных стихотворений о любви, написанных Лермонтовым в зрелый период, приковывало внимание читателей и критиков. С такой же силой обличения коварной возлюбленной звучат и некоторые стихи других поэтов, например Маяковского. Ведь как бы ни относиться к любви, трудно отрицать, что порой она приносит человеку много разочарований и обид.

Это небольшое стихотворение о слепом нищем, стоящем на паперти и просящим хлеба. Но вместо этого кто-то из людей дал ему камень. Произведение создано на реальной основе. Е. А. Сушкова (1812-1868) современница Лермонтова вспоминала, что летом 1830 г. они с группой молодых людей, в том числе и Лермонтов, были в Лавре. На паперти они встретили слепого нищего. Они стали бросать ему в чашку монеты. Услышав их звон, старик обрадовался, поблагодарил, а заодно и рассказал, как над ним подшутили «намедни молодые господа», наложив ему «полную чашку камешков».

Лермонтов был потрясён этой историей и по возвращении домой передал Сушковой вновь рождённые стихи. Надо сказать, что в ту пору он был влюблён, но молодая девушка только смеялась над ним. Довольно интересно продолжение этой истории. Одними из не самых лучших черт характера поэта были его злопамятность и мстительность. Спустя 5 лет судьба вновь свела вместе молодых людей. Чувства Лермонтова к тому времени уже значительно поугасли, но, тем не менее, он, притворяясь страстно влюблённым, стал вновь ухаживать за ней, пока бедняжка не влюбилась в него, причём сильно. И тогда он бросил её, объявил всем, что она ему безразлична, и вообще смешна. Унижение красавицы было прилюдным. Такова была месть той, из-за которой он страдал и унижался пять лет назад.

Жанр произведения

В первую очередь при анализе стихотворения «Нищий» Лермонтова нужно указать его жанр, размер и направление. Произведение относится к лирике с элементами элегии. Оно содержит мотивы несчастливой любви, жестокости разочарований и одиночества.

Лермонтов работал в направлении романтизма. В его работе лирический герой страдает от неразделенных чувств, непонимания и одиночества. Он словно нищий бродяга, которого презирает все общество.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. В этом двусложном размере под ударение попадает второй слог. Рифма перекрестная, она встречается и в других произведениях Михаила Лермонтова.

Композиция текста , План по строфам:

  • первая — описание нищего;
  • вторая — события со слепым;
  • третья — обнажение метафоры.

В первой строфе описывается сам нищий. Он сидит у ворот святой обители. Это тощий слепой старик, вся его внешность говорит о лишениях и страданиях. Вторая строфа содержит описание поведения бедняка. Он просит подать ему хлеба или денег, но вместо этого кто-то решил пошутить и положил ему в руку камень.

В третьей строфе поэт приводит метафору: он сравнивает жизнь бродяги со своей любовной историей. Как шутник обманул нищего, так и лирическому герою солгала его возлюбленная. Все стихотворения можно логически поделить на две части. В первой описывается метафора, а во второй она обнажается: переживания героя сравниваются со страдальческой жизнью слепого нищего.

В словаре Фасмера Макса

ни́щий укр. ни́щий, др.-русск. нищь, ст.-слав. ништь πένης, πτωχός (Супр., Остром.), сербохорв. ни̏шт «бедный», польск. niszczotny – то же. Праслав. *nīsti̯o- родственно др.-инд. níṣṭyas «чужой, нездешний», niḥ «наружу»; см. В. Шульце, KZ 40, 413; Мейе, Ét. 160, 380 и сл.; Album Kern 122. Менее вероятно *nīski̯o- (Эндзелин, ZfslPh 13, 78; Зубатый, KZ 31, 58 и сл.; LF 30, 84; см. Мейе, там же).

Следует отклонить произведение из *nīti̯o-, вопреки Миклошичу (Мi. ЕW 216), судя по польск. форме и польск. niszczyć «уничтожать».

Символы и образы , В произведении присутствует религиозная символика:

  • святая обитель;
  • нищий на ее пороге;
  • подаяние камня вместо хлеба.

В первой строке читатель знакомится с образом святой обители — церковью. Но в последней строфе она превращается в любовь. Только лирический герой не может попасть внутрь этого храма, так как его останавливает скованность и холодность его любимой. Она не приносит ему радости, обманывает и заставляет страдать.

Образ нищего Лермонтов часто использует в своих произведениях. Он сравнивает себя, своего лирического героя с бедняком. Только он лишен не только денег и крова, а и искренних чувств, надежных друзей. Его презирает возлюбленная, не воспринимает общество. Поэт так часто прибегает к этой метафоре из-за того, что он очень любил творчество Байрона. А у этого писателя почти все герои — одиночки, отвергнутые толпой.

Камень, который нищему подали вместо хлеба, впервые появился не в стихотворении Лермонтова, а в 11 главе Евангелие. В священных строках говорится, что никакой отец не сможет подать своему сыну вместо рыбы змею, вместо хлеба камень, а яйцо заменить скорпионом. Поэт опирается на божественное милосердие, но в последней строфе стиха его нет — бедняк получил свой камень, а лирический герой был предан и обманут.

В словаре Синонимов

бедный, небогатый, скудный, убогий, мизерный, малый, христарадный, ничтожный, чепуховый, жалкий, неимущий, малоимущий, попрошайка, побирушка, побирашка, христарадник, нищеброд, паупер, голозадый, смертник, чалдон, шмольник, яко наг, яко благ, сбирун, опустившийся, нищенский, хорохорник, беспорточник, бедняк, смертничек, сшибало, голоштанник, безденежный, мелких нет, а крупные не водились, убежник, папертник, подворотник, ветер гуляет в кармане, убогонький, ветер свистит в кармане, ни плошки ни ложки, бедный как церковная крыса, яко наг, яко благ яко нет ничего, лакомка, голяк, в кармане пусто, бедный как церковная мышь, гол как сокол, ни кола ни двора, сирый и убогий, ветер свистит в карманах, пролетарий, злыдарь, кромушник, в кармане вошь на аркане да блоха на цепи, лохмотник, ни гроша, ветер гуляет в карманах, котомник, бездуховный, лапотный, вошь в кармане, да блоха на аркане, калика, беспорточный, ни кола ни двора ни куриного пера. Ant. богатый, состоятельный, зажиточный

Тема и проблематика , Поэт с помощью метафор описал сразу несколько проблем:

  • предательство и обман;
  • несчастливая любовь;
  • одиночество;
  • людская черствость.

Основная тема — предательство и обман. Лирический герой сравнивает свою потребность любви с нуждой голодного бедняка в хлебе. Но возлюбленная остается холодна к его мольбам и чувствам, она предает его и уходит. Отсюда возникает проблема безответной любви. С голодом сравнивается и чувство отсутствия взаимности. Герою тяжело переносить отказ любимой, он считает себя нищим в духовном плане. Такой голод невозможно утолить едой или богатством, в этом помогут только взаимные чувства.

Одинокого героя презирают все — самые близкие люди, общество, знакомые. Он ничем не лучше бедняка, над которым потешаются и издеваются. Влюбленный юноша так же протягивал руку за ответными чувствами, но вместо них получил камень. Он остается наедине со своим страданием, одиночество полностью поглощает его.

Главная проблема, выявленная при анализе стихотворения Лермонтова «Нищий» — людская холодность и черствость. Вместо необходимой помощи, бедняк получает камень, а герой — предательство. От этого оба начинают только сильнее страдать. Для одной категории людей такая ситуация смешна, а для ее участников она превратилась в настоящую трагедию.

А самое печальное, что из-за жестокости со стороны других и сам объект насмешки может стать черствым. Нищий использует камень, чтобы силой добыть себе еду. А лирический герой — Лермонтов — из-за отказа возлюбленной разрушил ее отношения.

Проблема неверности прослеживается во многих произведениях Лермонтова. Дело в том, что не только Сушкова предала его. На пути поэта встречались еще несколько женщин, которые не ответили ему взаимностью или позже предпочли других женихов. Сам поэт понимал, что невзаимные чувства заставляют его на время забывать о творчестве. Но позже они же позволяли ему написать новые стихотворения.

Основная идея

Смысл стихотворения заключается в эмоциях Лермонтова. В эти строки он выплеснул свою обиду и печаль. Поэт использует метафору, чтобы показать, насколько глубоки были его чувства и как сильно задела его гордость возлюбленная.

В этом произведении любовь описывается как жизненная необходимость, а не светлое и радостное явление. Она не окрыляет писателя, а словно сбрасывает его в пропасть. Хотя во взаимных чувствах он нуждается, как в кислороде.

Состояние любви зависит от человека, к которому герой ее испытывает. Девушка жестока и холодна, поэтому и чувства болезненные. Так как Лермонтов сам не единожды столкнулся с такой ситуацией, он передает свой опыт читателю. Обман и предательство в любви он считает святотатством и сравнивает его с таким грехом, как насмешка над нищим. Отказать молящему во взаимности — словно бросить камень слепому нищему.

Но беднякам покровительствуют святые. Они защищают и оберегают их ото зла, наказывают обидчиков. Так происходит и с влюбленными. Отверженный человек будет отомщен высшими силами, а насмехающиеся над ним получат по заслугам.

Сам Лермонтов не стал дожидаться божественного вмешательства, он наказал обидчицу самостоятельно. А в своем стихотворении дал понять читателям, что правда всегда на стороне униженных. В этом и заключается основная мысль произведения.

Средства выразительности , Лермонтов в «Нищем» применил сразу несколько подобных приемо

  • эпитеты;
  • инверсия;
  • метафоры;
  • риторическое восклицание.

Эпитеты делают текст более выразительным и красочным. В стихотворении «Нищий» их довольно много: «слезы горькие», «святая обитель», «живая мука», «бедняк иссохший». Они позволяют поэту более выразить эмоции и свое отношение к происходящему. Инверсия появляется во второй строфе. Порядок слов был нарушен, чтобы вписать мысли в рифму и размер стиха. А также он позволяет более точно описать происходящее и эмоции обиженного бедняка.

Все произведение построено на метафорах. Это самое распространенное средство выразительности. Оно позволяет сравнить фантастические образы с реальными, воплотить настоящие проблемы через писательское воображение. Риторическое восклицание в конце стихотворения усиливает эффект всего текста. Так автор дает понять читателю, насколько сильно его задел обман.

Михаил Юрьевич Лермонтов с помощью творчества выражал свои эмоции и чувства. Так он делился с другими тем, что самому ему было трудно переносить. Он претерпел много неудач в личной жизни, но это только дало толчок к развитию нового направления его поэзии — лирики. Писатель передает свой опыт следующим поколениям, сравнивает душевные страдания с физическими, силу любви с божественными явлениями.

Анализ стихотворения Лермонтова «Нищий»

Поэт Михаил Лермонтов в своем творчестве нередко обращался к духовным аспектам жизни. Известно, что он был достаточно набожным человеком, хотя и скептически относился к религии, считая, что именно она делает людей покорными, заставляет терпеть унижения и страдания вместо того, чтобы отстаивать свои интересы.

Тем не менее, доподлинно известно, что во время коротких служебных отпусков Лермонтов нередко совершал паломничества в различные монастыри, пытаясь научиться смирению, которым был обделен от природы. Летом 1830 года вместе с друзьями, среди которых была и возлюбленная поэта Екатерина Сушкова, Лермонтов побывал в Троице-Сергиевой лавре, после чего написал стихотворение «Нищий».

Существует версия, что в его основу легли реальные факты, хотя впоследствии Екатерина Сушкова неоднократно опровергала эту информацию . Так или иначе, но именно ее поступок послужил поводом для создания этого произведения, поражающего своей глубиной и жестокостью окружающего мира. В стихотворении речь идет о том, что на паперти возле святой обители поэту повстречался нищий, который действительно нуждался в подаянии. «Бедняк иссохший, чуть живой от глада, жажды и страданья» хотел получить немного денег или же пищи, однако вместо этого кто-то положил в его протянутую ладонь камень. Очевидцы этой сцены утверждают, что это сделала Екатерина Сушкова, решившая таким образом подшутить над слепым, старым и больным человеком. И именно этот ее поступок словно бы отрезвил поэта, который вдруг увидел возлюбленную в совершенно ином свете. Лермонтов вдруг осознал, что точно так же эта женщина шутила с его чувствами, давала ложные надежды и обещания, о которых с легкостью тут же забывала . Ближайшее окружение поэта было прекрасно осведомлено о том, что Лермонтов влюблен в кокетку, которая не воспринимает своего давнего поклонника всерьез. Однако никто не спешил лишать терзающегося ревностью и страстью поэта иллюзий, так как его друзья не понаслышке были знакомы со вспыльчивым характером Лермонтова. В итоге почти 5 лет автор стихотворения «Нищий» был убежден, что рано или поздно Екатерина Сушкова выйдет за него замуж, но этому не суждено было случиться. Не исключено, что на разрыв отношений повлиял безобидный, на первый взгляд, случай в Троице-Сергиевской лавре, который, тем не менее, произвел на поэта неизгладимое впечатление. Лермонтов не только сумел признаться самому себе, что «чувства лучшие мои навек обмануты тобою», но и подавить в себе болезненную любовь к той, которая оказалась этого недостойна.

Когда стихотворение «Нищий» было опубликовано, в окружении поэта ни у кого не возникло сомнений, кому именно оно адресовано. Однако эта любовная история получила свое неожиданное продолжение. Лермонтов по натуре был человеком довольно злопамятным, он не умел прощать обид и оскорблений даже тем, кого по-настоящему любил. После нелепого и возмутительного поступка Екатерины Сушковой, а также переосмысления своего отношения к ней, поэт решил отомстить избраннице за все и сразу.

Лермонтов и Сушкова не виделись несколько лет, и при очередной встрече, которая состоялась в 1835 году, поэт постарался ничем не выказать своих истинных чувство по отношению к бывшей возлюбленной. Более того, автор проявил не свойственную ему галантность и открыто восхищался красотой Сушковой. В итоге она по-настоящему влюбилась в поэта, и тогда Лермонтов нанес сокрушительный удар по самолюбию той, которая когда-то пленяла его воображение, публично заявив, что Сушкова глупа, лишена привлекательности и не может вызывать других чувств, кроме жалости.

Михаила Юрьевича Лермонтова, как и всех остальных великих гениев, отличала очень тонкая и ранимая душа. В его ранней лирической поэзии поначалу было много боли, страданий и непонимания. Ведь он тогда еще не мог справляться со своими внезапно нахлынувшими чувствами к такому божеству, как женщина. Мишель, как его звали друзья, мог любить страстно, самоотверженно и буквально до смерти. Очень ярко и трогательно он описывает все эти переживания в своем стихотворении «Нищий». Лермонтов уже потом, в самом конце своей жизни, станет равнодушным циником, а тогда, в 16 лет, для него все еще только начиналось.