Роль пейзажа в лирике (на примере одного или нескольких произведений русской литературы) / Свободная тема

Сочинение

Роль пейзажа в лирике (на примере одного или нескольких произведений русской литературы)

Но я люблю — за что, не знаю сам —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям…

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С детства запал мне в душу этот яркий образный пейзаж России. Для меня он стал воплощением родины, огромной, просторной, очаровательной даже в самых скромных картинах — «чета белеющих берез». Благодаря обилию эпитетов, Лермонтов создает необычайно красивый образ русской земли. И все это одухотворено любовью поэта к родному краю.

Русскую поэзию невозможно представить без пейзажа, потому что красота и разнообразие природы России сами по себе есть поэзия. Пейзаж — это изображение естественной природы или города. Картины природы или города. Картины родины в лирике русских поэтов помогают раскрыть взгляд лирического героя на мир природы, через это раскрывая мир человека.

М. Пришвин сказал: «Во всяком интимном пейзаже движется сам человек». У каждого поэта пейзаж является отражением его собственного внутреннего мира и одновременно его творческой концепции.

В стихотворении Ф. Тютчева пейзаж непосредственно связан с

переживаниями лирического героя, и разгорающееся чувство уподобляется разгорающемуся рассвету.

Восток алел. Она молилась,

С чела откинув покрывало, —

Дышала на устах молитва,

Во взорах небо ликовало…

При всем разнообразии пейзажей в стихах поэтов-современников могут быть общие черты, обусловленные временем. Так поэты эпохи романтизма любили природу в ее бурной стихии, соответствующей бурным страстям, романтической личности. Пейзажи в поэзии романтизма служат для выражения вечной души, которая не имеет ни временных, ни пространственных рамок. В элегии В. Жуковского «Море» морской пейзаж — любимая стихия поэтов-романтиков — становится олицетворением человека с присущими ему чувствами и переживаниями: «ты дышишь», «тревожной думой наполнено ты»; «ты, небом любуясь, дрожишь за него».

2 стр., 982 слов

Пушкин А.С. - Пейзаж (природа) в творчестве Пушкина

... поэтом романтическими идеалами пейзаж в стихотворениях становится тоже романтическим, он часто сочетается с описаниями любовных переживаний лирического героя. В Михайловский период Пушкин реалистически изображает русскую природу, утверждая реализм в своем творчестве. В поздней лирике Пушкина пейзаж ...

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Из приведенных мною стихов видно, насколько разнообразной была роль пейзажа в творчестве русских поэтов: он может являться средством изображения эмоционального состояния героя, местом действия или просто предметом наблюдения автора. И всегда пейзаж в русской лирической поэзии служил средством воплощения идей гуманизма.