Признаемся: не без некоторой робости приступаем мы к рассмотрению такого вопроса, как лирика Пушкина. И эта робость оправдывается многими причинами. Так, Добролюбов говорил о том, что «Пушкин откликнулся на все, в чем проявлялась русская жизнь; он обозрел все ее стороны, проследил ее во всех степенях «[13,С-5]. Белинский же выделял его умение «свободно переносится во все сферы жизни, во все века и страны «[13,С-5]. Эта, говоря словами Достоевского, «всемирная отзывчивость» Пушкина постепенно формировалась в процессе его духовного развития и основывалась на широком и прочном фундаменте самых разнообразных знаний. Историки, философы, политики, экономисты, археологи, фольклористы отдавали дань уважения осведомленности поэта в соответствующих областях знаний.
Чтобы понять Пушкина, нужно знать и любить его творчество.
«Все акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте: он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря» (В.Г.Белинский).
Стихи Пушкина лаконичны, но вместе с тем полны и выразительны. «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия: никакого наружного блеска, все просто, все прилично, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт» (Н.В. Гоголь).
.
«У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, ничего недостающего, но все в меру, все на своем месте, конец гармонирует с началом, — и, прочитав его пьесу, чувствуешь, что от нее нечего убавить и к ней нечего прибавить» (В.Г.Белинский).
Каждое его стихотворение есть отдельный мир, полный собственных сил, чуждый всяких несвойственных ему элементов, всего постороннего и лишнего, свободно движущийся в своей сфере.
«Стих Пушкина — поэтический, художественный, артистический», «необычайно верный русской действительности, изображает ли он русскую природу или русские характеры»[18].
Ведь «для истинного художника — где жизнь, там и поэзия»[20].
А Пушкин — настоящий поэт.
Его чувства кристально чисты и искренни. Все они — в его лирике.
Создавая свои шедевры, поэт следовал классическим законам, по которым строятся лирические произведения, используя ритм, композицию, систему ключевых слов, понятие лирического героя, художественный вымысел и автобиографичность, совмещение личного и общественного элементов.
Лирика А.С. Пушкина. Творческая эволюция поэта
... поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт» (Н.В. Гоголь) [19]. - «У Пушкина ... по которым строятся лирические произведения, используя ритм, композицию, систему ключевых слов, понятие лирического героя, художественный вымысел и автобиографичность, совмещение личного и общественного элементов. Цель нашей работы ...
А. С. Пушкина, А. С. Пушкина
Пушкин — одна из самых значительных величин в русской литературе и культуре в целом. Народность творчества Пушкина имела глубокие корни.
Она была не внешней, не поверхностной, а глубокой, истинной, основанной на любви к своему народу, на вере в его духовные силы, на понимании огромной идеологической и эстетической ценности его словесно-художественного творчества, на умении видеть мир глазами своего народа.
А. С. Пушкина
1. гл. — ЛИРИКА КАК РОД ЛИТЕРАТУРЫ: ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ. «ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ» ЛИРИКИ.
§ 1. Понятие лирики Лирика (от греч. lyга — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т. д. ), один из трёх родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр.
В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика рисует отдельные состояния характера в определённый момент жизни. Лирический образ — это образ-переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями. Диапазон лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни — природы и общества — могут вызвать соответствующие переживания человека. Особенность и сила воздействия лирики заключается в том, что она всегда, даже если речь идет о прошлом (если это воспоминания), выражает живое, непосредственное чувство, переживание, испытываемое автором в данный момент. Каждое лирическое произведение, как бы ограничено оно ни было по размеру, — законченное художественное произведение, передающее внутренне завершённое состояние поэта.
Повышенная эмоциональность содержания лирического произведения связана и с соответствующей формой выражения: лирика требует сжатой, выразительной речи, каждое слово которой несёт особую смысловую и эмоциональную нагрузку, лирика тяготеет к стихотворной речи, которая способствует выражению чувств поэта и более сильному эмоциональному воздействию на читателя.
В лирическом произведении запечатлены личные переживания поэта, которые, однако, характерны для многих людей, обобщают и выражают их с присущей поэзии силой.
В лирическом произведении через личное поэт передаёт жизненно важное, типическое. Лирика, как и другие роды художественной литературы, развивается под влиянием исторических условий, общественной борьбы, вызывающей в людях потребность выразить своё отношение к новым явлениям, свои переживания, связанные с ними. Лирика, естественно, связана со всем литературным процессом, в частности со сменой различных литературных направлений, течений и методов: классицизма, романтизма, критического реализма.
Расцвет лирики происходит в эпоху романтизма.
Характерно, что во многих странах именно в эту эпоху складывается творчество великих национальных поэтов (Мицкевич — в Польше, Гюго — во Франции, Байрон — в Англии, Пушкин, Лермонтов, Тютчев — в России).
§ 2. Виды и тематика лирики Существуют разнообразные классификации видов лирики.
Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина
... с требованиями к особенностям жанра. Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина 5 (100%) 1 vote На этой странице искали : образ поэта в лирике пушкина тема творчества в лирике пушкина образ поэта в творчестве пушкина тема творчества в лирике пушкина сочинение Сохрани к себе на стену! ...
Их различают по тематике:
Г. Р. Державина, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. А. Пушкина
- политическая («Наполеон», «Как дочь родную на закланье…» Ф.И.Тютчев) и пр. [7].
Однако надо иметь в виду, что по большей части лирические произведения многотемны, поскольку в одном переживании поэта могут быть отражены различные мотивы: любви, дружбы, гражданские чувства (ср., например «Я помню чудное мгновенье», «19 октября 1825 г.» А. Пушкина, «Памяти Одоевского», «Я вам пишу…» М. Лермонтова, «Рыцарь на час» Н. Некрасова, «Товарищу Нетте…» В. Маяковского и мн. др.).
Чтение и изучение лирики разных поэтов различных эпох чрезвычайно обогащает и облагораживает духовный мир человека.
Выделяют следующие лирические жанры:
— Ода — жанр, который воспевает какое-либо важное историческое событие, лицо или явление. Этот жанр получил особое развитие в классицизме: «Ода на день восшествия на престол…» М. Ломоносова.
А. С. Пушкина, А. С. Пушкина, А. С. Пушкина
— Сонет — жанр, который представляется в форме лирического стихотворения, характеризующийся жесткими требованиями к форме. В сонете должно быть 14 строк. Выделяется 2 типа сонета: английский сонет, французский сонет.
А. С. Пушкина, А. С. Пушкина
Такое деление на жанры очень условно, потому что в чистом виде они представлены редко. Стихотворение может сочетать несколько жанров одновременно: «К морю» А. Пушкина сочетает в себе и элегию, и послание.
И. С. Тургенева, А. С. Пушкина
1).
лицейский (1811−1817);
2).
петербургский (1817−1820);
3).
южная ссылка (1820−1824);
4).
михайловский (1824−1826);
5).
Московский период (сентябрь 1826 — начало сентября 1830).
6).
Болдинская осень (сентябрь — декабрь 1830);
7).
последние годы (1831−1837).
Такая периодизация связана не только с событиями в жизни поэта, но и с эволюцией его творчества. Пушкин не имеет двух биографий — житейской и писательской, все его творчество являет пример единства человека и поэта. Первый период творчества — время поэтического самоопределения Пушкина, время выбора пути.
§ 1. Субъективно-лирическая и гражданская поэзия А. С Пушкина лицейского периода Лицейский период (1811−1817) обычно называют периодом поэтического ученичества. Пушкина привезли в Царское Село летом 1811 года, вскоре после того, как было объявлено о предстоящем открытии лицея. Привез его дядя, Василий Львович Пушкин, известный в свое время поэт, оказавший на юного Пушкина некоторое литературной влияние, ведь этот период творчества поэта приходится на время ожесточенной борьбы между карамзинистами и шишковистами. По своим литературным взглядам Василий Львович был убежденный карамзинист и враг всех литературных «староверов» во главе с Шишковым. Пушкин-лицеист активно включился в нее на стороне последователей Карамзина.
К. Н. Батюшкова
Отсутствие единства в лицейском творчестве Пушкина порой истолковывается как результат творческой незрелости еще не нашедшего своего пути поэта. В определенном смысле это справедливо. Многие его стихотворения, созданные скорее под впечатлением от лицейских уроков, нежели от осмысления жизненного опыта. Однако следует отметить, что период собственно ученический был у Пушкина предельно кратким. Очень скоро, усваивая различные художественные традиции и интонации, поэт достиг в каждой из них совершенства зрелых мастеров.
Размышление «Памятник» Пушкина и Державина
... же время Пушкин в своем «Памятнике» по-новому определяет роль поэта и назначение поэзии. Он опирается не только на литературную традицию и на стихотворение своего непосредственного предшественника Державина, но и на ... свой вклад в поэзию и свои взаимоотношения с обществом, вновь и вновь обращаются к Пушкину, ведя с ним живой диалог. Державин в первой строфе сравнивает памятник с пирамидами, они ...
Если в элегиях и романсах (например, «Желание» или «Певец») Пушкин выступает как зрелый соперник такого уже признанного в то время мастера, как Жуковский, то в дружеском послании («Городок») он равняется с Батюшковым. Еще более интересны опыты художественного синтеза различных традиций, позволяющие молодому поэту выступить как новатору. Так, в «Воспоминаниях в Царском Селе» (1814), бесспорно центральном произведении лицейского периода, Пушкин, синтезируя художественный опыт исторических элегий Батюшкова с державинской одой, смог добиться совершенно неожиданного идейно-художественного эффекта, придав гражданственно-патриотической поэзии взволнованно-лирическое звучание и личные интонации. [21].
Печататься Пушкин начал в 1814 году, когда ему было 15 лет. Его первым печатным произведением было стихотворение «К другу стихотворцу».
Здесь иная форма, чем в самых ранних стихотворениях, и иной жанр, но путь по существу тот же: путь свободного, легкого, непринужденного поэтического размышления.
Как писал Белинский, «все, что было существенного и жизненного в поэзии Державина, Жуковского и Батюшкова, — все это присуществилось поэзии Пушкина, переработанное ее самобытным элементом»[20].
Связь с Жуковским в лицейский период проявились особенно заметным в таких стихотворениях Пушкина, как «Мечтатель» (1815), «Сраженный рыцарь» (1815).
Несомненное воздействие на Пушкина оказал также и Державин. Очевидным образом его воздействие проявилось в известном стихотворении лицейской поры «Воспоминание в Царском селе». Сам Пушкин так вспоминал о своем чтении этого стихотворения на торжественной церемонии экзамена в присутствии Державина: «Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах.
Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукой. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли; портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблестели; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной.
Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей; когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом … Не помню, как я кончил свое чтение, не помню куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять … Меня искали, но не нашли.
Воспоминания в Царском Селе были заказаны Пушкину по случаю предстоящего переходного экзамена и приезда на экзамен самого Державина. Таким образом, стихотворение должно было быть «державинским»у же по заданию. Таким оно и оказалось: и по жанру (род высокой оды), и по тематике (высоко значительной, отчасти гражданственной), и по своей чисто державинской стилистике:
- Навис покров угрюмой нощи На своде дремлющих небес;
- В безмолвной тишине почили дол и рощи.
В седом тумане дальний лес…
Язык стихотворения производит впечатление одновременно иодически-возвышенного, и достаточно вещественного, конкретного и это уже само по себе создаёт поэтическую атмосферу, близкую державинской. Близость к Державину у Пушкина не в частностях, а во общем тоне и красках стихотворения. Сам Державин почувствовал эту близость и оттого так восхитился чтением Пушкина. В его стихах он признал не чужое, а своё, кровное. Именно после этого прочтения растёт слава молодого Пушкина .
Образ лета в стихотворении Никитина «Утро»
... поёт, По плечу молодцу всё тяжёлое… Не боли ты, душа! Отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро весёлое! Стихотворение «Утро», написанное в 1854-55 годах, Никитин ... Иван Саввич Никитин является так называемым крестьянским поэтом. Ему удалось передать краски природы, всю красоту утра, ... Пушкину, Кольцову, Некрасову. В стихотворении «Утро» ... стихотворения: 1. Тишина и спокойствие — окончание периода ...
В этот период Пушкиным написано много стихов, определяемых по жанру, как дружеское послание — распространенный жанр того времени. Его популярность во многом объясняется малой канонизированностью, его принципиальной неустойчивостью, свободой выражения. Дружеское послание — это род непринужденной беседы, неограниченной строгими формальными рамками. Таковым оно было в поэзии Батюшкова, таким же оно и в поэзии молодого Пушкина.
Итогом лицейского творчества поэта можно определить: воспевание дружбы, имеющей в жизни Пушкина очень важное значение. Начало политической темы, личной свободы и внешней зависимости. В этот период написано более трёхсот стихотворений. Как было вышесказанно самое известное стихотворение этого периода — ода «Воспоминания в Царском Селе», написанная в 1815 году и прочитанная на лицейском экзамене в присутствии Г. Р. Державина (28, https:// ).
§ 2. Политическая лирика А. С. Пушкина Петербургского периода Петербургский период (1817−1820) начинается в жизни Пушкина по окончании лицея и определению его чиновником в коллегию иностранных дел в июне 1817 года, где его сослуживцами являются Кюхельбекер и Грибоедов.
Через месяц после поступления на службу Пушкин уже получил отпуск до сентября и около двух месяцев провел в Михайловском, псковском имении матери. Затем Пушкин почти безвыездно оставался три года в Петербурге (не считая поездки в Михайловское летом 1819 года).
После лицея в 1817 году Пушкин печатается в журналах, подбирает стихи для своего сборника, хочет выпустить свою книгу. Работает над поэмой «Руслан и Людмила», которую он начал писать в последний год лицея.
Литературная обстановка после окончания Пушкиным лицея изменилась. Если последний год лицея идеологическим влиянием «Арзамаса», то теперь когда Пушкин, наконец, получил возможность непосредственного участия в заседаниях этого общества, оно вдруг прекратило свое существование. Пушкин окончил лицей как раз в период реорганизации тайных обществ. В 1816 году было основано первое революционное сообщество «Союз Спасения». Естественно, что первое впечатление Пушкина после выхода из лицея были политическими. Расширение политического кругозора содействовало знакомству с Николаем Тургеневым, горячим сторонником освобождения крестьян, Чаадаевым, частое общение с лицейским товарищем Пущиным, вступившим в тайное общество, и с многочисленными представителями либерального офицерства, с которыми Пушкин завязал связи еще с лицейства. В тайные общества Пушкин не вступает. В марте 1819 года он вступает в дружеское литературное общество «Зеленая лампа», там за пирушками идет распространение либеральных идей и критика александровского режима. В этот период Пушкин написал политические стихи: «Вольность», «Добрый совет «, «Ты и я», «К Чаадаеву» (1818 г.).
Гражданская лирика Пушкина в этом стихотворении набрала свою наибольшую силу. По сути, Александр Сергеевич совершил переворот, поставив в один ряд переживания интимные и гражданские. Гражданская тема становится чем-то очень личным благодаря использованию художественных средств, характерных для любовной поэзии. Мы видим как элегическое, практически сентиментальное начало постепенно превращается в призыв и нетерпение. А ожидание гражданской «вольности» похоже на ожидание молодого любовника:
Тема поэта и поэзии в лирике пушкина (3)
... ных, нравственных и эстетических проявлений — это и является целью и заслугой истинной поэзии. Здесь искали: Как в лирике пушкина Раскрывается тема высокого назначения поэта http://sochineniye.ru/tema-poeta-i-naznacheniya-poezii-v-lirike-pushkina/ ...
Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.
А. С. Пушкина
Пою мои мечты, природу и любовь И дружбу верную…
«Сказки» (1818 год), «Деревня» (1819 год).
В этих стихах прослеживается влияние на Пушкина умеренно-либеральных идей. Нерадикальность программы Пушкина создала ему дурную репутацию в правительстве. Под именем Пушкина ходили циклы эпиграмм, направленных против Александра, Аркачеева и других, но далеко не все они, как это можно полагать, принадлежат Пушкину. Стихи Пушкина стали орудием литературной пропаганды в руках членов тайных обществ. Они получили огромное распространение в списках, особенно среди офицерства, и создали славу Пушкину не в меньшей степени, чем его произведения, появлявшиеся в печати.
В те годы Пушкин увлекается театром. Но театр «болен» политикой и носит совершенно не театральный характер. У Пушкина завязываются связи в театральном мире. Он принят в круг Шаховского и принадлежит «левому флангу» театральных кресел. За два года — 1818 и 1819 — Пушкин напечатал только шесть стихотворений. Пушкин усиленно писал в эти годы «Руслана и Людмилу». В петербуржский период Пушкин вел весьма праздную жизнь, посещал светские салоны (в частности, салон княгини Голицыной).
Пушкин постоянно проводил время среди молодого офицерства. Попойки, карты и сердечные увлечения самого разнообразного характера были обычной формой времяпровождения Пушкина, не слишком обремененного службой. Пушкин настолько ярко бравировал своим положением оппозиционного гражданского поэта, что царское правительство не могло не заметить этого. Сквозной мотив всех стихотворений — прославление политической свободы, протест против самодержавной власти и крепостнического рабства «возмутительными» .
Собралась гроза, Александр I, назвав стихотворения «возмутительными», решил расправиться с Пушкиным и сослать его в Сибирь или в Соловки, разнеся даже слух, что Пушкин был отвезен в тайную канцелярию и высечен. О нем ходатайствовал Карамзин, по причине чего был смягчен приговор, и было выдвинуто решение выслать Пушкина в Екатеринослав. Канцелярия его находилась в ведении коллегии иностранных дел, и, таким образом, ссылка имела благовидную форму перевода по службе.
Итогом этих лет стала поэма «Руслан и Людмила» (отдельным изданием опубликована в начале августа 1820, которое Пушкин доверил Всеволожскому так, как 6 мая должен был покинуть Петербург) явившаяся исполнением поэтического заказа эпохи, над которым тщетно бились Жуковский и Батюшков. В поэме непринужденно сочетаются историческая героика, элегическая меланхолия, фривольность, национальный колорит, фантазия и юмор; «мелочь» карамзинистов обретает масштабы эпоса, а «протеический» дар позволяет вести рассказ с немыслимой стилистической свободой. Жуковский сразу по прочтении поэмы признает в Пушкине «победителя-ученика», а прозвучавшие позднее упреки не отменяют огромного успеха.
А.С.Пушкин в жизни И.А.Гончарова
... Гончаров относит знакомство с поэзией Пушкина к довольно позднему периоду - к 1827-1828 гг. Можно думать, что Гончаров ... изнаночной стороны. Узнав детали его частной, интимной жизни, можно разгадывать яснее мотивы его произведений. Я ... поэзии…" Из письма к К.Р. от января 1884 г. мы узнаем о том, как внимательно вглядывался Гончаров в творческую лабораторию Пушкина. Он учил молодого поэта: "И у Пушкина ...
А. С. Пушкина, К. Н. Батюшков
17 мая Пушкин прибыл в Екатеринослав на место службы. Случилось так, что ещё не приступив к своим служебным обязанностям, Пушкин, искупавшись в Днепре, простудился и Инзов отпустил его лечиться на Кавказ на 2 месяца. По дороге в Гурзуф на палубе брига «Мингрелия» Пушкин написал элегию «Погасло дневное светило…», ставшую началом романтического периода в творчестве поэта. В обратный путь в сентябре Пушкин отправился верхом — через Крым (Алупка, Симеиз, Севастополь, Бахчисарай, Симферополь), через Одессу в Кишинёв, куда к тому времени была перенесена канцелярия генерала Инзова. В Кишинёве жизнь протекала не так тихо как на Кавказе и в Крыму, напоминала столичные проблемы. В Кишинёве Пушкин прожил с сентября 1820 по июль 1823 года, и эти годы стали заметным этапом в его жизни.
Однако ещё более важным этапом стало пребывание в Крыму, хотя оно продолжалось всего нескольких недель. Здесь родились новые и развились прежние поэтические замыслы поэта, здесь пейзажи Крыма и Кавказа дали наглядный материал для романтических представлений, романтизм оказался правдой, живой реальностью.
Необычный экзотический мир Кавказа, незнакомая речь и нравы горцев воспринимались поэтом как особенный романтический мир, как романтическое там. Интересно, что сама жизнь «помогала» романтизму — Пушкин поселился в стоящем на отшибе доме Инзова и остался там жить после землетрясения, в полуразрушенном доме, окружённом запущенным разросшимся виноградником и пустырём.
Всё это точно соответствовало образу «беглеца», «добровольного изгнанника», каковым себя Пушкин в то время ощущал.
Неслучайно именно здесь написаны знаменитые романтические произведения поэта: поэмы «Кавказский пленник», «Гавриилиада», «Братья-разбойники», стихотворения «Чёрная шаль», «Кинжал», «Чаадаеву», «Наполеон», «К Овидию» и др. — все они объединены образом автора-«беглеца».
В это время в стихах Пушкин создаёт себе «вторую», поэтическую, биографию.
Вот примеры. Когда Пушкина перевели в Одессу, он на несколько дней возвращался в Кишинёв и так на это отозвался в стихах.
…мне стало жаль.
Моих покинутых цепей хотя Кишинёв — не тюрьма, и Одесса — не освобождение.
Сказалась «исполняемая» Пушкиным роль романтического героя. В эту же роль входила потаённая любовь, и это тоже сыграл Пушкин в письме Бестужеву по поводу публикации стихотворения «Редеет облаков летучая гряда…»: Пушкин будто бы расстроился из-за того, что некая «она», то есть его тайная возлюбленная, прочитает стихи в журнале и обидится, хотя, как выяснили исследователи, никакой тайной любви не было, была лишь красивая романтическая легенда. 9].
Помимо роли романтического героя Пушкину приходилось постигать неприятную житейскую реальность: нехватка денег заставляла его искать новые выгодные взаимоотношения с книгоиздателями, политические события в Молдавии дали возможность увидеть важнейшие события эпохи не в романтическом ореоле, а во всей наготе правды. В январе 1821 года вспыхнуло восстание в турецкой Молдавии под руководством Тудора Владимиреску, вслед за которым генерал А. Ипсиланти переправился за границу России и призвал греков Оттоманской империи к восстанию — Пушкин оказался в самом центре событий и видел как революционный энтузиазм, так и раскол в лагере восставших (между крестьянами и аристократами, между молдаванами, румынами и греками), был свидетелем совсем не поэтических взаимоотношений между руководством восстаниями, командованием русской армии и деятелями тайных политических обществ в России. Всё это дало Пушкину поражавшую многих ясность и трезвость взгляда на жизнь, взгляда без романтического «фильтра».
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэт»
... стихотворения, в каждой из них Пушкин утверждает идею о том, что поэт – это необычный человек, живущей своей, ни на чью не похожей жизнью ... творчеством. Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта. В первой части стихотворения способ рифмовки - перекрестная; в первом ... человек из твоей школы уже списали это сочинение. Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по ...
Особенностью романтического поведения Пушкина было то, что он уверенно строит свою личность, используя разные романтические «роли», но не поддаётся ни одной из них полностью, ему не нравится быть.
…Мельмотом, Космополитом, патриотом, Гарольдом, квакером, ханжой.
Между тем сохранять свою жизненную «линию» Пушкину было совсем не просто. «… „Коллежский секретарь“ и „стихотворец“ в мире, в котором всё определялось чинами, человек без средств, постоянно погруженный в денежные заботы, в обществе людей обеспеченных и широко тративших деньги, штатский среди военных, двадцатилетний мальчик среди боевых офицеров или важных молдавских бояр, Пушкин был человеком, чьё достоинство подвергалось ежечасным покушениям… Он всё должен был завоёвывать сам — без чинов, без протекций, без денег…».
Опорой для Пушкина была внушённая ему Чаадаевым глубокая вера в собственное достоинство. В это разгадка многочисленных дуэлей Пушкина в Кишинёве — он бдительно охраняет право на «самостояние».
М. Ф. Орловым
В августе 1823 года Пушкин уже в Одессе — начался один из самых сложных этапов жизни и творчества поэта. Его мучает противоречие: вольности портового города, соблазны и безденежье, пыль, грязь. Главным образом его мучает история с разгромом декабристского кружка, так как он был знаком с его участниками и. следовательно, была опасность доноса. В одесских стихах Пушкина на редкость мрачные декларации: «Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей» (см. также цикл стихотворений той поры: «Свободы сеятель пустынный…», «Демон», «Недвижный страж дремал на царственном пороге…», «Зачем ты послан был и кто тебя послал?..»).
И. О. Витта
8 июля 1824 года Пушкин был уволен со службы и по приказу императора местом ссылки поэту назначена Псковщина, село Михайловское. 1 августа 1824 года Пушкин выехал из Одессы.
В итоге написаны: Крымский цикл элегий — «Погасло дневное светило…» (1820), «Редеет облаков летучая гряда…» (1820), «Кто видел край, где роскошью природы…» (1821), «Мой друг, забыты мной следы минувших лет…» (1821), «Простишь ли мне ревнивые мечты…» (1823), «Ненастный день потух; ненастной ночи мгла…» (1824), «К морю» (1824).
Последние две элегии написаны в Михайловском, но они «органично входят в цикл как замыкающие звенья». В этих текстах Пушкин использует поэтические открытия Жуковского в жанре элегии, созданные им жанровые модусы: «любовная элегия». «элегия-исповедь». «пейзажная элегия», «элегия-воспоминание», «элегия-раздумье». «Крымский цикл» элегий Пушкина показывает его стремление к крупным поэтическим формам, которые позволят изобразить сложные и длительные переживания героя, и которые, вместе с тем, обладают способностью проникать глубоко в тайны сердца героя Стихотворения — «Кинжал», «Дочери Карагеоргии», «Птичка», «Мне вас не жаль, года весны моей…», «Муза», «К Овидию», «Война», «Наполеон», «Песнь о вещем Олеге», «Демон», «Свободы сеятель пустынный…».
Пушкин А.С. — Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина
... поэта, его великая роль и судьба! Гуманизм русской литературы и поэзии в частности в том и состоит, чтобы утешать обиженных и обездоленных, привлекать к ним внимание общества, а значит, и помогать. Пушкин ... блистательная, прекрасная поэзия Пушкина продолжает служить людям. Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспаривай ...
Элегия содержит весь набор характерных признаков романтического мироощущения: тоскующий беглец, покинутая навсегда родина. Пушкин прекрасно владеет стилем романтической поэзии, но есть в элегии именно неповторимо пушкинское — традиционные романтические мотивы и образы не являются литературной условностью, вымыслом, они соответствуют реальности, достоверны, обеспечены реальными событиями жизни поэта. Обычное место героя романтической литературы на границе стихий (море, скалы, ветер) у Пушкина действительно было таким и поэтому образы обладают удивительной зримостью, пластичностью, почти ощутимы. Лёжа на палубе корабля, когда под тобой волнуется море, пучина, глядя при этом вверх в вечернее небо, слушая шум ветра и волн действительно ощущаешь:
И чувствую: в очах родились слёзы вновь…
Я вспомнил прежних лет безумную любовь…
Потрясающая достоверность образов, но вместе с тем — предельная романтичность. Герой не просто на границе стихий, всё доведено до предела: не море, а «угрюмый океан», не просто берег, а горы, не просто ветер, а и ветер и туман одновременно, причём герой не на берегу моря, а между океаном, небом и твердью; кроме того на границе дня и ночи. А также между «безумной любовью прежних лет» и «дальними пределами». Романтическая лирика Пушкина — уникальное проникновение жизни в поэзии и поэзии в жизнь.
Происходит так же эволюция темы свободы — Более поздняя вольнолюбивая лирика — это уже разочарованный Пушкин, который сомневается в возможности изменений и пересматривает «вольнолюбивые надежды» в таких произведениях как «В. Ф. Раевскому» (1822), «Бывало, в сладком ослепленье…»(1823), «Демон» (1823), «Кто волны вас остановил…»:
Где ты, гроза — символ свободы?
Промчись поверх невольных вод.
А. С. Пушкина, А. С. Пушкин, А. С. Пушкина
… я от милых южных дам, От жирных устриц черноморских От оперы, от тёмных лож, И, слава богу, от вельмож Уехал в тень лесов Тригорских В далёкий северный уезд, И был печален мой приезд.
Основная сфера деятельности поэта в этот период — литературное творчество. Деятельность переносится внутрь души. В этой концентрации поэта на себе самом сошлись воедино внешние и вынужденные обстоятельства биографии с внутренними и органическими потребностями творчества, и всё это окрасилось новым настроением благодаря смене впечатлений от окружающей природы (уехал из жаркого одесского лета в осенние северорусские леса).
Атмосфера тихих провинциальных «дворянских гнёзд» создала особый тон его жизни в Михайловском и, конечно, перемены совершились в творчестве поэта.
За время южной ссылки Пушкин прочно овладел романтическим стилем, который предполагает самонаблюдение; создавая вымышленные ситуации и героев, поэт какие-то моменты живёт их жизнью и постепенно срастается с литературной маской («пленник», «беглец», «разочарованный», «мечтатель»).
Однако романтическое поведение Пушкина отличалось своеобразием — он менял такие «маски» (то «беглец», то «изгнанник», то «узник»).
Эта его особенность привела к двум важным результатам. Во-первых, он получил возможность взглянуть на романтическую психологию извне, как на снятую маску и понять романтический характер. Во-вторых, оформился отказ от романтического эгоцентризма и появилась возможность учитывать чужую точку зрения. «Выработка игры стилями в жизни и игры стилистическими контрастами в поэзии имела общий психологический корень и общую цель — путь к простоте» [2].
Пушкин учится смотреть на мир глазами другого человека, менять точку зрения на окружающих и меняться самому. Такой взгляд на жизнь позволял находить красоту, истину, радость там, где романтик видит заурядность, рутину, пошлость. Пушкин заново увидел мир — трезво, правдиво, безбоязненно.
Такое мироощущение вывело на первое место в творчестве Пушкина не столько лирику с её вынужденно индивидуалистичным лирическим «я», а эпические и драматические формы, где сталкиваются исторические силы. Литературные формы соответствуют пушкинскому ощущению себя не на границе мировых непостижимых стихий (как у романтиков), а в движении более реальных, но столь же мощных и неуклонных исторических сил.
В. Л. Пушкин
Пушкин понимал, что его новое положение в литературе накладывает на него новые обязанности, прежде всего организатора литературного процесса. Он задумывает издавать толстый журнал. Но возможности такой, находясь в Михайловском, не имеет. Много читает, пишет, формулирует, подводит итоги.
Одной из главных тем лирики этого периода становится тема поэта и поэзии: «К Языкову», 1824, «Разговор книгопродавца с поэтом», 1824, «Подражание Корану», 1824, «Клеопатра», 1825, «Храни меня, мой талисман…», 1825, «Люблю ваш сумрак неизвестный», 1826, «Пророк», 1826. Поэзия понимается как особый дар человеку, явный как талисман и столь же загадочный. Смыл поэзии Пушкин понимает как пророчество.
Тема дружбы: «19 октября», 1825, «Анре Шенье», 1825. Дружба понимается в романтическом стиле как таинственный союз («он как душа неразделим и вечен»).
Тема любви: «Я помню чудное мгновенье…» 1825, «Анне Н. Вульф» 1825, «Ненастный день потух» 1824, «Сожженное письмо» 1825, «Желание славы»1825,»Признание»1826. Тема еще не утратила романтической тональности («гений чистой красоты»).Наиболее ярко выделяется послание «К К***» 1825. Это стихотворение — гимн мощи и красоте чувства любви, непременного элемента полноценного человеческого бытия. Любовь не только обогащает, но и обновляет, преображает человека. Пожалуй, впервые в русской поэзии Пушкин так прямо связывает глубоко интимные переживания со всем духовным обликом человека.
Пушкин ещё продолжает использовать прежние романтические формулы, но уже рождается и новая поэзия — философская лирика с внежанровыми лирическими стихотворениями: «Зимний вечер», 1825, «Зимняя дорога», 1826, «Няне».
Н. Н. Раевскому, А. С. Пушкина
Новый период творчества Пушкина, наступивший после возвращения его из ссылки, связан многими нитями непосредственной преемственностью, логикой и диалектикой внутреннего творческого развития, и вместе с тем, в соответствии с новыми историческими условиями, новой общественно-политической обстановкой в стране.
За вторую половину 20-х годов (1826—1830) до Болдинской осени, Пушкиным было полностью написано, не считая отдельных глав «Евгения Онегина», и появилось в печати лишь одно крупное произведение — историко-героическая поэма «Полтава» — да продолжалась работа над очередными главами романа в стихах (по возвращении из ссылки преимущественно над седьмой главой).
Это явное и весьма резкое уменьшение литературной продуктивности Пушкина отнюдь не было признаком понижения его творческой силы, «падения» его дарования (о чем к концу 20-х — началу 30-х годов станет настойчиво твердить критика).
Художественный гений Пушкина после 1825—1826 годов не только не ослабел, но, как в этом легко убедиться, непрерывно и могуче рос и созревал.
Кризис пушкинского творчества во второй половине 20-х годов является непосредственным выражением и отражением острого и болезненного кризиса, обусловленного разгромом первого этапа в развитии русского революционного движения, этапа, с которым было теснейшим образом связано, на восходящей волне которого мощно развивалось, ярко и пышно расцветало все творчество поэта в первой половине 20-х годов. Помимо всего прочего, это подтверждается и тем, что еще более резко выраженный творческий кризис переживал в эту пору не один Пушкин. Достаточно напомнить другого крупнейшего и столь же передового писателя-художника этого времени, который после созданного им в преддекабрьскую пору «Горя от ума» в первые последекабрьские годы (в начале 1829 года он был убит в Персии) не написал ни одного завершенного нового произведения.
Общественный кризис переживался Пушкиным и непосредственно, как трагедия его собственной жизни. В то же время духовный кризис величайшего писателя-художника эпохи нес в себе, отражал переживания, мыслей и чувств, наиболее передовой части общества — период мучительных поисков выхода из создавшегося тупика, попыток осмыслить то, что произошло, и тем самым наметить новые пути движения вперед, развития страны, народа. 14 декабря, отмечал такой чуткий и проницательный наблюдатель-современник, как Герцен, «слишком резко отделило прошлое, чтобы литература, которая предшествовала этому событию, могла продолжаться» [18].
В. Ф. Раевский
Во вторую половину 20-х годов не только продолжали дальше развиваться основные сферы лирики Пушкина, но ее тематический диапазон еще более расширился, еще дальше раздвинулись ее горизонты и вместе с тем еще более обозначилась стихия мысли в переживаниях и чувствах поэта. По-прежнему в творчестве Пушкина занимают одинаково видное место как лирика гражданская, а порой и прямо политическая, так и лирика личная. Но если его гражданско-политическая лирика до этого времени была преимущественно окрашена в непосредственно декабристские тона, содержание и характер ее после 1826 года значительно осложняются.
Равным образом, наряду с ранее преобладавшей в личной лирике Пушкина и сохраняющейся и теперь любовной темой (ко второй половине 20-х годов относятся такие величайшие, непревзойденные образцы этого рода, как «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил…»), в ней начинают занимать видное место стихотворения философского, характера — размышления о жизни, о ее смысле, цели, о смерти. К ним примыкает непосредственно связанный с новой, последекабрьской общественно-политической обстановкой и стоящий как бы на стыке между личной и гражданской лирикой цикл стихотворений на тему о поэте и его назначении и, главное, об отношениях между поэтом и обществом, его окружающим. Наконец, если и не очень большое количественно, то принципиально весьма важное место занимают среди небольших стихотворных созданий Пушкина произведения, навеянные миром народной жизни, народного творчества («Утопленник», «Ворон к ворону летит…»).