Грамматика русского языка

Кухонный, лавровый, апартаменты, мозаичный, набело, набожный, щекотно, шофер, худоба, черпать, бармен, уведомить, украинский, услаждать, хронометр, усложнить, феномен, фольга, хаос, щавель.

Ответы:

к У хонный, лА вровый (лА вровая роща) и лаврО вый (венок, лист), апартамЕ нты, мозаИ чный, нА бело, нА божный, щекО тно, шофЕ р, худобА , чЕ рпат, бА рмен, увЕ домить, украИ нский, услаждА ть, хронО метр, усложнИ ть, фенО мен, фольгА, хА ос, щавЕ ль.

Задание 2, Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

1) Если посмотреть взад, то можно увидеть памятник А.С. Пушкину.

2) Сначала выучи уроки, а потом играйся.

3) Районная администрация выделила переселенцам материальную помощь, позаботилась об ихних детях.

Ответы:

1) Если посмотреть взад , то можно увидеть памятник А. С. Пушкину. — Если посмотреть назад , то можно увидеть памятник А. С. Пушкину.

2) Сначала выучи уроки, а потом играйся . — Сначала выучи уроки, а потом играй .

3) Районная администрация выделила переселенцам материальную помощь, позаботилась об ихнинх детях. — Районная администрация выделила переселенцам материальную помощь, позаботилась об их детях.

Задание 3

1. Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Шеф-повар, бухгалтер, инженер, секретарь, зять, дно, купол, директор, крейсер.

Ответы:

1. Им. п., мн. ч. Шеф-повар — шеф-повара, бухгалтер — бухгалтеры, инженер — инженеры, секретарь — секретари, зять — зятья, дно — донья, купол — купола, директор — директора, крейсер — крейсера (крейсеры, двоякий вариант)

2. Определите род имен существительных и составьте словосочетания (прилагательное и существительное).

Паблисити, пин-код, Монако, судья, шоу, хиппи, колибри, МВД, протеже, манго, сладкоежка.

Ответы:

2. Паблисити, средний род — политическое паблисити, пин-код, мужской род — сложный пин-код, Монако, средний род — далёкое Монако, судья, мужской род — строгий судья (только так допускает Большой толковый словарь русского языка) и женский род (Справедливая судья И. И. Смирнова вынесла оправдательный приговор), шоу, средний род — красочное шоу, хиппи, общий род — молодой хиппи, молодая хиппи, колибри, женский род — красивая колибри, МВД (Министерство внутренних дел), средний род — уполномоченное МВД, протеже, общий род — мой протеже и моя протеже, манго, средний род — спелое манго, сладкоежка, общий род — жадный сладкоежка и жадная сладкоежка.

8 стр., 3633 слов

Художественное своеобразие басни как литературного жанра и особенности ...

... басни как жанра; 3) охарактеризовать языковую специфику басен; 4) раскрыть специфику подхода к изучению басни; 5) проанализировать изучение басен в средней ... какой-то заметной чертой характера или профессией. События в сказках и баснях одинаково не похожи на обычную реальную жизнь. Но басня от сказки ... понятно и легко усваивается. Но басня – это форма воссоздания универсального содержания, распространяющегося ...

3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Семьсот двадцать восемь, пятьсот сорок девять, триста двенадцать.

Ответы:

Семьсот двадцать восемь

(кого? чего?)

(кому? чему?)

(кем? чем?)

(о ком? о чём?) —

Пятьсот сорок девять

(кого? чего?)

(кому? чему?)

(кем? чем?)

(о ком? о чём?) —

Триста двенадцать

(кого? чего?)

(кому? чему?)

(кем? чем?)

(о ком? о чём?) —

4. Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм и исправьте предложения.

1) Роль Раневской в «Вишневом саду» А.П.Чехова исполняла в свое время артистка Книппер-Чехова.

2) Лицо женщины было покрыто траурным вуалем.

3) Андрей написал Наташе, что если хотите, то можете считать себя свободной.

4) Мои друзья иногда проводили время в кафе, которое, кажется, что уже не работает.

5) Сойдя с поезда, его ждала машина.

Ответы:

1) Роль Раневской в «Вишнёвом саду » А. П. Чехова исполняла в своё время артистка Книппер-Чехова. — Роль Раневской в «Вишнёвом саде » А. П. Чехова исполняла в своё время артистка Книппер-Чехова.

2) Лицо женщины было покртыо траурным вуалем . — Лицо женщины было покртыо траурной вуалью.

3) Андрей написал Наташе, что если хотите , то можете считать себя свободной. — Андрей написал Наташе, что она, если хочет , может считать себя свободной.

4) Мои друзья иногда проводили время в кафе, которое, кажется, что уже не работает. — Мои друзья иногда проводили время в кафе, которое, кажется, сейчас уже не работает.

Сойдя с поезда, Задание 4

1. Подберите к каждому слову по два синонима.

Краткий, обманывать, преимущество, одинаковый, каяться.

Ответы:

Краткий — 1. Малый по времени: непродолжительный, сжатый; 2. Произносимый недлительно (о звуках, слогах; противоп.: долгий): короткий, лапидарный; 3. Изложенный коротко, в немногих словах: лаконический, беглый.

Обманывать — лгать, морочить (разг.).

Преимущество — привилегия, превосходство.

Одинаковый — идентичный, схожий.

Каяться — сожалеть, терзаться.

2. Объясните значения слов иноязычного происхождения. Составьте с ними предложения.

Пиар, алгоритм, прерогатива, прессинг, тривиальный.

35 стр., 17492 слов

«Художественный мир прозы А.П.Чехова» Научно-исследовательская работа

... писателя и текста как систему всех образов и мотивов, присутствующих в данном тексте. целью работы Поставленная цель обусловила следующие задачи : рассмотреть прозу А.П. Чехова ... сюжетосложения в чеховской прозе. Объектом дипломной работы является художественный метод и его становление в произведениях Чехова. Предметом исследования является проза Чехова («Огни», «Дуэль», «Скучная История», ...

Ответы:

Пиар (от англ. сокр. PR (public relation) — «связи с общественностью») — практика создания и внедрения в сознание людей привлекательного образа кого или чего-либо. Предвыборный пиар нашего губернатора прошел успешно.

Алгоритм — 1. Матем. Последовательность проведения вычислительных операций для определения искомого результата, искомой величины. Сегодня мы будем изучать алгоритм нахождения площади круга. // Последовательность действий для выполнения какой-либо задачи. Алгоритм подготовки учебного занятия в учреждениях дополнительного образования должен знать каждый преподаватель. 2. Порядок действий, правила, используемые в процессе какой-либо деятельности. Мой жизненный алгоритм весьма прост: сытно поесть и сладко поспать.

Прерогатива (лат. praerogativa) — Книжн. Исключительное право, привилегия какого-либо государственного органа или должностного лица. Каждый генеральный директор крупного предприятия имеет свои прерогативы.

Футболист знал, что прессинг на поле категорически запрещён, но нарушшил правила, Любовный роман отличался тривиальным сюжетом и пошлым юмором

3. Объясните значения фразеологических выражений с использованием словаря.

Вбить себе в голову, нить Ариадны, играть в бирюльки, еле ноги унести.

Ответы:

Девушка вбила себе в голову, что должна похудеть., При решении последнего примера экзамене подсказка подруги стала для нее нитью Ариадны, Хватит играть в бирюльки, пора заняться выполнением задания., Мальчик еле унёс ноги от злой собаки.

4. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.

1) От страха душа в пятку ушла.

2) Еще не время отдыхать на лаврах.

3) Друзья пошли в огонь, воду и медные трубы.

Ответы:

1) От страха душа в пятку ушла. — От страха душа в пятки ушла.

2) Ещё не время отдыхать на лаврах. — Ещё не время почивать на лаврах.

3) Друзья пошли в огонь, воду и медные трубы . — Друзья прошли огонь, воду и медные трубы . — Друзья за него пошли в огонь и в воду.

5. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.

1) Благодаря женьшеню ваш иммунитет будет находиться в постоянном тонусе.

2) У японской фирмы «Мицубиси» повысился рейтинг на автомобили с дизельным топливом.

3) В сочинении ученика много дефектов.

4) Все студенты своевременно выполнили заданное задание.

5) После инцидента со словом «гусак» ссора между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем достигла кульминационного пункта.

6) Татьяна любила вставать с зарницей.

7 стр., 3053 слов

Официально-деловой стиль и его особенности

... уже в X веке. Официально-деловой стиль выделяется среди других книжных стилей своей стабильностью, замкнутостью и стандартизованностью. Несмотря на большое разнообразие деловых документов, их язык строго подчиняется требованиям официально-делового изложения: точность формулировок ...

7) Из лесу мы возвращались с цельной корзиной грибов.

8) Неизвестный аноним сообщил о готовящемся ограблении.

Ответы:

1) Благодаря женьшеню ваш иммунитет будет находиться в постоянном тонусе . — Благодаря лечебным свойствам женьшеня иммунитет вашего организма будет оставаться повышенным в течение продолжительного времени .

2) У японской фирмы «Мицубиси» повысился рейтинг на автомобили с дизельным топливом. — У японской фирмы «Мицубиси» повысился рейтинг автомобилей с дизельным топливом.

3) В сочинении ученика много дефектов . — В сочинении ученика много ошибок .

4) Все студенты своевременно выполнили заданное задание. — Все студенты своевременно выполнили предложенное задание.

кульминационного пункта

6) Татьяна любила вставать с зарницей . — Татьяна любила вставать с зарёй . — Татьяна любила вставать на заре .

7) Из лесу мы возвращались с цельной корзиной грибов. — Из лесу мы возвращались с целой корзиной грибов.

Неизвестный аноним, Задание 5

словообразовательный фразеологический падеж

1. Определите, какую стилевую окраску имеют данные слова (книжную (укажите, в каких функциональных стилях могут использоваться) или разговорную).

Иск, видик, поручитель, пленарное заседание, разбазарить, эксперимент, рекламодатель, мамаша, фолиант, вакансия, стабильность, устав, индивидуальный предприниматель, мент, стандарты.

Ответы:

Иск — книжная, официально-деловой стиль, видик — разговорная, поручитель — книжная, официально-деловой стиль, пленарное заседание — книжная, официально-деловой стиль, разбазарить — разговорная, эксперимент — книжная, научный стиль, рекламодатель — книжная, официально-деловой стиль, мамаша — разговорная , фолиант — книжная, художественный стиль, вакансия — книжная, официально-деловой стиль, стабильность — книжная, официально-деловой стиль, устав — книжная, официально-деловой стиль, индивидуальный предприниматель — книжная, официально-деловой стиль, мент — разговорная, стандарты — книжная, официально-деловой стиль.

2. Определите, к какому стилю принадлежит текст и приведите доказательства.

Национальный такт — первый признак интеллигентности. Сто с лишним лет назад Толстой заметил в одном из писем: «Я увлекаюсь все больше и больше изданием книг для образования русских людей. Я избегаю слова «для народа», потому что сущность мысли в том, чтобы не было деления: народа и «ненарода».

Как видим, величайший русский интеллигент проявлял национальный такт, общественную застенчивость, не считая себя вправе монополизировать патриотизм. Поучиться бы национальному такту у Толстого некоторым членам общества «Память» и их литературным вдохновителям! Национальное деление на народ и ненарод не менее бестактно, чем социальное. Надо прививать национальный такт еще в школе. Вопиющие случаи непреподавания национального языка в школе — это оскорбление национального достоинства. Заодно скажу, что бездарное преподавание русского языка — это тоже его уничтожение. Уважение к родному языку — часть национального достоинства.

8 стр., 3695 слов

Жанр официально делового стиля реферат конспект диссертация басня коммюнике

... традиционные для Официально-делового стиля языковые средства. Таковы: и стилистика текста документа (нейтральная, неэкспрессивная и неэмоциональная, и/или книжная); и лексические средства ... ответственность. 2. Соотношение «Официально-деловая ситуация — соответствующий жанр документа» означает, что содержание документа покрывает множество реальных деловых обстоятельств, соответствуя не отдельному ...

Но не менее важно, чем личное и национальное достоинство, — достоинство интернациональное. Человек, превозносящий только свой народ, даже не замечает, что этим роняет и свое личное, и национальное достоинство.

Ответ:

Данный текст относится к публицистическому стилю, потому что в нём используются:

1) на лексическом уровне:

монополизировать

вопиющие случаи

общественная

2) на морфологическом уровне:

  • глагол в личной форме (заодно скажу );

патриотизм

величайший

3) на синтаксическом уровне:

  • использование средств выразительности (антитезы « народ » и «ненарод », Л. Н. Толстой и «некоторые члены общества «Память» и их литературные вдохновители », восклицательное предложение «Поучиться бы национальному такту у Толстого некоторым членам общества «Память» и их литературным вдохновителям!» );
  • включение в текст цитаты.