Контрольная работа по главе IV «Русский язык – мировой язык»
Вариант I
I. Тест
1.1. Отметьте признаки русского языка как мирового языка:
- А. большое число говорящих на нем как в стране, где живут носители языка, так и за ее пределами;
- Б. сформированность национального языка, обладающего длительной письменной традицией;
- В.
язык, на котором говорит исторически сложившийся коллектив людей, связанный общей территорией, экономикой, культурой;
- Г. многие слова русского языка вошли в языки народов мира без перевода.
1.2. Исключите языки, не являющиеся мировыми:
- А. арабский;
- Б. русский;
- В. немецкий;
- Г. итальянский
1.3. Укажите правильные суждения:
- А. в слове вундеркинд шесть твёрдых согласных;
- Б. в слове совершённый два гласных звука [о];
- В. в слове общение 4 гласных и 3 согласных звука;
Г. в слове предстоящий последний звук в приставке – [т]
1.4. Укажите ряд, в котором выделены корни однокоренных слов:
- А. прийти, придёт, ушедший, идти, пойдёт, пришли;
- Б. пробирка, беру, забирать, отбор, забор, пробирать.
1.5. Укажите слово, в котором неправильно поставлено ударение:
- А. одОлжит;
- Б. освЕдомиться;
- В. повторИт;
- Г. откУпорит.
1.6. Укажите два слова, в суффиксах которых пропущена буква а:
- А. круто замешное тесто;
- Г. выкачнная из гаража машина;
- Б. помешнный на детективных романах;
- Д. выкачная из земли нефть;
- В. тщательно взвешнный ответ; Е. развешные по сто граммов конфеты
1.7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все знаки препинания. Укажите номера знаков препинания, которые отделяют или выделяют присоединительный член предложения:
Отношениями взрослых меньще всего интересовался один человек –(1) Катя. У ней были свои дела –(2) поважнее. Она переписывалась с двумя подругами,(3) оставшимися в Энске,(4) и повсюду теряла свои письма, (5)так что читали их все,(6) кому не лень, (7)даже гости.
Устаревшие слова в русском языке
... русском языке. Устаревшие слова в русском языке К устаревшей лексике относят слова, которые вышли из употребления, среди них различают историзмы и архаизмы. Судьбу слов определяет не «возраст», а их использование в речи: ... минимальном объеме’). Такие неологизмы называются лексическими. Здесь же можно указать на фразеологические неологизмы, представляющие собой новые устойчивые словосочетания, ...
(По В.Каверину)
1.8.Укажите предложения, в построении которых есть ошибки. Запишите их в исправленном виде.
А. Глядя на ослепительно сверкавшее море, глазам было больно.
Б. Вернувшись из поездки, он показался мне изменившимся.
В. Он смотрел вверх, дожидаясь мяча с поднятыми руками.
1.9. Запишите предложение, выбирая в скобках подходящее слово и используя его в нужной форме.
Дорога до дома мне не казалась (длинной/длительной).
II. Прочитайте текст и выполните задания 2.1. – 2.5.
(1) Вечер дня Победы, скоро должен начаться праздничный салют. (2) Я стоял на мосту в толпе. (3) Многие пришли с детьми, посадив их, ясное дело, на плечи – так всё небо разглядеть можно. (4) Рядом со мной оказалась пожилая женщина и мальчик лет пяти-шести, бабушка и внук. (5) Женщина посетовала, что мальчишку ей уже не поднять: больно тяжёлый стал.
(6) – Хочешь, я тебя на плечи посажу? – спросил я.
(7) – Не надо, – серьёзно ответил мальчик, – я свои две звезды и отсюда вижу. (8) Я их всегда вижу.
(9) Когда отгремели залпы, мы пошли в сторону метро.
(10) – Что за звёзды у него, которые он отовсюду видит? – спросил я у своей новой знакомой.
(11) – Папа мой без вести пропал в августе сорок первого, а мама в сорок втором в эвакуации умерла. (12) Егор всюду салют смотрит и говорит – вон прадедушкина звезда, а вон та – прабабушкина. (13) Как он их определяет – не знаю
(14) Тогда я подивился необычному мальчику, а теперь понимаю. (15) Ничего он не определял, он наверняка знал эти звёзды. (16) Он вообще много знал – рождённый в новом тысячелетии Егор.
( По М.Мамаладзе)
2.1. Замените в предложении 5 разговорное слово больно стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.
2.2. Выпишите фразеологизм из предложений 10 – 13.
2.3. Укажите часть речи, к которой относится слово знакомая в предложении 10.
А. прилагательное; Б. существительное; В. причастие
2.4. Укажите в первом абзаце предложения, одна из частей которого представляет собой односоставное предложение. Назовите тип односоставного предложения.
2.5. Укажите среди предложений 14 – 16 предложение с обособленным приложением.
III. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста (предложения 14 – 16).
Приведите в сочинении хотя бы один аргумент из прочитанного текста, подтверждающий ваши рассуждения, и один аргумент из вашего жизненного опыта. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Контрольная работа по главе IV «Русский язык – мировой язык»
Вариант II
I. Тест
1.1. Отметьте признаки русского языка как мирового языка:
- А. на этом языке говорят во многих странах, на нескольких континентах и в разных культурных кругах;
- Б. сформированность национального языка, обладающего длительной письменной традицией;
- В. это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература;
- Г. официальный язык государства.
1.2. Исключите языки, не являющиеся мировыми:
- А. белорусский;
- Б. испанский;
- В. русский;
- Г. сербский.
1.3. Укажите слово, в котором корень выделен неправильно:
Рассуждение по тезису слова достались нам в наследство
... слово, — нужно его находить». Подберите два аргумента к сочинению-рассуждению по высказыванию. Читаю у К.И.Чуковского в книге «Живой как жизнь» ... решаются в ограниченных рамках той или иной сферы человеческой деятельности. Языку учат общие интересы и проблемы, ... просмотр: Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева « ...
- А. категория;
- Б. загар;
- В. горелый;
- Г. нагар.
1.4. Выберите строку с правильной характеристикой выделенных в предложении слов:
Все отдыхающие ели сливочное мороженое.
А. отдыхающие – причастие, мороженое – прилагательное;
- Б. отдыхающие, мороженое – прилагательные;
- В. отдыхающие, мороженое – существительные;
- Г. отдыхающие – прилагательное, мороженое – существительное.
1.5. Укажите слово, в котором неправильно поставлено ударение:
- А. приручЁнный;
- Б. согнУтый;
- В. прожИвший;
- Г. ободрЁнный.
1.6. Укажите предложения, в которых выделенные слова не являются краткими причастиями:
А. Все дети в этой семье были хорошо образованны.
Б. Некоторые древнерусские имена были образованы от названий животных.
В. Вадим был образован и умён.
Г. К тому же семейство доктора было образованно и приятно.
Д. Эта впадина образована в результате взрыва вулкана.
1.7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все знаки препинания. Укажите номера знаков препинания, которые отделяют или выделяют обособленное уточняющее приложение:
Отношениями взрослых меньще всего интересовался один человек –(1) Катя. У ней были свои дела –(2) поважнее. Она переписывалась с двумя подругами,(3) оставшимися в Энске,(4) и повсюду теряла свои письма, (5)так что читали их все,(6) кому не лень, (7)даже гости.
(По В.Каверину)
1.8.Укажите предложения, в построении которых есть ошибки. Запишите их в исправленном виде.
А. Он смотрел вверх, дожидаясь мяча с поднятыми руками.
Б. Глядя на ослепительно сверкавшее море, глазам было больно.
В. Прождав два часа на остановке, у него замёрзли ноги.
1.9. Запишите предложение, выбирая в скобках подходящее слово и используя его в нужной форме.
Отец уехал в (длинный/длительный) командировку.
II. Прочитайте текст и выполните задания 2.1. – 2.5.
(1) Вечер дня Победы, скоро должен начаться праздничный салют. (2) Я стоял на мосту в толпе. (3) Многие пришли с детьми, посадив их, ясное дело, на плечи – так всё небо разглядеть можно. (4) Рядом со мной оказалась пожилая женщина и мальчик лет пяти-шести, бабушка и внук. (5) Женщина посетовала, что мальчишку ей уже не поднять: больно тяжёлый стал.
(6) – Хочешь, я тебя на плечи посажу? – спросил я.
(7) – Не надо, – серьёзно ответил мальчик, – я свои две звезды и отсюда вижу. (8) Я их всегда вижу.
(9) Когда отгремели залпы, мы пошли в сторону метро.
(10) – Что за звёзды у него, которые он отовсюду видит? – спросил я у своей новой знакомой.
(11) – Папа мой без вести пропал в августе сорок первого, а мама в сорок втором в эвакуации умерла. (12) Егор всюду салют смотрит и говорит – вон прадедушкина звезда, а вон та – прабабушкина. (13) Как он их определяет – не знаю
(14) Тогда я подивился необычному мальчику, а теперь понимаю. (15) Ничего он не определял, он наверняка знал эти звёзды. (16) Он вообще много знал – рождённый в новом тысячелетии Егор.
Бессоюзное сложное предложение и знаки препинания в нем (на примерах ...
... задачи: описание определения «бессоюзные сложные предложения»; употребление знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; анализ структуры, функций, бессоюзных сложных предложений. 1. Бессоюзное сложное предложение Большинство грамматик русского языка, а также большинство толковых словарей используют термин «бессоюзное сложное предложение» именно в том значении, ...
( По М.Мамаладзе)
2.1. Укажите, в каком значении используется слово подивиться в предложении 14:
- А. посмотреть с восхищением;
- Б. испытывать удивление некоторое время;
- В. смотреть с возмущением;
- Г. испытывать недовольство.
2.2. Выпишите антонимы из предложения 14.
2.3. Выпишите наречие из предложения 15.
2.4. Укажите в первом абзаце предложение, в котором есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
2.5. Укажите среди предложений 5 – 8 предложение, одна из частей которого представляет собой определённо-личное предложение.
III. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста (предложения 14 – 16).
Приведите в сочинении хотя бы один аргумент из прочитанного текста, подтверждающий ваши рассуждения, и один аргумент из вашего жизненного опыта. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Контрольная работа по главе IV «Русский язык – мировой язык»
Вариант III
I. Тест
1.1. Отметьте признаки русского языка как мирового языка:
- А. этот язык используется как официальный язык международными организациями, на международных конференциях и в крупных международных фирмах;
- Б. многие слова русского языка вошли в языки народов мира без перевода;
- В. это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература;
- Г. это язык межнационального общения.
1.2. Исключите языки, не являющиеся мировыми:
- А. итальянский;
- Б. китайский;
- В. немецкий;
- Г. русский.
1.3. Выберите строку с правильной характеристикой выделенных в предложении слов:
Мы отправились на прогулку, несмотря на дождь.
А. несмотря – деепричастие, на – предлог;
- Б. несмотря на – предлог;
- В. несмотря на – наречие;
- Г. несмотря – союз, на – предлог.
1.4. Укажите слово, в котором приставка выделена неправильно:
- А. приклонить;
- Б. примитивный;
- В. премудрый;
- Г. приставленный
1.5. Укажите слово, в котором неправильно поставлено ударение:
- А. донЕльзя;
- Б. вОвремя;
- В. довЕрху;
- Г. докраснА.
1.6. Укажите предложение, в котором выделено местоимение-существительное:
А. На концерт пришло почти всё наше село.
Б. Они всё ещё были моими друзьями.
В. Это всё вы виноваты.
Г. Всё получилось, как мы хотели.
1.7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все знаки препинания. Укажите номера знаков препинания, которые отделяют или выделяют обособленное несогласованное уточняющее определение:
Отношениями взрослых меньще всего интересовался один человек –(1) Катя. У ней были свои дела –(2) поважнее. Она переписывалась с двумя подругами,(3) оставшимися в Энске,(4) и повсюду теряла свои письма, (5)так что читали их все,(6) кому не лень, (7)даже гости.
(По В.Каверину)
1.8.Укажите предложение, в котором выделенный глагол употреблён неправильно.
А. Радость охватила его.
Промежуточный контроль по русскому языку в 7 классе
... этого предложения. Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой. Контрольная работа (конец первого полугодия) 7 класс (3 вариант) Диктант (1)Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в ...
Б. Огонь обхватил несколько зданий.
В. Ребёнок крепко обхватил мать за шею.
Г. Он охватил взглядом всю картину.
1.9. Запишите предложение, выбирая в скобках подходящее слово и используя его в нужной форме.
Его насмешки обычно были очень (злой/злостный).
II. Прочитайте текст и выполните задания 2.1. – 2.4
(1) Чёрное небо над их головами пылало бесчисленными звёздами. (2) Что это было за небо! (3) Незнакомые созвездия, целые группы звёзд, словно живые, дрожали, мерцали, переливались голубоватым, жёлтым и красным светом. (4) Все молчали, поражённые невиданным зрелищем.
(В. Губарев)
2.1. Укажите средства выразительности, которые используются в этом тексте:
- А. однородные члены;
- Б. эпитеты;
- В. сравнения;
- Г. обращения;
- Д. синонимы;
- Е. парцелляция
2.2. Укажите способ образования слова бесчисленный:
- А. суффиксальный;
- В. приставочно-суффиксальный;
- Б. приставочный; Г. сложение
2.3. Укажите, чем осложнено предложение 3:
- А. обособленным приложением;
- Б. обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом;
- В. однородными сказуемыми;
- Г. однородными определениями;
- Д. обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом;
- Е. обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
2.4. Замените словосочетание бесчисленные звёзды (предложение 1), построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Запишите получившееся словосочетание.
Контрольная работа по главе IV «Русский язык – мировой язык»
Вариант IV
I. Тест
1.1. Исключите языки, не являющиеся мировыми:
- А. русский;
- Б. китайский;
- В. итальянский;
- Г. немецкий
1.2. Укажите слово, в котором неправильно поставлено ударение:
- А. красИвее;
- Б. протИвнее;
- В. свобОднее;
- Г. стрОйнее.
1.3. Выберите поздравление, в котором нет ошибки:
А. Поздравляю с Восьмым мартом.
Б. Поздравляю с днём рожденьем.
В. Поздравляю с Днём Независимостью.
Г. Поздравляю с Новым годом.
1.4. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все знаки препинания. Укажите номера знаков препинания, которые отделяют или выделяют обособленное согласованное распространенное определение:
Отношениями взрослых меньще всего интересовался один человек –(1) Катя. У ней были свои дела –(2) поважнее. Она переписывалась с двумя подругами,(3) оставшимися в Энске,(4) и повсюду теряла свои письма, (5)так что читали их все,(6) кому не лень, (7)даже гости.
(По В.Каверину)
1.5. Запишите предложение, выбирая в скобках подходящее слово и используя его в нужной форме.
Повилика – (злой/злостный) сорняк, враг многих растений.
II. Прочитайте текст и выполните задания 2.1. – 2.4
(1) Чёрное небо над их головами пылало бесчисленными звёздами. (2) Что это было за небо! (3) Незнакомые созвездия, целые группы звёзд, словно живые, дрожали, мерцали, переливались голубоватым, жёлтым и красным светом. (4) Все молчали, поражённые невиданным зрелищем.
Обособленные члены предложения
... на сапожника, пошел по панели, пошел медленными шагами. Именно потому, что обособленные члены предложения имеют полупредикативное значение, возможны объединения в качестве однородных - членов, выраженных деепричастным оборотом ... первом предложении причастный оборот интонационно сливается с существительным отряд, которое берет на себя логическое ударение, и тем самым стирается возможный в обороте ...
(В. Губарев)
2.1. Укажите средства выразительности, которые используются в этом тексте:
- А. однородные члены;
- Б. эпитеты;
- В. сравнения;
- Г. обращения;
- Д. синонимы;
- Е. парцелляция
2.2. Укажите способ образования слова бесчисленный:
- А. суффиксальный;
- В. приставочно-суффиксальный;
- Б. приставочный; Г. сложение
2.3. Укажите, чем осложнено предложение 3:
- А. обособленным приложением;
- Б. обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом;
- В. однородными сказуемыми;
- Г. однородными определениями;
- Д. обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом;
- Е. обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
2.4. Замените словосочетание бесчисленные звёзды (предложение 1), построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Запишите получившееся словосочетание.
Ключ
№
вариант I
II
III
IV
1.1.
А, Б, Г
3
А, Б, В
3
А, Б, В
3
В, Г
2
1.2.
В, Г
2
А, Г
2
А, В
2
Г
1
1.3.
Г
1
А
1
Б
1
Г
1
1.4.
А
1
В
1
Б
1
3, 4
2
1.5.
А
1
Б
1
В
1
злостный
1
1.6.
Б, Д
2
А, В, Г
3
Г
1
1.7.
7
1
1
1
6, 2
2
1.8.
А – Глазам было больно смотреть на ослепительно сверкавшее море.
Б – Он показался мне изменившим-ся, когда вернулся из поездки.
4
Б – Глазам было больно смотреть на ослепительно сверкавшее море.
В – Пока он ждал 2 часа на остановке, у него замёрзли ноги.
4
Б
1
1.9.
длинной
1
длительную
1
злыми
1
всего
16б
17б
13б
7б
2.1.
очень
1
Б
1
А, В, Д
3
А, В, Д
3
2.2.
пропал без вести
1
тогда — теперь
1
В
1
В
1
2.3.
Б
1
наверняка
1
В, Г, Д
3
В, Г, Д
3
2.4.
1 – назывное
5 – безличное
4
3
1
звёзды без числа
1
звёзды без числа
1
2.5.
16
1
6
1
всего
8б
5б
8б
8б
итого
24 балла
22 балла
21 балл
15 баллов
отметка
«5» — 23-24 б
«4» — 18-22 б
«3» — 13-17 б
«2» — 0-12 б
«5» — 21-22 б
Предложения с обособленными членами
... одного члена предложения по отношению к другому, 4) смысловая нагрузка второстепенного члена предложения. 1. Порядок слов имеет значение для обособления определений, приложений, обстоятельств. Препозитивное определение, выраженное причастием или прилагательным с пояснительными ...
«4» — 16-20 б
«3» — 12-15 б
«2» — 0-11 б
«5» — 20-21 б
«4» — 15-19 б
«3» — 11-15 б
«2» — 0-10 б
«5» — 15 б
«4» — 11-14 б
«3» — 8-10 б
«2» — 0-7 б
15