Зачем нужны знаки препинания: их роль в русском языке. Зачем нужны знаки препинания. проект

Знаки препинания нужны для создания интонации. Одно и тоже предложение можно прочитать по разному если знаки препинания разные. Например. Вася — русский. или Вася — русский! или Вася — русский? Запятые нужны для обращений. Она может сыграть очень важную роль. Пунктуация не всегда может строиться на строгих законах.

Пунктуация нужна не сама по себе (пунктуация ради пунктуации) , а для более полного понимания смысла текста. Для отображения чувств, эмоций, интонации с которыми была произнесена речь. Передать всё это на бумаге мы можем только с помощью каких-то знаков, т. е. с помощью пунктуации (знаков препинания) . Особенно много нареканий в данном смысле на запятую. Запятая играет свою главную роль — обозначает паузу в предложении.

Роль знаков препинания:

Запятая – 1.пауза в предложении. 2. для передачи правильного смысла в сложных предложениях 3.перечисление 4.выделение вводных фраз (слов) , обращений, уточнений.

Тире – 1. более длинная пауза в предложении; 2.противопоставление смысла предыдущих слов последующим; 3.замена слова (если мы не произносим слова, но имеем его ввиду) ; 4.объяснение значения того или иного понятия или явления.

Двоеточие – 1.объяснение в подробностях сказанной общей фразы. 2.перед перечислением.

Точка с запятой – 1.отделение сложных фраз, там где не подходит точка и не хватает только лишь запятой (что-то среднее между запятой и точкой – сильнее запятой и слабее точки) .

Точка – 1.более длинная пауза, чем та, которую обозначает запятая. 2.конец предыдущей мысли и начало следующей. 3.разделение слишком длинных предложений для их более лёгкого понимания (человек привык мыслить предложениями) .

Скобки круглые – 1.отвлечение от основной мысли. 2. объяснение

Кавычки – 1. цитата 2.произнесение слова, когда объект не имеет характеристик этого слова.

Три точки – 1.обозначение более длинной паузы во времени, чем точка. 2. обозначение незавершенности.

Восклицательный знак. Вопросительный знак. Восклицательный знак одновременно с вопросительным (!?).

Вопросительный знак одновременно с восклицательным (?!).

Когда известному автору дают право на авторский знак, а другим нет – это несправедливо. Вопрос в том, что человек должен ставить знаки препинания сознательно и уметь обосновать свои знаки. Если же он просто не знает и совершает ошибки – то только в этом случае можно считать это ошибками. Язык – это не догма. Учёные слишком увлекаются разбиением всего и вся на группы; классификациями. Нужно же смотреть шире и обдумывать целесообразность тех или иных правил. Знаки препинания нужны для обозначения смысла, нельзя искажать смысл ради знаков препинания.

2 стр., 755 слов

«Терпи казак — атаманом будешь»: смысл, автор слов, аргументы к высказыванию для

... цитата стала отчасти символом казачества. Терпение, выжидание, тщательная работа над собой — вот секрет успеха и мудрость атамана казацкого. «Терпи казак — атаманом будешь»: смысл фразеологизма Фразеологизм «Терпи казак — атаманом ... обратить внимание, что во фразеологизме присутствует два сильнейших слова: Человека сравнивают с казаком, символом свободы, мужества, успеха, красоты и удачи. Для ...

Что такое знаки препинания? Это символы, которые используются в тексте для его оформления. Функции этих знаков настолько важны, ведь они определяют смысл каждой фразы, а также разделяют мысли одну от другой. К тому же они эмоционально окрашивают предложение, что дает понять, чем оно закончилось: вопросительно, утвердительно или с восклицанием. Без них все мысли путаются, и может получиться неразбериха.

Точка используется для того, чтобы завершить предложение и отделить его от другого, а также для сокращения слова. Знак запятой ставится, когда речь идет о перечислении или для того, чтобы соединить части сложного предложения. Многоточие применяется для обозначения мысли, которая не закончилась или паузы.

Вопросительный знак ставится в конце предложения, сразу становится понятно, что это вопрос и на него ожидается ответ. Восклицательный знак также ставится в конце законченной мысли, передает волнение, радость или удивление, к тому же его можно поставить при обращении к кому-либо, это подчеркнет индивидуальность. Знак двоеточия применяется в пределах предложения в тот момент, когда нужно перечислить слова, а также применяется в прямой речи. Тире считается заменяющим знаком для слова «это», в прямой речи непосредственно принимает участие.

Это самые основные знаки, которые применяются при письме. Существует много других, и значение их немаловажно. Они делают текст оживленным, он сразу приобретает определенный смысл, легко воспринимается читателем. Поэтому полное отсутствие этих знаков может привести к тому, что текст можно понять не так, как должно быть или он будет казаться неясным. С легкостью можно сказать, что знаки препинания нужны, как воздух, ведь остановка в речи при разговоре – это те же самые знаки препинания, только в невидимой форме.

Сочинение по русскому языку на тему: Зачем нужны знаки препинания в русском языке?

О богатстве, невыразимой прелести и особенном очаровании русского языка сказано немало, и его вечная гармония служит идеальной основой величайшей в мире литературы, которой на протяжении долгих веков не устает восхищаться все человечество. Необычайное многообразие синонимов и эпитетов, яркость и динамика, великолепная и столь притягательная мелодичность, широчайший диапазон тончайших эмоциональных оттенков – эти черты придают русскому языку ни с чем не сравнимую индивидуальность. Но не менее значимую роль в точности и многогранности языковых конструкций играют и знаки препинания, создающие определенные смысловые акценты, и с детских лет всем известный школьный пример «Казнить нельзя помиловать» — яркое тому доказательство. Значение каждого знака препинания в русском языке поистине велико, и невозможно было бы выразить мысль либо чувство, не опираясь на помощь этих весьма существенных элементов. Так стоящая в конце предложения точка подводит итог сказанной фразе, неизменно концентрируя внимание на ее логическом окончании. Уместно поставленная точка – верная спутница лаконичности. Обширнейшим диапазоном всевозможных способов применения обладает запятая.

Она не только служит продолжением повествования, перечисления однородных объектов или действий, но и основным инструментом выделения наиболее значимых в предложении слов. Так запятой выделяются обращения, вводные слова и целые языковые конструкции, как, например, причастия и деепричастия, придающие фразам особое своеобразие и объем. Весьма полезным и умозрительным знаком препинания является и двоеточие, стоящее, как правило, во главе какого-либо перечисления, и открывающего дорогу продолжению фразы, тогда как точка с запятой служит логичным разделением данного списка. Неполными можно было бы считать языковые конструкции без знака препинания кавычки, с помощью которых открывается и завершается прямая речь либо обозначается то или иное слово либо словосочетание в сравнительном или ироничном смысле. Кавычками также выделяются цитаты и строки из других произведений. Одним из наиболее интересных знаков в русском языке считается тире. В обыденном своем применении оно служит в качестве замены глагола «есть» и отделения каждой фразы диалога. Однако зачастую тире применяется в качестве так называемого авторского знака, когда необходимо выделить и подчеркнуть ту или иную мысль, использовать подобный прием для акцентирования слова или словосочетания, а также разделения целой фразы на логические участки. Не менее значимым в художественном аспекте формирования текста является и многоточие. Поставленное в конце предложения либо целого произведения многоточие оставляет читателю простор для фантазии, оно незримым образом продолжает мысль, словно намекая на ее недосказанность и глубину. Так любой из знаков препинания оказывает полезную и совершенно незаменимую службу великому русскому языку, богатство и совершенство которого просто невозможно без использования абсолютно всех инструментов и приемов, среди которых знаки препинания играют весьма серьезную и важную роль.

5 стр., 2284 слов

Постановка знаков препинания в различных случаях. Тире (2)

... – (это) молодые нигилисты. При чтении подобных предложений вслух после знака напрашивается акцентирующая пауза. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания?» Написала : Яна Николайчук Предлагаем ... эти значения передаются интонационными средствами; в-третьих, служит цели создания эмоционально-экспрессивных качеств речи. Но употребительность тире растет. Знак начинает «захватывать» ...

Главные функции знаков препинания

Для обеспечения однозначного восприятия написанного необходимо знать, что изучает пунктуация, и для правильного ее применения важно выделить предназначение ее элементов.

  • Во-первых, использование некоторых знаков позволяет закончить смысловой фрагмент в тексте. Эту роль выполняют такие знаки, как точка, вопросительный и восклицательный знаки.
  • Во-вторых, с помощью запятой, тире и двоеточия возможно выделить конкретные, требующие особого внимания фрагменты текста.
  • В-третьих, нередкой необходимостью является применение в предложении цитат, которые обязательно должны быть заключены в кавычки. Роль разъяснения и уточнения смысла примененного в предложении термина выполняют скобки.

Тире и двоеточие как пунктуационные знаки

Не только запятые разделяют части сложных предложений. Двоеточие и тире также являются знаками препинания и выполняют определенные функции.

Когда ставится тире в предложении. Особенности этого знака

Очень часто возникает вопрос о том, ставится ли тире в том или ином случае. Как правило, данный пунктуационный знак можно встретить в бессоюзном сложном предложении, где он и выполняет роль недостающего союза.

Ситуации, когда тире ставится между частями сложного предложения:

  • противопоставление, заменяет «а» ; Не хочу учиться – хочу жениться.
  • сравнение, заменяет «словно» ; Речь льется – пение соловья.
  • время, заменяет «когда» ; Пришел домой – уже стемнело.
  • быстрая смена событий; Игрок ударяет по шайбе – еще один гол в ворота противника.
  • условие, заменяет «если» ;(Если) В книгу заглянешь – умным станешь.
  • следствие, заменяет «поэтому» ; Я уже здесь – мне нечего скрывать.

Тире как знак препинания является довольно трудным для употребления на письме.

Также следует запомнить, что перед союзом «это» всегда ставится тире, если он не стоит в начале предложения. Под такое правило попадают в основном простые единицы синтаксиса, которые включают в себя определение. Сириус – это самая яркая звезда в Солнечной системе.

Когда ставится двоеточие. Пунктуация в сложном предложении

Этот знак препинания нуждается в отдельном внимании. Очень легко запутаться и поставить его на месте тире. Узнать, где ставится двоеточие, можно благодаря следующим правилам:

  • двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения, когда можно вставить «а именно» ; Небо становилось хмурым: сползались тучи, солнце пряталось, горизонт чернел.
  • употребляется в случае дополнения первой части, заменяет «что» . Он рад: пришел его лучший друг.
  • в некоторых случаях двоеточие ставится после слов, предусматривающих вопрос; Сейчас всю семью мучило только одно: когда прекратиться этот проливной дождь?

Необходимо запомнить, когда ставится двоеточие, чтобы не путать этот знак препинания с другими.

§ 48. Прямая речь перед авторскими словами

запятая (вопросительный

То же при оформлении прямой речи с абзаца:

Лесть и трусость — самые дурные пороки,, Что ж, Наталья, про мужа не слыхать?, Скорей, скорей в город за лекарем!, Спи, внучек, спи…

Примечания:

1. После закрывающих кавычек ставится только тире (независимо от того, каким знаком препинания заканчивается прямая речь) в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится характеристика прямой речи, ее оценка и т. д. (авторская ремарка начинается словами так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает и т. п.): «Ничего не случилось» — так говорил ум; «Случилось» — так говорило сердце; «Нет ничего прекраснее этих снежных вершин» — так описывает эту местность один путешественник; «Будь внимателен и осторожен!» — вот что он сказал мне на прощание.

То же, если следует присоединительная конструкция: «Каждому овощу своё время» — эта народная мудрость передаётся из века в век.

2. Если авторские слова, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они начинаются с прописной буквы:

— Скорей, загорелась школа! — И он побежал по домам будить людей.

↑ Cодержание ↑

§ 50. Прямая речь внутри авторских слов

двоеточие,

«Да, так вот как»,

«Нынче, говорят, в университете уже мало занимаются науками»

«Хорошо бы, барин, то и то сделать»,

Примечание. Подлинные выражения, вставленные в текст в качестве элементов предложения, выделяются кавычками, но двоеточие перед ними не ставится: Это «не хочу» поразило Антона Прокофьевича (Г.); Предположение дневального, что «взводный нажрался и дрыхнет где-то в избе», всё больше собирало сторонников (Ф.); Он вспомнил пословицу «За двумя зайцами погонишьсяни одного не поймаешь» и отказался от первоначального плана; С криком «Спасайте детей!» юноша бросился в горящее здание.

Но если перед подлинным выражением имеются слова предложение, выражение, надпись и т. п., то перед ними ставится двоеточие: Над воротами возвысилась вывеска, изображающая дородного амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные…» (П.); Мимо станции проносились скорые поезда с табличками на вагонах: «МоскваВладивосток»; Разберите предложение: «Сверкнула молния, и грянул гром».

↑ Cодержание ↑

Пунктуационные знаки и их роль в тексте

Знаки препинания в русском языке выполняют несколько функций. Они заменяют интонационные паузы и выделение ключевых слов, понижение/повышение голоса, характерные для устной речи. В зависимости от назначения их можно разделить на несколько групп.

Знаки на конце предложения

Все пунктуационные знаки имеют свое определенное значение. Так, в конце предложения ставятся либо точка, либо многоточие, знаки вопросительный и восклицательный.

  • Точка нужна, если высказывание содержит какое-либо сообщение и носит повествовательный характер: «Сегодня целый день, с утра и до позднего вечера, шёл крупный снег».
  • Многоточие указывает на то, что мысль, высказанная в предложении, не закончена и требует продолжения: «Скажите, пожалуйста, вы не могли бы…».
  • Вопросительные пунктуационные знаки ставятся, если предложения содержат вопрос: «Где вы до сих пор бегаете?».
  • Восклицательный – когда в высказывании содержится побуждение к чему-либо или эмоциональная насыщенность: «Саня, как я рад тебя видеть! Иди сюда!».

Знаки внутри предложения

Внутри предложения используются свои пунктуационные знаки. Это запятая, точка с запятой, двоеточие и тире, скобки. Кроме того, есть ещё и кавычки, которые могут открывать и закрывать самостоятельного высказывание, а также находится внутри уже созданного. Запятую ставим в следующих случаях:

  • При однородных членах предложения, отделяя их друг от друга: «Снежинки над землёй кружатся мягко, плавно, размеренно».
  • Когда она служит границей простых предложений в составе сложного: «Гром грянул, и дождь хлынул сплошной стеной».
  • Пунктуационные знаки при обособлении причастных и деепричастных оборотов: «Улыбаясь, мальчик всё говорил и говорил без остановки. Собеседники его, смеявшиеся от души, были пареньком весьма довольны».
  • Если в предложении есть вводные слова или вставные конструкции: «По-моему, погода вскоре должна восстановиться».
  • При союзах «но, а, да и» и других этот пунктуационный знак препинания обязателен: «Сначала я решил отправиться на прогулку, но затем передумал».

Перечень пунктограмм, конечно, далеко не полный. Для его уточнения следует обращаться к учебникам синтаксиса.

Двоеточие проставляется по определённым правилам:

  • Оно употребляется при обобщающих словах: «Везде: по комнатам, в коридоре, даже в отдалённых уголках кладовки и кухни — сияли разноцветные огоньки гирлянд».
  • В сложных предложениях двоеточие ставится при пояснительных отношениях внутри его частей: «Мой друг не ошибся с прогнозами: на западе медленно, но верно собирались тяжёлые, низкие тучи».
  • При прямой речи также нельзя забывать об этом знаке препинания: он отделяет слова автора: «Подойдя вплотную, парень угрожающе сдвинул брови и процедил: «Может, выйдем?»».

Точка с запятой пишутся, если предложение сложное, бессоюзное, и между его частями нет тесной связи или внутри каждой части есть свои знаки препинания: «Между тем стемнело; в домах тут и там замелькали огоньки, из труб потянулись струйки дыма, запахло готовящейся снедью».

Тире также ставится в бессоюзных предложениях или же если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным при наличии частицы «это» и т.д.: «Весна – это блеск солнца, синева неба, радостное пробуждение природы».

У каждой пунктограммы есть целый ряд нюансов и уточнений, поэтому для грамотного письма обязательно нужно регулярно работать со справочной литературой.

Теоретические основы

Как и с употреблением других орфограмм в русском языке, необходимо сначала ознакомиться с теорией. Только зная правила, можно грамотно употреблять пунктуационные знаки в структуре предложения.

Понятие знаков препинания. Принципы пунктуации

Пунктуация в предложении обусловлена необходимостью логической завершенности, которая придает смысл. Для начала необходимо разобраться с определением этого термина.

В толовых словарях можно встретить совершенно различную интерпретацию понятия пунктуации. Ожегов в своем словаре дает следующее простое определение:

«Правила расстановки знаков препинания».

А вот Литературная энциклопедия по-другому рассматривает данное понятие:

«Правила употребления дополнительных письменных знаков, служащих для обозначения ритмики и мелодики фразы».

Иными словами, пунктуация в предложении – это часть грамматики, которая рассматривает верную постановку знаков препинания в единице синтаксиса. Правильная пунктуация является залогом того, что слушатель или читатель правильно воспримет информацию.

Знаменитая фраза из всем известного мультфильма звучит так:

Казнить нельзя помиловать.

Хотя бы раз в жизни каждому приходилось сталкиваться с этой фразой. Она наглядно показывает, как важна пунктуация, а именно запятая, поставленная в нужном месте.

Если запятую поставить после «казнить», то это несет за собой необходимость совершить это действие, ведь тогда получится, что помиловать нельзя. Если же этот знак препинания перенести после слова «нельзя», то никого не казнят. В этом своеобразное волшебство правил русской пунктуации.

Правила пунктуации. Особенности расстановки знаков препинания

Орфография и пунктуация – самые большие разделы русского языка, и при этом самые трудные. Но если разобраться во всем детально, то правила окажутся довольно простыми. Существуют определенные основы пунктуации в предложениях, которые в свою очередь делятся на несколько группировок:

  • расстановка знаков внутри простого предложения;
  • запятые между частями сложного предложения;
  • пунктуация в конце единицы синтаксиса;
  • расстановка знаков в прямой речи;
  • между однородными членами предложения;
  • в единицах с обособленными членами.

Для каждого отдельного случая существуют свои теоретические установки. Есть определенный перечень знаков, которые употребляются на письме. Чтобы проследить за тем, какая бывает пунктуация, рассмотрим следующую схему:

На этой схеме можно увидеть, чем может быть выражена интонационная выразительность. Пунктуация в сложном предложении является самой сложной и разветвленной, может содержать все вышеперечисленные знаки препинания.

Часто встречаемые ошибки пунктуации

Бывают ситуации, когда в расстановке знаков препинания ошибаются чаще, чем в правописании орфограмм. Это происходит из-за незнания синтаксических правил.

Самые распространенные ошибки в предложениях с разными видами пунктуации:

  • не обособляются причастные и деепричастные обороты;
  • пропуск запятых между однородными членами предложения;
  • нет обозначения обобщенного слова;
  • неправильное построение прямой речи;
  • пропуск запятых между частями предложения.

Это перечень тех моментов, которые предусматривают исправление пунктуации. Поэтому каждый должен проверить написанное предложение на предмет ошибок и недочетов, прежде чем его увидят другие читатели. Проверка пунктуации является основой синтаксиса.

Роль пунктуации

Пунктуация в теории имеет несколько основных направлений. Люди, являющиеся приверженцами логического направления, придерживаются мнения о том, что главная роль пунктуации заключается в определении смысла в письменности, что именно это является важным моментом для точного восприятия текста.

Что касается синтаксического направления, то одно из основных назначений пунктуации — разбиение с помощью знаков препинания текста на предложения, а предложений — на словосочетания. Такая функция знаков позволяет сделать текст достаточно наглядным и логичным. В интонационном направлении сторонники выделяют особую роль теории, которая определяет свое назначение знаков препинания. Оно заключается в создании определенной интонации, благодаря которой облегчается устное понимание и прочтение текста.

Чтобы правильно интерпретировать любой текст, важно точно подобрать знаки препинания, цель которых будет ориентирована на выполнение поставленной задачи. Кроме определенных правил пунктуации, являющихся обязательными в написании текстов, есть и свободные, авторские способы использования знаков препинания.

§ 52. Абзацы при прямой речи

§ 52.1

с абзаца:

Ухватился за шест, велел Дине держать и полез. Раза два он обрывался, — колодка мешала. Поддержал его Костылин, — выбрался кое-как наверх. Дина его тянет ручонками за рубаху, изо всех сил, сама смеётся.

Взял Жилин шест и говорит:

Снеси на место, Дина, а то хватятся,

Но если предложение, вводящее прямую речь, начинается присоединительным союзом и, но и т. п., то оно в отдельный абзац не выделяется:

спросил Пахом, о чём спорят. И сказал переводчик:

  • Говорят одни, что надо об земле старшину спросить, а без него нельзя. А другие говорят, и без него можно (Л.Т.).

↑ Cодержание ↑

§ 52.2

в новый абзац

— Ну, я очень рада, — сказала жена, — так теперь ты, смотри ж, принимай аккуратно лекарство. Дай рецепт, я пошлю Герасима в аптеку. — И она пошла одеваться.

Он не переводил дыхания, пока она была в комнате, и тяжело вздохнул, когда она вышла

Но если текст от автора синтаксически связан с предложением, вводящим прямую речь (соединительным или присоединительным союзом), то он в новый абзац не выделяется:

  • Когда? — воскликнули многие. И между тем глаза их недоверчиво устремлены были на горбача, который, с минуту помолчав, встал, оседлал свою лошадь, надел рог, — и выехал со двора (Л.).

↑ Cодержание ↑

§ 52.3

Текст автора, не относящийся к говорящему лицу и непосредственно следующий за прямой речью, начинается с абзаца :

Он покраснел до ушей и надулся

↑ Cодержание ↑

§ 52.4

Если между двумя репликами одного и того же говорящего лица находится текст от автора, то ни этот текст, ни последующая прямая речь в отдельные абзацы обычно не выделяются:

Он немного подумал и добавил:

в абзацы:

Он неторопливо подошёл к доске, взял мел и написал что-то новое для нас.

  • Вот это и есть другой вариант, — сказал он.

В стихотворных текстах также различаются случаи, когда прямая речь, прерванная авторскими словами (ремаркой), является продолжением предыдущей или когда между двумя репликами того же лица описывается его действие: в первом случае тире ставится справа, в конце строки, во втором — слева, в начале строки (как бы абзац): Ты много требуешь, Эмилия! — (Молчание.) Кто бы мог подумать, что такой глупец, Такой бесчувственный… нудна природа!.. (Л.) Подлец, и я вас здесь отмечу, Чтоб каждый почитал обидой с вами встречу.

(Бросает ему карты в лицо. Князь так поражён, что не знает, что делать.) — Теперь мы квиты (Л.).

В стихах после прямой речи, кончающейся перед пробелом, тире не ставится.

↑ Cодержание ↑

§ 52.5

с абзацев и в кавычках,

…Путешественник начал свой рассказ:

  • Это было в самый разгар нашего похода. Подошёл ко мне проводник и говорит:

«Придётся на некоторое время задержаться». «Почему? Что-нибудь случилось?»

  • А действительно что-нибудь случилось? — не выдержал один из слушавших путешественника.
  • Сейчас скажу.

Другой вариант: слова происходившего ранее диалога даются в подбор к словам и говорит, между фразами, заключенными в кавычки, ставится тире:

…Путешественник начал свой рассказ:

«Придётся на некоторые время задержаться». — «Почему? Что-нибудь случилось?»

  • А действительно что-нибудь случилось? — не выдержал один из слушавших путешественника.
  • Сейчас скажу.

Если слушатель не перебивает рассказчика, то диалог, приводимый в рассказе, можно оформить тоже двояким способом: или посредством тире с абзацев, или в подбор, причем в этом случае реплики заключаются в кавычки и разделяются знаком тире. Ср.:

а) …Путешественник начал свой рассказ:

— Это было в самый разгар нашего похода. Подошёл ко мне проводник и говорит:

Придётся на некоторое время задержаться., Почему? Что-нибудь случилось?, В горах произошёл обвал., Имеются какие-нибудь неприятные последствия?, Подробности выясню. Но уже сейчас известно, что есть жертвы.

б) …Путешественник начал свой рассказ:

— Это было в самый разгар нашего похода. Подошёл ко мне провод ник и говорит: «Придётся на некоторое время задержаться». — «Почему? Что-нибудь случилось?» — «В горах произошёл обвал». — «Имеются какие-нибудь неприятные последствия?» — «Подробности выясню. Но уже сейчас известно, что есть жертвы».

Присутствующие внимательно слушали рассказ путешественника.

Если диалог, приводимый в реплике, сопровождается авторскими словами, то он дается в подбор и выделяется кавычками:

«За кем вы здесь волочитесь?»

↑ Cодержание ↑

§ 52.6

Если прямая речь, передающая невысказанные мысли, дается после авторских слов, то она не выделяется с абзаца:

А нет ли здесь какого-нибудь подвоха?

с абзаца;

  • а) Всё шло спокойно.

«А нет ли здесь, — подумал он, — какого-нибудь подвоха?»

б) Всё шло спокойно.

«А нет ли здесь какого-нибудь подвоха?» — подумал он.

↑ Cодержание ↑

§ 52.7

Если передается длинный рассказ со многими абзацами, то тире ставится только перед первым абзацем (ни перед промежуточными абзацами, ни перед последним тире не ставится):

  • Работа нашей экспедиции проходила так, — начал свой рассказ учёный-геолог. — Был разработан подробный план, намечены маршруты.. [Продолжает рассказ.]

Таковы предварительные результаты экспедиции.