Значение пересказа в развитии ребенка
Дар слова — важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. В формировании связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие мышления, восприятия, наблюдаемости. Чтобы хорошо, связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Но связная речь, а не процесс мышления, не размышления, не думанные вслух. Поэтому для достижения связной речи необходимо уметь не только отображать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать для этого языковые средства. Особенности развития мышления во многом определяет особенности детского словаря. Действительное и образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих название предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает освоение детьми элементарных понятий.
Связная логическая речь-это производная, преднамеренная речь: говорящий выбирает языковые средства — слова и грамматические конструкции, чтобы точно высказать суждения, мысли и выразить свои чувства — отношения к предметам повествования. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи. Запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы — на темы из личного опыта на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирования связанной речи детей.
Существует несколько понятий пересказа .
Пересказ — первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей.
Пересказ — воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи.
Методика работы над связной речью (обучение пересказу, , изложению)
... рассказа. Подробный пересказ 1-2 фрагментов. Составление плана. Сжатый пересказ по плану. Запись текста изложения. Самопроверка. Творческое может включать дополнение, элементы сочинения, ... зарисовки, сообщение о себе. Во 2 классе дети учатся работать над текстом самос-но. Коллективная ... для всех темой, и индивидуальные. По типу речи можно назвать повествования, описания, рассуждения, но более ...
Пересказ — э то творческое воспроизведение литературного текста.
Пересказ — связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения.
Пересказ — сравнительно легкая речевая деятельность. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-воспитателя (словарь, синтаксические конструкции, композиция, выразительность).
Конечно, в пересказе ребенка присутствуют элементы творчества,— это не передача текста наизусть, не механическое заучивание. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям. В детском саду практикуется в основном подробный или близкий к тексту пересказ, но возможны и такие варианты, как пересказ с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица и наоборот), пересказ фрагментов (в дидактических играх), пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона и т. п.), инсценированный пересказ (с игрушками, силуэтами, детьми, «актерами») — Бородич.
На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы композиции и языка учат ребенка четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т.е. развивают его речевые умения.
Пересказ способствует всестороннему развитию речи, накапливается и закрепляется словарь, происходит усвоение грамматического строя речи, развивается память.
Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления. В период дошкольного возраста в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки детей приобретают в общении с окружающим. По мере того как ребёнок растёт, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечёт за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.
Умение пересказывать представляет собой самостоятельное сложное умение, очень нужное в жизни, но которым не в одинаковой степени владеют даже взрослые люди. Этому умению надо учить, начиная с раннего возраста.
Для ребенка-дошкольника пересказ заключается в устной передаче прослушанного им произведения, в сохранении основного содержания, последовательности событий и некоторых сторон языка произведения.
Методика работы с одаренными детьми на факультативных занятиях по литературе
... детьми на факультативных занятиях по литературе. Поставленная цель определила необходимость решения следующего комплекса задач: определить понятие «одаренный ребенок»; -обозначить критерии отнесения ребенка к группе «одаренных детей»; -обозначить особенности выявления литературной одаренности детей; ... детей начинается в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, ...
Говоря о специфике занятий по обучению пересказыванию, нельзя забывать о значении этих занятий для всестороннего воспитания детей в детском саду. Остановимся на существенном значении данных занятий для умственного, нравственного, эстетического воспитания, чтобы при их построении предусмотреть все возможности использования богатого содержания этих занятий.
Занятия по обучению пересказыванию способствуют решению всех задач умственного воспитания. Чтение и последующее детальное осмысливание текста содействуют закреплению знаний о жизни детей в детском саду, о явлениях природы, о животных, их величине, повадках (например: «Идет медведь, хворост ломает, кусты к земле пригибает») и т. п. Эти занятия содействуют развитию произвольного внимания, памяти, воображения, так как вопросы, разъяснения, напоминания воспитателя побуждают детей укреплять свою память, внимание и т. д. Пересказ представляет широкое поле для активной работы мышления — ведь ребенку при пересказе надо сопоставлять, сравнивать, делать выводы (лиса — самая хитрая); соблюдать логичность в изложении (старуха поскребла, помела, замесила, изжарила; колобок покатился с окна на лавку, с лавки на пол, по столу к двери и т. д.), осознать связь между событиями.
Велико влияние пересказывания на речь детей: на данных занятиях развивается умение слушать и понимать литературный текст; говорить связно, последовательно; формируется грамматическая правильность речи, так как дети подражают совершенным образцам; обогащается пассивный словарь детей (из контекста им понятны такие слова, как аукаться, завалинка, закоулочки и др.) и закрепляются, активизируются более употребительные выразительные слова (румяненький, хорошенький, безвредный, помощники, мордочка и т. п.).
Одновременно воспитатель формирует звуковую культуру речи детей.
Очевидно значение этих занятий для нравственного воспитания. В результате осознания поведения литературных героев создается правильное отношение к нравственным различным качествам, умение их выделить: радушие, дружелюбие («Теремок»), хитрость, жестокость, трусость и смелость («Заюшкина избушка»), смелость, смекалка («Медведь и девочка»); правильно оценивается собственное поведение: умение дружно играть, не спорить, не захватывать игрушки («Спор» Л. Н. Толстого, «Разве так играют?» Н. Калининой), тщательность и организованность в выполнении заданий («Помощники» Н. Калининой).
В результате указаний и замечаний воспитателя, его отношения к пересказам детей у них вырабатываются такие черты поведения, как выдержка, общительность, тактичность по отношению к товарищам. Благодаря использованию для пересказывания высокохудожественных произведений у детей развиваются эстетические восприятия и чувства. В связи с этим следует напомнить о большом значении выразительного чтения воспитателя, который должен сохранить и передать в своем исполнении всю прелесть произведения.
Дети учатся понимать художественное произведение как произведение искусства, отражающее настоящую, реальную действительность. Эти занятия чрезвычайно важны также для развития собственного исполнительного навыка выразительного чтения у детей. Таким образом, перед каждым занятием по пересказу воспитатель должен глубоко продумать его познавательное и воспитательное значение.
Задачи и содержание работы .
В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности и свой репертуар в соответствии с программными требованиями.
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения. Перед взрослым стоят две задачи:
научить детей сначала воспринимать текст, читаемый ему, а затем рассказ самого ребенка.
Обучение пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе («Колобок», «Теремок», «Репка»).
Наиболее эффективным приемом обучения пересказу является, прием когда дети включаются в повторный рассказ взрослого, повторяя одно, два слова или целое предложение.
Если ребенок запомнит начало сказки, то он сможет пересказать ее самостоятельно. На этой ступени пересказывания вопросы детям лучше не задавать, а напоминать сам текст, тогда ребенок лучше воспроизводит содержание сказки. После пересказа сказки можно переходить к пересказу коротких рассказов. Образцом таких рассказов являются лаконичные рассказы Л.Н. Толстого. Хорошие результаты в обучении малышей пересказу дает индивидуальная работа, которая проводится в утренние или в вечерние часы. Во 2-ой младшей группе воспитатель учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводить их к воспроизведению текста.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
В этот возрастной период решаются более сложные задачи: детей учат не только рассказывать короткие, хорошо известные сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствия тексту. Произведения для пересказа отличаются большим разнообразием по тематике, содержанию и форме. Мораль в произведении может быть уже скрытой. Широко используется совместный пересказ взрослого и ребенка. Помощь взрослого заключается в напоминании фразы, подсказке забытого слова.
Важным методическим приемом является оценка детского пересказа.
Занятия по пересказу включаются со средней группы детского сада.
В средней группе дети должны овладевать правильным произношением всех звуков родной речи, совершенствуется их логическая речь, формируются навыки пересказывания и составных рассказов. Со средней группы включаются занятия по пересказу. Обучение пересказыванию вводиться с декабря- января, но если у всех детей грамотная речь развита хорошо, занятия можно начинать хорошо.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
В этом возрасте выдвигаются новые задачи: уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание рассказа или сказки без помощи взрослого, близко к тексту,Ю используя авторские слова и выражения. Предлагаются более сложные, длинные произведения, подводят к пересказу описательных текстов (рассказы Толстого, Ушинского, Пришвина, Бианки, Скребицкого — описательные тексты.
В старшей группе совершенствуется развитие связной речи.
В подготовительной группе воспитатель развивает отношение к устной речи как языковой действительности: он подводит их к звуковому анализу слов.
Большое значение для развития речи детей всех возрастных групп имеет ознакомление с художественной литературой. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывать прочитанное воспитателем, выразительно читать стихотворения. К 7 годам ребёнок должен овладеть диалогической и монологической речью.
Задачи обучения пересказыванию в старшей группе: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя: передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствующих с переживанием действующих лиц; излагать содержание близко к тексту, использовать авторские слова и выражения.
В подготовительной группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, неизученные детали в старшей группе.
Дети продолжают учится излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений. Совершенствуется умение детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок.
Повышается самостоятельность детей: они учатся пересказывать сказки и рассказы без помощи вопросов воспитателя.
Сравнительный анализ “ Программы воспитания и обучения в детском саду ”, программы “Детство” и программы “Радуга”.
Детство |
Радуга |
Программа воспитания и обучения в детском саду |
В программе “Детство” очень хорошо видно значение речи и книги для развития ребёнка, почти в каждом разделе большое значение выделяют развитию словаря, а именно речи. В программе “Детство”, также как и в “Программе” чётко ставятся задачи развития связной речи задачи немного усложнены. В вариативной программе развития и воспитания в детском саду «Детство» выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей и ознакомлению с художественной литературой: «Развиваем речь детей», «Ребенок и книга». Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи. Программу отличает то, что в конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. |
Она не расписана по возрастам групп детского сада. Вариативная программа «Радуга» учитывает современные требования к речевому развитию детей, выделяются общепринятые разделы работы по развитию речи: звуковая культура речи, словарная работа, грамматический строй речи, связная речь, художественная литература. Одним из важнейших средств развития дошкольников является содержание развивающей речевой среды. Большое место отводится развитию диалогической речи посредствам общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и специальных занятиях. Тщательно подбирается литературный репертуар для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть. |
-учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном; -правильно отражать в речи воспринятое; -рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекавшись от темы; -приучать дошкольников рассказывать не торопясь; -помогать или находить нужные слова, выражения; -поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств:; -развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно. |
Приемы обучения пересказу
Разберем основные приемы .
Ряд приемов носит установочный характер — они готовят детей к предстоящему выразительному пересказу. Большую часть этих приемов используют при разборе произведения в подготовительной беседе, по по мере надобности они имеют место и по ходу занятия, между детскими пересказами.
Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз.
В процессе беседы используются вопросы к детям, в том числе о выразительности речи (Ласково или грубо говорит Вася? Какое слово в этом предложении самое главное? И т. п.), а также объяснения, указания. Значительное место занимают упражнения — индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др. Возможны обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала — все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.
Воспитатель, объясняя педагогам назначение установочных приемов, должен предостеречь их от бытующей ошибки: не следует в подготовительной беседе досконально (иногда даже по каждой фразе) разбирать текст, задавать детям излишне много вопросов, требующих только простого припоминания содержания. Беседа должна ориентировать детей на правильность их предстоящих выступлений, она сравнительно кратковременна.
Другая группа приемов имеет тренировочную и оценочную направленность, их применяют с целью обеспечить полное воспроизведение детьми текста.
Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз).
Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.
Между пересказами, если их качество невысоко, так же как и в беседе, используют указания, упражнения. В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.), применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.
Активную обучающую роль играет оценка пересказа педагогом. Наиболее развернуто анализируют первый и второй пересказы, хотя и в этом случае отмечают немногие (1—2) качества положительного характера. Иногда педагог сравнивает два последовательно прозвучавших пересказа, привлекая к оценке детей.
Очень полезно предлагать некоторым детям исправить, улучшить пересказ, повторив по-новому реплику, концовку или небольшой, неудавшийся им отрывок. Иногда вместо оценки хорош оценочный вопрос (ко всей группе или к рассказчику): не кажется ли вам, что рассказывать надо было веселее? Достаточно ли прозвучала у Юры в конце пересказа гордость за нашу Советскую Армию?
Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется…», «Я советую Сереже…», «А может быть, лучше…»
Среди других словесных приемов, конечно, используются и вопросы, но меньше, чем в установочной части занятия. Лучшее место вопроса — после пересказа.
Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).
Активизируют детей хоровые проговаривания коротких реплик. Например, в пересказе рассказа «Для всех» Л. Пестина роли Иринки и Васи могут исполнять все девочки и все мальчики группы. Поскольку предварительно проводилась достаточная работа по поиску и закреплению детьми выразительных средств передачи этих реплик, то в негромких хоровых повторениях (совместно с воспитателем) дети сохраняют индивидуальность речи.
Как прием на некоторых занятиях после словесных пересказов может быть использована игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов.
В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.
Приемы, которые способствуют лучшему пониманию и запоминанию произведения:
-Выполнение двух — четырех заявок детей. Уточнив, понравился ли рассказ (сказка и др.), воспитатель предлагает назвать отрывки, которые детям хотелось бы послушать еще раз. Тотчас зачитывает их, а некоторые фразы предлагает повторить всем вместе. Это облегчает запоминание, активизирует внимание маленьких слушателей.
-Выяснение педагогом (с помощью вопросов), что нового и интересного дети узнали из произведения.
-Придумывание детьми названия сказки (рассказа).
Педагог знакомит воспитанников с произведением, опустив название. Просит придумать его самим. Этот прием — новый для данной возрастной группы. Он помогает выяснить, как дети поняли тему произведения, облегчает им ориентировку в текстовом материале, обеспечивая не только быстрое восприятие, но и проникновение в суть речевых высказываний («Я заметила слово, — говорит воспитатель,— которое постоянно использует курочка, обращаясь к петушку. А вы?» — «Обожди», — вспоминают дети. «А сказка как называется?» — уточняет педагог. «Обожди, умей обождать», — подсказывают ребята и радуются своей догадке: «Можно назвать сказку словами, которые в ней часто встречаются»).
-Придумывание детьми сравнений на заданную воспитателем тему («Мы произносим «ррррр»,— говорит педагог.— С чем можно сравнить эти рокочущие звуки?» — «Рычит тигр, тарахтит мотор, подпрыгивают колеса деревянной тележки, когда она быстро катится»,— перечисляют дети. «А вот в рассказе, который я вам сегодня прочту, про «р» сказано совсем необычно. Послушайте: «Словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается»,— завершает разговор воспитатель. И предлагает: «Повторите, как сказано?» Затем читает рассказ «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» Е. Чарушина).
-Вопросы, побуждающие ребенка припомнить отдельные факты, сопоставить их. Поиски ответа активизируют и мысль, и речь, а главное, поддерживают устойчивый интерес к произведению («Долго ли снежный колобок дожидался Алешу?» — интересуется воспитатель. «Долго,— отвечают дети.— Даже растаял!» — «Ну, а все-таки, как долго?» — настаивает педагог на более точном ответе. «Ребята разделись, пообедали, спать легли, встали»,— вспоминают дети. «Стало быть, день и ночь прошли?» — «Да»,—соглашаются одни. «Нет, дело было днем, после обеда и дневного сна»,— возражают другие.— Н. Калинина. «Про снежный колобок»).
Структура занятия по пересказу
Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребёнка то есть самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и слово- произношения. Воспитатель совершенствует все стороны речи ребёнка- лексическую, грамматическую, фонетическую.
Построение занятия определяется разнообразием его задач. Очевидно, вначале нужно помочь детям понять и запомнить текст. Исследования З. М. Истоминой и других психологов показали, что осмысление материала, установление мысленных логических связей облегчают запоминание и сохранение текста в памяти. И если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующих целей, так как они еще не вполне готовы к этому виду деятельности, то «старшие дети уже владеют умением принимать задачу — запомнить и припомнить, а многие из них используют те или иные мнемические приемы в разных видах деятельности». В связи с этим нужно предоставить детям время для подготовки к дальнейшему пересказу, к активному овладению содержанием, словарем, выразительной формой устной передачи текста. А затем уже идет этап руководства речевой деятельностью при воспроизведении монолога.
Итак, занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:
1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.
3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
4. Подготовительная беседа (разбор произведения).
Требования.
Произведения для пересказа. Существуют определенные требования к тексту для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке нужные нашему обществу черты личности. Тексты подбирают, доступные маленьким детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию.
Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными.
Произведения следует подбирать сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.
Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям словарем, короткими, четкими фразами, отсутствием сложных грамматических форм. Еще ряд обязательных требований к языку произведения — выразительность, наличие богатых и точных определений, сравнений, свежесть; желательно также наличие несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.
Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру, их подбирают с учетом особенностей детского внимания в памяти. В этой связи методисту следует предостеречь воспитателей от ошибки, которую те иногда допускают,— список сказок, рекомендованный программой для рассказывания детям, используется ими для рассказывания детьми (хотя там упомянуты обширные произведения, сложные по содержанию и композиции).
В средней группе на первых занятиях можно использовать много раз читанные детям русские, народные сказки «Теремок», «Козлятки и волк» (с элементами настольного театра), «Кто сказал «мяу?» В. Сутеева (отрывки), а далее — впервые прочитанные рассказы Л. Н. Толстого, состоящие из нескольких предложений («Сел дед пить чай»), и других писателей, а также произведения, подобранные В. В. Гербовой. Для старшей и подготовительной к школе групп подбор текстов дан в «Хрестоматии для детей старшего дошкольного возраста» (М., 1976, 1981).
В подготовительной к школе группе можно предлагать детям более сложные по форме бессюжетные, описательные произведения («Кот Васька» К. Д. Ушинского, «Разлились реки» Г. Скребицкого), а также рассказы-миниатюры или отрывки из произведений о природе поэтического характера («Зеленые бабочки» Н. Сладкова и др.).
Подбирая произведения для пересказа необходимо учитывать следующие требования к ним:
— высокую художественную ценность;
-идейную направленность;
-динамичность;
-лаконичность;
-образность изложения;
-чёткость;
-последовательность;
-развёртывания действия;
-занимательность содержания;
-доступность содержания литературного произведения;
-объем.
Этим требованиям соответствует, например, народные сказки; небольшие рассказы
Н.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, М.Пришвина и В.Бианки, Е.Пермяка,
Н.Копниной.
Литературно-художественный материал, предлагаемый для пересказа, усложняется, возрастает и качество текстов.
Произведения нужно подбирать сюжетные с чёткой позицией, с последовательными действиями.
Язык произведений должен быть образцовый, с доступным детям словарём, короткими, чёткими фразами без сложных грамматических форм.
Обязательное требование к языку произведения:
-выразительность;
-наличие богатых и точных определений;
-свежесть языка;
-включение несложных форм прямой речи.
Произведения для пересказа берутся в книге “Программное воспитание и обучение в детском саду” по возрастным группам.
Практическая часть.
Занятие по пересказу рассказа К. Д. Ушинского «Гуси».
Цель: учить детей пересказывать ранее незнакомый рассказ, добиваясь передачи его содержания без пропусков и искажений; поощрять использование авторских слов и словосочетаний; побуждать к выразительной речи.
Вышла хозяюшка и манит гусей домой: «Теги-теги-теги! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!» А гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили, крыльями машут, носы раскрывают: «Га-га-га! Не хотим мы домой идти! Нам и здесь хорошо».
Видит хозяйка, что добром от гусей ничего не добьешься: взяла длинную хворостину и погнала их домой.
Эффективность занятия значительно повысится, если за несколько дней до его проведения дети с помощью воспитателя внимательно рассмотрят соответствующую картину, например «Гуси и утки» (из серии «Домашние животные». Автор С. Веретенникова).
Влияние картины на качество детских пересказов усилится, если воспитатель введет в описание ее слова и словосочетания из рассказа, а также побудит детей использовать этот словесный материал в их речи. Например: «Гуси шеи длинные вытянули; гусь крыльями машет, нос раскрывает» и т. д. В процессе рассматривания можно рассказать детям о том, как подзывают гусей, или предложить путем игровой имитации воспроизвести гоготание этих птиц и т. п. Безусловно, после такой подготовки дети более полно и живо воспримут, а затем и воспроизведут рассказ.
Ход занятия.
Начиная занятие, педагог напоминает детям о картине и предлагает послушать рассказ «Гуси». Затем он неторопливо и выразительно, с выделением абзацев, с логическими ударениями читает текст. Такое чтение активизирует мысль и воображение ребенка, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения.
После чтения проводится краткая беседа, в ходе которой воспитатель задает три вопроса.
Первый вопрос — «Как хозяюшка манила гусей домой, как звала их?» — позволяет упражнять детей в интонационно выразительной передаче прямой речи (например, педагог предлагает ребенку говорить громче, чтобы гуси могли услышать, произнести слова с лаской в голосе — ведь хозяйка ласково зовет гусей, по-доброму просит их идти домой и т.п.).
Второй вопрос — «А что гуси сделали в ответ на слова хозяюшки?» — побуждает детей пересказывать близко к тексту, оперируя при этом преимущественно авторской речью с ее словарем, строем и темпом. Здесь уместно прибегнуть и к выборочному чтению абзаца. Это еще раз сосредоточит внимание детей на описании и предотвратит пропуск в пересказах.
Третий вопрос — «Что сделала хозяйка, чтобы гусей домой погнать?» — сопровождается указанием воспитателя: «Припомните конец рассказа». Для того чтобы ответить на этот вопрос, дети должны не только воспроизвести содержание заключительной части рассказа, но и вспомнить все, что было усвоено раньше (педагог при этом дополняет и уточняет высказывания дошкольников).
В конце беседы можно посоветовать детям повторить рассказ дома и поинтересоваться, кому они будут рассказывать.
Затем воспитатель читает текст еще раз и говорит: «Послушаем, как рассказывает Аня (Юра, Витя)». Если ребенку трудно начать пересказ, воспитатель сам произносит первую фразу, причем с такой интонацией, которая побуждает малыша включиться в пересказывание. В том случае, если ребенок, изложив первую часть рассказа, затрудняется перейти к следующей, педагог вновь помогает ему.
По окончании пересказа педагог отмечает, с чем ребенок справился хорошо, а что надо улучшить. При этом он дает конкретные советы, например предлагает рассказчику произнести ту или иную фразу громче или ласковее, выговорить то или иное слово отчетливее и т. п. Следуя его указаниям, ребенок упражняется в речевых навыках и умениях. Такого рода конкретные требования хорошо усваиваются не только рассказчиком, но и остальными детьми, что значительно влияет на качество последующих пересказов.
Занятие в младшей группе по пересказу русской народной сказки «Репка».
Цель: учить детей пересказывать знакомую сказку полно и последовательно, используя сказочные повторы; побуждать дошкольников рассказывать выразительно, прибегая к изменению интонации, темпа речи, высоты голоса.
Ход занятия.
В начале занятия воспитатель напоминает детям их любимую сказку и спрашивает, кто из ребят сам рассказывал «Репку» (брату, сестре, маме или бабушке).
После такой предварительной беседы педагог читает сказку и затем, выдержав небольшую паузу, обращается к детям с вопросом «Кто помог деду вытянуть из земли репку?». (Воспитатель добивается, чтобы в ответах малышей сохранялась нужная последовательность появления персонажей.)
Далее педагог предлагает кому-либо из детей повторить сказку вместе с ним.
В ходе пересказа он помогает ребенку — сам начинает сказку, подсказывает нужное слово, исправляет речевые ошибки. По окончании пересказа воспитатель оценивает речевые действия малыша, например: «Коля (Наташа, Костя) сумел сам припомнить всю сказку, рассказывал не торопясь, радостно произнес слова «Вытянули репку!» и т. п. Затем еще двое-трое ребят пересказывают «Репку».
В конце занятия можно предложить детям сыграть сказку — показать, как дед тянул репку, как ему помогала бабка и т. д. Педагог сопровождает действия детей чтением текста.
После занятия воспитатель выставляет в уголке книги иллюстрированное издание «Репки», чтобы дети в любое время могли рассматривать рисунки.
Пересказ рассказа Я.Тайца «Поезд» в старшей группе.
Цель: Формировать элементарные представления о разных жанрах художественной литературы (рассказ, сказка).
Формировать умение понимать содержание рассказа, впервые прочитанного на занятии. Формировать умение пересказывать рассказ совместно с воспитателем. Упражнять в подборе орудий труда для людей разных профессий. Закрепить в речи названия профессий. Воспитывать умение быть внимательным при выполнении задания.
Материал: иллюстрации к рассказу; карточки с изображением людей разных профессий и их орудий труда (Повар: половник, кастрюля; продавец: весы, калькулятор; кондуктор: сумка, билеты; шофёр: машина, руль; машинист: паровоз, панель управления или рация).
Ход:
1. Рассказ воспитателя о жанрах художественной литературы.
Ребята, что такое рассказ? (Ответы детей).
Рассказ сочиняет писатель. У рассказа обязательно есть автор. Сказки придумывает народ. В рассказе говорится о реальных событиях, о том, что может быть в жизни на самом деле. А в сказках рассказывается о вымышленных событиях. В сказке много фантазии, вымысла.
2. Чтение, рассматривание иллюстраций к рассказу.
Как вы думаете то произведение, которое я прочитала, можно назвать рассказом или сказкой? (Ответы детей).
Почему?
3. Беседа по содержанию рассказа.
Назовите имена детей, кто катается на санках. У кого нет санок? Как у папы получился поезд из санок? Кто был машинистом? Что он кричал? Кто был кондуктором? Что она кричала? Кем был папа? Что он кричал?
4. Пересказ рассказа.
Мы будем пересказывать рассказ, который называется «Поезд». Я буду начинать предложение, а вы все вместе его заканчивать. Везде … (снег).
У Маши … (санки).
У Миши … (санки) и т.д.
(После хорового совместного рассказывания, воспитатель предлагает детям пересказывать рассказ по одному, но совместно с воспитателем, если это понадобится).
5. Д/игра «Кому что нужно для работы».
Перед вами карточки с изображением людей разных профессий, а также карточки с изображением предметов, которые нужны им для работы. Посмотрите внимательно: карточки с изображением людей лежат одна под другой, карточки с изображением орудий труда — в стороне, в беспорядке. Вы по очереди будете брать маленькие карточки, называть, что изображено на картинке и кому нужен этот предмет. Например: «Это половник. Он нужен повару».
Литература.
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/obuchenie-doshkolnikov-pereskazu-literaturnyih-proizvedeniy/
- Бородич А. М. Методика развития речи Москва 1981 год.
- Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду
- Леушина А. М. Значение пересказа в развитии связной речи дошкольников.