Федор Тютчев, как и большинство поэтов, прекрасно чувствовал природу, её взаимодействие с человеком. Однако каждый поэт вносит свой оттенок в картину «взаимоотношений» природы и человека.
У Федора Ивановича достаточно много стихов на эту тему. Пожалуй, самое известное, это – «Душа хотела б…». Эта «героиня», как часть самого человека, хотела бы стать частью природы. Но светить не, как полагается, ночью, а днём, чтоб её видели все. Почти солнцем она собирается стать! То есть она б нарушила законы природы – стало б два солнца. Но это, конечно, лишь мечта души, как и мечта человека – «улучшить» природу. Сам поэт, по-моему, тут иронизирует.
Тютчев практически боготворит природу, так её красиво описывает. Вот в «Святых горах» он называет ночь «обаятельной тайной». Для него природа точно храм, в этом стихотворении горы слышат псалмы, утёс чудесный крест держит высоко. Получается, что гармонична природа и духовна!
В стихотворении «Могила Наполеона» речь, вообще могла не идти о природе, но тут практически только о ней и речь. Весна тут сравнивается опять с душой, но это душа не человека, а как бы природы. И ещё она всё оживляет. Показано пробуждение местности, красота её. И тут идёт сравнение с героем былых лет, с Наполеоном. Его слава отшумела, а природа возрождается снова и снова у его могилы. В том-то и дело, что человеческий век не такой долгий по сравнению с окружающим миром. Это не вызывает злости Тютчева, а только восхищение.
В то же время чудеса природы часто мимолетны, их важно человеку заметить. Вот в «Как неожиданно…» показано появление внезапное после бури радуги. И Тютчев прямо призывает своего читателя ловить момент чуда.
Силу природы сравнивает поэт с любовью. Очеловечив, например, солнце в стихотворении «Проходя…» он подчеркивает, что оно и не знает, что только его лучи даруют всему пищу, свет, жизнь. И Федор Михайлович говорит, что его возлюбленная, как светило, тоже дарит ему вдохновение одним своим взглядом.
Часто в его стихах явления природы действуют, как люди. К примеру, в «Ещё шумел» и солнце сторожит сон поэта, и тени ходят по саду.
В общем, Тютчев боготворит силы природы, но не принижает человека в сравнении с ней, но призывает его радоваться даже мимолетному.
Сочинение Человек и природа в творчестве Тютчева
Основная тема творчества Фёдора Тютчева — это природа. Перу автора принадлежит множество чудесных произведений о красоте родной земли. Важное место в лирике поэта занимает и проблема взаимоотношений человека и природы.
Русская природа в стихотворениях Пушкина
... Что мы видим в этих стихотворениях – прекрасный и свободным мир природы полностью противопоставлен несвободному человеку. Творческое вдохновение посетило Пушкина при написание стихотворения «». Опять таки, речь идет ... своем стихотворении, при помощи образов природы, поэт пытается высказать свои мысли и чувства, свое виденье окружающего мира. И ему это великолепно удается. Понравилось сочинение? А ...
По мнению литератора, главная беда современного человека — это его разрыв с природой. Человечество придумало множество приспособлений, которые позволяют ему обмануть природу, обойти неблагоприятные условия — холод, дождь, зной. По мнению поэта, это негативно сказывается на душевном состоянии человека — он не может обрести внутренний покой. Человек и природа должны быть едины, по убеждению Фёдора Тютчева. Каждому из нас необходимо делать шаги к единению с природой, помогать ей, и тогда она поможет нам обрести счастье и гармонию.
Отличительная черта лирики Фёдора Тютчева — это философское отношение к окружающей его действительности, в том числе и к природе. Она тоже выступает философским символом, знаком. Литератор видит в природе черты жизни человеческой — она также живёт, меняется и переходит из одного состояния в другое. В каждом времени года поэт видит черты человеческой жизни. Осень — это момент старения, увядания, однако, автор не наделяет его негативными чертами. Наоборот, писатель изображает осень благородной и светлой. Зима — это время спячки, отдыха. Весна — долгожданный момент пробуждения. Это и рождение новых идей, замыслов, момент творческого подъёма. Лето — время расцвета жизни, самых лучших моментов и событий.
В лирике Тютчева природа отражает состояния и чувства человека. Когда человеку грустно, то описывается дождливый, туманный и хмурый пейзаж. Когда человеку весело, наоборот, используются яркие краски и образы в описании природы — тёплое солнце, разнотравные и пёстрые луга и поля, статные раскидистые кроны деревьев. Это подтверждает ту мысль поэта, что человек и природа — единое целое, поэтому они понимают друг друга и помогают друг другу.
Для Тютчева природа — это кладезь мудрости. Она может дать человеку ответ на любой вопрос, помочь ему найти выход в сложной жизненной ситуации. И именно поэтому поэт считает, что природа всё делает верно и не совершает ошибок. Именно поэтому человеку следует брать с неё пример.
В лирике Фёдора Тютчева природа — это главный лирический герой. Человек всегда вступает с ней во взаимодействие, но каким будет их общение зависит только от него.
Тема человека и природы в лирике Тютчева
Пейзажная лирика поэта.
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…
Природа для поэта всегда живая, мыслящая и чувствующая, и поэтически это выражается разноплановыми метафорами: «лазурь небесная смеется», «солнце … взглянуло исподлобья на поля», «раскаты громовые все сердитей и смелей», «деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом».
Всегда разнообразны и точны, а иногда и неожиданны эпитеты: «усыпительно-безмолвны» нивы, вечер то «…младенчески-беспечный», то «бешено-игривый», осенних вечеров «умильная, таинственная прелесть», «беспредельная мгла» осени.
Сравнения, употребляемые Тютчевым, часто нетрадиционны, и потому придают стихотворениям особую художественную прелесть: сияние Белой горы, «как откровенье неземное», звезды горят, «как в первый день созданья», а хмурая ночь, «как зверь стоокий, глядит из каждого куста».
Тема человека и природы в лирике Ф. И. Тютчева
... или злодей? → Пример сочинения: Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева Федор Иванович Тютчев – поэт-философ. Его творчество поражает глубиной и парадоксальностью суждений. Даже лирика природы у поэта философская. Пейзаж и ... чувств. Но все это направлено на познание мира. Вариант 2 Критики и исследователи работ Тютчева, в частности Писарев, заключили: этот творец – певец природы. Многие мыслители ...
Пейзажи и описания натуры так емки, многогранны и глубоки, что рисуют в воображении читателя полноценные, будто им самим увиденные картины. Стоит только прочесть, например, строки:
Уж солнца раскаленный шар С главы своей земля скатила, И мирный вечера пожар Волна морская поглотила,
или с детства знакомое:
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит
И вот уже из разряда читателей мы незаметно и как-то мгновенно становимся участниками, благодарными созерцателями происходящего в природе
Но каким бы точным и ярким не было описание у Тютчева, в нем всегда есть еще что-то, заставляющее задуматься об услышанном, некий более глубокий смысл.
Природа в лирике Тютчева как часть мироздания
Для такого мастера, как Тютчев, простое описание, констатация факта существования живой природы, ее красоты были бы слишком просты. Да, поэт всегда любуется, восхищается и благоговеет перед природой, но самое важное, начиная с ранних стихотворений – раздумья о мире, возможность проникновения в тайны бытия. Поэт мыслит и чувствует значительно объемнее, глубже, мир природы и человека в лирике Тютчева – часть мироздания, Космоса, вечность которого несомненна. Именно поэтому в стихотворениях его всегда есть философский смысл. «Все во мне, и я во всем!
» – так чувствует поэт и говорит об этом во всеуслышание.
Чудный день! Пройдут века – Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река И поля дышать на зное.
Былое – было ли когда? Что ныне – будет ли всегда?.. Оно пройдет – Пройдет оно, как всё прошло, И канет в темное жерло – За годом год. За годом год, за веком век… …Но с новым летом – новый злак И лист иной. И снова будет всё, что есть, И снова розы будут цвесть, И терны тож…
Мир природы и человека в лирике Тютчева – единое целое
Мир природы и человека в лирике Тютчева растворяются друг в друге. Переживания, душевное состояние лирического героя, сложный и противоречивый внутренний мир человека поэт передает, используя образы природы, и история человека в творчестве Тютчева рассматривается именно через призму его связи с природой, через понимание быстротечности земной жизни и вечности жизни вселенской. Природа всегда беспристрастна – это убеждение поэта, из которого появляются строки:
Природа знать не знает о былом, Ей чужды наши призрачные годы, И перед ней мы смутно сознаем Себя самих – лишь грезою природы. Поочередно всех своих детей, Свершающих свой подвиг бесполезный, Она равно приветствует своей Всепоглощающей и миротворной бездной.
Поэтому и на течение истории сам поэт, как правило, взирает бесстрастно, отстраненно, понимая, что они не могут изменить равновесия природы и всего мироздания. Обращаясь, например, к декабристам, говорит:
Вы уповали, может быть, Что станет вашей крови скудной, Чтоб вечный полюс растопить! Едва, дымясь, она сверкнула На вековой громаде льдов, Зима железная дохнула – И не осталось и следов.
28 стр., 13779 словПрирода в творчестве русских поэтов
... замечая на каждом шагу, как оторвался человек от природы, в ... поэзии, красоты, радости. Именно все это писатель утверждает в своем романе. Другой важной современной книгой является роман В. ... тем, как сохранить в этой новой, цивилизованной, благополучной жизни те общечеловеческие, гуманистические ценности трудовой народной нравственности, которые, несмотря ни на какие испытания, делали Акимок людьми, ...
С другой стороны, стать свидетелем исторических коллизий значит для человека ищущего, знающего о вечности Вселенной приобщение к процессу миротворчества. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!»
Так, как показывает Тютчев изменчивый мир природы: не стоящий на месте, с его бурями и штилями, упорядоченностью и хаосом, – так видит и стремится передать мятущийся мир человеческой души. Поэт отдает должное ценности жизни человека, его способности мыслить, творить, но отчетливо видит беспомощность перед стихиями в его собственной душе.
Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе, – Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник?
В поэзии Тютчева присутствует множество контрастов, противоборствующих сил: хаос – гармония, день – ночь, земля – небо, но эти понятия не отождествляются с добром – злом. Они противопоставлены и взаимосвязаны одновременно, перетекают одно в другое, отражаются друг в друге, не существуя обособленно. Так, например, «певучесть есть в морских волнах, гармония в стихийных спорах».
Находящиеся в вечной борьбе светлые и темные стороны души для Тютчева равноценны, как день и ночь, они – проявление природы человеческой, но именно в борьбе человек может найти свой путь. «Два голоса» всегда звучат внутри нас, и выбрать, просто плыть по течению, или в борьбе преодолевать обстоятельства и совершенствоваться, не стремясь к покою, искать смысл существования на Земле удел только лишь человека.
Мужайтесь, о други, боритесь прилежно, Хоть бой и неравен, борьба безнадежна! … Мужайтесь, боритесь, о храбрые други, Как бой ни жесток, ни упорна борьба! Над вами безмолвные звездные круги, Под вами немые, глухие гроба. Пускай олимпийцы завистливым оком Глядят на борьбу непреклонных сердец. Кто ратуя пал, побежденный лишь Роком, Тот вырвал из рук их победный венец.
Отнюдь не всегда поэт оптимистичен, философские раздумья о тайнах мирозданья тревожат его, а с течением времени и угнетают. Порой в поисках смысла жизни, в минуты отчаяния он начинает сомневаться в нужности исканий.
Бесследно всё – и так легко не быть! При мне иль без меня – что нужды в том? Всё будет то ж – и вьюга так же выть, И тот же мрак, и та же степь кругом.
Но даже в эти мгновения, предположив, что в действительности загадок не существует, Тютчев все равно считает природу сфинксом, к чьей тайне можно приблизиться, но не постичь.
Природа — сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней.
И все-таки желание познать истинные тайны существования мира, уверенность в целостности мира, в том, что человек един с природой, острота чувств и восприятия окружающего не оставляют Тютчева:
«Мир природы в прозе А.И. Куприна. Мир природы и мир человеческой ...
... понять, какие аргументы из литературы о человеке и природе можно использовать. Другие сочинения по этому произведению «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся») Чистый ... себе несколько проблем — ученик самостоятельно выбирает ту, которая кажется ему наиболее простой для раскрытия. Нужно сказать, что немногие ученики выбирают эту тему, потому как видят ...
Чему бы жизнь нас ни учила, Но сердце верит в чудеса: Есть нескудеющая сила, Есть и нетленная краса.
И увядание земное Цветов не тронет неземных, И от полуденного зноя Роса не высохнет на них.
И эта вера не обманет Того, кто ею лишь живет, Не все, что здесь цвело, увянет, Не все, что было здесь, пройдет!
Единое целое
Тема природы в лирике Тютчева является основной и ведущей. Он находит для описания ее удивительные, берущие за душу слова, например, «божественная стыдливость страдания». Так поэт отзывается об осени, о тихом увядании природы. А как он описывает солнечный луч, который «ухватился за одеяло», или чего стоят его слова о вечере — «изнемогло движенье, труд уснул…». Мало кому под силу находить такие слова.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что человек и природа в лирике Тютчева связаны незримой нитью в единое целое. И, несмотря на то, что иногда человек пытается оторваться от целостности мира и божественного начала, он непременно осознает, что по-настоящему счастлив и спокоен он может быть только став единым целым с матерью-природой. Некоторые исследователи отмечали космичность поэзии Тютчева. О ней писал С. Л. Франк, говоря, что в стихах поэта отражены идеи О космосе действительно у поэта достаточно упоминаний, например, «…и мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены…».
Природа и человек в лирике С.Есенина план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Слайд 1
Природа и человек в лирике С. Есенина Снигирева Алена Владимировна, учитель русского языка и литературы. МБОУ «Кулигинская СОШ»
Слайд 2
Образовательная цель: дать понятие как связаны человек и природа в лирике С.Есенина; показать напевность его стихотворений; показать, что любовь к природе имеет важное значение в произведениях Есенина.
Слайд 3
Спит ковыль. Равнина дорогая. Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси- Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси? Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя, Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля
Слайд 4
Поэт как бы говорит нам : остановитесь хотя бы на мгновенье, оторвитесь от вашей суеты сует, посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, возвещающую рождение нового дня, на звездное ночное небо.
Слайд 5
Отговорила роща золотая -Какая основная мысль стихотворения? -Какое значение параллелизмов и сравнений? -Каков образ рощи и дерева в контексте стихотворения? -Обратите внимание на образ лирического героя, его отношение к жизни и смерти.
Слайд 6
Прочитайте самостоятельно стихотворения: «С добрым утром», «Вот уж вечер», «Роса», «Весенний вечер», «О красном вечере, задумалась дорога», «Зеленая прическа»
Слайд 7
Выделить в процессе обсуждения и анализа основные черты природного мира лирики Есенина, приемы его художественного воплощения (подтвердить цитатами из стихотворений): Природное бытие как божественное литургическое действо; Движение как основной признак природного бытия; Чередование различных состояний природного мира; Уподобление растительного мира животному; «Очеловечивание» природы; Диалогическая «обратная связь» между человеком и природой.
Взаимоотношения человека и природы у есенина. природа в лирике сергея есенина
... всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком». Природа у Есенина — не застывший ... Есенин картины родной природы. Какая богатая палитра красок, какие точные, порой неожиданные сравнения, какое чувство единства поэта и природы! В ... лирика жива одной большой любовью, - говорил Есенин, - любовью к Родине. Чувство родины - основное в моем творчестве". В стихах Есенина ...
Слайд 8
Клен ты мой опавший, клен заледенелый , Что стоишь нагнувшись под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел. И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, Утонул в сугробе, приморозил ногу. Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий, Не дойду до дома с дружеской попойки. Там вон встретил вербу, там сосну приметил, Распевал им песни под метель о лете. Сам себе казался я таким же кленом, Только не опавшим, а вовсю зеленым. И, утратив скромность, одуревши в доску, Как жену чужую, обнимал березку.
Слайд 9
Почему стихи Есенина так легко ложатся на музыку? -Как подчиняет музыка слова? -Какова исполнительская манера?
Слайд 10
Составьте хокку на тему: «Природа в стихах Есенина». 1 строка – о чем говорится? Существительное; 2 строка – какое (какая)? Прилагательное; 3 строка – как? Наречие Например: Природа в стихах Есенина Задумчивая, как ива у пруда Душевно.
Слайд 11
Метод 5 пальцев. Обведите свою руку и напишите Мизинец- что нового узнали; Безымянный – чему научились, работая в группе Средний – каким было преобладающее настроение в группе Указательный – чем я помог другим? Большой – как эти знания мне помогут в моей жизни.