«Мир природы в прозе А.И. Куприна. Мир природы и мир человеческой души е поэзии Б.Л. Пастернака

Проблема взаимоотношений природы и человека прослеживается во многих произведениях русских писателей. Рассмотрим, как подошёл к этой проблеме Куприн в произведении «Олеся».

Очень красиво описаны нетронутые человеком места. Олеся воспринимает окружающую её природу, как живое целое. Ей известны секреты лечебной силы растений. Она чувствует изменение в погодных условиях. К ней привыкли дикие животные.

Герой Иван Тимофеевич, ощущает себя одиноким. Ему кажется, что природа спит и кругом белизна в глазах. И вот он встречает «лесную колдунью»! В нём вспыхивает любовное чувство, и героиня отвечает взаимностью. Но, случается трагедия, и они расстаются. После прекрасных летних ночей.

Здесь существуют два мира. В одном всё спокойно природа и человек, а также любовь. И бесчувственные люди цивилизованного мира. Человек сам должен выбрать, где он хочет жить.

Первый раз он встречает Олесю с птицами в руках. Птицы и звери не боятся девушку. Она находится с ними в одном мире, противоположном миру барина.

Олеся — необыкновенная девушка! В ней сочетается внешняя, внутренняя душевная красота. Её характер наделён и властью, и нежным отношением к живой природе. Она может заговором залечить рану, рассказать о будущем человека, сделать человека слабым. Свои способности она не применяла для того, чтобы повредить здоровье человеку.

Олеся не училась в школе. Но, в ней есть и познавательная активность и чистая речь. Город – чужой мир, там процветают плохие качества людей.

Своей неземной красотой и необычностью, наша героиня разбудила в Иване Тимофеевиче чистые чувства. Но, он боится предрассудков своего города. Не знает, как представить возлюбленную в обществе. В нём побеждает давление общественных предрассудков и исполнение социальных требований. Олеся посещает церковь ради любимого. Не успев вовремя, барин находит её в лихорадке. На людей обрушивается град, и все считают виноватой «лесную Ведьму». У них не может быть семейного счастья. Предрассудки людей не дадут им спокойно жить.

О самой теме

О взаимоотношениях человека и природы (аргументы можно найти во многих произведениях мировой классической литературы) писали очень многие авторы.

Чтобы правильно раскрыть данную тему, необходимо верно понять смысл того, о чем вас спрашивают. Чаще всего ученикам предлагается выбрать тему (если мы говорим о сочинении по литературе).

Тогда на выбор предоставляется несколько высказываний известных личностей. Здесь главное именно вычитать тот смысл, который внес автор в свою цитату. Только тогда можно объяснить роль природы в жизни человека. Аргументы из литературы на данную тему вы увидите ниже.

5 стр., 2039 слов

Образ героини в произведениях о любви А.И. Куприна

... Олеся доказывает, что если действительно любишь человека, сможешь отпустить его. Куприн показал нам девушку, способную на очень глубокие чувства. Сочинение про Олесю Образ Олеси ... остаётся и сейчас недостижимым идеалом для многих девушек. Чем же привлекала эта героиня читателей? Многие влюбляются в само имя — Олеся. ... кажется, что Олеся является частью природы, с которой ...

Если мы говорим о второй части экзаменационной работы по русскому языку, то здесь уже ученику дается текст. Данный текст обычно содержит в себе несколько проблем — ученик самостоятельно выбирает ту, которая кажется ему наиболее простой для раскрытия.

Нужно сказать, что немногие ученики выбирают эту тему, потому как видят в ней сложности. Что ж, все очень просто, достаточно лишь взглянуть на произведения с другой стороны. Главное, понять, какие аргументы из литературы о человеке и природе можно использовать.

Другие сочинения по этому произведению

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся») Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся» Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся») Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся») Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся” Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся») Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся» Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся» По рассказу А. И. Куприна «Олеся» Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся») Сочинение по повести Куприна «Олеся» Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся» Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна «Олеся» (образ Олеси) Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна («Олеся») Человек и природа в творчестве Куприна Он и Она в повести А. И. Куприна «Олеся» Мир природы и человеческих чувств в повести А. И. Куприна «Олеся» Анализ повести «Олеся» Куприна А.И. Сочинение по повести А.И. Куприна «Олеся» Сочинение по повести А. И. Куприна «Олеся» Образ Олеси в одноименной повести Куприна «Лесная колдунья» Олеся в одноименной повести А. И. Куприна Мои размышления над повестью Куприна «Олеся»

Сочинение

Тема любви основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А. Куприн видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести.

Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична. Но не только экзотичность образа героини и ситуации, описанной в повести, привлекают внимание писателя. Произведение становится попыткой проанализировать то вечное, что должно лежать в основе любого высокого чувства.

10 стр., 4910 слов

Какая проблема в рассказе олеся. по повести Куприна «Олеся

... поиске согласия. Учитель: Итак, начинаем работу. На прошлом уроке мы проанализировали повесть Куприна «Олеся». Вспомните, пожалуйста, историю ее создания. Ученик: Художественным утверждением духовной полноценности и ... ничего взамен. «Олеся» – гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному первозданному чувству Ученик: Во-вторых, в повести Куприн выразил свое ...

А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.

Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания быть вместе с другим человеком. Его чувство, вероятно, основано на смутных влечениях, но очень скоро оно подкрепляется духовной близостью. Куприн точно передает внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа.

Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси. Жажда гармонического союза порождена глубокими переживаниями.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: Доброта ваша не хорошая, не сердечная. И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается. В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.

Олеся полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ дочери лесов. Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движениях, улыбке.

Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые отношения, как те, которые описаны в повести. Любовь это презрение к страданиям и даже смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь избранные.

Аргументы

Возьмем произведение Льва Толстого «Война и мир». Что можно здесь использовать? Вспомним Наташу, которая, выйдя однажды ночью из дома, настолько была поражена красотой умиротворенной природы, что готова была расправить руки, словно крылья, и улететь в ночь.

Вспомним того же Андрея. Переживая тяжелые душевные волнения, герой видит старый дуб. Что он при этом чувствует? Он воспринимает старое дерево как могучее, мудрое существо, что заставляет Андрея задуматься над правильным решением в его жизни.

В то же время, если убеждения героев «Войны и мира» поддерживают возможность существования природной души, то главный герой романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» думает совсем иначе. Поскольку Базаров — человек науки, он отрицает любое проявление духовного в мире. Природа не стала исключением. Он изучает природу с точки зрения биологии, физики, химии и других естественных наук. Однако природное богатство не вселяет никакой веры в Базарова — это лишь интерес к окружающему миру, который не будет меняться.

Эти два произведения отлично подойдут для раскрытия темы «Человек и природа», аргументы привести несложно.

Проблематика сочинений ЕГЭ и примеры-иллюстрации к аргументации собственного мнения

Проблемы, затронутые автором Позиция Литературные примеры-иллюстрации к аргументации собственного мнения
Роль природы в жизни человека Природа дает человеку гармонию, силы, успокоение, помогает вылечить душевную усталость.
  • Л.Н. Толстой «Война и мир» (эпизоды «Небо Аустерлица»; «Старый дуб»)
  • Глядя в высокое небо Аустерлица, раненый князь Андрей осознает, что прежние стремления к славе, к любви людской суетны и поэтому ничтожны. Он разочаровывается в исключительности отдельной личности.
  • Описание старого дуба помогает читателю воспринять состояние Андрея Болконского. Первая встреча с дубом состоялась, когда князь Андрей в подавленном состоянии духа после ранения под Аустерлицем и смерти жены едет в рязанские имения своего сына. Окружающая природа созвучна состоянию героя. При виде мертвого, нераспустившегося дуба, который встретился ему в березовой роще, он приходит к безнадежному заключению о том, что его жизнь, так же как и жизнь старого дуба-великана, завершилась: «Наша жизнь кончена!»

Но вот Андрей, обновленный, полный радостных чувств, вновь проезжает мимо березовой рощи, окружающая природа гармонирует с его бодрым настроением. Глядя на распустившийся дуб, Андрей приходит к выводу: «Нет, жизнь не кончена в 31 год».

Проблема восприятия природы Людям, наделенным поэтическим чувством, доступно более глубокое понимание природы, связанное с особым мироощущением.
  • Л.Н. Толстой «Война и мир» (эпизоды «Ночь в Отрадном», «Зимняя святочная ночь»)
  • Картины лунной ночи в Отрадном подчеркивают поэтичность натуры Наташи Ростовой, тонко чувствующей волшебную прелесть окружающей природы. Под впечатлением от увиденного Наташе хочется натужиться и полететь.
  • Зимней святочной ночью, когда ряженые Ростовы едут к Милюковым, эмоциональный и восприимчивый Николай ощущает необычность обстановки: знакомый зимний лес становится для него фантастическим, сказочным, таинственным. Такие же чувства испытывает и Наташа. Природа в этом эпизоде – это праздник молодых чувств.
  • Природа в этих эпизодах так пронзительно прекрасна, что возвышает человека над будничностью и прозаичностью, поднимает и окрыляет.
Проблема взаимосвязи человека и природы (экологии) (как воздействует научно-технический прогресс на взаимоотношения человека и природы?) Зачастую природа становится для людей всего лишь средством решения материальных проблем; потребительское отношение к природе чревато катастрофическими последствиям как для окружающей среды, так и для самого человека; заботливое отношение к природе – гражданский долг каждого человека перед страной и ее культурой.
  • Ч. Ай
  • Ч.Айтматов рассказывает об экологической трагедии, которая произошла в уникальной Маюнкумской саванне. Выполняя план по мясозаготовкам, человек варварски уничтожает все живое, что встречается на его пути во время охоты на сайгаков.
  • В. П. Астафьев «Царь-рыба»
  • Писатель знает, что нужно стрелять дичь для голодных геологов, что людям необходимы рыба, лес, энергия воды. Но в то же время думает о том, как сохранить природу для последующих поколений.
«Отцы» и «дети» Современные подростки отличаются от своих родителей потому, что живут в другую эпоху, другое – сегодняшнее время; однако их взгляды и нравы заслуживают уважения, поэтому взрослые должны научиться понимать своих детей, и тогда пропасть между ними исчезнет.

Взрослые дети часто не понимают, что со временем проявление любви к родителям должно измениться, потому что пожилые родители нуждаются в действенной помощи и заботе.

  • И.С. Тургенев «Отцы и дети» (мировоззренческий конфликт Базарова и П.П. Кирсанова)
  • В спорах Базарова и Павла Петровича Кирсанова затронуты основные вопросы, по которым расходились во взглядах революционные демократы и либералы: выбор пути дальнейшего развития страны, либеральное обличительство и ниспровержение основ самодержавно-крепостнического строя, понимание материализма и идеализма, отношение к науке, искусству, народу.

Все принципы Павла Петровича сводятся, в сущности, к защите старого строя. Принципы нигилиста Базарова тоже сводятся, в конечном счете, к одному – уничтожить этот порядок.

  • Ю. Трифонов «Обмен»
  • Рассказывая об отношениях Дмитриева и его матери Ксении Федоровны, Ю.Трифонов в повести «Обмен» говорит об отсутствии духовных связей между самыми близкими людьми. Виктор Дмитриев, постоянно стремящийся уйти от житейских вопросов, не особо задумывается над последствиями жилищного обмена, поддавшись желанию жены, предает больную мать. Для него важнее в жизни оказываются материальное благополучие и обустроенный быт. Но самое страшное в том, что Виктор не винит себя ни в смерти матери, ни в разрыве духовных связей со своей семьей.
  • В.П. Астафьев «Царь-рыба» (глава «Уха на Боганиде»)
  • В данной главе В.Астафьев показывает отношение взрослых к детям: рыбаки не просто заботятся о детях, они относятся к ним уважительно, тактично, всерьез воспринимают помощь ребятишек, старающихся помочь вытащить сети, дают им понять, что они совершенно незаменимы при варке ухи. Дети, в свою очередь, отвечают взрослым тем же: Касьянка ухаживает за инвалидом Кирягой и за всей детворой поселка, самоотверженно работает для любимой матери, братьев и сестер мальчик Аким.
Проблема воспитания Воспитание не должно сводиться только к умственному развитию, воспитаннику следует прививать нравственные нормы поведения, приучать к общественно полезному труду.
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • Раскрывая тему воспитания, Фонвизин говорит устами Стародума о том, что воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Воспитывать дворян надо как граждан, как передовых и просвещенных деятелей страны, считает писатель.
  • М.А. Булгаков «Собачье сердце» (профессор Преображенский – доктор Борменталь – Шариков)
  • Филипп Филиппович, пытаясь воспитать Шарикова словом, часто выходит из себя от неслыханного хамства «воспитанника», срывается на крик, он не убеждает, а приказывает, это вызывает еще большее сопротивление «ученика». Доктор Борменталь, взявшись за воспитание Шарикова, применяет другие методы: он хладнокровен и сдержан в отношениях с «учеником». Шариков слушается Борменталя, потому что боится его. Но страх рождает не уважение, а ненависть. Как же надо воспитывать человека? Мы видим, что ни та, ни другая теория не выдержала проверки на практике. Шариков слышит лишь то, что соответствует его стремлениям, заложенным природой, воспитать его нельзя – ни кнутом ни пряником.
Проблема становления личности Стремление к нравственному самосовершенствованию, стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям» дает свои результаты.
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Путь идейных исканий Пьера Безухова непрост. Пройдя через осознание ошибок, совершенных в поисках правды и смысла жизни: праздной жизни светского кутилы, несчастливого брака с Элен, дуэли с Долоховым, разочарование в масонстве, – он понял, что не может равнодушно видеть страдания других людей. Находясь в плену, Пьер приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья».
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (путь Ивана Бездомного)
  • История Мастера, его трагическая судьба привела Ивана к пониманию того, что он живет в стране произвола и беззакония, где губится талант, совесть и правда. Встреча с Мастером помогла Ивану Бездомному обрести веру, интеллигентность, осознать свое невежество и заблуждения. Он по-другому начинает оценивать свой труд, считая собственные стихи «чудовищными». Вследствие большой душевной работы Иван усваивает культурные традиции и становится просвещенным. Теперь он Иван Николаевич Поныров, идейный преемник и духовный наследник Мастера, сотрудник института истории и философии.
  • К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой»
  • К. Воробьев показывает путь кремлевского курсанта лейтенанта Алексея Ястребова к победе над собой, над страхом смерти, к уверенности в собственных силах. Чувство ответственности за судьбу Родины заставляет Алексея быть требовательным к себе, переживать и обдумывать все происходящее с ним и курсантами его роты. Это чувство помогает ему преодолеть страх, который он пережил в ночном бою, пережить смерть капитана Рюмина, умершего на его руках, пережить все то, что произошло с его ротой. Алексей на пределе сил поднимается навстречу немецкому танку и одерживает победу не только над врагом, но и над самим собой, над страхом собственной смерти.
Проблема памяти Невозможно воспитать полноценного человека, не научив его уважать предков, историю страны.
  • А.Т. Твардовский
  • В стихотворении «Я убит подо Ржевом…» поэт говорит о важности памяти о погибших на войне.
  • В поэме «По праву памяти» А.Твардовский утверждает право человека на память. Поэт, переживший трагедию «двойного отцовства», когда страшной ценой отречения от родного отца доказывалась верность «отцу народов»:

Забудь, откуда вышел родом,

И осознай, не прикословь:

В ущерб любви к отцу народов –

Любая прочая любовь,

предупреждает своих современников:

Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу…

Твардовский убежден: необходимо помнить о своих корнях, о своих родственниках и близких – это не просто право, но и обязанность человека. Мы не вправе терять из виду ничего. Пока мы помним, «живы» наши предки, их дела и подвиги. Память – это привилегия человека, и он не может добровольно от нее в угоду кому бы то ни было.

  • А. Вознесенский «Ров»
  • А. Вознесенский в поэме «Ров» с болью в сердце рассказывает о преступлении людей, которые в погоне за деньгами, поддавшись «алчи», забыв о священной памяти о жертвах войны, разрывают ров, куда фашисты во время войны сбрасывали тела расстрелянных мирных граждан. Поэт говорит о разрыве духовно-нравственных связей между поколениями.
Проблема истинной любви Истинная любовь – высшее состояние души человека, способность преодолеть корыстные, собственнические побуждения ради другого человека; истинная любовь приходит к тому, кто способен жить ради другого.
  • А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
  • Огромное счастье – любить — испытал одинокий бедный телеграфист Желтков, на протяжении восьми лет безответно влюбленный в княгиню Шеину. Он любит по-настоящему, страстной, бескорыстной любовью. Желтков благодарен Вере Николаевне за то, что она вызвала в его сердце это прекрасное чувство.
Проблема истинной дружбы Истинная дружба подразумевает духовную близость и бескорыстную самоотдачу.
  • В.Л. Кондратьев «Сашка»
  • В.Кондратьев рассказывает о фронтовой дружбе Сашки с лейтенантом Володей, с которым он познакомился по пути в госпиталь. Сашка принимает вину Володи, бросившего тарелку в толстого майора, который приходит в эвакогоспиталь утихомирить недовольных питанием солдат. Сашка понимает, что Володе не простят этот поступок, накажут по всей строгости военного времени, а его, рядового солдата, не накажут строго – дальше ставшего привычным «передка не пошлют».
Проблема ревности (Что такое ревность?) Ревность естественное чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой – с недоверием к тому, кого любишь; через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности.
  • М.Ю. Лермонтов «Маскарад»
  • В драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» необоснованная ревность приводит Арбенина к убийству Нины, которую он по-настоящему любит и чувствами которой дорожит.
Проблема одиночества Люди, живущие в большом городе, поддавшись быстрому ритму жизни, погружены в свои заботы, поэтому человеку часто бывает одиноко.
  • А.П. Чехов «Тоска»
  • Бесхитростная история, рассказанная А.П.Чеховым, заставляет задуматься об одиночестве человека в большом и шумном городе. Старый несчастный извозчик Иона Потапов, глубоко переживающий смерть сына, тщетно ищет сочувствия у людей. Но никто не хочет его выслушать и разделить с ним горечь утраты. И только лошади, спокойно жующей сено, смог Иона излить свое горе.
Проблема чести и достоинства Честь, достоинство – истинные ценности, которые утверждаются поступками.

«Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н.К.Рерих).

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • «Береги честь смолоду» — такое наставление дает Петру Гриневу отец, отправляя сына в армию. Петр Гринев стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведет себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг.
  • М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
  • В «Песне про купца Калашникова » М.Ю. Лермонтов показывает непреходящую ценность чести. Калашников – купец, стремления которого, казалось бы, должны ограничиваться прибыльной торговлей. Но когда задета честь семьи, когда попрано человеческое достоинство, он выходит на смертельный поединок с царским опричником.
  • В.Л. Кондратьев «Отпуск по ранению»
  • Несмотря на лейтенантские погоны, на училище, Володька, герой повести В. Кондратьева «Отпуск по ранению, воевать и командовать поначалу не умел и боялся. Чтобы скрыть страх, лез бездумно напролом, поэтому людей положил много и зря. Его достоинство солдата, командира рождается из чувства вины перед теми, кто погиб из-за его глупости и малодушия. Из зрелища прифронтовой Москвы, общения с москвичами, из любви к нему и его собственного чувства, из тщательно скрываемого страха матери за его жизнь. Он возвращается на фронт, к своим, хотя есть возможность остаться при тылах. И им движет не потребность самоутвердиться в собственных глазах и глазах окружающих. Он идет защищать всех, с кем свел его отпуск по ранению: Москву, мать, москвичей, Юльку, Тоню.
Музыка (искусство) Музыкой (искусством) можно не только наслаждаться, она дает человеку радость, утешает в трудные минуты, помогает осознать, что он не одинок в мире; заставляет человека думать, пробуждает чувства, зовет к действию.
  • В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
  • Через незатейливую музыку конюха Иохима Петрусь, герой рассказа В.Г. Короленко «Слепой музыкант», с рождения лишенный зрения, открыл для себя жизнь народа, красоту родной земли, обрел согласие с самим собой и окружающими. Глаза его остались незрячими, но душа исцелилась.
  • Глеб Мехед «Скрипач»
  • Герой рассказа Глеба Мехеда «Скрипач» Игнатий Семенович Музов человек одинокий, неудачливый скрипач, пытается скрыться от прозы жизни в мире музыки, которая «безраздельно владела его душой». В мучительные для него минуты он доставал из футляра скрипку и переносился в «далекий от хаоса жизни, затерянный в вечности мир Музыки, где обитали чудесные и светлые образы».

Аргументы

Например, то же произведение Льва Толстого «Война и мир». Вспомним первое сражение, в котором участвовал Андрей Болконский. Уставший и раненый, он несет знамя и видит на небе тучи. Какое душевное волнение переживает Андрей, видя серое небо! Красота, которая заставляет его затаить дух, которая вселяет в него силы!

Но кроме русской литературы, мы можем рассматривать произведения и зарубежной классики. Возьмем известное произведение Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Эпизод книги, когда Скарлетт, пройдя долгий путь домой, видит родные поля, пусть и заросшие, но такие близкие, такие плодородные земли! Что чувствует девушка? Она внезапно перестает быть беспокойной, она перестает чувствовать усталость. Новый прилив сил, возникновение надежды на лучшее, уверенность в том, что завтра все уже будет лучше. Именно природа, ландшафт родного края спасает девушку от отчаянья.

Аргументы

Например, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя отлично подойдет в качестве аргумента для сочинения. Вспомним основные черты сюжета: старик отправляется в море за крупной рыбой. Через несколько дней у него наконец появляется улов: к нему в сети попадается красивейшая акула. Ведя долгую битву с животным, старик усмиряет хищника. Пока главный герой движется по направлению к дому, акула медленно умирает. В полном одиночестве старик начинает вести разговоры с животным. Путь домой очень долгий, и старик чувствует, как животное становится ему родным. Но он понимает, что если отпустить хищника на волю, то он не выживет, да и сам старик останется без пропитания. Появляются и другие морские животные, которые голодны и чувствуют металлический запах крови раненой акулы. К тому времени, как старик прибывает домой, от пойманной рыбы уже ничего не остается.

В этом произведении четко видно, насколько легко человеку привыкать к окружающему миру, как тяжело зачастую терять какую-то, казалось бы, незначительную связь с природой. Кроме того, мы видим, что человек способен противостоять стихиям природы, которая действует исключительно по своим законам.

Или же возьмем произведение Астафьева «Царь-рыба». Здесь мы наблюдаем, как природа способна возрождать все лучшие качества человека. Вдохновленные красотой окружающего мира, герои повести понимают, что они способны на любовь, доброту, щедрость. Природа вызывает в них проявление лучших качеств характера.

Аргументы

Возьмем в качестве примера поэта Серебряного века Сергея Есенина. Все мы уже со средней школы знаем, что в своей лирике Сергей Александрович воспевал не только женскую красоту, но и природную. Будучи выходцем из деревни, Есенин стал абсолютно крестьянским поэтом. В своих стихотворениях Сергей воспевал русскую природу, обращая внимание на те детали, которые остаются незамеченными нами.

Например, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» отлично рисует нам образ цветущей яблони, цветки которой настолько светлые, что на самом деле напоминают сладкую дымку среди зелени. Или стихотворение «Я помню, любимая, помню», рассказывающее нам о несчастной любви, своими строками позволяет окунуться в прекрасную летнюю ночь, когда цветут липы, небо звездное, а где-то вдалеке светит луна. Создается ощущение теплоты и романтики.

Еще двух поэтов «золотого века» литературы, которые воспевали природу в своих стихотворениях, можно использовать в качестве аргументов. «Человек и природа встречаются у Тютчева и Фета. Их любовная лирика постоянно пересекается с описаниями природных ландшафтов. Объекты своей любви они бесконечно сравнивали с природой. Стихотворение Афанасия Фета «Я пришел к тебе с приветом» стало именно одним из таких произведений. Читая строки, сразу не понимаешь, о чем именно говорит автор — о любви к природе или о любви к женщине, потому как он бесконечно много видит общего в чертах любимого человека с природой.

Человек и природа в повести А. Куприна «Олеся»

Тема человека и природы всегда была одной из главных в русской литературе. В своих произведениях писатели исследовали стремление человека быть ближе к природе, ее живительным сокам, потому что утрата природной гармонии ведет к ожесточению человеческих взаимоотношений, к очерствению души и полной бездуховности.

Тема «естественного человека» была заявлена впервые французским писателем-просветителем Ж.-Ж. Руссо, который считал, что только вдали от цивилизации, на лоне природы, может сформироваться совершенный человек, не знающий пороков. Эта тема нашла свое поэтическое развитие в повести А. Куприна «Олеся».

В 1897 году писатель служил управляющим имением, где имел возможность наблюдать за простыми людьми, их бытом и нравами. Вероятно, Куприн считал, что именно здесь, среди простого народа, можно найти ту самую изначальную, естественную жизнь, от которой все дальше уходили его современники.

«Полесье… глушь… лоно природы… простые нравы… первобытные натуры…» Так начинается повествование о прекрасной природе здешних мест. Здесь, в деревне, городской «паныч», писатель Иван Тимофеевич, услышал легенду о полесской ведьме Мануйлихе и ее внучке Олесе. В ткань повествования вплетается романтическая история. Прошлое и будущее Олеси окутано тайной. Олеся и Мануйлиха живут на болоте, в убогой избушке, вдали от людей, которые изгнали их из деревни. Таким образом, автор предполагает, что человеческое общество далеко от природного совершенства. Люди злы и грубы. Трагические обстоятельства, заставившие Олесю и Мануйлиху жить вне общества, позволили им сохранить природное естество, подлинные человеческие качества.

Олеся — воплощение эстетического идеала Куприна. Она олицетворение цельной естественной натуры.

Природа наделила ее не только физической, но и духовной, внутренней красотой. Впервые Олеся появляется в повести, бережно держа в руках зябликов, которых она принесла домой, чтобы накормить.

Олеся привлекла главного героя не только своей «оригинальной красотою», но и характером, в котором сочетались властность и нежность, вековая мудрость и детская наивность. Иван Тимофеевич узнает о незаурядных способностях Олеси, которая могла определить судьбу человека, заговорить рану, свалить человека с ног. Этот дар она никогда не использовала во вред людям.

Олеся была неграмотной, но от природы наделенной любознательностью, воображением, правильной речью. Жизнь на лоне природы сформировала в ней эти качества. Город, цивилизация — враждебный мир для Олеси, воплощение человеческих пороков. «Уж я ни за что б не променяла свои леса на ваш город», — говорит она.

Иван Тимофеевич, пришедший из городской цивилизации, сделает Олесю одновременно и счастливой, и несчастной. Он нарушит ее гармоничный мир, привычный уклад жизни и приведет ее к трагедии. Жизнь научила Ивана Тимофеевича контролировать свои душевные порывы. Он знает, что посещение Олесей церкви добром не кончится, но ничего не предпринимает, чтобы избежать трагедии.

Главный герой выглядит слабым, эгоистичным, внутренне несостоятельным человеком. Чистая любовь Олеси ненадолго разбудила душу Ивана Тимофеевича, которая была испорчена обществом.

Как прекрасна и романтична была эта «наивная, очаровательная сказка нашей любви, — вспоминает Иван Тимофеевич, — и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут … в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоухающие ландышами и медом, утра, эти жаркие, томные, ленивые июньские дни».

Но сказка не могла длиться вечно. Наступили серые будни, когда надо было принимать окончательное решение.

Мысль жениться на Олесе не раз приходила в голову главному герою: «Одно лишь обстоятельство останавливало и пугало меня: я не смел даже вообразить себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривать с женами моих сослуживцев…»

Иван Тимофеевич — человек, испорченный цивилизацией, заложник условностей и ложных ценностей того общества, где существует социальное неравенство. Олеся же сохранила в первозданном виде те душевные качества, которые даровала ей природа.

По мнению Куприна, человек может быть прекрасным, если он сохранит и будет развивать дарованные ему природой способности, а не губить их.

Олеся — это чистое золото человеческого естества, это романтическая мечта, надежда на лучшее в человеке.

Аргументы

В качестве аргумента, который раскроет понимание этой проблемы, можно назвать «Собачье сердце» Михаила Булгакова. Главный герой — доктор, который решил собственноручно создать нового человека с собачьей душой. Эксперимент не принес положительных результатов, создал только проблемы и закончился неудачно. В итоге можно сделать вывод, что то, что мы создаем из уже готового природного продукта, никогда не сможет стать лучше того, что было изначально, сколько бы мы ни пытались это усовершенствовать.

Несмотря на то что само произведение несет значение несколько иное, это произведение можно рассмотреть под данным углом зрения.

А для этого необходимо любить свой край, каждую веточку и цветок, каждую птичку и зайчика, как любят их главные герои сказки и сам писатель. Пришвин “Кладовая солнца” – сочинение “Любовь к человеку и природе (2)” Богатство и красоту мира природы раскрывают в своем творчестве многие русские писатели. Но если Фета привлекает природа в ее изменчивости, постоянной смене состояний, если в творчестве Тургенева, Никитина, Паустовского главная мысль – гармония человека и природы, то Пришвин ставит в своих произведениях вопросы о смысле жизни. Он размышляет сам и заставляет задуматься нас о том, как надо жить, чтобы оставить свой след на земле. Он учит любить всех, сохраняя внимание к каждому.

В его рассказах мы чувствуем огромную любовь к природе и человеку, а эти два понятия для Пришвина находятся в неразрывной связи. Любовь писателя к природе рождается из его любви к человеку, и все его произведения наполнены родственным вниманием к человеку и к той земле, где живет и трудится этот человек.

Так, например, в “Лесной капели” писатель стремится найти “ключ к собственной душе”. Эта книга наполнена его меткими наблюдениями, точными описаниями природы, и в то же время автор пишет о нравственных исканиях человека, о чувствах, наполняющих душу. Читая миниатюры, вошедшие в сборник, мы словно вместе с автором слышим звон “лесной капели”, очарованы запахом “ореховых дымков” и понимаем, что всю эту красоту необходимо сберечь, сохранить, чтобы всем этим могли восхищаться и другие. Произведения Пришвина, говоря его же собственными словами, “бесконечная радость постоянных открытий”. И действительно, удивительна способность Пришвина в любом явлении видеть и открывать что-то интересное.

И говорить об этом удивительным, волшебным языком. Вот, например, в “Кладовой солнца” он поэтически описывает красоту весеннего утра, когда первые лучи солнца пролетели над елочками и березками, “и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы”.

Отовсюду стало раздаваться пение птиц, посвященное “восходу великого солнца”, а Косач, примостившись на мостике между двумя деревьями, “будто стал расцветать в лучах восходящего солнца”. На голове его гребешок “загорелся огненным цветком.

И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост”. Я полностью согласна с Константином Паустовским, который писал: “Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина”.

А. И. Куприн Сочинения в трех томах Том 1

И. Корецкая. А. И. Куприн Критико-биографический очерк

Произведения А. И. Куприна, выдающегося писателя-реалиста XX века, крупного мастера русской прозы, пользуются признанием и любовью широких читательских масс в СССР и за рубежом.

Певец простого человека, Куприн выступал в условиях царской России с горячей и страстной защитой людей труда от гнета капитализма, от притеснений самодержавного строя. Заветы великой русской литературы с ее «…демократизмом… проповедью человечности… глубоким интересом к жизни народа… упорными поисками всеобщей, всеосвещающей правды» (Горький) плодотворно осваивались Куприным. Его стремление следовать традициям Л. Толстого и Чехова было особенно прогрессивным в дни засилья декадентства и «чистого искусства».

Творческий расцвет Куприна закономерно связан с эпохой 1905 года. Острота обличения порядков самодержавной России, критика буржуазии, изображение рабочих, их социального протеста, равно как и сила художественного дарования, выдвинули Куприна накануне первой русской революции в ряд лучших писателей критического реализма. В 1905 году он был одним из самых видных соратников Горького в лагере передовой литературы.

Любовь к своей стране и народу, столь ярко проявившаяся в ту пору, определила и конечный итог противоречивого пути Куприна. На склоне жизни писатель осознал великую правоту Октября и вернулся из эмиграции в Советский Союз. Искренний и честный художник, Куприн понял, что только в стране социализма человек, который «пришел в мир для свободы и счастья», по-настоящему счастлив и свободен.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (8 сентября) 1870 года в г. Наровчате близ Пензы в семье мелкого чиновника. Рано оставшись без отца, он провел безрадостное «казенное» детство сперва во Вдовьем доме в Москве, где находилась его мать, затем в Разумовском благотворительном сиротском пансионе. Впоследствии в рассказах «Беглецы», «Река жизни», «Травка» Куприн вспоминал «поруганную» жизнь в приюте, «обыски и шпионство со стороны надзирателей, бессмысленный зубреж», всеобщую «безличность и безгласность».

Десяти лет Куприн был отдан во 2-ю московскую военную гимназию, реорганизованную вскоре в кадетский корпус с суровым солдатским режимом и телесными наказаниями. Порывистый, горячий, непокорный мальчик, каким мы видим Куприна в автобиографической повести «Кадеты», много претерпел от жестоких корпусных порядков. С детства Куприн возненавидел насилие, стал чутким к чужому страданию.

Осуждением произвола и мечтой о свободе проникнуты первые стихотворения Куприна-кадета (1884–1887).

Они показывают, что, несмотря на изоляцию от внешнего мира, неизбежную в условиях царской военной школы, Куприн знал о происходящих политических событиях и горячо сочувствовал освободительному движению. Накануне приговора по делу народовольцев, 14 апреля 1887 года, написаны «Сны», одно из самых взволнованных стихотворений юноши Куприна; в нем он обличает «гнусное, страшное дело» казни и клеймит палачей. Политически заострена «Ода Каткову» (1886) — сатира на всесильного царского сатрапа, злейшего врага народной свободы.

Но в обстановке усиления реакции гражданственные мотивы в юношеской поэзии Куприна приобретают пессимистическую окраску. О павших борцах, о поверженных идеалах говорит он в большинстве стихотворений 80-х годов («Слезы бесплодные», «Песня скорби», «Новый год», «Три времени» и др.).

Героический образ борца с врагами народными, который гибнет в неравной битве («Боец»), как бы олицетворяет для Куприна судьбу революционного народничества. Возможно, что стихотворение «Боец» написано в память народовольцев и, в частности, Д. В. Каракозова, с семьей которого Куприн общался летом 1886 года.

В 1888 году Куприн поступил в московское Александровское военное училище. Здесь он написал и анонимно опубликовал свой первый рассказ «Последний дебют» (1889).

Этот рассказ о красоте и силе чувств простого человека предвосхитил тематику многих произведений Куприна.

После окончания училища, в августе 1890 года, Куприн в чине подпоручика был направлен в 46-й пехотный Днепровский полк, стоявший в Волочиске и Проскурове Подольской губернии. Будни захолустного городка, быт и нравы одичавшего заштатного офицерства, провинциальных мещан описал он впоследствии в рассказах «Дознание», «Поход», «Прапорщик армейский», «С улицы», «К славе», «Полубог», в повести «Поединок» и во многих других произведениях.

Весной 1893 года Куприн едет в Петербург держать экзамен в Академию Генерального штаба. В академию он не попал, но за время пребывания в столице сумел установить литературные связи. С осени 1893 года Куприн начал печататься в журнале «Русское богатство».

Разноречивые тенденции раннего творчества Куприна проявились уже в произведениях 1893 года. В рассказе «Лунной ночью» молодой писатель с увлечением изображает «потемки души», изнанку человеческих чувств и поступков. Роковые страсти, самоубийства, преступления нагромождены в рассказе «Впотьмах».

Совсем иной характер носит написанный в том же году на основе личных впечатлений Куприна-армейца рассказ «Дознание» («Экзекуция»).

Вместо скроенных по трафарету мелодраматических злодеев, персонажи «Дознания» — солдат-татарин, забитый и бессловесный; тупое, жестокое офицерство; честный интеллигент, колеблющийся между служебным долгом и сочувствием к угнетенному, взяты писателем непосредственно из жизни. В этом своем первом военном рассказе Куприн выступал против палочной дисциплины и притеснений малых народов в царской армии.

Рассказ «Дознание» свидетельствовал о вступлении Куприна на путь критического реализма. Однако на этом пути ему пришлось преодолеть воздействия декадентской и натуралистической литературы. В новеллах 1894–1897 годов — «Безумие», «Ужас», «Аль-Исса», «Каприз», «Наталья Давыдовна», «Святая любовь» (включенных в 1897 году в сборник «Миниатюры») — Куприн отдал дань характерным мотивам, образам и приемам упадочного искусства. Выявляя уродливое, патологическое в душевной жизни и поступках людей, подчеркивая беззащитность человека перед властью слепого случая, «роковых мгновений», рисуя его рабом инстинктов, изображая любовь как смертоносное наслаждение, а женщину как жестокое, хищное существо, молодой Куприн подражал отчасти поздним рассказам Мопассана («Орля», «Он?», «Денщик», «Кто знает?»), отчасти — произведениям русских и западных декадентов.

Влияния декадентской литературы были преодолены Куприным в процессе более широкого знакомства с жизнью родной страны, когда, уйдя из армии, писатель сам очутился в положении безработного бедняка. Густо населенный торговый и промышленный Киев, где Куприн поселился с осени 1894 года, поразил его кричащими социальными контрастами. Здесь он впервые увидел, как велика армия «детей свирепой нищеты». Работа газетного фельетониста прибавила к армейским впечатлениям новые наблюдения над жертвами жизни и над хищниками буржуазного мира. С 1894 года Куприн стал сотрудничать в киевской ежедневной печати, а затем в житомирских, одесских, ростовских, поволжских газетах. Фельетоны, судебная хроника, рассказы, передовые статьи, стихи, очерки, театральные рецензии — таков диапазон газетчика Куприна. Многое из этой пестрой продукции, нередко печатавшейся под псевдонимами, не учтено и затеряно, но дошедшее позволяет воссоздать направление газетной работы Куприна.

Ряд острых социальных зарисовок дан в цикле очерков «Киевские типы» (1895–1896).

Представители «приличного общества» и киевские босяки — воры, попрошайки, мошенники-лжесвидетели, в изображении Куприна равно заражены жаждой наживы, нетрудовой психологией, паразитизмом. Намечается в очерках критика мещанства, обывательщины («Квартирная хозяйка», «Певчий» и др.).

«Тупость ума, чувств и нервов мещанина», которому нужна «кровавая драма, сенсационный скандальный процесс, взаимная травля газет», который заполняет сомнительные «Эрмитажи» и «Мавритании», увлекается спиритизмом и неспособен воспринимать Пушкина и Толстого, разоблачает Куприн в фельетонах «Спиритические сеансы», «Загадочный смех», в заметках «Калейдоскопа». В рецензии на первую постановку в Киеве пьесы Толстого «Власть тьмы» Куприн отстаивает народность как основу подлинного искусства. В статье «Солнце поэзии русской» и в двух очерках о проведении пушкинского юбилея он противопоставляет казенным чествованиям Пушкина искреннюю любовь народа к великому поэту.