Человек и природа в тихой лирике Рубцова 6 класс (2)

Лирика Николая Рубцова неразрывно связана с Россией, с родиной. Рано оставшись сиротой, он тонко воспринимал жизнь. Его сложная, полная драматизма судьба выражена в его стихах. Свое первое стихотворение будущий поэт написал после смерти матери, когда ему было всего лишь шесть лет. Оставшись сиротой, Николай всю свою любовь перенес на Родину, которую на протяжении всей своей жизни почитал и любил, как мать.

Поэт никогда не поддавался моде, не старался никому подражать, он пишет свои стихи искренне и неподражаемо. Истоки его лирики навсегда связаны с Вологодчиной, его малой Родиной.

Тихая лирика Николая Рубцова порой вызывает грусть и печаль, так как во многих его произведениях затронута мрачная тема смерти. Но для самого поэта смерть является не окончанием пути, а покровителем Родины, созидающим символом.

Главной темой поэзии Рубцова является прославление России, неотделимо переплетенная с воспеванием природы. Поэзия поэта призывает к жизнеутверждающему действию, она не учит и не заставляет, а своей искренней лиричностью открывает в душах читателей гармонию с миром, со своей Родиной и природой. Творчество Рубцова многообразно и индивидуально, его всепоглощающая любовь к Родине составляет смысл жизни поэта, и проходит лейтмотивом всей его поэзии.

Непростая судьба поэта оголяет его ранимую душу, затрагивая тончайшие струны сердца, и поэт создает глубочайшие по смыслу произведения, перекликающиеся с его жизненной дорогой. Многие стихи Николая Рубцова положены на музыку. Такие известные песни на его слова, как «В горнице моей светло», «Я буду долго гнать велосипед», «Улетели листья», и другие, находятся у каждого на слуху. Поистине талантливые произведения великого поэта до сих пор были и считаются злободневными и актуальными.

В задушевной поэзии Николая Рубцова отражена вся широта и мощь русского народа, и его проникновенные стихи всегда будут ярким светом освещать наш путь. Трагически завершился жизненный цикл великого поэта, который своим поэтическим чутьём предчувствовал смерть, написав стихотворение «Я умру в крещенские морозы». Навсегда Николай Рубцов останется в истории России искренним и трогательным поэтом.

Подведя черту под его многогранным творчеством, современники Рубцова начертали на памятнике одну знаменательную строчку из стихотворения поэта: «Россия, Русь! Храни себя, храни!», которая полностью характеризует личность талантливого человека. После Сергея Есенина, Николая Рубцова можно смело причислить к когорте народных поэтов.

11 стр., 5285 слов

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА И М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

... «Перекрёстные» темы (сочинения-сопоставления): 1. Тема свободы в лирике и (стихотворения «Узник» и , «Парус» , «Птичка» ). 2. о назначении поэта и поэзии. Различие в восприятии поэта у и . 3. ... это находит свое подтверждение в историях героев поэмы, например, жизнь возлюбленной главного героя обрывается в одном из наводнений, случившихся в Петербурге. У Михаила Юрьевича Лермонтова, как и у Пушкина, ...

Тема родина в лирике Рубцова

Николай Рубцов поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровывал мир поэзией непридуманной, органической. Голос Рубцова, еще не нашедшего своей, корневой, драматической темы Родины, России, темы жизни и смерти, любви и отчаянья, тогдашний голос Рубцова тонул в окружающих его голос Рубцова тонул в окружающих его голосах. И это закономерность. Творения Пушкина и Тютчева, Лермонтова и Некрасова, Фета и Полонского, Блока и Есенина были для Николая Рубцова и его собратьев не «литературными фактами», но именно глубочайшими воплощениями духовной жизни русского народа и русского человека, а значит, прообразами их собственной духовной жизни. Они никак не отделяли поэзию от жизни в ее сущностной основе и потому были свободными от какой либо литературщины.

Многие из критиков, также собратьев моих по перу, рассуждая при случае о поэтической судьбе Николая Рубцова, сразу же причисляют его чуть ли не к апологетам Есенина. Наивная несправедливость. Преодолимая близорукостью. Рубцов жил в свое время, Есенин в свое. То, что ощутить другой, каким бы провидцем последний не оказался. Чувства индивидуальны. Можно исповедовать одни и те же идеи : устремления мысли, но восторгаться или страдать, возгораться и гаснуть каждый обречен самостоятельно. И здесь нужно четко отделить одно понятие от другого : понятие школы и поэтической судьбы, глубиной сути поэта, что всегда первозданна.

Тихая моя родина ! Ивы, река, соловья… Мать моя здесь похоронена В детские годы мои…

Эта музыка, интонация слов выстрадана.Так писать мог только один человек, а именно Николай Рубцов. Это его кровные слова, его естественное состояние души.

До конца, До тихого креста Пусть душа останется чиста ! Россия, Русь ! Храни себя, храни ! Смотри, опять в леса твои и долы Со всех сторон нагрянули они Иных времен татары и монголы.

Так писать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи, патриот земли родной в самом высоком смысле этого слова, потому что мысль «храни» перерастает здесь рамки личного и даже отчего. Сохраняя любовь и память к своему изначальному, к родимой деревеньке, городу, речке детства, мы тем самым сохраняем любовь к Отчизне и даже больше ко всему живому на земле.

Поэзия Николая Рубцова помимо эмоционального несет в себе мощный нравственный заряд, иными словами она, его поэзия, способна не только воспитывать в человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала. Поэзия Рубцова не «тихая», не камерная, не подходит она под определение «деревенской» поэзии. Она просто поэзия. Поэзия Николая Рубцова. И спасибо ему от нас запоздалое за красоту и пронзительность этой поэзии, спасибо ему за любовь его земную, неопалимую.

Таким образом мы рассмотрели, как поэты разных эпох смотрели на тему родины, и как эта тема была отражена в их поэзии. И на основе всего написанного можно сделать вывод, что тема родины, отраженная в особенности в стихах, зависела прежде всего от душевного состояния поэта, от его мировосприятия и от окружающей обстановки, то есть от той эпохи в которой жил каждый из поэтов.

Лучшие книги XXI века, версия экспертов: 1. «Поправки» (The Corrections) — Джонатан Франзен; 2. «Известный мир» (The Known World) — Эдвард Джонс; 3. «Облачный атлас» (Cloud Atlas) — Дэвид Митчелл; 4. «2666» — Роберто Боланьо; 5. «Пасторалия» (Pastoralia) — Джордж Сондерс; 6. «Дорога» (Road) — Кормак Маккарти; 7. «Аустерлиц» (Austerlitz) — В.Г. Зебальд; 8. «Пора уводить коней» (Out Stealing Horses) — Пер Петтерсон; 9. «Ненависть, дружба, ухаживание, влюбленность, брак» (Hateship, Friendship, Courtship, Loveship, Marriage) — Элис Мунро; 10. «Не отпускай меня» (Never Let Me Go) — Кадзуо Исигуро; 11. «Короткая и удивительная жизнь Оскара Уо» (The Brief Wondrous Life of Oscar Wao) — Жуно Диас; 12. «Сумерки супергероев» (Twilight of the Superheroes) — Дебора Айзенберг; 13. «Смертные» (Mortals) — Норман Раш; 14. «Искупление» (Atonement) — Иэн Макьюэн; 15. «Чего только ни приключается» (Varieties of Disturbance) — Лидия Дэвис; 16. «Средний пол» (Middlesex) — Джеффри Евгенидес; 17. «Бастион одиночества» (The Fortress of Solitude) — Джонатан Летем; 18. «Все это очень странно» (Stranger Things Happen) — Келли Линк; 19. «Американский гений» (American Genius, A Comedy) — Линн Тилман; 20. «Гилеад» (Gilead) — Мерилин Робинсон.

11 стр., 5403 слов

«Лирика Николая Рубцова»

... лирика» (Вологда, 1974), «Подорожники» (Москва, 1975), «Стихотворения» (1977). Уже на первые циклы стихов Николая Рубцова ... ]. Поэзия Рубцова, предельно ... веков» («Сосен шум»). Живейшее волнение будит и болото, «на ... тему - тему единства с Родиной. Высокий дуб. Глубокая вода. Спокойные кругом ложатся тени… Общий набросок картины уже есть - без уточнений, без лирической окраски, и рождается мелодия - тихая, ...

Лучшие книги XXI века, версия читателей: 1. «Короткая и удивительная жизнь Оскара Уо» (The Brief Wondrous Life of Oscar Wao) — Жуно Диас; 2. «2666» — Роберто Боланьо; 3. «Средний пол» (Middlesex) — Джеффри Евгенидес; 4. «Облачный атлас» (Cloud Atlas) — Дэвид Митчелл; 5. «Дорога» (Road) — Кормак Маккарти; 6. «Искупление» (Atonement) — Иэн Макьюэн; 7. «Приключения Кавалера и Клея» (The Amazing Adventures of Kavalier & Clay) — Майкл Чабон; 8. «Поправки» (The Corrections) — Джонатан Франзен ; 9. «Гилеад» (Gilead) — Мерилин Робинсон; 10. «Белые зубы» (White Teeth) — Зэди Смит; 11. «Кафка на пляже» (Kafka on the Shore) — Харуки Мураками; 12. «Бегущий за ветром» (The Kite Runner) – Халед Хоссейни; 13. «Не отпускай меня» (Never Let Me Go) — Кадзуо Исигуро; 14. «Аустерлиц» (Austerlitz) — В.Г. Зебальд; 15. «Падение империи» (Empire Falls) — Ричард Руссо; 16. «Беглец» (Runaway) — Элис Мунро; 17. «Мастер» (The Master) — Кольм Тойбин; 18. «Половина желтого солнца» (Half of a Yellow Sun) — Чимаманда Нгози Адиче; 19. «Непривычная Земля» (Unaccustomed Earth) — Джумпа Лахири; 20. «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» (Jonathan Strange & Mr. Norrell) — Сюзанна Кларк.

Лучшие книги XXI века, версия Telegraph:

  • «Гарри Поттер и дары смерти» (Harry Potter and the Deathly Hallows) — Джоан Роулинг;
  • «Мечты от моего отца» (Dreams from My Father) — Барак Обама;
  • «Код да Винчи» (The Da Vinci Code) — Дэн Браун;
  • «Душераздирающее творение ошеломляющего гения» (A Heartbreaking Work of Staggering Genius) — Дэйв Эггерс;
  • «Бог как иллюзия» (The God Delusion) — Ричард Докинз;
  • «Быть Джордан» (Being Jordan) — Кэти Прайс;
  • «Дикие сыщики» (The Savage Detectives) — Роберто Боланьо;
  • «Белые зубы» (White Teeth) — Зэди Смит;
  • «Искупление» (Atonement) — Иэн Макьюэн;
  • «Мужчины, которые ненавидят женщин» (The Girl with the Dragon Tattoo) — Стиг Ларссон

Лучшие книги XXI века, версия Times:

  • «Дорога» (The Road) — Кормак Маккарти;
  • «Персеполь» (Persepolis) — Марьян Сатрапи;
  • «Мечты от моего отца (Dreams from My Father) — Барак Обама;
  • «Шедевры классических рассказчиков мифов хайда» (Masterworks of the Classical Haida Mythtellers);
  • «Французская сюита» (Suite Française) — Ирен Немировски;
  • «Переломный момент/ Как незначительные изменения приводят к глобальным переменам» (The Tipping Point: How Little Things Can Make a Big Difference) — Малькольм Гладуэлл;
  • «Жизнь Пи» (Life of Pi) — Янн Мартел;
  • «Расплата: долг и темная сторона богатства» (Payback: Debt and the Shadow Side of Wealth) — Маргарет Этвуд;
  • «Искупление» (Atonement) — Иэн Макьюэн;
  • «Код да Винчи» (The Da Vinci Code) — Дэн Браун.

Тема русской природы в лирике Н. Рубцова

Тематика лирических произведений Николая Рубцова широка. Он размышляет над философскими проблемами, пишет о дружбе, о ремесле поэта, о родной природе. Чувство родины — главное для Николая Рубцова.

2 стр., 711 слов

Сочинение способна ли природа давать подсказки человеку

... ли природа помочь человеку понять себя? 6. Способна ли природа воспитывать человека? 7. Способна ли природа давать подсказки человеку? 8. Чему человек может научиться у природы? 9. Как природа помогает понять мир человеческих чувств? 10. Почему картины зимы (весны) так интересны поэтам? ... легка» под звуки «глухой песни ямщика». Стихотворение А. Блока написано четырехстопным ямбом, который придает ...

Оно определило и особенности его восприятия природы. Пейзажи в его стихотворениях — прекрасные, звучащие картины, в которых заложена высокая нравственность. Например, в стихотворении «Ночь на родине» картины природы подвижны, динамизм в них усиливается отчетливо слышимой мелодией.

Здесь звучит тема неразрывного единства поэта с родиной: «Высокий дуб, глубокая вода. Спокойная кругом ложится тень». Сначала мы видим общий набросок картины, а затем рождается тихая, задумчивая мелодия. «И тихо так…» — поэт развивает мотив тишины, но тишина эта радостная, светлая. Пейзаж постепенно наполняется деталями. В легком тумане прорисовались крыши деревенских изб, которые «не слыхивали грома», глубокое ночное небо раздвинулось, и увеличилось поле зрения: «Не встрепенется ветер у пруда, И на дворе не зашуршит солома…» Картина наполняется жизнью, когда поэт вводит последний штрих — звуковой: «И редок сонный коростеля крик…».

На этом фоне определеннее ощущается душевное состояние лирического героя, он прощается с пережитым: «Вернулся я, былое не вернется!» Как ни грустно, но это естественно, и все-таки трудно примириться поэту с необратимостью времени. Врачующе действует тот миг, «когда души не трогает беда… и тихо так, как будто никогда уже не будет в жизни потрясений». В этот миг поэт остро ощущает себя частью мира. А дальше идет их полное слияние. Автор сводит воедино картины природы, мелодию и душевные переживания: И всей душой, которую не жаль Всю потопить в таинственном и милом, Овладевает светлая печаль, Как лунный свет овладевает миром…

Любовь поэта к родине никогда не декларируется. Просто с помощью этих привычных картин Рубцов выражает себя. Любимые края дороги ему и осенью, которая ближе всего его душе, и весной, когда «высоко над зыбким половодьем без остановки мчатся журавли», и в долгую зиму, когда «снег лежит по всей России, словно радостная весть», и в летний день, когда «зной звенит во все свои звонки».

Рубцов с любовью рисует бескрайние леса, болота и поля. Образ российских просторов полон романтической таинственности. Поэт обычно идет от немногих примет пейзажа, как, например, в стихотворении «Ночь на перевозе». Ветер, замерзающая вода, пустой сенной сарай под елкой на высоком берегу — так передается ширь и глубина картины, открывается простор для воображения: От безлюдья и мрака хвойных Побережий, полей, болот Мне мерещится в темных волнах Затонувший какой-то флот. И один во всем околотке Выйдет бакенщик-великан И во мгле промелькнет на лодке, Как последний из могикан…

16 стр., 7601 слов

Романтизм в литературе. Природа и человек в романтической лирике ...

... в цикле стихотворений и поэм о Кавказе, который воспринимался поэтом как страна вольнолюбивых и гордых людей, противостоящих стране рабов и господ под властью царя-самодержца Николая I. Образы главных в произведениях ... не в вечности, как природа. Романтизм представляет собой идейное направление в искусстве и литературе, появившееся в 90-х годах 18 века в Европе и получившее широкое распространение в ...

Излюбленные образы Рубцова зыбки, хрупки. В его творчестве сложился «образ прекрасного мира», истоки которого он находит в природе. Но природа сегодня теряет былую силу перед человеком, оснащенным мощной техникой. Потому во многие стихи Рубцова проникает интонация тревоги.

Природа рождает поэзию. Вот почему судьба природы, по Рубцову, это и судьба поэтического слова. Не случайно в его стихотворении «Поэзия» в первой же строфе возникает образ «покорной судьбе» природы: Теперь она, как в дымке, островами, Глядит на нас, покорная судьбе, — Мелькнет порой лугами, ветряками — И вновь зарыта дымными веками…

И тем сильней влечет она к себе! Поэт тревожится, «чтоб этот вид безвестный хотя б вокзальный дым не заволок!» Ведь так можно и потерять черты прекрасного, открытого в поэтическом мире еще Пушкиным, Кольцовым. В своем творчестве Н. Рубцов, как и другие поэты и писатели, попытался осмыслить злободневную проблему современности — проблему отношения человека с природой. Он понимает, что человек живет в движущемся мире, нередко осложняющем жизнь.

Эта тема поднимается в стихотворении «Поезд». Легко почувствовать, что поезд, который мчится «с грохотом и воем», «с лязганьем и свистом», неприятен поэту. Скорее он вызывает недоверие.

А ведь несется поезд «с полным напряженьем мощных сил, уму непостижимых». Мгла, желтый рой огней, грохот поезда «в дебрях мирозданья», скорость, которая не дает разглядеть явления. Картина складывается впечатляющая. Движение подхватывает все, вот уже и поэт вовлечен в общий поток.

Человек находится в плену у времени, которое втягивает его на свои пути, не спрашивая у него желания. Грохот и лязг не утихли, и не исчезло беспокойство, связанное с возможностью крушения. Но человек — не один в этом движении, и поэт обрывает свои сомнения: Но довольно! Быстрое движенье Все смелее в мире год от году, И какое может быть крушенье, Если столько в поезде народу?

Так завершается это емкое, многозначное стихотворение. В самой малости можно порой увидеть то, что щедро дарит человеку родина. И как важно не пройти мимо этого.

Поэтому поэт обращается к тем, кто не видит красоты вокруг себя: «Куда же вы? Куда вы? Взгляните ж вы, какие здесь купавы!» .

А вот находит он уголок, где царят покой и тишина . Но нет умиротворения — есть тревожная картина запустения. Не барина — владельца парка, доживающего свой век на чужбине в тоске по родине, — пожалел поэт. Грустно, что «ничей приход не оживит картины», что никому не нужна эта красота. В стихотворении Николая Рубцова «Подорожники» появляется пеший человек на лесной дороге.

Он открывает бесконечность родного мира: …от кустика до кустика По следам давно усопших душ Я пойду, чтоб думами до Устюга Погружаться в сказочную глушь. Единство с природой для Рубцова — исходное условие бытия. Оттого и погружается он думами в «сказочную глушь» леса.

И шагает он, обретая вновь утраченные было ценности, которые совсем рядом.

5 стр., 2318 слов

Топик 1000. (A). Людей неинтересных в мире нет!

... find your decent place in our human society. With love, Angelina Yudina Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы - как истории планет. У каждой все особое, свое, и ... городе Владимире. Хотя мне всего 11 лет, я твердо уверена в том, что в мире нет неинтересных людей! Каждый человек, живущий в нашем обществе, индивидуален и неповторим, а судьба каждого достойна интереса ...