По литературе. Человек и природа в поэзии лермонтова

Связь природы и человека у М.Ю. Лермонтова проскальзывает в каждом стихотворении. Красота природы проходит через все его творчество. В стихах с ее помощью, он раскрывает связь окружающей среды с духовным миром своего героя. Поэтический персонаж Лермонтова, пытается с помощью природы избавиться от одиночества. Но в своей меланхолии не потерял способность к правильной оценке ее красоты. Сосна, тоскующая по пальме. Утес в одиночестве, от которого убежала «тучка золотая». Парус одинокий «в тумане моря голубом». Лист дуба, который оторвался от «ветки родимой», ищет приюта и нигде его не находит.

Красота природы во многих стихотворениях Лермонтова, лишь оттеняет одиночество лирического героя. Гражданское общество – «образы бездушных людей», а светлый мир природы как источник нравственных ценностей. Олицетворение «естественного добра», которое противостоит «испорченному свету».

С взросление автора меняется и его описание природы. Если в начале своего творческого пути он писал, свои стихи как ученик, стихотворение «Осень», то с возрастом начинает прослеживаться связь природы и человеческой духовной жизни. Прекрасный стих «Когда волнуется желтеющая нива…», показывает, как лирический персонаж воспринимает умиротворение природы и как она на него воздействует. Где ландыши кивают головками, где шумит ручей и присутствует румяный вечер. Весь стих пропитан эмоциональными определениями. И вся красота природы, ее безмятежность благостно действуют на героя. «Тогда смиряется души моей, тревога». Но что интересно, желтеющая нива и цветущий ландыш, разве может это происходить в один период. Возможно это ошибка поэта, или он сделал такой оригинальный намек на гармонию, которая может существовать лишь в мечтах. Умиротворяющее действие природы в этом стихе перекликается с природой в произведении «Мцыри», очень похожей цитатой «Кругом меня цвел божий сад».

Но даже при всем благодушии природы, герой осознает свое трагическое одиночество. Особенно показательно это в стихе «Выхожу один я на дорогу…». Наиболее прочувствованное стихотворение в лирике М.Ю.Лермонтова. Спокойствию природы, красивым звездам, которые ведут тихую беседу. Отдыхающей земле он в противоположность показывает бешеные человеческие чувства, массу вопросов, которые идут в разрез вселенской гармонии.

Пусть в стихах Лермонтова, постоянно показано противоборство чувств человека и природы, но они очень трогательные. На них положена музыка, и сейчас романсы на его стихи очень популярны и востребованы.

4 стр., 1898 слов

Какую роль играет природа в жизни героев романа Толстого «Война и мир»?

... природы и учиться у неё. Человек и природа в «Войне и мире» Толстой вплетает описание природных явлений, когда рассказывает о каких-нибудь ключевых ситуациях, в которых оказывается персонаж. Природа словно сочувствует героям романа, ... красотой неба, Пьера, ночь и луну. Ему стало ясно, что полноценная жизнь — это когда ты приносишь радость другим, а не только себе. Можно понять, какую роль в природе ...

Темы Родины и природы в лирике М.Ю. Лермонтова.

Окружающий мир воспринимается и оценивается лирическим героем Лермонтова сквозь призму собственного духовного опыта. Он затрагивает героя не самим своим существованием, но постольку, поскольку определяет нечто важное в его духовном бытии. Напряженная духовная жизнь героя заставляет его поначалу предполагать и в окружающих столь же интенсивные духовные поиски. Открытие, что люди в большинстве своем решают вопросы быта, а не бытия, приводит героя раннего, юношеского периода к романтическому конфликту с обществом. Он трагически переживает этот конфликт, шлет проклятия миру “безжалостных людей”, видя в нем лишь “кучу каменных сердец”. В ранней лирике звучат и гражданские мотивы неприятия рабства, прославления революционного подвига, возвеличивания былого могущества России. Социальные проблемы представляются ему следствием каких-то глубинных процессов, сущностных черт человечества и народа. Так, в стихотворении 1829 года “Монолог” предвосхищаются темы и образы “Думы”:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.-, К чему глубокие познанья, жажда славы,, Когда мы их употребить не можем?, Мы, дети севера, как здешние растенья,, Цветем недолго, быстро увядаем…

В этом стихотворении особенно важно ощущение героя, что сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель дарований — душит их. И тем сильнее звучит мотив противопоставления современного ущербного существования “здешнего света” прежнему, былому могуществу России. Героические образы русских богатырей — бесстрашных, могучих и мудрых — создает Лермонтов. Одно из высших проявлений мощи русского духа находит он в недавнем прошлом: в войне 1812 года. Значение победы России над Наполеоном для Лермонтова символично: поэт видит в ней не только военный триумф, но торжество справедливости, огромной духовной высоты нации. Именно поэтому аллегорическое повествование об этой войне в “Двух великанах” написано в ключе былинного сказа, где сам дух народа воплощается в образ “древнего русского великана”.

В одном из замечательных поэтических шедевров позднего Лермонтова — в “Бородине” — поэт вновь акцентирует внимание на “былинности”, символичности победы русского воинства. В “Бородине” в полную силу звучит мотив противопоставления “богатырям” “нынешнего племени”, современников, неспособных на подвиги, утративших духовную связь с народом. Этот разрыв между Россией дворянской, где процветает просвещенность, образованность, но нет возможности применить полученные знания, нет поля деятельности, и Россией народной трагически осмысливается поэтом. Народная Россия живет по истинным, исконным человеческим законам, когда личность не противопоставляет себя обществу, но черпает силу в своем единении с народом.

Символом России, средоточием ее единства Лермонтов считает Москву и противопоставляет ее официальному Петербургу, противопоставляя тем самым естественный ход развития истории России и ее исторический центр — древнюю Москву, Петровской ориентации на Запад и декоративной, специально выстроенной столице — Петербургу. Именно Москву как сердце и воплощение Родины защищают солдаты в “Бородине”. Москву воспевает Лермонтов в четверостишии 1831 года “Кто видел кремль в час утра золотой…”, в ней видит истинную отчизну и лирический герой поэмы “Сашка”:

6 стр., 2555 слов

Россия – Родина моя: я другой такой страны не знаю

... в будущем мне придётся жить в другой стране, я всегда буду помнить о моей родине, моей России! Другие сочинения: ← Родная земля↑ РодинаМоя любимая Родина → Эссе «Когда я думаю о современной ... весело! Именно с Россией связаны все мои мечты, потому что мне небезразлично, как я завтра буду жить в родной стране. Когда я думаю о современной России, у меня возникают ...

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,, Как русский,- сильно, пламенно и нежно.

В 1841 году написаны два стихотворения, в которых Лермонтов наиболее полно и глубоко раскрывает всю противоречивость, сложность своего отношения к Родине:

Прощай, немытая Россия,, Страна рабов, страна господ.

Это самое резкое политическое выступление Лермонтова. Впервые в русской литературе прозвучало осуждение, неприятие не каких-либо отдельных сторон русской действительности, а всей николаевской России. Страшная картина духовного рабства, истовой преданности народа своим палачам внушает поэту отвращение. Вторая строфа стихотворения переводит разговор от духовного рабства в России к побегу “за стену Кавказа”, на волю. В стихотворении выражена абсолютная безнадежность: в этой стране тотальной несвободы жить нельзя. Из нее можно лишь попытаться бежать — но обретение личной свободы “за стеной Кавказа” ничего не изменит в России. Глухое отчаяние толкает лирического героя к отречению от Родины. Но все жу это поразительно горькое стихотворение обретает свой истинный смысл лишь в контексте эпохи и всего творчества поэта. Для 30-х — 40-х годов такие чувства были характерным явлением.

Почти одновременно со стихотворением “Прощай, немытая Россия” была написана “Родина”, где Лермонтов не просто дал выход всей накопившейся обиде и глубокой ненависти к политическому строю, основанному на духовном рабстве, но осмыслил само чувство Родины в том неповторимом и особенном виде, в каком оно сложилось у ряда мыслящих людей эпохи. Он психологически и философски осмыслил его как одно из важнейших явлений русской культуры. Стихотворение построено так, что должно с первой до последней строки шокировать читателя. Любовь лирического героя к Родине оценивается им самим как “странная”, это любовь “рассудку вопреки”. Но почему рассудок должен победить такое естественное человеческое чувство как любовь к отечеству? Все стихотворение построено на антитезе, на противопоставлении “казенного патриотизма” и естественного человеческого чувства, которое по своей природе иррационально: ”люблю — за что, не знаю сам…”. Лермонтов свой образ Родины создает так, что выявляется непримиримый конфликт между гражданским сознанием, возможным в новую эпоху лишь в жандармерии, и истинной любовью человека к своей отчизне. Открытое Лермонтовым иррациональное чувство Родины, его принципиальный отказ логически обосновать и объяснить, за что любит человек свою отчизну, положили начало одной из основных традиций русской литературы, в рамках которой патриотизм воспринимался как чувство антагонистичное рассудку и глубоко личное.

Но все же было что-то, что притягивало поэта в отчизне. Прежде всего — это русская, с детства знакомая и близкая природа. Пейзаж в “Родине” — это поначалу картины монументальные, величественные. Это большой мир России — ее степи, леса, реки. Взор поэта охватывает огромные географические пространства. Душе Лермонтова близок этот размах: “..лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям…” От огромного пространства он переходит к изображению “малой Родины”, показанной с нежностью, через детали: “дрожащие огни печальных деревень”, “дымок спаленной жнивы”. Читатель видит

В поздней лирике Лермонтова природа часто является умиротворенной и умиротворяющей. Она воплощает собой совершенство, гармонию. Часто гармония природы противопоставляется дисгармонии в душе человека. Природа может таить опасность, как это происходит в поэме “Мцыри”: “И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота”. Но чаще всего манит человека, как родная стихия, близкая его внутреннему миру. Лишь она может убаюкать душу, помогает поэту в поэтическом сне примириться с жизнью. Примером этого могут послужить строки из “Мцыри”: “Ты перенесть меня вели в наш сад, в то место, где цвели акаций белых два куста…” Только это поможет ему спокойно умереть, примирившись с судьбой. И только благодаря природе переживают герои Лермонтова такие мгновения, так как она, в отличие от человеческого мира, являет собой плоды рук творца в неискаженном, чистом образе.

5 стр., 2102 слов

Основные мотивы и образы лирики М. Ю. Лермонтова. Нравственно-философское ...

... Мотивы и образы лирики одного из поэтов Серебряного века Свою первую книгу стихотворений, который назывался «Сборник стихотворений», Бальмонт издал в 1890 г. Всё издание было проникнуто меланхолическим настроением, основные темы лирики ... образ тюрьмы в лирике М. Ю. Лермонтова? Образ носит символический характер — вся Россия представлялась поэту тюрьмой, где мыслящий человек — узник. Какие образы ...

LiveInternetLiveInternet

«Люблю отчизну я . . .». («Родина».

1841).

Лермонтов беспредельно любил русский народ, тонко чувствовал красоту родной природы. Не удивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических и прозаических произведений. В молодости он описывает «бури шумные», величественные явления природы. Беспредельно любят природу романтические герои произведений Лермонтова. Герой поэмы «Мцыри», «как брат, обняться с бурей был бы рад». В лирике зрелых лет картины природы как бы очищены от эмоциональных словесных украшений и преувеличений — в них все просто, правдиво, точно и экономно. Поэт реже употребляет метафоры, метафорические сравнения, отвлеченные эпитеты. По словам Белинского, в стихотворениях Лермонтова «говорит одно чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения: ему не нужно убранства, не нужно украшений». Посмотрите с этой точки зрения на такие стихотворения, как «Горные вершины…», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Утес», «Тучи», «Выхожу один я на дорогу . . .»,

— и вы убедитесь в правоте мысли Белинского. В лирике Лермонтова «чистый» пейзаж почти отсутствует. Он чаще всего рассказывает о том, какие мысли и чувства вызывает природа. «Серебристый ландыш», «желтеющая нива», бегущий по оврагу «студеный ключ» — все это успокаивает поэта, смиряет душевные тревоги. Быстро бегущие по небу тучи напоминают о судьбе изгнанника: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную» («Тучи». 1840).

«С отрадой, многим незнакомой» («Родина»),

поэт смотрит на безбрежные леса и нивы, на степи и реки. Прочитав стихотворение «Родина» еще в рукописи,

В

Белинский

сказал, что это «вещь — пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских». Критик

Н. А. Добролюбов

, как бы продолжая развивать мысль Белинского, отмечал, что Лермонтов «обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он . . . понимает любовь к отечеству истинно свято и разумно». Реакционные писатели в своих произведениях прославляли самодержавную, крепостническую Россию. Это был казенный патриотизм. Другие литераторы ценили патриархально-общинные устои русского народа, уходящие своими корнями в быт и нравы допетровской Руси. Так, поэт А. С. Хомяков в стихотворении «Отчизна» писал о том, что сила и величие России в религиозности и «смирении» русского народа. Лермонтов отверг эти концепции патриотизма, признан их ложными (это отмечено и Добролюбовым).

17 стр., 8321 слов

М. ю. лермонтов “узник”: анализ стихотворения

... искали: анализ стихотворения узник лермонтов анализ стихотворения лермонтова узник узник лермонтов анализ Анализ стихотворения Лермонтова Узник Стихотворение «Узник» Михаил Лермонтов написал, находясь под арестом за публичное чтение другого своего произведения – «На смерть поэта». Образы и сюжетная линия «Узника» вдохновлены именно этим опытом. Начинается стихотворение как ...

В стихотворении

«Прощай, немытая Россия»

он показал

отвратительный лик николаевской империи с «господами» и «рабами», с голубыми мундирами жандармов и «послушным им народом», а в «Родине» нарисовал светлый образ России народной.

Впервой строфе стихотворения

«Родина»

Лермонтов называет свою любовь к отчизне странной . «Странность» заключалась в двойственном отношении поэта к Родине. В начале стихотворения осуждается казенный официальный патриотизм, Лермонтова не трогает Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья…. Конечно, Лермонтов ценил и любил героическое прошлое родины. Встихотворении

«Бородино»

он воспел

подвиг народа, поднявшегося на защиту отчизны

  • Поэт дорожил гражданскими подвигами предков, умевших постоять за правду, за человеческое достоинство. Вспомним

«Песню про купца Калашникова».

Но не в военной мощи николаевской России, не в «темных» преданиях старины, не в смирении русского народа видит он великое будущее родины.

Лермонтов прославляет Россию народную

, которую любит непосредственно, сердечно, «истинно свято и разумно» (Добролюбов).

В последующих строфах поэт рисует широкие картины родной природы, труд и быт русского крестьянства. Ему дороги и милы в степи безбрежные леса и реки. Стихотворение построено так, что от общего поэт идет к частному. Появляются конкретные признаки сельского пейзажа со следами крестьянского труда и быта. Вот вьется проселочная дорога, по которой тянется «кочующий обоз», стелется «дымок спаленной жнивы», белеют березы, мелькают «дрожащие огни печальных деревень». А вот и сама деревня. Поэт любуется «полным гумном», избами с «резными ставнями» на окнах. Вспомним стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…». Музыка и пляска маскарадного бала в Благородном собрании вызвали в душе поэта «горечь и злость». А «пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужиков» Лермонтов готов «смотреть до полночи». Лермонтов отвергает сложившиеся устои крепостнической России и желает видеть русский народ свободным и просвещённым. Он восстает против политического гнета, против бездеятельности и страстно зовёт своих современников к борьбе за свободу, за счастье людей. Подобно мятежному одинокому парусу, Лермонтов не знает покоя, хотя порой и мечтает о нем.

Поэзия Лермонтова – поэзия глубокой мысли, гражданского долга и жажды жизни. Его стихи согреты чувством великой любви к народу.

Михаил Юрьевич Лермонтов — один из загадочных русских поэтов. К сожалению, он очень рано погиб: был убит на дуэли в неполные двадцать семь лет. Но успел за свою короткую жизнь так много. Уже в ранней лирике Лермонтова проявляется одна существенная особенность его творчества: оно субъективно и оригинально, что характерно для романтической поэзии.

10 стр., 4912 слов

Лирика Лермонтова (2)

... Основные мотивы лирики Лермонтова Вхождение Лермонтова в литературу было стремительным. Лермонтов рано начал пробовать свои силы в различных родах и жанрах. Но основанием его художественного мира явилась лирика. Ранняя лирика поэта ... его песни в душе молодой Остался без слов, но живой лирика лермонтов природа человек Лермонтов любил жизнь страстно, вдохновленный мыслями о Родине, мечтой о свободе, ...

В уме своем я создал мир иной И образов иных существованье; Я цепью их связал между собой, Я дал им вид, но не дал им названья… Так писал поэт в стихотворении “Русская мелодия”. Что же за герой стоит в центре поэтического мира Лермонтова? Это “гордая душа”, способная на великие чувства. Но мир несовершенен, и чувство неудовлетворенности не покидает поэта. Лермонтов выразил в своей -поэзии настроение эпохи, — сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее. Дознание своей исключительности в мире, где царствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, на первый взгляд, посвященных природе. Но у поэта особенная природа: в ней все подчинено тем же законам, которые мы наблюдаем в нашем человеческом мире. Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей. “Тихонько плачет” покинутый тучкой одинокий старый утес. А как близок к лирическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторвавшийся “от ветки родимой”, никому не нужный, “не знающий сна и покоя”. Как характерно то, что “до срока созрел он”. Ведь именно так напишет Лермонтов и о целом поколении, сравнив его с “плодом, до времени созрелым” (стихотворение “Дума”).

Прием одушевления природных явлений — не редкость в поэзии. Лермонтов одним из первых в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. “Он был похож на вечер ясный”, — напишет поэт о Демоне. Особенно мне понравилось стихотворение “Вечер после дождя”. Картина человеческой жизни переплетается с картиной природы. Поэт увидел, вернее, “приметил” цветок. Он так же одинок, как и поэт. Но Лермонтов глубже прячет свои чувства, введя в стихотворение образ девушки “в печали роковой”. И в конце стихотворения все смешалось: страдания поэта, девушки, цветка, который стоит один “меж омоченных трав”. Главу свою склонивши, он стоит, Как девушка в печали роковой: Душа убита, радость над душой; Хоть слезы льет из пламенных очей, Но помнит все о красоте своей. В поздней лирике Лермонтова природа часто является умиротворенной и умиротворяющей. Она воплощает собою совершенство, гармонию, особенно такие чувства вызывают небо и звезды. Гармония природы противопоставляется дисгармонии в душе человека: В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом… Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем? Природа может таить опасность, показаться враждебной человеку, как это происходит в поэме “Мцыри”: “И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота”, героя “жалит огонь безжалостного дня”. Но все чаще природа манит человека, как родная стихия, близкая его душе: “О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад”, “Глазами тучи я следил, рукою молнии ловил” (“Мцыри”).

Природа для поэта — это великолепный, прекрасный “божий сад”. Лишь она может помочь забыться поэту, примириться с жизнью. Он желает, “чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел” над его изголовьем. И Мцыри высказывает ту же мечту перед смертью: “Ты перенесть меня вели в наш сад, в то место, где цвели акаций белых два куста… Трава меж ними так густа…” Только это помогает ему умереть, примирившись с судьбой, думая о любви: “И с этой мыслью я засну и никого не прокляну”. Поэту-романтику близки вершины великолепных гор, высокие, недоступные звезды, облака, тучи и бури. Но Лермонтов всматривается и в мельчайшие явления окружающего мира, он любит и “росой обрызганный душистый ландыш”, и “малиновую сливу под тенью сладостной зеленого листка”, и “холодный ключ”, играющий в овраге. В этих строчках из стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…” Лермонтов не описывает конкретный пейзаж, а лишь вспоминает любимые картины природы. И они вызывают умиление, и мир предстает гармоничным и справедливым. Светает — вьется дикой пеленой Вокруг лесистых гор туман ночной; Еще у ног Кавказа тишина, Молчит табун, река журчит одна. Созерцая красоту природы.’Лермонтов переживает высокие мгновения. И это потому, что природа являет собою плоды рук Творца в чистом, неискаженном образе: Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога!

2 стр., 704 слов

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт

... из лучших его стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии. Произведение наполнено горьким пафосом, и ... в конце стихотворения. Данное произведение написано ямбом с обилием пиррихия. Это позволяет автору создать плавную, тягучую речь. Таким образом, стихотворение Лермонтова «Поэт» является одним ...