Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] Свияш Александр Григорьевич
Взаимное воспитание в семье
Если вы избежали духовного «воспитания» на стадии создания семьи, то, скорее всего, это воспитание вы получите уже в ходе семейной жизни.
Как вы знаете из личного опыта, семья является тем самым местом, где в полной мере проявляются все наши идеализации. В очень многих семьях имеется недостаточное взаимопонимание между супругами, что нередко приводит к обидам, ссорам, скандалам и разводам. В итоге очень много браков распадается. Почему так происходит?
Так происходит потому, что Жизнь подбирает людей в семейные пары таким образом, чтобы каждый из супругов разрушал ценности, которым придает избыточное значение второй супруг. Разрушение системы ценностей одного из супругов происходит путем отрицания его идеалов другим супругом. Именно в этом причина большинства конфликтов и взаимного непонимания многих людей, живущих семейной жизнью.
Конечно, далеко не у каждого человека есть идеализации, которые можно разрушить в семейной жизни. Поэтому часть семей живет вполне благополучно, без больших разборок и взаимного недовольства. Но это, по нашим наблюдениям, меньшая часть.
семейные ценности
Несложно догадаться, что все эти качества ближе и понятнее лучшей, женской половине человечества. Именно женщины чаще придают избыточно большое значение этим ценностям.
А поскольку женщины это идеализируют, то мужчинам ничего не остается, как разрушать эти ценности. Мужчины просто вынуждены больше выпивать, ездить на рыбалку или охоту, заводить связи на стороне, там же тратить деньги, массу времени проводить на работе или с друзьями и т. п. Выполняя свою «воспитательную» задачу, они вынуждены совершать такие поступки, которые общественное мнение и мораль относят к негативным деяниям. Но, как мы уже указывали, мораль и задачи духовного «воспитания» часто расходятся.
супруги духовно «воспитывают» друг друга по полной программе
Можно привести массу примеров, когда жене-чистюле достается муж, совершенно равнодушный к чистоте и искренне не понимающий ее переживаний из-за разбросанных по дому вещей или следов от его грязной обуви в комнатах (для усугубления ситуации он часто работает в местах, где просто невозможно быть чистым).
Или мужу-аскету достается жена, патологически склонная к комфортной жизни (в которой ему обычно не находится места).
Или жене из интеллигентной семьи, в которой повышать голос на собеседника считалось верхом неприличия, достается муж-матершинник, искренне не понимающий ее переживаний по поводу его ненормативной и эмоциональной речи. Или мужу, озабоченному сексом, достается жена, уверенная в том, что секс нужен людям только для воспроизведения рода, т. е. им нужно заниматься один раз в пять лет. Или жене, озабоченной своим духовным развитием, достается материальный муж, резко отрицательно относящийся к ее «сектантской» деятельности. И т. д.
Семья — самое главное в жизни: семейные отношения и духовная связь
... составляющие семейного счастья. Бытового комфорта. Все расходы делятся пополам. Наличия опоры, защиты и поддержки. Сочинение на тему Роль Семьи в жизни ... семью, в которой на основе опыта выстраивает отношения для себя и будущих наследников. В семью, где царят гармония и ... стоит. Ведь только любовь и взаимопонимание помогут сохранить чарующую, семейную, уютную атмосферу в доме. Семья – это те люди, ...
Подобных примеров, когда муж и жена имеют прямо противоположные взгляды на один и тот же вопрос, можно привести множество. Жизнь соединила их вместе, а они не принимают «ошибочных» идей своего партнера по семейной жизни, конфликтуя и пытаясь доказать истинность только своей точки зрения. Не понимая, что ни одна из этих точек зрения не является более правильной, поскольку обе имеют равные права на существование.
Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина
Глава 4 Родители и подростки: взаимное отражение
Из книги Как управлять другими, как управлять собой. автора Шейнов Виктор Павлович
Взаимное расположение в пространстве Сотрудничающие или хорошо знающие друг друга люди предпочитают располагаться сбоку друг от друга. Таким образом, подобное расположение ассоциируется с благорасположением беседующих.При официальных переговорах, при приеме
Из книги Сценарии жизни людей [Школа Эрика Берна] автора Штайнер Клод
Взаимное согласие Требование взаимного согласия включает предложение со стороны терапевта и принятие предложения со стороны клиента. Предложение должно быть ясно сформулировано. Терапевт предлагает изменить несчастливое положение дел клиента, и, чтобы грамотно
Из книги Лечение алкоголизма автора Штайнер Клод
Взаимное согласие предполагает взаимные усилия В любой ситуации, где один человек помогает другому, неизбежно образуется временное неравенство сил. Однако человек, которому помогают, каким бы беспомощным он ни казался, всегда имеет возможность участвовать в
Из книги Два мира детства: дети в США и СССР автора Бронфенбреннер Ури
Информированное взаимное согласие Взаимное согласие предполагает, что обе стороны сознательно и искренне соглашаются с условиями контракта. Терапевтическое согласие предполагает обращение за терапевтическими услугами, их предложение и принятие. Предполагается, что
Из книги Тайны мозга вашего ребенка [Как, о чем и почему думают дети и подростки от 0 до 18] автора Амодт Сандра
Глава 1. ВОСПИТАНИЕ В СОВЕТСКОЙ СЕМЬЕ В настоящей главе излагаются как наблюдения самого автора, так и сведения, почерпнутые из книг по уходу за ребенком. Книги, отрывки из которых мы в дальнейшем будем неоднократно цитировать, хорошо известны в Советском Союзе и
Из книги ШИЗОИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И САМОСТЬ автора Гантрип Гарри Из книги Управляя изменениями [Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни] автора Адизес Ицхак Калдерон
(б) Взаимоотношения как взаимное «пожирание» Теперь мы в состоянии по-настоящему понять ту ужасную дилемму объектных отношений, в которую попадает шизоидная личность. Из-за своей ненасытной и неудовлетворенной потребности в любви и вытекающего из этого
Alib.ru > Автор книги: ортега. Название: дегуманизация искусства
... -Orlik Петрозаводск. М. Радуга. 1991г. 640 с. твердый переплет, обычный формат. Состояние: книга испорчена многочисленными подчеркиваниями и надписями-размышлениями ручкой почти на каждой странице 4 ... 2003г. 510 с. Твердый переплет, обычный формат. Состояние: Отличное или близко. Нечитанная книга. 11 BS-Stachovski Москва. 2008г. Состояние: Идеальное 12 BS-Laguna Воронеж. М. ...
Из книги Воспитать ребенка как? автора Ушинский Константин Дмитриевич Из книги Серьезный разговор об ответственности [Что делать с обманутыми ожиданиями, нарушенными обещаниями и некорректным поведением] автора Паттерсон Керри
Воспитание и обучение в семье Осмотрев множество заграничных школ для малолетних детей, я вынес из этого осмотра полное убеждение, что первоначальное воспитание и учение детей, по крайней мере до 8-летнего и даже до 10-летнего возраста более на месте в семье, чем в
Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович
Взаимное уважение Вы впервые заговариваете с человеком о несоответствии между ожидаемым и случившимся, и если ваш тон, выражение лица или слова демонстрируют неуважение, оппонент ощущает, что с ним происходит что-то плохое. Вы его не уважаете. Говорите с ним невежливо.
Из книги Химия любви. Научный взгляд на любовь, секс и влечение автора Янг Ларри
Поддерживайте взаимное уважение Вы собираетесь заговорить о том, что человек не выполнил своего обязательства? Наверное, ему либо недостало мотивации, либо не представилось такой возможности. А ведь слышать такое неприятно никому. Если проблема серьезная – скажем, дело
Из книги Нежные мальчики, сильные девочки… автора Гусева Юлия Евгеньевна
Взаимное расположение в пространстве Установлено, что, при прочих равных условиях, конфликты чаще возникают между людьми, находящимися друг напротив друга. (Неслучайно слово «противостояние» означает конфликт.) Поэтому для разговора лучше садиться рядом или под углом
Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта
Стоит мужу с женой поменяться местами, как общество называет это «семейной драмой», а на мужчину автоматически навешивают ярлык бесполого существа. Однако на планете – все больше мест, где женщины предпочитают роль добытчицы, а мужчины – детского воспитателя. Проблемы взросления часто вызывают раздражение у неподготовленного папы. О причинах конфликтов между отцом и ребенком мы поговорили с психологом, кандидатом биологических наук и основателем Школы для мам и пап – Мариной Ланцбург.
– Самый распространенный конфликт между отцом и младенцем связан с эмоциональной нечувствительностью папы. Ребенок первого года жизни не способен выразить свои просьбы словами. Именно поэтому он особо нуждается в родителях, которые интуитивно знают – почему он плачет, крутится, поворачивает головку, делает какие-то жесты. Нечувствительного папу будут раздражать все эти непонятные телодвижения, ведь он не знает, как на них реагировать. Он может сделать необходимое – поменять памперс, покатать коляску. Но он не может взять в толк, что ребенок хочет, чтобы его просто прижали к себе, погладили, походили, спели песенку. Папы с дефицитом эмоциональной сферы – особая проблема. У меня была одна пациентка с таким мужем, который, оставшись с ребенком, не выдержал его плача и стукнул его об стену… Хотя я уверена, что если бы эта семья прошла психологическую подготовку во время беременности, то папе было бы проще понять малыша, справиться со стрессом, а мама научилась бы использовать сильные стороны мужа и учитывать его особую чувствительность к эмоциональным нагрузкам.
Папа, мама, я – спортивная семья!
... рады видеть вас на семейном празднике «Папа, мама, я - спортивная семья». Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого ... наших мам. Мы уверены в их победе. 8-я Эстафета «Бег с книгой на голове». Инвентарь: Ш Побеждает команда не потерявшая книгу. Ведущий: В этой эстафете принимают участие дети. ...
Следующий кризис может возникнуть у отца с трехлетним ребенком – это особенный возраст, когда общение требует особых дипломатических навыков и «подходов с боковой стороны». Но нечувствительный отец в это время не договаривается с наследником, а требует от него беспрекословного подчинения и послушания. Папа не замечает, как сам превращается в ребенка, соревнуясь с собственным отпрыском в проявлении упрямства.
На самом деле, переходных возрастов и конфликтных ситуаций может быть множество. Но если между отцом и ребенком установилась внутренняя связь, эти проблемы из конфликтов способны превратиться в интереснейшие периоды взаимного воспитания. Они сближают и рождают взаимопонимание. Тот, кто готов увидеть в кризисе точку развития, извлечет много пользы из таких моментов.
– На самом деле, мало кто из молодых родителей реально понимает – что такое «полная свобода». Для того, чтобы предоставить свободу самому себе, надо иметь особое мужество и особую храбрость. А уж предоставить «полную свободу» ребенку, который еще не отягощен жизненным опытом – это, пожалуй, глупость. Конечно, ребенок нуждается в уважении и праве выбора. Но, скорее всего, под «свободой» молодые родители подразумевают некий бунт против собственных авторитарных родителей. На деле же вместо свободы допускают попустительство и вседозволенность. При этом родители забывают, что их малыш нуждается не только в любви, но и во введении ограничений. Ведь, учась взаимодействовать с миром, он пока не обладает собственным внутренним контролем. Поэтому одна из задач отца – научить ребенка чувствовать свои пределы и уважать интересы других людей. А когда он вырастет и освоится в социуме, то при желании сам расширит рамки своей «свободы».
– Не стараться объять необъятное, не пытаться одновременно быть мамой и папой. Во-первых, это двойная нагрузка для одинокого папы, которому и без того трудно. Во-вторых, не стоит замыкать воспитание ребенка только на себе, ведь ему необходимо учиться жить в социуме, где есть другие взрослые, в том числе и женщины. И наверняка среди друзей, родственников или соседей одинокого папы найдется женщина, которая мягко и ненавязчиво сможет дополнить мужское взаимодействие отца и сына женским началом.
– «Новых пап» тоже кто-то воспитал, и очевидно, они думают, что стали лучше, чем их отцы. А, значит, у нового поколения – хорошие шансы. Хотя не надо забывать о кризисах, которые периодически накрывают Россию, ведь в эти периоды внимание к детям резко уменьшается. Вспомните поколение, родившееся в годы перестройки – их называют «озимые»: на протяжении нескольких лет мысли и усилия их родителей были направлены на то, чтобы выжить, найти работу и добыть еду в условиях тотального дефицита, очередей и питания по карточкам. О воспитании детей и любви к ним родители вспоминали в самый последний момент, поэтому «озимые» росли сами по себе.
Сегодня многие из мужчин почувствовали себя увереннее. У части из них появилось свое дело, которое они хотят оставить в наследство детям. И это – еще один повод поучаствовать в воспитании ребенка. Да и сам процесс такого участия – тоже эксклюзивная деятельность: наблюдать, как на твоих глазах малыш растет, меняется. Современные папы поняли, что это интересно, и от этого можно получать огромное удовольствие.
Пример №1
«Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать».
Значение денег в жизни человека. : Роль денег в жизни человека
... политая» деньгами, расцветет и превратится в эдемский сад. И самое прекрасное для жизни место, лишенное денег, станет юдолью скорби и страданий. Во что превращается жизнь людей в современном ... контроля. Сегодня деньги -- главное отражение материального мира, того "низменного" мира, корни которого уходят в физические потребности нашего тела, в вожделения и страхи. Духовность же -- это отражение наших ...
2. Речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребления.
3. Я полностью согласен (не согласен) с данным высказыванием.
4.Термины: доходы и расходы, ограниченные ресурсы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления.
5. Примеры: русские дворяне XVIII – начала ХХ вв., жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг.
Приветствуется дополнительная информация:
2) имена его предшественников, последователей или научных противников;
3) описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
4) указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
5) указания на альтернативные варианты решения проблемы.
И так, тема выбрана. Следующий шаг – это правильно структурировать свои мысли. В целом, структура эссе может выглядеть следующим образом.
«Под кучей денег может быть погребена человеческая душа»
(Н. Готорн, американский писатель, XIX в.)
1. Еще раз написать название темы и имя автора.
I абзац
Высказывание Н. Готорна, американского писателя, указывает на проблему безнравственности человека. Данная проблема актуальна и для современного общества. В наше время безнравственность настолько сильно «влилась» в личность человека, что она приводит к совершению преступлений.
II абзац
Представление точки зрения автора по проблеме.
III абзац
Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей общества. Нравственное сознание человека — отражение в сознании человека отношения к нравственным нормам. Данное высказывание можно подтвердить высказываниями (мнениями) известных людей (приводятся примеры — цитаты) О нравственности человека рассуждали многие деятельные личности, например, Карлайль Томас, который утверждал, что «Наличные – не единственная связь человека с человеком». Существуют высказывания о том, что «деньги не имеют никакой морали», «деньги портят человека». И сложно этому противостоять. Ведь на самом деле так оно и есть.
IV . Примеры
Проблема влияния денег на личность затрагивалась и известными писателями. В своей повести «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов раскрывает сущность людей, которые во главе всего ставят цель – любой ценой заполучить богатства. Так, брат главной героини ради получения коня решил отдать свою родную сестру цыгану, при этом придумав план, по которому причастить его к совершению бесчеловечного поступка условно было нельзя.
V . Аргументация
Влияние денег на человека можно наблюдать и в повседневной жизни, стоит лишь включить телевизор. На любом канале можно увидеть новости, в которых говорится о преступлении, совершенном из корыстных целей. Сколько показывают судебных разбирательств, в которых родственники идут на крайние меры (убийство в том числе) ради получения завещания.
VI . Вывод
Возвращаясь к затронутой теме, могу сказать, что проблема безнравственности в стране, как и была, так и останется до тех пор, пока государство не установит надзор за соблюдением моральных норм, так как проблема безнравственности слишком велика и без вмешательства государства ее не «уничтожить»
«В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание»
(В. А. Сухомлинский)
I абзац
Выбранное мною для рассмотрения высказывание выдающегося украинского педагога и кандидата педагогических наук В.А. Сухомлинского относится к социологии. Социология-это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития. Данное высказывание указывает на проблему взаимного воспитания и самовоспитания в семье. Данная проблема актуальна для человека во все времена и, конечно, в нашем современном обществе. Адаптация к семейной жизни предполагает приспособление супругов к новому для них статусу мужа и жены, связанным с ними ролями. С момента вступления в брак начинается новый этап жизни молодоженов, они создают семью, а сохранение ее крепкой и дружной требует много усилий: доверия, понимания, а так же взаимного воспитания и самовоспитания.
II абзац
Член Академии педагогических наук В. Сухомлинский полагает, что в браке всегда идет процесс взаимного воспитания и самовоспитания. Я полностью согласна с мнением автора и считаю, что как только люди вступают в брак, они должны осознать, что с этого момента у них начинается новая жизнь, что впереди их ждет большая ответственность. В дружной семье у супругов постепенно сближаются потребности, интересы, желания, намерения. Муж и жена оказывают друг на друга влияние, тем самым взаимно воспитывая. Каждый из них хочет приносить пользу своей семье, старается создать свой семейный очаг, становясь все лучше и лучше, то есть происходит процесс самовоспитания.
III абзац
Как мы знаем из курса обществознания, семья-это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моралью, ответственностью. Брак же- это добровольный союз двух лиц, которые хотят узаконить свои отношения. Супруги в браке совмещают свои мировоззрения, идеалы, интересы, тем самым проводя процесс взаимного воспитания- целенаправленного формирования личности в целях подготовки ее к участию в семейной жизни, в данном случае, и самовоспитания- выработке человеком у себя качеств, которые представляются ему желательными.
Данное высказывание можно подтвердить иными высказываниям автора о воспитании и самовоспитании: « Каждое мгновенье той работы, которая называется воспитанием,- это творение будущего и взгляд в будущее», «Самовоспитание-это человеческое достоинство в действии» или «Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство».
IV абзац
Очень часто в наше время браки распадаются по разным причинам. Одна из них отсутствие как раз взаимного воспитания и самовоспитания. Например: как известно, в последнее время очень часто начали заключаться ранние браки. В раннем возрасте люди еще не совсем готовы к новым ролям мужа и жены. Они часто не понимают друг друга, часто ссорятся, в их семейной жизни не происходит процесс взаимного воспитания и самовоспитания. И в итоге брак, довольно часто, распадается.
V абзац
Могу подтвердить высказывание автора на личном опыте. Мои родители развелись, когда мне было пять лет. И произошло это именно из-за того, что у них отсутствовали общие цели, интересы и стремление к воспитанию друг друга. А без этого, как мы уже убедились, долго брак не продержится. Всегда должен идти процесс взаимного воспитания.
VI абзац
Возвращаясь к заявленной теме, могу сделать вывод, что автор в своем высказывании был полностью прав. Воспитание друг друга и самовоспитание является фундаментом счастливого и долгого брака.
«Идеология – остатки неких чувственных догм, абсолютных истин, общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств»
(В. Парето)
Данное высказывание указывает на проблему сущности идеологии в современном мире.
Впервые термин «идеология» ввел французский философ А.Д. де Траси. И в любом современном обществе политика нуждается в идеологии, которая мобилизовала бы активность людей, сплотила бы их в единое целое и умело им руководила. Выбранное мною для рассмотрения высказывание можно отнести к политической психологии. Политическая психология, изучающая политическое сознание, рассматривает его как реакцию субъекта на ту часть реальности, которая связана с политикой.
Выдающийся итальянский экономист и социолог, представитель математической школы, Вильфредо Парето полагает, что идеология – это совокупность абсолютных истин, общественных суждений, которые базируются на связи чувств и фактов. Я согласна с точкой зрения автора и считаю, что нельзя однозначно сказать, что идеология – это и есть истина или идеология — сплошная ложь. Любая социальная группа старается создать такие условия в обществе, благодаря которым она могла бы удовлетворить свои потребности.
Приведем теоретическое обоснование данной точки зрения. Идеология – система основополагающих идей, понятий, суждений и представлений, в соответствии с которыми формируются политическое сознание и жизненная позиция не только личности, но и общества в целом. Идеология рассматривается как форма политического сознания. Политическое сознание – это совокупность мыслей и переживаний субъектов политического процесса относительно самого процесса. В качестве доказательства своей позиции могу привести высказывание британского философа и социолога Карла Маннгейма, который утверждал, что идеология – это «добровольная мистификация».
О сущности идеологии говорится во многих русских произведениях. Например, в своей пьесе «На дне» Максим Горький противопоставляет три правды о жизни, о роли человека в ней. В ней говорится о том, что человек может верить, может и не верить. Все зависит лишь от представлений о сущности его существования на земле.
Могу подтвердить на жизненном опыте, что идеология – это есть личное представление человека, которое формирует его сознание. Никто не сможет заставить меня признать какую-либо идеологию, если она противоречит моим установкам в жизни. Я знаю, что свобода личности – это главная ценность и никто не вправе ее отбирать.
Возвращаясь к заявленной теме, могу сделать вывод о том, что идеология – неоднозначное явление в общественной жизни. Политическая идеология представляет собой духовное образование определенной социальной группы, которое складывается из различных представлений о мире.
И так:
1) начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что мне кажется спорным»;
2) в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе;
3) основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы;
4) целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль;
5) в заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.
Учащиеся испытывают трудности при выполнении задания С9 на протяжении всех лет сдачи ЕГЭ по обществознанию. Сравнительно немногим учащимся удается написать эссе, максимально удовлетворяющее всем критериям. Зачастую выпускники забывают, что ответ должен быть написан в выбранном контексте, то есть, базироваться, прежде всего, на той составляющей обществоведческого курса, по которой сформулирована тема.
За заданием С9 традиционно закрепился термин «эссе». Что такое эссе? «Эссе (французское essai — опыт, набросок) — малый жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора (Современная энциклопедия).
В литературной энциклопедии эссе определяется как — «небольшое прозаическое сочинение свободной композиции, выражающее впечатления автора от чего-либо, его размышления и соображения по какому-либо вопросу. Эссе не претендует на исчерпывающую полноту или определяющую трактовку предмета, его задача — высказать мнение».
Эссе по обществознанию — творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Само задание формулируется следующим образом. «Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт» .
Контрольно-измерительными материалами предусмотрены три критерия для оценки данного задания, обозначенные как К1, К2 и К3. Среди критериев ( критерий — это признак, на основании которого производится оценка, определение, классификация проблемы, мерило), по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим.
Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется.
Таблица критериев выглядит следующим образом:
№ | Критерии оценивания ответа на задание С9 | Баллы |
---|---|---|
К1 | Раскрытие смысла высказывания | |
Смысл высказывания раскрыт.
ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании |
1 | |
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт
представления о его понимании |
0 | |
К2 | Представление и пояснение собственной позиции выпускника | |
Представлена и пояснена собственная позиция выпускника | 1 | |
Представлена без пояснения собственная позиция выпускника
(простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания).
ИЛИ Собственная позиция выпускника не представлена |
0 | |
К3 | Характер и уровень приводимых суждений и аргументов | |
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы | 3 | |
При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала.
ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы), и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал. ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации |
2 | |
Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации.
ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация |
1 | |
Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации.
ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису |
0 | |
Максимальный балл | 5 |
При выборе темы выпускник должен руководствоваться следующими соображениями: «я уверен, что…
1) мне понятен смысл высказывания;
2) знаю, с какими основными проблемами обществознания связана данная тема;
3) смогу выразить свое отношение к высказыванию;
4) владею терминами;
5) сумею привести примеры из истории, общественной жизни, собственного опыта».
Пример №1
«Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать».
2. Речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребления.
3. Я полностью согласен (не согласен) с данным высказыванием.
4.Термины: доходы и расходы, ограниченные ресурсы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления.
5. Примеры: русские дворяне XVIII — начала ХХ вв., жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг.
Приветствуется дополнительная информация:
2) имена его предшественников, последователей или научных противников;
3) описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
4) указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
5) указания на альтернативные варианты решения проблемы.
И так, тема выбрана. Следующий шаг — это правильно структурировать свои мысли. В целом, структура эссе может выглядеть следующим образом.
Пример №2
«Под кучей денег может быть погребена человеческая душа»
(Н. Готорн, американский писатель, XIX в.)
1. Еще раз написать название темы и имя автора.
I абзац
Высказывание Н. Готорна, американского писателя, указывает на проблему безнравственности человека. Данная проблема актуальна и для современного общества. В наше время безнравственность настолько сильно «влилась» в личность человека, что она приводит к совершению преступлений.
II абзац
Представление точки зрения автора по проблеме.
III абзац
Нравственность — степень усвоения личностью моральных ценностей общества. Нравственное сознание человека — отражение в сознании человека отношения к нравственным нормам. Данное высказывание можно подтвердить высказываниями (мнениями) известных людей (приводятся примеры — цитаты) О нравственности человека рассуждали многие деятельные личности, например, Карлайль Томас, который утверждал, что «Наличные — не единственная связь человека с человеком». Существуют высказывания о том, что «деньги не имеют никакой морали», «деньги портят человека». И сложно этому противостоять. Ведь на самом деле так оно и есть.
IV . Примеры
Проблема влияния денег на личность затрагивалась и известными писателями. В своей повести «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов раскрывает сущность людей, которые во главе всего ставят цель — любой ценой заполучить богатства. Так, брат главной героини ради получения коня решил отдать свою родную сестру цыгану, при этом придумав план, по которому причастить его к совершению бесчеловечного поступка условно было нельзя.
V. Аргументация
Влияние денег на человека можно наблюдать и в повседневной жизни, стоит лишь включить телевизор. На любом канале можно увидеть новости, в которых говорится о преступлении, совершенном из корыстных целей. Сколько показывают судебных разбирательств, в которых родственники идут на крайние меры (убийство в том числе) ради получения завещания.
VI. Вывод
Возвращаясь к затронутой теме, могу сказать, что проблема безнравственности в стране, как и была, так и останется до тех пор, пока государство не установит надзор за соблюдением моральных норм, так как проблема безнравственности слишком велика и без вмешательства государства ее не «уничтожить»
Пример №3
«В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание»
(В. А. Сухомлинский)
I абзац
Выбранное мною для рассмотрения высказывание выдающегося украинского педагога и кандидата педагогических наук В.А. Сухомлинского относится к социологии. Социология-это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития. Данное высказывание указывает на проблему взаимного воспитания и самовоспитания в семье. Данная проблема актуальна для человека во все времена и, конечно, в нашем современном обществе. Адаптация к семейной жизни предполагает приспособление супругов к новому для них статусу мужа и жены, связанным с ними ролями. С момента вступления в брак начинается новый этап жизни молодоженов, они создают семью, а сохранение ее крепкой и дружной требует много усилий: доверия, понимания, а так же взаимного воспитания и самовоспитания.
II абзац
Член Академии педагогических наук В. Сухомлинский полагает, что в браке всегда идет процесс взаимного воспитания и самовоспитания. Я полностью согласна с мнением автора и считаю, что как только люди вступают в брак, они должны осознать, что с этого момента у них начинается новая жизнь, что впереди их ждет большая ответственность. В дружной семье у супругов постепенно сближаются потребности, интересы, желания, намерения. Муж и жена оказывают друг на друга влияние, тем самым взаимно воспитывая. Каждый из них хочет приносить пользу своей семье, старается создать свой семейный очаг, становясь все лучше и лучше, то есть происходит процесс самовоспитания.
III абзац
Как мы знаем из курса обществознания, семья-это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моралью, ответственностью. Брак же- это добровольный союз двух лиц, которые хотят узаконить свои отношения. Супруги в браке совмещают свои мировоззрения, идеалы, интересы, тем самым проводя процесс взаимного воспитания- целенаправленного формирования личности в целях подготовки ее к участию в семейной жизни, в данном случае, и самовоспитания- выработке человеком у себя качеств, которые представляются ему желательными.
Данное высказывание можно подтвердить иными высказываниям автора о воспитании и самовоспитании: « Каждое мгновенье той работы, которая называется воспитанием,- это творение будущего и взгляд в будущее», «Самовоспитание-это человеческое достоинство в действии» или «Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство».
IV абзац
Очень часто в наше время браки распадаются по разным причинам. Одна из них отсутствие как раз взаимного воспитания и самовоспитания. Например: как известно, в последнее время очень часто начали заключаться ранние браки. В раннем возрасте люди еще не совсем готовы к новым ролям мужа и жены. Они часто не понимают друг друга, часто ссорятся, в их семейной жизни не происходит процесс взаимного воспитания и самовоспитания. И в итоге брак, довольно часто, распадается.
V абзац
Могу подтвердить высказывание автора на личном опыте. Мои родители развелись, когда мне было пять лет. И произошло это именно из-за того, что у них отсутствовали общие цели, интересы и стремление к воспитанию друг друга. А без этого, как мы уже убедились, долго брак не продержится. Всегда должен идти процесс взаимного воспитания.
VI абзац
Возвращаясь к заявленной теме, могу сделать вывод, что автор в своем высказывании был полностью прав. Воспитание друг друга и самовоспитание является фундаментом счастливого и долгого брака.
Пример №4
«Идеология — остатки неких чувственных догм, абсолютных истин, общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств»
(В. Парето)
Данное высказывание указывает на проблему сущности идеологии в современном мире.
Впервые термин «идеология» ввел французский философ А.Д. де Траси. И в любом современном обществе политика нуждается в идеологии, которая мобилизовала бы активность людей, сплотила бы их в единое целое и умело им руководила. Выбранное мною для рассмотрения высказывание можно отнести к политической психологии. Политическая психология, изучающая политическое сознание, рассматривает его как реакцию субъекта на ту часть реальности, которая связана с политикой.
Выдающийся итальянский экономист и социолог, представитель математической школы, Вильфредо Парето полагает, что идеология — это совокупность абсолютных истин, общественных суждений, которые базируются на связи чувств и фактов. Я согласна с точкой зрения автора и считаю, что нельзя однозначно сказать, что идеология — это и есть истина или идеология — сплошная ложь. Любая социальная группа старается создать такие условия в обществе, благодаря которым она могла бы удовлетворить свои потребности.
Приведем теоретическое обоснование данной точки зрения. Идеология — система основополагающих идей, понятий, суждений и представлений, в соответствии с которыми формируются политическое сознание и жизненная позиция не только личности, но и общества в целом. Идеология рассматривается как форма политического сознания. Политическое сознание — это совокупность мыслей и переживаний субъектов политического процесса относительно самого процесса. В качестве доказательства своей позиции могу привести высказывание британского философа и социолога Карла Маннгейма, который утверждал, что идеология — это «добровольная мистификация».
О сущности идеологии говорится во многих русских произведениях. Например, в своей пьесе «На дне» Максим Горький противопоставляет три правды о жизни, о роли человека в ней. В ней говорится о том, что человек может верить, может и не верить. Все зависит лишь от представлений о сущности его существования на земле.
Могу подтвердить на жизненном опыте, что идеология — это есть личное представление человека, которое формирует его сознание. Никто не сможет заставить меня признать какую-либо идеологию, если она противоречит моим установкам в жизни. Я знаю, что свобода личности — это главная ценность и никто не вправе ее отбирать.
Возвращаясь к заявленной теме, могу сделать вывод о том, что идеология — неоднозначное явление в общественной жизни. Политическая идеология представляет собой духовное образование определенной социальной группы, которое складывается из различных представлений о мире.
Итак:
1) начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что мне кажется спорным»;
2) в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе;
3) основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы;
4) целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль;
5) в заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.