«Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества» статья

Эссе на тему:

«Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества».

Работу выполнила: Быкова Е. В., учитель ПК

МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

На мой взгляд, тема данного эссе в настоящее время очень актуальна, так как многие нравственные ориентиры в современном обществе сейчас утрачены, общество больно бездуховностью, чёрствостью, равнодушием.

Я считаю, что своевременно в нашем регионе был введён предмет по изучению православной культуры. Возможно, мы не сейчас или завтра увидим плоды изучения этого предмета, но я верю, что результат будет, только немного позже, когда сегодняшние дети станут взрослее.

Особая часть моей работы – ограждение детей, подростков и юношей от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности … Настоящий человек начинается там , где есть святыни души… А на нашей земле Белгородской много святых мест и достаточно примеров для подражания.

На каком фоне идёт формирование молодёжи? Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка , общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций молодёжи оказывает СМИ , особенно телевидение – наиболее влиятельное из них.

Чему учить и как учить? Примером может служить наследие В.А.Сухомлинского Нравственный идеал в понимании В,А. Сухомлинского :

  • умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца;
  • гармоническое единство общественного и личного , большого и малого в духовной жизни личности;
  • потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей;
  • чувство человеческого достоинства , уважение самого себя , умение дорожить своей честью , стремление к нравственному совершенствованию;
  • любовь к труду
  • открытость сердца радостям и горестям других людей .

На мой взгляд, человечество до сих пор существует только потому, что имеется различие между добром и злом, между правдой и ложью, между святостью и грехом. Однако современная цивилизация начала отказываться от этих понятий, делая акцент на свободе человеческой личности.

6 стр., 2670 слов

Глаза зеркало души. Глаза – зеркало души. «Глаза – зеркало души»

... глаза - зеркало души. "Сочинение о вашей жизни", рассказанное во время диалога, окажется под сомнением, если вы не подкрепите его взглядом. Взгляд - это всегда точка, всегда запятая, всегда восклицание и вопрос. Глаза - зеркало души, ... память. Это как огромный экран, на который мы проецируем колебания нашей души. Глаза и эмоции Глаза - зеркало души? Но почему? Почему не сердце, не разум, не руки, не ...

Вместе с тем, умение отличать добро от зла — это то нравственное чувство, которым наделен исключительно человек. Его способность направлять свою волю к добру или злу называется свободой. Однако не в самой способности выбирать между добром и злом заключается основная ценность свободы, а в выборе добра: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13).

Христианство всегда подчеркивало, что только следование путем нравственной жизни, помогает человеку обрести свободу.

Иногда создается впечатление, что мы живем в каком-то перевернутом мире. В мире, где шкала ценностей опрокинута, где добро названо злом и зло добром, жизнь смертью и смерть жизнью. Ценности, основанные на религиозном нравственном идеале, подвергаются систематическому поруганию, а новые моральные нормы, не укорененные в традиции и противоречащие самому человеческому естеству, внедряются в массы. У миллионов нерожденных младенцев отнимают жизнь, а старикам и неизлечимо больным предлагают «право на достойную смерть». Мы наблюдаем сегодня недопустимую попытку сравнять различия между пороком и добродетелью, между добром и злом . Задача педагогов заключается в том, чтобы показать современному человеку и современному обществу, что христианские ценности — это не отвлеченные идеи и не суеверия, но воистину принципы жизни, отказ от которых может привести к краху и культуры, и общества, и личных человеческих судеб. И чем раньше человечество поймет, что нравственность — это способ выживания личности, семьи, коллектива, общества, всей человеческой цивилизации, тем менее трагична будет дальнейшая его история .