«Образование в России: вчера, сегодня, завтра» материал

Эссе

Эссе «Образование в России: вчера, сегодня, завтра»

Россия – страна великих возможностей. Это мысль находит свое подтверждение во множестве великих открытий, сделанных российскими учеными, в ярких личностях русской истории, в бессмертных памятниках литературы, запечатлевших образы страны и ее людей. Одной из причин такого многообразия проявления величия нашего государства можно назвать систему образования, которая складывалась на протяжении многих веков. Именно процесс систематического воспитания и формирования знаний и умений способствует росту и развитию нации.

Для понимания траектории развития системы образования следует обратиться к рассмотрению особенностей прошлого. В советское время весь уклад – образование, культура, общественные взаимоотношения, просветительская работа — был уложен на рельсы идеологии. Это целая система работала бесперебойно. Интересно, что многие взрослые знают наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова и прозу Гоголя со времен школьной доски. Школа выполняла функцию воспитания и образования молодежи, формировала личностные качества, боролась со всеми проявлениями отрицательных качеств человека, с различными отклонениями. Высокая моральная устойчивость держала как бы в ежовых рукавицах всех — и учителей, и учащихся. Была единая школьная форма, эстетический строгий вид учителя, которые несли в себе только чистое, светлое и непоколебимое уверенное чувство в завтрашнее. Учитель с мелом в руке уверенно мог вести за собой весь класс.

В постсоветских государствах в области образования сейчас много одинаковых проблем. Очень низкая мотивация ученика, неуверенность – куда пойти учиться, низкое качество полученных знаний ,остро видны социальные различия. Социальный паспорт во многом определяет общий фон школы. Воспитательная работа не так воспринимается, как раньше. Может быть, это только мое видение, но даже менталитет современного школьника другой. В автобусе место не уступят. Авторитет современного учителя в глазах школьника не так высок. А почему? Сейчас ученик видит все негативное очень рано — через СМИ, телевидение, интернет. Родители являются непоколебимым эталоном, поэтому все самое ценное — чувства, отношение к окружающим, учебе, нравственные качества закладываются в семье. А задача учителя — чтобы ребенок, приобретая знания, умения, навыки, мог применить их в жизни. Самое главное – учитель , ребенок и семья должны , как одно целое, стремиться к высокой морали, искренним чувствам, мотивации к учебе, саморегуляции.

12 стр., 5872 слов

Реферат развитие личностных качеств ребенка на занятиях лепкой

... проблема сенсомоторного развития на занятиях лепкой, так как от него зависит речь ребенка, мелкая моторика, воображение, память, творческие способности, движения ребенка. При лепке у детей развивается ... детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на ...

С изменением внешних условий (процессы глобализации, усложнение системы знаний, развитие и широкое распространение компьютерных технологий, обращение к знаниям как главной ценности постиндустриального мира) происходит неизбежная трансформация системы образования. В первую очередь, изменяется роль учителя в образовательном процессе.

На мой взгляд, важнейшая тенденция в современной системе образования – это изменение роли учителя с позиции неоспоримого лидера на координатора учебного процесса. В условиях появления разнообразных доступных источников информации учитель больше не является единственным носителем знания. Преподаватель более не центр учебного процесса, а лишь направляющий. Современный педагог понимает необходимость изменения форм и методов работы с учащимися, предоставляя им возможность выбора средств для достижения учебных целей. Учитель работает в первую очередь на достижение личностных результатов учащихся, что возможно только через предоставление достаточной свободы действий и высокого уровня мотивации. Умение самостоятельно учиться становится важнейшим условием для развития личности.

Еще одним новшеством в образовании является то, что уделяется внимание малокомплектным школам, создаются ресурсные центры, идет большая работа по предпрофильному и профильному обучению учащихся. Ученик из сельской местности, приезжая в городскую школу, может подтянуть те предметы, в которых затруднялся раньше.

На мой взгляд, в современных условиях наилучшие результаты в процессе обучения дает использование учителем технологии проектного обучения. Проектное обучение представляет собой универсальный способ образовательной деятельности обучающегося, который связан не столько с усвоением суммы знаний, сколько с расширением границ восприятия и осмысления человеком мира и самого себя. Школьник при помощи преподавателя учится раскрывать суть проблемы, оценивать риски при решении проблемы, ставить перед собой цели и их последовательно достигать, оценивать результаты деятельности исходя из поставленных целей.

Расширение и активизация проектной деятельности в урочное и внеурочное время – это необходимая часть деятельности педагога в условиях современной системы образования. Необходимая часть деятельности педагога в современных условиях заключается в формировании интереса учащихся к предмету через проектную деятельность. Для этого на занятиях используются разнообразные формы и типы образовательной деятельности, направленные на активизацию роли учащихся: семинары, интегрированные уроки, дискуссии.

12 стр., 5712 слов

Система образования в Республике Казахстан

Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом. Государство устанавливает общеобразовательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам». Система образования в Республике Казахстан на ...

Современный педагог – это разносторонне развитый человек, который имеет знания не только по собственному предмету, но и понимает общую картину мира, причинно-следственные связи основных событий и явлений в рамках периодов развития цивилизации. Современный педагог – это человек, который не дает детям новые знания, а учит их самостоятельно добывать и использовать в теории и на практике. Современный педагог– это человек, обладающий высоко развитыми коммуникативными навыками и умением слушать и понимать индивидуальность каждого учащегося. Таким образом задача, которая стоит сегодня перед учителями: научить учеников учиться — весьма актуальна, тем более, что в современном мире возможности для самообразования, благодаря интернету — безграничны.

Реализация и достижение результатов проектной деятельности в 2016 году рассматривается мною как еще один шаг к «идеальному завтра» системы образования, в которую каждый педагог нашей страны вкладывает свой неоценимый вклад.