Система образования переживает не лучшие времена

2006 г.

Тема урока:

Форма проведения

Цели урока:

Образовательная

1. помочь учащимся 11-го класса подготовиться к сдаче нового вида итоговой аттестации;

2. систематизировать знания старшеклассников, полученные на уроках (обучение сочинениям разных жанров, а именно жанровые и языковые признаки эссе);

3. обогатить речь учащихся выразительными средствами языка;

4. вооружить школьников умением точно и образно выражать свои мысли и чувства по поднятой в тексте проблеме; умело аргументировать своё мнение;

5. познакомить учащихся с критериями оценки их творческой работы.

Воспитательная

1. воспитание гражданской позиции по вопросу, поднятому в тексте («Образование в России», «Реформы в образовании», «Школа будущего»);

2. воспитание любви к родному языку, , к родной стране (проблема России).

Развивающая:

1. активизировать познавательные способности учащихся;

2. выработать стойкий интерес к изучению русского языка.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие учащихся.

2. Объявление учителем темы урока и постановка целей и задач урока.

3. а) Оформление тетрадей. Запись темы и эпиграфа к уроку.

Подготовка к написанию сочинения-эссе.

Сочинение-эссе. Образование, которое мы можем потерять. Образование и наука-это две главные опоры будущего, которые предполагают выработку новых знаний, их распространение, без чего невозможен расцвет человечества.

Фредерик Майор.

(Генеральный директор ЮНЕСКО, испанский учёный)

{ключ на доске)

2 стр., 797 слов

«Образование в России: вчера, сегодня, завтра» материал

... в условиях современной системы образования. Необходимая часть деятельности педагога в современных условиях заключается в формировании интереса учащихся ... к предмету через проектную деятельность. Для этого на занятиях используются разнообразные формы и типы образовательной деятельности, направленные на активизацию роли учащихся: семинары, интегрированные уроки, ...

4. Работа по новой теме:

1) беседа с учащимися по вопросу жанра сочинения

Вопросы: — Вспомните определение эссе и назовите его отличительные

жанровые признаки.

Эссе

В эссе отражается оригинальный взгляд на предмет, интересные мысли; авторская трактовка индивидуальна и отличается отточенностью формы.

Языковые средства:

Чаще всего эссе по форме представляет собой рассуждение — размышление, поэтому в нём активно используются такие речевые приёмы, как

— вопросно-ответная форма изложения;

— цепь вопросов;

— параллельный способ связи предложений;

  • ряды однородных членов;
  • расчленение предложений (парцеляция);
  • обилие вводных слов (что подчёркивает субъективный характер изложения)

2) Чтение учителем текста Мартынова «Образование, которое мы можем потерять».(см приложение №1)

3) Работа по данному тексту:

  • вопрос А 31

вопрос А 32. Приметы публицистического стиля. вопрос А 33

Публицистический стиль речи

Где?

С кем?

Зачем?

Стилевые черты

Публицистический стиль речи

Официальная обстановка

1 — много

Воздействовать (убедить)

Призывность,

России?(см. приложение №2)

  • Чтобы вам хотелось изменить в современной школе?

Какой вы представляете школу будущего?

  • На какие микротемы вы разделили бы этот текст? Какова основная мысль каждой микротемы?

1) Система образования переживает не лучшие времена. Автор надеется, что вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт «окажутся востребованными», так как без них невозможно движение вперёд.

2) В идеале отечественная российская система образования должна быть стабильной, консервативной и избирательно гибкой. К сожалению, как отмечает автор, в система образования была либо слишком жёсткой, консервативной, либо — чересчур гибкой, либеральной, нестабильной.

3) Регионализация образования ведёт к разрушению единого образовательного пространства.

4) В погоне за разнообразием образовательных учреждений, за открытием гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением предметов мы стали терять самую обычную школу.

5) Многие страны стремятся повышать интеллектуальный уровень всего населения, предпринимают усилия по введению всеобщего в отличие от России, которая ограничилась фактически неполным средним.

6)Обычная школа должна вернуть свои позиции, а ученику средних способностей придётся «тащить Россию к процветанию».

Языковые средства

Отметьте 2-3 языковых средства, помогающих автору передать свои мысли, убедить читателя, объясните их роль и приведите примеры использования в данном тексте.

Часть 2, В-2.

Приготовьте литературоведческие словарики

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/sistema-obrazovaniya-perejivaet-ne-luchshie-vremena/

13 стр., 6088 слов

Политическая система современной России

... с 12 декабря 1993 г. в России установилась современная политическая система. 1. Политическая система России Политическая система Российской Федерации базируется на демократических ... рассматривает принятые Государственной Думой законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, ... регулирующей те или иные стороны общественной жизни, президент имеет право издавать указы, имеющие ...

Метафора

Метафора

Градация

Сравнение

Сравнение предаёт речи наглядность, помогает увидеть предмет с новой, иногда неожиданной стороны, сравнение обогащает, углубляет наши впечатления.

Риторический вопрос

Риторический вопрос показывает глубокое волнение писателя.

С чего же следует начинать?

Метафора развёрнутая

В тех случаях, когда метафорический образ охватывает несколько фраз или периодов или раскрывает смысл всего произведения — метафора называется развёрнутой.

Композиционное оформление текста (см. критерии оценки)

Я познакомился с текстом М. Мартынова «Образование, которое мы можем потерять».На мой взгляд, публицист затронул очень актуальную проблему нашей современности: каково состояние системы образования в России? Автор отмечает,’ что «система образования переживает не лучшие времена».Но Мартынов верит в то, что «руководство страны ведёт работу по преодолению проблем образования и воспитания подрастающего поколения». Надеется, что «вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт» помогут разрешить сложнейшие вопросы в сфере образования.

Пример сочинения ученика

В этом году я заканчиваю школу и надеюсь поступить в университет.

Из текста Мартынова я узнал, что многие страны, например Япония, Сингапур, стремятся повышать интеллектуальный уровень всего населения. Эти государства предпринимают усилия по введению всеобщего высшего образования. Но вместе с автором статьи мне было очень горько от того, что Россия, к сожалению, фактически ограничивается неполным средним образованием.

Сравнение России с другими государствами как выразительное средство языка, которое использовал публицист в этом эпизоде придаёт отрывку наглядность, обогащает впечатления от прочитанного.

Автор стремится убедить читателей в том, что Россия, действительно, может вернуть свои позиции в сфере образования за счёт обычных школ. Развёрнутая метафора «тащить Россию к процветанию придётся ученику средних способностей» заключает в себе целую картину, позволяющую ярче передать эмоциональное настроение публициста.

Думаю, не случайно свой текст Мартынов заканчивает риторическим вопросом. Это языковое средство подчёркивает глубокое волнение писателя по поднятой им проблеме, которое передаётся и мне.

Приложение

Образование выступает как генератор и хранитель культурного достояния общества. Исторический опыт, знания о различных сферах человеческой активности, многообразные виды , заложенной в задания, упражнения, задачи, система ценностей — всё это содержат сотни программ, учебников, задачников, созданных для средней и высшей школы для самообразования. Развивая интеллект, творческие способности своих учеников, педагоги не только передают эстафету культуры, но и создают предпосылки для её развития силами тех, кого они учили.

Тенденции развития современного образования России.

1. Непрерывность образования становится необходимостью в условиях динамизма развития общества, быстрой смены технологий, постоянной потребности в новых знаниях.

2 стр., 720 слов

Современное образование: состояние, проблемы и тенденции развития

... качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества. Диверсификация проявляется в расширении разнообразных подходов к содержанию образования, с развитием новых дисциплин и специальностей, форм обучения, методов и технологий образования. На ...

2. Демократизация образования и равенство возможностей его получения — эти тенденции связаны с обеспечением неотъемлемых прав человека (возможности выбора учащимися типов образовательных учреждений, экстернатов).

3. Гуманитаризация означает повышение роли гуманитарных знаний, обогащающих духовный мир личности на всех ступенях обучения.

4. Гуманизация требует усиления внимания к личности ученика, утверждает гуманистическое начало в жизни учебного заведения, в отношениях преподавателей и учащихся.

5. Фундаментализация обучения — сосредоточение внимания на главном, общезначимом, универсальном в знаниях.

6. Компьютеризация означает внедрение в сфере обучения.

7. Интеграция направлена на достижение совместимости различных форм и систем обучения, сотрудничество на национальном и мировом уровне.

8. Воспитание подрастающего поколения в духе свободы и ответственности, гражданское воспитание, изучение конституции своей страны, уважение к собственной самобытности и стремление к познанию различных культур, входящих в общенациональную культуру.