Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем

Эссе «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»

Конкурс «Педагог года-2018». Номинация «Педагогический дебют».

МБДОУ детский сад «Морячок»

Эссе на тему: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».

Подготовила: Штохова

Елена Ивановна.

В рамках конкурса «Педагог года- 2018».

Номинация: Педагогический дебют.

Станица Кагальницкая.

2018 год

Знаменитому философу Конфуцию принадлежит огромное количество цитат, но одна из них особенно впечатлила меня и заставила задуматься. Звучит она следующим образом «кто постигает новое, лелея старое, может быть учителем». Впервые я услышала ее в стенах родного донского педагогического колледжа, но задумалась о значении этой фразы лишь тогда, когда стала педагогом. В этом изречении можно выделить две составляющие, которые характеризуют настоящего педагога: с одной стороны, уважительное отношение к корням, к истории, к научному, художественному, духовному наследию, с другой, непрерывное саморазвитие, самообучение, постижение нового. Думаю, без этого педагог не может состояться, ему в любом случае требуется опора на традиции, историю и ему всегда необходимо развиваться, идти в ногу со временем.

Сегодня, когда система образования подвергается реформированию, многие начинающие педагоги обращаются к работам современных авторов, считая, что все написанное в 19 и 20 веках безнадежно устарело. Между тем, это самое настоящее заблуждение. Ничего не может возникнуть на пустом месте: «ничто не возникает ниоткуда, и не исчезает в никуда». Все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено. Педагог в современных условиях должен принять цели нового образовательного стандарта, овладеть способами проектирования и достижения учебно-профессиональных задач, включать обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, использовать средства и ресурсы информационно-образовательной среды. Эти изменения пришли в сферу образования не сразу, а постепенно. С середины 90-х годов переоценивается роль ученика в учебном процессе, определяется переход его статуса на занятиях – из объекта ребенок становился субъектом своей деятельности, внедряются системы развивающего обучения, происходит отказ от авторитарной позиции в пользу взаимодействия педагога с обучающимися.

Так время изменило страну, общество, людей. Изменились педагоги и дети, изменилось отношение к образованию со стороны родителей. Но мы должны помнить, что педагог-это профессия, в которой профессиональные качества человека так же важны, как и личные качества. Это значит, что педагог вчера, сегодня, завтра – это человек с богатым внутренним миром и большой душой, видящий лучшее в другом человеке.

2 стр., 621 слов

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»

... зарубежной педагогики, так сказать, лелеять старое, нас учили также и ... человека стоят наравне с профессиональными компетенциями. Поэтому учитель сегодняшнего дня (да, впрочем, и учитель в прошлом) – это человек ... я и осознала, что постигать новое мне придется практически ... освещенному мечтой. Согласитесь, начинающему педагогу поддержка очень нужна. ... слово.… Но его знают и понимают все люди на нашей ...

Моими кумирами являются отечественные педагоги, мастера своего дела Макаренко Антон Семенович и Амонашвили Шалва Александрович. Не смотря на то, что эти люди разработали инновационные подходы к педагогической деятельности в 20 веке, я и сейчас основные их принципы стараюсь использовать в своей деятельности. Шалва Александрович является основоположником гуманной педагогики, которая ориентирована на личность ребенка, он отрицает авторитарность педагога. Я в подходе к своим воспитанникам придерживаюсь одной из своих любимых цитат Ш. А. Амонашвили «понимать детей — значит стать на их позиции». Важно учитывать мнение ребенка, ставить себя на его место, быть с ним на одном уровне. А. С. Макаренко в своей работе с беспризорными детьми использовал методы трудового воспитания, создал из этих ребят настоящий коллектив, объединил их общей целью. Ведь так важно, чтобы дети, обучающиеся в одной группе или классе, стали коллективом, семьей. И если у этого «коллектива нет цели, значит, его невозможно организовать». Так говорил Антон Семенович.

Беря пример, черпая опыт педагогов прошлых лет, современный педагог обязан обладать такими качествами как: гуманность и толерантность, настойчивость и мобильность, ответственность и преданность, креативность и оптимизм. Такие же качества необходимо воспитывать и в детях, чтобы они любили людей, старались в них видеть не только недостатки, но и достоинства, были преданны своей Родине, знали и помнили ее историю. Без памяти о наших истоках невозможно будущеее. Конечно, это непросто. Необходимо работать над собой, чтобы работа стала вдохновенной, творческой, любимой. Так с течением времени возросли требования к педагогам, изменились дети и их отношение к учителям, но неизменно одно: быть учителем значит уметь находить подход к каждому ученику. Вглядываясь в чистые глаза каждого ребенка, я стараюсь увидеть то, чем он живет, что его отличает от других, что я могу ему дать, чем помочь.

Только движение вперед, постоянное самообразование и саморазвитие, совершенствование уже приобретенных навыков и получение новых на основе общеизвестных, заложенных веками традиций и знаний – это жизнь и путь настоящего педагога. И я учусь вместе со своими воспитанниками, ежедневно открывая новые горизонты, лелея при этом старое, все то, что так трепетно собирал наш народ, передавая из поколения в поколение.