Всех учителей отличает одно важное качество: они свято верят в то, что каждого ученика можно сделать существенно активнее и лучше. Понятие зачастую «Я – учитель» рассматривается не только со стороны субъекта, т.е., самого учителя, но и со стороны общества, государства в целом. Так, например, общество имеет представление об учителе как совершенном во всех отношениях специалисте, а потому возлагает на учителя огромную задачу по воспитанию детей. Ведь ни для кого не секрет, что отправляя своего ребенка в школу, некоторые родители снимают с себя ответственность по воспитанию и обучению детей т.к. они считают, что в этом и есть предназначение учителя. В современных условиях отношение к учителю меняется от непререкаемого авторитета к равноправному партнеру. Таким образом, учитель совместно с родителями решает задачи по воспитанию детей. Если рассматривать государство, то оно является главным заказчиком в формировании необходимых качеств будущего гражданина России, таким образом, были созданы и введены федеральные государственные образовательные стандарты, регулирующие деятельность учителя в образовательной сфере. В чем заключается «новый облик» учителя? В чем состоят критерии практической готовности учителя к реализации требований ФГОС?
Учитель в современных условиях должен принять цели нового образовательного стандарта, овладеть способами проектирования и достижения учебно-профессиональных задач, включать обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, использовать средства и ресурсы информационно-образовательной среды. Эти изменения пришли в сферу образования не сразу, а постепенно. С середины 90-х годов переоценивается роль ученика в учебном процессе, определяется переход его статуса на уроке – из объекта ученик становился субъектом совей деятельности, внедряются системы развивающего обучения, происходит отказ от авторитарной позиции в пользу взаимодействия учителя с обучающимися.
В этот переходный период я и пришла работать в школу. Желание идти в ногу со временем заставляет учителя меняться, самосовершенствоваться, находить новые педагогические технологии, подбирать методические приемы, искать подходы, при этом то, что было наработано с одними детьми, не всегда срабатывает (практически никогда) с другими детьми. Дети такие разные! От этого начинаешь работать иначе, и снова начинается поиск приемов, форм и технологий…
Декоративно-прикладное и художественное искусство в системе трудового ...
... педагогического опыта учителей общеобразовательных школ ; Глава 1. Декоративно-прикладное и художественное искусство в системе трудового воспитания школьников 1 История и виды декоративно-прикладного искусства Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro - украшаю) - раздел декоративного искусства (область пластических искусств): создание ...
Так время изменило страну, общество, людей. Изменилась школа – и учителя, и дети, изменилось отношение к образованию со стороны родителей. Изменились требования к работе учителя, требования к выпускникам. Но мы должны помнить, что учитель — чуть ли не единственная профессия, в которой профессиональные качества человека так же важны, как и личные качества. Это значит, что учитель вчера, сегодня, завтра – это человек с богатым внутренним миром и большой душой, видящий лучшее в другом человеке, способный возрождать души детей, наделённый Разумом, Добротой и Любовью, это человек, который постигает новое, лелея старое.
За неполных три года работы в школе я пришла к пониманию того, что быть учителем значит уметь общаться с детьми, видеть мир их глазами. Я уверена, что понимание между учителем и учеником может достигаться только путем общения. Общение – это урок сотворчества, урок свободы, где каждый может высказаться, не подстраиваясь под другого. Общение – всегда открытие. Прежде всего, для самого учителя, который с помощью ребят «открывает» себя, и уже ключом собственной личности в каждом из них открывает личность.
Учитель – не только проводник знаний, но и создатель культуры. Как в театре, ему нужен дружный эмоциональный отклик тех, с кем он общается, учащихся. Мне необходимо их внимание. А внимание – это когда чего-то очень ждут от тебя. Поэтому быть учителем значит уметь заинтересовать учеников своим предметом, уметь быть артистом на каждом уроке.
Какими же еще качествами, на мой взгляд, должен обладать современный учитель? Гуманность и толерантность, настойчивость и мобильность, ответственность и преданность своей профессии, креативность и оптимизм – всё важно, чтобы быть учителем с большой буквы. Конечно, это непросто. Необходимо работать над собой, чтобы работа стала вдохновенной, творческой, любимой. Так с течением времени возросли требования к педагогам, изменились дети и их отношение к учителям, но неизменно одно: быть учителем значит уметь находить подход к каждому ученику. Вглядываясь в чистые глаза каждого ребенка, я стараюсь увидеть то, чем он живет, что его отличает от других, что я для него могу сделать.
На мой взгляд, профессия учителя среди прочих профессий уникальна. Как тут не вспомнить слова известного писателя Ф.А.Абрамова, который говорил: «Учитель – это человек, который держит в своих руках будущее нашей планеты». В этом высказывании, бесспорно, заключена мысль о важности той миссии, которая возложена на учителя. Переступая порог школы, входя в класс, встречая взгляд детских глаз, я каждый раз с уверенностью заявляю себе, что дело обучения и воспитания, которому я посвятила свою жизнь, имеет высокое общественное значение. Не случайно ещё в 17 веке Я.А.Коменский отметил огромное нравственное, воспитательное воздействие учительской профессии: «Учителю вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем».
Учителя начальных классов — «Моя педагогическая философия»
... учитель станет примером для своих учеников. Учитель XXI века должен быть талантлив во всём, потому что только у такого учителя могут быть талантливые дети. Иногда, слыша слова учителей, проработавших в школе ... в постоянном профессиональном поиске. Ещё многому предстоит научиться, многое понять, и я к этому готова, потому что моя деятельность доставляет мне ... техника, на мой взгляд, не может заменить ...
Однако любому ли человеку дано стать хорошим учителем? Думаю, нет. Наполненная знаниями голова, так сказать, «книжная премудрость», не залог того, что тебя назовут настоящим учителем. При этом я нисколько не отрицаю роль и необходимость знаний, которыми мы, учителя, должны владеть. Как можно многому научить других, если сам мало знаешь?! Именно образованные люди издавна становились учителями. При всём том
важной чертой, отличающей настоящего, хорошего учителя, должен быть врождённый талант. Мы нередко слышим утверждение, что учителем надо родиться. С этим не поспоришь! Данную мысль высказывали многие выдающиеся философы, педагоги, например А.Дистервег: «Воспитателем и учителем надо родиться, им руководит прирождённый такт». Поэтому образованный педагог, много знающий, имеющий методическую подготовку, должен чувствовать в себе призвание к учительскому труду, непреходящее желание приносить своим трудом пользу.
В чём же смысл деятельности учителя? Мне вспоминается интересная притча, посвящённая учителю. «Однажды ученики спросили Учителя, что самое главное в его профессии. Учитель сказал им, что ответит на этот вопрос позже. Он предложил своим ученикам сходить к высокой горе. Перед тем, как ученикам предстояло тронуться в путь, Учитель накормил их соленой пищей. Придя к горе, ученики пожаловались, что очень хотят пить. Тогда Учитель отправил их искать родник. Но ученики пришли обратно, ничего не найдя. Учитель подробно объяснил им путь к воде. Ученики напились сами и принесли воды Учителю. Он достал полный сосуд воды из своей котомки и сказал: «Вот это и есть моя главная задача. Сначала я вызвал у вас жажду, потом указал верный путь к роднику, указал нужное направление, затем показал, что желаемое может быть совсем рядом, надо только захотеть достичь его и позаботиться об этом».
Я убеждена, что для настоящего учителя очень важно найти отклик в душах своих воспитанников, важно вызвать у них жажду к знаниям, приучить детей к умственному труду, в котором они будут находить радость. Если сравнить душу ученика с сосудом, наполнять который доверено нам, учителям, то мудрым, бесспорно, можно считать изречение Сократа: «Цель учителя не наполнить сосуд знаниями, а разжечь в нём огонь познания». Учитель и ученик не могут существовать друг без друга, они представляют собой единое целое. Не стану отрицать, что одним из собственных педагогических принципов считаю стремление зажечь сердца тех, ради кого я иду в школу. Залогом успеха в этом направлении будет искреннее желание учителя каждодневно самому «гореть» на своём месте. На мой взгляд, педагог сам должен быть таким, каким он хочет сделать своего воспитанника: творческим, ищущим, ярким. Возможно, кто-то возразит мне и скажет, что учительское горение бессмысленно и никому не нужно. Я никогда не соглашусь с подобной мыслью. Да, всё вокруг нас меняется, жизнь не стоит на месте. Меняются нравы людей, меняются взгляды на профессию учителя. Но учитель помня традицию, чуток к этим изминениям, ог не только должен идти в ногу со временем, он должен опережать время, ведь его ученики — это будущее страны.
Дидактическое пособие «Дикие животные Южного Урала». Воспитателям ...
... парк «Зюраткуль». Природа Среднего, Южного Урала. Отличия Между горами Конжаковский камень и Юрма, расположился Средний Урал. Дальше к югу начинается Южный Урал. Природные условия Южного Урала представлены шире, чем ... черемухи, калины, бузины, жимолости. Юго-запад зарос липовыми лесами. На Южном Урале лесная зона сменяется степью. Западный склон сохранил остатки реликтовых послеледниковых ...
Всегда ли всё гладко в учительской практике? Конечно, нет! Есть трудности, с которыми сталкивается каждый педагог; порой возникают ситуации, когда что-то не получается. Но, несмотря ни на что, настоящий учитель никогда не должен опускать руки. Его ни на минуту не должна покидать мысль о том, что через все трудности, через все тернии можно пробиться и вывести детей к свету, осветлить их ум и душу.