Актуальность выбора темы исследования определена стремлением полнее использовать возможности возраста, благоприятного для овладения словесным творчеством. Изучение словесного творчества, творческой деятельности ребенка, поиск путей ее формирования является одним из приоритетных направлений современной педагогической науки в XXI веке.
Огромная роль творчества определяется тем, что оно открывает новые для ребенка ценности познания, преобразования, переживания, которые обогащают его мир, способствуют проявлению творческих качеств личности. Познавая в творческой деятельности окружающую действительность, ребенок проявляет эмоционально-эстетическое отношение к ней, чувствует себя «активным деятелем», постоянно открывающим что-то новое для себя и заявляя новое о себе (Л.А. Венгер).
Целесообразность развития на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в статье 29 «Конвенции о правах ребенка» провозглашается одно из приоритетных направлений образования: «Развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме».
В «Концепции дошкольного воспитания (1989) подчеркивается, что потребность быть субъектом, чувствовать себя активной личностью, проявляется в двух основных направлениях:
- во-первых, быть непохожим на других, обнаружить уникальность, самостоятельность поведения, делать всё по-своему,
- во-вторых, быть значимым для других людей, эмоционально созвучным с ними, участвовать в их жизни, быть признанным ими.
В педагогической науке сложилось довольно широкое представление о творчестве. С одной точки зрения, творчество понимается как создание нового материального или духовного продукта деятельности, процесс получения оригинального продукта (Л.С. Выготский).
Деятельность центра детского творчества
... концепция деятельности Центра детского творчества выстроена ... детей «Центр детского творчества» Промышленного района г. Оренбурга. Учредитель Центра ... 14 лет) Количество творческих объединений по интересам ... личности. Основной образовательной технологией стало формирование базовых компетентностей современного человека: информационной; коммуникативной; организационной; образовательной. Итак, к 2009 году Центр ...
Другая точка зрения характеризует творчество как определенные качества личности. Среди творческих проявлений дошкольников особое место занимает словесное творчество как наиболее сложный вид творческой деятельности, требующий взаимного действия ряда психических функций.
Однако, несмотря на многообразие подходов и глубину изучения проблемы творчества, задача развития словесного творчества ребенка до сих пор продолжает оставаться, по выражению В.А. Сухомлинского, одним из участков «педагогической целины». Заметим, что индивидуальные различия в уровне его развития у детей одного возраста могут быть исключительно велики
Изучение проблемы развития словесного творчества детей в силу сложности и многогранности природы речевых явлений тесно соприкасается с положениями психологии, лингвистики, психолингвистики и педагогики.
Психологический аспект включает особенности восприятия литературного произведения (А.В. Запорожец, С.Л. Славина, Е.А. Флерина,) и деятельности воображения детей (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко) как основы речевого творчества. Создание речевого произведения происходит в результате переработки наглядных образов — представлений, полученных в ходе восприятия, и перевода отобранных комбинаций на язык словесных знаков, адекватно отражающих содержание образов.
В педагогических исследованиях, посвященных проблеме развития словесного творчества, доказывается, что творческая речевая
деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства (Э.П. Короткова, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина и другие).
Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений называется сказка (Л.М. Панкратова, В.А. Сухомлинский, А.Е. Шибицкая).
Однако исследователи отмечают, что соответствие специфики художественных элементов сказки психическим особенностям детей еще не обеспечивает ее положительного воздействия на развитие детского словесного творчества. Типичные трудности связаны, как с содержательной (подражательность, невыразительность сочинений, алогичность содержания), так и с формальной стороной высказывания (нарушение структуры повествования, ограниченное использование стилистических средств), что объясняется отсутствием у детей представлений о сюжетно-композиционном и стилистическом своеобразии сказки и способах ее создания.
Словесное творчество исследователи (О.С.Ушакова, А.Е. Шибицкая, М.В. Фадеева и др.) рассматривают, как детское творчество, возникающее под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающееся в создании устных сочинений – рассказов, сказок, стихов. Немаловажное значение имеет использование народных сказок, возможности которых, как показывает практика, неисчерпаемы. Многие современные ученые-педагоги и представители педагогической общественности (А.П. Усова, Н.С. Карпинская, Л.П. Фесюкова, К.И Чуковский, Ф.И. Урманчеев и др.) указывали на ту большую роль, которую играет сказка в развитии личности дошкольника. Народные сказки всегда были предметом исследования многих известных ученых-фольклористов (В.П. Аникин, В.Я. Пропп, В.П. Морохин и др.).
Они высоко ценили народные сказки за богатство идейного содержания, их познавательно-дидактическую сущность и неизменную художественную выразительность. За последние годы проведено немало научных исследований, посвященных рассмотрению возможностей сказки в воспитании детей дошкольного возраста, однако раскрывающих особенности формирования словесного творчества у детей дошкольного возраста с использованием народной сказки нам
Тема двоемирия в творчестве Гофмана на примере анализа сказок
... Кройцберг. Общая характеристика творчества Гофмана гофман двоемирие сказка романтический Как художник и мыслитель Гофман преемственно связан с ... рисунка, писатель Гофман близок к практическому осуществлению идеи синтеза искусств. Творчество Гофмана в развитии немецкого романтизма ... Приведу выдержку из работы Федорова Ф.П. “Время и вечность в сказках и каприччио Гофмана”: “...история взаимоотношений ...
Таким образом, актуальность нашего исследования определяется существующим противоречием между — традиционным взглядом на сказку как на значительный фактор развития ребенка и ограниченностью её использования в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, в частности для развития словесного творчества.
Выявленное противоречие позволяет обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного использования сказок в развитии словесного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе речевого развития дошкольников в условиях ДОУ?
Цель исследования состоит в выявлении наиболее эффективных приёмов и педагогических условий развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста, построенных на основе восприятия сказки.
Противоречие позволяет обозначить проблему как эффективнее использовать сказку в целях развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ?
Объект исследования — процесс развития словесного творчества старших дошкольников.
Предмет исследования – использование сказки, как фактора развития словесного творчества в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза. Влияние сказки на развитие словесного творчества старших дошкольников будет успешным, если у них будут сформированы представления о жанре и о средствах художественной выразительности, и в работе, в качестве основных методов, будут использоваться алгоритмы и моделирование.
Задачи исследования:
- Осуществить теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме формирования словесного творчества у детей дошкольного возраста.
- Изучить уровень словесного творчества детей на начало исследования.
- Разработать технологию использования сказки в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения в целях формирования словесного творчества старших дошкольников.
Методологической и теоретической основой
Основой их формирования служит творческое воображение.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов психолого-педагогического
- теоретических (изучение и историко-логический анализ философской, психолого-педагогической литературы),
- диагностических (беседы с детьми, анкетирование родителей, изучение продуктов детской деятельности, педагогической документации),
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
4 стр., 1977 слов
Липай М.Н. СКАЗОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ...
... «Развитие словесного творчества» [3, с. 108]. Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №85 г. Гродно». В экспериментальной работе приняли участие 18 воспитанников старшей группы. Анализ развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста осуществлялся ...
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в практике других детских садов и студентами при написании курсовых и дипломных работ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения списка изученной литературы и приложения. Во введении отражается актуальность исследования, определяются цель, объект, предмет исследования, его гипотеза, рассматривается практическая значимость работы. В первой главе раскрываются теоретические основы становления словесного творчеств. Во второй главе дается анализ владения состояния проблемы в практике ДОУ на начало экспериментального исследования, раскрывается технология обучения дошкольников сочинительству.
В заключении делаются выводы о подтверждении рабочей гипотезы и даются рекомендации по обучению сочинения сказок.
В приложении даны фрагменты занятий по развитию речи, а также таблицы, рисунки и другой фактический материал.
Глава 1. Теоретические основы проблемы творчества
По определению психологов, творчество – это деятельность, в результате которой человек создаёт что-то новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.
Крупнейший отечественный учёный и психолог Л.С.Выготский дал следующее определение понятию творческой деятельности: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно, будет ли созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума, или чувством, живущим и обнаруживающимся в самом человеке» (9, с.3).
Кроме того, он подчёркивал, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. … привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, ранее не существовавший образ» [9, с.92]. Л.С.Выготский раскрыл механизм создания образов воображения: «Человек накапливает материал, из которого в последствии строит его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений» [9,С.21].
Анализ психолого-
Соответствует ли данным показателям детское творчество? Ответ на данный вопрос до сих пор вызывает споры среди исследователей данной проблемы. Исследования психологов (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин) и педагогов (Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина, А.Е.Шибицкая) доказывают, что творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождается его эмоциональной и интеллектуальной активностью, и обеспечивает формирование способов единого творческого познания, реализуемого в различных деятельностях.