Выпускная квалификационная работа посвящена изучению творчества Валентина Григорьевича Распутина, создавшего прекрасные произведения о русских людях, о русской природе, вошедшие в золотой фонд современной русской литературы.
В.Г. Распутин при жизни признан писателем-классиком, его произведения известны во всем мире. Он автор таких известных повестей, как «Деньги для Марии», «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Пожар», «Живи и помни». В 1977 году за создание произведения «Живи и помни» В.Г. Распутин был отмечен Государственной премией СССР.
В.Г. Распутина считают представителем так называемой «деревенской прозы» — одного из ярких течений в русской литературе второй половины XX века. Он относится к тем русским мыслителям, которые не без основания считают деревню центром нашего «национального космоса», узлом жизненно важных и не разрешимых до сей поры проблем [Гришенкова 2003: 232].
Современная литературная критика уделяет немало внимания изучению творчества В.Г. Распутина За последние десятилетия появились многочисленные исследования о писателе как общего, так и частного характера. Самые известные работы в этой области принадлежат Н.С. Тендитник, Н.Н. Котенко («Валентин Распутин. Очерк творчества»), В.Я. Курбатову («Свидетель: Предисловие// Распутин В.Г. Собр. Соч.: в 3 т. Т. 1») , Лебедевой С.Н. (Мировоззренческие истоки творчества В.Г. Распутина), Переваловой С. (Автор и герои в прозе В.Г. Распутина), Кузиной А. («Рассказы Распутина последних лет»), Игнатьевой А.В. («Женщина как хранительница родовой памяти в ранних рассказах В.Г. Распутина», «У истоков мотива «родной души» в творчестве В.Г. Распутина», «Эволюция образа русской женщины в творчестве В.Г. Распутина»), Гришенковой Т.Ф. («Концепция русского национального характера в повести В.Г. Распутина «Последний срок», «Влияние русской классики на творчество В. Распутина: возможности интерпретации»), Андреевой И.Э. («Хэмингуэй. А. Платонов. В. Распутин», «Изображение народного характера в повести В.Г. Распутина «Живи и помни»), Дырдина А.А. («В. Распутин: национально-художественный стиль мышления»), Семеновой С.Г. («Валентин Распутин», «Талант нравственного учительства. В мире проблем и образов В. Распутина»).
Анализируя творчество Распутина, исследователи-литературоведы большое внимание уделяют психологическому мастерству писателя (А. Ануфриев, Л. Дорофеева, А. Урманов), жанровым и стилевым особенностям его произведений (Ю. Дворяшин, О. Алейников, В. Сигов), проблемам литературной преемственности (В. Васильев, Ю. Дворяшин, Н. Драгомирецкая, М. Ермакова).
По литературе. Почему добролюбов назвал характер катерины “Русским ...
... характера!” Действительно, у человека, который не побоялся признаться в измене, не побоялся бросить вызов “темному царству” и даже не побоялся смерти, сильный характер. Русские ... думает, что сама перед всеми виновата. Добролюбов сказал так: “Грустно, горько такое освобождение; ... неоднократно повторяется образ, помогающий понять главное в характере Катерины, — образ птицы. Птица — символ воли. Отсюда ...
Критики считают, что свойственное писателю чувство вины и боли за происходящее в окружающем мире сближает его произведения с творениями классиков — Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Распутин рассматривает разрушение, исчезновение как такового простого деревенского характера. Люди, которых лишили «корней» (малой родины), становятся внутренними, душевными нарушителями всех моральных законов. Произведения «Пожар», «Прощание с Матёрой», «Последний срок», «Живи и помни» выступают как «свидетельство упадка мира деревни» [Игнатьева 2008: 73].
В творчестве писателя нашла отражение одна из важных проблем конца прошлого века: разрушение природы и, следовательно, нравственности под воздействием цивилизации. В наше время проблема полного разрушения нравственности стала особенно актуальной. В современном обществе появилась необходимость говорить о трансформирующейся психологии людей, о человеческих отношениях, о смысле существования, который постигают герои произведений В.Г. Распутина. Современный человек сталкивается с утратой нравственных качеств: любви к ближнему, совести, добра. В повестях и рассказах В.Г. Распутина можно найти ситуации, случаи, близкие к жизни современного человека.
Внимание к творчеству именно этого писателя можно объяснить тем, что он целенаправленно обращается к проблеме русского национального характера, к проблеме отношений человека с природой, с другими людьми, с самим собой. Для творчества Распутина свойственны гуманистический дух, толерантность в изображении человека, представляющего иную культуру. В исследуемых произведениях у истоков русского национального характера стоит его неразрывная связь с природой, с землей, с почвой как основой народной жизни. Проблемы взаимосвязи человека с окружающим миром для В. Распутина всегда были очень важны. Кроме того, важен тот момент, что Распутин рассматривает отношения человека с природой и сквозь призму экологических проблем. При всем многообразии работ о творчестве Распутина нельзя утверждать, что оно исследовано в полной мере.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что концепт «природа» в данной работе рассматривается в литературоведческом аспекте. Творчество Распутина особенно актуально в школьном изучении, так как затрагивает наиболее важные нравственные темы (темы любви к ближнему, долга перед родителями).
Это особенно значимо для одиннадцатиклассников, так как они начинают самостоятельную жизнь, постепенно понимая, что их будущее и будущее окружающего мира во многом зависит и от них самих. Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы студентами-филологами во время изучения курса русской литературы, в ходе педагогической практики, а также учителями средних школ при изучении русской литературы второй половины ХХ века и творчества Распутина.
Сочинение человек и природа в современной литературе
... человека и природы — одна душа убивая природу, мы убиваем себя и свое будущее. читать похожие: Человек и природа в современной литературе (В. Распутин, В. Астафьев, Б. Васильев) Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и ... это символ чистого, высокого и прекрасного, символ единения человека с природой. В повести Валентина Распутина “Прощание с Матерой” поднимается ...
Предмет исследования выпускной квалификационной работы — концепт природа в творчестве В.Г. Распутина; объект изучения — наиболее значимые произведения писателя: «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Уроки французского», «Деньги для Марии».
Цель выпускной квалификационной работы: раскрыть содержание концепта «природа» в творчестве В.Г. Распутина.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- определить значение понятия «концепт» с точки зрения филологии и лингвокультурологии;
- рассмотреть природу как фрагмент картины мира;
- проанализировать понимание природы индивидуальной картине мира В.Г. Распутина;
- раскрыть воплощение концепта «природа» в творчестве В.Г.
Распутина (на материале произведений «Последний срок», «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Уроки французского», «Прощание с Матерой»).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Во введении обосновывается необходимость исследования. В первой главе рассматриваются значения понятий «концепт» и «природа» в различных аспектах. Во второй главе анализируется тема природы как ведущая тема творчества В.Г. Распутина. А также во второй главе выявляются основные концептуальные метафоры, связанные с концептом «природа» в наиболее известных произведениях В.Г. Распутина. В приложении представлена рабочая тетрадь для 6 класса по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского», составленная под руководством доцента Л.Л. Гордиенко, а также методические разработки уроков литературы для 11 класса по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой». Кроме того, приложение содержит портреты В.Г. Распутина, фрагменты произведений «Уроки французского», «Последний срок» и «Прощание с Матерой», необходимые для учителя или студента-практиканта при подготовке к урокам и их проведении уроков. Список использованной литературы насчитывает 66 источников, изученные при выполнении исследования. Объем работы составляет 60 страниц.
Глава 1. Концепт «природа»: проблемы изучения
1.1 Понятие «концепт» с точки зрения филологии и лингвокультурологии
Обратимся к прояснению лексических значений слова концепт. Концепт (от лат. conceptus мысль, понятие) — смысловое значение имени, знака, то есть содержание понятия, объем которого есть предмет (денотат ) этого имени (например, смысловое значение имени Луна — естественный спутник Земли) [БРЭС 2003: 732].
В культурологическом словаре можно встретить такое дополнение к толкованию данного слова: концепт — произведение концептуального искусства (суть концептуального искусства заключается в воспроизводстве идеи, выраженной в форме словесного текста, безличных графиков, диаграмм, схем, а также сопровождающих его документальных материалов типа видео-, фонозаписей) [Кравченко 2003: 436].
Роль и значение природы в романе Лермонтова «Герой нашего времени
... метель завывает, точно так же как на севере страны. на Кавказе герой не по своей воле Ни в одной из последующих глав природа не играет столь важной роли, ... Роль пейзажа в раскрытии образа Печорина Художественное описание природы очень важно в раскрытии образа Печорина. В дневнике Печорина мы часто сталкиваемся с описанием природы, связанной с определенными мыслями, чувствами, ...
Концепт в логической семантике — это смысл имени [Фролов 2001: 262]. Впервые в отечественной науке слово концепт было употреблено Ю.С. Степановым как транслитерация английского слова concept «понятие».[Пищальникова 2007: 48].
Концепт, с одной стороны, может рассматриваться как значение, исследуемое в аспекте выявления его структурообразующего признака. Если понимать значение как структуру функциональную, просто говоря, создающуюся «здесь и сейчас», в конкретных условиях речевой деятельности, то тогда следует признать, что именно цель конкретной (речевой) деятельности и конкретные условия актуализируют определенный признак значения, и он становится структурообразующим (концептуализирующим) фактором значения познавательной структуры.
Сравним три фрагмента речевых произведений:
1.Костер разгорался все ярче, золотые искры выстреливали в ночную тьму, а люди, как завороженные, смотрели на огонь .
2. Костер мой догорал на берегу пустыни,
Шуршали шелесты струистого стекла,
И горькая душа тоскующей полыни
В истомной мгле качалась и текла .
(Волошин).
3. Лишь голос твой звучит в моих стихах,
В твоих стихах мое дыханье веет.
О, есть костер, которого не смеет
Коснугься ни забвение, ни страх.
(Ахматова).
В приведенных контекстах значение слова костер определяется в первом примере актуализацией понятийных признаков, во втором — ассоциативного признака «протяженность», в третьем — ассоциативных признаков «интенсивность», «протяженность». их актуализация задана целями речевой деятельности, в которой важно акцентировать субъективное содержание, представленное конвенциональным словом. Это субъективное содержание может быть понято только тогда, когда совпадает ассоциативный опыт говорящего и слушающего. В тексте и представляется процесс становления субъективного значения на основе ассоциативного опыта (в том числе вербально-ассоциативного) через актуализацию определенного ассоциативного признака значения. Этот признак становится в даннoм случае признаком, образующим структуру психологически актуального для индивида «здесь И сейчас», в условиях данной конкретной деятельности, значения (смысла).
Так в рамках когнитивной модели (концепта) представляется порождение субъективного знания. Итак, концепт — научный конструкт, с помощью которого объясняются «ментальные или психические ресурсы нашего сознания и та информационная структура, которая отражает знание и опыт человека». У нас нет непосредственного доступа к процессам сознания, и потому моделирование — единственный способ приобретения знаний об этом феномене. Концепт — это модель, оперативная единица, позволяющая условно членить содержание сознания человека на «кванты». Поэтому концепт не только дает представление о процессах порождения значения, но и моделирует интегрирующую функцию сознания, сводящего многообразие реальных объектов в классы, категории и другие типы инвариантных образований. Таким образом, значение и концепт — это лингвистические модели, отображающие содержание единиц языка. Но они отражают разные параметры языкового содержания. Если значение в основном вычленяет и фиксирует составные части содержания (элементы) языковой единицы, то концепт моделирует его порождение и функцию [Кубрякова 1996: 90].
Природа – Общество — Культура
... которые располагают собственными знаковыми системами. 3. Природа и человек на раннем этапе человеческого развития Первое значение термина «культура» - это возделывание, обработка, уход в ... это познавательная, информативная, коммуникативная. Первая - познавательная функция - это познание мира, страны, общества, или какого-то явления, самопознание (образование, воспитание). Такая функция концентрирует ...
Концепты — схематические представления, «заместительная способность которых основана на потенции совмещать то или иное». «Значимость мысленных общностей есть именно эта форма отношения «начала» как порождающего акта к возможным мысленным конкретизациям». Зачаточный акт-потенция представление о конкретном человеческом поступке. «Концепты — это почки сложнейших соцветий мысленных конкретностей», природа их двойственна — она психофизиологического характера. Концепт — образование ума, точка зрения субъекта, но она обращена на нечто объективно-реальное. Концепт характеризуется динамической структурой, он зачаточный акт, проективный набросок .
Рассмотрим лингвокультурологическую позицию. Лингвисты видят в концепте многослойную структуру смысла, связанную с устойчивыми языковыми структурами. Ю.С. Степанов считает, что концепт и понятие — явления одного и того же порядка, причем понятие — термин в основном философии и логики, а концепт — математической логики и культурологии. В силу последнего, концепты не только мыслятся, но и переживаются. Концепт синонимичен термину «смысл», в то время как значение синонимично термину «объем понятия». Концепт — исторически сложившееся напластование смыслов.
Сторонник философской позиции Ж. Делез определяет концепт как «некое чистое событие, некая «этость», некая целостность … как неразделимость конечного числа разнородных составляющих, пробегаемых не которой точкой в состоянии абсолютного парения с бесконечной скоростью. У Ж. Делеза характерные черты концепта выглядят явной антитезой понятию (субъектность, вариативность, фрагментарность).
С.С. Неретина основное внимание уделяет логико-семантическому «образу» концепта, формирующемуся в процессе порождения и понимания смысла. С.С. Неретина дает развернутое определение концепта, опираясь на тексты Абеляра. При этом определение концепта дается в сопоставлении с понятием и принципиальном различении с ним. В отличие от понятия, «концепт формируется речью, осуществляющейся «по ту сторону» грамматики — в пространстве человеческой души с ее ритмами, энергией, внутренней жестикуляцией, интонацией. Концепт предельно субъектен. Он непременно предполагает при своем формировании другого субъекта -слушателя или читателя и в ответах на его вопросы, что и рождает диспут, актуализирует свои смыслы. Память и воображение являются неотторжимыми свойствами концепта, направленного на понимание здесь и теперь, в едином миге настоящего, с одной стороны, а с другой — концепт синтезирует в себе три способности души и как акт памяти ориентирован в прошлое, как акт воображения — в будущее, а как акт суждения — в настоящее. С.С. Неретина подчеркивает важнейшую функцию, выполняемую концептом, — эквивокацию. Эквивокация — показатель неискоренимой тропологичности разума, который благодаря тропам, иронии, метафоры, метонимии, синекдохи оказывается способным изменить свою позицию в видении мира и тем самым обнаружить новые смыслы в нем. Концепт по своей сути балансирует на грани божественного и земного.[Григорьев 2006: 67-69].
Романтизм в литературе. Природа и человек в романтической лирике ...
... каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного направления изображались герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризовались ярким накалом страстей, природа изображалась в одухотворенном и ...
концептов
Концептуальный анализ художественного текста — это особый тип анализа текста, при котором в зоне внимания оказывается художественный концепт как смысловая и эстетическая категория, как универсальный художественный опыт, зафиксированный в культурной памяти и способный выступать в качестве строительного материала при формировании новых художественных смыслов [Миллер 2000: 42].
«Концепт в литературе рассматривается как свернутый текст, как культурно-семиотический феномен, в котором сочетаются религиозно-философское и культурно-историческое знание о мире. Содержание литературных концептов, свойственных тому или иному художнику слова, определяется особенностями его мировоззрения, художественно — образного мировосприятия и индивидуально-авторской картины мира. Продуктивным способом описания индивидуально-авторской картины мира и является концептуальный анализ, который заключается в выведении из содержания всего текста базового концепта, а также знаний о концепте, составляющих его концептосферу» [ Бабенко 2000: 105].
Чтобы показать, как рассматривается какой-либо концепт в литературоведении, приведем в качестве примера концепт счастье в лирической поэзии М.Ю. Лермонтова. Лирическая поэзия как особая семиотическая система включает в себя концепты, предполагающие самоописание внутреннего мира. Эти концепты находятся на вершине иерархии семантического универсума. Концепт счастье отмечает в лирической поэзии Лермонтова одну из важнейших для поэта сфер — сферу эмоциональную, являющуюся основой внутреннего мира творческой личности. Закономерно, что счастье прочно связывается в поэтическом мироощущении Лермонтова с любовью, правда, наличие ее является необходимым, но не достаточным условием счастливой жизни:
Довольно любил
Для счастья же мало любил,
Но полно, что пользы мне душу открыть,
Зачем я не то, что я был?
(К Дурнову, 1830- 1831)
Для средней языковой личности, т. е. для обывателя слово счастье имеет положительную оценку. У М.Ю. Лермонтова понятие счастье всегда содержит в себе трагическое начало, связываясь с представлениями о бренности бытия и беззащитности человека перед лицом метафизических сил [Кузнецова 2003: 32]. Концепты помогают воссоздать мировоззренческие картины мира, истинный облик русской ментальности [Караулов 1987: 26].
В исследовании мы обращаемся к воплощению концепта «природа» в творчестве В.Г. Распутина посредством концептуальных метафор. Обратимся к значению данного термина. Во-первых, концептуальная метафора — это одна из главнейших мыслительных операций, а также способ познания, структурирования и объяснения окружающего нас мира [Лакофф, Джонсон 1987: 130]. Во-вторых, сущность концептуальной метафоры — не только воспроизведение элементов общественного опыта определенной культурной общности, но и формирование данного опыта. Если концептуальная метафора — часть понятийного аппарата, являющегося основой окружающей действительности, она внесет изменения в эту систему, а также в производимые ею действия и представления. К примеру, влияние запада на мировые культуры частично объясняется привнесением в них метафоры ВРЕМЯ — ДЕНЬГИ. Утверждение о способности концептуальной метафоры создавать «новую реальность» Лакофф и Джонсон доказывают и логическими построениями типа: поскольку большая часть реальности осмысляется в метафорических терминах и наши знания о материальном мире также метафоричны, постольку метафора играет значительную роль в установлении новой для нас реальности. Необходимо подчеркнуть, что концептуальная метафора двупланова, то есть может быть приложимой к двум объектам одновременно, таким образом, свойства того, о чем идет речь, анализируются через свойства того, чьим именем это обозначено. Столкновение несходных смысловых спектров производит качественно новую информацию, раскрывающую неизвестные ранее аспекты содержания понятий, включенных в структуру метафоры. В переносе понятий из одной сферы в другую содержится гибкость человеческого разума, необходимая для постижения действительности. Концептуальная метафора — универсальное орудие мышления, познания окружающего мира [Чудинов 2000: 122].
Бог, природа, человек в поэзии есенина (2)
... видит прежде всего в творении — окружающем мире. Бог, природа, человек в поэзии Есенина всегда взаимодействуют. Но не постоянно поэт был ... т.д. Диалог лирического героя произведения Есенина с Миром – с природой, вселенной, землей, человек – постоянен. Обо всем этом он по-своему сумел сказать ... я посетил…» А. С. Пушкина речь идет о вечной, неизбежной смене поколений, о непрерывном движении жизни, где ...
Изучив теоретические материалы по исследуемой проблеме, можно сделать следующие выводы:
Природа — широкое и разностороннее понятие. В литературоведении, культурологии, философии, лингвистике и других науках это слово толкуется по-разному. Можно выделить общее во всех приведенных выше значениях: природа- все сущее, то есть весь существующий органический и неорганический мир.
Природа в литературоведческом аспекте соотносится с понятием пейзажа. Пейзаж — картина природы, имеющая различное художественное назначение в зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым связано произведение. Образ природы в литературе с течением времени видоизменялся:
- в античности природа рассматривалась как мифологическая, сверхъестественная сила;
- средневековые авторы и сентименталисты изображали человека на фоне природы как нечто противоположное цивилизованному миру;
- природа описывалась подчеркнуто эмоционально;
- писатели-романтики представляли природу могучую, бушующую или величественно-богатую. Романтический пейзаж служил одним из средств создания местного колорита;
- описание природы как правило соответствует натуре романтического героя, мечтательного или бунтующего;
- в реалистическом произведении значение пейзажа более многообразно: он интересен как часть реальной обстановки, в которой происходит действие; им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий.
Образы природы — неустранимая, вечно насущная грань литературы и искусства, исполненная глубочайшего смысла.
Изучив материалы философских и культурологических словарей, можно представить общее толкование концепта как смыслового значения имени, знака, то есть содержания понятия, объем которого есть предмет (денотат ) этого имени (например, смысловое значение имени Луна — естественный спутник Земли).
Концепт в литературе рассматривается как свернутый текст, как культурно-семиотический феномен, в котором сочетаются архетипические и мифопоэтические параметры, а также религиозно-философское и культурно-историческое знание о мире. Содержание литературных концептов, свойственных тому или иному художнику слова, определяется особенностями его мировоззрения, художественно — образного мировосприятия и индивидуально-авторской картины мира.
Человек и природа в тихой лирике Рубцова 6 класс
... вашему, люди читают стихи? Есть ли в классе такие ребята, кто пишет или пробовал писать стихи? «Человек и природа в лирике Н. М. Рубцова». ... задание. Сочинение на тему: ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА И РОДИНА В ПОЭЗИИ Н. М. РУБЦОВА ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА И РОДИНА В ПОЭЗИИ Н. М. РУБЦОВА Николай ... для него этот мир «такой справедливый, даже нечего крыть…». Одухотворена ли природа в лирике Рубцова? В полной мере. Но ...
1.2 Природа как фрагмент картины мира: тема, символ, пейзаж, концепт
Предметом данного исследования является концепт «природа», в связи с этим необходимо обратиться к значению слова «природа».
Природа — понятие широкое, разностороннее. Мы можем использовать данное слово в различных коммуникативных ситуациях, употребляя его в совершенно разных значениях. Чтобы наиболее точно установить, какое значение этого слова целесообразнее рассматривать при изучении повести В. Г. Распутина «Последний срок», обратимся к источникам, по-разному толкующим понятие «природа».
Так, в толковом словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой можно найти такое определение этого слова: » природа — 1. Все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мертвая природа (неорганический мир: не растения, не животные).
Живая п. (органический мир).
2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы. 3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства).
Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу(прпост.). 4. перен. чего. Основное свойство, сущность (книжн.).
П. Социальных отношений. Вирусная п. заболевания. По природе — по характеру, по натуре. По природе он добр. От природы — от рождения, от начала существования. Он уж от природы такой странный. В природе вещей (книжн.) — о чем-то обычном: так и бывает.» [Ожегов, Шведова 1997: 598].
Большой Российский энциклопедический словарь дает толкование, отличное от того, что приведено в словаре Ожегова, но имеющее и сходные черты: природа , 1) Все сущее, мир в многообразии его форм; 2) Объект естествознания. 3) Совокупность естественных условий существования человеческого общества; здесь природе противопоставляется культура. «Вторая природа» — созданные самим человеком условия его существовования (главное условие в этом случае — изменение природы человеком, последствия этого не всегда предвидимы).
[БРЭС 2003: 1247].
Другие науки рассматривают исследуемое понятие в отличных аспектах. В культурологии понятие природы употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования, так называемая «вторая природа». Часто отношение человека к природе сводится к окультуриванию естественной, нетронутой природы. До начала современной научно-технической революции воздействие человека на природу носило экстенсивный характер (то есть природа не «переделывалась», а просто становилась источником большого количества ресурсов) . Такое вторжение в природу носило негативный характер. Сегодня четко наметился переход к интенсивному природопользованию (Субъект-объектные отношения с природой сменились субъект-субъектными).
Теоретической основой этого отношения явилась концепция ноосферы, выдвинутая В.И. Вернадским. [Хоруженко 1997: 395]. Отношения общества с природой и в древности носили противоречивый характер. [Кравченко 2003: 696]. Человек не только был связан с природой гармоничными отношениями, но и предпринимал разрушительные действия по отношению к ней.
Человек и природа в тихой лирике Рубцова 6 класс (2)
... талантливого человека. После Сергея Есенина, Николая Рубцова можно смело причислить к когорте народных поэтов. Тема родина в лирике Рубцова Николай Рубцов поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровывал мир ...
Природа проснулась с зарею., Все животные семейства кошек по природе своей кровожадны».
Известный философ Владимир Соловьев пишет, что природа понимается в трех главных смыслах:
1) как существенное определение чего-либо, например, природа человека, души, общества, государства, искусства, нравственности, Божества; в самом общем смысле природа-это сущность (ср. толкования, приведенные в других словарях: природа-это все сущее).
2) Как видимый земной мир, охватывающий совокупность того, что составляет определенную среду и основу человеческой жизни первоначально данную, а не созданную человеком; понятие природы противопоставляется понятию искусства, искусственности (природа-это именно земной, ощутимый мир, с которым контактирует каждый, а не Божественный, невидимый обычному человеку).
3) Природой называется также низшее материальное начало в самом человеке, связанное с внешней материальной средой, но отличаемое от нее (в этом случае природа — нечто противопоставленное душе, духовности; божественный мир в душе человека противопоставляется «звериному», языческому началу).
[Соловьев 1997: 405-406]. Другие русские философы дают свои толкования исследуемого определения. Так, например, В.Е. Кемеров считает, что природа человека — понятие, выражающее естественное происхождение человека (человек живой, следовательно, он произошел тоже от живого), а также все многообразие человеческих проявлений, отличающих человека от всех остальных живых существ. Между природой человека и человеческой сущностью часто ставили знак равенства; природу человека часто сводят к разумности, морали, воле к власти, творчеству, свободе, отношению к смерти, религиозности. (Это определение разнится с толкованием Соловьева. В данном случае природа человека — нечто высокое, разумное, практически не имеющее «темного» начала) [Кемеров 2004: 550].
Если обратиться к философскому словарю под редакцией Лутченко, то можно узнать, что слово «природа» произошло от греческого physis, от phyen — возникнуть, быть рожденным. Словом «природа» обозначается как первоначальная сущность вещи, так и совокупность всех вещей, которые не подвергались изменениям со стороны человека. С точки зрения своего происхождения и существования человек сам — часть природы. Единство природы и духа в человеке и составляет его человеческую сущность, позволяет ему отделить себя от природы, исправить природу и самого себя в соответствии со своими материальными и духовными потребностями и расширить окружающую его среду до размеров мира. [Лутченко 2002: 364].
пейзаж. Пейзаж (франц. Paysage от pays — страна, местность) —
Концепция природы, разработанная в литературе, классифицирует природный образ (литературный пейзаж) как важнейшую доминанту произведения наряду с его конфликтной, образной, мотивной, сюжетно — композиционной и стилевой системами. Литературный пейзаж в произведении может выступать фоном повествования и средством воссоздания реальности, вспомогательным (иллюстративным) приемом характеристики героя, способствовать выявлению авторской точки зрения на человека, предмет или объект изображения, служить более полному выражению идейного смысла отрывка или всего литературного текста, наконец, выступать символом или главным художественным образом.
Природа, например, в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого способствует выражению миропонимания писателя. Автор романа, проповедуя всеобщую гармонию и разум, утверждая равноправные отношения между людьми, сословиями и классами, постоянно выступал противником войн, характеризуя их как проявление античеловеческих, противоестественных начал. Убежденным пацифистом Л. Толстой не был, но война всегда вызывала в его душе протест.
Концепция природы Л. Толстого получила творческое развитие в 20 веке, в прозе Л. Леонова, В. Астафьева, В. Распутина и других писателей. К примеру, особый поэтический мир произведения Л. Леонова «Русский лес» — жизнь природы. Лес как центральный «герой» книги и вещественное проявление наделен многочисленными признаками, способствующими раскрытию человеческих лиц. Но судьба знакового героя книги противоречива. Несмотря на то, что история уготовила ему почетное место и имя кормильца, благодетеля и защитника русских людей, он, исправно неся службу на пользу общества, часто оказывался в роли «пасынка». А в произведении В. Астафьева «Царь-рыба» выражена позиция писателя-гуманиста, не принимающего как людей с с ограниченными жизненными идеалами, так и жестокое, «пользовательское» отношение к природным кладовым.
Итак, образы природы в прозе В. Распутина и его современников —
Л. Леонова, В. Астафьева всегда соотносятся с жизнью людей, имеют важное структурно — художественное значение, «выполняют в произведениях различные эстетические функции, в том числе природоохранную» [Петишева 2007: 15-20].
Изучением концепта «природа» занимаются такие ученые, как Пустовалова А.А., Усачева А.С. Пустовалова А.С. в статье «Концепт «природа» в системе языковой образности поэзии Н. Рубцова» предполагает, что образная репрезентация концепта «природа» как одного из главных элементов концептуальной картины мира в сознании Н. Рубцова раскрывает важнейшие черты его художественно-образной системы, так как выступает в качестве объекта и компонента образности, и определяет идиостиль поэта. Миромоделирующие способности образной лексики в процессе языковой концептуализации выявляют ядерно-периферийную структуру концепта «природа» и характер связей между его компонентами, а также его роль в общей языковой картине мира, отраженной в поэтическом языке Н. Рубцова. Концепт «природа» в системе художественных текстов Н. Рубцова автор определяет как объект своего исследования. В качестве предмета исследования берется рассмотрение средств языковой образной репрезентации концепта «природа» и их системное описание, позволяющее рассмотреть, осмыслить поэтику художественных текстов Н. Рубцова. А.С. Пустовалова ставит перед собой следующую цель: на материале концепта «природа» проанализировать особенности системы языковой образности поэзии Н. Рубцова, которая дает возможность определить, в чем состоит оригинальность языка поэта, выявить языковые модели образности и средства выражения концепта «природа» как главнейшего элемента концептуальной картины мира в языковом сознании поэта. В соответствии с целью автор ставит перед собой следующие задачи:
1) выявить основополагающие черты концепта «природа», его содержание и структуру в научном и бытовом сознании;
2) проанализировать систему ключевых номинаций реалий мира природы, отраженных в поэтических текстах Н. Рубцова;
3) описать лексические средства как выражение концепта «природа»;
4) выявить образы природы, содержащиеся в поэзии Н. Рубцова, рассмотрев изобразительно-выразительные средства языка — сравнения, эпитеты, метафоры;
5) выявить возможности образной лексики, связанные с моделированием окружающего мира.
А.С. Пустовалова приходит к следующим выводам:
вода, земля, растительный мир
2. Концепт «природа» может быть охарактеризован в типологическом отношении как фрейм (Фрейм — объемный, многокомпонентный концепт, «пакет» информации воплощаемый значениями слов, связанных ассоциативными связями с другими словами и лексико-семантическими группами).
Представителями основного уровня концептуализации автор считает лексемы вода , море, земля, дерево , цветы, человек и т.д. На субординатном уровне концепт «природа» представлен лексемами волна, река, ветер, облако, поле, лес , береза, ива , свет, бор, луг, берег, снег, дождь и др.
животный мир (птицы)
4. При изображении концепта «природа» в художественной системе
Н. Рубцова немаловажными являются физические — акустические (звук) и зрительные истоки формирования концепта. При зрительном восприятии мира природы наиболее важными обнаруживаются степень освещенности пространства (категория света) и цветовое наполнение.
5. В качестве художественно-выразительных средств отображения концепта «природа» в системе художественного языка Н. Рубцова выступают сравнения, эпитеты, метафоры. Более продуктивными средствами формирования образности, связанной с природой, являются эпитеты и сравнения. Метафорическая образность, напротив, изображена незначительно. Это связано со спецификой восприятия природы Н. Рубцовым — через предметы и признаки, через динамическое ее восприятие как течения, какого-либо действия (движения, говорения и т.п.).
6. Наиболее частотным лингвистическим выражением сравнения являются союзные конструкции. Среди эпитетов доминируют оценочные эпитеты, связанные с характеристиками явлений и предметов, а также психологической оценкой связей человека и природы. В системе метафор превалируют глаголы, представляющие всевозможные действия.
7. Концепт «природа» у Н. Рубцова представляется и как основной элемент для его образной оценки, и как составляющая образных средств для характеристики остальных концептов [Пустовалова 2009: 83].
Усачева А.С. образ-концепт понимает как двуплановая единица, связанную с ассоциативным развёртыванием того или иного концепта, имеющую независимое эстетическое содержание. Образ-концепт не равноправен с образным слоем, выделяемым в содержании концепта, где непременным признаётся анализ когнитивных признаков и мыслительных образов. «Структура» образа-концепта — вариативная организация параметров (функциональных групп) наиболее подробного и последовательного изображения частиц образа. Функциональные группы могут располагать сложным составом и обязаны изображаться как комплект обусловленных подгрупп, имеющих свои сквозные смысловые комплексы.
Изыскание всего корпуса русскоязычных художественных текстов И.Бродского позволило обнаружить, что субстантивные лексические знаки, создающие словесный образ зимы, отображаются в 156 произведениях, то есть более чем в 500 контекстах. Этот лингвистический материал может быть упорядочен в рамках следующих функциональных групп:
Снег, Холод, Время, Пространство, Творчество; двухполюсных: Свет-Тьма, Звук-Тишина, Зима как сезон.
Кроме того, в итоге рассмотрения художественных текстов был выявлен ряд систематически появляющихся сквозных смысловых комплексов, к которым относятся:
Сон (дневные и ночные сновидения); нарушение/неопределённость; потенциальное безумие; страдание; одиночество и утраты; изгнанничество; пустота; сакральность.
Более внушительной группой обнаруживается Пространство, а в группе Холод и трёх подгруппах (Литературные реминисценции, Темнота, Естественные источники света) обнаружено только по одному смысловому комплексу. На основе произведённого анализа можно утверждать, что Пустота, Одиночество и Изгнанничество характеризуются общей идиостилевой принадлежностью, тогда как остальные комплексы присущи именно «зимнем» тексту И. Бродского [Усачева 2005: 70].
Глава 2. Содержание концепта «природа» в творчестве В.Г. Распутина
2.1 Понимание природы в индивидуальной картине мира В.Г. Распутина
В творчестве В.Г. Распутина одним из важнейших истоков русского национального характера является его неразрывная связь с землёй, с природой. Вопросы взаимосвязи человека с окружающей природой для писателя всегда были очень важными. Через проблему экологии просматривается значительный для писателя угол зрения на характер русского человека. Писателя волнует и нравственное здоровье общества, потому что оно является основой миропорядка. Если это здоровье будет в порядке, будет возможность бороться с отклонениями от моральных норм. Поэтому Распутин — защитник человека как одного из взаимосвязанных в природе звеньев.
При всей пафосности, полемической целеустремленности, интеллектуальной и эмоциональной убедительности, произведения Распутина обладают потенциалом, ориентированным на поиск, на движение мысли, на возможность уточнения, корректировки его собственных оценок и выводов. Стремление к правде, постижение которой способствовало бы развитию общественного сознания соотечественников- это цель работы писателя, определяющая деятельный пафос его произведений. В. Распутин пишет: «Кто знает сегодня, что происходит с народом, каковы его духовные и нравственные запасы, есть ли в нём национальная связность… народ для нас сегодня, как никогда, величина неизвестная».Писатель считает, что не все ясно в тех изменениях, которые происходят в русском национальном характере: «Русский человек всегда был загадкой для иностранцев, теперь, он, похоже, превратился в загадку для самого себя» [Гришенкова 2003: 235].
В основе конфликта произведения «Прощание с Матерой» лежит обычное для своего времени событие: на Ангаре завершается строительство гидроэлектростанции, и скоро прибывшая вода поглотит семьдесят деревень. Они станут ложем водохранилища; под воду уйдут сотни и сотни крестьянских дворов с обжитыми домами, тысячи гектаров земли, обработанной людьми, дававшей с незапамятных времен все необходимое для жизни. Под водой окажутся кладбища.
Судьба деревеньки Матёра, расположенной на одноименном острове, особенно волнует писателя. Она более трехсот лет стоит на красивом и плодородном месте, но теперь тоже оказалась в русле грядущего рукотворного моря и сразу же после уборки урожая будет затоплена.
Сюжетную основу повести составили наблюдения писателя над матёринцами, доживавшими свой безрадостный срок, отпущенный равнодушным временем; над их нехитрой жизнью, заботами и тревогами; размышления автора о духовных корнях селян и извечной власти земли над крестьянами (Можно провести параллель: как жители Матеры доживают определенный отрезок времени, ожидая гибели всей их старой, привычной жизни, так и героиня повести «Последний срок» просто «тянет время» на земле, ожидая встречи с младшей дочерью. В обоих случаях так называемый последний срок определяется кем-то свыше: материнцы ждут окончательного приказа властей, начала работы строителей, а старуха из «Последнего срока» даже когда хочет умереть, уйти в другой мир — не может, так как еще никому не удавалось просто умереть по своему желанию).
Герои повести в зависимости от жизненных позиций и взглядов на окружающую среду, делятся на несколько групп: к первой относятся непримиримые (Дарья, Катерина, Настя, Богодул), вторую составляют смирившиеся с судьбой (Павел и другие односельчане среднего возраста), третья представлена молодым поколением в лице внука Дарьи — Андрея, тяготеющего к старому укладу множеством связей, наконец четвертая -персонажами черствыми и равнодушными (Петруха и Клавка).
Среди героев для автора выступает идеалом восьмидесятилетняя Дарья Пинигина — «< … > самая старая из старух, главный «резонер» повести»[Райкова 2003: 320]. (Для многих произведений В.Г. Распутина характерна такая особенность: выразитель авторских мыслей — зачастую человек очень пожилой. Это интересно потому, что автор создавал исследуемые произведения в достаточно молодом возрасте, но в качестве идеального героя его привлекали именно пожившие люди, даже еще не совсем освободившиеся от религиозных, либо языческих предрассудков).
Она воинственно принимает новые порядки, не хочет смириться с переездом в совхозный поселок. Героиня сочувствует старикам, которых насильно увозят «на чужбину», заставляя их страдать, сожалеет о смерти деда Егора. «Всем теперь туды дорога, — говорит героиня, имея в виду кладбище — Только успевай, прибирай» [Распутин 1994: 179]. Поступки Дарьи, от «кладбищенского сражения» до ночевки в бараке в канун затопления острова имеют религиозный оттенок. Дарья уверена, что строители совершают преступление, затопляя Матёру. «Думаешь, люди не понимают, что не надо Матёру топить? Пони мают оне. А все ж таки топют» [Распутин 1994: 278]. Она предлагает «проект» спасения малой родины: «Срежьте ее и отведите, где земля стоит, поставьте рядышком . Господь, когда землю спускал, он ни одной сажени никому лишной не дал. А вам она лишняя стала. Отведите, и пущай будет. Вам сгодится и внукам вашим послужит. Оне вам спасибо скажут» [Распутин 1994: 278]. Героиня как русская женщины- хранительница обычаев считает, что другого пути для течения прогресса просто не существует.
Отношение героев и писателя к жизни просматривается через необычную систему природных символов: Матёра — земля, люди; царский листвень -пастух; фантастический зверек — Хозяин. Символы используются автором как средство эстетической выразительности и способ раскрытия содержания произведения; они направлены на создание целостной картины художественного мира. Хозяин острова впервые появляется в шестой главе — здесь он обходит свои владения и наблюдает за их сохранностью, затем в восьмой — на фоне пожара: горело жилище Петрухи. Прощальная встреча с лесным зверьком происходит в последней главе. Как почти всякое неведомое и сказочное существо, Хозяин обладал способностью предсказывать грядущие события. Он заранее видел, как исчезли в пламени избы матёринцев и кладбище, которое женщины не дали разорить; как сгорел леса, а его дым долго носило по острову, как полыхала Подмога и все, что было на ней. Этот мифопоэтический образ-символ облегчает понимание заключительного эпизода книги.
В рассказе «Век живи — век люби» герою, открывается в мире живой природы что-то такое, чего не может воспринять человек с несозревшим или огрубевшим сердцем. Юная душа, открытая прекрасному, ощущает «мощное космическое дыхание»[Кузина 2004: 68]. Герой рассказа «Век живи — век люби» Саня ощущает присутствие чего-то божественного в земной природе: воздух течет «светозарно» и «могуче», звук и трепет листьев значащими «больше, чем просто звук или трепет». И в себе герой открывает такую же «полноту» и «»благодатность», «нечеловечески сильное и огромное» чувство, способное вместить в себя «все сияние и все движения мира, всю его необъяснимую красоту и страсть» [Распутин 1994: 431]. Мальчик приближается к загадкам бытия, не доступным разуму: «Его возможно лишь чувствовать, угадывать, внимать, а неизъяснимость вызванных им чувств лишь подтверждает его огромную неизъяснимость»[Распутин 1994: 431]. Интуиции в данном случае отводится большее значение, нежели разуму.
Тайны мироздания открываются тому, у кого существует связь с «общим чувствилищем». Такой связью обладает также герой рассказа «Что передать вороне?». Писатель, от лица которого ведется повествование, ушел от городской суеты, уехав на берег Байкала. Чувство вины перед больной дочерью, не очень чистая совесть не дают ему возможности сосредоточиться на работе. Движение неба и воды(«все небо словно собралось над Байкалом, и озеро, как бы в ответ ему, стало двигаться кругами») пробуждает в нем желание проникнуть в механизм действия стихий, движущих природную космическую мистерию. Он замечает: небо и вода «находились в живом и вышнем подчинении друг другу» [Распутин 1994: 392]. Само мироздание дарит герою «покой осторожного вышнего присутствия», Божественного начала в земном мире, духовную наполненность и надежду.
Поэтика невыразимого , «несказанного» проявляет себя в символических образах колокола, ночи, неба, тропинки, полета, в текучести смысла слов («светозарно» — это и озарено светом солнца, и озарено Божественной благодатью; здесь упоминается и слово «заря» как символ нового дня, новой жизни; «благодатный»- исполненный Божьей благодати, то есть воли и силы, и одновременно — дарующий счастье, добро; счастливый).
Специфика жанра диктует также обращение к аналитическому воплощению мотива познания и непостижимости мира, несовпадения с собой (раздвоения); погружение в подсознание героев, в скрытые уровни духовной жизни, мистические переживания. Здесь вполне уместны глубинный психологизм, проникновенная лирическая интонация, поэтика сновидений. Необычные, как бы живые картины природы свидетельствуют о близости творчества В.Г. Распутина традиции Ф.И. Тютчева, убежденного в том, что природа одухотворена и тем самым способствует обращению человека к собственным духовным тайнам.
В рассказе «В непогоду» писатель выступает как прорицатель воли Бога (Как, например, пушкинский пророк).
Тема ухода человека из жизни, начатая в рассказе «Видение», находит свое продолжение. Вновь она сопровождается картинами природы. Первая из них — огромный, «растянутый на все четыре стороны мир», замерший в «таинственной неге перед закатом» [Распутин 2003: 11]. Художник рисует пейзаж зимнего, замерзшего Байкала. Его ледяное поле то «лежало в позолоте», то до самых вершин гор заалело, «снег на вершинах заискрился и засиял», и это сияние ползло от одного берега к другому. Байкал, рождающий Ангару, напоминает автору «огромную волшебную чашу», «неиссякаемое лоно» (Необходимо вспомнить, что река, вода вообще — символ животворящего начала), в которую всю свою «горячую щедрость» «снизало» солнце и, опустошенное, садилось на облако, похожее на белого оленя. И чем глубже закатывалось солнце, тем «ярче и волшебней окрылялись огненными, волшебными жар-птицами небо над Байкалом» [Распутин 2003: 12]. Пейзаж динамичен, так же, как и пейзаж поздней осени — описание потустороннего мира в рассказе «Видение», хотя обе картины природы передают состояние очарованности, оцепенения мира в его неземной красоте. Похожи как некоторые средства выразительности (эпитеты), так и начала произведений:
«Видение»
- «Неземная, обморочная стынь, совсем заговорная, наложенная колдовской рукой»;
- «оголенный лес»;
- «солнце тихое и слабое»;
- «Застыли…сосны»;
- «дорога петляет», на ней нет «ни души».
«В непогоду»
- «ни звука, ни ветерка, ни вздоха»;
- «тишь загустела еще больше и сделалась совсем неправдашней»;