Роль и значение природы в романе Лермонтова «Герой нашего времени

В этой главе произведения дается, образно говоря, протрет живописного края, ибо именно он, а не Печорин, является здесь главным героем. Природа обусловливает характер живущих там людей, их отношения друг с другом и с соплеменниками, а также драматическую, даже трагическую ситуацию, которая легла в основу сюжета.

Читатель видит Кавказ глазами двух персонажей:

  • рассказчика, путешествующего по этому краю и отображающего его в своих путевых записках;
  • 50-летнего штабс-капитана Максима Максимыча, ветерана Кавказской войны.

Повествователь, оказавшись впервые в той части Кавказа, о которой идет речь, поражен красотой и величием пейзажа. Вот как он описал панораму Койшаурской долины, открывшуюся перед его взором: «Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов…»

Автор специально поместил изображение пейзажных зарисовок в длинное сложносочиненное предложение, а не в несколько коротких, чтобы показать, что один объект любования как бы набегает на другой, стоит лишь чуть-чуть повернуть, приподнять или наклонить голову, и зритель не успевает сделать паузу, обозначаемую на письме точкой.

Изображенная рассказчиком природа:

  • величественная, она возвышает человека (повествователю кажется, что дорога ведет прямо к небу, ему радостно ощущать себя высоко над миром);
  • живая и одухотворенная, в ней все движется, все меняется («хороводы звезд» сплетаются в узоры, туманы клубятся и извиваются, снега сверкают «румяным блеском» в лучах восходящего солнца;
  • жестокая и коварная (река и сползающие все ниже и ниже туманы сравниваются со змеями, облако — с коршуном, высматривающим добычу, над восходящим солнцем — «кровавая полоса», движение по узкой дороге сопряжено с большой опасностью).

    4 стр., 1625 слов

    В гармонии с природой может жить только высокотехнологическое ...

    ... человека и природы, которая и обеспечила бы это. Таковой и является гармония человека с природой. Отсюда вытекает и цель работы: рассмотреть процесс взаимодействия природы и человека, как гармоничного союза, и вытекающие из этого взаимодействия проблемы. Глава 1. Гармония человека и природы ...

В этом описании природы чувствуется неравнодушие пера автора. Лермонтов тонко чувствует прелесть и первозданность окружающего мира.

Функция пейзажа

Анализ произведения показывает, что роль панорамы той местности, где находился герой очень многопланова и безгранична. С первых строк автор создает загадочную, неповторимую атмосферу. В главе «Тамань» показывается мечтательный образ моря, выступающего как фон.

Можно выделить несколько основных функций:

  1. Пейзаж характеризует место действия, помогает воссоздать для читателя объемное представление об окружающей героя обстановке.
  2. Также природа как бы предвосхищает некоторые события, предсказывает их, пытается своим пророчеством уберечь Печорина от роковых ошибок.
  3. Пейзаж передает душевное состояние героя, раскрывает сложность его натуры.

Первая указанная функция природы как важного элемента в сложной канве произведения ярко проявляется в повести «Бэла». Так, панорама, открывающая повествование окунает читателя в художественный мир произведения. Она позволяет полностью погрузиться в ту атмосферу, где происходит место действия.

Рассказчик, попавший в Койшаурскую долину, развернуто и с необыкновенной точностью обрисовывает скалы «неприступные, красноватые, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар», «обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов».

Но сравнительная характеристика двух произведений показывает, что есть и серьезные различия:

Пушкин описывает природу кратко, лаконично, не уделяет ей особого внимания, хоть она тоже выполняет важную функцию.

  1. Лермонтов же рисует пейзаж подробно, передает детали и особенности долины, вкрапляя в описание философские размышления.

Природа в текстах Лермонтова как бы оживает, наполняется цветом, красками, звуками. Поэт поразительно скрупулезен в пейзажах, старается ничего не упустить и передать великолепие Кавказа наиболее полно, объемно.

Жизнь горцев

Местные привыкли быть среди именно такой природы, и она повлияла на формирование их национального характера. Их главный промысел — скотоводство и связанные с ним ремесла, а также охота, причем дичью для этого народа является не только фауна горных лесов, но и чужаки, то есть русские. Их ловят, чтобы обратить в рабов или вернуть родным за выкуп.

5 стр., 2024 слов

Роль пейзажа и образов природы в романе И.А. Гончарова «Обломов»

... герои «Горе от ума» характеристика и цитаты персонажей произведения Грибоедова списком Совершенно другой предстает природа в моменты, когда Обломов ... Драма — это жанр действия. И все же драматург ... из жизненных происшествий и событий, плыли по течению. Их ... этюдов, весёлых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега ... Кабаниха. Так в драме «Гроза» Островский вынес приговор отжившему прошлому. ...

Горцы совершают набеги на казачьи станицы, откуда приходят с добычей. Или не возвращаются, ведь казаки тоже отменные воины. Поэтому у горцев ценится храбрость и ловкость, а трусу и увальню в их среде просто не выжить.

Постоянная опасность обесценивает их существование, вот почему эти люди равно готовы умереть и убить. Характеристика горцев показывает, что в них странным образом уживаются честность и коварство, верность и вероломство. Пришедшие на их землю русские (тот же Максим Максимыч) считают коренных жителей Кавказа дикарями, но это не так. Просто они обладают иной, непонятной и неприемлемой для представителей другой цивилизации культуры.

Этого не учел Печорин, когда залучил к себе местную красавицу, и история, рассказанная Максимом Максимычем, окончилась трагически. Дело тут не столько в извечном «любил — разлюбил», сколько в столкновении двух миров, цивилизаций, которым предстоит несколько веков учиться понимать друг друга. И этот процесс не завершен, как показали события новейшей истории.

Возможно, одним из шагов к такому пониманию является попытка рассказчика увидеть в чужом мире, завораживающем и в то же время пугающем, что-то родное, свое. Так, ветер, бушующий в кавказских горах, свистит, как самый что ни на есть русский Соловей-разбойник, а сугробы в Чертовой долине напоминают Саратов, Тамбов и другие уголки средней полосы России.

Даже метель завывает, точно так же как на севере страны.

на Кавказе герой не по своей воле

Ни в одной из последующих глав природа не играет столь важной роли, как в главе «Бэла», ибо меняется повествователь: им становится Печорин. Если сделать анализ этой части произведения, то можно понять, что рассказчика интересует Кавказ как таковой, а для главного героя основная тема — его собственный внутренний мир, а этот край — лишь место действия.

Пейзаж в дневнике Печорина , В его исповедальных записях она:

  1. Фон, на котором происходят события.
  2. Аккомпанемент к чувствам и настроениям героя.
  3. Повод для философских размышлений.

Действие разворачивается на фоне морского пейзажа

Хотя это произведение реалистическое, но, говоря о контрабандистах, нельзя избежать некоторого оттенка романтизма, связанного с их ремеслом. И более естественной декорации, чем неспокойное море в лунную ночь для этого не найти.

3 стр., 1438 слов

Онегин и Печорин – «герои своего времени»

... сказал, что «Онегин скучает, Печорин глубоко страдает». Положение Печорина тем трагичнее, что он по натуре своей одареннее и глубже Онегина. Природа дала ему и глубокий, острый ум, и отзывчивое сердце, и твердую волю. ...

Роль пейзажа в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Также в «Княжне Мери» первой встрече Печорина с Верой предшествует грозовой, насыщенный электричеством пейзаж: «Становилось жарко; белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор, обещая грозу; голова Машука дымилась, как загашенный факел; кругом него вились и ползали, как змеи, серые клочки облаков, задержанные в своем стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. Воздух был наполнен электричеством» [17;127]. Описание надвигающейся грозы вызывает волнение, ощущение тревоги. Эта гроза становится предвестницей жизненных бурь.

А вот как описана в повести «Княжна Мери» дорога, по которой Печорин и Вернер едут на дуэль: «…и мы пустились,- мигом проскакали мимо крепости через слободку и въехали в ущелье, по которому вилась дорога, полузаросшая высокой травой и ежеминутно пересекаемая шумным ручьем, через который нужно было переправляться вброд, к великому отчаянию доктора, потому что лошадь его каждый раз в воде останавливалась» [17;200]. Сначала это широкий путь, освещенный слабыми лучами утреннего солнца, потом тропа сужается, солнце уже не проникает сквозь деревья. Эта картина «победы тьмы над светом как бы предвещает мрачную развязку дуэли» [9;26], вызывает чувство тревоги.

У лермонтовского пейзажа очень важная особенность: он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения, весь роман проникнут глубоким лиризмом. Отсюда и рождается страстная эмоциональность, взволнованность описаний природы, создающая ощущение музыкальности его прозы: серебристая нить рек и скользящий по воде голубоватый туман, убегающий в теснины гор от теплых лучей, и блеск снегов на гребнях гор. Точные и свежие краски лермонтовской прозы помогают понять душевное настроение героев. Связь с природой, любовь к ней – свидетельство душевного богатства человека. Рассказчик из повести «Бэла», поднявшись на Гуд-гору и любуясь открывшимся видом, замечает: «В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас» [17;38]. Кроме этого пейзаж нужен для мотивировки переживаний героя, как фактор, вызывающий в нем различные настроения, желания, мысли. Поэтому пейзаж рисуется в преломлении психики героя, переносящего в природу свое «я», ищущего в ней «успокоения и очищения от пустоты и пошлой жизни» [23;110]. Такое отношение к природе вызывает широкое применение в пейзаже «приемов анимизации (оживления) и антропоморфизации (очеловечения), а также обилие субъективно-оценочных эпитетов» [23;113], нередки восклицания, вопросы, обращенные к изображаемому. Такова в «Бэле» лирическая картина при спуске к станции Коби: «…метель гудела сильнее и сильнее, точно наша родимая, северная; только ее дикие напевы были печальнее, заунывнее. «И ты, изгнанница, — думал я, — плачешь о своих широких, раздольных степях! Там есть где развернуть холодные крылья, а здесь тебе душно и тесно, как орлу, который с криком бьется о решетку железной своей клетки»» [17;43]. Обращение автора записок к метели как тоскующей и рвущейся на волю изгнаннице, похожее на стихотворение в прозе, подсказывает догадку о том, что этот офицер, подобно Печорину, да и самому Лермонтову, был кавказцем поневоле, «изгнанником с милого севера в сторону южную», а образ орла стал символом тоски по родине.

§3. Роль пейзажа в раскрытии образа Печорина

Художественное описание природы очень важно в раскрытии образа Печорина. В дневнике Печорина мы часто сталкиваемся с описанием природы, связанной с определенными мыслями, чувствами, настроениями, и это помогает нам проникнуть в его душу, понять многие черты его характера.

7 стр., 3492 слов

Описание пейзажа по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». ...

... М.Т.Баранова и др. 5 класса) тексты для творческой работы демонстрационные карточки с названием этапов работы над сочинением музыка Чайковского ... такое пейзаж? ( Пейзаж – 1. Общий вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в ... изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд ...

В начале «Княжны Мери» перед нами открываются прекрасные виды окрестностей Пятигорска, описание которых Печорин заканчивает следующим образом: «Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?..» [17;100] Совершенно немотивированный внешне ход мыслей настораживает, заставляет предполагать большую психологическую глубину, чем та, которая выражена в дневниковой записи. Эта психологическая загадка будет раскрываться перед читателем по ходу романа.

Природа очень часто не только фон для человеческих переживаний. Пейзаж непосредственно проясняет состояние человека, а иногда контрастно подчеркивает несоответствие переживаний героя и окружающей обстановки.

Так противоречивое состояние Печорина перед дуэлью характеризуется двойственностью образов и красок утреннего пейзажа окрестностей Кисловодска: «Я не помню утра более глубоко и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томленье; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем» [17; 200]. Когда Печорин едет на место дуэли, его охватывает перед лицом грозящей опасности жажда жизни, любовь к природе. Он не может вдоволь насладиться красотой природы в час восхода солнца: «Я помню, — в этот раз больше, чем когда-нибудь прежде, я любил природу» [17; 200].

Однако картина, открывающаяся Григорию с площадки, где должна была происходить дуэль, не предвещает счастливой развязки: «Вот мы взобрались на вершину выдавшейся скалы: площадка была покрыта мелким песком, будто нарочно для поединка. Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась, там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи» [17;206]. Природа как будто замерла: она ждет роковой развязки. Ощущение трагизма происходящего подчеркивает «прием контрастного освещения … в описании горного пейзажа, окружавшего дуэлянтов, поднявшихся на вершину скалы» [23;52]: золото утреннего тумана, белая громада Эльбруса, льдистые вершины противопоставлены темным и холодным зубцам скал. Борьба «света и тьмы в природе помогает понять борьбу чувств» [23;26] в душе Печорина. Ощущение неминуемой гибели усиливает сравнение «как в гробе», которое также передает душевное состояние героя и которое так противоречит только что пережитому «сладкому умилению».

И вот Печорин едет обратно. «У меня,— пишет он,— на сердце был камень» [17;213]. После дуэли от ужаса совершившегося Печорин ищет спасения в одиноком блуждании среди природы. Примечательно, что в своем потрясении он не замечает на этот раз не только красоты природы: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели» [17;213], но и окружающей его природы в принципе: обо всем своем долгом странствовании (дуэль началась рано утром, а в Кисловодск он вернулся, когда уже солнце садилось) он может припомнить только: «…я ехал долго, наконец очутился в месте мне вовсе незнакомом» [17;213]. Все это свидетельствует о глубоком потрясении, которое переживает Печорин, о его тяжёлом душевном состоянии.

23 стр., 11034 слов

Сообщение бунин тончайший живописец природы. «Мир природы в творчестве ...

... Тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок». Автор воспевает мудрость природы, ее вечное обновление и красоту. Произведения Бунина ... “бриллиантовое семизвездие Стожар, голубое небо, золотистый свет низкого солнца” – здесь мы видим даже не сами цвета, ... простой деревенской жизни. Природа и люди – все восхищает рассказчика-барчука. Днем – буйство прекрасной природы, ночью – небо, полное ...

Высланный в крепость, Печорин скучает, природа кажется ему скучной: «…серые тучи закрыли горы до подошвы; солнце сквозь туман кажется желтым пятном. Холодно; ветер свищет и колеблет ставни!.. Скучно!..» [17; 197] Пейзаж и здесь помогает понять душевное состояние героя. Этому же служит описание взволнованного моря в повести «Тамань»: «Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона… Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить» [17;87].

Печорин — поэтичный человек, страстно любящий природу, умеющий образно передать то, что видит. Он мастерски описывает природу ночи (его дневник, 16 мая): «Поздно вечером, то есть часов в одиннадцать, я пошел гулять по липовой аллее бульвара. Город спал, только в некоторых окнах мелькали огни. С трех сторон чернели гребни утесов, отрасли Машука, на вершине которого лежало зловещее облачко; месяц подымался на востоке; вдали серебряной бахромой сверкали снеговые горы. Оклики часовых перемежались с шумом горячих ключей, спущенных на ночь» [17;135]. По замечанию Дурылина, «описание ночи в Пятигорске может служить образцом письма Лермонтова последних лет. Несколько строк – и перед нами полная, всеобъемлющая картина ночи. Словам в ней тесно, но живописи и музыке просторно» [23;165]. Первая половина описания построена на зрительных впечатлениях вечера: «…В некоторых окнах мелькали огни. С трех сторон чернели гребни утесов, отрасли Машука, на вершине которого лежало зловещее облачко; месяц подымался на востоке; вдали серебряной бахромой сверкали снеговые горы» [17;135]. На смену зрительным выступают слуховые впечатления: шум ключей, топот коня, скрип арбы, припев песни. С проникновенным реализмом и вместе с тончайшим лиризмом подмечает Лермонтов эту смену впечатлений и из нее создает картину и вместе симфонию ночи, опираясь на прекрасную ясность малейшей черты, на мелодичную точность любого звука. Этот отрывок, взятый отдельно, есть проникновенное изображение теплой южной ночи, но он же в ряду страниц психологического романа дает тонкую зарисовку субъективных переживаний Печорина, без которых был бы не полон его образ.

Чудесным пейзажем открывается повесть «Княжна Мери»: «… во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бештау синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, — а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом» [17; 100]. «Это проза поэта, умеющего кристаллизовать чувство, мысль, образ в емкое, прозрачное, как кристалл, слово, звучащее как мелодия; но это и проза глубокого реалиста, тонкого психолога, безошибочного наблюдателя людей и вещей,»[23;209]- так характеризует В.А. Мануйлов способность Печорина не только видеть и понимать красоту окружающего мира, но умение передать свои чувства.

10 стр., 4791 слов

Григорий печорин: характеристика и образ героя в романе м.ю. ...

... Не исключение и роман «Герой нашего времени», главный персонаж которого Печорин с удивительной точностью своим образом отражает авторские философские раздумья о жизни. Но что же самое западающее в душу читателя ... чем ближе к концу книги, тем больше можно восхищаться тем образом, который создал Лермонтов. Сочинение Образ Печорина Михаил Юрьевич Лермонтов – ярчайшая звезда российской поэзии 19 века, ...

Часто мысли Печорина о природе как бы переплетаются с его мыслями о людях, о себе, а картины природы служат поводом для рассуждения, сравнения. Примером такого пейзажа является описание звездного неба в повести «Фаталист», вид которого приводит его к размышлениям о судьбе поколения: «Месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!» [17;233] Здесь внешнее впечатление «рождает воспоминание, воспоминание дает толчок размышлению, а размышление проходит ряд стадий уже по законам логики»[11;81]. В результате, раздумья Печорина под открытым небом, в котором спорят меж собой месяц и сияющие на темном небе звезды, нас убеждают в том, что герой, на словах согласившийся с существованием фатума, продолжает сопротивляться этой идее. Он не верит, что существует высшая сила, управляющая движениями людей. Ироническое отношение Печорина к философии «людей премудрых» прямо связано у него с утверждением права человека на самостоятельность решений: он называет «колею предков» «опасной», он видит, что она отнимает у него свободу воли, и предпочитает решительность характера, основанную на праве человека сомневаться во всем. Он сознает в себе силы «единственного творца своей судьбы и потому-то дорожит свободой как высшей ценностью» [9;87].

Таким образом, мы видим, что описание природы занимает большое место в раскрытии личности Печорина. Только наедине с природой испытывает он глубочайшую радость. «Я не помню утра более глубокого и свежего!» [17;200] — восклицает Печорин, пораженный красотой солнечного восхода в горах. К бескрайним просторам моря, шуму волн устремлены и последние надежды Печорина: «Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; душа его сжилась с бурями и битвами и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце…» [17;224]. Этим лирическим образом Печорин включает свою личность в семью тех вечных скитальцев, неуемных мятежников, которых Лермонтов с юношеских лет выводил в своих поэмах, каким был сам. Такая концовка выражает несмиряющееся, мятежное начало потенциально могучей личности, которая «превышает своим подлинным содержанием все житейские возможности проявления, ей представленные судьбой»[23;251].

2 стр., 770 слов

Роль природы и пейзажа в романе Герой нашего времени

... охарактеризовать героев и их поступки, проникнуться событиями, а так же заставить задуматься о своих поступках, словах и мыслях. Роль природы и пейзажа в романе Герой нашего времени ... Природа, использование пейзажа в романе отражается на характере Печорина. Восприятие Григорием родных просторов, перемещение по ним на быстрой лошади – все это характеризует молодого человека как свободолюбивого героя ...

Этот эпизод романа «Герой нашего времени» перекликается со стихотворением Лермонтова «Парус». Желанный «парус» ищет в море и Печорин. Ни для Лермонтова, ни для героя его романа эта мечта не сбылась: не появился «желанный парус» и не умчал их в другую жизнь, к другим берегам на последних страницах романа. Печорин называет себя и свое поколение «жалкими» потомками, скитающимися по земле без убеждения и гордости, без наслаждения и страха». Дивный образ паруса — это тоска по несостоявшейся жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роман «Герой нашего времени» обогащается зарисовками прекрасной и величественной природы, они, то лаконичные, предельно краткие, то подробные, в своей основе объективны, точны, реалистичны.

Роль пейзажа различна. Нередко это фон, на котором выступают действующие лица. Пейзажные зарисовки служат также для изображения душевных состояний героев романа. Психологичность и лиричность пейзажа создается интонацией, ритмикой фразы, эмоциональными сравнениями.

Скрытые духовные силы и возможности Печорина подчеркиваются ассоциативной связью его с буйными силами природы. Любовь к природе и связь с ней свидетельствует о душевном богатстве главного героя романа, в котором Лермонтов протестует против бесцельной и бездумной жизни, на которую обречено его поколение, и пейзаж помогает нам понять внутренний мир героев, полнее и глубже осмыслить замысел автора.

Княжна Мери

В этой части произведения происходит много важных, порой судьбоносных для Печорина событий, и всякий раз природа как бы аккомпанирует его душевному состоянию. Начало главы — утро в Пятигорске. Отдохнувший после утомительной дороги Печорин выглядывает в окно и видит прелестную картину: он в окружении величественных гор, которые издали выглядят не грозными, а мирными и живописными.

«Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? — зачем тут страсти, желания, сожаления?» — так говорил в то утро Печорин. В это время Пятигорск, чьи минеральные воды прославились своими целебными свойствами, уже успел превратиться в модный курорт.

У Печорина прекрасное настроение, он цитирует Пушкина, наслаждается чистотой горного воздуха. В течение дня встречает приятеля Грушницкого, знакомится с доктором Вернером, который оказался интересным собеседником, обращает внимание на хорошенькую княжну Мери.

Через день состояние природы меняется, теперь в ней все предвещает грозу. Ощущение напряженности и беспокойства у Печорина совпадает с предчувствием встречи с Верой — самой сильной привязанностью героя. Но не радость принесла она обоим, а горькое осознание того, что как бы их ни влекло друг к другу, вместе им не быть.

1 стр., 457 слов

Жизнь Печорина и дневник героя (по роману «Герой нашего времени» ...

... Пейзаж не просто фон для происходящего, он участник развития сюжета. Герой любуется красотой природы, ... позволяющий более глубоко раскрыть личность Григория Печорина. В описании контрабандистов присутствуют склонности и ... или иным персонажам. К примеру, в дневниках так описывается драгунский капитан: «он ... глубокий психологический анализ поступков главного героя, читатель узнает о мотивах многих ...

Момент, когда Печорин пытался догнать Веру, уехавшую с мужем, подчеркнут мрачной картиной природы: «Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро». Это означало конец.

Особенно эмоционально Печорин воспринимает окружающий мир перед дуэлью с Грушницким: «Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление…». А когда герой, стоя на скале, где должен был проходить поединок, глянул вниз, ему показалось, что там «темно и холодно, как в гробе», а острые камни словно предвкушают добычу.

Заканчивается «Княжна Мери» воображаемым пейзажем, возникшим перед внутренним взором Печорина: берег моря с манящей тенистой рощей и мирным солнцем и открытая водная гладь, где должен появиться «желанный парус», тот самый из лермонтовского стихотворения, который «просит бури» и в чью пользу герой делает выбор.

Окружающий вид во всем романе , Давший осечку пистолет успокоил всех

Природа подсказывает читателю, что Печорин потеряет Веру, женщину, которую герой действительно любил. Обошелся с ней он не самым лучшим образом, несмотря на свои чувства. Эгоизм Печорина завел его слишком далеко в плетении интриг ради забавы.

Как же хотел Григорий ее остановить, не позволить мужу увезти ее подальше от этой некрасивой и болезненной для всех истории! Но разрыв окончательный и бесповоротный очевиден. Пейзаж в этот момент был таков: «солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно».

Природа как бы намекает читателю, что потеря Веры сделает героя еще более страдающим внутри. Печорин не мог показать своих истинных переживаний. Думалось, что он вообще не имеет никаких человеческих чувств. Но душевная работа кипела в герое. Это страдающий, разочарованный в жизни человек.

Пейзаж старается уберечь Печорина и от дуэли с Грушницким. Природа стремится вызвать в нем лучшие чувства, пробудить благородные порывы, дать совести заговорить и взять верх над гордыней и цинизмом, лаская и привлекая героя. Вот что он чувствовал и видел в тот день: «Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление».

Все как бы призывало начать новую жизнь, очиститься от прошлых грехов. Но нет, Печорин оказался глух к мольбам окружающего мира и остался верен своей натуре. Приход рассвета назван смертью ночи. Это важный момент, который подчеркивает всю сложность характера Печорина. В нем любовь к жизни, способность ценить прекрасное сочеталась с крайним эгоизмом, который приносил горе другим людям, разбивал сердца, а кого-то приводил к смерти.

После убийства Грушницкого пейзаж становится унылым, печальным и грустным. Автор в произведении прибегает к таким средствам выразительности, как эпитеты, чтобы показать: природа разочаровалась в Печорине и оплакивала его жестокое решение.

Повесть «Фаталист»

В этой главе природа вступает в повествование лишь однажды. Действие в ней происходит в казачьей станице, куда Печорин был направлен по делам службы. Возвращаясь домой после странного пари с сербом Вуличем, он увидел на небе показывающийся из-за домов полный месяц, напоминающий зарево пожара.

Красная луна — явление довольно редкое, и с ним связано много суеверий, согласно которым такой вид спутника Земли предвещает несчастья. Но даже если не верить всему этому, необычное зрелище способно вызвать волнение в душе человека. При этом, как отмечает Печорин, звезды беспечно излучали свой свет на своде, имеющем темно-голубой оттенок.

Это сочетание умиротворения и тревоги навело героя на мысли о том, как издревле люди верили, что светила предопределяют их судьбу, ощущали свою связь с небом, с высшими силами. Современный же человек, по его мнению, этой веры лишен и потому утратил способность к жертвенности и героизму.

Печорин совершил по-настоящему достойный поступок

И хотя товарищи признали поступок Печорина подвигом, сам он был об этом другого мнения. Им руководило не стремление спасти людей от участи стать жертвой обезумевшего казака, а просто желание испытать судьбу.

Мастерство автора в описании природы

В «Герое нашего времени» Лермонтов иногда показывает себя как художник. Используя такие средства выразительности, как эпитеты, автор создает очень яркие образы природы, и часто кажется, будто видно рисунки или акварели поэта.

Также пейзаж, изображенный автором, предварял события, о которых читатель еще не знает. В пример можно привести эпизод, когда еще не произошло знакомство с главным героем произведения: «солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах». Здесь возникает ощущение чего-то холодного и равнодушного. И действительно, вместо старого приятеля Максим Максимыч увидел какую-то ледышку.

Усиливает живописность пейзажа и ритм, с которым происходит повествование — то сжатый и стремительный, когда рассказ заходит о Печорине, или замедленно-плавный, при изображении Кавказа утром.

Если проанализировать произведение, можно понять, что пейзаж и природа в романе передают не только характеры героев и их волнения, но и позволяют увидеть смысл произведения. Их образы помогают пробудить собственные размышления об окружающем мире и его месте в жизни каждого человека.

Природа в романе “Герой нашего времени”

Роман “Герой нашего времени” – самое зрелое и серьезное произведение М. Ю. Лермонтова, ставшее значительной вехой в развитии русского реализма. Роман представляет собой несколько различных по жанру частей, связанных образом главного героя – своеобразным сюжетообразующим стержнем, на котором строится все произведение, – а также глобальной идеей автора наиболее полно раскрыть этот образ. Для этой цели М. Ю. Лермонтов использовал великое множество художественных средств и приемов, как-то: оригинальную композицию, построение системы

персонажей, различные способы повествования, приемы тайного и прямого психологизма.

Одним из способов раскрытия образов в реалистическом произведении становится и пейзаж, не теряющий, однако, и романтических черт.

События романа разворачиваются на фоне кавказской природы – типичное место действия романтических произведений русской литературы . С самого начала автор создает необычную, экзотическую, таинственную атмосферу; в первой по хронологическому порядку главе “Тамань” возникает романтический образ моря: оно выступает как фон . Романтической традицией является и изображение морской

стихии, бури, шторма на какое-то время судьба самого главного героя оказывается во власти водной бездны. Также немаловажную роль играет образ луны: почти все пейзажи в главе – ночные, и даже образ девушки-контрабандистки, ундины, дан почти полностью в лунном свете. Великолепными романтическими пейзажными зарисовками изобилует и глава “Бэла”, первая по сюжетному порядку.

Здесь Лермонтов проявляет себя как истинный художник и мастер слова: картины природы поражают своей живостью и яркостью. Собственно, роман начинается с описания Койшаурской долины: “Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов…”

Суровая и прекрасная природа Кавказа создает романтическое настроение еще и благодаря скрывающимся в ней опасностям: так, переезд через Крестовый перевал в непогоду автор описывает во всех леденящих душу подробностях; живо представляется “пропасть такая, что целая деревушка осетин, живущих на дне ее, казалась гнездом ласточки”.

Однако природа может быть не только фоном, но и реальным действующим лицом, влияющим на судьбы героев: например, из-за грозы происходит длительное свидание Печорина и Веры. Более того, Печорин в дневнике прямо говорит, что “воздух Кисловодска располагает к любви” и “здесь бывают завязки всех романов, которые когда-либо начинались у подошвы Машука”. Именно во время бури Максим Максимыч рассказывает до конца странствующему офицеру историю про Бэлу; непогода здесь является предпосылкой к появлению целой повести, а значит, имеет сюжетное значение.

Чем глубже и сложнее произведение, тем большее значение в нем имеют детали, зарисовки, фон: в романе “Герой нашего времени” пейзаж обладает несколькими функциями: он не только создает романтическую атмосферу, но и характеризует героев, их внутренний мир, прежде всего – через отношение этого героя к природе. Сильные, самобытные личности чувствуют с ней внутреннюю связь, находят в природе отдых, восстанавливают душевные силы. Печорин в своем дневнике красочно описывает все прелести вечерней степи, по которой он любит “скакать на горячей лошади…”, и при этом делает замечание: “Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем”.

Природа для него – одна из немногих радостей в жизни. Для Бэлы вид родных гор – необходимое и даже достаточное условие для счастья. “Из крепости видны были те же горы, что из аула, – а этим дикарям больше ничего не надобно”, – говорит Максим Максимыч, которого автор наделяет особыми способностями чувствовать и понимать природу. Как пишет офицер-повествователь, “в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге”.

На более глубоком уровне внутренний мир героя раскрывается через прямое сопоставление состояний природы и души человека. Так, в сцене, когда Печорин, получив записку от Веры с известием об их отъезде, пытается догнать ее, пейзаж дан в мрачных, безрадостных тонах. Автор нагнетает тягостное впечатление эпитетами: туча “черная”, “в ущелье стало темно и сыро”, “Подкумок… ревел глухо и однообразно”. Здесь природа прямо отражает душевное состояние Печорина.

Еще сложнее, уже в динамике, этот прием используется в сцене дуэли: сначала утро представляется Печорину “голубым и свежим”, потом он замечает, что “между вершин уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока”. После дуэли, увидев изуродованный труп Грушницкого, Печорин откровенно пишет: “Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели”. Природа как бы изменяется вместе с настроением героя, внимание читателя акцентируется на внутреннем конфликте в душе Печорина; таким образом, пейзаж в сцене дуэли выступает и как средство тайного психологизма, более полно выражая авторские идеи и замыслы.

Пейзаж в романе выполняет еще одну важную функцию: он условно готовит читателя к предстоящей сцене, задает тон повествованию, создает впечатление, которое должно усилиться впоследствии. Так, перед встречей с Верой, то есть первым в главе “Княжна Мери” свободным и искренним проявлением чувств Печорина, но вместе с тем сценой довольно напряженной, пейзаж описывается предгрозовой: “воздух был напоен электричеством”. Перед ссорой Грушницкого и Печорина на Машуке появляется “зловещее облачко”. Природа будто бы пророчит, предсказывает дальнейший характер развития событий; пейзаж в этих сценах символичен, но он может быть символичным по-разному: в эпизоде переезда через Подкумок сам ручей, изменчивый и быстрый, а также сцена, разыгравшаяся на нем, иносказательно передают всю сущность отношения Печорина к Мери – Печорин использует неопытность и искренность девушки, вводит ее в смущение и, переехав через ручей, выслушав ее признание, остается холоден и равнодушен. Сцена символична сама по себе, как и эпизод у провала: провал – не просто бывший кратер вулкана, но и будущий провал, перерыв в отношениях Печорина и княжны Мери.

Сцена у провала – последний момент их сближения, она предвещает разлуку и отчужденность.

Созерцание. картин природы может наводить героев на философские размышления: в начале главы “Княжна Мери” Печорин пишет в своем дневнике: “Весело жить в такой земле! … солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?..” Здесь чувствуется прямая параллель со стихотворением “Когда волнуется желтеющая нива…”. Вообще в философских отступлениях, написанных Печориным, ярко проявляется сам героев и автора романа">автор романа, то есть Лермонтов, и именно потому, что очевидны связи этих отступлений со стихотворениями. Наиболее яркий пример философского пейзажа – звездное небо , наталкивающее Печорина на мысли о вечности небес и ничтожности человеческой жизни . И здесь же появляется месяц, “полный и красный, как зарево пожара”, – еще одно тревожное предзнаменование.

Когда в 1840 году вышло первое отдельное издание “Героя нашего времени”, Белинский отозвался о нем так: “Дьявольский талант!” Роман вызвал бурю споров и дискуссий о проблеме личности, об образе Печорина, его нравственности, характерности или нехарактерности; роман хвалили, ругали, сокращали и защищали, но никто не мог оспорить совершенство художественной формы, литературной ценности произведения. Великолепное и мастерское использование слова в создании пейзажных зарисовок, тщательно продуманное размещение описаний природы в ткани романа – вот что, в частности, делает “Героя нашего времени” шедевром русской и мировой литературы.