Данное высказывание знаменитого советского педагога говорит нам о значимости развития ручной умелости. Ещё с давних времён было известно, что на кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом.
На сегодняшний день эта тема является не менее актуальной, чем в годы Сухомлинского. В начальной школе многие учащиеся сталкиваются с трудностями выполнения кропотливых работ, а так же с элементарными бытовыми задачами, которые требуют работы пальцев и кисти руки, что обусловлено недостаточным развитием у них ручной умелости. Нарушения ручной умелости, в свою очередь, влияют на развитие речи.
Уровень развития ручной умелости, который определяется способностью выполнения мелких и точных движений кистями и пальцами рук — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Как правило, ребёнок с высоким уровнем развития ручной умелости отличается более развитой памятью, вниманием, он умеет логически выстраивать свои мысли и рассуждения, его речь более связна, чем речь сверстников, которые не уделяли должного внимания занятиям, требующим работы рук и пальчиков. Способствовать развитию ручной умелости необходимо начиная с младенческого возраста. Именно в этот период ребёнок впервые начинает ручками тянуться к своим любимым игрушкам, пытаться их схватить, сгибая и разгибая пальчики. Взрослые должны стимулировать такие порывы, помогать малышу, ведь последующие успехи детишек, уровень их дальнейших способностей во многом связанны с тем, как будет развиваться моторика рук.
По статистики, более половины первоклассников имеют значительные проблемы с развитием ручной умелости. 6-7 летние первоклассники не способны должным образом контролировать работу своих пальчиков и рук. Это проявляется в неумении держать ножницы, завязывать шнурки, рисовать ровные линии. У детей присутствует неловкость в движениях, слабость и неразвитость кистей рук, что влечёт за собой невозможность осуществлять тонкие дифференцированные движения, а в дальнейшем мешает выработке хорошего подчерка. Ребёнку с отставанием в развитии мелкой моторики будет крайне сложно выдерживать длительное напряжения руки в процессе письма. Судить о неудовлетворительном уровне развития ручной умелости можно исходя из рисунков ребёнка. Он проявляется в неспособности проводить чёткие линии при срисовывании геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно по контуру вырезать различные фигуры из бумаги и во многом другом.
Дипломная работа лепка как средство развития мелкой моторики
... пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Вот поэтому-то в садах так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, ... становится развития ручных умений у ребёнка, то есть мелкой пальцевой моторики. Мелкая моторика-набор скоординированных действий, в выполнении мелких движений пальцами рук и ног. Мелкая моторика рук и уровень развития ...
Взаимосвязь ручной моторики и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как Кольцова М.М., Леонтьев Л.А., Лурия А.Р., Мастюкова Е.М., Павлов И.П., Пименова Е.М., Сеченов И.М., Сухомлинский В.А., Феличева Т.Б.и др.
Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Мельникова А.В., Фадеева Т.В., Черных С.В. и др.
Существует множество видов деятельности, направленных на развитие ручной умелости, которыми может заниматься ребёнок младшего школьного возраста. Например, пальчиковая гимнастика, рисование, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей, вышивание, вязание, макраме и т.д.
Важную роль в развитии детей играет начальная школа. В ней формируются умения наблюдать и анализировать, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать деятельность свою и одноклассников. В ней же: закладывается психологическая основа, которая способствует развитию воображения, фантазии, творческого мышления; воспитывается любознательность, самостоятельность, активность, инициативность; начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности; формируются потребности, лежащие в основе творческого труда. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка, которые формируют у молодого поколения творческие качества личности. Включение младших школьников в посильную трудовую деятельность на уроках технологии создает благоприятные условия для развития учащихся. Основная задача уроков оригами и лепки — развитие ручной умелости и пробуждение у учащихся интереса к творчеству и в трудовой деятельности.
В современной школе существуют множество вариантов изделий выполняемых при помощи техники оригами и лепки, в том числе для детей младшего школьного возраста.
Оригами и лепка позволяют развивать и воспитывать активную личность, проявляющую интерес к художественному творчеству и желание трудиться; помогает: активизировать наблюдательность, внимание и воображение ребёнка, развивать чувство формы, глазомер и цветоощущение, способствует мотивации ребёнка к более аккуратному выполнению пошаговых действий, которые в последствии приводят к конченому результату. Так же уроки технологии позволяют сформировать целостное представление об окружающем мире.
Оригами и лепка — это полезное занятие, в процессе которого развивается пространственное воображение, внимание, память, сообразительность, творческое мышление. На примере рассматриваемых объектов учит детей творческому подходу к созданию конечного продукта — умению разобраться в поэтапных требованиях, анализировать имеющиеся ресурсы, планировать свою деятельность, разбивать задачи на подзадачи, аккуратно и последовательно выполнять шаги.
Следует отметить, что занятия оригами и лепкой на уроках технологии способствует раскрытию тех сторон индивидуальности ребенка, которые слабо прослеживаются на уроках по другим учебным предметам.
В связи с выше сказанным в выпускной квалификационной работе хотелось остановиться на проблеме развития у первоклассников ручной умелости и творческой активности на занятиях технологии при работе в таких техниках, как оригами и лепка на протяжении года обучения.
Особенности организации творческой деятельности младших школьников ...
... и дают ребёнку множество практических навыков. Исходя из выше сказанного, определим тему дипломной работы: «Особенности организации творческой деятельности младших школьников на уроках технологии» Цель ... способностями активизировать свой творческий потенциал. Важную роль в развитии творчества у детей играет начальная школа. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить ...
проблема исследования :
целью исследования
Объектом исследования, Предмет исследования:
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу, раскрывающую роль развития ручной умелости в общем развитии первоклассника;
2. Рассмотреть особенности техники оригами и лепки на уроках технологии при работе с первоклассниками и их значение в современной начальной школе;
3. Проанализировать опыт использования техники оригами и лепки на уроках технологии в первом классе и выявить условия, при которых оригами и лепка будут развивать ручную умелость и творческую активность первоклассников;
4. Проанализировать работы младших школьников (1 класс) выполненные в технологии оригами и лепка.
гипотезу :
- в задания систематически включать задачи, требующие поисков самостоятельного, нового решения;
- применять сочетания классических и нестандартных методов в работе с детьми;
- работа должна закончиться видимым, осязаемым результатом.
Для решения задач исследования были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические (практические):
- работа с учащимися (беседа, обучение, сравнение, создание практического продукта);
- коллективная и индивидуальная работа учащихся;
- анализ результатов творческой работы учащихся на протяжении года обучения.
Экспериментальной базой
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ 1.1 Роль развития ручной умелости в общем развитии ребёнка
Ручная умелость, Мелкая моторика
На то, чтобы рука была готова к выполнению движений графического характера, влияют различные факторы: нервная регуляция, развитие мелких мышц руки, степенью окостенения запястий и фаланг пальцев рук. Готовность ребёнка выполнять тонкие и точные движения условно обозначают термином «ручная умелость».
Развивать ручную умелость можно множеством способов. Основными видами деятельности, благоприятно влияющими на данный показатель, являются занятия: конструированием, рисованием, лепкой, оригами. А также всевозможные упражнения, направленные на подготовку руки к письму.
Но, в связи с тем, что мелкие мышцы на первоначальном этапе должным образом не развиты, вся вышеперечисленная деятельность быстро приводит ребёнка в состояние утомления.
Именно это является причиной частого отказа детей от той или иной деятельности. Усталость кистей рук не даёт ребёнку полностью погрузиться в работу.
Однако, на этот случай существуют множество дидактического материала, которые поможет перевести трудовую деятельность ребёнка в игровую форму.
Существует широкий круг игровых занятий, которые направлены на тренировку мелких мышц рук.
Если говорить о таком подходе, можно заметить, что даже многократное выполнение упражнений, направленных на развитие координации пальцев выполняется ребёнком с большим желанием и дети никогда не станут жаловаться на усталость рук.
Профессия родителей. Что дети знают о нашей работе?
... его на черновике и сначала укажите там все, что придет в вашу голову относительно поставленной темы — «Профессия моих родителей». ... очень интересно. Этап пятый — работа над ошибками Когда сочинение или рассказ о профессии родителей окончен, лучше всего передохнуть ... внешкольных занятий, в соответствии с интересами ребенка; Беседовать о профессиях с ребенком, расширить его представление и выявить, ...
Важно помнить, что каждому возрасту будет соответствовать свой уровень сложности предлагаемых к выполнению заданий. Их выборка должна опираться на первоначальные возможности детей, а также их интересы и предпочтения. Регулярное, систематичное выполнение упражнений, направленных на развитие ручной умелости обязательно увенчается успехом. Ежедневные занятия могут занимать 5 — 10 минут времени, а результат отразиться как на письме, так и на общих способностях в выполнении трудовых действий.
В процессе тренировки ручной умелости ребёнок знакомиться с элементарными геометрическими фигурами, учиться выделять их свойства, развивает пространственное мышление, сталкивается с такими понятиями, как размер, длинна и т.д. Происходит выработка ручного праксиса, который и будет основой для графического выполнения элементов письма. В процессе занятий такого рода улучшается художественное восприятие, пространственное мышление, глазомер. Этот род занятий обучает коммуникативным навыкам, усидчивости, способности воспринимать информацию, непосредственно не направленную на ребёнка, а также повышается уровень терпения и стремления к достижению конечного результата.
Есть множество игр, процесс которых способствует улучшению мелкой моторики, а, следовательно, готовит ребёнка к письму.
- Работа с шариками (рис. 1)
Необходимо перекатывать шарики так, что они достигали какой-либо поверхности.
- Работа с кубиками (рис. 2)
Рисунок 1, 2
Необходимо выстроить кубики так, чтобы получился узнаваемый объект.
- Работа с матрешками и пирамидками (рис. 3)
Составление одной конечной фигуры с использованием более мелких частей.
- Работа со шнуровкой (рис.4)
Рисунок 3, 4
Нужно протянуть нитку или шнур через все отверстия, либо выполняя разные виды шнуровки.
Также это могут быть упражнения с применением пульверизатора, карандашей, резинок, клавиш и кнопок различного рода, мозаики, бус, хозяйственных прищепок и многих других предметов.
Большое значение играет такой род деятельности, как: лепка из пластилина, глины и солёного теста, песочная терапия, игры с мелкими предметами, игры на базе конструктора ЛЕГО, работа с бумагой и ножницами, рукоделие различного рода, рисование, раскрашивание и штриховка. Это далеко не все виды работы, которые способствуют улучшению моторики рук детей, и служат развитию речи детей. Отдельно можно выделить игры с руками, т.е. упражнение направленные на тренировку движений пальцев.
Но развитие двигательных способностей у детей лежат не только в основе физического развития, но и в основе психического развития. Педагоги и родители не способны ясно осознать причины такого рода. Между тем психологические исследования показывают, что у детей младшего школьного возраста отставание в двигательном развитии, часто ведет за собой и отставание в развитии психических функций. Теория известного отечественного физиолога Н.А. Бернштейна позволяет нам выделить основные закономерности двигательного развития ребёнка. В ней говориться о том, что основой развития всех физических качеств человека и любого двигательного акта является сложные, иерархические организационные системы сенсорных коррекций. Данные системы формируются у человека в процессе овладения двигательными действиями различного рода.
Развитие мелкой моторики в изобразительной деятельности у детей ...
... ребёнка, а в рисовании-её продукт, результат-созданный ребёнком рисунок. В изобразительной деятельности выделяют уровни развития и ... работы; анкетирование; педагогический эксперимент; математические методы обработки результатов. Глава 1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития графических навыков у детей дошкольного возраста 1.1 Специфика изобразительной деятельности детей ...
Существуют некоторые классы умений, которые являются основой для развития двигательной сферы ребёнка:
- умения произвольно поддерживать и регулировать тонус мускулатуры;
- умения выполнять действия с разнообразными предметами; умения выполнять разнообразные манипуляторные действия,
- требующие для своего выполнения «тонкой (мелкой) моторики».
У многих современных детей отмечается общее моторное отставание и слабое развитие ручной умелости. Это объясняется тем, что много лет назад ручной труд был необходим в быту, и дети вместе с родителями многое делали руками: работали в поле, готовили, плотничали, вышивали, стирали, полоскали, вязали, штопали и многое другое. В современном же мире появились машины (кухонные комбайны, пылесосы, посудомоечные машины и т.д), которые выполняют повседневный труд за людей. Это не способствует развитию ручной умелости в должной степени. Что касается детского творчества, люди заменяют цветные карандаши, которые «заставляют трудиться» руку детей, на фломастеры. Все эти факторы неблагоприятно отражаются на развитие мелкой моторики.
Мелкую моторику можно развивать с грудного возраста, выполняя массаж пальчиков, тем самым воздействую на биологически-активные точки, связанные с корой головного мозга. В дошкольном возрасте важно призывать ребёнка к самостоятельному застёгиванию и расстегиванию пуговиц, завязыванию шнурков и т.д. Необходимо следить, чтобы упражнения выполнялись без напряжения, четко и выразительно. Важно регулярно заниматься различными видами ручной деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием и различными видами рукоделия.
В старшем дошкольном возрасте нужно уделить отдельное внимание развитию силы кисти и умению её дозировать. Это может достигаться при помощи занятий физическими упражнениями. (лазанье, занятие на спортивных снарядах и т.д.).
Помимо влияния таких упражнений на физическое состояние ребёнка, также улучшается его эмоциональное состояние.
Важно, чтобы к 6-7 годам ребенок был подготовлен к усвоению навыка письма, который является трудоёмким, требующим усиленной подготовки, непрерывного напряжения и контроля мелкой моторики.
Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова 1979).
Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей, была выявлена следующая закономерность: развитие движений пальцев должно соответствовать возрасту, тогда и речевое развитие находится в пределах нормы, однако если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина, 1971).
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Реферат развитие личностных качеств ребенка на занятиях лепкой
... привлекает проблема сенсомоторного развития на занятиях лепкой, так как от него зависит речь ребенка, мелкая моторика, воображение, память, творческие способности, движения ребенка. При лепке у детей развивается владение пальчиками ... объяснение: на бумаге не получается сделать трёхмерный предмет, это сложно. А вот из пластилина ребенок лепит сразу то, что хочет (или может). Предметная лепка самая ...
Желание двигаться для маленьких детей является способом познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.
В младшем школьном возрасте также очень важно продолжать развивать уровень ручной умелости ребёнка. Это можно сделать на уроках технологии, применяя различные техники.
1.2 Техники оригами и лепки
Термин Оригами обозначает древнее искусство складывания фигурок из бумаги. В переводе с японского «оригами» — сложенная бумага.
Изначально это искусство зародилось в Древнем Китае, это связано с тем, что в 105 г. нашей эры именно там началась история появления бумаги. На протяжении многих веков жители Древнего Китая хранили секрет создания бумаги. Но всё изменилось, когда один из странствующих буддийских монахов, которого звали Дан-Хо, оказался в Японии. Он раскрыл японцам секрет создания бумаги по китайской технологии. Это привело к тому, что Япония начала производить бумагу. Само искусство оригами (складывание фигурок из бумаги) получило своё развитие благодаря японским монастырям. Понятия «бог» и «бумага» в японском языке имеют созвучное произношение, хотя на письме обозначаются разными иероглифами (оригами: «ори» — складывание, «гами» — бумага, бог).
Сначала японцы приносили в храм пожертвования в коробочках-оригами «санбо», а фигурками-оригами украшались стены храмов. С развитием производства бумаги дворянство увлеклось искусством складывания фигурок из бумаги — высоко ценилось умение развлечь свою даму, сложив ей символическую фигурку или тайное письмо, украсить фигурками дом во время пиршеств. В 1880 году появился официальный термин техники складывания фигурок из бумаги — «оригами». За много веков искусство оригами смогло найти своих поклонников по всему миру, но самое широкое распространение оригами получило в Японии. Удивительное искусство оригами долгое время после своего появления было доступно только людям, принадлежащим высшим сословиям, где владение техникой оригами являлось признаком хорошего тона. В Японии оригами — это великая традиция, передающаяся из уст в уста на протяжении многих поколений, переписывается в новые книги из старых записей. Для того, чтобы преодолеть языковой барьер и дать возможность широкому кругу людей заниматься оригами, Акиро Йошидзава в середине XX века создал универсальную «Азбуку оригами». Эту азбуку наполняли множества условных обозначений, символов, графических знаков, придуманных Акиро. Он позволил зафиксировать на бумаге процесс складывания фигур- оригами. В настоящее время оригами является занимательным как для трёхлетнего ребёнка, так и для взрослого человека. Привлекательным в этой технике стало то, что результат достигается достаточно быстро. Взяв в руки лист бумаги и выполнив на нём несколько базовых сгибов, можно получить готовый элемент, или даже конечную фигурку. Для того, чтобы создать базовые элементы оригами из квадрата, нам необходимо знать 4 подготовительных сгиба: по одной диагонали, по другой диагонали, сгиб пополам по директрисе слева на право (как книжку) и сверху вниз. Эти сгибы можно комбинировать друг с другом, они повторяются во многих изделиях. [1] (рис. 5)
Лепка из пластилина: от простого к сложному
... из них запечатлеть на пластилиновой картинке. Рисунок 2.108 - Аппликация «Любимые игрушки» Потребуется Разноцветный пластилин, пластиковая дощечка, маркер, простой карандаш, лист бумаги. Ход работы Аппликацию лучше выполнить на пластиковой дощечке для лепки. ...
Рисунок 5
фигура оригами
Рисунок 6
Из квадрата делают двойной квадрат, «птицу» и «лягушку». (рис.7)
Рисунок 7
Рисунок 8
Из прямоугольной формы «книга» получаются «дом», «дверь» и «катамаран». (рис. 8)
Виды оригами:
1. Классическое оригами (рисю9)
Для создания работ данного вида техники оригами, нам не потребуются ножницы и клей. В классическом оригами используется прокрашенный с двух сторон квадратный лист, из которого и собираются разнообразные фигуры: кораблик, журавлик, цветочек, мордочки животных, лягушек, самолётики.
Рисунок 9
2.
Характерной особенностью детского оригами является возможность использования бумаги, окрашенной с одной стороны. Существуют множество схем для выполнения фигур из такой бумаги. Так как дети по натуре являются фантазёрами и творцами, можно позволить им разнообразить их фигуры, дорисовав или приклеив им дополнительные элементы. Детское оригами — это еще и полезное занятие, которое развивает моторику рук, логическое, пространственное мышление и ловкость.
Рисунок 10
3. Модульное оригами (рис. 11)
Этот вид оригами появился значительно позже, чем классический. Однако, в современном мире этот вид оригами набрал высокую популярность. Используя модульное оригами как у детей, так и у взрослых есть возможность создавать удивительные гирлянды, мозаики (картины), кусудамы и составлять настоящие скульптурные композиции. В основе модульного оригами лежат заготовки (модули), которые создаются из кусочков бумаги. Модули бывают объемные и плоские. Соединяя между собой эти модули, можно получить любую фигуру.
Рисунок 11
4. Искусство кусудамы (рис.12)
Хотелось бы отдельно выделить не менее популярную сегодня разновидность модульного оригами — кусудама. Эта разновидность характерна тем, что все модули фигуры одинаковые и соединяются путём вложения их друг в друга, это происходит за счёт того, что каждая часть делается из одного листа. Не распадаться составленной фигуре позволяет сила трения, возникающая между модулями.
Часто мы можем увидеть кусудаму шарообразной формы, это связанно с тем, что в древности кусудамы делали в качестве лекарственных шариков, в которые помещали смеси лечебных трав. В современном мире такие шары можно использовать как элемент декора.
Рисунок 12
5. Складывание по развёртке (рис.13)
Развертка (паттерн) — тип диаграммы оригами, который представляет собой модель с чертежом, где изображены все складочки готового изделия. Складывание по развёртке предназначено для профи, так как это намного сложнее, чем сложить фигуру по традиционной схеме. Этот метод даёт информацию о том, как модель была задумана изначально.
Рисунок 13
6. Мокрое складывание (рис.14)
Разработала эту технику Акира Есидзава. Её особенность — использование смоченной в воде бумаги. Благодаря этому появляется возможность придавать моделям плавные изгибы, а, следовательно, создать негеометрическую фигуру. Это полезно для создания животных или цветов.
Рисунок 14
Оригами для детей могут быть и прыгающими, и летающими, и движущимися, но все они выполняются без капли клея, а лишь при помощи рук ребенка.
Среди движущихся оригами наиболее распространенными являются прыгающая лягушка или журавлик. Надувные оригами — те, которые можно
Использование лепки на х изобразительного искусства
... и наглядные пособия по изобразительному искусству для начальной школы. Цель дипломной работы: выявить возможности использования лепки из глины и пластилина на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Объектом является лепка как вид изобразительного искусства. Предметом - методические ...
надуть воздухом (рыбка, заяц) или наполнить водой (водяная бомбочка).
Из маленьких «говорящих» оригами можно сделать настоящий театр — их надевают на пальчики и путем нехитрых движений заставляют двигать ртом, и складывается такое впечатление, что они разговаривают (оригами ворона, лисичка).
Летающие оригами — это самолетики, но достаточно высокую конкуренцию им составляют бумажные голуби, истребители, бумеранги.
Под понятием Лепка принято считать создание скульптур с применением пластичных материалов различного вида. С древних времён люди научились создавать эти самые скульптуры с помощью подручного материала: воска, глины, солёного теста, пластилина. В современном мире основным материалом для лепки является пластилин, либо глина (существует новый вид глины — полимерная).
Но, не стоит ограничивать свои представления о «лепке», так как к такому элементарному, казалось бы, знакомому каждому ребёнку слову, можно смело отнести такие процессы, как: создание скульптур и различных элементов декора из гипса, бронзы и мрамора.
Существует версия, о том, как же появилась лепка. В ней рассказывается о том, как человек, наступив на сырую землю, заметил след, который оставила его нога. Когда земля высохла, чёткий след так и остался в земле. После этого люди начали специально мочить глину и укреплять ею корзины, делая их прочнее. В дальнейшем стали лепить посуду и статуэтки.
Можно многое говорить о истории лепки из глины, теста, гипса и других материалов. Нам бы хотелось подробнее остановиться на истории возникновения лепки из пластилина.
История лепки из пластилина
Пластилин — материал для лепки, состоящий из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, животных жиров и других веществ, препятствующих его высыханию. Название «пластилин» происходит от итальянского plastilina и древнегреческого слова plastos, означающего «лепной».
Пластилин достаточно молодой материал для лепки, он берёт своё начало в Англии в позапрошлом веке. Его основателем считается Вильям Харбатт, который был учителем. В 1897 года он задался целью придумать многоразовый материал для лепки, материал, который облегчал бы процесс лепки и позволял получить от него удовольствие. Харбатт проводил химические опыты, в результате которых получил невзрачный серый пластилин. Несмотря на внешний вид, этот материал обрёл большую популярность. Заводы стали заниматься производством пластилина, некоторые партии которого окрашивали с помощью красящих пигментов.
К положительным свойствам пластилина относится то, что он не вымазывает кожу рук, может быть, как мягким, так и почти застывшим, его можно применять многократно, своей мягкости он не теряет.
Если пластилин хороший, то он не должен липнуть к рукам, крошиться и трескаться, он должен легко разминается и хорошо держать форму. В современном мире появилось множество разновидностей пластилина: шариковый пластилин; пластилин, затвердевающий на воздухе; светящийся пластилин; скульптурный пластилин; пластилин на растительной основе для годовалых малышей и др.
Инструменты для лепки из пластилина
Чтобы работа с пластилином доставляла радость и не приносила никаких неудобств, чтобы можно было проработать детали изделия, существуют инструменты, которые необходимо использовать при работе с ним.
Основным инструментом для лепки является рабочая доска, которая позволяет сохранить рабочее место в чистом состоянии, а также служит помощницей при создании некоторых базовых форм. Доска позволяет добиться гладкой и ровной поверхности исходных заготовок из пластилина. Для того чтобы доска не скользила по поверхности стола, можно приклеить с ее обратной стороны кусочки мягкой ткани.
Лепка из пластилина, как средство развития детского творчества ...
... старшем дошкольном возрасте Цель работы – охарактеризовать лепку из пластилина, как средство развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: На основе анализа ...
Вторым, но не менее важным инструментом при лепке является стека. В первую очередь она должна быть безопасной, а также легкой, небольшой.
Как правило, стеки изготавливают из пластмассы или дерева. Стеки предназначены для проработки мелких деталей изделий, а также для очищения рабочей поверхности. При помощи стеки можно разрезать кусочки пластилина. Практически каждая коробка с пластилином содержит как минимум одну стеку из пластмассы. В продаже имеются целые наборы стек различной формы. (рис. 15) Для более тонких работ может понадобиться резачок. Он позволит сделать расслоение и поможет легко сформировать тонкие заготовки для поделки.
Резачок можно изготовить самостоятельно. Для этого вам послужит отточенный карандаш или зубочистка. С их помощью можно прорисовывать прожилки на листочках, сделать глаза или узорные линии на любом изделии. Пластмассовая скалочка послужит нам для формирования тонкой пластины. С помощью неё мы можем раскатать пластилин до нужной нам толщены. замечательный инструмент, которым очень удобно раскатывать пластилин на тонкие пластины. Такие скалочки могут входить в комплект с пластилином или продаваться отдельно. Самое главное, чтобы пластилин при работе не прилипал к ее поверхности. Часто в комплекте к скалочке прилагается набор пластмассовых илиметаллических формочек. Они могут выполняться в виде фигурок различных животных, а также листьев, фруктов, овощей и пр. Готовые формочки — прекрасный вариант для тех, кто любит создавать картины из пластилина. Также из заготовок, сделанных формочками можно декорировать любую поверхность. А для того чтобы получить длинные и ровные жгутики, можно использовать одноразовый шприц без иглы.
Ещё одно приспособление, для создания рельефной поверхности — пластмассовая расческа. При хранении пластилина или уже готовых изделий, важно ограничить к нему доступ мусора и пыли. Для этого используются пластиковые контейнеры.
После окончания работы, необходимо сделать выставку из детских поделок, или сохранить работу на полке на долгую память. В этом нам поможет жёсткий картон (можно использовать старые коробки).
С помощью него мы создаём маленькие площадки для наших поделок. Это позволяет сохранить поверхность от пятен.
Немаловажным предметом является тряпка, которой потребуется для оттирания рабочих инструментов и рук от пластилина. Она должна быть из мягкой хлопчатобумажной ткани, которая легко впитывает пластилин.
При занятиях с пластилином следует предохранять одежду ребенка от пятен и кусочков материала, поэтому работать следует в специальном рабочем халате.
Основные приемы лепки из пластилина
Существуют основные приёмы работы с пластилином, которые позволяют нам придавать фигурам нужную форму. К таким приёмам относятся: раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими необходимо перед началом создания изделия.
Скатывание., Раскатывание., Сплющивание., Прищипывание., Оттягивание., Заглаживание., Разрезание.
Базовые элементы лепки:
Куску пластилина, отделённому от основного бруска можно придать любую форму. Предварительно пластилин следует хорошо размять в руках до такого состояния, чтобы из него легко было скатать самую простую форму — шар, конус или цилиндр.
Шар , пожалуй, основная форма, из которой легко получаются все остальные. Несмотря на то, что это самая простая форма, но скатать идеально ровный шар получится не сразу и не у каждого.
Шар большого диаметра (около 3-3,5 см) лучше катать на поверхности (рабочей доске) круговыми движениями ладони, но давить на комок пластилина следует так, чтобы постоянно чувствовать толщину материала под рукой. Катать пластилин по доске следует равномерно, касаясь каждой его точкой, и придавливать ладонью более выпуклые и толстые места для того, чтобы выровнять комок во всех направлениях.
После того как шар скатан на доске, его следует обкатать в ладонях, для того чтобы он стал совершенно гладким. Каждый раз, катая в руках комок пластилина, получают совершенно другой шар по сравнению с предыдущим. Иногда шарики получаются похожими на яйцо или камешек с морского побережья, но со временем можно достигнуть идеальной формы; главное — постоянно тренировать руки, и тогда шары будут получаться идеальной формы (рис.17).
Рисунок 17
Цилиндр. Шар является главной из всех исходных форм, теперь из него может получиться цилиндр, для чего необходимо раскатать шар между ладоней в направлении туда-сюда, а затем надавить краями цилиндра на дощечку, чтобы немного выровнять поверхность. Такой цилиндр, скорее, будет похож на «колбаску» и подойдет для поделки, в которой не требуется идеальной формы цилиндр (рис.18).
Рисунок 18
Для того чтобы получить цилиндр или куб с достаточно ровной и гладкой поверхностью, можно воспользоваться дощечкой, прокатывая кусок пластилина между двух поверхностей также в направлении туда-сюда, а затем выпрямить стороны при помощи нажатия на дощечку (рис.19)
Рисунок 19
Для того чтобы цилиндр получился ровным, нужно равномерно нажимать на пластилин по всей длине. Пальцам рук следует своевременно менять свое положение и силу надавливания, для того чтобы добиться идеальной формы.
Рисунок 20
Жгуты и жгутики.
При раскатывании длинного жгута средней толщины пользуются дощечкой или всей ладонью, стараясь равномерно надавливать на материал, для того чтобы получить ровную заготовку (рис.20).
Маленькиетонкиежгутики
раскатывают кончиками пальцев; и чем сильнее давить на пластилин, тем тоньше получится жгутик. Жгуты и жгутики часто используют в самых разных
пластилиновых поделках, из них прекрасно получаются контурные рисунки и узоры на различных поверхностях.
Лента Рисунок 21
Чтобы получить ленту, скатайте тонкий жгутик. Положите его на доску и прокатайте карандашом вдоль. Карандаш, как маленький каток, расплющит змейку и превратит ее в ленту. Самое трудное теперь — отделить ленту от доски (рис.21).
Возможно, придется немного потренироваться, чтобы лента не размазывалась по доске. Это лучше получается, если не делать ленту слишком тонкой и работать на очень гладкой поверхности, предварительно смочив ее водой.
Конус. Базовая форма конуса также получается из шарика. Для чего его кладут на доску и пальцами перекатывают одну половину шара по доске в направлении туда-сюда.
Одна часть шара сохранит первоначальную форму, а вторая вытянется и станет длиннее и тоньше. Таким образом, рабочая доска выполнит боковую поверхность конуса. При раскатывании шара в конус следует давить на пластилин не сильно и равномерно. Полученный конус сначала имеет сферическое основание, на котором он стоять не может, но такой конус можно использовать в качестве кроны дерева. А для того чтобы основание стало плоским и устойчивым на поверхности, необходимо пальцами взять конус за вершину, поставить выпуклым основанием на поверхность, слегка прижать и повернуть вокруг оси (рис.22).
Рисунок 22
Пластина или лепешка. (блинчик)
Кажется, что нет ничего проще, чем раскатать пластилин в лепешку, но для этого также следует приложить старание и приобрести некоторый опыт. Пластина в большинстве случаев должна быть достаточно плоской, ровной, гладкой и одинаковой толщины. Очень удобно раскатывать из пластилина пластину с помощью специальной скалочки, но если таковой нет, то можно воспользоваться любым пластмассовым предметом цилиндрической формы. В таком случае получается достаточно ровная и гладкая пластина, из которой стекой или формочками легко вырезать нужные детали.
Пластину или лепешку можно выполнить руками, для чего следует изначально скатать шар нужного размера, а затем расплющить его руками — большим и указательным пальцами (рис.23).
При этом пластилин следует равномерно оттягивать во всех направлениях, для того чтобы получить аккуратную и одинаковую по толщине пластину. А для того чтобы поверхность пластины стала более ровной, ее нужно положить на рабочую доску и придавить сверху дощечкой.
Рисунок 23
Способы лепки из пластилина:
Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.
1. Конструктивный способ лепки (рис. 24).
Рисунок 24
При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название).
Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано и часто сами “открывают” его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:
- объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);
- объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);
- объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, Чебурашка).
2.Скульптурный способ лепки из пластилина (рис. 25).
Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши).
Он моделирует форму- основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, — сверху, по бокам, снизу.
Рисунок 25
Рисунок 26
Комбинированный способ лепки (рис.26)
Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.
3. Модульная лепка
Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей. С его помощью
можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов — модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов модульной лепки.
- Лепка на форме
Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы — банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы. Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг
формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают основание и другие детали (крышку, ручки и др.).
Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.
- Рельефы
Рельеф — вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона.
Основные виды — барельеф, горельеф, контррельеф.
При выполнении рельефов дети учатся обращаться с инструментом, различным приемам лепки, а главное — красивому декоративному заполнению пространства.
Это рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объема.
Работа над рельефом проводится в несколько этапов: сначала основа покрывается тонким слоем пластилина, затем на нее стекой наносят рисунок, затем по рисунку выкладывается лепной орнамент. Края прочно примазываются к основе. Это рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема.
Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости.
- миниатюра;
- налепные украшения (их раскрашивание красками);
- пластилиновая аппликация (в т. ч. обратная);
- выкладывание жгутиками (витражная техника);
- рисунок пластилиновыми мазками (пластилинография);
- расписной пластилин (разрезание слоёного пластилина);
- создание фактурной поверхности;
- отпечатки различными предметами на пластилиновой основе торцевание на пластилине;
- раскатывание пластилинового листа, обрубовка;
- рисунок из пластилиновой ленты;
- смешивание цветов (цветоведение).
Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
- навыков контроля и самоконтроля.
1.3 Уроки оригами и лепки и их значение в современной начальной школе
Ещё с давних времён, признаком хорошего образования и изысканных манер считалось умения складывать из бумаги. Такое искусство как оригами нашло различные воплощения в Японской культуре, появляясь в элементах театральных костюмов, в украшениях мебели, в упаковке подарков. Но не только в Японии стало популярно это искусство, полюбившись как детям, так и взрослым, оно вышло далеко за границы своей родины и по сей день радует и привлекает к себе внимания разных стран. Дети способны часами увлечённо многократно складывать бумагу, получая всё новые и новые фигурки. Поделки оригами получаются красочными и увлекательными, а занятие является полезным для детей. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии.
- Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
- Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
- Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
- Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
- Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
— Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
- Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
- Оригами успокаивает нервную систему, улучшает работу мозга и синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга
- Оригами воспитывает любовь к природе, эстетический вкус, доброту и чуткость, удовлетворяет потребности человека в самооценке, самоуважении и саморазвитии.
- Оригами помогает человеку в самовыражении. В частности, создание спектакля использованием фигур оригами приводит к тому, что даже самые замкнутые и стеснительные ребята полностью раскрепощаются.
Существует специальное направление арт-терапия, которое использует оригами. Это искусство способно воздествовать на состояние и эмоциональную сферу человека. Крайне важным это является для тех, кто имеет какие-либо расстройства, проблемы в общении, скованность или излишняя агрессию. При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Например, выполнение традиционных японских бумажных шаров — кусудам- требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущего шара. При этом его изделия должны абсолютно точно повторять те элементы, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, шар выполнен быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание красивого бумажного шара становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов.
Помимо решения вопросов коммуникабельности, любовь детей к складыванию фигурок разных животных можно использовать для борьбы с различными фобиями. Например, малыш боится волка. Можно предложить ему сложить фигурку волка методом оригами. Ребенок видит, что волк, по сравнению с ним, совсем маленький, не страшный. К тому же этого волка в любой момент можно просто смять и выбросить. Или поступить еще проще. Развернуть фигурку. И вместо волка перед ребенком появится слегка помятый квадратик бумаги. И окажется, что волк может появиться и исчезнуть по желанию ребенка. Страх постепенно исчезает. Одной из форм работы, в которой можно использовать оригами — новогодний маскарад. С помощью анализа состояния ребёнка во время того как он работает с бумагой, можно определить особенности его психологического состояния. Оценка состояния ребенка начинается с наблюдением за тем, как он выбирает цвет и размер листа для работы. Или он выберет белый лист, чтобы раскрасить его по своему выбору. Основным моментом является выбор ребенком персонажа для изготовления маски. А так же важно , какой характер выберет ребёнок для своего героя, и какими эмоциями он будет его наделять : веселье, грусть, радость, беззаботность, добродушие, гнев. Можно предложить ребенку сделать маску того, кем бы он хотел себя видеть, или, каким, как ему кажется, его видят окружающие, или, каким он не хочет быть. Необходимо дать ребенку возможность «отыграть» свою роль, почувствовать себя в том или ином качестве. Выбрал малыш маску агрессии, значит необходимо поставить его в соответствующие внешние условия. Пусть он в полной мере ощутит на себе все грани такого поведения, поймет, в чем его проблема. Здесь очень важно и роль группы, которая подыгрывает ребенку. Пусть он чувствует тот страх или презрение, которые вызывает у окружающих его маска (читай — «роль»).
Маска выступает в роль концентрата эмоций, характера, личности. Эмоциональная разрядка, происходящая в результате игры с масками, способствует некоторой психологической коррекции поведения ребенка. Таким способом можно нейтрализовать страхи и агрессию, зло и зависть.
Не перечислить всех достоинств оригами. Вы поймете это, когда откроете для себя и своих детей волшебное искусство — оригами.
Если говорить о лепке, первоначально хочется сказать, какое влияние оказывает эта техника на развитие мыслительных способностей ребёнка. Лепка помогает ребёнку сформировать творческое отношение к окружающему миру, а также расширить свой художественный кругозор.
Уникальная методика лепки из пластилина, проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Лепка возражает в нас такие эстетические чувства, как, чувства гармонии цвета и формы, которые помогают нам восстановить очень важную духовную составляющую. Они способствуют развитию творчества и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т.е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином и глиной: раскатывание, сплющивание, вытягивание.
Занятия лепкой развивают художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.
На уроках изобразительного искусства учитель дарит детям радость творчества, знакомит с историей художественных народных керамических промыслов, показывает профессиональные приемы лепки, знакомит с образной стилизацией глиняных игрушек. Преподаватель помогает раскрыть способности детей, преодолеть трудности в процессе учебы, привить интерес к лепке, правильные профессиональные приемы лепки и умение наблюдать, создавая свой скульптурный образ.
Дети получают знания, умения, навыки, идет осознание единства человека с природой, знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.
Основные задачи личностного развития детей, которые возможно реализовать в процессе лепки:
- развивать интерес к данному виду деятельности;
- учить правильно воспринимать и создавать на основе восприятия действительности формы предметов путем обучения обследованию предметов, на основе самостоятельных поисков;
- ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОРИГАМИ И ЛЕПКИ НА РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 2.1 Организация исследования уровня развития ручной умелости первоклассников
В самом начале нашего эксперимента, для того чтобы определить уровень ручной умелости учащихся первых классов, было проведено исследование, как в экспериментальной, так и в контрольной группах.
Опытно-экспериментальная работа включала следующие этапы:
- предварительное тестирование.
Цель: установить начальный уровень развития учащихся.
- проведение ряда занятий, с использованием техник лепки и оригами. Цель: развитие ручной умелости учащихся 1 класса.
- повторное (контрольное) тестирование.
Цель: установить изменился ли и на сколько начальный уровень развития учащихся в ходе экспериментальной работы.
Контрольный эксперимент включал в себя следующие методики:
3.Опрос. Заключительным этапом констатирующего эксперимента была фронтальная беседа, направленная на выявление уровня знания о свойствах бумаги и пластилина, о способах работы с ними и о возможностях таких техник как лепка и оригами. Как мы и предполагали, знания детей о данных
материалах оказались скудными , а представления о видах работы в данных техниках ограничивались лишь базовыми изделиями.
После чего мы познакомили первоклассников с историей возникновения бумаги и пластилина, а так же мы познакомили детей с выдающимися работами в технике оригами и лепки. Затем мы провели контрольный опрос.
Анализ проведённого 1-ого среза констатирующего эксперимента
В эксперименте принимало участие 25 человек:
Экспериментальная группа состояла из 15 учеников, занимавшихся факультативно.
Контрольная группа состояла из10 учеников, занимавшихся факультативно с другим преподавателем.
Констатирующий эксперимент позволил сделать вывод о том, что уровень развития ручной умелости у первоклассников находится на невысоком уровне:
- Знания о бумаге и пластилине поверхностны;
- Опыт работы в техниках оригами и лепки ограниченный;
- Представления о возможностях работы в техниках оригами и лепки односторонние;
- Уровень сформированности сенсорного восприятия и развития ручной умелости низкий;
- С учетом реального уровня развития учащихся нами была разработана программа мер с использованием техник оригами и лепка, направленных на развитие ручной умелости и творческой активности учащихся 1-го класса.
2.2 Организация развития творческой активности и ручной умелости учащихся 1 класса в процессе оригами и лепки на уроках технологии
Описание формирующего эксперимента
Задачей формирующего эксперимента было: пронаблюдать изменения уровня развития творческой активности, воображения, и ручной умелости учащихся 1 класса в процессе создания различных поделок по средствам оригами и лепки, с использованием различных методов работы с бумагой и пластилином.
В ходе формирующего эксперимента мною был проведён ряд уроков по технологии (см. Таблицу 4), построенных на основе методов, способствующих развитию ручной умелости учащихся; проанализирован уровень роста каждого учащегося; проведён сравнительный анализ леворуких и праворуких детей. Уроки я проводила со всем классом, наблюдала за личностным ростом всех учеников, но особое внимание уделяла тем, у кого были выявлены проблемы в развитии ручной умелости в процессе констатирующего эксперимента.
В процессе формирующего эксперимента изучались практические навыки и способности детей 1 «В» класса ГБОУ Школы № 1200 города Москвы на уроках технологии.
В эксперименте начали принимать участие:
1. экспериментальная группа — 15 человек 2.контрольная группа — 10 человек
В контрольной группе обучение строилось с использованием традиционных методик. В экспериментальной — мы использовали свою систему методов, позволяющих, на наш взгляд, наиболее эффективно влиять на развитие мелкой моторики первоклассников.
Исследование опиралось на:
1 .педагогические условия развития ручной умелости младших школьников по средствам оригами и лепки;
2 .примерную программу «Технология» и федеральный государственный образовательный стандарт начального образования;
- требования к результатам освоения основной образовательной программы: личностных, метапредметных и предметных;
- конкретные цели, направленные на ориентировку учащихся на достижение высоких результатов в усвоении общетрудовых, общекультурных, исторических, литературных и других знаний;
- основных принципах дидактики, позволяющих ориентировать младших школьников на разностороннее развитие;
- моделирование личностно ориентированной, преемственной, рационально сочетаемой творческой и репродуктивной деятельности учащихся, более совершенного комплекса приёмов воздействия на них, направленной на повышение творческой активности;
7. использование интегрированного подхода в обучении младших школьников основным умениям и навыкам, а также творческой деятельности;
8. на необходимой напряжённости процесса обучения, обеспечиваемой гибким, но постоянным изменением форм общения: коллективной, групповой, индивидуальной;
9. на использовании дифференциального подхода в обучении.
Главная цель формирующего эксперимента — создание педагогических условий, которые позволили бы реализовать творческий потенциал первоклассника и дать ему возможность усовершенствовать уровень развития своей ручной умелости.
Отбор содержания уроков происходил в соответствии с исходным уровнем знаний детей и в соответствии с целями урока. Уроки были выстроены рационально, в начале каждого урока была актуализирована идея той или иной творческой поделки. Это позволило продуктивно использовать учебные часы и благотворно влиять на развитие мелкой моторики экспериментальной и контрольной группы. На основе чего были реализованы образовательные, развивающие и воспитывающие задачи, и универсальные учебные действия уроков.
Урок 1: Знакомст во с т ехникой лепки
Тип учебного занятия:
Цель: Освоение основных приёмов техники работы с пластилином
Формирование УУД:
Личностные:
- осознавать смысл учения и чувствовать ответственность за будущий результат;
- воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к нему;
- выражать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
Регулятивные:
- уметь составлять собственный план(алгоритм) действий;
- умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку;
- развивать способность к волевому усилию;
- способность к осознанию того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
Познавательные:
- умение слушать и слышать;
- умение структурировать полученную информацию;
Коммуникативные:
- умение сотрудничать с другими людьми;
- умение отслеживать действия учителя (партнёра);
- характеризовать качества и признаки объектов, относить его к определённому виду (классу);
Методическое оснащение:
Ход урока (описание):
Урок начался с организационного момента, в ходе которого дети приготовили всё необходимое, оставив на парте только те предметы, которые пригодятся им на данном уроке. После чего я провела с ними вступительную беседу, в ходе которой мы выяснили, кто на сколько знаком с техникой лепки в целом, какими свойствами обладает пластилин и известно ли кому-то, как называются предметы, которые помогают работать нам с пластилином. Затем моей главной задачей было заинтересовать детей и пробудить в них интерес к этой технике, для чего я постаралась расширить их знания и представления о возможных вариантах работы с данным материалом. Мы рассмотрели приёмы использования пластилина и обсудили творческие работы, выполненные в различных техниках. Далее мною был проведён инструктаж по техники безопасности, а также я продемонстрировала возможности стека и акцентировала внимание на надобности дощечки.
После окончания теоретической части урока мы начали знакомиться с практическими приёмами, пробуя самостоятельно исполнить базовые элементы. Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработать правильную постановку пальца; овладеть приемом ощипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами; научиться работать на ограниченном пространстве. В этом нам помогли пошаговые инструкции, которые демонстрировались с помощью интерактивной доски. (рис. 39,40,41)
После того как знакомство с основными способами изменения формы пластилина было завершено, детям было предложено создать свой первый собственный объект в этой технике. Была задана тема «Зимние каникулы», после чего дети активно приступили к сознанию и компоновке простейших форм.
Ребята старательно отнеслись к выполнению задания, проявляли свои творческие способности и стремились к усовершенствованию своих поделок дополнительными деталями. Были дети, которые остановились только не том, что было показано в начале урока. К примеру Амир М., который является левшой, слепил снеговика, в изготовлении которого применил лишь один базовый элемент, разобранные нами в начале урока.
В целом, класс работал активно и заинтересованно. Было выявлено несколько детей, мелкая моторика которых требует усиленного развития (Милена М., Роман В., Петя Д.), Возможность самостоятельного выбора изделия позволила детям объединиться в компании и на перемене обсуждать результат прошедшего урока.
Урок 2: Лепка цветов на картоне «Мимоза»
Тип учебного занятия:
Цель: закрепление знаний, приобретенных на прошлом уроке, развитие мелкой моторики рук, знакомство с пластилинографией.
Формирование УУД: Личностные:
- осваивать новые виды деятельности;
- стремлениеккрасоте,готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья;
- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
Регулятивные:
- развивать адекватную самооценку;
- внести необходимые коррективы в план действий, в случае необходимости;
- определять последовательность действий перед началом работы;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием;
Познавательные:
- воспроизводить в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- преобразовывать объект;
- импровизировать, изменять, творчески переделывать;
Коммуникативные:
- описывать объект;
- передавать его основные характеристики при помощи использования языка;
- развивать рефлексию общения с одноклассниками и учителем
Методическое оснащение:
Ход урока (описание):
В начале урока дети проверили наличие необходимых материалов и инструментов, которые я перечислила, заняли свои. Этот урок я начала с разговора о том, какой же светлый праздник приближается к нам. Приближался «Международный женский день». Однако дети твердили, что праздник называется «8 марта». Я решила показать им небольшой видеоролик о том, откуда пошла история этого праздника.
После того, как мы выяснили основные особенности этого дня, нужно было понять, кого же принято поздравлять с этим праздником. Тут дети без труда сказали, кто является виновником торжества. После чего я прочитала стихи о маме и бабушке. Но, на этом мы не остановились, нам нужно было выяснить что же принято дарить в этот удивительно красивый праздник женщинам. Выдвинув свои предположения, мы с детьми пришли к выводу, что лучшим подарком будут цветы. И тут, возникает вопрос, какие цветы, и как же мы сможем сделать их из пластилина. Вспоминая прошлый урок, некоторые ребята стали предполагать, что это будут цветы на ножках, которые можно будет собрать в букет. Но одна ученица Аня А. заметила, что на столе у неё лежит картон и предположила, что сегодня мы будем делать открытку.
После того, как дети самостоятельно подошли к тому, чем же мы сегодня будем заниматься, я предложила им вспомнить технику безопасности и ознакомиться с пошаговым исполнением цветка Мимоза на картоне, назвав это страшным словом пластилинография.
Первым этапом нашего урока была зарисовка основного «скелета» мимозы при помощи простого карандаша на картоне. Мы обозначали все необходимые линии и сравнили свои работы с примером. В процессе исполнения этой задачи были трудности с пропорциональным расположением веточек, относительно друг друга.
Второй этап заключался в заготовке необходимых элементов из пластилина. На дощечке мы отделили часть пластилина от основного бруска и воспользовались навыками, которые получили на прошлом уроке. Миша Х. помог нам вспомнить, каким же средством мы должны воспользоваться, чтобы получить стебель, и мы приступили к работе. Сформировали стебли, путём скатывания длинной вытянутой палочки. И применяя способ ощипывания мелких частей пластилина, заготовили шарики для непосредственно цветов мимозы.
Третий этап начался с демонстрации мной наложения пластилина на контур, который был нарисован на нашем картоне. Я выполнила это путём лёгкого придавливания. Указав на ошибки, которые могут возникнуть в процессе выполнения данного этапа, я разрешила детям приступать. Тут возникли некоторые трудности. Несколько детей не придавили пластилиновый элемент к картону, а размазали его. Это было грубой ошибкой, которая превратила стебель в ствол. Вместе с детьми мы постарались исправить ситуацию и вернуть открытке приличный вид. Я позволила детям, которые справлялись быстрее помочь кому-то, у кого не получается так же ловко. Это позволило создать дружескую рабочую атмосферу на уроке.
Четвёртым этапом урока было расположение жёлтых цветков мимозы по стеблю. На этом этапе мы обговорили все особенности данного цветка, посмотрели изображения с ним. Анфиса Г. попыталась вместо меня объяснить детям, как это необходимо сделать, и у неё получилось. Так как процесс придавливания большого количества шариков из пластилина занял определённое кол-во времени, я решили включить фоновую музыку. Это были песни о мамах. Дети работали увлечённо и старательно.
Заключительным этапом нашего урока было создание нижних веточек мимозы. Так же на этом этапе детям было предложено написать пожелания на задней стороне открытки.
В конце урока мы сделали выставку из открыток и оценили свои собственные результаты и результаты друг друга
Урок 3: Лепка объемной фигуры «Петушок»
Тип учебного занятия:
Цель: закрепление знаний, развитие мелкой моторики рук, развитие воображения и чувства пропорции;
Формирование УУД: Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания;
- оценивать собственные причины неудач;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе усвоения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- воспринимать информацию, непосредственно не обращённую к учащемуся;
- определять последовательность действий перед началом работы;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием;
Познавательные:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- преобразовывать объект;
- импровизировать, изменять, творчески переделывать;
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Методическое оснащение:
Ход урока (описание):
В начале урока мы решили подвести детей к мысли о том, кто же будет нашим сегодняшним героем, которого мы создадим с помощью различных приёмов работы с пластилином. Для этого мы показали им отрывок из мультипликационного фильма «Побег из курятника», который тоже в свою очередь был выполнен при помощи пластилиновых героев. Дети быстро догадались, кто же сегодня будет объектом нашей работы. Затем мы показали им пошаговую схему(рис.45), с помощью которой мы собираемся создавать нашего мультипликационного героя. Дети предположили, какими приёмами мы будем пользоваться. Они сделали это быстро и достаточно точно, так как на прошлых уроках мы уже знакомились с приёмами работы с пластилином.
Рисунок 45
Второй этап нашего урока мы начали с подготовки рабочего места и повторения инструкций, знания которых необходимы при работе с пластилином. Затем мы приступили к заготовке необходимых элементов. При помощи стека мы отделяли от бруска нужную часть пластилина и формировали из неё нужные нам фигуры. Для этого использовали приёмы рассказывания, надавливания, вытягивания и загибания. В этот момент важной задачей было создание пропорциональных частей нашего будущего героя. После того, как на доске каждого ребёнка было сформировано нужное количество элементов, мы приступили к их соединению.
Главная задача была корректно передать особенности стояния тела настоящего петушка. Небольшая проблема возникла с формированием и расположением крыльев. В этом случае приём сдавливания нужно было контролировать, чтобы их размер не получился больше, чем нужно. Хохолок нашего петушку дети формировали из нескольких шариков. Кстати, для создания хвоста детям предоставлялся самостоятельный выбор цвета.
На последнем этапе нашего урока, дети самостоятельно, по желания добавляли детали своим работам. Вика Б. постаралась посадить своего петушка на полянку, а Анфиса Г. представила, что он сидит на жёрдочке. Затем дети дали свои героям имена и мы представили, что после уроков наши петушки совершат «побег из класса». Таким образом, при помощи игровых моментов, дети не обратили внимание на какие-либо трудности в выполнении данной работы.
Тип учебного занятия:
Цель: закрепление знаний, развитие мелкой моторики рук, знакомство с новым способом работы.
Формирование УУД: Личностные:
- воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся;
- оценивать собственную учебную деятельность;
- свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
Регулятивные:
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
- внести необходимые коррективы в план действий, в случае необходимости;
- определять последовательность действий перед началом работы;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием;
Познавательные:
- воспроизводить в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- преобразовывать объект;
- импровизировать, изменять, творчески переделывать;
Коммуникативные:
- описывать объект;
- передавать его основные характеристики при помощи использования языка;
Методическое оснащение:
Ход урока (описание):
Так как на момент проведения данного урока у каждого ребёнка уже были знания о том, что такое оригами , и какие базовые элементы используются для создания поделок в этой технике, мы начали урок с того, что дети самостоятельно рассказали, какие особенности бумаги нужно учитывать при работе на сегодняшнем уроке.
После проведённой беседы мы завели разговор о домашних питомцах детей и выяснили, кого же называют «друг человека». После чего, дети сами догадались, над созданием какой фигуры мы будем сегодня работать. В создании «Щенка» и оригами нам помогла пошаговая видео инструкция, которую мы просмотрели при помощи интерактивной доски.
В процессе работы ребята заинтересованно и аккуратно выполняли последовательность предложенных нам действий. После того как мы сложили туловище нашего «Щенка», выяснилось, что у каждого из ребят не осталось материала для создания головы. В этот момент нам и пришлось познакомиться с таким видом работы как составная фигура оригами.
Получив по второму листу, ребята не скрывали удивление, так как им было интересно, каков в конечном итоге окажется их щенок, и каким образом нам придётся соединить эти 2 детали. Ребята старались работать аккуратно. Некоторым требовалась частичная помощь. Ученик Амир М.- левша, настолько был заинтересован работай, что не ощутил каких-либо трудностей, и в конечном итоге получит отличный результат.
Заключительным этапом нашего урока была творческая, самостоятельная работа детей. Каждый пытался сделать своего щенка индивидуальным, придав ему свой окрас.
Работа заинтересовала детей, положительно повлияла на их настроение и самооценку. В конце урока, каждый из детей представлял своего щенка классу. Была видна гордость за проделанную работу.
Итоговой анализ результатов развивающих занятий на уроках технологии по средствам оригами и лепки
Для исследования результатов проведённых занятий нужно было определить стартовый уровень развития ручной умелости первоклассников и их знания о пластилине и бумаге, в частности и таких техниках как лепка и оригами. Эксперимент проводился как в экспериментальной, так и в контрольной группах.
Контрольное исследование включало следующие этапы:
1. Методика, направленная на выявление уровня развития ручной умелости (тестирование).
Учащимся предлагалось выполнить три задания.
Было замечено, что во время проведения тестовой части эксперимента, учащиеся более уверенно и быстро выполняли задания, точность линий была на более высоком уровне.
Исходя из результатов, полученных в ходе анализа проведённого тестирования, можно сделать вывод, что экспериментальная группа увеличила свои показатели уровня развития ручной умелости и обогнала контрольную группу.
2. Методика, направленная на выявление уровня развития ручной умелости (практика).
На этом этапе учащимся предлагалось сделать по 3 базовых элемента лепки и оригами. И выстроить из них простейшую композицию.
Мы смогли увидеть, что дети выполняли данное задание с большим интересом, аккуратностью и технической точностью. Составленные композиции были разнообразны и некоторые из детей изъявляли желание усовершенствовать свои работы дополнительными деталями.
Исходя из полученных результатов, можно отметить то, что значительно увеличилось качество исполнения базовых фигур, а так же частично возросла продуктивность этого эксперимента. Экспериментальная группа приблизилась к максимальной отметки, а контрольная группа в свою очередь минимально улучшила свой результат.
Сравнивая результаты экспериментального и контрольного класса, можно заметить, что уровень работоспособности детей значительно отличается, что обусловлено уровнем мотивации к деятельности, уровнем возможности самостоятельно ориентироваться в техниках и приёмах лепки и оригами.
В заключение исследования был проведён фронтальный опрос по той же теме, что и в начале констатирующего эксперимента. Учащиеся значительно улучшили свои познания в вопросах, касающихся техник оригами и лепки. В скором времени опрос перешёл в оживлённую беседу, где каждый из учеников принимал активное участие и стремился поделиться своими впечатлениями от проведённых занятий. Контрольные вопросы были с лёгкостью осилены детьми.
Анализ проведенного 2-го среза контрольного эксперимента
В эксперименте принимало участие 25 человек:
Экспериментальная группа состояла из 15 учеников, занимавшихся факультативно.
Контрольная группа состояла из 10 учеников, занимавшихся факультативно с другим преподавателем.
Контрольный эксперимент свидетельствует, что учащиеся 1 «В» класса:
- Расширили знания о бумаге и пластилине, о возможностях работы с ними;
- Познакомились с искусством лепки и оригами;
- Повысили интерес к самостоятельной работе с бумагой и пластилином;
- Узнали и умеют выполнять базовые формы лепки и основные фигуры оригами;
- Научились создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- Повысили уровень развития ручной умелости, а так же внимания, памяти, творческого мышления и композиционных навыков;
- Улучшили свои коммуникативные способности и приобрели навыки работы в паре и коллективе.
Изучив литературу по теме выпускной квалификационной работы, мы выяснили, что применение техник оригами и лепки на уроках технологии в первом классе полностью оправдывает свою значимость. Помимо того, что данные техники оказывают положительное влияние на эстетическое восприятие мира ребёнком, так же немаловажное значение в данном случае играет влияние на развитие ручной умелости. Совершенствуя мелкую моторику рук, ребёнок автоматически улучшает и собственные речевые возможности. Различные приёмы данных техник позволяют оказывать влияние на моторику рук на протяжении всего урока. Однако не стоит забывать о том, что с помощью создания работ в данных техниках, ребенок, безусловно, развивает и своё творческое мышление, способность воображать, выстраивать композиционные картины и сюжетные линии в своей голове.
«Источники творческих способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — так писал В.А. Сухомлинский
Эти слова мы подтвердили на практике, доказав, что учебный процесс способен предоставить ребёнку возможность работать своими руками, тем самым положительно влияя на различные стороны развития личности.
Как показывает опыт и исследования, развитие именно мелкой моторики у ребенка — крайне важный фактор его развития, как в случае с речью, так и в случае с мышлением. В ходе нашей работы, мы установили тончайшую, но сильную связь между развитием координации пальцев рук у ребенка младшего школьного возраста и его способностью к обучению, творческой деятельности.
Каждый, кто работает с детьми данного возраста, должен помнить о четких гранях развития и перенапряжения руки ребенка, а так же иметь представление о способах развития ручной умелости у детей младшего школьного возраста.
Тема, взятая нами для исследования, действительно актуальна, так как в современном мире мы часто встречаем детей с логопедическими нарушениями, т.е. нарушениями речевых способностей. Благодаря развитию ручной умелости можно положительно влиять на динамику борьбы с нарушениями данного вида. Внедряя в школьную программу такие техники, как лепка и оригами, мы осуществляем косвенное влияние на данную проблему.
Эти техники так же интересны многообразием видов работы с одним и тем же материалом. Способность создавать из пластилина объемные фигуры (конструктивный, пластический, каркасный вид работ) и плоские (рисунок пластилином, барельеф, аппликации из пластилина, рисунок стеком по пластилину, рисунок жгутиками или шариками по пластилину, работы с применением дополнительного материала) позволяют расширить представления детей о, казалось бы, однообразном материале. Одной из самых распространенных техник для детского творчества является оригами. С детских лет ребёнок, сам того не осознавая сближается с данной техникой, делая из бумаги самолётики и кораблики, что уже положительно влияет на развитие собственной речи. Но существует великое разнообразие всевозможных работ в данной технике, с которой педагог в начальной школе должен познакомить ребёнка и пробудить в нём дальнейший интерес к данной технике.
Изучив теоретические основы всех вышеперечисленных видов работы, мы убедились, что на уроках технологии младших школьников необходимо присутствие исследуемых техник. Обучение должно носить развивающий и воспитывающий характер.
Поставленная нами проблема требует длительной целенаправленной работы В современном образовании многое говорится о всестороннем развитии личности. Именно поэтому, проделывали данную работу мы хотим сказать о том, что такие техники, как оригами и лепка являются необходимой составляющей уроков декоративно-прикладного искусства в первом классе. Это объясняется положительным влиянием данных занятий на развитие мелкой моторики и ручной умелости в целом, а, следовательно, и на развитие речи.
Подводя итоги проделанной работы можно сделать следующие выводы:
- гипотеза исследования подтвердилась, уроки с использованием техники оригами и лепки способствовали развитию ручной умелости у первоклассников;
- занятия оригами и лепкой учат концентрировать внимание, заставляют сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям;
- большое внимание при работе в технике оригами и лепки занимает создание сюжетно-тематических композиций, максимальное соприкосновение с окружающим миром, что способствует его познанию через руки ребёнка
- создание игровых ситуаций и групповых взаимодействий расширяет коммуникативные способности детей
- значительную роль в развитии творчества детей играют взрослые (педагоги, родители) и их отношение к этой деятельности.
— необходимо уделять урокам технологии в современной школе значимое место
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/lepka/
1. Аносова, Е.С. Особенности скульптурного образа/ Е.С. Аносова// Начальная школа №1: К урокам изобразительного искусства.- М., 2005.- с.82-86.
2. Афонькин С.Ю., Рудина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. Спб.: Кристалл, 1997.
3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. Справочник. С-Пб: Кристалл, М: Оникс, 2005
— Бердяев Н.А. Смысл творчества. — М.:АСТ. 2011.- 672 с.
5. Боголюбов Н. С. Лепка на занятиях в школьном кружке. — М.: Просвещение, 1979.
— Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — М.: Академия. 2002.- 317 с.
7. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
— Боно Э. Серьезное творческое мышление. — Мн.: ООО «Попурри», 2005.
— Бошо И. Первая энциклопедия детского досуга. — М.: Издательство «Росмэн-Пресс», 2008.
— Выгонов В.В. Технология 1-4 классы. Справочник ФГОС. — М.: Издательство «Экзамен», 2015.
— Выгонов В.В. Технология. Поделки из разных материалов. 1-4 классы / В.В.Выгонов — М.: Издательство «Экзамен». — 2011. — 191 с.