КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В 5 КЛАССЕ

Цель данной работы — рассмотреть вопросы

Задачи:

Проблема развития речи остается

Поэтому очень важно обучить детей нормам литературного

Работа по обогащению речи воспитывает умение не только

Одним из видов работы по развитию речи является

Кроме того, сочинение позволяет сформировать творческие

Анализ учебника по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждении/ под редакцией М.М.Разумовской

5 класс является ответственным и важнейшим этапом в

Чтобы в современных условиях дифференцированной школы не потерять статус предмета «родной язык», на этом новом витке развития нашего общества приходиться переосмыслить важнейшие методологические проблемы и пояснить, как они решаются через учебник.

1.Предмет «родной язык» призван обеспечить максимально

Традиционная структура курса такова, что единицами

Структура созданного курса стремиться реализовать эту

Положительное отношение к учебе закрепляется на

Следующий этап — этап овладения системным знанием как

Таким образом, на каждом этапе ставится своя глобальная

Касаясь проблем содержания обучения, хотелось бы

Два крупнейших раздела курса — «Язык» и «Речь» — подаются

В разделе «Речь» на базе понятий «стили речи», «типы речи», «текст» формируются навыки так называемой связной речи, т.е. отрабатываются коммуникативные навыки и умения. Однако работа по развитию речи нуждается не только в специальных знаниях и одновременно средством является развитый синтаксический строй речи, богатство словаря. Эта работа лежит на языковых разделах, в которых усилен речевой аспект: уделяется большое внимание семантике языковых единиц; подчеркивается употребительность в речи той или иной грамматической словоформы, категории; освещаются грамматические группы слов, выделяемые в частях речи; предусматривается работа с синонимами с учетом стилистически дифференцированной речи; обращается внимание на изобразительные формы речи и т.д. Кроме того, впервые при изучении грамматики целенаправленно проводиться работа по развитию у школьников основных видов речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение).

27 стр., 13217 слов

Психолого-педагогическая и экспериментальная проверка педагогических ...

... анализ и систематизация литературы по проблеме исследования; Изучение и обобщение практического опыта по развитию вокальных навыков. Проведение экспериментальной работы по развитию вокально-хоровых навыков у детей младшего ... пение на уроках музыки считается основополагающим в постижении музыкального искусства. Педагоги-музыканты накопили большой опыт работы по формированию личности ребё ...

Языковая система составляет структурный стержень предмета, его специфическое содержание, тогда как речевая деятельность является живой тканью обучения. Постигая язык, ученик читает, пишет, вникает в смысл текстов, в смысл лингвистической теории, рассказывает о том, что постигает. Эта деятельность кажется такой естественной и само собой разумеющейся, что она выпадает из поля зрения учителя, оказывается бесконтрольной: навыки чтения, письма, говорения не совершенствуются в должной мере и становятся тормозом в успешном овладении предметом.

Вся эта программа реализуется через задания упражнений

Все изложенные подходы к постановке преподавания

Работа по развитию речи учащихся отражена в учебнике в

Существенной особенностью данного учебника является то,

Цели и содержание раздела «Речь»

Работа по развитию связной речи учащихся строится в

Задачи обучения

Учащиеся должны овладеть рядом специальных умений,

а) подвести под понятие предложенный учителем текст

б) обосновать свое суждение, аргументировать ответ:

в) вывести следствие из понятия (например, определив по

г) править и редактировать текст, т.е. устранять в нем

д) создавать текст определенного стиля и типа на

Конечной целью является совершенствование речи учащихся, поэтому основная задача состоит в том, чтобы умело сочетать изучение теории с обучением речевой деятельности (подчинить изучение теории задачам развития речи учащихся).

В связи с этим упражнения, содержащиеся в учебнике,

1) задания, помогающие ученику освоить само понятие, и

2) упражнения, помогающие овладеть способом действия на

3) задания творческого характера, предполагающие

Развитие связной речи учащихся — важнейший аспект обучения родному языку

Под развитием речи (в методике русского языка) понимается

3 стр., 1063 слов

Урок развития речи сочинение начальная школа

... недочеты, надо подходить к процессу обучения очень осторожно[2]. Итак сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания, независимо ... память. Как показывает практика, изложения и сочинения очень полезны для развития речи обучающихся, осмысливают в их глазах работу ... речевой деятельности и формирование каждого из речевых умений. Если же изложение предполагает понимание учеником задач, ...

Развитие связной речи учащихся — важнейший аспект обучения

Безусловно, прежде всего, необходимо предоставлять детям

Сочинение как один из видов работы по развитию речи

Сочинение — один из видов работы по развитию речи в школе и

О системе обучения сочинениям.

Наша задача — привить учащимся навыки самостоятельной

Основные умения

1. Умение вдумываться в тему, осмысливать ее границы,

2. Умение подчинять свое сочинение определенной

3. Умение собрать материал для сочинения. Так как

4. Умение систематизировать материал. Это умение опирается на умение собирать и отбирать материал. Без отбора не может быть систематизации. Говоря о систематизации материала, мы имеем в виду как умение отбирать материал, так и умение продумывать последовательность изложения, план, связь отдельных частей. Работа над систематизацией материала предполагает также тщательное продумывание формулировок пунктов плана, средств связи между частями.

5. Умение строить сочинение в определенной

6. Умение правильно и «хорошо» выражать свои мысли.

7. Умение исправлять, переделывать, улучшать

Начинать нужно с работы над самыми простыми сочинениями.

Сочетание обучающих и самостоятельных работ на каждом этапе обучения сочинению.

Известно, что для успешного формирования навыков необходимо достаточное количество разнообразных упражнений, постепенно усложняющихся и требующих все большей самостоятельности от тех, кто их выполняет. Именно поэтому в начале преподаватель проводит, например, упражнения на списывание, а затем предупредительный или руководствоваться при формировании у школьников навыков самостоятельной работы над сочинением.

Планируя очередное сочинение, мы учитываем, насколько

Бесконечное многообразие видов работ над сочинением

По жанру выделяют сочинения — повествование, сочинения-

сочинениях — описаниях

Сочинения-описания учат наблюдать, отбирать слова,

Сочинения-повествования, Сочинения-рассуждения

1) основной тезис соответствовал теме сочинения,

2) доказательства были убедительными,

3) части рассуждения — тесно связанными,

5 стр., 2227 слов

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Сергея Андреевича ...

... художник назвал ее «Зима пришла. Детство». Как вы думаете почему? - К какому жанру изобразительного искусства ... Составление плана. - Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения. В ... жанра. Дети определяют.) Физкультминутка (развитие мимических и пантомимических движений, ... путешествие в картину? IV. Работа с презентацией. Собирание ... О каком времени года идет речь? Назовите зимние месяцы. - ...

4) выводы — четко сформулированными.

Сочинение-повествование

Сочинение как основной вид творческой работы при обучении языку

В сочинении проявляется (а значит, и воспитывается)

Темы сочинений можно разделить на две группы:

Особое значение должно придаваться формулировкам тем, их эмоциональному представлению, чтобы вызвать удивление ребят, мажорное настроение, интерес к работе. Этот аспект очень важен для мотивации речевого творчества. Ведь именно то, как отреагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнение. Формулирование творческих тем должно отвечать ожидаемому результату: многоаспектному охвату действительности, проявлению эмоционально-оценочного суждения, т.е. затрагивать ум ребенка, но и его чувства. Остановимся на сочинениях, выполненных после просмотра репродукций с картин. Сейчас они пишутся на уроках русского языка и подчинены задачам развития речи. Не отрицая важности этого направления работы, отметим, что содержательно и самостоятельно школьник сможет составить рассказ по картине только при двух условиях: во-первых, если он будет понимать содержание картины и, во-вторых, если он будет обладать специфическими знаниями, необходимыми для разбора любого объекта изобразительного искусства. Поэтому рассматривание картин и анализ увиденного должны быть неотъемлемой частью каждого урока развития речи, чтобы в конечном итоге урок, полностью посвященный описанию картины, прошел продуктивно.

Процесс организации речевого творчества детей включает

-этап косвенной подготовки, связанный с нацеленностью

-этап непосредственной работы над сочинением (выбор темы, представление ее детям в соответствие с характером темы, организация самостоятельной работы);

-этап работы над сочинением после его написания (устное обсуждение, использование на уроках по различным учебным предметам).

Проверка и исправление сочинений

В системе работ по обучению учащихся сочинениям важное

1) Соответствие высказывания теме, наличие в нем

2) Соответствие стиля и типологической структуры текста

3) Композиционная стройность, логичность и

4) Достаточность излагаемого, соответствие его жизненной

10 стр., 4906 слов

Работа «Сопоставительный анализ стихотворений «Капитаны» и«Канцона ...

... активно пользовались синтаксисом неплавной, «рвущейся» речи: Анненский насыщал свои стихотворения многоточиями (сигнализирующими о разрыве или ... составляло основы поэтической культуры эпохи. Бальмонт, Брюсов, Гумилев воспринимались современниками в качестве несомненных лидеров соответственно ... образов оказывалась у них (у каждого по-своему) обманчивой, как бы маскирующей прихотливые психологические ...

Оценивая содержание работы, следует учитывать и такие

В заключении хотелось бы сказать, что вопросам развития речи уделяется недостаточное внимание, хотя именно речь является средством передачи знаний, средством интеллектуального развития детей. В связи с этим, важное значение приобретает письменная речь, которая облегчает задачи памяти. Овладевая письменной речью, ученик получает возможность фиксировать и сохранять свои наблюдения и размышления, а, следовательно, тщательно и рационально готовить высказывания. Продумывая предварительные записи, он может уточнить замысел сочинения, изменить его план, произвести, если потребуется, новые, дополнительные наблюдения за явлениями действительности. При работе над письменными высказываниями ученик получает возможность наблюдать за своей речью, неоднократно возвращаться к таким наблюдениям, а эта возможность позволяет ему думать над написанным, критически оценивать созданный текст и в результате — улучшать, совершенствовать высказывание. Иными словами, у школьника развивается привычка к сознательному контролю за качеством письменной речи с точки зрения её содержания и формы. Постепенно приобретённые критерии оценки качества текста в известной степени заменяют ученику те формы обратных связей, на которые он привык опираться — в устной речи. Традиционным видом письменных высказываний, предназначенных для развития связной речи учащихся, является сочинение, которое вместе с тем представляет богатые возможности для осуществления различных воспитательных и образовательных целей. Работа над сочинением представляет учителю большие возможности «открыть детям глаза на мир», развить их душу, чувство, разум. Таким образом, сочинение является одним из средств повышения общей культуры подрастающего поколения, формирования его мировоззрения, эстетических и нравственных взглядов.

  1. Алдакаева, Н.Г. Сочинение как основной вид творческой работы при обучении языку// РЯШ, 2001, №6.

  2. Капинос, В.И., Сергеева, Н.Н., Соловейчик, М.С. Развитие речи: Теория и практика обучения 5-7 класс — М.: Просвещение, 1991.

  3. Ладыженская, Т.А. Обучающее сочинение по картине на уроках русского языка — М.: Академия пед. наук, 1958.

  4. Ломизов, А.Ф. Воспитание культуры устной и письменной речи: Сборник статей/ А.Ф.Ломизов.-Л.: Учпедгиз, 1967.

  5. Лосева, Л.М. Как строится текст: Пособие для учителей/ под ред. Т.Я.Солганика.- М.: Просвещение, 1980.

    5 стр., 2287 слов

    Сочинение об учителе слово об учителе

    ... Как я сейчас понимаю эти слова! Ведь первый учитель берёт за руку маленького человека и на время заменяет ему мать. Каждый ... горьковатым запахом увядающих листьев и трав. Осень с пышными букетами георгинов, гладиолусов и хризантем. Осень, потому что 1 сентября – самый ... он в душе человека, а не на улице. Я – учитель начальных классов. С гордостью говорю об этом незнакомым людям, которые интересуются ...

  6. Методика развития речи на уроках русского языка / под ред.Ладыженской Т.А. -М.: Просвещение, 1991.

  7. Основы методики русского языка в 4-8 классах/ Пособие для учителей/А.В.Текучева, М.Н. Разумовской, Т.А.Ладыженская -М.: Просвещение, 1983.-

  8. Попкова, Л.В. Из опыта работы над сочинениями//РЯШ, 1998, №4.

  9. Практические рекомендации по обучению школьников сочинению различных жанров.- Горький: НГПИ, 1992

  10. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/ сост.Л.М. Рыбченкова.-М.: Дрофа, 2002.

  11. Система обучения сочинениям на уроках русского языка 4-8 класса-М.: Просвещение, 1978.

  12. Успенский, Л.В. Культура речи/Л.В.Успенский — М.: Просвещение, 1976.

Тема урока

Цели урока:

  1. Обучение словесному описанию картины.

  2. Эстетическое воспитание учащихся.

  3. Привитие любви к родной природе.

  4. Развитие способности самовыражаться.

  5. Научить видеть взаимосвязь человека с природой.

  6. Развить ассоциативное мышление.

  7. Воображение – как один из методов воспроизведения музыкальной композиции.

  8. Совершенствование речеведческих понятий.

Тип урока:

Вид урока:

Методы и приемы обучения:

  1. вступительное слово учителя

  2. использование музыкального фрагмента

  3. использование фрагментов, цитат из литературных произведений

  4. самостоятельный подбор языковых примеров

  5. конструирование слов, словосочетаний, предложений, текстов, объединенных общей темой

  6. использование живописных фрагментов

  7. беседа по изученному материалу

  8. аналитическая беседа

  9. выразительное чтение

    18 стр., 8942 слов

    Какие проблемы поднимаются в пьесе старший сын. по пьесе Вампилова ...

    ... 10 классе по пьесе А.В. Вампилова «Старший сын» Тема: 1.Знакомство с биографией А.В. Вампилова. 2. Анализ пьесы А.В. Вампилова «Старший сын». Цель: Заинтересовать ... свесила, Или я недолюбил? Вспоминайте меня весело, Словом, так, каким я был. Учитель: Близкие друзья, а среди них- писатели ... постоять. К тому же он попивает, ну и вот, осенью в оркестре было сокращение...» - рассказывает Нина. Щадя ...

Оборудование урока:

  1. Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»

  2. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

  3. Репродукция картины В. Поленова «Золотая осень»

  4. Отрывок «Волшебная осень парков»

  5. Стихотворение Н. Заболоцкого «Сентябрь»

  6. Стихотворение И. Бунина «Листопад»

  7. Стихотворение А. Плещеева «Скучная картина!..»

  8. Репродукция картины М. Нестерова «Осенний пейзаж»

  9. Стихотворение Н. Некрасова «Перед дождем»

  10. Отрывок из М. Пришвина

  11. Отрывок из К. И. Паустовского

  12. П. И. Чайковский «Осенняя песня»

Ход урока.

I. Мотивационный этап.

1 Вступительное слово учителя.

Как часто мы браним осень, называем ее скучной, тоскливой порой… Может быть мы правы? Осенью короче становятся наши прогулки, тускнеет игра света и тени. Фасады домов делаются какими-то скучно гладкими, все на одно лицо. А иногда, кажется, что неба вовсе нет: одна серая пелена.

Осенний скучный день. От долгого дождя, И камни мостовой, и стены зданий серы;, В туман окутаны безжизненные скверы,, Сливаются в одно и небо и земля., В. Брюсов

Всё-таки осень совсем не скучна. Давайте совершим путешествие в осень. Из всех времен года она – самая застенчивая, и трудно бывает проследить ее шаги. Но ведь есть живопись, стихи, музыка – они помогут нам.

II. Актуализация опорных знаний.

С чего для вас начинается осень, какие преображения в природе она несет, как изменяется ее облик?, Отвечают на вопрос 2-3 человека

III. Объяснение нового материала.

1 Слово учителя.

Художники – искатели красоты. Они умеют увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаемся равнодушны. Они помогут нам понять прелесть осени, ведь каждый из них находит для осени свои краски. Да сама осень так разнообразна! Осень красок, осень ветров, осень дождей. Каждая пора прекрасна по-своему, но в природе они не разграничены четко.

Начинается осень с особенной тишины. Тишина такая, что, кажется: природа задумалась глубоко-глубоко. Все дела завершены, людям подарено тепло, выращен урожай, птицы успели вывести птенцов и начинают собираться на юг, белки заготовили на зиму в уютном дупле много припасов. И природа отдыхает.

Природа свободно справляет свой тихий праздник. Вот эту тишину осени, ясную радость отдыха лучше всего описал И.Левитан.

2 Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».

13 стр., 6070 слов

Вступительное слово учителя

... толерантности; осуждение жестокости и равнодушия; формирование лингворечевых навыков учащихся. Оборудование: Вступительное слово учителя Рэй Брэдбери – известный американский писатель-фантаст. Произведения его очень интересны, и в ... внимание на сравнения, на эпитеты, на роль глаголов, создающих правдоподобную картину вельда. Весь последний месяц Джордж "слышал львиный рык, чувствовал даже у себя ...

3. Аналитическая беседа:

Как удалось Левитану красками передать тишину? Какие цвета использованы в картине?

4. Слово учителя.

Стихотворение Ф. И. Тютчева близко картине «Золотая осень» по настроению:

5. Чтение учениками стихотворения Ф. И. Тютчева «Золотая осень» вслух.

Есть в осени первоначальной, Короткая, но дивная пора –, Весь день стоит как бы хрустальный,, И лучезарны вечера…, Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все – простор везде, -, Лишь паутины тонкий волос, Блестит на праздной борозде., Пустеет воздух, птиц не слышно боле,, Но далеко еще до первых зимних бурь, -, И льётся чистая и теплая лазурь, На отдыхающее поле…

6. Аналитическая беседа.

Чем близки картина Левитана и стихотворение Тютчева, и что отличает их по настроению и образам.

7. Слово учителя.

Ранняя осень заворожила многих художников. Поленов (1844 – 1927) тоже писал много картин о ней… и среди них «Золотая осень». От нее тоже веет тишиной, но есть в этой тишине что-то настораживающее, тревожное. Отчего это? Ведь золотые березки будто танцуют в легком хороводе, дорожка бежит стремительно и зовет вдаль. Но плавное, медленное течение реки не поддается этим легким ритмам. Река уже подчинилась осени. Она скорее привыкла к ней, чем эти светлые березы, толпящиеся вокруг. Наверное, эта неравномерность движения, которая так ясно чувствуется в чуткой тишине, и рождает тревогу.

8. Рассматривание картины В. Поленова «Золотая осень».

9. Аналитическая беседа.

Сравните картины Левитана и Поленова. Они названы одинаково, но несут разные чувства. Какая из них вам больше нравится и почему?

10. Слово учителя.

Поэт Евгений Баратынский (1800-1844) в стихотворении «Осень» тоже заметил, что тишина и медлительность дыхания осенних дней не только успокаивают, но и тревожат предчувствием опустошения.

11. Выразительное чтение стихотворения Е. Баратынского «Осень».

И вот сентябрь! замедля свой восход,, Сияньем хладным солнце блещет,, И луч его в зерцале зыбком вод, Неверным золотом трепещет., Седая мгла виется вкруг холмов;, Росой затоплены равнины;, Желтеет сень кудрявая дубов,, И красен круглый лист осины;, Умолкли птиц живые голоса,, Безмолвен лес, беззвучны небеса!

12. Слово учителя.

Но ведь не всегда осенние дни полны нежным золотом последнего тепла, не всегда они ласковы и кротки, скажете вы. Конечно, вместе с осенью приходят дожди. Но какие это озорные и даже милые поначалу ливни! Они не угнетают нас, не томят, они стремительны, их серебристые струи мешаются с золотом солнечных лучей.

13. Выразительное чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Сентябрь».

Сыплет дождик большие горошины,, Рвется ветер, и даль нечиста., Закрывается тополь взъерошенный, Серебристой изнанкой листа., Но взгляни: сквозь отверстие облака,, Как сквозь арку из каменных плит,, В это царство тумана и морока, Первый луч, пробиваясь, летит., Значит, даль не навек занавешена, Облаками, и значит, не зря,, Словно девушка, вспыхнув орешина, Засияла в конце сентября., Вот теперь, живописец, выхватывай, Кисть за кистью, и на полотне, Золотой, как огонь, и гранатовой, Нарисуй эту девушку мне., Нарисуй, словно деревце, зыбкую,, Молодую царевну в венце, С беспокойно скользящей улыбкою, На заплаканном юном лице.

14. Аналитическая беседа.

5 стр., 2073 слов

Разработка чтения по стихотворению В.Жуковского «Жаворонок»

... себя пташкой, которой вдруг открыли клетку. Стихотворение напечатали в год написания. Жаворонок Когда вы умолкнете и выберете несколько ... поиском ↑↑↑ На этой странице материал по темам: сочинение жаворонок После долгого пути я обессилел, почувствовал недомогание, уже ... живого символа моей малой Родины я выбрала жаворонка хохлатого. Песня этой небольшой птицы всегда ассоциируется с приходом ...

Сыплет дождик большие горошины

15.Выразительное чтение стихотворения И. Бунина «Листопад».

Лес, точно терем расписной,, Лиловый, золотой, багряный,, Веселой, пестрою стеной, Стоит над светлою поляной, Березы желтою резьбой, Блестят в лазури голубой,, Как вышки, елочки темнеют,, А между кленами синеют, То там то здесь в листве сквозной,, Просветы в небо, что оконца., Лес пахнет дубом и сосной,, За лето высох он от солнца <…>, Лес, точно терем расписной,, Лиловый, золотой, багряный,, Стоит над солнечной поляной,, Завороженный тишиной.

16. Выписать из отрывка сравнения и метафоры.

17. Слово учителя.

Осень ветров пригнала столько туч, что дожди, кажется, затопят землю. Мы иногда начинаем чувствовать себя беззащитными перед наступающим холодом, перед этими непрерывными дождями, перед свирепостью вздорно мечущихся ветров.

18. Выразительное чтение стихотворения А. Плещеева «Скучная картина…»

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,, Лужи у крыльца…, Чахлая рябина, Мокнет под окном;, Смотрит деревушка, Сереньким пятном.

19. Выразительное чтение стихотворения Н. Некрасова «Перед дождем»

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес

Ель надломленная стонет,, Глупо шепчет темный лес., На ручей, рябой и пестрый, За листком бежит листок,, И струёй сухой и острой, Набегает холодок., Полумрак на все ложится,, Налетев со всех сторон,, С крикам в воздухе кружится

Стая галок и ворон.

20. Какие эпитеты используют поэты для передачи осеннего настроения и осеннего пейзажа? Спишите их.

21. Выразительное чтение отрывка М. Пришвина

«Только поздней осенью бывает та хорошо, когда после ночного дождя с трудом начинает редеть ночная мгла, и радостно, обозначится солнце, и падают везде капли с деревьев, будто каждое дерево умывается».

22. Аналитическая беседа.

С какой целью М. Пришвин использует сравнение? Какое создается настроение?

23. Слово учителя.

Поздняя осень по-своему хороша. Как-то особенно чувствуешь в этих опустевших полях, среди этого обнаженного леса свободу. Ничто не мешает взгляду – нарядные завесы спали, и нам открыты огромные дали.

Может быть отчетливее всего эта свобода осени, ее последнее умиротворение переданы в «Осеннем пейзаже» Нестерова, художника, особенно любившего тишину. Природа здесь сосредоточена на самой себе. Кажется, что она глубоко задумалась, то ли вспоминая свое летнее великолепие, то ли боясь спугнуть миг совершенной ясности, незамутненности никакими заботами, или полной свободы.

24. Рассмотрение картины Нестерова «Осенний пейзаж».

25. Аналитическая беседа.

Зачем картине столь большое место отведено небу и воде? Найдите эпитеты, характеризующие их. Зачем художник на первом плане поместил однобокую, тоненькую ель?

26. Прослушивание музыкальной композиции П. И. Чайковского «Осенняя песня».

25. Аналитическая беседа.

Какие впечатления произвела на вас музыка П. И. Чайковского?

IV. Домашнее задание.

Написать сочинение по картине «Осенний пейзаж».