Анна Андреевна Ахматова — великая русская поэтесса, без чьего имени невозможно представить «серебряный век» русской литературы. Она смогла заслужить успех не только в свое время. Ее работы до сих пор востребованы и читаемы, они не могут оставить человека равнодушным. Ахматова была признана как выдающаяся поэтесса не только в России, но и за рубежом, она даже получила титул «Великой княгини русской поэзии» (это звание присвоили ей в Италии, в 1964 года, когда ей вручали международную премию «Этна-Таормина» Марченко А.М. Русские писатели. XX век. Биографии: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы/ Авт. В.В. Агеносов, П. В. Басинский, Л. В. Ершова и др. — М.: Дрофа, 2000. — 432с. ).
В конце XX века заметно возрос интерес отечественных и зарубежных лингвистов и литературоведов к исследованию особенностей языка и стиля отдельных поэтов, их художественного мира. Творчество Анны Ахматовой не является исключением. Как писала Л. К. Чуковская в «Записках об Анне Ахматовой»: «чтоб добраться до сути, надо изучать гнезда постоянно повторяющихся образов в стихах поэта — в них и таится личность автора и дух его поэзии» (8 августа 1940 года) Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой. Книга I. 1938-1941. М., 1989, с.140..
Данная работа посвящена созданию приложения ключевых (наиболее частотных) слов художественного мира поэзии А.А. Ахматовой гг., полученных на основе данных частотного анализа, полученных путем программной обработки текстов лирики поэтессы.
В начале работы был предпринят анализ различных критических работ по творчеству А. Ахматовой. К исследованию художественного мира поэтов и писателей обращались многие литературоведы. Одними из первых начали изучать его Р. О. Якобсон, Д. С. Лихачев. По определению Р. О. Якобсона, «художественный /поэтический мир» понимается как воплощенный в текстах «индивидуальный миф» конкретного автора, представляющий собой «… объединяющий инвариант, неразрывно и глубинно связанный с постоянной многообразной вариативностью» Якобсон Р. О. Поэзия грамматики и грамматика поэзии // Семиотика. — М.: Радуга, 1983. С. 462-482.. По определению Лихачева, «внутренний мир художественного произведения… зависит от реальности, «отражает» мир действительности, но то преобразование этого мира, которое допускает художественное произведение, имеет целостный и целенаправленный характер» Лихачев. Д. С. Внутренний мир художественного произведения. Источник // Вопросы литературы, № 8, 1968. — С. 74-87.. Кроме того, по мнению Д. С. Лихачева, «мир художественного произведения отражает действительность одновременно косвенно и прямо: косвенно — через видение художника, через его художественные представления, и прямо, непосредственно в тех случаях, когда художник бессознательно, не придавая этому художественного значения, переносит в создаваемый им мир явления действительности или представления и понятия своей эпохи» Лихачев. Д. С. Внутренний мир художественного произведения. Источник // Вопросы литературы, № 8, 1968. — С. 74-87..
По литературе : «Место Анны Андреевны Ахматовой в русской поэзии»
... Художественный мир поэта. После смерти Блока музе Ахматовой пришлось вдоветь, ибо в её литературной судьбе Блок сыграл колоссальную роль. С ним связан почти весь мир ранней, а во многом и поздней лирики Ахматовой. ... напряженность ее исканий в литературе. Целью работы является рассмотреть и проанализировать особенности поэтического мира и место Анны Ахматовой в русской поэзии. В ходе работы следует ...
Взгляды Р. О. Якобсона и Д.С. Лихачева во многом обусловили понимание категории художественного мира в настоящем исследовании. Однако наиболее продуктивным для него представляется определение М. Л. Гаспарова, который трактует художественный мир как систему «всех образов и мотивов, присутствующих в тексте» Гаспаров М. Л. Избранные труды: В 3т. О стихах. — М: Языки русской культуры, 1997. Т.2. 501 с.. Каждое художественное творение имеет свой неповторимый мир, «строительные материалы для построения которого берутся из действительности, окружающей художника, но создает он свой мир в соответствии со своими представлениями о том, каким этот мир был, есть или должен быть» Гаспаров М. Л. Избранные труды: В 3т. О стихах. — М: Языки русской культуры, 1997. Т.2. 501 с..
Изучение художественного мира предполагает выявление и описания предпочитаемых автором средств выразительности, а также объединение их в единую систему, где все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы. Исследование художественного мира поэта есть самый верный способ понять основную идею его творчества в целом и каждого его отдельного произведения. На подобный подход намекала и Ахматова: «Чтобы добраться до сути, надо изучать гнезда постоянно повторяющихся образов в стихах поэта — в них и таится личность автора и дух его поэзии» Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой: В 3 т. — М.: Согласие, 1997. — Т.1. — С. 223-228 .
Художественный мир писателя обладает внутренним единством, объединяя при этом сюжет, стиль с идейной стороной произведения. Все это составляет феномен ментального порядка — особое миропонимание автора, или его картину мира, которое наиболее ярко отражается в ключевых словах, то есть таких словах, которые отличаются высокой степенью повторения в тексте. Таким образом, такие слова являются также «концептуально значимыми, семантически осложненными и эстетически нагруженными Кудашова О. И. Ключевые слова в лирике М. И. Цветаевой. Автореф. дисс.канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2000. — 18 с. .».
Первые работы по литературе о творчестве Ахматовой появлялись в нашей стране в 20-х годах ХХ века. В наши дни поэзия А. А. Ахматовой уже основательно изучена отечественными лингвистами и литературоведами, такими, как Б. М. Эйхенбаум, А. И. Павловский, В. Жирмунский, Н. Недоброво, Н. Абрамян, М. Серова, И. С. Вербловская, В. Корона, В. Черных. Тем не менее, пристальный интерес к жизни и творчеству поэтессы не ослабевает (А. И. Фомичева, Т. Ю. Угроватова, И. Служевская, К. Э. Слабких и др.), что свидетельствует о том, что ахматовская тема все еще не исчерпана и нуждается в продолжении и развитии. Этим объясняется актуальность предлагаемой работы.
Данной курсовой работы «Музыка поэтического слова в балладах ...
... Жуковского, исследование развития баллады, и выявление особенностей поэтики этого жанра в творчестве В.А. Жуковского. Основные задачи работы: на основе изучения научной литературы по теме исследования опре-делить понятия «поэтическое слово», «романтизм», «баллада»; ... работы «Музыка поэтического слова в балладах В.А. Жуковского» актуальна тем, что музыкальная лирика В.А. Жуковского ... «к миру, к себе ...
Новизна исследования обусловлена тем, что для анализа художественного мира поэзии Ахматовой первоначально проводится выявление его ключевых слов при помощи специальной компьютерной программы. Такой метод прежде никогда не использовался в изучении творчества поэтессы. Кроме того, подобных ресурсов как приложение ключевых слов творчества А. Ахматовой нет.
Вслед за большинством отечественных ученых, таких как А. И. Павловский, В. Жирмунский, Л. Г. Кихней, В. Виленкин, Л. К. Чуковская, в работе принимается трехкомпонентная периодизация творчества Ахматовой:
первый период (с 1909 года по 1914), включающий такие сборники, как «Вечер» и «Четки»,
второй период (1914-1920 годы), связанный с созданием сборников «Белая стая», «Подорожник» и «Anno Domini»,
третий период (с середины 1930х годов по 1966 год), содержащий такие работы, как «Реквием», «Тростник», «Нечет», «Седьмая книга», и «Поэму без героя».
Обзор литературы. При изучении основных тем и мотивов лирики А. А. Ахматовой использовались исследования таких отечественных ученых, как: В. М. Жирмунский, В. В. Виноградов, А. И. Павловский, Н. Недоброво, Б. М. Эйхенбаум, А. В. Виленкин, Н. Абрамян, М. Серова, И. С. Вербловская, В. Корона, В. Черных. Например, в статье Н. В. Недоброво «Анна Ахматова» критик охарактеризовал движущие мотивы ахматовской лирики, основные особенности лирического героя и некоторые черты поэтического языка, служащие выражению идей поэта. Эйхенбаум исследовал семантическую нагрузку слова, употребленного в прямом значении, сюжетность, специфическую интонацию, оригинальную словесную инструментовку. Исследование В. В. Виноградова определяет особенности семантики, или «символики», языка поэта. Большим специалистом по творчеству Анны Андреевны можно назвать Л. И. Бронскую. Исследованием хронотопа А. А. Ахматовой занимается О. А. Клинг. Кроме того, отдельно основными образами лирики А. А. Ахматовой занимались В. Виленкин, Т. С. Приходько. Глубокие исследования стихосложения Ахматовой проведены Б. М. Эйхенбаумом и M. Л. Гаспаровым. Весьма существенным оказалось обращение к работам Л. Г. Кихней, В. В. Мусатова, погружающим творчество Ахматовой в контекст исторического и культурного развития. Текстологические исследования ахматовской лирики находятся в центре научных интересов В. А. Черных, также в отдельных работах Е. Белодубровского.
При создании веб-приложения использовалась литература про язык программирования Python автора М. Лутца, язык гипертекстовой разметки (HTML) авторов Эл. Фримен и Эр. Фримен, язык запросов SQL авторов Л. Бейли и С. Ю. Ржеуцкая, микрофреймворк Flask автора М. Гринберга.
Предметом изучения в работе являются ключевые слова художественного мира лирики А. А. Ахматовой.
Объектом исследования является поэзия всех трех периодов творчества поэтессы.
Материалом исследования являются произведения трех периодов, содержащий такие работы, как «Вечер» и «Четки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini», «Тростник», «Седьмая книга», «Нечет», «Реквием» и «Поэма без героя».
Идея и художественные средства ее воплощения в поэме А.Ахматовой ...
... Идея и художественные средства ее воплощения в поэме Анны Ахматовой « Реквием ». Между 1935 и 1940 годами создавался « Реквием », опубликованный лишь спустя полвека - в 1987 году и отражающий личную трагедию Анны Ахматовой - судьбу ... со своим народом все выпавшие на его долю тяготы и беды. Время входило сперва в душу поэта, а потом в его стихи. Оно наполнило поэзию Ахматовой исторической ...
Цель работы — создание веб-приложения ключевых слов, полученных при помощи специальной компьютерной программы «Textus pro», с использованием ручной обработки для учета различных форм одного и того же слова, т.к. программа не учитывает формы слов. Для создания веб-приложения использовалась интегрированная среда разработки PythonAnywhere, который в то же время является хостингом, то есть ресурсом по размещению информации в сети.
В связи с поставленной целью, в работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические материалы о слове и художественном мире;
- проанализировать работы литературоведов по творчеству А. А. Ахматовой;
- выстроить систему наиболее значимых и частотных ключевых слов, кроме того, основываясь на систему создать кластеры слов;
- на основе полученных данных реконструировать художественный мир поэзии Ахматовой каждого из трех периодов творчества;
- сравнить полученные результаты с описанием художественного мира поэзии Ахматовой того же периода в работах литературоведов: выявить сходства и различия;
- смоделировать базы данных ключевых слов с темами и контекстами;
- все полученные данные загрузить в программу PythonAnywhere для окончательного создания приложения.
Для решения поставленных задач в работе используется комплексная методика: метод частотного анализа, метод кластерного анализа, метод контекстуального анализа, метод компаративного анализа, метод наблюдения и описания языковых фактов, метод дефиниционного анализа.
Теоретико-методологическую базу данной работы составили работы по творчеству А. А. Ахматовой (А. И. Павловский, В. Жирмунский, И. Служевская, А. И. Фомичева, Т. Ю. Угроватова, Н. Я. Мандельштам, Л. Г. Кихней, Л. Чуковская, К. Чуковский, Ю. Айхенвальд, И. Тарасова, Н. Абрамян, М. Серова, И. С. Вербловская, В. Корона,), по художественному миру А. А. Ахматовой (Б. М. Эйхенбаум, А. Г. Найман, А. И. Павловский, В. Я. Виленкин, В. В. Виноградов, С. Сумский, Н. Скатов, А. Слонимский, М. Шагинян, Г. Чулков, М. Павлов, К. Мочульский, Р. Иванов-Разумник, В. Гиппиус, М. С. Руденко); по теории стихосложения и сравнительного литературоведения (М. Л. Гаспаров, В.М. Жирмунский, В. А. Черных).
Теоретическая значимость исследования определятся тем, что оно является вкладом в разработку нового подхода в изучении художественного мира автора с использованием компьютерного инструментария.
Практическая значимость работы состоит в том, что его результаты могут стать подспорьем для лингвистов и литературоведов, обращающимся к изучению творчества Ахматовой, а также послужить материалом для курсов лекций по русской литературе начала ХХ века и разработки учебных пособий по литературе указанного периода.
1. Слово в художественном мире автора
1.1 Слово как единица художественного текста
Для восприятия художественного текста необходимо соотнесение всех языковых средств. Слово является одной из основных единиц структуры языка, которая именует явления и предметы нашего мира, сохраняя при этом весь накопленный опыт людей.
Художественное слово в нравственном воспитании учащихся начальной школы
... вносит существенные сдвиги в формировании нравственного сознания, но мало эффективен в отношении формирования культуры нравственного поведения некоторых детей. Это можно объяснить несколькими причинами: отсутствием системы в использовании художественного слова в нравственном воспитании младших ...
Слово как элемент лексического уровня является единицей наименования, которая имеет цельнооформленность (фонетическую и грамматическую) и идиоматичность Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика. — М.: Просвещение, 1977 г.;. Известно из лекций Ф. де Соссюра что у слова, как и у любого языкового знака, есть две стороны — «означаемое и означающее», то есть внешняя оболочка или форма и внутреннее содержание этой формы или значение. Тесная связь между планом содержания и планом выражения реализовывается «в отношениях внешней материальной формы слова — лексемы — с его внутренней идеальной стороной — семемой» Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка. М.: Высшая школа, 1989. — 216 с. С.19.. Таким образом, слово обладает лексическим значением (семантикой), которое означает это соотношение внешней формы, или звуковой оболочки, с соответствующими объектами, предметами или явлениями существующие в мире Современный русский язык. Под ред. Белошапковой В. А. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1989. — 800 с. С.180.. В данной работе термины «семантика» и «значение» в некоторых случаях равнозначны между собой.
Лексическое значение определяется рядом факторов, среди которых обычно выделяют внутрилингвистические и внелингвистические, или экстралингвистические. По мнению Э. В. Кузнецовой наиболее важными являются последние, к ним обносятся: «1) связь лексического значения слова с явлениями реальной действительности (денотатами); 2) связь лексического значения слова с понятием как формой мышления, отражающей эти явления действительности» Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка. М.: Высшая школа, 1989. — 216 с. С.19.. Далее она пишет, что эти два фактора неотделимы друг от друга и тесно связаны между собой, но «преломление их в содержание слова различно» Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка. М.: Высшая школа, 1989. -216 с. С.19..
Важно понимать, что слово как основная лексическая единица это целая система единиц, то есть лексико-семантических вариантов, которые в свою очередь содержат в себе минимальные компоненты — семы (семантические признаки), также связанные между собой определенным соотношением.
В настоящее время уже неоспоримым фактом является то, что художественный язык обладает эстетической функцией, которая в свою очередь является основной. Можно сказать, что слово — это инструмент создания различных образов, формул, мотивов, которые открывают новые или освежают старые взгляды в системе миропонимания, которые способны увеличить работу воображения читателя. Можно также отметить, что слово, попадая в контексты художественных произведений, обращает внимание не только на реальность, но «и к творчески созданному особому миру художественного текста», «обогащая слова эстетическими приращениями дополнительного смысла» Задорнова В.Я. Лингвопоэтика. Слово в художественном тексте. // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. — М.: МАКС Пресс, 2005. — Вып. 29. — 160 с. ISBN 5-317-01330-5.
Говоря об «эстетической функции» художественных текстов, нельзя не вспомнить о работах А. А. Потебни, которые повлияли на формирования вопроса о данной функции. Основой было то, что прообразом любой творческой деятельности является язык. Ученый объяснял, что языковая деятельность мало чем отличается от деятельности, которая подразумевает создания художественных произведений — здесь же создается не просто лексическая единица, а особое «поэтическое слово» Потебня А. А. Эстетика и поэтика. — М.: Искусство, 1976. — 613 с. . Искусство, по его мнению, это образное мышление, а поэзия это способ этого мышления. Кроме того, Г. О. Винокуру принадлежит подробное обоснование термина «поэтическая функция языка», где поэтический язык является «образным языком» О языке художественной литературы: Учеб. пособие для филол. спец. вузов / Сост. Т. Г. Винокур; Предисл. В. П. Григорьева. — М.: Высш. шк., 1991.. Таким образом, слово это «орудие образного мышления» Задорнова В.Я. Лингвопоэтика. Слово в художественном тексте. // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. — М.: МАКС Пресс, 2005. — Вып. 29. — 160 с. ISBN 5-317-01330-5, с помощью слов происходит художественное воздействие.
Художественный мир Н.С. Гумилева
... на его творчество. Также исследуется мир образов Николая Гумилева и традиции русского романтизма в ... художественных особенностей стихотворений поэта. Третья глава «Тема любви в поэзии Н. С. Гумилева» посвящена теме любви в поэзии Гумилева. ... Лозинском, В. В. Маяковском, А. А. Ахматовой, А. Белом, Г. Иванове, М. ... и шум повседневности, и творчество, гремели «слова, затерянные ныне». «Я вижу иногда очень ...
1.2 Слово как основа художественного мира писателя
Как уже было отмечено в предыдущей главе, главной особенностью языка писателя является тот факт, что он обладает эстетической функцией. Слово же является образной единицей языка, и таким образом она становится основой для целого художественного мира автора.
К изучению художественного мира поэтов и писателей также обращались многие литературоведы. Одними из первых начали изучать его Р. О. Якобсон, Д. С. Лихачев. В работах Р. О. Якобсона художественный или поэтический мир понимается как воплощенный в текстах «индивидуальный миф» конкретного автора. Он представляет собой «объединяющий инвариант, неразрывно и глубинно связанный с постоянной многообразной вариативностью» Якобсон Р. О. Поэзия грамматики и грамматика поэзии // Семиотика. М.: Радуга, 1983. С. 462-482.. По определению Лихачева, содержание художественного произведения зависит от реальности, то есть он отражает мир действительности, преобразуя этот мир так, как допускает это художественное произведение. Кроме того, художественный мир имеет целостный и целенаправленный характер Лихачев. Д. С. Внутренний мир художественного произведения. Источник // Вопросы литературы, № 8, 1968. — С. 74-87.. Но важно отметить, что отражение действительности в художественном произведении одновременно происходит прямо и косвенно. Косвенно — через авторское видение, и прямо, непосредственно в тех случаях, когда писатель «бессознательно, не придавая этому художественного значения, переносит в создаваемый им мир явления действительности или представления и понятия своей эпохи» Лихачев. Д. С. Внутренний мир художественного произведения. Источник // Вопросы литературы, № 8, 1968. — С. 74-87..
Взгляды Р. О. Якобсона и Д. С. Лихачева во многом обусловили понимание категории художественного мира в настоящем исследовании. Однако наиболее продуктивным для него представляется определение М. Л. Гаспарова. Он трактует художественный мир как систему «всех образов и мотивов, присутствующих в тексте» Гаспаров М. Л. Избранные труды: В 3т. О стихах. М: Языки русской культуры, 1997. Т.2. 501 с.. Каждое художественное творение имеет свой неповторимый мир, «строительные материалы для построения которого берутся из действительности, окружающей художника, но создает он свой мир в соответствии со своими представлениями о том, каким этот мир был, есть или должен быть» Гаспаров М. Л. Избранные труды: В 3т. О стихах. М: Языки русской культуры, 1997. Т.2. 501 с..
Мотив исторической памяти в поэзии (по творчеству А. А. Ахматовой)
... с чуткой душой поэта. Я был в этих примечательных местах на празднике поэзии, посвященном творчеству Анны Ахматовой, и видел, как местные жители с ... “Белую стаю”, в которых появляются первые мотивы исторической памяти: ГОЛОС ПАМЯТИ Что ты видишь, тускло на стену смотря В час, когда на ... окружающем мире и о корнях родства с ним, без которых не может быть счастья и радости для человека. В исторической ...
Изучение художественного мира предполагает выявление и описания предпочитаемых автором средств выразительности, а также объединение их в единую систему, где все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы. Исследование художественного мира поэта есть самый верный способ понять основную идею его творчества в целом и каждого его отдельного произведения. На подобный подход также намекала подруга и библиограф Ахматовой, Лидия Чуковская: «Чтобы добраться до сути, надо изучать гнезда постоянно повторяющихся образов в стихах поэта — в них и таится личность автора и дух его поэзии». Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой: В 3 т. М.: Согласие, 1997.
Можно сказать, художественный мир писателя обладает внутренним единством, объединяя при этом сюжет, стиль с идейной стороной произведения. Все это составляет феномен ментального порядка — особое миропонимание автора, или его картину мира (его мировоззрение, личные ценности, мотивы), которое наиболее ярко отражается в ключевых словах, то есть таких словах, которые отличаются высокой степенью повторения в тексте. Таким образом, такие слова являются также «концептуально значимыми, семантически осложненными и эстетически нагруженными» Кудашова О. И. Ключевые слова в лирике М. И. Цветаевой. Автореф. дисс.канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2000. 18 с. .
Лексическое значение же актуализируется и даже формируется контекстом, иногда целым произведением. Целью данного значения выразить во всей мере художественную мысль или идею. В. В. Виноградов писал о том, что «словесно-художественное произведение представляет собой воплощенную в формах языка и освещенную поэтическим сознанием автора обобщенную картину образного мира — субъективного и объективного (в зависимости от метода творчества)»Виноградов В. В. О поэзии Анны Ахматовой: (Стилистические наброски) // Виноградов В. В. Поэтика русской литературы: Избранные труды. — М.: Наука, 1976. — С. 367-459..
Итак, цельность словестно-художественного произведение представляет собой воспроизведение действительности и создает собственную эстетически организованную целостную систему соотношений и связей лексических единиц, частей, обладающих разным объемом или структурой, различных композиционных элементов. В то же время такой принцип системности присущ не только какому-то отдельному тексту, но и языку автора в целом.
Таким образом, самые частотные слова в данной системе определяют индивидуально-авторскую картину мира, которая непосредственно связана с понятием «языковая личность автора» и «авторская модальность». Языковая личность — это носитель «собственного» языка, который характеризуется на основе анализа его текстовВоркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки — 2001 — № 1. — С. 64-72. Таким образом, исследователи с помощью этого получают знание о личности автора на основе его текстов. Другое проявление языковой личности — авторская модальность — предоставляет целостность художественной системы, кроме того, является основным системобразующим фактором всего художественного мира.
Ахматова, Анна Андреевна
... «Ленинград» от 14 августа 1946 года[9] , в котором резкой критике подвергалось творчество Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Оба они были исключены из Союза советских писателей. 1949 ... конца жизни окружала слава среди широких кругов почитателей поэзии, как в СССР, так и в эмиграции. 1. Биография Родилась в одесском районе Большой Фонтан в семье ...
2. Художественный мир поэзии А.А. Ахматовой в трактовке литературоведов
2.1 Особенности ранней лирики А.А. Ахматовой (первый период)
По мнению исследователей, ранняя лирика А. А. Ахматовой полностью посвящена теме любви и всему, что связано с этим чувством. Лирический герой — молодая женщина, которая полностью погружена в мысли, переживания этой эмоции. Мы можем видеть стихи о силе первого чувства, о любимом, о разлуки, о двойственности человеческой природы.
Однако, все, кто писал о творчестве А.А. Ахматовой, считали, что ее любовная тема имеет интонацию трагичности: «Вечная трагедия разлуки. Вечная трагедия одиночества» (Т. Ю. Угроватова) Конспекты уроков для учителей литературы. 11-й класс. Серебряный век русской поэзии/ Под ред. Л. Г. Максидоновой: В 2 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Ч. 2. — 224 с. (серия «Методологическая лаборатория»).
Поэтесса даже часто задумывается о смерти, когда пишет о боли расставания.
Возможно, обращение к человеку посредством передачи подлинности чувств идет от основных идей литературного течения акмеизма, в котором была Ахматова. Вся ранняя лирика как раз попадает на то время, когда существовало это движение. Кроме того, в рамки акмеизма входила особенность описывать весь мир через конкретные детали, предметы, четкие образы, с помощью слов, давая им также очень точное значение. В ахматовских произведениях мы сразу замечаем «четкое очертание предметов» и вещей, о котором писали в своих статьях такие акмеисты, как Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий и другие. Более того, как писал М. А. Кузмин, который написал предисловие к первому сборнику «Вечер» и который представил читателям «нового поэта», верно отмечал о стремление поэтессы подчеркивать какие-то на первый взгляд незначительные мелочи, часто просто бытовые предметы или вещи, осуществляющие в любом стихотворение «важную ассоциативно-психологическую роль» Кузьмин М. // Десятые годы: В 5 кн. / Вступ. ст. Р.Д. Тименчика. М.: Изд-во МПИ, 1989. С. 50-52.: забытую перчатку на столе, свет от свечей в комнате, Царскосельскую треуголку и т.п. В сборники «Четки» мы уже встречаем предметы внешнего мира — обстановку каждой встречи, предметы, которые обычно просто попадаются на глаза «хлыстик и перчатка», «дверь полуоткрыта», «тюльпан в петлице», «гвоздики», «веер». Кроме того, поэтесса всегда подробно описывала внешность человека: глаза, руки, губы и т.п.
Можно также отметить тот факт, что произведения А. А. Ахматовой очень близки по своему содержанию к записям из личного дневника. Об этом говорит ее фиксация момента, она описывает мгновения жизни.
Интересно, что изучая ахматовские сочинения, исследователи отмечали, что слово «душный» очень частотное. Такое складывается ощущение, что лирической героине «как будто не хватает воздуха», — писала Т.Ю. Угроватова, — «этот постоянный эпитет неотрывен от воспроизведенного мира в стихотворениях» Конспекты уроков для учителей литературы. 11-й класс. Серебряный век русской поэзии/ Под ред. Л. Г. Максидоновой: В 2 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Ч. 2. — 224с. (серия «Методологическая лаборатория»).
Образ анны карениной (в одноименном произведении толстого)
... жизни. Противоречивый образ анны карениной | инфошкола 3 Октябрь 2016 админ Главная страница » Сочинения Просмотров: 1449 ... крупнейшего художественного значения она набирает в творчестве Александра Пушкина. В его повести « ... Анны с Вронским происходит на станции, когда «страшная буря рвалась и свистела между колесами вагонов ». Этот прозаический отрывок воспринимается как поэзия, которая создает образы ...
Мотив замкнутости, даже некой «тюремной замкнутости» присутствует в произведениях поэтессы: «Навсегда забиты окошки. / Что там — изморось иль гроза?» («Все мы бражники здесь, блудницы…», 1913, «Четки»).
Или: «Ты пришел меня утешить, милый, /Самый нежный, самый кроткий… / От подушки приподняться нету силы, / А на окнах частые решетки…«Ты пришел меня утешить милый» (май 1913, «Четки»).
Исследователь творчества Ахматовой В.В. Виноградов отмечал, что её важной особенностью стиля является «явление спрятанного собеседника» Виноградов В. В. О поэзии Анны Ахматовой: (Стилистические наброски) // Виноградов В. В. Поэтика русской литературы: Избранные труды. — М.: Наука, 1976. — С. 367—459. или его еще называют прием «ускользающего» героя. Такой прием скрытия лица собеседника усложняет композицию текстов стихотворений. Кроме того, существуют в ее поэзии обращения, называющие значимых адресатов-героев. Такие обращения (это может быть имя адресата, местоименная форма, вопросы, глагольные формы) выглядят как некие «эмоциональные выкрики», на которые занимают внимание лирической героини на мгновения. Также важно отметить, что лирическая героиня всегда после обращения к адресату, переключается на свое собственное «я», внутренние ощущения. Итак, в произведениях поэтессы мы можем увидеть три основных коммуникативных потока: свое собственное «я», то есть монолог лирической героини, обращения к неназванному адресату или собеседнику («ты») и прямые обращения.
Проанализированный материал свидетельствует о том, что стихотворения ранней лирики А. А. Ахматовой имеют сложную композиционную структуру. Также тексты обладают несколькими коммуникативными планами, переходы речевых потоков происходит через обращения. Все это приводит к особой тональности ахматовского стиля — семантической неопределенности или неоднозначности.
Написанные в рамках акмеизма, стихотворения стремятся не к раскрытию чувств лирической героини, но, напротив, к тому, чтобы скрыть их. Переживания лирического «я» можно угадывать через рассыпанные в тексте значимые предметные детали, в результате чего в стихах Ахматовой возникает подтекст, заставляющий читать между строк, видеть больше, чем сказано.
Ранняя лирика Ахматовой, по общему мнению ее исследователей ее творчества является, по преимуществу, лирикой трагической любви. Таким образом, исследователи традиционно выделяют такие мотивы как:
- любовь;
- одиночество;
- смерть;
- тоска;
- внешность человека: руки, глаза, губы.
ограничения (слово «душно»);
- личный дневник;
- беседа;
- скрытие собеседника, «ты».
2.2 Особенности творчества А. А. Ахматовой 1914-20е гг. (второй период)
Второй период творчество заметно отличается от ранней лирики Ахматовой. Любовь как основная тема первого периода уходит на второй план. На первый план выдвигается тема народности, национализма, Родины. «…любовное чувство приобретает более широкий и более духовный характер. Стихи, посвященные любви, идут по самым вершинам человеческого духа…. более богатой и многоцветной. Библейская торжественная приподнятость ахматовских любовных стихов этого периода объясняется подлинною высотою, торжественностью и патетичностью заключенного в них чувства» Павловский А. И. Анна Ахматова: жизнь и творчество. — М.: Просвещение, 1991, -192 с. С. 190..
Как писал А. И. Павловский в лирике Ахматовой 20-х гг. происходит «…процесс национального осознания… вначале ее чувство народа, принадлежности к нему и оторванности от него было более рефлектирующим, чем волевым, было дворянски отчужденным…», «…ощущение оторванности от простоты и естественности, которые угадываются Ахматовой именно в народной жизни».
Как писала Н. Тарасова в своей статье об Анне Ахматовой: «Любовь к России, к своему народу входит в поэзию Ахматовой одновременно с осознанием данного ей свыше пророческого дара… ощущается тот особый вид гражданского поэзии, который на все последующие десятилетия сделает ее гражданином вечной России». Эту особенность также отмечают такие исследователи творчества поэтессы как Г. Чулков, С. Сумский, К. Мочульский, М. Шагинян. Кроме того Н. Н. Скатов писал в книге об А. А. Ахматовой: «Народная стихия очень сильна… Элементы просторечия, плача, заклинания или притчи… они выражают глубоко национальное народное мироощущение. В чем его суть? И опять приходится сказать о любви. …стихи несут особую стихию любви-жалости… Есть в народном русском языке, русской народной песне синоним слова «любить» — «жалеть», «люблю» — «жалею»…» Скатов Н. Книга женской души (О поэзии Анны Ахматовой): вст. ст. к собр. соч. А. Ахматовой в 2-х томах, т.1. — М.: Правда, 1990. С. 3-6..
Другой особенность является то, что любовь к Родине, народу пронизана глубокой религиозностью. Если в книге «Четки» были лишь название связано с религиозной тематикой, то в следующих книгах все «до последней страницы пропитано монастырской эстетикой». «Бог теперь у нее на устах постоянно. В России давно уже не было поэта, который поминал бы имя Господне так часто» Чуковский К. Анна Ахматова // К. Чуковский Собр. соч. М., 1967. Т. 5. С. 725-755 (с портр.).. Религиозные мотивы в стихотворениях А. А. Ахматовой имеют определенную культурно-историческую и идеологическую основу соответствующих реалий: библейско-евангельские цитаты и реминисценции, имена, упоминаемые даты, святыни создают особую атмосферу в ее творчестве. А. И. Павловский, А. Слонимский, М. Павлов, К. Чуковский, Ю. Айхенвальд, К. Мочульский, В. Виноградов, В. Гиппиус, Н. Н. Скатов подчеркивают религиозную, евангелическую основу данного периода творчества. Очень часто поэтесса использует эпитет «божий».
Как пишет М. С. Руденко, в большинстве стихотворений очень близких к молитве, к пророчеству можно встретить произведения совершенно иного плана. Сам исследователь называет их «простой бытовой религиозностью», а иногда и «невольным кощунством»: для ахматовской героини крест является не только знаком «сораспятия» Христа, но и «золотым нательным крестиком» являющимся «залогом любви» («Черная вилась дорога…» («Белая стая»)), памятным сувениром о бывшем возлюбленном («Когда в мрачнейшей из столиц…» («Белая стая»), 1916) и даже как бы некий амулет, приносящий удачу в страстной любви («Побег» («Белая стая»), 1914)». Руденко М. С. Религиозные мотивы в поэзии Анны Ахматовой //Вестник московского университета. — Сер. 9. Филология. — 1995. — № 4. С. 66-77 Также Руденко считает, что такие произведения имеют характер мифологизма, кощунства, тонкого соблазна, который был в какой-то степени характерен лирики «серебряного века». В таких произведениях можно увидеть большое количество примет, каких-то предчувствий, снов и гаданий, молитвенные обращения к Музе, как известно, все же демоническому существу. Руденко М. С. Религиозные мотивы в поэзии Анны Ахматовой //Вестник московского университета. — Сер. 9. Филология. — 1995. — № 4. С. 66-77
Кроме того, многие исследователи описывают лирику А. А. Ахматовой как личный дневник лирической героини. Она записывает все свои воспоминания, переживания. Об этом говорит и В. В. Виноградов, и В. Шкловский, и А. Черный.
Интересно, что некоторые ученые упоминают о том, что в ее лирики стал повторяться образ сада. Более того, лирика становится «пейзажной».
В. Виленкин одним из важных образов всего творчества А. А. Ахматовой выделяет образ «ветра» Виленкин В. Образ «ветра» в поэтике Анны Ахматовой. // Вопросы литературы. — 1995. — Вып. III. С. 138-152.. Он пронизывает все темы ее творчества: тему любви, родины, народа, смерти.
Некоторые исследователи подчеркивают важность образа «птицы» в творчестве А. А. Ахматовой. Лирическая героиня взлетает в небо и осознает свою духовную свободу, торжествующую над суетой и связанностью смутной и противоречивой жизни. Жирмунский В. Белая стая // Наш век. 1918. №21ю 28 января. С.4; То же// В. Жирмунский. Вопросы теории литературы. Л.: Academia, 1928. С. 322-326
Выделяют также тему смерти, трагизма. Исследователи пишут о некой общей картине тоски, которую «дополняет желтизна свечей: «тоска как особое состояние, в котором совершается принятие мира, и та грусть-тоска, которой часто проникнута народная песня». Скатов Н. Книга женской души (О поэзии Анны Ахматовой): вст. ст. к собр. соч.А. Ахматовой в 2-х томах, т.1. — М.: Правда, 1990 Кроме того, Н.С. Гумилев (поэт, сам чрезвычайно чуткий к звуку и цвету) отмечал, что в раннем творчестве Ахматовой «цветовых определений очень много … чаще всего для желтого и серого, до сих пор самых редких в поэзии Анна Ахматова: Pro et contra. — СПб.: РХГИ, 2001. С. 89-91.».
Такие ученые как Б. М. Эйхенбаум, А. И. Павловский, Н. Н. Скатов, В. Жирмунский, отмечают обилие стихов, посвященных Музе, искусству Павловский А.И. Анна Ахматова: жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1991, — 192 с. Жирмунский В. Творчество Анны Ахматовой. Л.: Наука, 1973. — 184 с. (Серия: Из истории мировой культуры).
Скатов Н. Книга женской души (О поэзии Анны Ахматовой): вст. ст. к собр. соч.А. Ахматовой в 2-х томах, т.1. — М.: Правда, 1990 Эйхенбаум Б. Анна Ахматова. Опыт анализа. // Б. Эйхенбаум. О поэзии. Л., 1969. С. 75-147..
Таким образом, основными темами и мотивами творчества А. А. Ахматовой второго периода являются:
религиозность
Бог
народ;
- Родина (Россия);
- пейзаж, природа;
- любовь;
- тоска;
- образ сада;
- образ птицы;
- образ ветра;
- прошлое («личный дневник»);
- смерть, трагизм;
творчество:
муза
2.3 Особенности творчества А. А. Ахматовой 1930-х-1966 гг. (третий период)
В третьем периоде творчества А. А. Ахматовой происходит эволюция художественных образов, расширяется диапазон поэзии. Интимно-личная тема для поэтессы (любовь, творчество и т.п.) уступает темам войны, народа, любви к отчизне, появляется ощущение присутствия живого духа времени, истории в сегодняшней жизни людей. «Я знала: это все мое…» — тут исходная позиция, с которой начинается новая ступень творчества А. А. Ахматовой. «Расширившийся диапазон лирики, новое виденье мира, пора высокого гражданского возмужания — все это не могло не внести в ее творчество новых замыслов и поисков иных стихотворных форм» Павловский А. И. Анна Ахматова: жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1991, — 192 с., — как пишет Павловский в своей книге про Анну Ахматову. Поэтесса ощущает большую творческую силу, уверенность в своих словах: «Многое еще, наверно, хочет быть воспетым голосом моим Сборник «Седьмая книга» «Тайны ремесла» («Многое еще, наверно, хочет…) // Ахматова А. А. Собрание сочинений в 2-х томах / Под ред. Н. Н. Скатова. Составление и подготовка текста М. М. Кралина. Вступ. статья Н. Н. Скатова. — Т. 1. — М.: «Правда», 1990. — 448 с.», — писала она в 1942 году.
Данный период творчества поэтессы совпадает с периодом страшных событий в России — Великая Отечественная Война. Разумеется, тема войны является ключевой в поэзии Ахматовой. По мнению исследователей, «война с Германией для Ахматовой священна, поскольку от ее исхода зависит существование родины Служевская И. Китежанка Поэзия Ахматовой: тридцатые годы. — М.: Новое литературное обозрение, 2008. — 136с. «.
Наряду с военной темой в поэзии третьего периода стоят библейские мотивы и образы. Исследователи, писавшие о «Реквиеме», указывали на то, что современность в поэме описывается с помощью библейских сюжетов и аналогий, они также отмечают обилие стихов, посвященных вере, надежде на спасение и молитве. Кстати, «реквием» — это католическое богослужение за покойного человека, то есть траурная месса по усопшему; а в более широком смысле — это молитва об умерших, прошение верующий перед Богом за усопших. Кроме того, такие ученые, как А. Слонимский, М. Павлов, Ю. Айхенвальд, К. Мочульский, В. Виноградов, И. Служевская, считают, что не только «Реквием», но и творчество данного периода в целом пронизано религиозной тематикой: это и образы Священного писания, и картины Апокалипсиса Бурдина С.В. Библейские образы и мотивы в поэме А. Ахматовой «Реквием».Филологические науки. -2001. — № 6. С. 3-12..
Более того, в разных работах данного периода (особенно в таких произведениях, как «Реквием», «Поэме без героя») присутствует идея «апокалиптического времени». Доказательством такого явления служит «совокупность мгновений, воплощенных в смыслообразующих мотивах страха, тишины, безумия, отчаяния, окаменения, сна, ожидания смерти и приближения «последних сроков» Слабких К. С. Художественный мир лиро-эпоса А.А. Ахматовой в современной интерпретации и критике последнего десятилетия.: специальность 10.01.01 Русская литература (филологические науки) : автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра филол. наук, Москва, 2010..
Кроме того, эти религиозные образы символизируют смерть, как духовную, так и физиологическую. Эпоха 30-х годов была наполнена ощущением некой обреченности, нереальности происходящего и даже катастрофы — собственная смерть и гибель всего поколения, целой эпохи. Действительность виделась как ужасающий кровавый террор, целью которого был перевернуть весь тогдашний мир.
Через символику Апокалипсиса, или Священного писания передаются те настроения, которые присутствовали в то время: людям казалось, что они обречены, никто никогда их не спасет: «слияние с народом происходит на таком уровне исторической обреченности, что «возникающее полотно на наших глазах превращается в икону Служевская И. Китежанка Поэзия Ахматовой: тридцатые годы. — М.: Новое литературное обозрение, 2008. — 136 с.».
Таким образом, как отмечал М. Эйхенбаум, важной стороной художественного мира Ахматовой третьего периода, что также является тема народности, Родины, национальной и общезначимой жизни народа, из которой следует вся история людей: «История в череде веков, история как судьба одного поколения — две сцены ахматовской лирики середины сорокового года…» Служевская И. Китежанка Поэзия Ахматовой: тридцатые годы. — М.: Новое литературное обозрение, 2008. — 136 с..
Голосом лирической героини кричит вся Россия. Также критик отмечал то, что с этими темами неразрывно связаны темы мужества, силы, судьба поколенийЭйхенбаум Б. М. Анна Ахматова. Опыт анализа // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л.: Советский писатель, 1969. С. 140.. Как писала Н. Тарасова в своей статье об Анне Ахматовой: «Любовь к России, к своему народу входит в поэзию Ахматовой одновременно с осознанием данного ей свыше пророческого дара… ощущается тот особый вид гражданского поэзии, который на все последующие десятилетия сделает ее гражданином вечной России» Тарасова Н. Живая совесть (К 75-летию Анны Ахматовой) // Грани. Мюнхен; Лимбург; Франкфурт/М., 1964. №56. С. 5-10.. Эту особенность также отмечают такие исследователи творчества поэтессы, как Г. Чулков, С. Сумский, К. Мочульский, М. Шагинян. Кроме того, Н. Н. Скатов писал в книге об А. А. Ахматовой: «Народная стихия очень сильна… «Элементы просторечия, заклинания или притчи… все они показывают очень глубокое национальное народное мироощущение» Скатов Н. Книга женской души (О поэзии Анны Ахматовой): вст. ст. к собр. соч. А. Ахматовой в 2-х томах, т.1. — М.: Правда, 1990.
Кроме того, выделяют фольклорный образ плача, что тоже сближает ахматовскую поэзию с народной темой: «Непогребенных всех — я хоронила их, / Я всех оплакала…».
В дачном поселке, Комарове, которая располагался под Ленинградом, у Ахматовой был маленький домик (стандартная дача ЛитФонд), где она проводила свои летние месяцы. Проводя там время, она переходила к другой реальности — начинала обращать внимание на природу, о которой всегда любила писать. И. Вербловская объясняет, то для Ахматовой «Родина и красота ее природы, особенно северная природа, была неотъемлемой частью жизни. Это белые ночи, которые «ходят по улицам и заглядывают в окна», «нежное ленинградское небо», «шумные предосенние бури с крупным дождем и облаками Слабких К. С. Художественный мир лиро-эпоса А.А. Ахматовой в современной интерпретации и критике последнего десятилетия.: специальность 10.01.01 Русская литература (филологические науки) : автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра филол. наук, Москва, 2010.».
Между тем, читая стихи поздней Ахматовой, невозможно не заметить мрачность и трагичность ее произведений. Ее последние стихи, как будто снова возвращаются в стиль акмеизма, где очень важным элементов являлось описание предметов и вещей быта. Взгляд Ахматовой снова останавливается на тех «мелочах и приметах жизни, где сквозит ее прелесть и очарование Павловский А. И. Анна Ахматова: жизнь и творчество. — М.: Просвещение, 1991, — 192 с.». Наблюдая за этим, она понимает, что вся ее жизнь еще продолжается и будет продолжаться, несмотря ни на что, даже «не соскользнет в пропасть, уже вырытую человеческим неразумием Павловский А. И. Анна Ахматова: жизнь и творчество. — М.: Просвещение, 1991, — 192 с.».
Также одной из важной идеей творчества А. А. Ахматовой является то, что она использует в своих произведениях так называемый принципы «преемственности» времени и «перетекания» временных планов друг в друга. Это означает, что для лирической героини важна каждая минута жизни. Такой прием очень сближается с идеей «личного дневника». Анна Ахматова в своей автобиографии писала о том, что никогда не переставала писать, потому что в них она чувствует связь с тем временем, с то новой жизнью ее народа. Через них она ощущала ритмы, которыми жила ее лирическая героиня: «Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных Ахматова А. А. Сочинения в 2-х т. Т. 1. Стихотворения и поэмы. / Вступ. статья М. Дудина; Сост. подгот. текста и коммент. В. Черных. — М.: Панорама, 1990. — 526 с.»
Важным образом творчества третьего периода является мать. Об этом говорят И. Служевская, А. И. Павловский, В. В. Виноградов, В. Шкловский и А. А. Черный. Также прослеживается биографический контекст ахматовской темы матери (то есть судьба сына, взаимоотношения с сыном), который восстанавливается по воспоминаниям современников поэтессы (Л. К. Чуковской, Э. Герштейн, В. И. Дувакина Анна Ахматова в записях В. Д. Дувакина. / Вступит. статья, сост и коммет. О. С. Фигурнова. Подгот. текста В. Ф. Тейдер, В. Б. Кузнецова, М. В. Радзишевская. — М.: «Наталис»,1999. ).
Кроме того, многие отмечают образ Богоматери в произведениях А. А. Ахматовой, что снова говорит о религиозных мотивах ее поэзии.
Вообще А. А. Ахматова всегда писала свои воспоминания. Многие исследователи описывают всю лирику А. А. Ахматовой как «личный дневник» лирической героини: «книга вся — о прошедшем, вся — о воспоминании» Жирмунский В. Белая стая // Наш век. 1918. №21ю 28 января. С.4; То же// В. Жирмунский. Вопросы теории литературы. Л.: Academia, 1928. С. 322-326: Лирическая героиня как будто совсем не знает настоящего, возможно, она категорически не хочет принимать это время. Все было настолько противоречиво и несогласованно, что прошлое казалось идеальным временем, где она уходит в молодость. И. Служевская отмечала в своей книге «Китежанка» так: «в 1928 году ахматовская поэзия вступает в пределы воспоминания: ночь, Петербург и ужас». Более того, все эти темы поэтесса продолжает в последующий годахСлужевская И. Китежанка Поэзия Ахматовой: тридцатые годы. — М.: Новое литературное обозрение, 2008. — 136 с. . Ночь для Ахматовой всегда связана с приближением прошлого и Петербургом, который в свою очередь ассоциируется с кошмаром. Таким образом, можно сказать, что по общему признанию, в основе жанрово-стилевой манеры лирики Ахматовой лежит фиксация воспоминаний Павловский А.И. Анна Ахматова: жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1991, — 192 с. , что сближает лирическую миниатюру с дневниковой записью. Об этом говорят В. В. Виноградов, В. Шкловский А., А. Черный, А. И. Павловский, И. Служевская и др.
Интересен тот факт, что в творчестве появляется образ зеркала. Принцип отражения в «чужих зеркалах» Это определение принадлежит Т. В. Цивьян, назвавшей одну из своих статей «Кассандра, Дидона, Федра. Античные героини — зеркала Ахматовой». // Литературное обозрение . 1989. № 5. С. 29-33. у Ахматовой чрезвычайно плодотворен вообще и в 1940 году в частности. Как точно описывает его Слабких в своей работе: «Образ и мотив зеркала — основной структурообразующий и жанровый компонент «ахматовского текста», важнейший композиционный прием, способный моделировать художественную действительность и способствующий созданию эффекта пространственной симметрии». Этот образ отмечали многие исследователи, например, А. И. Павловский, И. Служевская, Т. В. Цивьян, М. Серова Марина Серова «Театр Слова Анны Ахматовой» / «Ты выдумал меня…» Анна Ахматова // Электронное собрание сочинений Анны Ахматовой и критических книг [Офиц. сайт]. URL: (дата обращения 19.02.2015).
и др.
Отдельная статья В. Виленкина посвящена символу «тени», на которое не заостряли внимание другие исследователи. Он считает этот образ один из ключевых в ее творчестве, который ведет к полноте и глубине понимания художественного мира поэта. Виленкин В. Образ «тени» в поэтике Анны Ахматовой. // Вопросы литературы. 1994. Вып. 1. С. 57-67.
Кроме того, одним из важных образов творчества А. А. Ахматовой, по мнению В. Виленкина является образ «ветра». Как некий образ-спутник он пронизывает все книги поэтессы, проходит через все темы ее творчества. Виленкин В. Образ «ветра» в поэтике Анны Ахматовой. // Вопросы литературы. — 1995. — Вып. III. С. 138-152.
Интересно, что В. М. Жирмунский считает, в третьем периоде творчества тоже преобладает любовная тема, хоть она и не кажется основной, все ее мотивы и образы пронизаны этим: «любовь в стихотворениях Ахматовой — это чувство живое и подлинное, глубокое и человечное, хотя в силу реальных жизненных причин обычно тронутое печатью облагораживающего страдания Жирмунский В. Творчество Анны Ахматовой. Л.: Наука, 1973. — 184 с. (Серия: Из истории мировой культуры).».
Таким образом, можно сделать вывод, что основными темами и мотивами творчества А. А. Ахматовой третьего периода являются (рис.1):
война:
- смерть (Апокалипсис);
- ужас;
народ:
- любовь к народу;
- плач, песнь (фольклор);
Родина:
- любовь к отчизне;
- природа, пейзаж;
религия:
- библейские сюжеты;
- молитва;
- Богоматерь;
- вера;
мать:
- Богоматерь;
- плач;
- время — история;
- тень;
- ветер;
- зеркало;
- любовь.
3. Моделирование художественного мира на основе ключевых слов
С помощью программы «Textus Pro» были получены частотные слова каждого периода (в данной работе около каждого ключевого слова в скобках написано количество словоупотреблений, выделенное программой).
Помимо машинной обработки текста была применена его ручная обработка, которая потребовалась, помимо случаев со стоп-словами, для выявления всех форм ключевых слов, поскольку «дефектом» программы оказалось то, что она не учитывает формы одного и того же слова. Кроме этого, ручная обработка слов была необходима для того, чтобы все разнообразие полученного лексического материала распределить по тематическим группам и представить в виде таблиц — тематических кластеров слов.
Также важно отметить, что при анализе ключевых слов во всех трех периодах в основном не учитывались стоп-слова. К их помощи пришлось прибегнуть, когда потребовалось исследовать коммуникативный план содержания стихотворений.
3.1 Анализ ключевых слов первого периода (1909-1914гг.)
В сборниках «Вечер» и «Четки» была выявлена частотность встречающихся слов (табл. 1): 3018 слов (1 слово 0,002%), не учитывая стоп-слова (это частицы, некоторые местоимения, междометия).
Если же учитывать стоп-слова, то получается 3227 слов, где 1 слово равно 0,001%. Учитывая лишь одну форму по данным таблицы видно, какие наиболее часто употребительные слова в сборниках А.А. Ахматовой. К ним относятся такие слова, как «село», «Царское», «сердце», «знаю», «голос», «глаза», «здесь», «руки», «мной», «пусть», «страшно», «запах», «надо», «сказал», «тобой», «всегда», «глаз», «друг», «твои», «чтоб», «знаешь», «Киев», «любви», «любовь», «мою», «ночь», «пути», «сегодня», «ветер», «вижу», «дом», «завтра», «мальчик», «милый», «осень», «память», «пришла», «снова», «солнце», «три», «хочешь», «будто», «видишь», «ворот», «легкий», «нам», «напрасно», «небе», «рук», «словно», «тело», «тоска», «февраль», «ведь», «вода», «голоса», «давно», «день», «ей», «есть», «жаль», «жизнь», «знать», «крик», «лучше», «навсегда», «небо», «недавно», ноября», «окна», «окно», «опять», «первой», «поет», «поле», «раз», «свет», «свете, «сквозь», «смерть», «сне», «совсем», «стала», «стать», «странно», «счастья», «твоих», «час», «черных».
Помимо наиболее употребительных лексем, проводится анализ менее частотных слов, которые являются синонимами или однокоренными словами самых употребительных. Поэтому полученные слова объединялись в тематические кластеры, учитывая их синонимичность в языке или контексте творчества А. А. Ахматовой (например, «любовь» и «поцелуй»).
Частотность слов отражает то, что волнует лирическою героиню Ахматовой, и, следовательно, саму Ахматову (к которой лирическая героиня ранних сборников предельно близка) на раннем этапе творчества. Это, прежде всего, любовь и отношения с возлюбленным. Кластер, объединивший все формы слова любовь и однокоренные слова, принадлежащие к разным частям речи, составил 50 слов. Если же отнести к этому кластеру слова, ему семантически близкие: «милый», «друг», «сердце», «мальчик/мальчишка» (в стихотворениях поэтесса так называет возлюбленного) «страсть», «жених», «жена», «ревность», «подруга», то становится очевидным, что этот кластер оказывается самым большим — 125 лексем (табл. 1.1).
Следующей по количественному показателю оказалась группа слов, относящихся к семантическому полю, связанному с негативными эмоциями (учитывая родственные слова — «печаль» 12 лексем, «тоска» 17 лексем).
Этот показатель указывает на то, как трактуется в ранней лирике Ахматовой любовное чувство. Если добавить ко всем перечисленным в таблице слово «жаль», которое повторяется в стихотворениях сборников 5 раз, и «напрасно» (6), то становится ясно, что любовное чувство в лирике ранней Ахматовой несет в себе еще и оттенок разочарования (табл. 1.2).
Ключевым словом является «поет». Кластер «Песня» составил 20 лексем, но интересно тот факт, что данные слова используются не только в положительном контексте, но и в негативном: «Вылетит птица — моя тоска, / Сядет не ветку и станет петь» («Четки», 1914).