Идейно-художественное своеобразие творчества А.Т. Твардовского («Страна Муравия», «За далью — даль»)

Творчество Александра Трифоновича Твардовского — автора знаменитых поэм «Страна Муравия», «Василий Теркин», «Дом у дороги», «За далью — даль» неоднозначно оценивается современными критиками, литературоведами, читателями. Однако с уверенностью можно сказать, что это был выдающийся поэт советского периода русской литературы, произведения которого отразили важные этапы истории русского народа и представляют значительную художественную ценность.

Каковы же особенности творческого мировоззрения Твардовского? В каком направлении оно развивалось? В чем заключается идейно-художественное своеобразие произведений этого поэта?

Поэма «Страна Муравия» была напечатана в 1936 году и принесла ему широкую литературную известность. В это время в стране решалась серьезная социально-политическая проблема деревенского уклада, крестьянской судьбы. Опираясь на некрасовские традиции в изображении крестьянского мировоззрения («Кому на Руси жить хорошо»), Твардовский создает развернутое поэтическое произведение о победе колхозного строя.

Сюжет поэмы достаточно прост. Главный герой — крестьянин Никита Моргунок, который не решается вступить в колхоз, поскольку боится потерять свою самостоятельность. Его привлекает единоличная жизнь, наполненная особым смыслом и даже поэтичностью. Услышав старинную легенду о стране крестьянского счастья Муравии, Моргунок отправляется на поиски этой сказочной земли. Его воображение любовно рисует идеальные картины богатства и изобилия, простоты и независимости, царящих в этой маленькой чудесной стране:

Земля в длину и в ширину

Кругом своя.

Посеешь бубочку одну,

И та-твоя…

  • .. И все твое перед тобой,

Ходи себе, поплевывай.

Колодец твой, и ельник твой,

И шишки все еловые.

Далее мы наблюдаем, как реальная действительность постепенно разрушает иллюзии героя относительно возможности и правильности единоличного ведения крестьянского хозяйства и убеждает в том, что настоящее счастье возможно только в колхозе, в коллективном труде на общей земле.

Сначала Моргунок оказывается на веселой кулацкой свадьбе (глава II) и понимает, что его не устраивает такой уклад («Туг и свадьба и поминки»).

Далее герой встречает на своем пути хитрого священника (глава V), наживает себе врага в лице кулака Ильи Бугрова (глава VIII).

14 стр., 6666 слов

Крестьянская русь в поэме н.в. гоголя «мертвые души»

... в «Мертвых душах». В поэме Гоголь Этот образ в основном представлен в лирических отступлениях и размышлениях самого писателя. «Мертвые души» начинаются с изображения городской жизни, набросков картин города и описания чиновнического общества. Пять глав поэмы ...

Однако наиболее сильное впечатление на Моргун-ка, окончательно изменившее его мировоззрение, производит деревня единоличников Острова (глава XIV), в которой живут крестьяне, не желающие идти в колхоз и из-за этого оказавшиеся в нищете:

Кругом шумят моря хлебов,

Поля большой страны.

Худые крыши Островов

За ними чуть видны.

Новая позиция героя, осознавшего преимущества колхозной жизни, окончательно закрепляется после посещения им колхоза, в котором он видит слаженную работу крестьян (глава XV).

Подобно некрасовскому герою, ищущему счастливых крестьян, герой Твардовского находит их на колхозных полях. Моргунок приходит к выводу о том, что и он «не лодырь, не злодей», «не хуже всех людей» и потому достоин лучшей жизни. Это подтверждает и беседа с председателем колхоза Фроловым, который рассказывает Моргунку о борьбе за колхозы в деревне, о постепенном и трудном переходе к новому способу хозяйствования:

Ты говоришь, на сколько лет

Такая жизнь пойдет?

Так вот даю тебе ответ

Открытый и сердечный:

Сначала только на пять лет.

  • А там? — А там на десять лет.
  • А там? — А там на двадцать лет.
  • А там? — А там — навечно…

Значительной творческой заслугой поэта является достоверность художественного раскрытия поставленной проблемы: показ всей полноты и противоречивости сомнений, мучительных колебаний Моргунка, правдивое и не приукрашенное изображение ожесточенной борьбы за колхозы В этом отношении поэма А. Твардовского перекликается с романом М. Шолохова «Поднятая целина».

Поэма «За далью — даль», удостоенная Ленинской премии в 1961 году, считается одним из самых сложных и необычных произведений поэма А. Твардовского. В ней нет сквозного героя, целостного сюжета: отдельные главы объединены только временем (современность) и местом (дорога) действия, а содержание представляет собой картину авторских переживаний, впечатлений, размышлений. Поэт совершает двойное путешествие по маршруту Москва — Тихий океан (во времени) через несколько десятилетий (в пространстве).

Сам Твардовский условно определял жанр «За далью -даль» как дорожный дневник.

Именно в этом произведении максимально четко отразились наиболее характерные особенности творческой концепции Твардовского — предельная близость читателю, восприимчивость ко всему новому, отзывчивость на важнейшие проблемы современности.

Отсюда главная идейная задача поэта — раскрыть существенные черты современной жизни, показать их в широкой исторической перспективе, определить место поэта в общей жизни народа.

А сколько дел, событий, судеб,

Людских печалей и побед

Вместилось в эти десять суток,

Что обратились в десять лет !

Используя приемы гиперболизации и контраста, автор-повествователь отмечает все новые изменения в социальной и культурной жизни и внешнем облике страны. Так, «сиротский звон» наковальни в «нищем соломенном краю» сменяется величественной картиной современного Урала, снабжающего всю страну железом и техникой («Две кузницы»):

3 стр., 1150 слов

Анализ поэмы За далью даль Твардовского

... к чему-то новому и неизведанному. 2 вариант Поэма Твардовского «За далью – даль» входит в число лучших работ поэта. Автор написал ее в интересном стиле, как будто данную ... используется форма четырехстопного ямба, применяемая в простом и легком виде. Среди средств художественной выразительности, подчеркивающих яркость и сочность языкового звучания произведения, применяются многочисленные эпитеты, ...

Урал! Опорный край державы.

Ее добытчик и кузнец.

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешней творец.

В прошлом «край глухой» Сибирь становится «заводом и житницей державы», ее «рудником и арсеналом» («Огни Сибири»), Путешествуя вместе с автором, мы наблюдаем строительство мощной гидроэлектростанции («Покорение Ангары»).

Близость автора читателю проявляется в особой форме поэтического повествования, которую можно определить как задушевный разговор друзей. Однако читатель для Твардовского это не только близкий по духу человек, «лучший друг надежный», но и «наставник строгий», и «высший судья». Чувство повышенной ответственности за свое творчество, глубокая восприимчивость к критике — отличительные черты художественного мышления поэта.

Особую роль в поэме играет глава « Гак это было», в которой поэт совершает краткий экскурс в недавнее прошлое, правдиво и достаточно смело для своего времени описывая период культа личности Сталина:

… Когда кремлевскими стенами

Живой от жизни огражден,

Как грозный дух он был над нами, —

Иных не знали мы имен.

С горечью и болью пишет Твардовский о злоупотреблениях властью, репрессиях, истреблении целых народов. При этом критике поэта подвергается только личность Сталина. Образ же Ленина остается неприкосновенным, поскольку, по мнению автора, «великий Ленин не был богом и не учил творить богов».

Ведущий лейтмотив всей поэмы «За далью — даль» — горячее признание поэта в любви и верности своей Родине, гордость за ее достижения и преобразования, причастность ее «гордой силе»:

Мне дорог мир большой и трудный,

Я в нем — моей Отчизны сын.

Я полок с ней мечтою чудной —

Дойти до избранных вершин.

Учитывая значительные изменения российского общественного сознания в постсоветское время, переосмысление многих социальных и духовных идеалов, долгий и печальный опыт колхозного хозяйствования в нашей стране, оценка обоих поэм Твардовского современным читателем может быть неоднозначной и противоречивой Отмечая несомненное художественное достоинство этих произведений — совершенство поэтического языка, богатство сказовых интонаций, достоверность изображения картин народной жизни, можно говорить о спорности и преходящем характере идейного содержания поэмы.

Однако можно утверждать, что в поэмах «Страна Муравия» и «За далью -даль» наиболее полно отразились основные особенности идейно-художественного мировоззрения Твардовского: тесная связь с современностью, умение уловить и поэтически выразить настроения эпохи, доступно донести высокие идеи до самого широкого круга читателей, близость лучшим традициям русской литературной классики.