ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.НЕТРАДИЦИОННЫЕ ЖАНРЫ СОЧИНЕНИЯ

Существует несколько жанров сочинений, которые можно условно разделить на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные жанры:

Сочинение-описание – перечень признаков объекта описания. Описание может быть научным и художественным, объективным и субъективным, детальным или образным. Структура описания обычно строится от общего к частному: общее описание предмета -> описание характерных признаков -> описание отношения к предмету. Часто используются прилагательные.

Сочинение-повествование — изложение последовательности событий, в результате которого получается рассказ. Структура повествования: завязка -> кульминация -> развязка. Часто используются глаголы и наречия времени.

Сочинение-рассуждение – логическое изложение собственной аргументированной точки зрения. В основе любого сочинения-рассуждения лежит проблема. Структура рассуждения: проблема -> аргументы-> вывод. Часто используются побудительные и вопросительные предложения, оценочные суждения, вводные слова и фразы.

Нетрадиционные жанры:

Сочинение-реклама – изложение достоинств предмета в понятной, лаконичной и интересной форме. Особенности – важность заголовка, “живой” текст, интересные, запоминающиеся факты, простота восприятия на слух.

Сочинение -дневниковая запись – опус в литературно-бытовом жанре. Повествование обязательно ведется от первого лица. Повествуется о текущих событиях, при чем повествование здесь соседствует с описанием и рассуждением. Записи всегда датируются.

Сочинение-эссе – произведение небольшого объема, в котором автор передает свои личные впечатления. На первом плане в эссе всегда личность автора.

Сочинение-письмо – текст, написанный адресату, разговор с отсутствующим. Для данного жанра сочинений характерно наличие вводных слов, обращений, информации личного характера, эмоциональность, открытость.

Всероссийский конкурс сочинений. Жанры. учебно-методический материал по литературе на тему

Слайд 1

Всероссийский конкурс сочинений. Жанры. Рекомендации по подготовке к конкурсу учащихся 6-7 классов Жилина Н.Б., учитель русского языка и литературы МБОУ «Никифоровская сош №2»

Слайд 2

Цели проведения Всероссийского конкурса сочинений: возрождение традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные компетенции учащегося на разных этапах обучения и воспитания личности; обобщение, систематизация и распространение накопленного отечественной методикой эффективного опыта по обучению написанию сочинений и развития связной письменной речи учащихся в целом.

8 стр., 3563 слов

«Лишь слову жизнь дана…» ( Уроки словесности: из опыта работы ...

... сейчас выбор объектов описания богат и разнообразен. Источник разнообразия: окружающая нас жизнь, внутренний мир каждого из нас, нравственные, философские проблемы. Наиболее распространенными жанрами школьных сочинений являются небольшие по ...

Слайд 3

Общая тематика Конкурса биография и творчество писателей, чьи юбилеи отмечаются в 2020 году; книги-юбиляры 2020 года; 70-летие Победы в Великой Отечественной войне; история российского предпринимательства в культурно-историческом контексте.

Слайд 4

Жанр своего сочинения участник Конкурса определяет самостоятельно.

Слайд 5

Жанры сочинения. рассказ 1. Небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде. 2. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера. 3. Небольшое по объѐму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

Слайд 6

Как написать сочинение-рассказ Рассказ — это повествовательный тип речи, в такое сочинение мы можем добавить элементы описания или даже рассуждения . Описание поможет изобразить героев рассказа и место действия. Рассуждение как тип речи – поможет подчеркнуть твое отношение к тому, о чем ты повествуешь.

Слайд 7

Как написать сочинение-рассказ

Слайд 9

Правила рассказа 1 правило . У любого события, о котором ты пишешь в рассказе, есть начало, развитие события и конец. Соблюдай последовательность!

Слайд 10

Правила рассказа 2 правило . Действия развиваются не одновременно, а следуют одно за другим. Какая часть речи обозначает действие? Правильно – ГЛАГОЛ!!!! В рассказе должно быть много глаголов! 3 правило . В рассказе должны быть действующие лица, они действуют, т. е. что-то делают и разговаривают!

Слайд 11

Структура (композиция) рассказа

Слайд 12

Вступление, или начало повествования С чего все началось? Где происходят события? Когда? Почему? Кто главный герой? Вступление готовит читателя к основным событиям. Здесь сообщается о времени, месте действия, происходит знакомство с героями. Можно начать с обращения к читателям, сразу же обозначив тему своего рассказа. Например, как у Н. В.Гоголя: «Знаете ли вы, что такое украинская ночь?..» Можно сразу же назвать место действия и героя. Например, так: «Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин…» (Толстой Л.Н. «Кавказский пленник ») Далее следует ЗАВЯЗКА сюжета. Завязка – это событие, с которого все начнется, закрутится-завертится. Как у Толстого в «Кавказском пленнике»: «…Пришло ему раз письмо из дома.» Хорошо, если завязка будет иметь интригующий характер. Нам важно «зацепить» читателя, удержать его внимание, чтобы он захотел читать дальше.

Слайд 13

Основная часть Повествование набирает темп. События следуют одно за другим. Ты употребишь здесь много глаголов при описании действий героев. Большинство глаголов должны быть совершенного вида и в форме прошедшего времени (собрались, вышли, поехали, остановились, задумались…) Это нужно потому, что действие совершается последовательно и имеет законченность, действие ограничено в своем развитии, имеет конец. На смену одному, приходит следующее действие. Можно употребить глаголы несовершенного вида в настоящем времени (говорит, отвечает, думает).

17 стр., 8392 слов

Аргумент из рассказа Паустовского «Телеграмма». Равнодушие ...

... и наказание»., М.А. Шолохов «Судьба человека», К.Г. Паустовский «Телеграмма»., ... ошибок нет и не может быть опыта. Литературный герой , совершая ошибки, анализируя их и приобретая тем самым опыт, меняется, совершенствуется, встает на путь духовного и нравственного развития. Давая оценку действиям ... как в рассказе К.Г. Паустовского « ». ... после трагического события день ... этим письмом последовала телеграмма ...

Это сделает рассказ выразительнее, живее, как будто действие сейчас происходит, сию минуту, а не в далеком прошлом. Действие должно достичь кульминации , наивысшей точки напряжения. Здесь и раскроется твоя основная мысль рассказа, то, ради чего ты и рассказываешь эту историю. После — напряжение спадает, повествование подходит к концу.

Слайд 14

концовка содержит развязку истории: чем дело закончилось. Развязка может быть очень неожиданной, парадоксальной даже.

Слайд 15

Жанры сочинения. Сказка 1. Повествовательное литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с установкой на фантастический вымысел. 2. Повествовательное, народно-поэтическое или авторское художественное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. 3. Повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов.

Слайд 16

Как написать сказку Сказка – это тот же рассказ , только все события в нем сказочные, волшебные. Поэтому, чтобы сочинить любую сказку, нужно использовать определенные правила и специальный план.

Слайд 17

Как написать сказку 1. Определить тему, то есть то, о чем будет наш рассказ (сказка).

2. Обязательно сформулировать основную мысль будущего рассказа, то есть для чего, с какой целью вы его пишете, чему он должен научить слушателей.

Слайд 18

Структура сказки Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).

Основная часть. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Слайд 19

Языковые особенности сказок Повторы слов. Ритмичность. Постоянные эпитеты. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с увеличительно-пренебрежительными суффиксами. Обратный порядок слов в предложении. Троекратные повторы. Сказочные зачины и концовки. Гиперболы

Слайд 20

Жанры сочинения. письмо 1. Эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса. 2. Жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности.

Слайд 21

Как писать письмо Несмотря на то, что письмо предполагает свободное движение мысли, вам необходимо заранее составить план сочинения. Это поможет не запутаться в собственных тезисах и не зайти в тупик в размышлениях. Кроме того, продуманная структура сделает ваш текст понятным не только адресату, но и для любому читателю.

Слайд 22

Никакое письмо не может обойтись без обращения к собеседнику . Вы можете использовать образ знакомого человека, чтобы дополнительно не продумывать его психологию при составлении письма. Если же вы любите фантазировать, можно обратиться к вымышленному персонажу, придуманному вами или существующему в известных произведениях искусства. Также в этом задании можно позволить себе такую роскошь, как беседа с классиками литературы и живописи, с великими учеными эпохи Возрождения или с современной правящей элитой.

5 стр., 2411 слов

Эпистолярный жанр (Жанр письма) в русской литературе

... говорится о радостях интимных переживаний, о поцелуе, о нежных мечтаниях. Обычно жанр романа в письмах связывают с сентиментальным повествованием XIX века. Достоевский же использовал архаичную форму ... связи» (1782) Читать Когда французский генерал артиллерии Шодерло де Лакло опубликовал свое сочинение, его обвинили, во-первых, в аморальности, а во-вторых, в краже и ...

Слайд 23

Затем в нескольких предложениях обоснуйте свой выбор собеседника . Расскажите ему, почему именно его мнение по теме вам интересно, по какой причине вы хотите поделиться переживаниями с этим конкретным персонажем. После можно переходить непосредственно к теме письма (а значит и теме сочинения).

В свободном стиле расскажите, чем важна и интересна затрагиваемая проблема. Возможно, ее делают актуальной какие-либо обстоятельства современности. Если вас натолкнул на размышления какой-то незначительный эпизод или случайно услышанная фраза, упомяните в сочинении и об этом.

Слайд 24

Все свои мысли по заданной теме постройте по типу текста-рассуждения : сначала назовите тезис, потом переходите к доказательствам высказывания или к картинкам, примерам, которые могут послужить иллюстрацией. В заключении сделайте вывод или обозначьте сложность проблемы и необходимость ее решения (вы можете предложить способы решения или хотя бы наметить направление, в котором стоит двигаться).

Слайд 25

Поскольку вы пишете письмо , рассуждения можно прерывать вопросами к воображаемому собеседнику . Можно даже предположить, что он ответит, и согласиться или поспорить с его репликой. Для придания живости и непосредственности можно снабдить текст несколькими лирическими отступлениями. В конце письма еще раз выразите свою заинтересованность в ответе адресата и попрощайтесь с ним.

Слайд 26

Жанры сочинения. Заочная экскурсия 1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность. 2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения.

Слайд 27

Примеры формулировок тем «История моего знакомства с …. (писателем или произведением)». Жанр – рассказ. «О чем книги говорят по ночам». Жанр – сказка. «Здравствуй, будущий читатель …. (писателя или произведения)». Жанр – письмо. «Где ты, где ты, отчий дом?» На родине С.А. Есенина». Жанр – заочная экскурсия.

Слайд 28

Виды сочинений.

Существует несколько видов сочинений в зависимости от источников материала и от используемого стиля.

Классификация сочинений в зависимости от источника информации:

  • Сочинение, основанное на личном опыте,
  • Сочинение, основанное на литературном тексте,
  • [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/zavisimost-strukturyi-sochineniya-ot-ego-janra/

  • Сочинение, основанное на кинофильме / музыкальном произведении и прочее,
  • Сочинение, основанное на картине или цикле картин
  • Сочинение, основанное на различных источниках информации

Классификация, основанная на стиле сочинения:

  • эмоционально-образные сочинения,
  • сочинения в документальном стиле,
  • сочинения в научном стиле

Сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение имеет более устойчивую композицию, оно, как правило, трёхчастно, так как основано на аргументации какого-то тезиса. Цель сочинения-рассуждения – доказать правильность главной мысли. В первой части высказывается общее положение – тезис. Во второй – приводятся доказательства, подтверждающие основную мысль. В третьей, заключительной части, формулируются выводы.

5 стр., 2238 слов

Рассуждение «Книга-наш друг и советчик»

... – залог крепкой дружбы читателя и книги. Урок развития речи «Подготовка к сочинению «Книга-наш друг и советчик» УРОК развития речи в 7 классе Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению. Цели: вспомнить все части рассуждения как типа речи; ...

Отсюда традиционная композиция сочинений-рассуждений:

  1. I. Тезис (основная мысль сочинения).

  2. II. Доказательства (аргументы):

а) …

б) …

в) …

III. Заключение о правильности тезиса (вывод).

Эссе по заданному тексту

Стоит остановиться на особенностях написания итоговой работы в рамках экзамена по русскому языку. Здесь можно использовать клише для эссе. По литературе же лучше избегать трафаретности в сочинениях. Итак, в ЕГЭ по русскому требуется написать небольшой опус по заданному тексту. И если вспомнить структуру эссе, то здесь появляется дополнительный момент: необходимо отразить позицию автора (известного писателя, ученого или публициста) и выразить свое отношение к ней.

Опорой могут служить выражения:

  • дать оценку (чему);
  • выявить сущность (чего);
  • излагать свой подход;
  • исходить из того, что;
  • основываться на собственном понимании;
  • разграничивать понятия;
  • считать правомерным;