Эпистолярный жанр (Жанр письма) в русской литературе

Сочинение

Письма героев как средство их характеристики в произведениях отечественной литературы.

Эпистолярный жанр был весьма характерен для произведений XIX века. Письма служили не только средством передачи информации, но и способом характеристики героев. Именно в письме выражались их заветные мысли и чаяния, в письмах герои предельно искренны и правдивы.

Самым известным письмами в отечественной литературе являются письмо Онегина к Татьяне и Татьяны к Онегину. Оба письма предельно эмоциональны, искренни, они словно зеркальны по отношению друг к другу.

Любовь Татьяны к Онегину – это ее первое чувство. А письмо, которая она решилась написать, — первый поступок любви. Татьяна пишет его ночью, в состоянии сильного волнения после разговора с няней. Почему же Татьяна все же решилась написать письмо? Ведь в XIX веке не принято было девушке первой признаваться в любви, это считалось большой дерзостью. Именно в этом кроется причина волнения героини. Она не знает, как отнесется Онегин к ее признанию. Фактически Татьяна вверяет Онегину свою судьбу, честь, репутацию.

Перед тем, как привести в романе текст самого письма, автор утверждает его подлинность, жизненную правдивость, говорит, что оно лежит перед ним. Письмо героини предельно искренно, это письмо, где «сердце говорит, где все наружи, все на воле». Нужно очень сильно любить, чтобы написать Онегину первой. Но Татьяна робеет, ей страшно назвать адресата «Письмо готово, сложено…для кого ж оно?». Вначале письма Татьяна называет Онегина на «Вы», в центральной и заключительной части переходит на «Ты». Однако в последних строках, когда ее чувство умолкло, и заговорили благоразумие и страх, Татьяна снова перешла на «Вы».

В этом письме настоящая исповедь неопытного сердца, тревожные ожидания, сомнения («Кто ты, мой ангел ли хранитель или холодный искуситель?»), верность чувству («Нет, никому на свете не отдала бы сердца я»).

Здесь в полной мере перед читателем предстает духовный облик Татьяны, ее отношение к любви.

Письмо Онегина по интонации, силе чувства, искренности напоминает послание Татьяны. Наконец-то Онегин раскрывает свою душу навстречу любви. Страстное признание он вынашивал очень долго. Его письмо также читается на одном дыхании. Здесь герой обнаруживает глубину чувства, абсолютную открытость, надежду на взаимность.

Таким образом, письма в романе «Евгений Онегин» являются важными структурными компонентами сюжета, основными средствами раскрытия подлинной сути героев произведения.

2 стр., 581 слов

ОТРАЖЕНИЕ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПИСЬМАХ ТАТЬЯНЫ И ОНЕГИНА по роману ...

... здесь — почти дословное повторение письма Татьяны. «Все решено: я в вашей воле», — пишет Онегин, А она: «Теперь, я знаю, в вашей воле...» Быть «в чужой воле», зависеть от кого-то ... .. Знаменитые строки! В них — вся Татьяна. Ей приходится первой признаваться в любви мужчине. Что подвигнуто провинциальную барышню на такую смелость, кроме сильного чувства? В глубине души Татьяна наверняка была уверена ...

Письма как основа композиции представлены в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Переписка ведется двумя героями, оказавшимися на дне жизни: Макаром Девушкиным и Варенькой Доброселовой. Обозначение жанра произведения – роман — употреблено Достоевским в его старинном значении, которое предполагает любовную тематику, описание перипетий судьбы героев. В первом же письме Макара Алексеевича Девушкина говорится о радостях интимных переживаний, о поцелуе, о нежных мечтаниях.

Обычно жанр романа в письмах связывают с сентиментальным повествованием XIX века. Достоевский же использовал архаичную форму для выражения нового содержания. Писатель взял характеры из самой бедной среды, что не было свойственно никаким предшествующим перепискам. Писатель доказал публике, что бедные, брошенные на обочину жизни люди заслуживают внимания, сострадания. Но самое главное, что давала Достоевскому форма писем, было впечатление полной объективности автора и одновременно полной достоверности фактов, чувств, переживаний людей.

Первые же строки писем называют читателю героев: «Бесценная моя, Варвара Алексеевна!», «Милостивый государь, Макар Алексеевич!». Письма Девушкина подчеркивают его незлобивость, скромность, нерешительность, доброту, сердечность. Он старается всячески поддержать Вареньку, успокоить ее. Сам герой никак не может выбраться из удручающей нищеты. Особенно трагично звучит эта тема в эпизоде с генералом, когда у Макара оторвалась пуговица и нечем было ее пришить.

Вместе с тем создается впечатление, что герои не слышат друг друга. Девушкин – маленький человек, «бедный человек», Варенька – скромная юная девушка, которая страшится «злых людей», «их гонения, ненависти». Макар Алексеевич – ее единственная надежда. Герой любит Вареньку так, что тратит на нее все возможное и даже сверх возможного. Оба героя страдают в этом дисгармоничном мире. Парадокс заключается в том, что они живут рядом друг с другом, но обмениваются самыми сокровенными мыслями только в письмах.

Наконец, судьба маленького героя отразилась в рассказе А.П.Чехова «Ванька». Его письмо раскрывает душу, образ мыслей мальчика-сироты, которого обижает злой хозяин. Единственная надежда ребенка связана с дедушкой. Ему он доверяет свои страдания, воспоминания, боль. Текст письма говорит том, что мальчик уже с юных лет имеет твердый характер, волю. За свою недолгую жизнь он успел много повидать, ему довелось хлебнуть горя.

Рассказ заканчивается символически. Ванька не указал адреса своего дедушки. Это значит, что его письмо никогда не найдет своего адресата. Вместе с тем, финал рассказа открыт. Это символическое обобщение, которое показывает, что судьба Ваньки типична для того времени.

Письма являются одним из главных средств характеристики героев. В письме автору необходимо представить характер в полном его развитии, показать глубинные стороны его характера. Это своеобразная форма самовыражения персонажа, в которой проявляется его индивидуальность, неповторимость.

История эпистолярного жанра

Эпистолярный жанр зародился в античные времена. Изначально он не имел ничего общего с художественной прозой и не выходил за рамки простого обмена важной информацией. Cо временем возможности жанра становились шире, в нём всё отчётливее стали проступать элементы публицистики и дидактики. Именно эти черты видны в самых древних образцах античной эпистолографии — в письмах Платона и Аристотеля. В них содержались ценные философские размышления о морали и способах управления государством.

4 стр., 1920 слов

Электронная-трансформация-эпистолярного-жанра

... общения объединены одним жанром – эпистолярным. Определение эпистолярного жанра мы находим в словаре Д.Н. Ушакова: «Эпистолярный жанр – жанр, связанный с эпистолами, с литературными произведениями в форме писем, посланий» [1]. ... XIX веков, выявить ряд сходств, характерных письменной форме общения. Гипотезой нашей работы стало предположение о том, что SMS-коммуникация – это письменная культура со ...

Затем пришла очередь так называемой поучительной эпистолографии Эпикура. Все свои философские воззрения этот мыслитель представил в трёх письмах, получателями которых были Менекей, Пифокл и Геродот. Однако со временем «поучительность» из писем стала исчезать. Они становятся сухими, пространные размышления в них уступают место простому перечислению фактов, уделяя больше внимания конкретным событиям.

Далее на историческую сцену выходит риторика , создавшая богатый набор формальных правил и штампов письменной речи. Изучающие эту дисциплину должны были уметь составлять письма на заданную тему от имени заданного лица. В результате возникла так называемая литература фиктивного письма. Риторика формализовала письма, превратив их в особую разновидность словесного искусства. Можно сказать, в эти времена эпистолярный жанр приобрёл многие условности, характерные в том числе и для современности.

Своей стилистикой письма отличались от устной речи. От ораторских речей они отличались своей краткостью, от научной прозы — повышенной эмоциональностью и фамильярностью. Эти черты эпистолярного жанра, сформированные ещё в античные времена, присутствуют в нём и сегодня.

Романы в письмах: лучшие книги в этом жанре

Роман в письмах, он же эпистолярный жанр, существует в литературе не первый век. С какими произведениями, выстроенными как переписка персонажей, стоит провести зимний вечер?

Шодерло де Лакло «Опасные связи» (1782)

Читать

Когда французский генерал артиллерии Шодерло де Лакло опубликовал свое сочинение, его обвинили, во-первых, в аморальности, а во-вторых, в краже и предании огласке… чужой переписки. Роман об интригах распутных виконта де Вальмона и маркизы де Мертей состоит из 175 писем, написанных не только главными, но и второстепенными героями друг другу. В конце концов добро побеждает зло, но книга и сегодня не устарела как прекрасный учебник для соблазнителей (читайте, пикаперов) и тех, кто не хочет попасть в их сети.

Мужчина наслаждается счастьем, которое испытывает он сам, женщина – тем, которое дает она

Федор Достоевский «Бедные люди» (1844–1845)

Читать

1 стр., 493 слов

О чем я думаю и что чувствую, читая письмо Татьяны в романе Евгений ...

... к письму Татьяны, следует отметить, что оно полно нежности, высших чувств и надежд на взаимность. Даже не зная, каким будет ответ, она готова всецело вручить себя ему. Читая ... любви. Именно в Онегине она увидела тот самый романтичный образ. Влюбившись в столичного повесу, она решила написать ему полное признаний письмо, как это делали героини французских романов, которыми она ...

Это дебютный роман Федора Михайловича Достоевского о «маленьких людях», раздавленных жизнью, «униженных и оскорбленных» обществом, но не потерявших чувства гордости, умения сопереживать, потребности мечтать и любить. Переписка скромного немолодого чиновника Макара Девушкина и девицы Варвары Доброселовой подчас сентиментальна, наивна и манерна. Но Достоевский на то и Достоевский, что читатель сам не замечает, как прочитанные строки касаются тайных струн его души, вызывая самые разные эмоции – сострадание, отвращение, гнев, боль и обиду за таких безответных мучеников, как Девушкин.

…когда будете смотреть на эти начатые строчки, то мыслями читайте дальше все, что бы хотелось вам услышать или прочесть от меня, все, что я ни написала бы вам; а чего бы я не написала теперь!

Энн Бронте «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» (1848)

Читать

Роман о героине, первый брак которой можно сравнить с адом, а второй – с раем на земле, имеет форму большого письма со вставками страниц дневника. Автор дневника – английская аристократка Хелен Грэхем, автор письма – ее второй муж, землевладелец Гилберт Маркхем, рассказывающий родственнику, какой непростой путь к счастью им с женой пришлось пройти.

Современники назвали книгу Энн Бронте самым смелым романом середины XIX века о браке. Писательница устами героини открыто рассуждает о бесправии женщин в семье и в обществе, о пагубности пьянства, распутства и сложностях воспитания ребенка, когда отец не может быть ему достойным примером. В ответ на критику: мол, сюжет безнравственен, – Бронте написала вступление ко второму изданию романа, где подметила: правда всегда передает свою мораль тем, кто способен принять ее.

Не отдавайте ни руки, ни сердца, пока не найдете веской причины расстаться с ними

Торнтон Уайлдер «Мартовские иды» (1948)

Читать

Иды – так назывался день в середине месяца в древнеримском календаре. В мартовские иды (15 марта 44 г. до н. э.) заговорщиками был убит диктатор Юлий Цезарь. Роман Уайлдера – это, по словам автора, попытка художественного воссоздания роковых событий и ярких персонажей последних дней Римской республики. Эпистолярная форма произведения, во-первых, придает ему размах, масштаб: писем в романе множество! Во-вторых, возникает эффект подлинности, документальности: читаешь и не сомневаешься, что именно таким слогом писали Цезарь, его жена Помпея, египетская царица Клеопатра, поэт Катулл, философ и оратор Цицерон, коварный Брут. А в-третьих, личные письма обнажают характер и мотивы поступков персонажей куда глубже, нежели беспристрастная летопись.

13 стр., 6215 слов

Чему меня учит роман «Евгений Онегин

... романа «Евгений Онегин» заключается даже не в том, чтобы показать все это. Главное, на что стоит обратить внимание, это описание русской жизни ... и реально существующим. Автор действует в романе наряду со всеми героями «Евгения Онегина» и принимает ... жизнь. Татьяна решается написать Онегину и признаться в своих чувствах. Её письмо напоминает романтические признания из сентиментальных романов ...

Жизнь не имеет другого смысла, кроме того, какой мы ей придаем. Она не поддерживает человека и не унижает его. Мы не можем избежать ни душевных мук, ни радости, но сами по себе эти состояния нам ничего не говорят; и наш ад, и наш рай дожидаются того, чтобы мы вложили в них свой смысл

Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз» (1965)

Читать

Героиня книги, молодая учительница английского языка и литературы Сильвия Баррет, преподающая в нью-йоркской школе для трудных учеников, – альтер эго Кауфман. Писательница никогда не скрывала, что ее роман более чем наполовину автобиографичен. По ее словам, самым трудным в работе над произведением было создать многоголосый диалог – «сочинить великое множество писем, объяснительных записок, циркуляров и распоряжений, которые обрисуют учеников, учителей, родителей и дирекцию ярче и живее, чем мои собственные слова».

Роман почти полностью состоит из различных записок, документов, показывающих, насколько жизнь школы и учебный процесс погрязли в бюрократии, а также выдержек из сочинений (в духе «“Одиссею” Гомера я не дал бы читать даже своей собаке»), анонимных и открытых посланий «училке». Идеалистка Сильвия ведет борьбу на два фронта: с равнодушием учеников к учебе и с равнодушием большинства своих коллег к ученикам. И ей многое удается!

Как их исправлять и что исправлять – правописание, пунктуацию или одиночество, сквозящее между строк?

Сесилия Ахерн «Не верю. Не надеюсь. Люблю» (2004)

Читать

Другие названия этой книги в зависимости от перевода – «Там, где заканчивается радуга» и «С любовью, Рози». Роман охватывает почти пятьдесят лет жизни главных героев – знакомых с детства Рози и Алекса – и вмещает в себя несколько сотен их писем, записок, открыток, электронных сообщений. Сюжет не нов: закадычная дружба ее и его становится настоящей любовью, которую оба долго искали, не предполагая, что вторая половинка совсем рядом. Следить за перепиской парочки весьма увлекательно: они вышучивают друг друга, стоят один за другого горой, совершают ошибки, взрослеют, но не хотят стареть… И однажды отваживаются заглянуть глубже в собственные сердца, чтобы понять, какое чувство их на самом деле связывает.

10 стр., 4726 слов

Методические рекомендации по проведению урока внеклассного чтения ...

... Н Рыбаков получает десятки писем от читателей (см. "Литературное обозрение" за 1987 г. N 9). Читают роман и учащиеся и их ... научила общественная среда, которая воспитала в них нравственное начало. Жизнь экзаменовала каждого из семерых повзрослевших героев вариантом выбора. Саша ... Сама эпоха предоставила право выбора героям. В высших кругах шла борьба, которую нельзя было не заметить. Трагическая участь ...

Какую злую шутку играют с нами сказки. Я точно знаю, что не нужен мне ни рыцарь, ни принц, что от них бывают только одни огорчения и неприятности; но каждый раз, когда мне становится невмоготу, я опять мечтаю, чтобы кто-нибудь прискакал (по-настоящему прискакал, на белом коне!) и забрал меня отсюда. Все равно куда…

Михаил Шишкин «Письмовник» (2010)

Читать

Этот эпистолярный роман, лауреат премии «Большая книга» 2011 года, литературные критики оценивают как значительное явление в современной российской интеллектуальной прозе. Переписка влюбленных то рвет связь времен (письма идут в никуда, следуют друг за другом невпопад), то вновь воссоединяет прошлое и настоящее, а тема любви тесно сплетается с темами войны, памяти и смерти.

Главный герой, Володя, пишет Саше, своей избраннице, будучи в Китайском походе – это историческое событие 1900 года, которое объединило силы русских, американцев, немцев, японцев и французов для подавления Боксерского (Ихэтуаньского) восстания. А вот реальность Саши условна – автор не наделяет судьбу героини точными географическими и хронологическими рамками. Жизнь ее полна простых вещей и дел: она убирает дом, ездит на трамвае на работу, читает газеты, обожает любимую кошку. И пишет Володе всю свою долгую жизнь, годы и десятилетия спустя после его гибели в том походе…

Не доходят только те письма, которых не пишут

Особенности эпистолярного жанра

Произведения этого жанра отличаются ясностью, краткостью, естественностью и непринуждённостью изложения. Средства изложения автор волен выбирать сам. Единственное, что его ограничивает в этом выборе — эпистолярные традиции, существующие в обществе на момент написания письма.

Сами письма могут быть как деловыми, так и частными. Но все они имеют вполне определённую, хотя и не очень жёсткую структуру. В частных письмах встречаются такие элементы, как дружеские шутки, шутливые перефразирования, недоговорённости и намёки. Особое внимание уделяется форме обращения к адресату: чаще всего она подчёркнуто вежливая. Этот момент характерен как для деловых, так и для личных писем.

Что касается структуры письма, то вначале идёт так называемый зачин, в котором указывается дата написания письма и место, откуда оно было отправлено. Далее идёт вежливое приветствие адресата, потом краткое обращение к нему, под которым перечисляются сведения, ставшие поводом для создания письма. Затем идёт концовка, в которой могут присутствовать прощальные фразы, какие-то пожелания или особые просьбы. В конце ставится подпись.

3 стр., 1142 слов

Проблемы поиска смысла жизни в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»

... возникают в нашей жизни. Прежде всего меня заинтересовали проблемы поиска смысла жизни героями романа. Герои романа Онегин и Татьяна — сильные личности. Оба чувствуют себя чужими в холодной и праздной суете светской жизни. Оба способны любить и страдать. ...

Назначение частных писем может быть самым разным. В них могут содержаться размышления автора, его личные наблюдения. Он может в чём-то исповедаться адресату. Нередко такие письма содержат автобиографическую информацию, они могут быть дружескими, порицающими, рекомендательными, хвалебными, вопросительными, а иногда и угрожающими.